Научная статья на тему 'Интеллектуальный капитал. Методы измерения и их анализ'

Интеллектуальный капитал. Методы измерения и их анализ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
678
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ИНТЕЛЛЕКТ / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ / INTELLECTUAL CAPITAL / INTELLIGENCE / INTANGIBLES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кутузова Екатерина Алексеевна

Интеллектуальный капитал определяет конкурентоспособность компаний, привлекает потребителей к продукции или услугам данной компании. В статье также рассказано о проблематике измерения интеллектуального капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальный капитал. Методы измерения и их анализ»

Интеллектуальный капитал. Методы измерения и их анализ Кутузова Е.А.

Кутузова Екатерина Алексеевна / Kutuzova Ekaterina Alekseevna - кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита,

студент

Дальневосточный федеральный университет,Приморский край, г. Владивосток

Аннотация: интеллектуальный капитал определяет конкурентоспособность компаний, привлекает потребителей к продукции или услугам данной компании. В статье также рассказано о проблематике измерения интеллектуального капитала.

Ключевые слова: интеллектуальный капитал, интеллект, нематериальные активы. Keywords: intellectual capital, intelligence, intangibles.

В современном обществе интеллектуальный капитал является, своего рода, ключом к получению богатства. KK определяет конкурентоспособность компаний, идентифицирует их на рынке, привлекает потребителей к продукции или услугам данной компании (ярким примером можно считать такую часть интеллектуального капитала как торговая марка). Это та часть активов, без которой предприятие попросту не сможет существовать, в этом состоит значимость интеллектуального капитала.

Интеллектуальный капитал - это капитал, воплощенный в знаниях, навыках, квалификации людей, данный вид капитала отражается впоследствии в виде качества и производительности труда работников[3].

Существует немало методов измерения интеллектуального капитала. Наибольший вклад в разработку и изучение этих методов внес КЭ. Свейби, предложивший около 25 методов измерения интеллектуального капитала. Предложенные методы были объединены в 4 крупные группы:

1. Методы прямого измерения интеллектуального капитала (Direct In-tellectual Capital methods (DIC)). Данные методы основываются на определении и оценке интеллектуального капитала в деньгах. После данной оценки производится интегральная оценка KK компании. При этом суммирование оценок отдельных компонентов не обязательно.

2. Методы подсчета очков (Scorecard Methods (SC)). Kомпоненты MK идентифицируются, генерируются и применяются индексы и индикаторы с целью подсчета очков и внесения в графы. Данные методы не имеют конечной денежной оценки.

3. Методы рыночной капитализации (Market Capitalization Methods (MCM)). Стоимость MK исчисляется как разница между рыночной стоимостью компании и капиталов акционеров компании.

4. Методы отдачи на активы (Return on Assets methods (ROA)). При использовании данной группы методов стоимость KK рассчитывается как отношение среднего дохода компании (до вычета налогов) к материальным активам компании.

Следует отметить некоторое сходство между методами DIC и SC, которые осуществляют оценку по отдельным компонентам ИК Схожими являются также и методы измерения MCM и ROA, в которых движение идет от интегрального эффекта, и все измерения выражения в денежной оценке, что очень помогает при сделках купли-продажи бизнеса, слиянии компаний или для сравнения предприятий, производящих похожую продукцию [4].

5. Коэффициент Тобина рассчитывается по формуле:

^фидиеих Тобина =_Рытчная цена компангш_

Цена замещения реальных активов компании

Под реальными активами компании обычно понимаются здания, сооружения, оборудование, запасы и т.д. Если цена компании существенно превышает цену ее материальных активов, это говорит о профессионализме сотрудников, грамотном менеджменте на предприятии. В случае покупки такой компании, покупатель покупает скорее нематериальные активы, нежели физические [5].

6. Навигатор Scandia. Выделяется 30 ключевых индикаторов. K традиционным финансовым показателям, которые отражаются в балансовом отчете компании, добавляются еще такие как:

- клиентское направление;

- процессное направление;

- человеческое направление;

- направление обновления/развития [5].

7. Экономическая добавленная стоимость (Stern Stewart and Co). «Показатель, включающий переменные капитального бюджетирования, финансового планирования, постановки целей, измерения деятельности, взаимодействия с акционерами, материального стимулирования»[4].

8. Модель Юбера Сент-Онжа.

Юбер Сент-Онж разделял интеллектуальный капитал компании на три основных элемента:

1. Человеческий капитал (который характеризовался как умение персонала помогать клиентам в решении их проблем);

2. Потребительский капитал (состоит из доли клиентов данной компании на рынке, охвата конкретного рынка, прибыли);

3. Структурный капитал (возможности, которые используются для быстрого реагирования на меняющиеся потребности рынка) [5].

9. Методика консалтинговой фирмы Ernst & Young «Measures that Matter». Интеллектуальный капитал оценивается с помощью восьми факторов:

- хорошие результаты от совершенствования продукции;

- определенный уровень менеджмента;

- корпоративная культура;

- маркетинговая позиция;

- оплата труда высшему уровню менеджмента;

- плодотворность сотрудничества с инвесторами;

- удовлетворение потребностей клиентов;

- качество продуктов и услуг.

10. Модель Б. Лева «Value Chain Blueprint».

Данная модель делает акцент на способности компании к инновациям.

Выделяется девять групп показателей:

- деловая сеть (деятельность предприятия совместно с другими организациями, сотрудничество

поставщиков и клиентов);

- накопленные, приобретенные способности

(приобретение новых технологий, инвестиции);

- внутренняя способность к обновлению (обучение персонала, научные исследования);

- интеллектуальная собственность;

- технологическая реализуемость инноваций (тестирование новой продукции, патенты);

- деятельность в Интернет (посещаемость сайтов компании, количество оформленных заказов на сайте);

- клиенты (маркетинговые исследования, удовлетворенность клиентов, оценка бренда);

- эффективность (анализ полученных прибылей, точек сбыта, анализ убытков);

- перспективы роста (сроки вывода новых продуктов на рынок и т.д).

Хотелось бы отметить, что каждая модель делает акцент на определенных компонентах ИК, поэтому непросто определить какие проблемы и недостатки существуют у разных моделей.

Недостаток методов категории DIC исходит из эмерджентности интеллектуальных активов, т.е. если происходит оценка двух единиц некоего оборудования, можно судить о том, как они будут взаимодействовать, то взаимодействие отдельных идей вовсе не всегда дает положительный совокупный эффект. Для устранения недостатка методов DIC можно находить интегральную стоимость совокупного интеллектуального капитала, рассчитав стоимость сразу двух идей, без разбора по частям. На этом принципе основаны методы рыночной капитализации.

Недостатками методов ROA и MCM является то, что они не могут применяться в некоммерческих организациях, внутренних отделах и организациях общественного сектора. Решением проблемы бесполезности методов ROA и MCM в отношении некоммерческих организаций, внутренних отделов и организаций общественного сектора может служить не изменение сути самих методов, а применение для данных организаций CS-методов. Эти методы идеально подходят как для вышеперечисленных организаций, так и для социальных и экологических целей[4].

Также есть недостатки и у метода SC. Недостаток состоит в том, что индикаторы оценки подбираются индивидуально для каждой организации и каждой цели, которая делает сравнения очень трудными. В силу своей новизны эти методы нелегко воспринимаются менеджерами и обществом. Это происходит из-за того, что метод не предполагает денежной оценки. Результаты же комплексного измерения отдельных компонентов ИК трудно систематизировать и анализировать из-за большого количества информации[4]. Для решения этой проблемы можно предложить составление меньшего количества индикаторов для каждой цели, чтобы уменьшить количество информации для анализа. Также хорошим решением данной проблемы станет подробно дифференцируемая шкала оценок, что позволит получать более точные результаты[4].

Одним из самых точных методов измерения является коэффициент Тобина. По мере продвижения к экономике знаний, интеллектуальный капитал будет отражаться в активах все ярче, поэтому скоро использование традиционного коэффициента Тобина для анализа интеллектоемкости станет проблематичным [6].

Для решения проблемы измерения коэффициента Тобина Ваганян О.Г. предлагает несколько модифицировать формулу расчета. «Теперь в качестве рыночной цены компании указывается оценка активов фирмы фондовым рынком, а в знаменателе традиционной формулы расчета - чистые активы[6].» Формула примет вид:

Коэффициент Тобина = Оценка активов фирмы фондовым рынком

Чистые активы

Исследовав множество методов оценки ИК, можно сделать вывод, что каждая организация должна

выбирать наиболее удобный и приемлемый для себя метод в соответствии с видом ее деятельности.

Литература

1. Толковый словарь русского языка под редакцией Т.Ф. Ефремовой.

2. Григоров А. Двенадцать видов человеческого интеллекта // URL:http://royalforex.info/poleznaya_informatsiya_dlya_treyderov/dvenadtsat_vidov_chelovecheskogo_intel.ht ml. (Дата обращения 26.07.2014).

3. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.

4. Романтеев П.В. Аналитический обзор методик оценки интеллектуального капитала // Экономика, предпринимательство и право. 2011. № 3(3).c.36-48.

URL:http://www.creativeconomy.ru/articles/15263/. (Дата обращения: 26.07.2014).

5. Кулешов И.В. Способ измерения нематериальных активов. Монитор К.Э. Свейби. URL: http://www.sch1929.edusite.ru/DswMedia/2012_seminarot20122011_kuleshoviv.pdf_. (Дата обращения: 26.07.2014).

6. Ваганян О.Г. Уточненная оценка интеллектуального капитала на основе коэффициента Тобина и методика оценки эффективности инвестиций в интеллектуальный капитал // Российское предпринимательство. 2007. № 11, вып.1 (101). c. 23-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.