Научная статья на тему 'Интеллектуальный капитал как фактор повышения конкурентоспособности малого инновационного бизнеса в современной экономике'

Интеллектуальный капитал как фактор повышения конкурентоспособности малого инновационного бизнеса в современной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
196
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / МАЛЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИННОВАЦИИ / INTELLECTUAL CAPITAL / SMALL BUSINESS INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Муртазин А. С.

В статье показано, что единственным путем выживания для предприятий в современной экономике становится непрерывное проведение инноваций. Предприятия малого инновационного бизнеса повышают конкурентоспособность непосредственно за счет создания, приобретения и использования уникальных знаний и использования интеллектуальной собственности. Сделан вывод, что в современной экономике использование интеллектуального капитала для проведения инноваций являются фактором повышения конкурентоспособности малого инновационного бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intellectual capital as a factor in increasing the competitiveness of small innovative businesses in the modern economy

In the article shows that the only way of survival for enterprises in the modern economy are continuing an innovation. Enterprises of small innovative businesses more competitive immediately by the establishment, acquisition and use of unique knowledge and intellectual property. It is deduced that in the modern economy the use of intellectual capital for innovation is a factor in improving the competitiveness of small innovative businesses.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальный капитал как фактор повышения конкурентоспособности малого инновационного бизнеса в современной экономике»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011

izvestia

penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta

imeni V. G. BELINSKoGo

public sciences

№ 24 2011

УДК 330

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО БИЗНЕСА

В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

© А. С. МУРТАЗИН

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского,

кафедра экономической теории е-mail: murtalex@rambler.ru

Муртазин А. С. - Интеллектуальный капитал как фактор повышения конкурентоспособности малого инновационного бизнеса в современной экономике // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 360-365. -

В статье показано, что единственным путем выживания для предприятий в современной экономике становится непрерывное проведение инноваций. Предприятия малого инновационного бизнеса повышают конкурентоспособность непосредственно за счет создания, приобретения и использования уникальных знаний и использования интеллектуальной собственности. Сделан вывод, что в современной экономике использование интеллектуального капитала для проведения инноваций являются фактором повышения конкурентоспособности малого инновационного бизнеса.

Ключевыеслова: интеллектуальныйкапитал, малыйинновационныйбизнес,конкурентоспособность,инновации.

Murtazin A. S. - Intellectual capital as a factor in increasing the competitiveness of small innovative businesses in the modern economy // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. Р. 360-365. - In the

article shows that the only way of survival for enterprises in the modern economy are continuing an innovation. Enterprises of small innovative businesses more competitive immediately by the establishment, acquisition and use of unique knowledge and intellectual property. It is deduced that in the modern economy the use of intellectual capital for innovation is a factor in improving the competitiveness of small innovative businesses.

Keywords: intellectual capital, small business innovation, innovation.

Интеллектуальный капитал сегодня рассматривается в качестве одного из важнейших ресурсов развития общества вместе с материальными, энергетическими и людскими. В настоящее время знания играют доминирующую и определяющую роль в современном производстве, становятся важным преимуществом малых предприятий в конкурентной борьбе. Интеллектуальные фонды все чаще вытесняют физические и финансовые фонды в качестве основных факторов производства.

К. Хубиев отмечает, что в настоящий момент в мире идет жесткая борьба за важнейшие ресурсы, пре-ждевсего,этоневоспроизводимые сырьевыересурсы, запасыкоторыхограничены,воспроизводимыетехно-логические и интеллектуальные ресурсы, от которых зависит современная конкурентоспособность [8].

Современные предприятия повышают конку-рентоспособностьнепосредственнозасчетприобрете-ния и использования уникальных знаний, непрерывного обучения персонала, использования интеллектуальной собственности. Грамотное использование интеллектуального капитала становитсяглавной задачей

для любого предприятия. Например, такая компания как Ericsson - это более чем на 50 % услуги и интеллектуальный труд. У Hewlett-Packard и IBM этот показатель приближается к 80-90 % [4]. Дж. Тэлбрейт, разработавший институциональную теорию корпораций, отмечал, что «доллар, вложенный в интеллект человека, часто приносит больший прирост национального дохода, чем доллар, вложенный в железные дороги, плотины, машины и другие капитальные блага» [1]. В современной экономике интеллектуальный капитал становится главным источником формирования конкурентоспособности предприятий. Конкурентоспособными могут быть признаны предприятия или отраслипромышленности,способные:во-первых, соз-даватьконкурентоспособнуюнаукоемкуюпродукцию; во-вторых, обеспечить максимальную защиту своего бизнеса на товарных рынках; в-третьих, эффективно влиять на структуру товарных рынков с обеспечением их передела в свою пользу [3].

Для того чтобы решить первую из указанных задач необходимо активизировать научно-исследовательскую деятельность либо приобретать права на

изобретения и иные научно-технические достижения. Вторая задача решается путем закрепления прав на результаты творческой деятельности, воплощенные в конечной продукции.

Интеллектуальный капитал предприятия - это капитал, воплощенный в знаниях, умениях, навыках, производственном опыте квалификации работников, а также в неосязаемых (нематериальных) активах, включающихпрограммноеобеспечение,патенты, базы данных, торговые марки, которые производительно используются для получения прибыли.

Одним из показателей, отражающих наукоем-кость экономики страны в целом, является количество поданных заявок на патенты. В (табл. 1) приведены данные Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) по количеству поданных заявок на национальные и международные патенты в России, США и Германии в 2005 г [7]. По количеству поданных заявок на выдачу патентов Россия существенно отстает от индустриально развитых стран. Так, в 2005 году в США было подано свыше 170 тысяч заявок на национальные патенты, в России - только около 30 тысяч, а отставание России в количестве заявок на международные патенты еще значительнее.

Таблица 1

Количество поданных заявок на национальные и международные патенты в 2005 г.

Страна национальные международные

патенты патенты

США 170 000 50 000

Германия 100 000 24 000

Россия 30 000 700

Производительность и конкурентоспособность материального производства в современной экономике зависят, главным образом, от способности генерировать добавленную стоимость, обрабатывать, накапливать и эффективно использовать информацию, основанную на знаниях.

По мнениюЛ.Мясниковойтри основныхбизнес-функции, которые компания никогда не должна от-

давать, это разработка продуктов (ноу-хау), прямое общение с клиентом (продажи) и его обслуживание. Что касается маркетинга и управление финансами, то компания может их потреблять в качестве услуг [6]. Т аким образом, в современной экономике происходит постепенный переход от модели компании, которой принадлежат все основные функции, к модели виртуальной компании, занимающейся только стратегией взаимоотношений с клиентами и развитием продукта. Подобная модель приводит к усилению конкуренции на мировом рынке инноваций. Следовательно, рынок и управление становятся взаимодополняющими механизмами инновационного процесса.

Проблемы формирования и использования интеллектуального капитала взаимосвязаны с эффективностью проведения инновационных проектов предприятием. Реализация инновационных процессов, связанных с разработкой новых технологий, новых видов продукции и т. п. требует не только финансовых затрат, но и использования специальных организационно-экономических инструментов. Следовательно, интеллектуальный капитал становится не только необходимым ресурсом для реализации инноваций и сохранения конкурентных преимуществ, но и эффективным организационно-управленческим инструментом развития предприятия и повышения ее конкурентоспособности Данное утверждение о роли интеллектуального капитала особенно справедливо для наукоемких отраслей, к которым непосредственно относятся предприятия малого инновационного бизнеса, где сам результат существования данных предприятий напрямую зависит от успешной реализации НИОКР в рамках инновационных программ.

По нашему мнению, интеллектуальный капитал является основой научно-исследовательской деятельности и источником формирования стоимости из НИОКР. Интеллектуальный капитал это комбинация неосязаемых ресурсов и деятельности позволяющей организациипревращатьсовокупностьматериальных, финансовых и человеческих ресурсов в систему, способную создавать прибавочную стоимость. Как показано на (рис. 1), интеллектуальный капитал становится необходимым источником для проведения научных исследований и инноваций.

Интеллектулльный капитал ■* -Человеческий капитал

— Структурный капитал

- Клиентский капитал

Реализация Результаты Прове ление

нвновацнн НЛУЧНЫ1 н;пчны\

в производстве исследовании исследований

НИОКР

Рис. 1. Интеллектуальный капитал как источник реализации инноваций

По нашему мнению, успешная реализация инноваций зависит от наличия и доступности знаний для широкого круга пользователей, которые в первую очередь должны создаваться государственными научными организациями, высшими учебными заведениями, предприятиями малого инновационного бизнеса, а такжесобственныминаучно-исследовательскимипод-разделениями крупных и средних компаний. Важную роль здесь также играют наличие четкой связи между наукой и производством, и способность производства внедрять новых технологий.

Существует много типов инноваций, тем не менее, они все являются результатом успешной реа-

лизации нового решения нацеленного на повышение конкурентоспособности. Инновации включают: новые продукты и услуги; реализацию новых процессов, методов работы и организации; а также разработку новых рынков. Знания являются ключом формирующим основу для инноваций и возникают из опыта, экспериментов и научных исследований. Они могут формироваться внутри предприятия или в результате внешних контактов с клиентами, поставщиками, новыми служащими, университетами, со специализированными научно-исследовательскими организациями и т. п. Основа реализации инноваций отражена на (рис. 2).

Рис. 2. Основа реализации инноваций

Рассмотрим подробнее каждый из блоков:

- исследования и разработки - необходимы в целях дальнейшего использования их результатов в производстве;

- маркетинговые исследования - необходимы для анализа рынка, чтобы понять какие существуют потребности и желания, с целью разработки новых продуктов, процессов и услуг, которые являются ценными для клиентов;

- операционные исследования - необходимы для отслеживания того, каким образом выполняется каждый аспект бизнеса, в целях проведения корректировки бизнес процесса для достижения стратегических целей;

- обучение персонала - необходимо предоставить людям возможность учиться и применять новые знания, опыт, навыки и умения в деятельности, которые приносят пользу предприятию;

- развитие отношений - построение, сохранение и поддержание положительного имиджа перед клиентами, партнерами и другими посредниками для того, чтобы построить выгодные и долгосрочные отношения. Развитие отношений включает в себя также раз-

витие бренда и имиджа посредством маркетинговой деятельности.

Подчеркивая то факт, что НИОКР и реализация инновации - не без риска, отказ инвестировать в них, следует рассматривать в долгосрочной перспективе как еще более рискованное. Следовательно, в настоящий момент, мы должны сосредоточить внимание на необходимости инвестирования в непрерывное совер-шенствованиевсего того, что производится вобществе.

Мы считаем, большую роль в повышении эффективности инновационных процессов играет сеть научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, а также научно-методическое обеспечение инновационной деятельности предприятий малого бизнеса. Сотрудничество малого бизнеса со специализированными научными центрами позволяет формировать малые научно-производственные объединения, которые, как показано на (рис. 3) непрерывно осуществляют научно-исследовательскую деятельность, превращая идеи в инновации, проверяя и внедряя новые технологии в производстве наукоем-кихтоваров.Так, научныеисследования, объединяясь с производством, становятся прикладными, а пред-

приятиямалогобизнеса,внедряярезультатыНИОКР, повышают качество своей продукции и конкурентоспособность.

Всовременнойэкономике, основаннойна знаниях, успешные инновации требуют различных невещественных инвестиций. Эти инвестиции создают интел-

лектуальный капитал. Величина интеллектуального капитала как фактора повышения конкурентоспособности предприятия зависит от интеллектуальных инвестиций, то есть капитальных вложений в подготовку специалистов,научныеразработки,передачуноу-хау, приобретение лицензий на инновации.

По данным Росстата (табл. 2) [2], число организаций осуществляющих технологические инновации в отраслях добывающей и обрабатывающей промышленности в период с 2000 по 2007 гг. незначительно увеличилось на 13,4 % с 2191 до 2485, при этом число организаций, осуществляющих исследования и разработки за этот период сократилось на 11 % с 936 до 833 организаций, также сократилось число организаций, приобретавших новые технологии. В тоже время число организаций, приобретавших новые машины и оборудование увеличилось на 21,6 % с 1363 до 1658, также незначительно увеличилось число организаций, осуществляющихобучениеипереподготовкуперсона-ла на 4,8 % с 557 до 584.

Числоорганизаций,осуществляющихтехнологи-ческие инновации в отраслях представленных связью, а также деятельностью связанной с использованием вычислительной техники и информационных технологий, в период с 2000 по 2007 гг. увеличилось на 38,5 % со 182 до 252 организаций, при этом число организаций, осуществляющих исследования и разработки, за этот период не изменилось. В тоже время число организаций, приобретавших новые машины и оборудование, увеличилось на 31,5 % со 146 до 192, также на 35,7 % увеличилось число организаций, проводивших обучение и переподготовку персонала, с 56 до 76 организаций.

Данные представленные в (табл. 3) [2] показывают, что число предприятий, осуществляющих инновации и относящихся к малому бизнесу (согласно российской классификации до 100 человек включительно), в период с 2006 по 2007 гг. незначительно увеличилось 1,2 % с 514 до 520 организаций, при этом доляорганизаций, осуществляющихинновации, представляющие малый бизнес, в структуре всех организа-

ций осталась неизменной и составила 15,6 % как в 2006 так и в 2007 году.

В целом в России наблюдается общемировая тенденция к концентрации инновационной деятельности в крупных компаниях, поэтому наибольшее число организаций, осуществляющих инновации, относятся к именно крупному бизнесу. Однако роль организаций, представляющих малый бизнес в проведении инноваций и формировании наукоемкой экономики, не должна нивелироваться.

По данным Росстата (табл. 4) [5], число малых предприятий, оказывающих услуги по научным исследованиям и разработкам, составляет 12163 предприятия, что составляет менее одного процента от всех малых предприятий. Средняя численность работников, работающих на этих предприятиях, составляет 90,7 тыс. чел., что составляет 0,8 % от всех занятых в малом бизнесе.

В целях повышения конкурентоспособности предприятиям необходимо инвестировать капитал в знания и инновации, что в последствии создаст потенциал для экономического роста. Таким образом, знания, аккумулированные с помощью инвестиций в НИОКР, инновации и образование, являются ключевым фактором долгосрочного роста и повышения конкурентоспособности. Анализ факторов экономического роста в странах ОЭСР в 1990-е годы свидетельствует о роли инноваций, которые стали «ключевой движущей силой более продуктивного экономического роста» [9].

На (рис. 4) представлен механизм реализации интеллектуального капитала в производстве в целях проведения инноваций, как фактора повышения конкурентоспособности малого инновационного бизнеса.

Таблица 2

Организации, осуществляющие технологические инновации по видам инновационной деятельности

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Добывающие, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Всего 2191 2066 2168 2191 2192 2402 2490 2485

Исследования и разработки 936 733 728 662 724 760 831 833

Приобретение машин и оборудования 1363 1260 1336 1397 1382 1526 1687 1658

Приобретение новых технологий 402 330 359 366 369 359 336 315

Приобретение программных средств 574 517 518 547 601 653 671 709

Обучение и подготовка персонала 557 473 511 517 544 540 573 584

Маркетинговые исследования 427 416 436 428 463 450 357 328

Связь, деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий

Всего 182 200 228 240 248 306 272 252

Исследования и разработки 38 25 32 32 31 42 45 38

Приобретение машин и оборудования 146 160 184 189 194 235 214 192

Приобретение новых технологий 24 26 21 35 34 35 23 18

Приобретение программных средств 85 83 81 85 86 106 105 99

Обучение и подготовка персонала 56 56 66 67 77 103 90 76

Маркетинговые исследования 14 20 23 22 34 38 35 26

Таблица 3

Организации, осуществляющие технологические, организационные, маркетинговые инновации, по величине

Организации с численностью работников, чел. Число организаций Проценты

2006 2007 2006 2007

Всего 3285 3339 100 100

до 50 240 230 7,3 6,9

50-99 274 290 8,3 8,7

100-199 513 527 15,6 15,8

200-249 188 191 5,7 5,7

250-499 588 620 17,9 18,6

500-499 530 549 16,1 16,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1000-4999 758 755 23,1 22,6

5000-9999 141 129 4,3 3,9

10000 и более 53 48 1,6 1,4

Таблица 4

Число малых предприятий и численность работников малых предприятий по итогам 2008 г.

Число малых предприятий Численность работников, тыс. чел.

Малые предприятия В процентах к итогу Средняя численность работников В процентах к итогу

Всего 1347667 100 11412,1 100

из них:

научные исследования и разработки 12163 0,9 90,7 0,8

образование 3559 0,3 18,3 0,2

Рис. 4. Интеллектуальный капитал как фактор повышения конкурентоспособности

Успешная реализация инноваций приводит к созданию новых высокотехнологичных продуктов и новых высоких технологий. Появление на рынке нового высокотехнологичного продукта и внедрение в производство новых технологических процессов приводит к повышению эффективности производства. В целом рост эффективности производства характеризуется снижением ресурсоемкости, повышением энергоэффективности, ростом производительности и снижением себестоимости продукции. Новые и усовершенствованные продукты, появившиеся на рынке, приводят к созданию новых рыночных ниш или к завоеванию большей доли уже существующего рынка данных продуктов, что приводит к формированию устойчивых конкурентных преимуществ конкретного предприятия над конкурентами, что в свою очередь является основой повышения конкурентоспособности.

Таким образом, на современном этапе развития экономики именно использование интеллектуального капитала для проведения инноваций являются фактором повышения конкурентоспособности, что позволяет современным малым инновационным предприятиям обеспечить свое выживание и развитие в условиях жесткой конкуренции за счет приобретения уникальных конкурентных преимуществ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гилбрейт Д. Экономические теории и цели общества / под. ред. Н. Н. Иноземцева. М.: Прогресс, 1979. 406 с.

2. Индикаторы инновационной деятельности: 2009. Статистический сборник. М.: ГУ-ВШЭ, 2009. 488 с.

3. Ковалев М. Интеллектуальная собственность в экономике // Экономист. 2003. № 1. С. 37-44.

4. Нордстрем К. А., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2002. 280 с.

5. Малоеи среднеепредпринимательствов России.2009: Статистический сборник. М.: Росстат, 2009. 151 с.

6. Мясникова Л. Рынок и ожидания // Вопросы экономики. 1997. №11. С. 96-105.

7. Перепечко Л. Н., Шарина И. А. Инновационная деятельность и проблемы патентования. Новосибирск, 2009. [Электронный ресурс] - режим доступа http: // www.itp.nsc.ru/oipvd-article/innovatsionnaya-deyatelnost-i-problemi-patentovaniya.

8. Хубиев К. О содержании «новой экономики» // Экономист. 2008. № 5. С. 63-71.

9. A New Economy? The Changing Role of Innovation and Information Technology inGrowth. Paris.: OECD, 2000. 92 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.