Научная статья на тему 'Интеллектуальное развитие при обучении английской грамматике в неязыковом вузе'

Интеллектуальное развитие при обучении английской грамматике в неязыковом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
интеллектуальное развитие / английский язык / грамматика / интеллектуальные операции / неязыковой вуз. / intellectual development / English for special purposes / grammar / intellectual operations / non-linguistic university.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева Т. Е., Федосеева Л. Н.

В статье рассматривается проблема интеллектуального развития студентов неязыковых вузов средствами дисциплины «Иностранный (английский) язык». Авторы предлагают упражнения и задания по грамматике, требующие от обучающихся выполнения интеллектуальных операций систематизации, структурирования, обобщения, умозаключения и т.д. Такая учебная деятельность активизирует внима-ние и воображение, способствует развитию интеллектуальных способностей, повышает эффектив-ность образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTELLECTUAL DEVELOPMENT WHEN TEACHING ENGLISH GRAMMAR AT A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY

The article deals with the issues of students’ intellectual development by means of English for special pur-poses. The authors propose a set of tasks and training exercises in English grammar aimed at developing the intellectual operations of systematization, structuring, generalization, conclusion, etc. These mental activities con-tribute to improvement of learners’ intellectual abilities by enhancing their attention and imagination, and in-creases the efficiency of the educational process as a whole.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальное развитие при обучении английской грамматике в неязыковом вузе»

«C©yL©qyiym=J©yrMaL»#3i27),2©19 / PEDAGOGICAL SCENC

5

PEDAGOGICAL SCIENCES

УДК 372.881.111.1

Алексеева Т. Е.

Академия ФСИНРоссии

Федосеева Л. Н.

Академия ФСИН России

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОЙ ГРАММАТИКЕ В

НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Alekseeva T. Ye.

Academy of FSIN of Russia Fedoseeva L.N.

Academy of FSIN ofRussia

INTELLECTUAL DEVELOPMENT WHEN TEACHING ENGLISH GRAMMAR AT A NON-

LINGUISTIC UNIVERSITY

Аннотация

В статье рассматривается проблема интеллектуального развития студентов неязыковых вузов средствами дисциплины «Иностранный (английский) язык». Авторы предлагают упражнения и задания по грамматике, требующие от обучающихся выполнения интеллектуальных операций систематизации, структурирования, обобщения, умозаключения и т.д. Такая учебная деятельность активизирует внимание и воображение, способствует развитию интеллектуальных способностей, повышает эффективность образовательного процесса.

Abstract

The article deals with the issues of students' intellectual development by means of English for special purposes. The authors propose a set of tasks and training exercises in English grammar aimed at developing the intellectual operations of systematization, structuring, generalization, conclusion, etc. These mental activities contribute to improvement of learners' intellectual abilities by enhancing their attention and imagination, and increases the efficiency of the educational process as a whole.

Ключевые слова: интеллектуальное развитие, английский язык, грамматика, интеллектуальные операции, неязыковой вуз.

Key words: intellectual development, English for special purposes, grammar, intellectual operations, non-linguistic university.

Интеллектуальное развитие обучающихся является одной из приоритетных задач высшего образования. Благодаря своим дидактическим возможностям дисциплина «Иностранный язык» может и должна играть важную роль в развитии мыслительных способностей студентов, то есть способствовать улучшению памяти, повышению концентрации внимания, развитию мышления и воображения.

Влияние процесса преподавания иностранных языков на интеллектуальное развитие студентов в значительной мере зависит от того, какие способы умственной деятельности будут осваиваться студентами в процессе выполнения учебных заданий [1]. Развитие интеллекта происходит в ходе выполнения интеллектуальных операций анализа и синтеза, отбора и комбинирования, структурирования, классификации, обобщения и т.д. Поскольку названия интеллектуальных операций соответствуют выполняемым действиям, задача преподавателя заключается в том, чтобы разработать учебные задания, в основе которых лежит выполнение этих действий [2].

Для достижения развивающей цели необходимо обеспечить максимальную мыслительную активность студента на всех этапах работы над всеми аспектами языка и видами речевой деятельности. В данной работе мы предлагаем некоторые упражнения и задания, направленные на развитие интеллектуальных способностей студентов неязыкового вуза при изучении английской грамматики. В качестве учебного материала мы использовали тематику, изучаемую в курсе английского языка по направлению подготовки «Экономика».

Первым этапом работы над грамматическим материалом является этап введения или ознакомления. Так как вся базовая английская грамматика была изучена в школе, задача вузовского курса состоит прежде всего в том, чтобы систематизировать школьные знания. Рассмотрим, как проходит этап систематизации, на примере видовременной формы глагола Perfect. Взяв за основу индукционный подход (от частного к общему), мы предлагаем студентам проанализировать несколько примеров. Если предложения предъявляются с помощью презентации, они могут быть снабжены соответствующими иллюстрациями.

6

PEDAGOGICAL SCHNC1S / <<ШУШШ1УМ-ШУГМА1>>#Щ27)),2©1]9

- Tom is looking for his key. He can'tfind. He has lost his key. (Картинка: растерянный юноша выворачивает наизнанку карманы.)

- Helen didn't go to school yesterday because she had got cold. (Картинка: девочка лежит в постели с термометром под мышкой.)

- Ann is a very reliable person. I'm sure she will have done the work by the end of the week. (Картинка: отрывной календарь с надписью Saturday.)

Предложения подобраны таким образом, что из них видна ситуация, в которой употребляются глаголы совершенного вида (Perfect). Задание состоит в том, чтобы найти сказуемое каждого предложения и на основании анализа их формы вывести общую формулу образования времен группы Perfect - to have + V3, а также определить изменяющуюся и неизменную части этой конструкции. Смысловой анализ предложений, а также иллюстрирующие их изображения позволяют сформулировать правила употребления времен группы Perfect - как общее (совершившееся действие), так и частное - в

отношении настоящего, прошедшего и будущего времени.

Подобная учебная деятельность требует от обучающихся выполнения интеллектуальных операций отбора (вычленение из предложений сказуемых), сравнения (сопоставление выбранных форм), обобщения (выведение общей формулы), умозаключения (выведение правила употребления времен группы Perfect).

Рассмотрим другой пример систематизации грамматического материала по теме «Многозначность глаголов to have и to be». Работа начинается с анализа примеров:

- I have a new car.

- I have bought a new car.

- My car is broken. I have to buy a new car.

Студенты выполняют следующие задания:

изучите примеры; определите, от чего зависит значение глагола to have; составьте алгоритм, помогающий определить значение многозначного глагола в контексте. Алгоритм выглядит следующим образом:

Алгоритм составляется под руководством преподавателя, после чего обучающиеся получают задание сформулировать правило определения значения глагола по модели: если за глаголом have следует ..., то он переводится/не переводится/ является/означает ...

Аналогичные действия выполняются с глаголом to be. На сей раз студенты выполняют задание

самостоятельно с последующей проверкой всей группой.

- He is a student. He is 17. He is young.

- He is doing his work.

- The work is done in time.

- The work is to be done in time.

При систематизации данного грамматического материала обучающиеся выполняют интеллектуальные операции анализа контекста, структурирования (составления алгоритма), обобщения и умозаключения (формулирование правила). Подобная работа способствует развитию аналитических способностей студентов и помогает им более глубоко понять изучаемые грамматические явления.

На этапе тренировки выполнение разнообразных упражнений, направленных на узнавание изучаемых грамматических конструкций, и соотнесение их с определенным смысловым значением ведет к формированию довольно устойчивого рецептивного грамматического навыка. Наряду с традиционными упражнениями мы предлагаем учебные задания, целью которых является не только практика в употреблении грамматических

конструкций, но и активизация познавательной деятельности обучающихся.

При изучении степеней сравнения прилагательных и наречий тренировка может проходить в форме викторины (тема "English Speaking Countries"). Можно также внести в выполнение задания элемент соревновательности, что позволит сместить акцент с грамматического аспекта на смысловое содержание и тем самым повысить мотивацию и интерес к выполнению задания.

а) Сравните следующие географические объекты:

Great Britain - the USA (big)

London - New-York (large)

Mississippi - Amazon (long)

California - Texas (populous)

б) Ответьте на вопросы:

«C©yL©qyiym=J©yrMaL»#3î27),2©19 / PEDAGOGICAL SCENC

Which is the most spoken language? (English, Spanish, Chinese)

Which is the largest ocean? (Pacific, Atlantic, Indian)

Which is the longest river? (Nile, Mississippi, Amazon)

Which is the highest mountain in the world/in Europe (Everest, Elbrus, Mon Blanc)

Для повышения интереса к предмету преподаватель может привлечь материал, содержащий изучаемую грамматическую конструкцию в необычной форме или контексте. Так, при изучении сравнительной конструкции the more ... the better ... студентам предлагается шуточный стишок: The more you learn, the more you know, The more you know, the more you forget, The more you forget, the less you know So ... why learn?

Еще несколько предложений, составленных по этой модели, выглядят довольно парадоксально и могут послужить стимулом для комментирования и обсуждения в группе:

The more you know, the less you need to show. The more you know, the less you think you know.

При выполнении данного задания студенты осуществляют интеллектуальные операции выбора, структурирования, набора, комбинирования, логичного составления высказывания. Возможность высказать свое отношение к вопросу стимулирует умственную деятельность и способствует развитию самостоятельности мышления студентов.

Еще одной грамматической конструкцией, представляющей трудность для узнавания и правильного перевода, является инфинитив в функции обстоятельства. Ниже приводятся возможные задания, которые направлены на структурирование предложений, а также на беспереводное понимание читаемого (тема «Моя будущая профессия»):

7

The more you know, the more you know you don't know.

The less some people know the more they want to tell you about it.

Обучение грамматическому оформлению английского предложения является одной из важных задач обучения грамматике в неязыковом вузе. Ввиду небольшого количества часов, отводимых на изучение дисциплины, актуальным становится изучение тех моделей предложений, которые часто встречаются как в письменной речи (при чтении аутентичных текстов по специальности), так и в устной (при составлении монологического высказывания).

Так, безличные предложения нередко представляют сложность для перевода, с одной стороны, и являются активной моделью, используемой при составлении сообщения, например по теме «Обучение в вузе», - с другой. Предлагаемая ниже подстановочная таблица позволяет отработать структуру безличного предложения, при этом студентам предлагается высказать собственное мнение как по отдельным вопросам (предложение), так и в целом по проблеме изучения иностранного языка (связное высказывание).

а) Заполните пропуски названием соответствующего предмета, изучаемого в школе:

Every subject we study at school can be useful in life. For example, we study ... to be able to count things in daily life, we study . to learn about the past and understand the present, we have lessons of . to be strong and healthy, we study . to write without mistakes.

б) Используя подстановочную таблицу, расскажите, с какой целью вы изучаете различные дисциплины в вузе:

Every subject we study at the academy can be useful in life (profession). For example, we learn foreign languages to be able to communicate with people in other countries.

It is It isn't Is it important interesting necessary useful difficult easy (un)pleasant (im)possible not -to study foreign languages -to make mistakes -to have tests every week -to listen to English songs -to learn new words and expressions -to do your homework on a regular basis -to guess the meanings of unknown words -to make use of electronic dictionaries

-to write out new words into your vocabularies -to write down everything you are going to say

8 PEDAGOGICAL S ICIEMCES / «C®yL®qyiym-J®yrMAL»#3î27),2©19

We study maths -to have good health and to be fit for work;

Russian -to better understand human behavior ;

We learn psychology -to be able to deal with numbers;

marketing -to carry out different tasks and solve various problems;

We have lessons of management

We practice in economic theory -to know the ideas and principles describing how econo-

We do mies work;

computer science -to better understand organizations, and make them work ;

physical exercises -to be able to plan, promote and distribute a product or

service;

-to have good skills of oral and written communication

Таким образом, определив структуры предложений, которые вызывают трудности рецептивного (при понимании и переводе) и продуктивного (при говорении) характера, следует составить такие задания, которые направлены не только на тренировку формы, но и на развитие интеллектуальных способностей обучаемых. При этом преподаватель может обращаться к личному опыту обучающихся, их общему или профессиональному кругозору, их мнению по различным проблемам, представляющим для них интерес. Благодаря активизации внимания, мышления, воображения развивающие задания способствуют лучшему усвоению и более прочному запоминанию учебного материала, другими

УДК 37:002

словами, повышают эффективность образовательного процесса.

Список литературы

1. Гончарук, Н. П. Развитие интеллектуальных компетенций в процессе обучения иностранным языкам [Текст] / Н. П. Гончарук, Е. И. Хромова, // Вестник Казанского технологического университета. - 2014. - Т. 17. - С.228-335.

2. Колкер, Я. М. Практическая методика обучения иностранному языку. Учеб. пособие [Текст] / Я. М. Колкер, Е. С. Устинова, Т. М. Еналиева - М.: Академия, 2000. - 264 с.

Мубараков А.М., Шындалиев Н. Т., Зулпыхар Ж.Е., Асанбай М.Б., Абдолдинова Г. Т. Астана, Казахстан Л.Н.Гумилев атындагы Еуразия улттьщуниверситетi DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10018 МОБИЛЬД1К КОМПЬЮТЕРЛ1К ЖYЙЕЛЕРДЩ ДИДАКТИКАЛЫК МYМКIНДIКТЕРI

Mubarakov A.M., Shyndaliev N. T., Zulpykhar Zh.E., Asanbay M.B., Abdoldinova G.T. Astana, Kazakhstan Eurasian National University named after L.N. Gumilyov

THE DIDACTIC CAPABILITIES OF MOBILE COMPUTER SYSTEMS

Мубараков А.М., Шындалиев Н. Т., Зулпыхар Ж.Е., Асанбай М.Б., Абдолдинова Г. Т. Астана, Казахстан

Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МОБИЛЬНЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.