Научная статья на тему 'Интеллектуальный капитал: сущность, структура, функции'

Интеллектуальный капитал: сущность, структура, функции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7879
1091
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛА / СТРУКТУРНЫЙ КАПИТАЛ / КЛИЕНТСКИЙ КАПИТАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пронина Ирина Валерьевна

В статье рассматривается проблемы определения, структуры, свойств, функций интеллектуального капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальный капитал: сущность, структура, функции»

Интеллектуальный капитал: сущность, структура, функции

Пронина Ирина Валерьевна, ВЭШ, Москва

Ключевые слова: интеллектуальный капитал, человеческий капитала, структурный капитал, клиентский капитал

Аннотация. В статье рассматривается проблемы определения, структуры, свойств, функций интеллектуального капитала.

В условиях информационного общества интеллектуальный капитал признается ведущим ресурсом, наличие и использование которого является основой деятельности любого индивида, любого экономического субъекта и влияет на его эффективное функционирование. Значимость данного фактора производства возрастает с каждым днем, поскольку в современном мире приоритет отдается интеллектуальной (творческой) деятельности индивидов. Основой общественного развития человечества признан «умственный запас», поэтому проблема воздействия интеллектуального капитала на результаты деятельности субъектов является весьма актуальной в настоящее время.

Для эффективного и рационального использования интеллектуального капитала весьма важной остается проблема определения данной категории. Необходимо отметить, что этот вопрос в настоящее время является одним из нерешенных как в отечественной, так и в зарубежной науке. Несмотря на наличие достаточно большого количества исследований по рассматриваемой нами проблеме, категория «интеллектуальный капитал» по-прежнему остается одной из неопределенных и наиболее подвижных.

Интерес к данному понятию особенно возрос в середине прошлого века, когда ведущие зарубежные теоретики и практики обратили особое внимание на эффективное использование рассматриваемого нами ресурса именно компаниями для достижения поставленных целей.

В связи с тем, что интеллектуальный капитал является качественно новой формой капитала, необходимой для создания конкретных полезностей (интеллектуального продукта, услуг) и требуемого дохода, ученые и практики уделяют большое внимание исследованию сущности категории "интеллектуальный капитал". Это широко известные разработки зарубежных авторов Э. Брукинга, Л.Эдвинссона, К.Тейлора, Т.Стюарта и др. Среди отечественных ученых, внесших значительный вклад в развитие теории ИК, следует отметить Б.Б. Леонтьева, В.Л. Иноземцева, С.М.Климова, В.Титкова, Л.И.Лукичева, И.Д.Егорычева и др. Терминологический анализ показывает, что первоначально использовался термин «человеческий капитал», который в середине ХХ века был заменен термином «интеллектуальный капитал», что связано с научнотехническим прогрессом, ростом научных исследований, информатизацией общества и т.п. Одним из первых определение интеллектуальному капиталу дал Л.Эдвинссон, который рассматривал его как «совокупность человеческого капитала, организационного (или структурного) капитала и клиентского капитала, каждый из которых может быть заемным или собственным» [116]. Данное определение использовали в своих трудах В.Л.Иноземцев и Б.Б.Леонтьев. Значительно отличается от вышеприведенной трактовки интеллектуального капитала мнение Э.Брукинг, данная с позиции практика, активно использующего в своей деятельности результаты интеллектуального труда. Она считает, что «интеллектуальный капитал - это термин для обозначения нематериальных активов, без которых компания не может существовать и усиливать конкурентные преимущества. Составными частями интеллектуального капитала являются: человеческие активы,

интеллектуальная собственность, инфраструктурные и рыночные активы. Под человеческими активами подразумевается совокупность коллективных знаний сотрудников предприятия, их творческих способностей, умения решать проблемы, лидерских качеств, предпринимательских и управленческих навыков» [18, С. 31]. В целом позиции ученых и практиков весьма различны. Интеллектуальный капитал определяют как:

• совокупность интеллектуальных активов и трудовых ресурсов (И.Д.Егорычев, Л.И.Лукичева);

• нематериальные активы, усиливающие конкурентные преимущества (Э.Брукинг);

• научные и обыденные знания работников, интеллектуальную собственность и накопленный опыт, общение и организационную структуру, информационные сети и имидж фирмы

(В.Л.Иноземцев);

• совокупность человеческого, организационного и клиентского капитала (Л.Эдвиссон).

Большинство определений опирается на главенствующую роль интеллекта и знаний в развитии экономики. Анализ существующих мнений о структуре интеллектуального капитала позволяет сделать вывод о том, что данный ресурс основывается, прежде всего на знаниях, умениях и навыках индивидов, а также других присущих им качествах (способностях, квалификации, опыте и др.), которые позволяют качественно изменять окружающую действительность и создавать избыточную особую ценность путем использования продуктов творческого труда. Созданные благодаря человеческому капиталу, другие компоненты интеллектуального капитала (структурный, клиентский) позволяют в результате использования продуктов интеллектуальной деятельности экономическим субъектам получить финансовые, конкурентные и др. преимущества, которые призваны упрочнить репутацию экономического субъекта на рынке. Существующие определения интеллектуального капитала подчеркивают такие его черты, как неотъемлемость в имуществе любой компании, возможность неоднократного применения, накапливаемость и др., которые позволяют генерировать финансовые, конкурентные и др. преимущества в результате использования продуктов интеллектуальной деятельности. Разработка существенных признаков понятия интеллектуального капитала в 80-90-е годы привела к относительной стабилизации содержания. Интеллектуальный капитал признан категорией микроэкономики, отражающей определенные отношения между экономическими субъектами в рамках использования продуктов интеллектуальной деятельности в целях удовлетворения общественных потребностей. В большинстве определений, данных исследователями интеллектуального капитала (например, Э.Брукинг, Л.Эдвинссона, Л.И.Лукичева и др.), делается акцент на структуру качественно нового экономического ресурса.

На наш взгляд, интеллектуальный капитал можно рассматривать как философско-экономическую категорию, представляющую собой неотъемлемую для любого экономического субъекта относительно устойчивую систему элементов человеческого, структурного, клиентского капиталов, позволяющих качественно изменять окружающую среду путем создания новых продуктов интеллектуальной деятельности и совершенствования имеющихся.

Среди существенных признаков интеллектуального капитала как философско-экономической категории мы выделяем следующие:

- совокупность человеческого, клиентского и структурного капиталов;

- базирование прежде всего на интеллектуальных свойствах индивидов;

- накапливаемость;

- наличие будущих экономических выгод в виде будущих поступлений от интеллектуального

капитала как экономического ресурса и увеличение будущих поступлений от других ресурсов (труд, капитал, земля, предпринимательские способности) в результате функционирования интеллектуального капитала;

- наличие капитальных и устойчивых технологических, финансовых, конкурентных и др. видов преимуществ в результате использования элементов интеллектуального капитала.

Интеллектуальный капитал как философско-экономическая категория обладает как общими, так и специфическими свойствами. Среди общих свойств мы выделяем:

- актуальность (важность компонентов интеллектуального капитала для настоящего момента, их

существование и проявление в действительности);

- достоверность (отражение интеллектуальным капиталом реального состояния окружающей действительности);

- адекватность (соответствие интеллектуального капитала реальному объективному состоянию действительности);

- доступность (возможность неоднократного использования интеллектуального капитала

неограниченным кругом лиц);

- оперативность (уменьшения временного интервала при решении проблем и задач с помощью

интеллектуального капитала);

- избыточность (создание и функционирование продуктов интеллектуальной деятельности, не влияющих на состояние и свойства интеллектуального капитала);

- объективность (непредвзятость, беспристрастность интеллектуального капитала, его

существование как отдельного объекта);

- полнота (охват интеллектуальным капиталом всех необходимых составляющих в теории и практики);

- селективность (выделение интеллектуальным капиталом приоритетов);

- упорядоченность (четкая структуризация составных компонентов и элементов);

- направленность (характеризуется наличием цели, на достижение которой направлено функционирование интеллектуального капитала).

Специфические черты интеллектуального капитала как философско-экономической категории включают в себя абсолютный характер прав физических и юридических лиц на результаты интеллектуальной деятельности, ограниченный срок действия прав физических и юридических лиц на некоторые результаты интеллектуальной деятельности, обязательное наличие в продуктах интеллектуального труда новизны, изобретательского уровня, оригинальности, промышленной применимости и эффективности, позволяющие воплощать революционизирующий эффект научно-технического прогресса, универсальность продуктов творческого труда и их органическая связь со всеми отраслями производства, возможность неоднократного использования результатов интеллектуальной деятельности физическими и юридическими лицами и т.д.

Интеллектуальный капитал выполняет ряд функций, осуществление которых является проявлением существенных признаков данной экономической категории, т.е. его назначения. Среди них, на наш взгляд, можно выделить следующие:

• информационную - накопление, систематизация и передача знаний, умений, навыков, информации;

• познавательно-гносеологическую - приобретение знаний о процессах и явлениях;

• преобразовательную - превращение знаний в новые результаты интеллектуальной деятельности

(информация, продукты, услуги и др.)

• научно-исследовательскую - организация и проведение научных исследований в экономической,

политической, социальной, духовной сферах общественной жизни;

• аксиологическую - оказание помощи индивидам в осознании значимости для себя и для

общества тех или иных событий и явлений, продукций, работ, услуг, участие в формировании личностного отношения к ним, выбор поведения на основе сознательного действия и в соответствии с ценностями;

• интегративную - ориентация на исследования во всех сферах и областях знаний с целью

создания новых продукций, работ, услуг;

• регулятивную - установление традиционных норм и правил, которые регулируют поведение субъектов;

• культурологическую - участие в расширении кругозора, образовании, самообразовании,

развитии культуры мышления субъектов и т.д.;

• воспитательную - формирование самосознания индивидов;

• практическую (утилитарную) - содействие решению социально-экономических, культурных и

других задач;

• охранительную - охрана результатов интеллектуального труда путем их использования в повседневной деятельности.

Реализация данных функций обеспечивается всеми компонентами интеллектуального капитала.

В настоящее время проблема структурирования интеллектуального капитала является дискуссионной.

На наш взгляд, наиболее корректной представляется трехзвенная структура интеллектуального капитала, поскольку она отражает систему отношений по поводу создания продуктов творческого труда (человеческий капитал является субъектом интеллектуальной деятельности, создателем продуктов творческого труда и их использования во внешней и внутренней средах организаций (клиентский и структурный капитал соответственно).

Человеческий капитал, на наш взгляд, представляет собой совокупность относительно устойчивых качеств индивидов, определяющих способность людей генерировать эффективные решения и позволяющих создавать и распространять инновации в окружающем мире. Важнейшие функции данного компонента интеллектуального капитала как единой экономической ценности

любого бизнеса заключаются в создании и распространении инноваций, создании и использовании уникальных решений возникших проблем. Функционирование человеческого капитала служит обновлению, развитию и прогрессированию экономических субъектов.

Структура человеческого капитала, с нашей точки зрения, может быть представлена следующим образом (Таблица 1).

Таблица 1

Структура человеческого капитала

Человеческий капитал

Функциональные качества Квалификационные качества Организационные качества Личностные и общетрудовые качества

Мотивационные и волевые качества Профессиональная подготовка

Коммуникативные качества Опыт

Интеллектуальные качества Социализация

Мотивационные и волевые качества включают в себя степень мотивации достижений, конкретные карьерные цели уже при вступлении в профессию, укрепление позиций независимо от любого начальника, активное участие в определении собственных задач, стремление к власти, автономии и статусу, планирование своего времени, степень идентификации себя с предпринимателем, эмоциональная независимость от окружающих.

Коммуникативные качества представлены социальной активностью и активностью в межличностных отношениях, семейными ситуациями, установкой на семью, трудностями в восприятии и понимании других людей, поведением при контакте, кооперацией, интеграцией, убеждением, эмоциональной стабильностью, гибкостью, уверенностью в себе и в интерактивных ситуациях, лидерским поведением в различные возрастные периоды, поведением в конфликте.

Интеллектуальные качества состоят из восприятия собственных способностей в абстрактных областях, установки по отношению к профессиональным задачам, интеллектуальной результативностью (устойчивость к нагрузкам интеллектуального характера), креативностью, широтой интересов, темпов обучения.

Профессиональная подготовка - образование, повышение квалификации, самообразование, установка по отношению к образованию.

Желательным представляется опыт в предметной области, коммуникативный и управленческий.

Социализация предполагает пребывание в организациях различного типа, сроки работы на управленческих должностях, зрелость, реалистичность ориентаций, позитивную-негативную карьерную мотивацию, тип карьерной мотивации, вертикальную мобильность (темпы карьеры), актуальную стадию профессиональной карьеры.

Организационные качества включают в себя ориентацию на персонал, ориентацию на задачу, представления о мотивации персонала, имплицитную концепцию руководства, горизонтальную мобильность (смену мест работы), лояльность, мотивацию работы в организации, представления о целях организации.

Личностные и общетрудовые качества состоят из склонности к риску, устойчивости к стрессу, активности, инициативности, устойчивости к нагрузкам, продуктивности, состояния здоровья, занятия спортом, увлечений, вредных привычек.

Данная классификация качеств человеческого капитала основана на систематизации важнейших профессиональных требований к персоналу.

Структурный капитал мы определяем как относительно устойчивую систему ресурсов экономических субъектов, позволяющих им соответствовать требованиям рынка (таблица 2).

Таблица 2

Элементы структурного капитала

Интеллектуальные активы Инфраструктурные активы

Объекты авторского и смежного права Система финансовых отношений

Объекты патентного права (кроме товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований) Система / процессы управления

Ноу-хау собственных разработок и услуг внутренних консультантов Бизнес-процессы

Организационная структура

Организационная культура

Информационные системы

Техническое и программное обеспечение

Клиентский капитал, с нашей точки зрения, можно трактовать как относительно устойчивую систему элементов, позволяющих сформировать надежные, доверительные и взаимовыгодные отношения экономического субъекта со своими собственниками (акционерами), инвесторами, страховщиками, клиентами, работниками, посредниками, поставщиками и другими партнерами (Таблица 3).

Таблица 3

Структура клиентского капитала

Средства индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции, работ, услуг Сбытовая политика Система коммуникации Сервисная политика

Товарные знаки Стратегия сбыта Реклама Предпродажный сервис

Знаки обслуживания Каналы сбыта Технологии фирмы по привлечению и закреплению клиентов Г арантийный сервис

Фирменные Каналы Технологии по Послегарантийный

наименования товародвижения формированию отношений компании с общественностью сервис

Наименования мест происхождения товаров / географические указания Лицензионные и другие соглашения договора, контракты,

Основные функции клиентского капитала заключаются в формировании, поддержании и развитии долгосрочных доверительных, капитальных, надежных и взаимовыгодных отношений экономических субъектов и их партнеров, предполагающих продвижение продукции, работ, услуг, аргументированное информирование целевых групп о рыночной роли, эффективности финансовохозяйственной деятельности, социального статуса и в целом имиджа организации как социально ориентированной и экономической успешной, выработку комплексов мероприятий по содействию выгодной реализации продукции, работ, услуг, по получению и передачу прав и др. форм партнерства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, интеллектуальный капитал, на наш взгляд, включает в себя совокупность различных компонентов и их элементов, которые не только формируют новые продукты интеллектуального труда, но и развивают, и совершенствуют их, качественно преобразовывая окружающую действительность. Рассматриваемый нами ресурс представляет собой многоэлементный фактор производства, для обозначения структурных частей которого используется большое количество терминов (интеллектуальный капитал, человеческий капитал, интеллектуальные ресурсы, интеллектуальные активы и др.). Для решения проблемы трактовки интеллектуального капитала необходимо объединение усилий представителей различных наук (философии, юриспруденции, экономической теории, оценки, бухгалтерского учета и др.). Междисциплинарный подход, на наш взгляд, должен позволить учесть различные аспекты интеллектуального капитала (организационные, экономические, юридические, бухгалтерские и др.) и создать единую теорию интеллектуального капитала и единую понятийную базу, что немаловажно для качественного управления данным экономическим ресурсом для повышения эффективности деятельности любого субъекта. Для решения данной проблемы в настоящее время особое внимание исследователи уделяют созданию философско-экономической (экономической) концепции интеллектуального капитала, пытаются рассмотреть интеллектуальный капитал с различных сторон с учетом его многоаспектности. Анализ теории и реальной практики показывает, что позиции российских и зарубежных исследователей во многом совпадают. Безусловно, опыт зарубежных коллег позволит отечественной науке создать теорию интеллектуального капитала применительно к уровню развития экономики в нашей стране.

Важным моментом в дальнейшей разработке данного направления теории интеллектуального капитала, с нашей точки зрения, является определение места и роли этого специфического экономического ресурса в окружающем мире. Можно выделить несколько оценок его роли и значимости в современном производстве и современной жизни, представляющих собой нормативно-ценностную или идеологическую проблему. Исходя из одной идеологии, результаты интеллектуальной деятельности вносят наиболее существенный вклад в создание различных видов продуктов, но этот вклад занижается в силу сложившихся традиций. Согласно другой, факт занижения вклада интеллектуального капитала в общий фонд создаваемого продукта отрицается, считается, что должное вполне соответствует сущему.

Особое место в создании теории интеллектуального капитала составляет проблема его структуризации. Несмотря на наличие различных точек зрения о структуре интеллектуального капитала, трехзвенная структура интеллектуального капитала (структурный, человеческий, клиентский капиталы) используется зарубежными и отечественными исследователями в своих работах более часто. На наш взгляд, данный подход является более продуктивным, так как трехзвенная структура позволяет учесть внешние и внутренние факторы развития экономических субъектов, выделить показатели мониторинга интеллектуального капитала, определить направления его развития и использовать его как ведущий экономический ресурс. Структуризация

интеллектуального капитала уже сейчас позволяет выявить возможные и наиболее эффективные варианты его использования, позволяющие качественно преобразовывать окружающую действительность.

Таким образом, интеллектуальный капитал представляет собой достаточно сложный и неоднородный по своему составу, характеру использования, степени влияния на результаты деятельности индивидов, субъектов власти, субъектов хозяйствования ресурс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.