ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►►
УДК 330
интеллектуальный капитал и его роль в интелектуализации хозяйственной деятельности
А. С. МУРТАЗИН
Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского
кафедра экономической теории
Переход от индустриальной стадии развития общества к постиндустриальной изменяются конкурентные преимущества организаций, на первое место выходят знания и интеллектуальный капитал. Возрастающее значение интеллектуального капитала становится ясным не только для руководителей отдельных компаний и организаций, но и для политиков многих стран мира. Интеллектуализация, в экономической действительности в целом и в практике конкретного предприятия в частности, является необходимым условием перехода к новому постиндустриальному этапу развития экономической системы.
В современном обществе интеллектуальный капитал становится основой богатства. Именно он определяет конкурентоспособность экономических систем, выступает ключевым ресурсом их развития. В процессе создания, трансформации и использования интеллектуального капитала участвуют коммерческие предприятия, государственные и общественные учреждения и организации, т. е. все субъекты рыночных отношений.
При переходе от доиндустриальной и индустриальной стадии развития общества к постиндустриальной стадии развития изменяются конкурентные преимущества организаций. На смену природным ресурсам в индустриальном обществе в качестве доминирующих факторов производства выступают труд и капитал, а в современном обществе на первое место постепенно выходят знания и интеллектуальный капитал. В современной конкуренции решающую роль играет не столько население, как в доиндустриальном обществе, и не столько доступ к рынкам, как в индустриальном, сколько качество и интенсивность непрерывного обучения людей и организаций.
Термин «интеллектуальный капитал» появился в начале 1990-х гг. и обозначал «сумму всех знаний всех работников предприятия, которая предоставляет ему конкурентное преимущество на рынке». При этом под знанием понимались патенты, процессы управленческие навыки, технологии, информация о клиентах и поставщиках, а также опыт [2]. Позднее в связи с нарастанием процесса информатизации общества и экономики, с превращением индустриальной экономической системы в постиндустриальную, термин «интеллектуальный капитал» был уточнен следующим образом: «Это знание, которым владеют работники; это электронная сеть, позволяющая корпорации реагировать на изменение рыночной ситуации быстрее конкурентов; это партнерство компании и клиента, укрепляющее связи между ними и вновь и вновь привлекающее потребителя» [2]. Также существует трактовка «интеллектуального капитала» как знания, которые могут быть преобразованы в стоимость.
Так как же влияют знания и информация на современное общество? Прежде всего экономику с высоким уровнем интеллектуального капитала характеризует постоянный рост капитализации высоконаучных фирм. В начале 1980-х гг. Индекс Доу-Джонса стал
показывать возрастающий отрыв рыночной капитализации некоторых фирм от стоимости реальных активов - зданий, сооружений, оборудования и запасов [3]. Так коэффициент Тобина (отношение рыночной стоимости акций предприятия к стоимости его основных фондов) например для фирмы Майкрософт, равен 5 [3]. Такое соотношение связано не только со спекулятивным разогревом рынка ценных бумаг высокотехнологичных фирм. Достаточно серьезные исследования свидетельствуют о стабильном росте стоимости интеллектуального капитала. Интеллектуальный капитал не связан напрямую с материальными ценностями, он определяется в первую очередь человеческим, организационным и потребительским капиталом.
Если одни термином «человеческий капитал» обозначают знания и творческие способности работников, то другие подразумевают не только духовные, но и физические способности человека. Получается, что с одной стороны «интеллектуальный капитал» уже, чем «человеческий». Но с другой стороны - шире, потому что включает, кроме человеческих способностей, результаты и условия творческого труда (интеллектуальное оборудование, патенты, связи с потребителями), [2] т. е. организационный и потребительский капитал.
Итак, в структуре интеллектуального капитала различают человеческий, организационный и потребительский капитал. Представление об основных составляющих интеллектуального капитала и данная терминология являются весьма распространенными в научной литературе, посвященной проблемам формирования и использования интеллектуального капитала.
Человеческий капитал является той частью интеллектуального капитала, которая имеет непосредственное отношение к человеку. Это знания, практические навыки, творческие и мыслительные способности людей, их моральные ценности, культура труда. Человеческий капитал важен при проведении инноваций и любого обновления.
Организационный, или структурный капитал -та часть интеллектуального капитала, которая имеет отношение к организации в целом. Это процедуры, технологии, системы управления, техническое и программное обеспечение, организационная структура, патенты, бренды, культура организации, отношения с клиентами. Организационный капитал - это организа-
ИЗВЕСТИЯ ПГПУ • Сектор молодых ученых » № 6 (10) 2008 г.
ционные возможности фирмы ответить на требования рынка. Он отвечает за то, как человеческий капитал используется в организационных системах, преобразуя информацию. Организационный капитал в большей степени является собственностью компании и может быть относительно самостоятельным объектом купли-продажи.
Потребительский, или клиентский капитал - это капитал, который складывается из связей и устойчивых отношений с клиентами и потребителями. Одна из главных целей формирования потребительского капитала - создание такой структуры, которая позволяет потребителю продуктивно общаться с персоналом компании.
С третьей структурной составляющей интеллектуального капитала - потребительским, или клиентским капиталом - связано все шире распространяющееся понятие брендов (торговых марок).
Возрастающее значение интеллектуального капитала становится ясным не только для руководителей отдельных компаний и организаций, но и для политиков многих стран мира. Передовые российские организации уже обладают достаточно большим интеллектуальным капиталом. В то же время значительная часть российских предприятий характеризуется незначительным капиталом этого вида. В стране в целом величина интеллектуального капитала также существенно ниже той, которая могла бы быть в случае более успешного экономического развития.
В России имеются существенные резервы для бурного роста интеллектуального капитала и интеллектуализации хозяйственной деятельности. Накоплен значительный человеческий капитал, что выражается
в высоком уровне образования населения и значительной части работников, занятых наукой [4]. Однако организационный и потребительский капитал развит недостаточно. При успешном развитии этих двух составляющих интеллектуального капитала можно получить значительный эффект, выраженный в росте интеллектуального капитала страны в целом и отдельных экономических субъектов.
Интеллектуализация, или развитие наукоемких начал в экономической действительности в целом и в практике конкретного предприятия в частности, является необходимым условием перехода к новому постиндустриальному этапу развития экономической системы [1]. Индустриальный этап развития человеческой цивилизации привел к растущей ограниченности природной среды, что привело к дисгармонии человека и природы и, как следствие, нарастанию системы экологических и социально-экономических противоречий [1]. Необходимость интеллектуализации экономического развития предстает здесь как насущная потребность сохранности и среды человеческого обитания, и самого человека.
список литературы
1. Воронин В. Интеллектуализация хозяйственной деятельности // Экономист. 2007. № 7. С. 60-64.
2. Логачев В., Жернов Е. «Интеллектуальный капитал» с позиции трудовой теории стоимости // Экономист. 2006. № 9. С. 36-41.
3. Полозков С., Семенов Т. Исследование различий влияния знания и информации на развитие общества // Экономист. 2005. № 2. С. 46-50.
4. Рамазанов А. Интеллектуализация отношений собственности // Экономист. 2005. № 2. С. 57-61.
УДК 330.101.541
глобализация мировой Экономики
Е. В. ПАНКРАТОВА
Пензенский государственный педагогический университет им. В.г. Белинского кафедра менеджмента и экономических теорий
Статья содержит анализ одной из наиболее важной тенденции в мировой экономики, как глобализация. Эта тема является актуальной, так как привлекает внимание политологов, социологов, ученых-экономистов и многих других, а также затрагивает самые разнообразные аспекты нашей жизни. Оценки глобализации, как одной из тенденций мировой экономики неоднозначны, но нельзя отрицать, что глобализация способствует усилению мирохозяйственных связей и вовлечения в них большего числа стран. В результате были сделаны выводы, что глобализация представляет собой объективный, необратимый процесс, развивающийся в соответствии с определенными закономерностями.
Одной из особенностей развития современного мира является быстро прогрессирующая глобализация. Процессы глобализации затрагивают самые разнообразные аспекты нашей жизни - экономику, политику, культуру, идеологию, безопасность, окружающую среду. Экономическое измерение глобализации включает в себя многократно возросшие за последние десятилетия межстрановые потоки товаров и услуг, капитала и информации, а также растущую мобильность людей в международном масштабе. В целом глобализацию мировой экономики можно охарактеризовать как усиле-
ние взаимозависимости национальных экономик, взаимовлияния и взаимопереплетения различных сфер и процессов в мировом хозяйстве.
Последние годы характеризуются бурным всплеском общественного интереса к проблеме глобализации, принимающего иногда форму активного протеста так называемых антиглобалистов против деятельности международных экономических организаций и правительств ведущих промышленно развитых стран. Противники глобализации ассоциируют ее развитие с обострением проблем, многие из которых вызывают не