Научная статья на тему 'Интеллектуальные книжные магазины Петербурга'

Интеллектуальные книжные магазины Петербурга Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
694
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗДАТЕЛЬСТВО / КНИГОИЗДАНИЕ / МАГАЗИН / МАГАЗИН-КЛУБ / СЕТЕВАЯ КНИЖНАЯ ТОРГОВЛЯ / PUBLISHING / BOOK PUBLISHING / STORE / STORE-CLUB / BOOK TRADE NETWORK

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шехурина Людмила Диадоровна

На современном книжном рынке России происходят существенные изменения, связанные с деятельностью «интеллектуальных» издательств и, как следствие, возникновение небольших книжных интеллектуальных магазинов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intellectual bookstores of Saint Petersburg

In modern Russian book market is undergoing significant changes due to the activities of «smart» publisher and as a result, the occurrence of small bookstores intelligent.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальные книжные магазины Петербурга»

УДК 655.421(470.23-25)

Л. Д. Шехурина Интеллектуальные книжные магазины Петербурга

На современном книжном рынке России происходят существенные изменения, связанные с деятельностью «интеллектуальных» издательств и, как следствие, возникновение небольших книжных интеллектуальных магазинов.

Ключевые слова: издательство, книгоиздание, магазин, магазин-клуб, сетевая книжная торговля

Lyudmila D. Shekhurina Intellectual bookstores of Saint Petersburg

In modern Russian book market is undergoing significant changes due to the activities of «smart» publisher and as a result, the occurrence of small bookstores intelligent.

Keywords: publishing, book publishing, store, store-club, book trade network

Современный отечественный книготорговый рынок чрезвычайно динамичен и изменчив. Изменениям подвержены количественная его сторона и качество книжной торговли. Меняется организационная структура рынка. За последние 20 лет сложились две основные формы торговли - традиционная и электронная. Последняя все активнее теснит традиционную. Однако и в самой традиционной торговле идет поиск новых форм и методов работы. Так в результате борьбы за рынок сбыта в традиционной торговле сложились две основные организационные системы: сетевая книжная торговля и самостоятельные книжные магазины.

Подобно дореформенной классификации магазинов, систему самостоятельных магазинов можно дифференцировать по ряду признаков. По организационному признаку выделяем: независимые книжные магазины, магазины издательств, ведомственные магазины (вузов, научных учреждений, общественных организаций и т. п.). По ассортиментному признаку - универсальные и специализированные. По источникам формирования ассортимента - магазины, торгующие новой книгой, и букинистические магазины. По формам взаимодействия с покупателем выделяются обычные магазины и магазины-клубы.

В системе самостоятельных и, прежде всего, независимых магазинов, наблюдается интересный процесс. Сложилось подразделение магазинов с особой ориентацией - так называемые «интеллектуальные магазины», которые, между прочим, обеспечиваются издательствами, выпускающими интеллектуальную литературу («интеллектуальными издательствами»1). Термин «интеллектуальный» в отношении к издательствам и книжным магазинам кажется парадоксальным - сама книга нацелена на интеллект, а чтение, как известно, - интеллектуальный процесс.

Чтобы разобраться в значении современных определений «интеллектуальный магазин» и «интеллектуальное издательство», следует выяснить, что подразумевается под термином «интеллектуальная книга». В качестве ее синонима генеральный директор интеллектуального книжного магазина «Фаланстьер» (Москва) Борис Куприянов предложил термин «хорошая книга», пояснив: «Если книга <...> провоцирует на какую-то интеллектуальную деятельность или на какое-то размышление, то это хорошая книга2. Значение этого термина он объясняет следующим образом: «Чтение - это труд, а не развлечение. И, как любая работа над собой, оно требует больших усилий»3. Разумеется, «больших усилий» требует чтение серьезной, а не развлекательной литературы. Есть мнения, что синонимом интеллектуальной литературы выступает «nonfiction» (т. е. литература без присутствия вымысла).

Исходя из указанных позиций, интеллектуальной литературой можно считать: 1) научную литературу; 2) научно-популярную литературу; 3) nonfiction; 4) классическую литературу и произведения выдающихся современных писателей. Подобной литературой торгует лишь небольшая часть магазинов - это своего рода риск «во благо».

В названиях магазинов не всегда присутствует эпитет «интеллектуальный», но в проектах магазинов, их ассортиментной политике определенно проявляется нацеленность на серьезную, хотя и разную аудиторию, для которой чтение отнюдь не развлечение. Прообразом современных интеллектуальных магазинов являются академические и университетские магазины, магазины творческих союзов.

Важное место занимают интеллектуальные магазины в культуре северной столицы. Образование их началось в конце 1990-х - начале 2000-х гг. Одним из первых магазинов такого рода стала книжная лавка в корпусе философского и исторического факультетов на Менделеевской линии. В дальнейшем он преобразовался в роскошный Магазин-салон Информационно-культурного центра СПбГУ (в этом же корпусе). Вслед за ним открылся книжный салон на филфаке СПбГУ.

Более десяти лет работал популярный у петербуржцев магазин интеллектуальной литературы «Летний сад» (на Петроградской стороне). Одновременно с ним открылись магазины «Академический проект» (на ул. Рубинштейна и на 1-ой линии В. О.), получившие известность в среде петербургской интеллигенции. К сожалению, этих магазинов уже нет. Однако на смену им пришло новое поколение магазинов, сохранивших прежние традиции.

Традиции первых независимых петербургских магазинов интеллектуальной литературы продолжил магазин интеллектуальной гуманитарной книги «Книжный окоп». (Тучков пер., д. 11). Создатели его - классические гуманитарии (историки). И потому в магазине представлена «академическая» литература. Магазин сотрудничает как с крупными, так и небольшими издательствами. Среди его постоянных поставщиков московские издательства: «URSS», «Росспэн», «НЛО», «Молодая Гвардия», «Искусство - XXI в.»; петербургские издательства «Евразия», «Коло», издательства

Европейского университета, СПбГУ, издательства «Росток», «Дмитрий Буланин» и др., выпускающие действительно качественные книги как с точки зрения полиграфии, так и содержания. Иногда магазин принимает книги, изданные исследователями на собственные средства, но таких книг не более десяти процентов от всего ассортимента. В «Книжном окопе» широко представлены разделы философии, истории, филологии, востоковедения, есть стенд с этнологией, религиоведением, краеведением. В ассортименте магазина отсутствует художественная литература, хотя покупатели ее часто спрашивают. Хозяева магазина сознательно не закупают ее, считая, что в городе и без того много магазинов, которые представляют большой выбор классики и современной художественной литературы. Зато в магазине принимаются заказы покупателей - даже на зарубежные издания. Покупатели заказывают издания из Китая, США и разных стран Европы. Причем цены остаются адекватными.

Вблизи от «Книжного окопа» разместились два новых магазина: «Исткнига» и «Свои книги». Магазин «Исткнига» (В. О. Кадетская линия, 27) создан в 2012 г. Ассортиментное ядро его составляет историческая литература (учебная, научная, научно-популярная и справочная). Но вместе с тем имеется и литература по философии, политике, религии, филологии, искусству. Очень хорошо представлено петербур-говедение. Это магазин высокой культуры. Но ему пока трудно конкурировать с «Книжным окопом», у которого уже сформировалась постоянна покупательская аудитория - студенты и преподаватели. Но у «Исткниги» есть свое преимущество -интернет-магазин. Магазин «Свои книги» (В. О. 1-я линия. Д. 42) открылся также в 2012 г. Создан он на базе издательства с похожим забавным названием «Свое издательство». Специализируется оно на выпуске репринтных изданий лучших образцов отечественной литературы, которые печатает тиражом от одного до тридцати экземпляров. Это главным образом произведения литературы начала ХХ в. Продукцию издательства можно найти так же во всех интеллектуальных магазинах города.

Работа магазина тесно связана с деятельностью издательства не только присутствием в ассортименте магазина выпущенных издательством книг, но и формированием издательского портфеля. Любой посетитель магазина может заказать переиздание любимой им книги, отсутствующей в продаже, Эта особенность издательской деятельности называется «печать по требованию» («Printondemand»), применяемая на западе, но новая в практике российского книгоиздания. Ассортимент магазина составляет гуманитарная литература, nonfiction, современная художественная литература и детская литература. В магазине можно найти также книги художника. В небольшом объеме представлены дешевые издания серии «Азбука-классика», «Ле-низдат-классика», над полками продукции этих издательств сделана надпись «Easy reading». Авторы подобного определения классической художественной литературы (отечественной и зарубежной), считают, видимо, что знание классической художественной литературы составляет ту необходимую базу, которая позволяет перейти к чтению более сложной, так называемой «hard» литературы и выделенной ими в

разделе («hard reading»), где присутствует литература nonfiction. Еще одной особенностью магазина является практика возврата купленной в магазине книги. При этом покупателю возвращается часть уплаченной за нее цены. Таким образом, магазин пополняет свой ассортимент, одновременно давая возможность другим покупателям приобрести книгу на подобных условиях.

В дальнейшем владельцы магазина предполагают расширить пространство магазина, преобразовав его в магазин-клуб.

Совсем недавно созданный магазин интеллектуальной литературы с ироничным названием «Все свободны» (наб. р. Мойки, 28) уже приобрел известность у книжников. «Название „Все свободны" - это не только ирония. Мы действительно хотим донести позитивную идею действия и объединения для общего блага» - прокомментировали создатели магазина.

Ассортимент магазина включает современную литературу, литературоведение, философию, политику, историю, искусство, науку. Магазин приглашает к сотрудничеству издательства, выпускающие интеллектуальную литературу.

Организаторы магазина сами еще молодые люди, пытаются сделать магазин местом притяжения интеллектуальной молодежи. В магазине созданы комфортные условия и для общения с книгой и друг с другом - имеется кофейный кабинет, создано чайное пространство. Удобен для молодежи и режим работы магазина: с 12 до 22 часов.

В 2013 г. в бойкой части Невского проспекта (Невский пр., 20) открылся книжный магазин «Мы». Хозяева его те же, что и у магазина «Все свободны», но проекты разные. И хотя в основе ассортимента нового магазина та же гуманитарная литература, отличительной его особенностью является наличие литературы авангарда. У магазина есть и пространство для мероприятий - кинозал.

В 2010 г. открылся в Петербурге книжный магазин «Порядок слов». Кинодокументалист и заместитель главного редактора журнала «Сеанс» Константин Шавлов-ский, создатель проекта, поставил перед собой задачу распространения интеллектуальной литературы: Проект включал не только книжный магазин, но и киноклуб, литературные вечера, лекции и семинары, презентации книг с участием авторов и многое другое.

В ассортиментной политике магазина главный приоритет- литература nonfiction.: Это прежде всего книги по кино и театру, мемуаристика, публицистика, филология, философия, социология. На отдельных стеллажах представлена поэзия и детские книги. Задача основателей проекта - собрать максимум из того, что представляет культурную ценность.

«Порядок слов» является официальным партнером таких издательств как Ad Marginem, АИК, «Амфора», «Гилея», «Издательство Ивана Лимбаха», издательство Европейского Университета, издательство Русской Христианской Гуманитарной Академии, издательство Российского Института Истории Искусств, «Новое издатель-

ство», «Новое литературное обозрение», «Свободное марксистское издательство», «Сеанс», Фонд Юрия Норштейна, «Эйзенштейн-центр» и многих других. Это те издательства, которое в настоящее время приобрели статус интеллектуальных.

Идея магазина. «Порядок слов» - не просто магазин, а культурное пространство.

Для детей основатели проекта придумали отличную программу по воскресеньям под названием «Воскресный беспорядок». Дети сочиняют и поют песни, пробуют себя в качестве ди-джеев, озвучивают фильм, участвуют в презентации детского журнала «Батискаф» и пр.

В сентябре 2013 г. в конце Невского проспекта (Невский пр., 177) открылся книжный дом «Глагол». Это магазин христианской книги и в то же время - «новый по формату магазин интеллектуальной литературы». Главный приоритет в ассортиментной политике магазина - книги по богословию и религиоведению, философии и истории, культурологии и искусству, педагогике и психологии, филологии и лингвистике; детская и художественная литература. Под сводами «Глагола» работают лекторий, дискуссионный клуб, выставочное пространство, киноклуб, литературная гостиная и многое другое. В идее, и в организации «Книжного дома „Глагол"» мы наблюдаем определенное сходство с проектом книжного клуба «Порядок слов». «Интеллект, чуткость и человеколюбие» - вот кредо книжного дома. И это неудивительно. Ведь директор Книжного дома по образованию историк религии и культуролог. «Мы не занимаемся созданием позитивного образа церкви. Наша позиция пригласить в наше пространство ищущих, творчески мыслящих, сомневающихся и интересующихся», -уточняет директор Книжного дом «Глагол», Тенгиз Адамия.

Книжные магазины в том виде, в котором они существовали в 1990-е гг., изживают себя. Супермаркеты также не могут удовлетворить всю читающую аудиторию. Нужны магазины, ориентированные на определенные круги читателей, размышляющих, стремящихся найти ответы на вопросы. На таких читателей ориентированы маленькие магазины, которые отличает особый, «авторский» подход к отбору литературы - интеллектуальный подход.

В то же время книжная публика ищет иные пути потребления информации. Происходит возврат к идее магазина, где книги были бы поводом для разговора и общения, где книжный магазин снова превращается в культурное пространство, где проводятся встречи с писателями, презентации, литературные вечера, кинопоказы.

Примечания

1 Лезунова Н. Б., Николаюк Н. Г. Деятельность петербургских издательств интеллектуальной литературы // Печать и Слово Санкт-Петербурга: Петербургские чтения-2006: сб. науч. тр. СПб.: С.-Петерб. ин-т печати, 2007. С. 17-20.

2 Куприянов Б. Интеллектуальная Россия. URL: http: // page 42. ru (дата обращения: 19.04.2016).

3 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.