Теория и методика обучения и воспитания
81
марафоне «Пасхальные дни милосердия», социальных проектах, организованными Епархиальным отделом социального служения и Церковной благотворительности Смоленской Епархии.
Духовная музыка пополнила слуховой опыт детей новыми интонациями, образами, отличными от фольклора и классической светской музыки. Через духовную музыку ребята соприкасались с вечными нравственными истоками, раскрывали для себя высшую гармонию мировоззрения.
Духовное искусство призывало ребят творить добро и руководствоваться при этом высшими нравственными критериями: любовью, вниманием, состраданием, прощением, чтобы не выступала на первое место забота только о личном благе. Приведем выдержки из анкет (анонимных) обучающихся 8 класса: «... мне нравится, когда подробно объясняют музыкальные произведения, тогда очень легко слушать и понимать духовную музыку.»; «... урок наполнен особой теплотой, дает ощущение внутреннего покоя, добра.»; «... милосердие - один из нравственных законов, по которому жил русский человек.»; «. урок музыки - это единственный способ знакомства с музыкой.».
Огромное значение духовной музыки состоит еще и в том, что она, как никакой другой вид искусства, является высоким носителем духовности и нравственности. Она является значительной частью воспитания и самоопределения человека, гармоничного развития личности.
Список литературы:
1. Андрицова М.Ю., Валуев Д.В., Довгий Т.П. История православной культуры земли Смоленской. - Смоленск: Издательство Смоленского областного института усовершенствования учителей, 2002.
2. Аникеев В.М. Святыни и подвижники смоленские. - Смоленск, 2006.
3. Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д. Искусство. - М.: Просвещение, 2011.
4. Трубин Н.Г. Духовная музыка. - Смоленск, 2004.
интеллектуальный марафон
КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ КАДЕТ
© Иванова О.Н.*
Оренбургское президентское кадетское училище, г. Оренбург
В статье рассматривается понятие интеллектуального марафона. Влияние марафона на развитие интеллектуальных, эмоционально-волевых и
Воспитатель учебного курса.
82
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
социальных сфер личности, формирование различных универсальных учебных действий. Описана структура проведения марафона. Автором предложен примерный план интеллектуального марафона.
Ключевые слова интеллектуальный марафон, универсальные учебные действия.
Интеллектуальный марафон включает различные группы мотивов, но в основном внутренние. Это и удовольствие от самой деятельности, и прямой результат деятельности, и стремление к успеху, и понимание необходимости знания для жизни, и, наконец, учение как возможность общения. Таким образом, включая мотивацию, каждый может попробовать свои силы и по-разному испытать себя. Интеллектуальный марафон является той формой учебной деятельности, которая может повлиять на развитие интеллектуальных, эмоционально-волевых и социальных сфер личности. Участвуя в марафоне, кадет:
- проявляет стремление к самореализации (регулятивные УУД - саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий);
- у него формируются навыки планирования и самоконтроля (личностные УУД - смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом и регулятивные УУД - планирование-определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий, прогнозирование - предвосхищение результата);
- ему приходится проявлять системность, креативность и критичность мышления (познавательные УУД - Логические универсальные действия) [2].
Получение результатов своей деятельности с комментариями специалистов и соотнесение их с результатами других участников способствует формированию у кадетов адекватной самооценки и уровня притязаний (регулятивные УУД, коммуникативные УУД), а также учит его брать на себя ответственность за результаты собственной работы (регулятивные УУД).
Интеллектуальный марафон даёт возможность:
- продемонстрировать приобретённые общеучебные умения и навыки (познавательные УУД);
- проявить интеллектуальные способности (познавательные УУД);
- раскрыть многогранность своих интересов (познавательные УУД);
- у ученика формируются стимулы саморазвития (регулятивные УУД).
Проведение марафона является неформальным срезом уровня и качества обучения. Интеллектуальный марафон является массовым и увлекательным соревнованием.
Теория и методика обучения и воспитания
83
Структура марафона
Интеллектуальный марафон включает в себя:
- подготовку заданий;
- подготовку ответов и решений с рекомендациями по проверке;
- объяснение кадетам правил и порядка проведения марафона;
- предварительный инструктаж педагогов;
- подготовку базы данных для компьютерной обработки результатов;
- письменное выполнение кадетами предложенных заданий;
- проверку выполненных заданий;
- обсуждение с кадетами различных решений и ознакомление их с результатами проверки;
- обработку полученных результатов;
- подведение итогов;
- освещение результатов и итогов;
- награждение победителей;
- анализ проведённого марафона.
Перед началом марафона заранее объявляется его тема. Интеллектуальный марафон проводится в четыре тура, начинается со стендового тура.
Стендовый тур. В первый день марафона учителя 5-11 классов вывешивают на предметные стенды задания. Задания должны быть составлены для каждого курса, но такие, чтобы по максимуму избежать процесс списывания, т.к. они выполняются в свободное время и сдаются учителям в течение первой недели. К концу недели стендовый тур прекращает свою работу. Максимальное количество 5 баллов за один предмет вносятся в общую ведомость.
Первый тур - игровой проводится во всех классах в виде игры «Что? Где? Когда?». Вопросы сдаются классным руководителям всеми предметниками (по два от каждого) обязательно по общей теме марафона не позднее, чем за день до игры. Отбор вопросов проводится классным руководителем, и он же придумывает форму проведения этой игры, но такую, чтобы в игре принимали участие все кадеты класса. Курсу рекомендуется играть вместе. Результаты игры и дополнительные баллы за задания сдаются классными руководителями организатору марафона, который заносит результат в общую таблицу.
Второй тур - олимпиадный отборочный. Этот тур не обязательно, но желательно проводить по теме. Задания выбираются учителями-предметни-ками. Количество вопросов заранее обсуждается коллективом. Выбор времени для проведения этого тура ложится на учителя-предметника. Это может быть урок, консультация или домашнее задание. К определенному сроку результаты проведения данного тура сдаются организатору марафона.
Потом проходит третий тур - олимпиадный. Он же школьный тур Всероссийской олимпиады школьников. Проводится этот тур в заданные сроки. Результаты приравниваются к общей оценке.
84
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
Следующий четвертый тур - непосредственно интеллектуальный
марафон. Он проводится для победителей во всех предыдущих турах по общему зачету и отдельно по предметам. Кадеты собираются в одной большой аудитории и в течение нескольких часов отвечают на вопросы по всем предметам. Следовательно, предварительно предметники выбирают задания из специальных сборников, содержащих задания для интеллектуального марафона или составляют по аналогии сами. Эти задания менее объемны по сравнению с заданиями олимпиадного отборочного тура. Максимальное количество за каждый ответ 5 баллов. Полученные результаты вносятся в общую ведомость. Победители по общему зачету доказывают звание интеллектуала. Подавляющее большинство заданий «Интеллектуального марафона» составляются таким образом, что для успешного их решения не требуется знаний выходящих за рамки общеобразовательной программы. Тем не менее, одни задания предполагают, что кадеты имеют глубокие знания в какой-то отдельной области, а другие рассчитаны на общую эрудицию.
Все задания должны быть сформулированы четко, лаконично, с использованием известных кадету терминов и быть для него интересными. Они предусматривают возможность применения стандартных знаний в нестандартной ситуации. При выполнении таких заданий кадет может проявить способность к логическому и абстрактному мышлению, то есть умение классифицировать, обобщать и проводить аналогии, предвосхищать и прогнозировать результат, «включая» интуицию, воображение и фантазию. Обязательно наличие «утешительных», то есть решаемых всеми заданий и тех, с которыми в итоге справляются немногие [1].
Примерный план интеллектуального марафона
Тема (примерная): Заветы мудрецов.
Цели и задачи марафона
Интеллектуальный марафон проводится ежегодно в целях развития интеллектуальных способностей обучающихся и совершенствования образовательного процесса.
Задачи марафона:
1. выявление знаний, умений и навыков учащихся с высоким уровнем интеллектуального pазвития, полученных ими в процессе обучения;
2. создание базы данных об одарённых и талантливых учащихся;
3. развитие способностей учащихся;
4. повышение мотивации учащихся к процессу обучения;
5. апробация новых и развитие традиционных форм в системах урочной и внеурочной работы.
Теория и методика обучения и воспитания
85
Таблица 1
Время Место Мероприятия Ответст- венные
классный час Каб. № Информирование об интеллектуальном марафоне и о правилах его проведения. Кл. рук.
в свободное время Стенды Стендовый тур Проводится для 5-11 классов по всем предметам. Учителя- предметники
Познавательная информация и 2 блиц вопроса для каждого или нескольких классов на тему «Заветы мудрецов» (в ракурсе своего предмета). Вопросы составляются таким образом, чтобы один из них оценивался 2 баллами, второй - 3 баллами. Учителям-предметникам необходимо предварительно в рабочем порядке представить стендовый материал в учебный отдел. Сведения о полученных баллах необходимо сдать в учебный отдел (каждый правильный ответ оценивается в зависимости от правильности и сложности от 1 до 3 баллов).
проведение во время классного часа Каб. № I тур - игровой Проводится для всех кадет. Групповая игра «Что? Где? Когда?» в каждом классе (параллели играют вместе). Вопросы и задания с ответами учителя-предметники сдают классным руководителям. За игру каждый может получить от 0 до 3 баллов. Сведения о полученных баллах за игру, дополнительные баллы и подготовку к игре классными руководителями оформляются в виде таблицы и сдаются в учебный отдел. Кл. рук. и учителя-предметники
| Класс | Ф.И. | Кол-во баллов |
консультации, вместо домашних заданий Каб. № II тур - олимпиадный отборочный Проводится для всех желающих 5-11 кл. Учителя- предметники
По два олимпиадных задания ценностью по 5 баллов и по одному заданию ценностью в 10 баллов. Учителям-предметникам предварительно в рабочем порядке представить олимпиадные задания в учебный отдел. Результаты тура оформляются в виде таблицы и сдаются в учебный отдел.
| Класс | Ф.И. | Кол-во баллов |
в назначенное время Каб. № III тур - олимпиадный централизованный Проводится для всех желающих 5-11 кл по предметам, задания для которых размещаются на сайте НМЦ. Оценка производится по критериям НМЦ. Результаты тура оформляются в виде таблицы и сдаются в учебный отдел. Учителя- предметники
| Класс | Ф.И. | Кол-во баллов |
Максимальное кол-во 20 баллов
в назначенное время Каб. № IV тур - интеллектуальный марафон Проводится для победителей предыдущих туров по сум- Организатор
ме баллов и для победителей по отдельным предметам.
Предварительно учителям-предметникам подготовить задания для данного тура и сдать в учебный отдел. После проведения данного тура забрать работы учащихся на проверку и сдать результаты для подведения итогов.
86
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
Вывод
Таким образом, можно сделать вывод, что использование в урочной и внеурочной деятельности интеллектуального марафона способствует эффективному развитию регулятивных, личностных, коммуникативных, познавательных универсальных учебных действий.
Список литературы
1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна - М.: Изд-во «Институт практической психологии», 2005. - 102 с.
2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ КУРСУ «ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ»
© Кочерова А.С.*
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,
г. Москва
Рассматриваются вопросы организации обучения курсу «Дифференциальные уравнения» в рамках концепции личностно-ориентированного образования, система задач и диагностика результатов обучения.
Ключевые слова дифференциальные уравнения, математическая деятельность, модульное обучение, рейтинговая система, лекции, задачи.
Теория дифференциальных уравнений является важной для практических приложений и самостоятельной ветвью математического анализа, которая продолжает успешно развиваться. Знание основных положений этой теории абсолютно необходимо при использовании математических методов в различных областях человеческой деятельности. Общепризнано, что метод построения математических моделей является наиболее эффективным методом изучения различных явлений природы.
Процесс обучения дифференциальным уравнениям должен быть нацелен на овладение математической деятельностью, для чего необходимо разработать подходящую методическую систему обучения.
Сущность подхода, лежащего в основе методической системы обучения, заключается в том, что обучаемый должен получить нужную информацию
Старший преподаватель кафедры «Математика 1», кандидат физико-математических наук.