ИННОВАЦИИ № 9 (119), 2008
Интеллектуальный капитал в структуре активов предприятия, основанного на новых знаниях: сущность, содержание и функциональные роли его составляющих
Г. В. Чернолес,
сотрудник сектора международных отношений ЗАО «Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры»,
г. Санкт-Петербург
Рассмотрена роль интеллектуального капитала в достижении конкурентного преимущества предприятия, основанного на новых знаниях. Уточнено понятие «интеллектуальный капитал» и даны определения его составляющим: человеческому, структурному и потребительскому капиталу. Определена сущность и показаны содержание и функциональные роли составляющих интеллектуального капитала, проявляющиеся в добавленной стоимости наукоемкой продукции предприятия.
The role of intellectual capital in gaining competitive advantage of a knowledge-based company has been considered. The concept of «intellectual capital» was refined and definitions were given for its components: human capital, structural capital and customer capital. The nature of intellectual capital components was defined and their content and functional roles manifested in the added value of science-intensive products ofthe company were shown.
Экономический успех любого государства в XXI веке будут определять новые наукоемкие технологии и информатизация общества, процессы глобализации мировой экономики.
В этих условиях все виды знания превращаются в компонент производительных сил и в наиболее ценные активы предприятия. Информация и знания становятся мощным средством в конкурентной борьбе нашего времени. Знания представляют большую ценность и обладают большим могуществом, чем природные ресурсы.
Относительная роль интеллектуального капитала в экономике неуклонно возрастает. В большинстве случаев именно знания, а не масштабы, характеризуемые традиционными средствами производства и имуществом, дают преимущество одной компании перед другой. По этой причине интеллектуальный капитал стал предметом ожесточенной конфронтации. «Борьба за таланты становится все более жесткой» (Б. Гейтс). Лидерами в конкурентной борьбе становятся предприятия, построенные на знаниях, обладающие значительным интеллектуальным капиталом. Однако представление и понимание сущности понятия «интеллектуальный капитал» у разных авторов варьируются в широких пределах.
Под «интеллектуальным капиталом» не следует понимать «горстку докторов наук, добывающих истину за закрытыми дверями какой-нибудь лаборато-
рии» [1]. Ограниченным является представление «интеллектуального капитала» в виде объектов интеллектуальной собственности, таких как объекты промышленной собственности (патенты на изобретения, полезные модели и т. п.) и объекты авторского права, хотя они и являются составной частью интеллектуального капитала.
В научной литературе предложены различные толкования понятия «интеллектуальный капитал»:
• «интеллектуальный капитал (Intellectual Capital) — это сумма знаний всех работников компании, обеспечивающая ее конкурентоспособность» (Т. А. Стюарт (Thomas A. Stewart [1));
• «интеллектуальный капитал — это совокупные знания работников организации, которые могут быть использованы для получения конкурентного преимущества» (Х. Макдоналд (Hugh MacDonald);
• «интеллектуальный капитал — это накопленные индивидуумом знания и ноу-хау, служащие источником обновления» (С. Альберт (Steven Albert [3]));
• «интеллектуальный капитал — это интеллектуальный материал (intellectual material), который формализован, зафиксирован и использован для производства более ценного актива» (Д. Клейн, Л. Прусак (David Klein, Laurence Prusak [4]));
• «интеллектуальный капитал представляет собой совокупность патентов, технических описаний,
деловых навыков, технологий, информации о поставщиках и заказчиках, а также опыта» (Т. А. Стюарт (Thomas A. Stewart [1]));
• «интеллектуальный капитал — способность, навыки и специальные знания, хранящиеся в человеческом мозге» (К. Свейби, Т. Ллойд (Karl Erik Sveiby, Tom Lloyd [5]);
• «интеллектуальный капитал — оформленные в качестве имущества предприятия, используемые в деятельности предприятия и приносящие предприятию доход объекты и права на интеллектуальную собственность» (О. В. Новосельцев [6]). Приведенные дефиниции, с одной стороны, указывают на расплывчатость и отсутствие единства в представлении понятия «интеллектуальный капитал», с другой — на безусловность того, что интеллект становится средством производства.
Образ формализованного, зафиксированного и активно используемого знания легко укладывается в голове, если речь идет о кодифицированном знании в виде изобретения, которое можно запатентовать, или подборки статистических данных, либо тогда, когда реальные или условные ограничения ставят знания в определенные рамки (статья, отчет о выполненных исследованиях и т. п.). Труднее представить в материализованном виде большую совокупность сведений с нечеткими границами или с достаточно широкими сферами изучения, например, описание мыслительного процесса, т. е. формализовать, «упаковать» некоторые виды «мягких знаний».
Только организованная с пользой для дела умственная энергия, когда ей придана четкая форма, «может быть использована для создания чего-то такого, что невозможно создать, пока она остается в неупорядоченном виде» [1].
Другими словами, компоненты интеллектуального капитала в общем виде представляют собой (рис. 1) «неявные интеллектуальные ресурсы» (индивидуальные знания работников, коллективный опыт, общее ноу-хау организации и т. п.) и «явные интеллектуальные фонды» (кодифицированные знания, знания, воспринимаемые органами чувств, физическое описание специальных знаний и т. п.).
Одним из основных способов различения неявных (непроявленных, невыраженных) и явных знаний, образующих в целом интеллектуальный капитал, является оценка возможности продажи таких знаний. Неявные знания, являющиеся интеллектуальным ресурсом организации, трудно продать в чистом виде, без оболочки. Явные знания, определяющие интеллектуальные фонды организации, могут быть проданы в нематериальном виде (например, исключительное право на изобретение, защищенное патентом и т. п.).
Непроявленные знания имеют ряд достоинств:
• требуют очень мало или вообще не требуют размышления, они проявляются в виде интуиции, эмпирических методов, умонастроений, неписан-ных законов и большая их часть содержится в не-кодифицированных талантах высокопрофессиональных работников;
Рис. 1. Виды и формы представления интеллектуального капитала
• позволяют предприятию действовать более расчетливо и тратить меньше усилий, времени и средств на организацию работы с потребителем.
Однако наряду с положительными свойствами непро-явленные знания имеют недостатки:
• они могут быть ошибочными, их трудно изменить и выразить словами;
• их нельзя проверить, носитель такого знания может заблуждаться и не догадываться об этом;
• имеют локальный характер, они не зафиксированы в учебниках, пособиях, компьютерных базах данных и т. п.
Следовательно, важнейшей функцией организации является безостановочное превращение непро-явленного знания в явное, сообразуясь при этом со стратегической целью организации. Интеллектуальным капиталом невозможно управлять, эффективно использовать и даже обнаружить его «мягкие» формы, пока он не будет размещен в стратегически важных местах внутри компании. Схема такого разме-
Интеллектуальный капитал
( Составляющие )
Человеческий Структурный Потребительский
капитал капитал капитал
Рис. 2. Структура интеллектуального капитала инновационного предприятия
ИННОВАЦИИ № 9 (119), 2008
ИННОВАЦИИ № 9 (119), 2008
щения предложена специалистом канадского коммерческого банка Х. Сент-Онжем (Hubert Saint-Onge, [7]) и представителем шведской страховой компании Skandia Л. Эдвинссоном (Leif Edvinsson). Интеллектуальный капитал должен быть размещен в одном из трех мест (или в двух, трех одновременно) — в головах работников компании, в ее структурах и у потребителей. В соответствии с этим интеллектуальный капитал можно представить в виде трех его составляющих частей: человеческий, структурный и потребительский (рис. 2).
Каждая из частей нематериальна и отражает интеллектуальные ресурсы, являющиеся результатами интеллектуальной деятельности как отдельных работников, так и организации в целом. Человеческий, структурный и потребительский капитал может быть измерен и стать объектом для инвестиций.
Такое представление интеллектуального капитала имеет глубокий смысл. Человеческий капитал важен, так как он является источником обновления и прогресса, независимо от того, проявляется ли он ментально, в виде лабораторных исследований, или в форме пометок в записной книжке. Но высокий интеллект отдельных работников не означает автоматически высокий интеллект коллектива.
Чтобы распределять и перемещать знания, нужны соответствующие структуры (информационные системы, менеджмент и т. п.), способные превращать индивидуальные ноу-хау в достояние коллектива. Задачу «упаковки» человеческого капитала, обеспечения простоты доступа к нему, возможности многократного его воспроизведения и распределения с целью создания ценностей решает структурный капитал.
Потребительский капитал служит оценкой отношений производителя продукции с ее потребителями. Потребительский капитал проявляется в конечном счете в денежном выражении, хотя имеет и много нефинансовых проявлений.
Ниже более подробно рассмотрены человеческий, структурный и потребительский капиталы. Важным является понимание того, что интеллектуальный капитал не просто сумма отдельных частей, а создается в результате их взаимодействия, является результатом интеллектуальной деятельности коллектива. Это дает основание для следующего определения:
Интеллектуальный капитал — это результаты интеллектуальной деятельности отдельных работников и организации в целом, представленные кодифицированной и материализованной информацией, отражающей способности, навыки и совокупные знания работников организации, которые могут быть использованы для получения конкурентного преимущества.
Человеческий капитал. Исследованию человеческого капитала посвящено множество работ по экономике и менеджменту, в которых убедительно доказана его экономическая ценность и рассмотрены лучшие примеры эффективного использования человеческих ресурсов. Поэтому ниже человеческий капитал рассмотрен только в трех аспектах: ценности работника как носителя человеческого капитала; путей увеличения человеческого капитала; проблем це-
Рис. 3. Составляющие и формы проявления человеческого капитала организации
лесообразности увеличения человеческого капитала. Итак, человеческий капитал — это часть интеллектуального капитала, отражающая уровень образования, профессионализм, идееспособность, инновационную культуру работников, и проявляющаяся в обновлении, прогрессе и добавленной стоимости активов организации (рис. 3).
Ценность работника, как источника человеческого капитала, определяется, прежде всего, тем, как он проявляет себя в условиях деятельности, направленной на достижение новизны. Нетворческий труд, не требующий особого мастерства (даже если это ручная работа), не создает и не расходует интеллектуальный капитал. В большинстве случаев он может быть механизирован, поэтому именно эти рабочие места первыми подлежат сокращению. Компания, использующая сотрудника на рабочем месте, не требующем творческих усилий, эксплуатирует его время, а не интеллект.
Увеличивать число талантливых работников необходимо там, где они особенно нужны, либо путем приема на работу новых людей, либо путем обучения уже имеющихся работников. В любом случае степень увеличения человеческого капитала должна определяться стратегией развития организации. Необходимость целесообразного наращивания и постоянной концентрации человеческого потенциала определяется его характерной особенностью — тенденцией к рассеиванию.
Структурный капитал
Рис. 4. Содержание и назначение структурного капитала предприятия
Подбор и стимулирование талантливых работников, которые могут представлять собой капитал, является важной задачей, так как успех любого задания или процесса зависит от особых видов навыков:
• товарных — умений, не связанных с какой-либо конкретной деятельностью, и которые легко вырабатываются и примерно одинаково ценятся в разных отраслях (умение быстро набирать тексты, использовать электронную почту, вести телефонные переговоры и т. п.);
• активно используемых — умений, хотя и не являющихся специфичными для данной организации, но высоко оцениваемые (например, программисты, юристы);
• специфичных — умений, составляющих основу деятельности компании, знание которых по мере их совершенствования само по себе становится товаром (проведение экспертиз, выработка стратегий и др.).
При таком подборе работников их совместная работа создает нечто, стоящее больше простой суммы стоимостей производимой ими по отдельности продукции. Разница и определит прибыль, принадлежащую организации, которую вносит человеческий капитал.
Структурный капитал. Эта часть интеллектуального капитала является во многих случаях более ценной, чем человеческий капитал.
Структурный капитал является частью интеллектуального капитала, представляющей собой переработанную, сконцентрированную и систематизированную информацию в виде материализованных знаний суммарного человеческого капитала организации.
Структурный капитал выполняет важную функцию создания корпоративных активов. Многие организации вмещают огромные объемы знаний, но основная их часть неупорядочена, нематериализована и содержится в памяти компьютеров, в головах работников. Но даже выдающиеся умы нуждаются в механизме, который помог бы им в отборе, «упаковке», распространении и распределении результатов интеллектуальной деятельности. «Только организация способна обеспечить жизненно важную непрерывность структурирования новых знаний, без которой операторы знаний не смогут эффективно работать. Только организации под силу претворить специализированные знания работников в производственные операции, преобразовать человеческий капитал в структурный» [8].
ИННОВАЦИИ № 9 (119), 2008
ИННОВАЦИИ № 9 (119), 2008
Принадлежащий организации в целом структурный капитал включает (рис. 4) кодифицированные результаты интеллектуальной деятельности (РИД), обладающие возможностью правовой охраны (технологии, изобретения, программы для ЭВМ, отчеты по НИР и т. п.). Право на такие виды структурного капитала можно продать. Но существуют и другие виды структурного капитала, которые не обладают возможностью правовой охраны. В материализованном виде они могут представлять собой задокументированные результаты интеллектуальной деятельности (стратегии развития организации, особенности организационной культуры, стандарты, системы управления, организационные правила и т. п.), зачастую имеющие большую ценность, чем кодифицированные.
Быстрый обмен знаниями, их коллективное накопление, сокращение времени на овладение новыми знаниям, повышение производительности — все это достигается использованием структурного капитала — объединенного знания и опыта человеческого капитала. Это достигается за счет постоянного цикличного использования и «творческой утилизации» общих знаний и профессионального опыта, что, в свою очередь, требует их структуризации и «упаковки» с помощью технологий, описаний процессов, справочников, компьютерных сетей и т. п., служащих гарантией того, что после ухода из организации работника, его знания и умения останутся. Так создаются условия для быстрого обмена знаниями и их постоянного накопления.
Отсюда следуют две задачи структурного капитала:
• первая состоит в кодификации совокупности знаний с целью сохранения опыта, который в противном случае может быть утрачен;
• вторая — в обеспечении в нужный момент возможности соединения работников с кодифицированными знаниями, специалистами и специальными знаниями, включая базы данных, в режиме «онлайн».
Сформированный структурный капитал позволяет избежать чрезмерных инвестиций в знания благодаря тому, что одинаковые знания не требуется «размещать» во множество голов, а увеличение прибыли от интеллектуального капитала достигается свободным доступом сотрудников в нужный момент к хорошо структурированным необходимым знаниям. В этом случае знания накапливаются не ради них самих, а в интересах операторов знаний и потребителей.
Потребительский капитал. Из всех нематериальных активов потребительскому капиталу со стороны исследователей и участников экономических процессов до настоящего времени не уделено должного внимания. Потребительский капитал (customer capital) служит оценкой отношений организации с потребителями ее продукции. Понятие потребительского (клиентского) капитала в ряде случаев трактуют расширительно, путем включения в него отношений (контактов) с поставщиками. В этом случае его называют «капиталом отношений». Формирование потребительского капитала отражает стремление организации удержать потребителя, быть уверенной в том, что ее потребители и впредь будут иметь дело с организацией.
Рис. 5. Характеристика структуры и проявления потребительского капитала
Переходя от простой сделки к развитому партнерству, поставщик увеличивает свою прибыль, степень участия в бизнесе потребителя и повышает стабильность своего бизнеса, т. е. расширяет потребительский капитал. А это, в свою очередь, требует полного отказа от психологии массового производства и массового сбыта, несовместимой с работой в новых условиях. Простая, безостановочная погоня за увеличением объема продаж приносит куда менее значимые результаты, чем сознательное стремление к увеличению участия организации в делах потребителя. При таком понимании взаимодействия производителя и потребителя можно дать следующее определение:
Потребительский капитал — составная часть интеллектуального капитала, включающая знания о потребителях и поставщиках товара, обеспечивающая установление прямых связей от производителя к потребителю и переход от экономики массового производства к экономике индивидуального обслуживания.
Потребительский капитал характеризуется (рис. 5) объемом информации о потребителе и о поставщике товаров, знанием информации о товаре по всей цепи его прохождения от производителя до потребителя, уровнем прав потребителя, информацией о запросах потребителей, наличием с ним прямых связей, доступностью для потребителя информации о продукции на всех этапах ее жизненного цикла и
уровнем взаимодействия производителя и потребителя произведенного товара.
При должном уровне и гармоничном сочетании перечисленных характеристик потребительский капитал обеспечивает:
• минимизацию затрат на единицу продукции;
• отказ от психологии массового производства;
• переход к технологиям массового индивидуального взаимодействия с потребителем.
По мнению У. Блустайна (William Bluestain), директора отдела стратегических разработок фирмы Forrester Research (США): «Наделение потребителей большими правами — самая что ни на есть прогрессивная тенденция». Добиваясь, с одной стороны, снижения себестоимости, а с другой — установления более тесных отношений, производители и потребители через информационные сети структурного капитала получают свободный доступ к заказам, проверяют наличие фондов и каналы поставки. Получаемая таким образом информация «привязывает» потребителя к производителю, снижает вероятность использования им предложений другого производителя.
Рассмотренная тема относительно нова, чтобы стать всеобщей модой, но она позволяет организации, основанной на новых знаниях, сформировать стратегию, обеспечивающую наращивание своих активов за счет интеллектуального капитала. Человеческий, структур-
ный и потребительский капитал не имеет вещественной формы, а отражает знания, как источник богатства, и в то же время касается вещей, которые определяют конкурентные преимущества организации.
В век информации главный критерий эффективности организации — темпы, с которыми она наращивает человеческий капитал, умноженный на способность генерировать новые идеи, и на способность распространять их в обобщенном виде внутри компании и среди потребителей ее продукции и услуг.
Литература
1. Т. А. Стюарт. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организации/Пер. с англ. В. Ноздриной. М.: Поколение, 2007.
2. T. A. Stewart. Brainpower//Fortune, June 3, 1991.
3. S. Albert, K. Bradley. The Management of Intellectual Capital, unpublished monograph. London: The Business Performance Group Limited, 1995.
4. D. A. Klein, L. Prusak. Characterizing Intellectual Capital, multiclient program working paper. Boston: Ernst & Young Center for Business Innovation, March, 1994.
5. K. E. Sveiby, T. Lloyd. Managing Know-how: Add Value... by Valuing Creativity. London: Bloomsbury, 1987.
6. О. В. Новосельцев. Интеллектуальная собственность в имуществе предприятия: документальное оформление, оценка, учет. М.: Патент, 2006.
7. H. Saint-Onge. Intellectual Capital as a Business Reality// presentation, October 3, 1995.
8. P. F. Drucher. The Age of Social Transformation//The Atlantic Monthly, November, 1994.