Научная статья на тему 'Интеллектуальные города - следующий этап урбанизации'

Интеллектуальные города - следующий этап урбанизации Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
216
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы —

Интеллектуальные или умные города уже неоднократно были героями публикаций в журнале «Век качества» (см.: Век качества. 2011. № 1. С. 38 44; 2012. № 3. С 62 66). Интерес к ним продолжает расти по мере того, как большинство крупнейших городов мира постепенно трансформируется в цифровой формат с помощью современных инфокоммуникационных технологий. Для того чтобы создание интеллектуальных городов стало следующим реальным этапом урбанизации, придется разработать новые стандарты в области ИКТ, создать новые инфраструктуры и внедрить новые технологические решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальные города - следующий этап урбанизации»

Интеллектуальные города -

следующий этап урбанизации

Интеллектуальные или умные города уже неоднократно были героями публикаций в журнале «Век качества» (см.: Век качества. 2011. № 1. С. 38-44; 2012. № 3. С 62-66). Интерес к ним продолжает расти по мере того, как большинство крупнейших городов мира постепенно трансформируется в цифровой формат с помощью современных

инфокоммуникационных технологий.

Термин «интеллектуальный город» в зависимости от целевых установок градостроителей может быть раскрыт с помощью таких понятий, как город знаний, цифровой город, кибергород или экогород. С интеллектуальными (умными) городами связана перспективная точка зрения на экономическое и социальное развитие человечества. Их основное достоинство состоит в том, что они осуществляют мониторинг наиболее важных городских инфраструктур в плане оптимизации ресурсов и безопасности. К объектам мониторинга относятся дороги, мосты, туннели, железные дороги, метрополитен, аэропорты, морские порты, системы связи, водопровод, электроэнергетические системы и линии электропередачи и даже основные здания и сооружения,

Кроме того, интеллектуальные города позволяют оптимизировать услуги, поставляемые их жителям, обе-

ВеКкАЧЕСТВА №1 • 2014

спечивая тем самым пригодную для жизни городскую среду обитания, необходимую для благосостояния общества и удовлетворения его основных потребностей. Эти услуги базируются на коммуникационной и информационной инфраструктуре,

В отчете МСЭ, посвященном технологическому мониторингу городской среды, рассматривается столица Республики Корея город Сеул как образцовый «интеллектуальный город», использующий ИКТ-инфраструктуру в качестве базовой для улучшения сервисного обслуживания горожан, их благосостояния, экономического положения, а также для охраны окружающей среды,

Муниципалитет Сеула, при участии Бюро стандартизации в области связи МСЭ, подготовил специальный отчет под названием «Сеул - интеллектуальный город: анализ конкретной ситуации» (http: //www.itu.int/en/ITU-T/ techwatch/Pages/smart-city-Seoul.aspx.), в котором рассматриваются основные концепции программы интеллектуализации городской среды Сеула, а также дается описание ряда интеллектуальных сервисов, доступных городским жителям.

Структурно интеллектуальный город представляет собой совокупность большого числа взаимосвязанных систем. Их взаимодействие должно обеспечиваться открытым взаимным доступом и стандартизацией, которые являются основными принципами на этапе модернизации городского хозяйства и организации интеллектуальных служб города. Без соблюдения этих принци-

□ GH

ИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ ЕШ

ч

ПРАКТИКА

пов проект интеллектуального города быстро станет громоздким, высокозатратным и трудоемким. Города данного типа опираются на такие передовые технологии, как высокоскоростные волоконно-оптические линии связи, разного рода сенсорные датчики, проводные и радиорелейные линии связи, которые необходимы для работы интеллектуальных транспортных систем, электрических систем и сетей, а также сетевого хозяйства жилых домов.

Взаимодействие горожан интеллектуального города с городской средой обитания отличается от взаимодействия со средой традиционного города. Использующие ИКТ городские службы в традиционных городах не могут следить за переменами в экономической, культурной и социальной жизни общества в той степени, в которой это могут делать службы интеллектуального города. Поэтому интеллектуальный город в полной мере можно считать жилой средой, ориентированной на потребности человека. Такой город развивает ИКТ-инфраструктуру и свое городское хозяйство, постоянно заботясь о хорошем состоянии окружающей среды и устойчивости городской экономики (см. рисунок).

Примеры интеллектуальных городов в мире

Интеллектуальные города могут формироваться разными способами: планироваться изначально таковыми, создаваться со специальной целью, как технопарки или наукограды, или организовываться путем поэтапной трансформации существующих городов, что происходит наиболее часто. Большинство крупнейших городов мира, например, Сеул, Нью-Йорк, Токио, Шанхай, Сингапур, Амстердам, Каир, Дубаи, Малага, прошли именно такой путь преобразований. Учитывая современные темпы внедрения инноваций, весьма вероятно, что в текущем и следующем десятилетии модели интеллектуальных городов займут основное место в практике городского хозяйства и станут наиболее популярной стратегией развития городов.

Существуют различные проекты создания интеллектуального города. Амстердам пытается улучшить окружающую среду путем автоматизации и компьютеризации функционирования городского хозяйства и использования современных технологий в целях снижения эмиссии вредных газов и более эффективного потребления энергии. Другие города стремятся компьютеризировать широкий перечень функций, присущих современному городу, повсеместно используя такие интеллектуальные технологии, которые постепенно начинают играть важную роль в повседневной жизни горожан. Можно привести два примера использования такой стратегии развития городов: южнокорейский проект «Город для повсе-

местного строительства» (Ubiquitous City - U-City), реализация которого начата в 2004 г., и проект компании Deutsche Telekom - «T-City», реализуемый в Германии с 2006 г. Упомянутая выше инициатива «Интеллектуальный Сеул» также ставит своей целью создать город с самым совершенным компьютерным управлением, а также повысить качество жизни его обитателей.

Каждый из интеллектуальных городов имеет собственные приоритеты развития, однако все интеллектуальные города имеют три общие особенности. Во-первых, все они используют инфраструктуры на базе ИКТ. Чтобы обеспечить хорошее функционирование городских служб и предупредить рост потребностей горожан в будущем, совершенно необходимо использовать инфраструктуры ИКТ следующего поколения. Во-вторых, город должен иметь довольно развитую интегрированную инфраструктуру управления. Многочисленные системы и устройства управления интеллектуального го-

Принципы построения «умного»» города

рода будут работать согласованно только при строгом соблюдении общих стандартов. В-третьих, интеллектуальному городу нужны «интеллектуальные пользователи». ИКТ - это всего лишь инструмент, обеспечивающий функционирование интеллектуального города, однако он становится бесполезным в отсутствии пользователей, разбирающихся в технологиях и способных взаимодействовать с интеллектуальными службами. Интеллектуальный город должен не только наращивать доступ к интегральным устройствам пользователей всех уровней платежеспособности и всех возрастных групп, но также обеспечить обучение населения практическому пользованию этими устройствами. Интеллектуальный город станет обладателем сети, объединяющей многочисленных пользователей устройств интеллектуального типа, а его жители станут создавать или повышать спрос на услуги, которые им наиболее необходимы.

№ 1 • 2014 ВеЮКАЧЕСТВА

ПРАКТИКА

п ч нн

ЕШ ИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ пп ' н

Интеллектуальные города и стандартизация

Учитывая большое значение стандартизации для создания интеллектуальных городов, различные международные организации развернули активную деятельность в данном направлении. Например, Международная организация в области стандартизации (ISO) рассматривает стандарты интеллектуального города в Рабочей группе, специализирующейся в области «метрики инфраструктур интеллектуальных сообществ». В свою очередь Сектор стандартизации в области телекоммуникаций МСЭ-Т образовал Целевую рабочую группу, специализирующуюся в области городов с интеллектуальной поддержкой хозяйственной деятельности. Целью работы данной Рабочей группы является оценка потребности в стандартизации городов, стремящихся посредством внедрения ИКТ в их инфраструктуру и хозяйственную деятельность развивать и улучшать социальное и экономическое положение, условия жизни горожан, а также состояние окружающей среды городов.

Исследовательская комиссия 5 МСЭ «Окружающая среда и климатические изменения» согласилась утвердить эту новую Рабочую группу на своих заседаниях, проходивших с 29 января по 7 февраля 2013 г. в Женеве. Создание данной Рабочей группы стало ответом на озабоченности и призывы к действию, прозвучавшие в сентябре 2012 г. в Париже на так называемой Второй неделе «зеленых» стандартов. Также одной из тем проводимого МСЭ третьего конкурса приложений ИКТ по охране окружающей среды является тема «Города с интеллектуальной поддержкой».

Для того чтобы создание интеллектуальных городов стало следующим реальным этапом урбанизации, придется разработать новые стандарты в области ИКТ, создать новые инфраструктуры и внедрить новые технологические решения. Специализированная Рабочая группа МСЭ-Т по проблеме «Города с интеллектуальной поддержкой» (Группа FG-SSC) должна играть роль открытой дискуссионной платформы для всех заинтересованных сторон - муниципалитетов, учебных и научно-исследовательских институтов, неправительственных организаций, организаций отрасли ИКТ, промышленных форумов и консорциумов. На базе данной Рабочей группы заинтересованные в обсуждаемых проблемах ученые, специалисты и бизнесмены смогут обменяться опытом и знаниями, которые позволят определить стандартизуемые структуры и сформулировать систему стандартов, необходимую для интеграции ИКТ-сервисов в интеллектуальных городах. ■

По материалам ITU News

ВеКкАЧЕСТВА №1 • 2014

Сеул - город с населением более 10 млн человек и самой развитой системой метро, обслуживающей территорию мегаполиса и пригородов.

■ 765 маршрутов автобусов,

9 линий метро и 391 станция. Жители пользуются электронной валютой -T-Money. Это карта, которой можно расплачиваться за проезд во всех видах общественного транспорта.

■ Сеул стал первым городом

в мире, где в коммерческий оборот введена бесконтактная смарт-карта Upass, а все станции и вагоны метро поддерживают связь 4G и беспроводной Интернет.

■ «Бесшовная» связь и установленные на станциях метро цифровые терминалы просмотра информации помогают жителям

и гостям Сеула ориентироваться в городе. Похожие на огромный смартфон терминалы и сети, разработанные корейским Интернет-порталом Daum, представляют собой навигационную систему, которая предложит оптимальный маршрут. Система знает все городские автобусные маршруты, остановки, графики движения, а также содержит спутниковые снимки объектов, координаты банков, школ, больниц и различных зданий. http://www.business-top.info

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.