Научная статья на тему 'Интеллектуальное развитие детей 3 - 4 лет'

Интеллектуальное развитие детей 3 - 4 лет Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
732
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
развитие / способность / познавательная активность / восприятие / внимание / логическое мышление / development / capability / cognitive activity / perception / attention / logical thinking

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мусаева Салахат Шовкет Гызы

возраст 4 5 лет обладает большой значимостью для развития эмоциональных знаний. В этом возрасте у ребенка усиливается процесс освоения сенсорных эталонов. Он начинает получать знания с помощью органов чувств. У ребенка формируется информация о внешних признаках предметов (форма, размер, цвет, пространство и т.д.) Ребенок сравнивает предметы не только по определенным признакам, но и по форме, цвету, размеру, пространству и количеству и начинает их группировать. Этот период – благоприятное время для усовершенствования у детей деятельности органов чувств и формирования представлений об окружающей среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTELLECTUAL DEVELOPMENT OF CHILDREN 3 - 4 YEARS

the age of 4-5 years is of great importance for the development of emotional knowledge. At this age, the child intensifies the process of mastering sensory standards. He begins to gain knowledge through the senses. Information about the external attributes of objects (shape, size, color, space, etc.) is formed in the child. The child compares objects not only by certain signs, but also by shape, color, size, space and quantity, and begins to group them. This period is a favorable time for improving the activity of the sensory organs in children and the formation of ideas about the environment.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальное развитие детей 3 - 4 лет»

INTELLECTUAL DEVELOPMENT OF CHILDREN 3 - 4 YEARS Musayeva S.Sh. (Republic of Azerbaijan) Email: Musayeva567@scientifictext.ru

Musayeva Salahat Shovket gyzy - Doctoral Student in the Program of PhD, INSTITUTE OF EDUCATION OF THE REPUBLIC OF AZERBAIJAN Head of Kindergarten, KINDERGARTEN № 235 OF THE KHATAI REGION BAKU, BAKU, REPUBLIC OF AZERBAIJAN

Abstract: the age of 4-5 years is of great importance for the development of emotional knowledge. At this age, the child intensifies the process of mastering sensory standards. He begins to gain knowledge through the senses. Information about the external attributes of objects (shape, size, color, space, etc.) is formed in the child. The child compares objects not only by certain signs, but also by shape, color, size, space and quantity, and begins to group them. This period is a favorable time for improving the activity of the sensory organs in children and the formation of ideas about the environment.

Keywords: development, capability, cognitive activity, perception, attention, logical thinking.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 3 - 4 ЛЕТ Мусаева С.Ш. (Азербайджанская Республика)

Мусаева Салахат Шовкет гызы - диссертант по программе доктора философии, Институт образования Азербайджанской Республики, заведующая детским садом, детский сад № 235 Хатаинского района г. Баку, г. Баку, Азербайджанская Республика

Аннотация: возраст 4-5 лет обладает большой значимостью для развития эмоциональных знаний. В этом возрасте у ребенка усиливается процесс освоения сенсорных эталонов. Он начинает получать знания с помощью органов чувств. У ребенка формируется информация о внешних признаках предметов (форма, размер, цвет, пространство и т.д.) Ребенок сравнивает предметы не только по определенным признакам, но и по форме, цвету, размеру, пространству и количеству и начинает их группировать. Этот период - благоприятное время для усовершенствования у детей деятельности органов чувств и формирования представлений об окружающей среде. Ключевые слова: развитие, способность, познавательная активность, восприятие, внимание, логическое мышление.

Четвертый год жизни характеризуется началом дошкольного возраста. В этом возрасте начинается новый этап в развитии ребенка с кризисом между эмоциональным ранним и дошкольным возрастом. Переход от личности «я» к личности «мы» также составляет критическую фазу перехода дошкольного возраста. Если в раннем возрасте интересы ребенка привлекали различные предметы, то начиная с дошкольного возраста, ребенок начинает понимать мир людей. Он, с особым интересом, наблюдает, исследует и изучает взрослых. У ребенка повышается интерес к окружающей среде. Постепенно ребенок становится более осведомленным о социальных реалиях, и наблюдение за взрослым все больше привлекает его внимание. Он подражает взрослым и пытается вести себя как его родители.

Дети от 3 до 4 лет при наблюдении за предметами, классифицируют их, разделяя на различные категории. Будучи активными в учебном процессе, они начинают задавать вопросы об окружающем их мире. Вопрос «почему?» наиболее характерен для этого возраста. Дети от 3 до 4 лет приобретают следующие мыслительные навыки: умеют

продемонстрировать свои прошлые и настоящие знания, активно ищут ответы на вопросы, учатся, наблюдая и слушая инструкции, собирают предметы в соответствии с их размером и формой, учатся различать предметы по цвету, могут сконцентрировать внимание в течение 5-15 минут, для получения информации используют вопрос «почему?».

Ребенок 3-4 лет слушает речь окружающих его людей и может регулировать свои действия в соответствии с тем, что он слышит. Строя предложения из 2-4 слов он может выражать свои мысли простыми предложениями. Постепенно овладевает грамматической структурой речи. Учит и декламирует наизусть простейшие стихи.

На четвертом году жизни ребенок начинает принимать активное участие в решении практических задач. Он усваивает навыки общения в процессе игры, труда, а также в других бытовых практиках. В процессе общения словарный запас ребенка пополняется новыми словами, и тем самым увеличивается. В результате, у ребенка начинает развиваться речь. Он уже может высказывать свои мысли, строя простые предложения. Дети могут выражать свои чувства словами, обозначающими признаки, эмоции, использовать в речи глаголы, прилагательные и числительные. Таким образом, в этом возрасте у ребенка начинают развиваться познавательные навыки. Дети 3-4 лет усваивают простые познавательные операции. Дидактические игры также играют важную роль в приобретении знаний и навыков, и овладении сенсорными эталонами. Дети в этом возрасте, как с помощью дидактических игр, так и через свои чувства приобретают определенные знания, узнавая как живые (человек, животное, птица, растение), так и неодушевленные предметы (вода, песок, камни, почва, свет). Наличие первоначальных представлений о вещах и событиях также характерно для детей в возрасте 3-4 лет. Дети 3-4 лет, обладающие такими познавательными качествами, интеллектуально более развиты.

Интеллектуальное развитие детей в возрасте 4-5 лет. Возраст 4-5 лет характеризуется развитием образного мышления. Однако, как и у детей 3 -4 лет, и в этот возрастной период внимание детей нестабильное, а их интересы и эмоции неустойчивые. У детей 4-5 лет преобладает игровая деятельность. Каждый ребенок в процессе игровой деятельности с большим удивлением и радостью пытается понять окружающий мир. Ребенок 4-5 лет проводит осмотр и сравнение предметов, путем их моделирования. Восприятие ребенком внешних особенностей предполагаемого объекта, в основном, связано с сенсорными эталонами (геометрическими фигурами: треугольник, квадрат, круг), основными цветами (красный, желтый, оранжевый, синий, зеленый), звуками музыки и звуками родного языка.

Сенсорное развитие играет ведущую роль в формировании личности детей в возрасте 4-5 лет и является одним из средств их интеллектуального развития. Ребенок собирает информацию о признаках предметов в окружающей среде, в это время у него формируется воображение, а форма, цвет, размер и расположение предметов отражаются в воображении ребенка. Этот период - благоприятное время для усовершенствования у детей деятельности органов чувств и формирования представлений об окружающей среде. У детей в возрасте от 4 до 5 лет усиливаются коммуникативные навыки. Они делятся своими игрушками с друзьями и демонстрируют совместные игры. Стараются помогать взрослым и выполнять простые задания. В этом возрасте развитие мелкой моторики у детей постепенно ускоряется. Формируются графические навыки. Они хорошо держат карандаш пальцами, собирают различные конструкции из кубиков, складывают пополам бумагу, лепят различные фигурки из пластилина и придают им различные формы, а также приобретают навыки самообслуживания. К возрасту 4-5 лет словарный запас ребенка становится богаче. Обладает понятиями о прошлом и настоящем. Слушает соответствующие его возрасту сказки и рассказы, запоминает простые стихи, слушает и понимает речи других, участвует в вопросах и ответах, составляя простые предложения из 3-4 слов, рассказывает простые сказки, использует речевые этикеты и слова, обозначающие в речи признаки и качества. Ребенок 4-5 лет распознает геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат), группирует и сравнивает предметы в соответствии с их формой и особенностями, выполняет простые операции с геометрическими фигурами и числами, геометрическими фигурами, определяет последовательность движения во времени, демонстрирует различные способы решения

64

проблемы. Различает предметы живого и неживого мира по их признакам. Знает название Родины, свое имя, фамилию, имя родителей, братьев и сестер, домашний адрес, телефон, язык, религию, пол. Называет животных и их детенышей, профессии людей и знаком с частями предметов. С помощью взрослых рассказывает знакомые сказки и декламирует наизусть короткие стихи. Внимание детей в возрасте 4-5 лет, как правило, остается сосредоточенным в течение 15-20 минут.

Дети в возрасте от 4 до 5 лет используют словарный запас по мере приближения к школьному возрасту и разговаривают, составляя предложения, состоящие из 3 -4 или более слов. Они подражают действиям взрослых, учатся считать, осваивают виды деятельности, необходимые для обеспечения подготовки к школе и овладевают следующими познавательными навыками: читают наизусть стихи; определяют цвета; рисуют человека; считают до пяти и больше; сообщают, где они живут; рисуют и описывают картины. К возрасту 4-5 лет у ребенка уже развиты аналитические способности. Он способен различать предметы по форме, цвету и размеру. В этом возрасте дети лучше способны лучше обобщать, сравнивать, анализировать, так как ими усвоены сенсорные эталоны. В этом возрасте дети приобретают сравнительные навыки.

Таким образом, возраст 4-5 лет является важной ступенью интеллектуального развития ребенка. Потому что в этом возрасте ребенок приобретает много знаний, умений и навыков, создающих основу для следующего возрастного периода.

Список литературы /References

1. КеримовЯ.Ш. Методика развития речи у дошкольников. Баку: РС Полиграф, 2009. 319 с.

2. Мамедова А.М. Дошкольная подготовка пятилеток в детском саду. Баку: АГПУ, 2007.

160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.