Научная статья на тему 'Интеллектуальный хоккей как новая форма игровой технологии в образовательном процессе'

Интеллектуальный хоккей как новая форма игровой технологии в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
491
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ХОККЕЙ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рогачев Алексей Михайлович

В статье рассматриваются ключевые особенности интеллектуальной деятельности в образовательном процессе. Описывается новый вид авторской игровой технологии интеллектуальный хоккей. В дальнейшем демонстрируются возможности применения технологии на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рогачев Алексей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальный хоккей как новая форма игровой технологии в образовательном процессе»

2. Edxro [Электронный ресурс]: дистанционные образовательные курсы Гарвардского университета и Массачусетского технологического института. URL: https://www.edx.org/ (дата обращения: 17.06.2016).

3. Coursera. [Электронный ресурс]: образовательная платформа онлайн-курсов от ведущих университетов и организаций мира. URL: https://www.coursera.org/ (дата обращения: 17.06.2016).

4. BYUI. [Электронный ресурс]: дистанционные образовательные курсы Университета Бригама Янга. URL: http://www.byui.edu/ (дата обращения: 17.06.2016).

5. Theguardian. [Электронный ресурс]: дистанционные образовательные курсы. URL: www.guardian.co.uk/education/ (дата обращения: 17.06.2016).

6. WISE. [Электронный ресурс]: Всемирный инновационный саммит по образованию (WISE). Проект «Дистанционное обучение в Амазонских лесах» (Distance Learning in the Amazon Forest). URL: http://www.wise-qatar.org/edhub/distance-learning-amazon-forest/ (дата обращения: 17.06.2016).

7. Brisbane SDE (Brisbane School of Distance Education). [Электронный ресурс]: Школа дистанционного образования г. Брисбон. www.brisbanesde.eq.edu.au/ (дата обращения: 17.06.2016).

8. WISE. [Электронный ресурс]: Всемирный инновационный саммит по образованию (WISE). Открытые образовательные курсы «Netease». URL: https://www.wise-qatar.org/netease-open-course-china/ (дата обращения: 17.06.2016).

9. By Xuyang Jingjing Source. Distance education 2.0. [Электронный ресурс] Global Times Published, 20131013. URL: http://www.globaltimes.cn/content/817449.shtml?utm_source=buffer&utm_campaign=B uffer&utm_content=buffer2489f&utm_medium=twitter#.UmCruyQoaWf/ (дата обращения: 17.06.2016).

10. AMI. [Электронный ресурс]: Образовательные курсы по программе «Африканская бизнес-инициатива» (African management initiative). URL: http://www.africanmanagers.org/ (дата обращения: 17.06.2016).

Интеллектуальный хоккей как новая форма игровой технологии в образовательном процессе Рогачев А. М.

Рогачев Алексей Михайлович /Rogachev Alexey Mihaylovich - кандидат исторических наук, преподаватель истории и обществознания, Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми Физико-математический лицей-интернат, г. Сыктывкар

Аннотация: в статье рассматриваются ключевые особенности интеллектуальной деятельности в образовательном процессе. Описывается новый вид авторской игровой технологии - интеллектуальный хоккей. В дальнейшем демонстрируются возможности применения технологии на практике.

Ключевые слова: интеллектуальный хоккей, интеллектуальная деятельность, игровые технологии.

DOI: 10.20861/2312-8089-2016-19-001

Понятие «игровая педагогическая технология» достаточно традиционно и включает в себя обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Заметим, что в последнее время игровые технологии стали популярными в педагогическом сообществе. Это можно связать с тем, что ФГОСы предполагают наличие практической (проектной) деятельности. Игра (как педагогическая технология) зачастую и воспринимается как вариант такой деятельности. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком -четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью. Ученик в результате обучения должен получить и развить, в числе прочего, умение анализировать информацию и генерировать на основе имеющихся фактов новое знание. В этом заключается самая важная идея игровых технологий в образовательном процессе.

По нашему мнению, данную идею в полной мере могут реализовать интеллектуальные игры, которые предусматривают интеллектуальную деятельность участников. В чистом виде она предполагает рождение нового знания. В отличие от викторины (игра на эрудицию, другими словами -кто больше знает), интеллектуальная игра предполагает развитие умения правильно и эффективно использовать знания, что гораздо важнее в реальной жизни.

Классическим примером интеллектуальной игры является игра «Что? Где? Когда?». В этой игре команда знатоков ищет ответ на вопрос телезрителя, который в идеале не предусматривает наличие «голого» знания. В этом познавательном процессе важно учитывать «общекультурный фон», ассоциативное мышление, командную работу и многие другие факторы. Например, возьмем такой вопрос Даны Яковенко: на Закарпатье, неподалеку от Мукачево, стоит замок Шенборн. В нем двенадцать входов, пятьдесят две комнаты и четыре прекрасных башни, совершенно разных по форме и стилю. А сколько всего окон в этом замке? [1].

Очевидно, что знатоков этого замка не так много, но вопрос является достаточно легким и любой человек может на него ответить. Для этого достаточно уже упомянутого «общекультурного фона». Необходимо понять, что связывает 12, 52 и 4. Кроме того надо понять, какое число может стоять в этом ряду. Математические методы в этом вопросе бессильны. Команда должна понять, что искать математические последовательности не имеет смысла. Когда она догадывается, что речь идет о 4 временах года, 12 месяцах и 52 неделях, то ответ 365 (или 366) становится очевидным. В этом и проявляется интеллектуальная деятельность участников.

На интеллектуальных тренировках школьников Сыктывкара в 2016 году автором была придумана и апробирована новая форма игровой технологии, которая получила название «Интеллектуальный хоккей».

Игра проходит между двумя командами, по шесть человек в каждой. Команда делится на три группы - нападающие (три человека), защитники (два человека) и вратарь (один человек). Роль шайбы выполняет вопрос. Право ответа получает та группа, которая первая нажмет на кнопку. Первый вопрос задается двум тройкам нападения. Они могут совещаться. В итоге правильно ответившая тройка переходит в нападение. Следующий вопрос задается для этой тройки и пары защитников соперника. Если нападающие отвечают правильно, то в игру вступает вратарь. Он играет в одиночку против троих нападающих. Гол засчитывается, когда нападающие правильно отвечают на последний вопрос. Если правильного ответа никто не даст, то шайба остается на месте и следующий вопрос задается тем же игрокам. Игра идет три периода. Каждый период насчитывает 10 вопросов. Теоретически игра может закончиться со счетом ноль - ноль. В ходе игры допускаются замены по линиям. Например, вратарь может стать нападающим.

В чем мы видим плюсы этой игры. В ней сочетаются командные и индивидуальные формы. Каждый игрок может играть в тройках, парах и в одиночку, причем в рамках одной игры. Каждый игрок может проявить как свои командные, так и индивидуальные качества.

Данная технология была апробирована на финальной игре чемпионата по «Что? Где? Когда?» среди школьных команд Республики Коми 2016 года 27 - 28 февраля 2016 года. Она получила положительные отзывы участников и тренеров команд.

Теперь рассмотрим возможности применения данной игровой технологии непосредственно в образовательном процессе. Каждая образовательная задача логически распадается на составные части (алгоритм решения задачи). Таким образом, учитель может подготовить задачу, которая делится на три части. Команда, разделившись на микрогруппы (вплоть до возможного, а в идеале, необходимого, индивидуального участия), решает поставленную задачу. При этом можно совершать «замены», то есть переходить из группы в группу. Команда сама делит образовательную задачу на этапы и распределяет нагрузку. Решение первого этапа исключает первую группу. Она «дает пас» второй группе. «Вратарь» в одиночку заканчивает решение задачи и формулирует ответ-решение, которое будет считаться групповым. В этом случае формируется высокая степень ответственности за принятие решения и за команду. Идеально, когда каждый участник игры примерит на себя все игровые роли. Дальнейшие варианты реализации технологии могут изменяться в зависимости от фантазии учителя.

Пример реализации игровой технологии на уроке истории в 7 классе «Дворцовые перевороты. Фаворитизм XVIII века».

Ученики предварительно знакомятся с особенностями дворцовых переворотов, таким как -наличие женщин на русском престоле, высокая роль гвардии, фаворитизм и так далее. Игровая историческая задача формулируется как: «стать фаворитом Елизаветы Петровны и устранить своих конкурентов». Команды играют за «Шувалова» и «Разумовского», предлагая свои варианты решения задачи. Безусловно, командам необходимо учитывать исторические реалии, такие как: Семилетняя война, которую вела Россия, усиление роли дворянского сословия, ужесточение крепостничества, склонность императрицы к балам и маскарадам и прочее.

В начале игры, тройки нападения предлагают свои варианты решения задачи. Учитель выбирает выигрышную стратегию и команда, которая ее предложила «переходит в нападение». Против нападающих на втором этапе выступает пара защитников. Дальше алгоритм полностью схож с реальной игрой. В конце игры оглашаются итоги по форме: один представитель каждой команды формулирует итоговое решение, учитель подводит итог, отмечает удачные и неудачные решения и определяет выигравшую команду. Очевидно, что оценка успешности ставится как в рамках

конкретной игры, так и с точки зрения исторического развития. Дополнительно, в рамках закрепления материала, можно провести «серию буллитов» в виде коротких ответов на конкретные вопросы по знанию терминов, дат, фамилий исторических деятелей.

Игровые технологии могут стать мощным инструментом в руках педагога, позволяя ему в свободной, ненавязчивой манере донести до учеников учебный материал.

Литература

1. Кубок Украины среди школьников по брэйн-рингу 2013 года (Одесса). Младшая возрастная группа. Игры первого этапа: База вопросов «Что? Где? Когда?». [Электронный ресурс]. URL: http://dbxhgk.info/question/cup13brj.1/3/ (дата обращения: 18.06.2016).

Использование игрового метода в физической подготовке юных дзюдоистов

7 - 8 лет

Зырянова Э. Э.1, Черкасов В. В.2, Бурак В. М.3

'Зырянова Эльвира Эдуардовна / Zyiryanova Elvira Eduardovna — старший преподаватель;

2Черкасов Владимир Валентинович/ Cherkasov Vladimir Valentinovich — кандидат педагогических наук, доцент, кафедра физического воспитания, спорта и методик преподавания, Тобольский педагогический институт им. Д. И. Менделеева, филиал Тюменского государственного университета;

3Бурак Валентина Михайловна / Burak Valentina Mihaylovna — тренер-преподаватель по дзюдо, Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Детско-юношеская спортивная школа № 1, г. Тобольск

Аннотация: в статье рассмотрена возможность использования игрового метода в физической подготовке дзюдоистов 7-8 лет. Представлены результаты исследования влияния экспериментальной методики на физическую подготовленность юных дзюдоистов 7 - 8 лет. Ключевые слова: физическая подготовка, игровой метод, дзюдоисты 7 - 8 лет.

Процесс развития физических качеств относятся к числу наиболее значимых компонентов на всех этапах физического воспитания и спортивной подготовки. Высокий уровень развития физических способностей является основой для формирования двигательных умений и навыков, повышения показателей функциональных систем и физической работоспособности организма. Между тем, как свидетельствует анализ результатов тестов комплекса ГТО, среди испытуемых количество сдавших на золотой значок не превышает 5%, причём проблемы с выполнением отдельных нормативов испытывали даже те дети, которые регулярно занимаются различными видами спорта [6].

Это свидетельствует о недостаточном внимании, уделяемой детскими тренерами общей физической подготовке юных спортсменов. Многие тренеры, в погоне за высокими результатами, используют в тренировочном процессе в основном узконаправленные средства специальной подготовки, позволяющие в краткосрочной перспективе обеспечить быстрый эффект. Однако, как показывают результаты исследований, недостаточная база общей физической подготовки не позволяет добиться высоких результатов в спорте высших достижений [3].

Наметившиеся в конце прошлого века в нашей стране проблемы с демографией обусловили смещение на более ранние сроки начало регулярных занятий спортом. Если раньше отбор детей дошкольного возраста был характерен только для сложнокоординационных видов спорта, то сейчас более ранние сроки начала занятий практикуются в большинстве видов спорта, что обусловило включение в процесс многолетней спортивной подготовки спортивно-оздоровительного этапа.

В младшем школьном возрасте при физической нагрузке неэкономичное функционирование сердечно-сосудистой и дыхательной систем из-за небольшого объёма жизненной ёмкости лёгких и сердечной мышцы приводит к быстрому утомлению. Дети плохо переносят однообразную нагрузку -воздействие монотонных раздражений способно вызвать у них запредельное торможение [4].

В то же время, развитие в нервной системе функции двигательного анализатора, обуславливающего уровень развития координационных способностей, способствует быстрому овладению и совершенствованию разнообразных двигательных навыков и технических приёмов [5].

Совершенствование организации учебно-тренировочного процесса юных дзюдоистов на спортивно-оздоровительном этапе ставит тренера перед необходимостью поиска наиболее эффективных и адекватных возрастным особенностям средств и методов, к числу которых можно отнести игровой метод. Подвижные игры оказывают комплексное воздействие на развитие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.