Научная статья на тему 'Интеллектуальное развитие школьников-спортсменов'

Интеллектуальное развитие школьников-спортсменов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
940
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ШКОЛЬНИКИ-СПОРТСМЕНЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА «УЧЕНИК-ТРЕНЕР-ПЕДАГОГ-ДЕТСКИЙ СПОРТИВНЫЙ КОЛЛЕКТИВ»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Портнягин Иосиф Иосифович

В работе детально рассмотрены социальные, психолого-педагогические и профессиональные аспекты интеллектуального развития школьников в процессе физического воспитания. Основное содержание работы анализ теоретико-методологических основ развития интеллектуальных сил и возможностей школьников в процессе физического воспитания и обоснование педагогических условий его осуществления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальное развитие школьников-спортсменов»

УДК37. 03 (571)

Портнягин Иосиф Иосифович

Доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики физической культуры Института физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета, [email protected], Якутск

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ-СПОРТСМЕНОВ

Аннотация. В работе детально рассмотрены социальные, психолого-педагогические и профессиональные аспекты интеллектуального развития школьников в процессе физического воспитания. Основное содержание работы - анализ теоретико-методологических основ развития интеллектуальных сил и возможностей школьников в процессе физического воспитания и обоснование педагогических условий его осуществления.

Ключевые слова. Интеллектуальное развитие, школьники-спортсмены, педагогическая система «ученик-тренер-педагог-детский спортивный коллектив».

Portnyagin Joseph Iosifovich

Doctor of pedagogical sciences, professor of chair of the theory and technique of physical culture of Institute of physical culture and sport of Northeast federal university, [email protected], Yakutsk

THE INTELLECTUAL DEVELOPMENT OF THE SCHOOLPUPIL- SPORTSMAN

Abstract. The is devoted to a problem and ways of a solution of schoolpupils-sportsmen, directed to the intellectual development, in connection with insufficient elaboration it in theory and practice of pedagogical bases of the development. In this work the possible ways of the development of a population of theoretical and methodical positions, definig conceptual bases of the formation and development of intelligence of the pupils are considered.

Keywords: schoolpupils-sportsmen, intellectual development.

Проблема полноценного развития личности, проявления ее индивидуальности во благо общественным интересам - центральная проблема педагогической науки. Полноценное развитие человека возможно осуществить, начиная с детского возраста. В определенной мере синонимом понятия «полноценное развитие» может являться «разностороннее развитие» личности. Существует реальная проблема реализации этой цели воспитания при одностороннем проявлении способностей и мотиваций человека. В этой связи требуются специальные психолого-педагогические исследования компенсаторных механизмов и педагогических потенциалов, способствующих избежать деформации личности и стимулирующих ее к большим проявлениям возможности адаптироваться в многообразном социальном мире.

Гуманизация школьной жизни, ее ориентация на потребности и способности учащихся в настоящее время стали одними из

важнейших приоритетов отечественной образовательной системы, которые привели в движение ее гуманизирующие и культуро-образуюшие функции, реализация которых находит отражение в изменении содержания образования, в повышении требований к обшекультурному развитию учащихся. В полной мере это относится и к физической культуре - сфере образования и воспитания учащихся. Реализация ее культуросозидаю-щей функции предполагает, в первую очередь, самоопределение личности школьника в культуре физической, подчеркивает собственно культурную сторону организации их мышления, учения, быта, свободного времени, жизнедеятельности в целом.

Однако в физическом воспитании учащихся еще наблюдаются кризисные явления, характеризующиеся преобладанием старого над новым в освоении ценностей физической культуры, массового репродуктивного подхода над личностно-ориентированным.

Это диктует необходимость внесения научно обоснованных изменений в физическое воспитание школьников, в его содержание процессуальные характеристики, выделения таких интегративных оснований личности, педагогические воздействия и самовоздействия на которые запустят механизм сознательной и активной деятельности учащихся в сфере физической культуры. Одной из таких характеристик выступает потребност-но-мотивационная сфера, побуждающая, направляющая и регулирующая интеллектуальную активность личности в физической культуре и спорте [2].

Данное исследование, безусловно, является актуальным, поскольку занятия спортом, как правило, концентрируют основные силы и внимание ребенка на развитие физических способностей, обеспечивающих достижение поставленных целей в области спортивных интересов. Очевидной серьезной педагогической проблемой является развитие интеллектуальных способностей школьников-спортсменов, позволяющих им более успешно овладевать культурным потенциалом общества и, следовательно, иметь большие возможности для самореализации по завершении активной спортивной деятельности. Физическое воспитание объективно воздействует и на духовное развитие человека. Его средства и методы, закономерности обучения движениям, воспитание физических качеств позволяют эффективно решать задачи интеллектуального развития [3].

Как показывают наблюдения, академические способности (интеллектуальные возможности) детей с двигательным (моторным) интеллектом нечасто проявляются при изучении других учебных предметов, показывают средние и ниже среднего показатели интеллектуальных способностей.

Анализ практики физического воспитания учащихся свидетельствует, что наиболее уязвимой его составляющей является низкий уровень интеллектуальной активности учащихся в этой сфере, слабое понимание учителями сущностных характеристик ее развития. Как следствие, отсутствует управление этим сложным личностным образованием, ограничивается освоение культурного содержания практической деятельности. Поэтому несомненна актуальность данного исследования, направленного на качествен-

ное преобразование ситуации, сложившейся в физическом воспитании учащихся. Необходимо определить возможности развития интеллектуальных способностей школьников, что требует определения рациональных педагогических условий для развития умственных способностей детей с практическим (моторным) интеллектом.

Теоретическую основу данного исследования составляют идеи и положения, которые подчеркивают, что об интеллектуальном развитии детей с практическим (моторным) интеллектом можно судить не только по уровню развития мыслительных процессов, но и по качеству развития его двигательных возможностей. Для полноценного интеллектуального развития таких детей важно создание психолого-педагогических условий для формирования их познавательных способностей и умственных возможностей. Источником развития личности являются ее потребности, которые активизируются в сознании и оформляются в мыслительной деятельности. Мотивация является энергетической основой познания, мышления. Эффективность и характер мыслительной деятельности зависят от характера мотивов, включенных в эту деятельность.

Формирование личности школьника, его интеллектуальных качеств в процессе физ-культурно-спортивной деятельности рассматривается как целостный процесс, как система, в которой все составные части находятся в определенных связях и отношениях. Личность школьника-спортсмена характеризуется определенным строем мыслей, чувств, поведения как характеристика его интеллектуальных качеств, предметом которых является отношение к себе, делу, окружающим. В этой системе правомерно различать внешние условия - физкультур-но-спортивную деятельность в интеллектуальном развитии, характер единства мыслей, чувств, действий. Изучение и формирование тех и других необходимо для решения поставленной проблемы.

Из проблематики интеллектуального формирования личности школьника органично вытекает проблема ее субъектности, которая в контексте исследования есть потребность проявлять интеллектуальное отношение, «самостоятельно» мысля, чувствуя, действуя. Интеллектуальные качества рассма-

триваются как развивающиеся, обуславливаемые характером взаимодействия между собой структурирующих ее компонентов. Они обеспечивают не только их возникновение, но и реализацию.

Индивидуальная работа с юными спортсменами предполагает опережающее формирование следующих социальных качеств и черт личности: общественной направленности как совокупности социально значимых целей, идеалов, ориентации и мотивов поведения; самостоятельности, инициативности, творческой и познавательной активности, интеллектуальных качеств, обеспечивающих каждому подростку возможность проявлять свои способности и силы на основе социальной жизненной позиции; целеустремленности, общественной инициативы, ответственности, объективной самооценки и требовательности к себе и интеллектуальных качеств, от которых зависит единство сознания и поведения, разумное использование своих учебно-спортивных возможностей и способностей.

Занятия физической культурой и спортом для детей и юношества обладают большими потенциальными возможностями по воспитанию учащихся, ибо проводятся высококвалифицированными педагогами-тренерами [1], располагают необходимыми материальными условиями, положительными традициями, позволяют школьникам-спортсменам достигать высоких спортивных результатов, обеспечивают возможность бороться за честь класса, школы, города, улуса, республики.

В процессе физкультурно-спортивной деятельности обнажаются как сильные, так и слабые стороны качеств человека. На начальной стадии работы с детьми она хорошо помогает выполнять диагностические функции в определении степени умственной зрелости детей. На более поздних этапах работы физкультурно-спортивная деятельность, сохраняя свои диагностические возможности, позволяет развивать те общественно значимые качества личности, которые отсутствуют у воспитанников или требуют своего совершенствования,

В традиционной системе образования господствующим является статистический, безличностный подход к ученику. Одно из его проявлений - стандарт образования, не-

кий нормативный минимум для всех. Другое дело, что в установившейся системе обучения больше участвуют дети, способные проявить вербальную интеллектуальную активность. В невыгодном положении оказываются дети, у которых преобладает эмоционально-образное мышление или доминирует практический интеллект. Среди детей с практическим интеллектом особое место занимают дети с двигательным (моторным) интеллектом. Увлеченные спортом, они не все и не всегда показывают познавательную активность на уроках. И в школах отношение к таким детям не всегда благоприятствует их психическому комфортному состоянию.

Не секрет, что дети, увлеченные спортом, в основном развиваются односторонне. А одностороннее развитие обуславливает не всегда полноценное развитие личностных, гражданских качеств. В этой связи на основе проведенного исследования разработана концепция организационно-педагогического обеспечения интеллектуального развития школьников, увлеченных разными видами спорта. Целью ее создания стала необходимость преодоления одностороннего развития детей с двигательным (моторным) интеллектом в ущерб развитию друга интеллектуальных качеств, мыслительных способностей умственных сил и возможностей.

Вместе с тем надо иметь в виду, что не всегда спортивно-физкультурная деятельность может принести воспитательную пользу. При беспечном отношении педагогов-тренеров к вопросам умственного развития у юного спортсмена могут развиваться отрицательные качества, неспособность к получению знаний, поверхностный подход к учебной деятельности и т. д. Только специальная педагогическая инструментовка в проведении занятий, организации всей жизни и деятельности занимающихся позволяет воспитывать у них интеллектуальные качества. Интеллектуальная инструментовка должна обнажать у ребят их отрицательные качества и помогать в их преодолении.

В ходе опытно-экспериментальной работы в процессе взаимодействия как обмене отношениями в педагогической системе «ученик-педагог-тренер-детский спортивный коллектив» оказалось возможным воспитание интеллектуальных качеств школьников [5].

Рассмотрение указанных функций интеллектуальных качеств в основном подтверждает необходимость действенной, согласованной взаимосвязи компонентов названных качеств личности, что является наибольшим выражением успешности ее интеллектуального воспитания в процессе спортивной деятельности. Возникающая при этом согласованность, взаимодополняемость компонентов интеллектуальных качеств, в свою очередь, обуславливает действенную интеграцию их составляющих как целостности. Научные факты, вскрывающие зависимость содержания, структуры компонентов интеллектуальных качеств, а также характера их динамики от особенностей взаимодействия школьников в педагогической системе «ученик-педагог-тренер-детский спортивный коллектив», позволяют утверждать правомерность рассмотрения названии качеств как сложного личностного образования на качестве цели и результата интеллектуального воспитания школьников. Сущность изучаемого процесса состоит в следующем. Превращение целей занятий в реально действующий мотив воспитанников означает вместе с тем воспитание у них интеллектуальных способностей как потребности в умственном развитии. Этот процесс, в свою очередь, является как бы «мотива-ционным» механизмом для становления интеллектуально ценных мыслей, чувств, действий юного спортсмена как важнейших компонентов его интеллектуальных качеств. Являясь по своему генезису вторичным в указанном процессе, перечисленные компоненты интеллектуальных качеств и их динамическое взаимодействие оказывают затем свое обратное, специфически формирующее влияние на спортивную деятельность личности школьника. Эти компоненты функционируют как более сложное ценностно-смысловое образование, программирующее интеллектуальное развитие личности юного спортсмена по сравнению с конкретными мотивами деятельности. Появление указанных феноменов или их качественное изменение - показатель самодвижения взаимодействия и личности юного спортсмена. По характеру мыслей, чувств, действий можно судить об особенностях их взаимовлияния.

Принципиальными условиями, обеспечивающими продуктивность взаимодействия

школьников-спортсменов в педагогической системе «ученик-тренер-спортивный коллектив», являются самостоятельные способы организации деятельности, когда воспитанники занимают субъективную позицию. Именно самодеятельность обеспечивает самоутверждение, самовыражение личности юного спортсмена в разнообразных делах и способах поведения, позицию школьника, действующего активно и самостоятельно, проявляющего общественную инициативу и независимость в ситуациях разной степени сложности. Собственно, такая организация ведет к субъективности личности юного спортсмена как социальному явлению, выступающему в качестве принципиального условия и результата интеллектуального воспитания школьников в спортивной деятельности.

Интеллектуальные качества, сформированные в спортивной деятельности под непосредственным педагогическим руководством, затем приобретают способности к самосознательному проявлению и в других видах жизнедеятельности. Знание вскрытых закономерностей позволяют управлять процессом интеллектуального воспитания личности школьников в спортивной деятельности.

Выполненное исследование открывает возможность для разработки конкретных методик, направленных на организацию воспитания интеллектуальных качеств личности и деятельности, взаимодействия как обмена умственными отношениями, составляющих сущностную особенность их физ-культурно-спортивной деятельности, на изучение и корректировку каждого из основных интеллектуальных качеств личности.

В заключение можно сделать следующие выводы:

- интеллектуальное развитие личности школьника в процессе спортивной деятельности представляет собой педагогически организованный поэтапный процесс, в ходе которого возникает и нарастает расширение мотивационной сферы школьников, определяющей их отношение к жизни, труду, себе, людям, за рамки узкоспортивных интересов для преодоления их одностороннего развитии и осознания ими необходимости овладения разносторонними знаниями;

- источником противоречивых взаимосвязей компонентов развития интеллекта,

ведущих к целостности, выступает доминирующее явление педагогического процесса, основанное на взаимодействии в системе «ученик - педагог-тренер - детский спортивный коллектив», которое ообусловливает содержание спортивной деятельности, субъект-субъективные позиции воспитанников и педагога-тренера (стимулирование, содействие, взаимопонимание);

- уровень развития интеллекта школьников определяет саморегуляцию их поведения, которая является основой психологических механизмов обеспечения единства сознания и поведения личности; интеллектуальное развитие обусловливается широким применением на занятиях по физической культуре и спорту методов и приемов, развивающих наряду с моторикой индуктивное и дедуктивное мышление, логические рассуждения и абстрагирование, аналитические и синтетические способности и т. д.

- высокий уровень развития интеллекта обеспечивает проявление личностно-со-циальной активности, соответствует целям воспитания и самовоспитания, способствует переходу внешней регуляции во внутреннюю саморегуляцию, повышает уровень творческого потенциала;

- эффективность процесса развития интеллекта личности школьника обусловлена его этапами, каждому из которых свойственны особые взаимосвязи компонентов, его составляющих, преодолением основных противоречий между разными по ценности мотивами деятельности и проявлением усилий для достижения поставленной цели;

- принципиальным условием, обеспечивающим продуктивность развития интеллекта школьника-спортсмена, являются самодеятельные способы ее организации, когда учащиеся занимают субъектную позицию. Увеличение потенциала самостоятельности в активной учебной, внеучебной и спортивной деятельности ведет к заинтересованности, к обогащению мотивации участников взаимодействия. Самодеятельность обеспечивает самоутверждение и самовыражение личности ребенка в разнообразных делах и способах повеления, позицию школьника, действующего активно и самостоятельно, проявляющего общественную инициативу и независимость в ситуациях разной степени сложности. Выделены следующие педагоги-

ческие условия, обеспечивающие в своем комплексе развитие интеллектуальных способностей детей: мотивация детей, отношение их к другим учебным занятиям в школе, зависимость развития личности школьников от направленности занятий, активная жизненная позиция, рациональное проведение свободного времени, их профессиональная ориентация. Такая организация ведет к субъективности личности школьников-спортсменов, выступающей в качестве условия и результата интеллектуального развития школьника.

Библиографический список

1. Касаткина Н. Э., Семенкова Т. Н., Факторы, определяющие позицию преподавателя образовательного учреждения к формированию, укреплению и сохранению здоровья обучающихся // Сибирский педагогический журнал. -2011. -№12. - С. 286-290.

2. Майнберг Эгхард. Основные проблемы педагогики спорта. - М.: Аспект Пресс, 2005. -318 с.

3. Матвеев Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. - М.: Советский спорт, 2010. - 340 с.

4. Платонов В. Н. Теория спортивной подготовки спортсменов. - Киев: Олимпийская литература, 2006. - 318 с.

5. Портнягин И. И. Воспитание интеллектуально развитой личности. - Якутск: Изд-во СВФУ, 2010. - 168 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.