Научная статья на тему 'Интеллектуальный капитал общества знаний'

Интеллектуальный капитал общества знаний Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
328
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ОБЩЕСТВО ЗНАНИЙ / УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОМПЛЕКС / ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шитов Сергей Борисович

В статье речь идет о том, что общество знаний основывается на интеграции науки, образования, инновационных технологий. Развитие интеллектуального капитала, научных исследований, наукоемких технологий, модернизация системы высшего технического образования это важнейшие направления формирования общества знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальный капитал общества знаний»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 33 (171).

Философия. Социология. Культурология. Вып. 14. С. 54-58.

С. Б. Шитов

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ ОБЩЕСТВА ЗНАНИЙ

В статье речь идет о том, что общество знаний основывается на интеграции науки, образования, инновационных технологий. Развитие интеллектуального капитала, научных исследований, наукоемких технологий, модернизация системы высшего технического образования - это важнейшие направления формирования общества знаний.

Ключевые слова: интеллектуальный капитал, общество знаний, университетский комплекс, инновационное образование.

Общество, приходящее на смену современному обществу, представляет собой общество, основанное на знаниях. В обществе знаний в центр внимания выходит процесс производства, передачи и распространения знаний: знание становится количественно и качественно более важным, чем натуральные ресурсы и физический капитал. Особенностью такого общества является не просто объем и распространенность знаний, а возможность их применения и воплощения для создания потребляемых благ. Основанное на знаниях общество базируется на информационных технологиях и постоянных инновациях. Проблемы, связанные с природой и особенностями информационных технологий, в данной статье не рассматриваются. Автор ограничивает свое внимание ролью человеческого фактора в инновационной деятельности. При этом под инновацией будет пониматься процесс, представляющий собой последовательность взаимосвязанных и сознательно инициируемых изменений, реальное воплощение творческих идей, берущих начало в сфере фундаментального знания1. Мы будем исходить из того, что общество знаний - это общество, владеющее всем человеческим знанием и информацией, умеющее их постоянно просматривать, перерабатывать, перестраивать такими способами, при которых эта переработка и перестройка становится главной формой самообучения, саморазвития человека.

Становление общества знаний связано с развитием и интеграцией образования, науки, инноваций и, как следствие, с формированием интеллектуального капитала нации, определяемого уровнем и качеством образования. Крупномасштабное инвестирование в человеческие ресурсы, развитие профессиональных навыков, научных исследований, на-

укоемких технологий и модернизация систем образования - это важнейшие приоритетные направления общества знаний. Движение к обществу знаний проявляется в растущей популярности различных форм и уровней образования у населения, в повышении требований работодателя к образовательному уровню и квалификации работников, в государственной политике в области развития науки и образования. Поэтому образование XXI в. должно быть инновационным, т. е. оно должно представлять собой целенаправленный процесс воспитания и инновационного обучения человека, способствовать развитию его творческих способностей, навыков самообучения, т. е. формировать его интеллектуальный капитал. Инновационное обучение - это процесс самоорганизации познавательной деятельности обучаемым через развитие его индивидуальности. Образование должно формировать творческие, креативные навыки, умения не только использовать существующие технологии, но и постоянно формировать новые. Образование должно учить познавать реальность и в то же время создавать ее, не приспосабливаться к объективным изменениям, а опережать их, производя все новые трансформации.

В частности, инновационное высшее техническое профессиональное образование представляет собой процесс подготовки специалистов с использованием опережающих технологий обучения, при использовании которых студенты оснащаются навыками интенсивного накопления знаний и опыта в любых жизненных ситуациях. Здесь главным становится не столько накопленное знание, сколько способность находить и анализировать информацию, выделять ключевую проблему и переносить полученные ранее знания на новую ситуацию.

Соответственно, технические вузы должны превращаться в единые центры, включающие образовательные, научные, исследовательские подразделения и структуры, обеспечивающие инновационную деятельность. Такие учебные заведения должны обеспечивать получение новых знаний в результате научной деятельности, их трансляцию в ходе обучения и реализацию востребованного обществом инновационного продукта2. Они, другими словами, должны стать университетскими комплексами.

Университетский комплекс (УК) должен обеспечивать высокое качество образования и подготовку высококвалифицированных специалистов, обладающих не только необходимыми для профессиональной деятельности знаниями, но и навыками генерации новых знаний и идей, т. е. готовить специалистов с нелинейным мышлением, ориентированных на устойчивое социальное развитие и совершенствование общества в целом. Следовательно, главная цель УК в сфере высшего профессионального образования - подготовка специалиста качественного нового уровня.

Реалии сегодняшнего дня требуют работников, не только имеющих узкую специализацию в конкретной производственной области, но и обладающих высокой гибкостью и способностью адаптироваться к изменениям в технологиях производства и управления, на рынке труда, самостоятельно получать необходимые для этого знания, а также умеющих генерировать и реализовывать необходимые изменения в своей сфере деятельности. Поэтому образовательный процесс должен быть нацелен не столько на передачу студентам готовых знаний, сколько на формирование у них гибкого и самостоятельного творческого мышления, навыков самообучения и мотивации к постоянному профессиональному совершенствованию. Чтобы специалист мог легко воспринимать и самостоятельно генерировать новые идеи и продукты, он еще в процессе обучения должен участвовать в создании и развитии новшеств. В связи с этим, в рамках УК сосредотачиваются научноисследовательская деятельность как производство новых знаний и образовательная деятельность, как передача знаний и их использование.

Таким образом, главной задачей университетских комплексов должна являться ка-

чественная подготовка специалистов в приоритетных областях техники и технологий, ориентированных на инновационную деятельность, за счет целенаправленного формирования у них определенных знаний, умений и компетенций и на основе новых методов обучения, включающих:

• технологии личностно-ориентированного обучения и междисциплинарного подхода к изучению естественно-научных, общепрофессиональных и специальных дисциплин;

• системы непрерывного образования, предоставляющих возможность выбора образовательных траекторий с учетом индивидуальных особенностей обучающихся;

• электронные системы обучения (е-1еагш^), т. е. среды дистанционного обучения, обеспечивающие интерактивную связь между участниками учебного процесса и предоставляющие удаленный доступ к обучающим ресурсам университетского комплекса.

Следовательно, можно выделить следующие основные цели и задачи образовательной системы УК:

• подготовка специалистов со сформированным целостным мировоззрением, глубокой базовой профессиональной подготовкой, владеющих навыками самообразования и самосовершенствования, пользующихся спросом на рынке труда;

• повышение эффективности использования интеллектуальных, материальных, информационных и др. ресурсов и структур, входящих в университетские комплексы;

• вовлечение в инновационный процесс профессорско-преподавательского состава, научных работников, докторантов, аспирантов, студентов;

• организационное единство учебного и научного процессов («погруженность» подготовки студентов непосредственно в исследования, конструкторские и проектные разработки);

• опережающая подготовка кадров для обеспечения приоритетных направлений развития образования, науки, передовых производственных технологий;

• создание условий и возможностей для реализации крупных образовательных и научных программ и проектов, активизация научных исследований и инновационной деятельности;

• обеспечение адаптации высших образовательных учреждений и выпускников к со-

циальным, экономическим и культурным запросам общества и изменениям рынка труда;

• повышение роли университетов в образовательном, культурном, социальном, экономическом, технологическом, развитии общества;

• вовлечение ТНК в процесс выработки стратегии и тактики функционирования вуза.

В интеллектуальный капитал УК входят профессорско-преподавательский состав, научные сотрудники, докторанты, аспиранты, студенты. Развитие интеллектуального капитала УК - одна из важнейших задач, напрямую определяющих качество обучения.

Таким образом, развитие УК позволит решить многие проблемы, связанные с подготовкой студентов и их быстрой адаптацией к производственной деятельности, а также будет способствовать привлечению ресурсов предприятий для развития вузов. В итоге, это создаст возможность создавать и развивать интеллектуальный потенциал предприятий и обновлять производство за счет наукоемких технологий.

На сегодняшний день ситуация в области подготовки кадров для отечественного машиностроения сложилась угрожающая. В настоящее время в российском машиностроении, которое для любой цивилизованной страны является базой высоких технологий, работают 15 млн человек. Это 35 % от всех занятых в промышленности. Вместе с тем укомплектованность заводов инженерными кадрами составляет менее 80 %. В таких основополагающих отраслях, как авиастроение, судостроение, станкостроение, электроника и вычислительная техника не хватает 1,3 млн высококвалифицированных специалистов. В 2010 году, если не будет принято экстренных мер, ведущие отрасли этой сферы экономики недосчитаются трех миллионов специалистов. Если не ликвидировать дефицит, Россия из высокотехнологичного передового, промышленноразвитого государства превратится в сырьевой придаток ведущих стран мира.

Сотрудничество между машиностроителями страны и ее ведущими вузами призвано исправить этот перекос, поэтому 900 вузов и 200 предприятий промышленности объединились для подготовки инженеров3. Предполагается, что задача формирования нового поколения специалистов будет решаться путем создания интегрированной системы профессиональной подготовки и переподготовки инженерно-технических кадров «универси-

тетский комплекс - предприятие». Но дело не только в потребностях материального производства. Как подчеркивают И. И. Борисов и С. А. Запрягаев, университетские комплексы отражают основные мировые тенденции, как в науке, так и в образовании, являются формой самозащиты университетов в рыночной экономике и способствуют развитию фундаментального гуманитарного и естественнонаучного образования4.

Столь широкий круг задач университетского комплекса требует новых форм контроля за деятельностью его структур и подразделений. Как показывает мировая практика, здесь уместно создание попечительских советов УК5.

Можно выделить приоритетные сферы попечительского совета:

• выработка образовательной миссии университетского комплекса;

• определение правил, общих для всех студентов, преподавателей и других сотрудников университетского комплекса;

• вопросы, связанные с учебной и научной деятельностью;

• управление материальными ресурсами университетского комплекса.

Надо отметить и проблемы, которые возникают при создании и функционировании УК.

Во-первых, эффективность деятельности попечительского совета УК во многом зависит от личных и профессиональных качеств попечителей и от того, насколько они знают его проблемы, обладают соответствующими полномочиями и компетенцией для оказания помощи в развитии УК.

Во-вторых, в ходе функционирования УК, создания новых подразделений и структур часто приходится сталкиваться с проблемой поиска квалифицированных руководителей подразделений, менеджеров. Сложившаяся ситуация заставляет УК создавать собственные системы подготовки и переподготовки руководителей, менеджеров, специалистов по инновационной деятельности, разрабатывать и использовать современные методики управления персоналом и мотивации их деятельности.

В-третьих, рост числа подразделений УК повышает сложность управления структурными единицами и комплексом в целом. Как правило, решение данной проблемы лежит на пути децентрализации управления подразделениями и структурами, входящими в УК. К положительным моментам при децентрализа-

ции управления относятся повышение ответственности сотрудников за результаты своего труда, улучшение материальной и моральной заинтересованности работников, лучшее раскрытие творческого потенциала работников и т. п. Однако в условиях децентрализации существует опасность проявления центробежных тенденций, приводящих к игнорированию общих интересов. Поэтому очень важный аспект деятельности руководства УК - работа по согласованию интересов, прав и ответственности структур и подразделений, четкая регламентация деятельности.

В-четвертых, психологические барьеры, связанные с опасением коллективов вузов и их лидеров утратить самостоятельность в принятии решений, целостность коллектива, неравноправность положения в рамках университетского комплекса, препятствуют интеграции высших образовательных учреждений в единый УК. Поэтому здесь очень важно вырабатывать различные юридические нормы, способствующие снятию данных барьеров.

Из синергетических представлений вытекает необходимость создания УК как самоорганизующихся и саморазвивающихся систем, постоянно адаптирующихся к изменениям внешней среды, потребностям рынка, поэтому условием развития УК является его открытость как системы.

На наш взгляд, будущее за мобильными, саморазвивающимися, перенастраиваемыми, приспосабливающимися к внешней среде конкретными образовательными структурами. Структура УК должна быть адаптирована к изменчивой внешней среде, подверженной многочисленным возмущающим факторам, обусловливающим случайность, стохастич-ность развития.

Итак, можно выделить основные принципы функционирования УК:

1. Самоорганизация и саморазвитие - УК является самоорганизующейся и саморазви-вающейся системой, способной перестраивать свои структуры, адаптируясь к конкретным обстоятельствам.

2. Целостность - УК представляет собой единую, целостную систему образования и науки.

3. Открытость - УК представляет собой систему, активно взаимодействующую с внешней средой.

На международном уровне УК может представлять собой форму кооперации с

другими УК. Следовательно, могут возникать формы кооперации в области научноисследовательской и образовательной деятельности, формируется глобальная образовательная и научно-исследовательская сфера на базе информационно-коммуникационных сетей, охватывающих весь мир, что определяет глобализационные процессы.

Например, одной из форм международной кооперации может быть создание таких структур как «виртуальный университет», т. е. образовательных организаций, которые не имеют «физических» зданий, лабораторий и прочих атрибутов традиционных академических университетов, где обучение студентов в виртуальных университетах ведется только через компьютерные сети.

Согласно В. Л. Ускову, можно выделить две крупные категории виртуальных универ-ситетов6:

1. «Индустриальные» виртуальные университеты, целью которых является максимально быстрое переобучение и повышение квалификации кадров по выбранной ими узкоспециализированной тематике, диктуемой основным профилем деятельности фирмы. Слушатели таких университетов, как правило, изучают несколько специализированных курсов и по результатам обучения получают сертификат по выбранной специальности или программе обучения.

2. «Академические» виртуальные университеты, целью которых является полномасштабная подготовка студентов по всем необходимым курсам выбранной ими учебной специальности и получение соответствующего обычного университетского диплома по окончании обучения (диплома бакалавра, магистра или доктора наук), признаваемого всеми аккредитованными университетами. По своей философии они близки к традиционным университетам в том смысле, что в них присутствуют виртуальные учебные курсы и учебные программы, виртуальные кафедры, деканаты и т. п.

Следовательно, можно выделить основные формы международного сотрудничества между УК:

• совместные исследовательские и образовательные программы;

• движение интеллектуального капитала (высококвалифицированных специалистов) между странами;

• передача технологий.

Таким образом, во-первых, университетский комплекс (УК) может быть представлен как система, состоящая из совокупности различных университетов, в том числе и зарубежных. Во-вторых, формирование качественного интеллектуального капитала во многом и должно осуществляться в университетских комплексах. В-третьих, без высокопрофессиональных кадров, отвечающих современным запросам развития экономики, науки, техники и технологий Россия не сможет влиться в мировое общество знаний.

Примечания

1 См.: Крючкова, С. Е. Инновации :

философско-методологический анализ. М. : СТАНКИН, 2000. С. 31.

2 См.: Астафьева, Н. В. Инновационное развитие университетских комплексов : монография. Екатеринбург : УГТУ-УПИ, 2008. С. 214.

3 иЯЬ : http://www.ng.ru/po1itics/2008-03-07/4_ chemezov.html.

4 См.: Борисов, И. И. Университетские комплексы и университетское образование / И. И. Борисов, С. А. Запрягаев // Университет, упр. 2001. № 3 (18).

5 См.: Феклистов, И. Ф. Инновационное управление качеством вузовских ресурсов: методология и методы. СПб. : Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 2004. С. 134-142.

6 См.: Усков, В. Л. Дистанционное инженерное образование на базе Интернет. М. : Машиностроение, 2000. С. 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.