ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ РИСКОВ И УГРОЗ УПРАВЛЯЕМОСТИ ЭНЕРГО-ТРАНСПОРТНОЙ
ИНФРАСТРУКТУРЫ «ЕВРОПА-РОССИЯ-АЗИЯ»
Е.Л. Логинов,
доктор экономических наук Заместитель генерального директора Института экономических стратегий
Е.Н. Барикаев, кандидат экономических наук, доцент Научная специальность:05.13.01 — системный анализ, управление и обработка информации E-mail: [email protected]
Аннотация. Анализируются проблемы внедрения интеллектуальных сетей с активно-адаптивными свойствами и возможностями оптимизации функциональных процессов управления энерго-транспортной деятельностью в условиях формирования комплексной энерго-транспортной инфраструктуры «Европа-Россия-Азия».
Ключевые слова: информационная система, энерго-транспортная инфраструктура, интеллектуальные сети
INTELLIGENT INFORMATION TECHNOLOGY TO REDUCE RISKS AND THREATS OF CONTROL ENERGY TRANSPORTATION INFRASTRUCTURE «EUROPE-RUSSIA-ASIA»
E.L. Loginov,
doctor of economics deputy director general of Institute of economic strategy
E.N. Barikayev, candidate of economic sciences, senior lecturer
Annotation. The article is devoted to the problems of implementation of intelligent networks actively-adaptive properties and possibilities of optimization of functional management processes of energy transport activities in the emerging integrated energy and transport infrastructure "Europe-Russia-Asia.
Keywords: information system, energy and transport infrastructure, intellectual networks
Современная ситуация с решением проблем развития национального хозяйства нашей страны определяет необходимость разработки и реализации глобально ориентированной модернизационной политики в инфраструктурной сфере и, в том числе, в
транспортном комплексе и ТЭК России, основанной на интеграции российских транспортных и энергетических компаний, а также потребителей энерготранспортных услуг в международные объединения и рынки, характеризуемой необходимостью выра-
ботки нового глобализированного подхода к производству, транспортировке, а также потреблению топливно-энергетических и иных ресурсов (точкой соприкосновения компонентов которых является конечный энергетический продукт/транспортная услуга потребителю) [1].
Предлагаемый подход основан на возможности и целесообразности формирования на основе транспортного комплекса России евро-азиатского сегмента мировой энерго-транспортной инфраструктуры: трансконтинентальных [европейско-российско-ази-атских] сетей (железных, автомобильных и иных дорог, портов и логистических комплексов, сетей газо-, энерго-, водо- снабжения, транспортировки нефти и нефтепродуктов и пр.) с переходом к управленческой модели реализации — на основе «энергоинфраструктурных коридоров развития» — формирования комплексной геостратегической позиции России в энерго-транспортных системах стран Европы и Азии [5].
«Энергоинфраструктурные коридоры развития» — система комплексных инфраструктурных связей, объединяющих как физическую инфраструктуру (авто- и железные дороги, нефте- и газопроводы, ЛЭП и пр.), так и инновационно-институциональную инфраструктуру (зоны свободного движения товаров, услуг и технологий) [9].
Функциональная и структурная сложность современных процессов оборота всех видов ресурсов в рамках процессов национальной и международной торговли и поддержания процессов жизнедеятельности социума обусловливает особые требования к объемам, качеству и надежности энерго-транспортной деятельности. Эти требования удовлетворяются путем внедрения современных средств поддержания различных уровней надежности энерго-транс-портной деятельности и качества производимых и транспортируемых топливно-энергетических, водных и пр. ресурсов, а также за счет существенного расширения специализированного [интеллектуального] информационно-организационного сервиса.
Объединенные в единую платформу, технологии smart grid позволяют по-новому подходить к построению инфраструктурных сетей, переходя от жесткой структуры «источник транспортируемых ресурсов — транспортная сеть — потребитель» к более гибкой, в которой каждый узел транспортной сети может являться активным управляющим и управляемым элементом [сегмента] распределенной и постоянно наращиваемой энерго-транспорт-ной метасистемы. При этом интеллектуальная сеть в автоматическом режиме производит переконфигурацию при изменении внешних и внутренних условий, то есть характеризуемся активно-адаптивными свойствами и возможностями оптимизации функци-
ональных — опосредованных данной сетью — процессов энерго-транспортной деятельности.
В отечественной и мировой управленческой практике наметился новый этап, характеризующийся переходом от локальных [корпоративных, ведомственных и т.п.] систем управления к интегрированным сетецентрическим системам, обеспечивающим взаимосвязанные инновационные действия и оптимизацию их технологических, организационных, информационных и т.п. характеристик энерго-транспортной деятельности [2].
В то же время выработка «smart grid — формата» преобразования национального хозяйства России с учетом перспективных задач его инновационного развития и, в том числе, для выстраивания стабильных энерго-транспортных связей на основе общей информационно-технологической платформы и системы управления [суперсистемы объединяющей комплекс систем более низкого уровня] на единых принципах может рассматриваться как интегрирующий элемент управления процессами модернизации широкого спектра секторов российской экономики на основе внедрения интеллектуальных инфраструктурных сетей (smart grid) со значительно более высоким уровнем сложности системных взаимосвязей и, соответственно, решаемых задач оптимизации энерго-транспортной деятельности.
Последовательная увязка перечисленных элементов в отраслевом и межотраслевом аспектах создает предпосылки построения — в рамках перехода к инновационной экономике — крупных smart grid со значительно более глубоким, чем это можно было сделать ранее, уровнем детализации информации и, одновременно, степени обобщения данных, позволяющих компенсировать нелинейный характер событий и процессов, в том числе, в условиях финансово-экономических кризисов, природных или техногенных катастроф и т.п., то есть как основу для решения задач управления процессами модернизации экономики на основе достижения ситуационной осведомленности органов управления и структур управления различного уровня в автоматизированном режиме [3].
Структурирование процессов координирован-ности принимаемых территориально рассредоточенными предприятиями решений в индустриальной и энерго-транспортной системах в условиях нарастания нелинейности и ситуационной неопределенности вследствие глобальных и локальных технических, экономических и т.п. флуктуаций должно осуществляться на сетецентрических принципах за счет получения от интеллектуальных устройств [датчики, сканеры и пр.] детализированной информации и ее обработки с использованием grid-сетей и сервисов облачных вычислений. В
свою очередь, каждый уровень координированно-сти принимаемых территориально рассредоточенными предприятиями решений, представляет собой совокупность определенных элементов, взаимодействующих между собой вследствие единства энер-го-транспортной цепочки, целью которых является компенсация нестационарности условий деятельности взаимосвязанных транспортных, энергетических и любых других компаний для обеспечения координированности устойчивого развития на энер-го-транспортном уровне [4].
Стратегия формирования интеллектуальных систем управления комплексной энерго-транс-портной инфраструктурой «Европа-Россия-Азия» в российской экономике должна быть направлена на закрепление лидирующих позиций российских предприятий по ключевым видам бизнеса за счет инвестирования в развитие новых — интеллектуально ориентированных — инфраструктурных проектов, формирование кооперационных действий с участием как государственных, так и негосударственных транспортных и энергетических компаний, а также потребителей энерго-транспортных услуг, новые управленческие подходы на корпоративном, отраслевом и территориальном уровнях для достижения синергетического эффекта «smart grid — интеграции» различных видов технологического регулирования и организационного управления в энергосвязанных сферах бизнеса.
На базе результатов, достигнутых на основе реализации новых принципов «smart grid — реинжиниринга» управленческих механизмов, российские компании при сохранении доли рынка увеличивают рентабельность и максимизируют свою стоимость, что определяет реализацию новой модели развития энерго-транспортной деятельности на основе перехода к модели синхронизированного сетецен-трического управления объектами в едином информационно-коммуникационном управленческом пространстве. На этой основе осуществляется выработка управленческих решений на различных уровнях органов государственного управления, транспортных и энергетических компаний, а также потребителей энерго-транспортных услуг с учетом обострения конкурентной борьбы за факторы организационно-управленческой эффективности, определяющие конкурентоспособность российских транспортных и энергетических компаний, а также потребителей энерго-транспортных услуг различной отраслевой принадлежности.
Здесь требуется поиск рационального компромисса коммерческих интересов в условиях кооперативного характера энерго-транспортной деятельности для системной оптимизации — на основе «интеллектуальных» инфраструктурных сетей —
экономической и функциональной эффективности по последовательной цепочке транспортно-взаи-мосвязанных бизнесов и энергозависимых производственно-торговых бизнесов российских компаний.
Практическое решение задач коренного преобразования национального хозяйства России на основе принципиально нового класса распределенных интеллектуальных управленческих сред на основе smart grid требует самого широкого использования современной и перспективной вычислительной техники, соответствующих информационных услуг и вычислительных сервисов. При этом требуется создание сервисно-ориентированных специализированных систем, лежащих в основе «smart grid — модернизации» системообразующей информационной, телематической и вычислительной инфраструктуры с выходом на grid-сети и сервисы облачных вычислений как инструмента системной оптимизации развития комплексной энерго-транс-портной инфраструктуры «Европа-Россия-Азия» и изменения на этой базе траектории социально-экономического развития нашей страны на приоритетах энерго-транспортной эффективности (точкой соприкосновения компонентов которых является конечный энергетический продукт/транспортная услуга потребителю).
Компоненты в сфере транспорта, энергоснабжения и телекоммуникаций не только сосуществуют вместе, но и дополняют друг друга, обеспечивая более широкий спектр энерго-транспортных услуг с выходом на системную оптимизацию на основе возможностей виртуально-управленческой «заколь-цовки» транспортно- и энергосвязанных бизнесов в ресурсном, процессно-технологическом и экономическом планах [6].
Здесь необходима интеграция «интеллектуальных» энергосетей, «умных» транспортных магистралей и «умного» энергопотребления и использования транспортных услуг, обеспечивающая совмещение и согласованность организационно-технологических решений для формирования — детерминированной факторами комплексных инфраструктурных связей, объединяющих как физическую энерготранспортную инфраструктуру, так и инновационно-институциональную инфраструктуру (зоны свободного движения товаров, услуг и технологий в рамках системы «Европа-Россия-Азия») — структуры постиндустриальной экономики в нашей стране для обеспечения энерго-транспортной эффективности в энергетически- и транспортно- связанных сферах бизнеса [7].
Различные «умные» инфраструктурные объекты и комплексы не могут эффективно развиваться ан-клавно, так как энергетически- и транспортно- вза-
имосвязаны на системном уровне. Хозяйствующим субъектам российской экономики для обеспечения эффективного развития требуется формирование линейки технических и организационных решений, которые должны являться взвешенными комбинациями формирования интеллектуального управленческого пространства для всех уровней энергетически- и транспортно- связанного взаимодействия, выбираемых в зависимости от прикладной области управления бизнесом на основе внедрения интеллектуальных инфраструктурных сетей (smart grid) и вытекающих отсюда «умных» энергопроизводственных, энерго-транспортных и транспортно- и энергопотребляющих комплексов [8].
Требуется переход к комплексному использованию интеллектуальных инфраструктурных сетей в качестве основы оптимизации комплексных инфраструктурных связей, объединяющих физическую инфраструктуру и инновационно-институциональную инфраструктуру (зоны свободного движения товаров, услуг и технологий в рамках системы «Европа-Россия-Азия»). Интеграция энерго-сетевых, транспортно-сетевых и информационно-сетевых технологий является организационно-технологическим инструментом выработки автоматизированных оптимизационных управляющих воздействий в бизнесе и государственном управлении для эффективного взаимодействия всех участников процессов энерго-транспортной деятельности на основе информационных, телематических и вычислительных сервисов все более конвергентного характера.
На этой основе возможно сформировать самовосстанавливающуюся структуру энерго-транс-портной деятельности с повышением «живучести» транспортных, энергетических и иных инфраструктурных систем, надежности качества поставок всех видов ресурсов, снижения аварийности и сроков восстановления при авариях и происшествиях.
Конфигурация smart grid определяет возможности расширения масштабов организационных и технологических нововведений в системах управления российских компаний в рамках интеллектуально-ориентированной модели на основе решения оптимизационных задач в автоматизированном режиме с достижением более высокого качества управления оптимизируемых объектов, объемов информации, количестве показателей.
Необходимо создание новой сетевой топологии национального хозяйства, включая территориальную и технологическую сегментацию, гибкие активно-адаптивные межсегментные связи, обеспечивающие ресурсные и информационные обмены и организационное регулирование с соответствующей активно-адаптивной системой автоматизированного регулирования и диспетчирования для перехода
к распределенной энерго-транспортной структуре со способностью адаптироваться к динамике потребления и оборота всех видов ресурсов, оказания услуг и возможностей функционирования и развития транспортной инфраструктуры при современном уровне удовлетворения запросов всех видов существующих и потенциальных потребителей в рамках системы «Европа-Россия-Азия».
«Smart grid — потенциал» играет активную роль в процессе построения многоаспектной комплексной системы, обеспечивающей завершение формирования национальной информационной [индустриальной] среды управления экономики и разработки сегментов интеллектуальной управленческой [постиндустриальной] среды конвергентно объединяющей информационные, телематические и вычислительные сервисы в приложении к оптимизации энерго-транспортной деятельности.
Литература
1. Агеев А., Логинов Е. «Новая партия на великой шахматной доске: белые начинают и выигрывают» // Экономические стратегии, 2010, №1-2. С.34-41.
2. Апканеев А.В., Логинов Е.Л. Стратегические направления совершенствования системы управления предприятиями атомной отрасли // Вестник экономической интеграции, 2010, №7. С.47-52.
3. Барикаев Е.Н. Бизнес-планирование в условиях криминализации кредитно-финансового сектора экономики // Образование. Наука. Научные кадры., 2009. 34. С.76-80.
4. Барикаев Е.Н., Саудаханов М.В. Значение нефтегазового комплекса для экономики России // Вестник Московского университета МВД, 2008, №9. С.49-50.
5. Бушуев В.В. Энергетика как инфраструктура социально-экономического развития России // www. talk-s.ru/projects/iv-of/files/01_energ_bushuev_vv.ppt
6. Зеленин Д.В., Логинов Е.Л. Новая парадигма управления экономикой: переход к «умным сетям» различного управленческого назначения // Экономические науки, 2010, №9. С.156-161.
7. Логинов Е.Л., Деркач Н.Л., Логинов А.Е. «Интеллектуальные сети» (smart grid) в электроэнергетике: проблемы управления и безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2011, №20. С.49-55.
8. Логинов Е.Л., Логинов А.Е. Критические потребительские ресурсы как инструмент глобального управления // Финансы и кредит, 2010, №17. С.12-20
9. Некрасов А.С. Энергетика как система систем // www.energystrategy.ru/ab_ins/source/SOS_29.01.13. pdf С.Г. Симагина, профессор кафедры математических методов в экономике