Научная статья на тему 'Интеллектуальный потенциал Челябинской области'

Интеллектуальный потенциал Челябинской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеллектуальный потенциал региона / инновации / инновационный потенциал региона / рейтинговая оценка регионов

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

В статье рассматривается сущность интеллектуального потенциала региона. Автор предлагает методику оценки интеллектуального потенциала региона, проводит рейтинг субъектов РФ по уровню интеллектуального потенциала, дает оценку интеллектуального потенциала Челябинской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальный потенциал Челябинской области»

Список литературы

1. Занятое население Свердловской области по видам экономической деятельности (итоги Всероссийской переписи населения 2002 года) / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области. - Екатеринбург, 2006. - 61 с.

2. Россия в цифрах. 2008 : кр. стат. сб. / Росстат. - М., 2008. - 510 с.

3. Рынок труда / под ред. проф. В. С. Буланова, проф. Н. А. Волгина. - 3-е изд., пе-рераб. и доп. - М. : Экзамен, 2007. - 479 с. 1ББК 5-377-00245-1.

4. Сёмин, А. Н. Квалифицированные кадры АПК : воспроизводственные процессы / А. Н. Семин. - Екатеринбург : Урал. изд-во, 2003. - 275 с. 1ББК 5-93667-041-4.

5. Филиппов, Н. Н. Формирование цены рабочей силы в условиях трансформационной экономики / Н. Н. Филиппов, Н. З. Шаймарданов ; мин-во обр. РФ Уральского гос. экон. ун-та. - Екатеринбург : УрГЭУ,1999. - 186 с.

6. Хвостенко, Т. М. Формирование кадров высшей квалификации для сельского хозяйства региона : дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Т. М. Хвостенко. - М., 2003. -181 с. РГБ ОД, 61:04-8/1742.

Е. П. Маскайкин

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье рассматривается сущность интеллектуального потенциала региона. Автор предлагает методику оценки интеллектуального потенциала региона, проводит рейтинг субъектов РФ по уровню интеллектуального потенциала, дает оценку интеллектуального потенциала Челябинской области.

Ключевые слова: интеллектуальный потенциал региона, инновации, инновационный потенциал региона, рейтинговая оценка регионов.

В новой экономике приоритеты связаны не столько с материальновещественными ресурсами, сколько с инновациями. Конкурирующие субъекты в таких условиях должны обеспечивать создание, накопление, хранение и передачу инноваций.

Инновационные ресурсы становятся ключевыми в развитии организаций, регионов, стран и мирового сообщества. К инновационным ресурсам относятся те материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические ресурсы, которые обеспечивают возможность инновационной деятельности и создание инновационной технологии, продукции, услуг.

По нашему мнению инновационный потенциал региона - это способность и возможность региона формировать и использовать инновационные ресурсы, которые необходимы для инновационного развития и позволяют региону создавать, распространять и использовать различного вида новшества (новые виды товаров и услуг).

В инновационном потенциале нами разграничены два основных компонента: ресурсный и результирующий1. Ресурсный компонент связан с формированием инновационного потенциала, а результирующий компонент - с его использованием. Следовательно, результатом использования инновационного потенциала будут различного вида новшества (новые виды товаров и услуг).

Одной из составляющих инновационного потенциала региона является интеллектуальный потенциал. Существует большое количество определений интеллектуального потенциала2. По нашему мнению интеллектуальный потенциал региона -это способность и возможность региона формировать и использовать интеллектуальные ресурсы, которые делают возможным создание, транзит и использование новшеств.

Предлагаемая методика оценки интеллектуального потенциала региона предполагает расчет обобщающего индикатора интеллектуального потенциала региона состоящего из двух обобщающих индикаторов: индикатора формирования интеллектуального потенциала региона (ресурсный компонент) и индикатора использования интеллектуального потенциала региона (результирующий компонент).

Оценка интеллектуального потенциала региона предполагает систему показателей, оценивающих в совокупности ресурсный и результирующий компоненты интеллектуального потенциала.

Ресурсный компонент интеллектуального потенциала проявляется:

- в наличие и накопление знаний, навыков, творческих способностей, моральных ценностей работников;

- в затратах на исследования и разработки;

- в имеющихся технологиях, системах управления, информационных и коммуникационных системах.

Результирующий компонент интеллектуального потенциала проявляется в полученных (произведенных) патентах, ноу-хау, изобретениях, научных разработках, промышленных образцах, полезных моделях, программах для ЭВМ и баз данных, селекционных достижениях, секретных формулах или процессах и информации в отношении промышленного, коммерческого или научного опыта.

Сопоставление имеющихся интеллектуальных ресурсов, процессов и полученных результатов с экономическими ресурсами региона позволяет сформировать систему показателей для оценки интеллектуального потенциала региона, которая включает 14 показателей.

На основе метода сравнительной рейтинговой оценки определяются обобщающий индикатор формирования интеллектуального потенциала региона и обобщающий индикатор использования интеллектуального потенциала региона.

4 о- хи )2+...+(1- )2

ИфЯК ( ииик ) ^

где РИфШ - рейтинговое значение обобщающего индикатора формирования интеллектуального потенциала региона;

РИшк - рейтинговое значение обобщающего индикатора использования

интеллектуального потенциала региона;

ХЦ - стандартизированные показатели состояния _|'-региона; г - номера показателей от 1, 2, 3, ... , п; п - количество показателей оценки.

В предлагаемой методике оценки обобщающие индикаторы формирования и использования интеллектуального потенциала признаются равноценными. Поэтому обобщающий индикатор интеллектуального потенциала региона определяется путем суммирования рейтинговых значений обобщающих индикаторов формирования и использования интеллектуального потенциала региона.

Обобщающий индикатор формирования интеллектуального потенциала региона и обобщающий индикатор использования интеллектуального потенциала региона из-

меняются в интервале от 0 до 1, а обобщающий индикатор интеллектуального потенциала региона - от 0 до 2. При этом, чем меньше рейтинговое значение индикатора, тем выше уровень интеллектуального потенциала. Ориентируясь на динамику изменения показателей, входящих в систему, были выделены 4 возможных уровня интеллектуального потенциала региона (табл. 1).

Таблица 1

Оценка интеллектуального потенциала региона Обобщающий ин- Обобщающий ин- Обобщающий индикатор использования интеллектуального потен-

Уровень

индикатора

дикатор формирования интеллектуального потен-

дикатор интеллектуального потенциала региона

высокии

средний

ниже

среднего

низкий

циала региона Ри < 0,30

И ФИК 7

Ри = {0,30 -

ИФИК ^ 7

0,35} Ри = {0,35 -

ИФИК

0,40}

ри,к = {°,4° - 1,0} р

циала региона

ИИ

< 0,35

Ри = {0,35 -

ИИИК ^ 7

0,45}

Ри = {0,45 -

ИИИК

0,50}

РИШ < 0,60 Рик = {0,65 -0,80} Ри = {0,80 -

ИИК

0,90}

= {0,50 - 1,0} Ри = {0,90 - 2,0}

V. 7 7 ) Пик 7 7 ’

Полученные результаты оценки интеллектуального потенциала регионов позволили ранжировать субъекты РФ по уровню интеллектуального потенциала региона и присвоить им рейтинги3. Наивысший ранг присваивается субъекту с наименьшим значением обобщающего индикатора интеллектуального капитала, что соответствует наиболее высокому уровня интеллектуального потенциала региона (табл. 2).

Результаты оценки интеллектуального потенциала субъектов РФ за 2005-2006 гг. показывают, что Челябинская область находится на 21 месте в рейтинге субъектов РФ по уровню интеллектуального потенциала и имеет средний уровень интеллектуального потенциала региона. При этом Челябинская область имеет уровень обобщающего индикатора формирования интеллектуального потенциала региона ниже среднего (в 2005 г. 0,41 и в 2006 г. 0,45), а уровень обобщающего индикатора использования интеллектуального потенциала региона соответствует среднему уровню (в 2005 и в 2006 г. 0,35).

Таблица 2

Ранги субъектов РФ по уровню интеллектуального потенциала региона за 2006

гг.

Наименование субъекта Ран Наименование субъекта Ран

г. Москва г 1 Кемеровская область г 41

г. Санкт-Петербург 2 Калининградская область 42

Нижегородская область 3 Липецкая область 43

Московская область 4 Смоленская область 44

Т омская область 5 Приморский край 45

Новосибирская область 6 Удмуртская Республика 46

Самарская область 7 Ленинградская область 47

Калужская область 8 Республика Карелия 48

Ульяновская область 9 Амурская область 49

Свердловская область 10 Новгородская область 50

Орловская область 11 Курганская область 51

Воронежская область 12 Республика Коми 52

Ярославская область 13 Кировская область 53

Омская область 14 Иркутская область 54

Белгородская область 15 Ставропольский край 55

Пермский край 16 Сахалинская область 56

Владимирская область 17 Камчатская область 57

Республика Татарстан 18 Магаданская область 58

Республика Мордовия 19 Республика Бурятия 59

Саратовская область 20 Тамбовская область Кабардино-Балкарская Респуб- 60

Челябинская область 21 лика 61

Красноярский край 22 Брянская область 62

Пензенская область 23 Чувашская Республика 63

Ростовская область 24 Республика Тыва 64

Тюменская область 25 Псковская область 65

Костромская область 26 Республика Дагестан 66

Курская область 27 Алтайский край Карачаево-Черкесская Респуб- 67

Хабаровский край 28 лика 68

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мурманская область 29 Оренбургская область 69

Тверская область 30 Вологодская область 70

Рязанская область 31 Республика Калмыкия Республика Северная Осетия - 71

Ивановская область 32 Алания 72

Тульская область 33 Республика Алтай 73

Читинская область 34 Чеченская Республика 74

Волгоградская область 35 Республика Саха (Якутия) 75

Астраханская область 36 Республика Адыгея 76

Архангельская область 37 Чукотский автономный округ 77

Республика Марий Эл 38 Республика Хакасия 78

Краснодарский край 39 Еврейская автономная область 79

Республика Башкортостан 40 Республика Ингушетия 80

Таким образом, в инновационной системе Челябинской области на достаточном уровне происходит использование результатов интеллектуальной деятельности, что в конечном итоге способствует созданию и использованию инноваций и развитию региональной инновационной системы. Однако в инновационной системе Челябинской области используются в большей степени результаты интеллектуальной деятельности других региональных инновационных систем, поскольку в Челябин-

ской области формирование интеллектуального потенциала находится на низком уровне.

Следовательно, для повышения уровня интеллектуального потенциала Челябинской области и в целом повышения эффективности функционирования инновационной системы Челябинской области особое внимание следует обратить на формирование интеллектуального потенциала региона.

В целом можно выделить следующие направления развития интеллектуального потенциала Челябинской области:

1) по формированию интеллектуального потенциала региона:

- повышение финансовой и социальной поддержки молодых ученых;

- увеличение затрат региона на поддержку науки и фундаментальноприкладные исследования;

- реализация программ подготовки кадров в научно-инновационной сфере;

2) по использованию интеллектуального потенциала региона:

- формирование базы данных передовых технологий, созданных в Челябинской области;

- создание и актуализация базы данных запросов промышленных предприятий на новые технологии и научно-технические разработки;

- создание благоприятных условий по обмену знаниями и технологиями между элементами инновационной системы.

Представляется, что разработанная методика оценки интеллектуального потенциала региона позволит:

- определить уровень интеллектуального потенциала региона в текущем периоде в целом и по каждому из компонентов;

- сравнить регионы по уровню интеллектуального потенциала;

- ранжировать субъекты РФ по уровню интеллектуального потенциала региона;

- разработать стратегию развития интеллектуального потенциала региона по каждому компоненту и в целом на перспективу.

Примечания

1 Мильнер, Б. 3. Управление знаниями / Б. 3. Мильнер. - М. : ИНФРА-М, 2003. -С. 24.

2 Акперов, И. Г. Интеллектуальные ресурсы как стратегический фактор развития региона / И. Г. Акперов // Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2006. - № 4. - С. 41.

3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/soder/

year07.htm.

Н. В. Артемьева

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РАБОТНИКОВ

В статье раскрываются содержание понятия «конкурентоспособность работника».

Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентоспособность предпри-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.