Научная статья на тему 'Интеллектуально-личностное развитие учащихся в условиях профильного обучения'

Интеллектуально-личностное развитие учащихся в условиях профильного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барахсанова Елизавета Афанасьевна, Асекритова Тамара Григорьевна, Игнатьева Любовь Николаевна

В статье представлена реализация модели интеллектуально-личностного развития учащихся в условиях профильного и предпрофилъного обучения в школах Республики Саха (Якутия), направленной на профессиональное самоопределение учащихся с учетом особенности работы трех конкретных школ по данному направлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Барахсанова Елизавета Афанасьевна, Асекритова Тамара Григорьевна, Игнатьева Любовь Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеллектуально-личностное развитие учащихся в условиях профильного обучения»

УДК 373, 5. 03 (571.56)

Интеллектуально-личностное развитие учащихся в условиях профильного обучения

Е.А. Барахсанова, Т.Г. Асекритова, JI.H. Игнатьева

В статье представлена реализация модели интеллектуально-личностного развития учащихся в условиях профильного и предпрофильного обучения в школах Республики Саха (Якутия), направленной на профессиональное самоопределение учащихся с учетом особенности работы трех конкретных школ по данному направлению.

In given clause realization of model of intellectual personal development of pupils in conditions of profile and -'■eprofile training at schools of the Republic Saha (Yakutia) directed on professional self-determination of pupils ■: view of feature of work of three concrete schools in the given direction is presented.

Согласно "Концепции профильного обучения" его организация в педагогической практике .¡ожет происходить на основе двух моделей: модели внугришкольной профилизации (отдельная .икола может быть однопрофильной или многопрофильной); модели сетевой организации, предполагающей профильное обучение в конкретной _:коле за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений [2].

В силу сложившихся непростых социально-экономических условий, недофинансирования системы среднего образования, а вследствие это-> — недостаточного материально-технического

кадрового потенциала общеобразовательных _:кол, наиболее приемлема на сегодня вторая модель. Это предполагает объединение в сеть „кол и учреждений дополнительного, среднего .пециального и высшего образования при усло-зии распределения функций, ресурсов и времени •чебного плана [6, 7].

Последние документы, представленные в рам-чах начатого проекта Министерства образования России "Отработка основных направлений реализации "Концепции профильного обучения" на старшей ступени общего образования" [4], поз-золяют более корректно простроить свою деятельность образовательным учреждениям. Сеть школ Хангаласского и Чурапчинского улусов Республики Саха (Якутия) стала базой для опытно-экспериментальной работы нашего исследования, так как имеет возможность налаживания сотрудничества со школами в условиях сетевой организации профильного обучения. Реализация модели педагогического процесса в условиях профильного обучения на базе 3 школ (Техтюр-ской, Чурапчинской, Немюгюнской) проводи-

лась с учетом последних рекомендаций .Министерства образования РФ и РС (Я).

Реализация модели педагогического процесса с учетом специфики профильного и предпрофильного обучения, направленной на самоопределение учащихся, происходила дифференцированно, учитывая особенности работы конкретной школы в данном направлении.

Цель интеллектуально-личностного развития в сотрудничестве со школами б этих условиях достигалась через совместный педагогический процесс в соответствии с положениями нашей концепции и с учетом специфики микрорайона и возможностей университета, школы [1].

Реализация моделирования педагогического процесса имела следующую организацию, адекватную этапам развития профессиональных интересов: поиск интересов, определение глубины и устойчивости интересов, развитие профессиональных интересов в профильную компетентность и затем в профессиональные намерения.

Предпрофильная ступень: 1 часть — поиск своих интересов и предпочтений (5—8 класс); 2 часть — "Поле проб" для заключительного самоопределения профиля (9 класс).

Профильная ступень: образование по выбранному профилю (10—11 класс). На предпрофиль-ной ступени выполнялся принцип индивидуализации темпа обучения, в частности, переход на профильную ступень 10 класса, если учащийся самоопределился ранее. На предпрофильной ступени учащиеся имели личный индивидуальный план, который конструировали совместно с родителями и корректировали каждые полгода: меняли курс или его уровень сложности по согласованию с преподавателем. Состав групп — 7-14 человек.

БАРАХСАНОВА Елизавета Афанасьевна, я.п.н., профессор, зам. директора пединститута ЯГУ по НИР, АСЕКРИТОВА Тамара Григорьевна, ст. преподаватель ФТИ ЯГУ. ИГНАТЬЕВА Любовь Николаевна, аспирант кафедры КТО ПИ ЯГУ.

Общий объем учебного времени согласно нормативам по предпрофильной подготовке 9 класса составлял примерно 100 часов, включая курсы по выбору, информационную и профори-ентационную работу (проф. тестирование, экскурсии, встречи, знакомство с рынком труда и рынком образовательных услуг). Образовательный процесс 10— 11 класса в профильном обучении проходит на основе набора элективных курсов по профилю.

Назначение предпрофильного и профильного образования определено Концепцией профильного обучения: "Значение предпрофильной подготовки в реализации идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора — предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности [3].

Поэтому цель интеллектуально-личностного развития учащихся в предпрофильном блоке "5— 8 класс" реализуется через развитие у младших школьников личностного смысла при приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях. Цель работы с учащимися 9 класса состоит в конструировании условий для деятельностного обучения школьников по выбору альтернатив, принятия ответственных решений в проблемных ситуациях, приобретения субъективного опыта осознанного самоопределения на "Поле проб" как педагогическом процессе интеллектуально-личностного развития учащихся в условиях профильного обучения. Цель педагогического процесса интел-лектуально-личностного развития учащихся в 10, 11 классах достигается через обеспечение условий перехода от самоопределения к самореализации.

В реализованной модели содержание образования осуществлялось следующим образом. Выполнение цели интеллектуально-личностного развития на предпрофильном этапе "Распознавания себя" учащиеся "проживали", начиная с 5 класса, через полугодовые и годовые курсы по выбору (2-8 час. в неделю общей нагрузки). Структура и содержание образования на этом этапе призваны помочь формированию образа "я" через ответы на вопросы: "Кто я?", "Что я умею делать?", "Что мне нравится делать?", "Что я хочу делать?". Школьникам предлагаются разноплановые занятия: психологический курс "Я и мир"; лингвистические курсы "Художественное слово" и "Английский для вас"; курс естествознания "Деловые шры по естествознанию"; курс практической математики "Математика реального мира"; курсы по информатике "В мире информатики".

Среди перечисленных курсов нет школьных предметов. Каждый из них тяготеет к межпред-мстности и метазнаниям, ориентированным на

интеллектуально-личностное развитие учащихся. Курсы по языку и информатике имели разные уровни и направления для максимального учета потребностей детей. Приведем характеристику предпрофильных курсов.

Психологический курс "Я и мир" ставил своими задачами: формирование способностей к самопознанию и самоопределению; развитие нравственных качеств; получение навыков гармоничного проживания с собой, людьми и миром.

В основе курса "Художественное слово" лежала работа над развитием устной и письменной речи. На начальном этапе учащимся предоставлялась возможность познакомиться с речевым этикетом разных народов и основными жанрами речи. Дети не только узнавали и анализировали оригинальные произведения устной и письменной речи, но и сами пытались их создать. По окончании каждого года обучения предусматривалось издание сборника творческих работ или проведение творческого вечера. Эти работы демонстрировали творчество, инициативу и интеллектуальную самореализацию, что явилось показателями интеллектуально-личностного развития.

Учебный год на "Поле проб" завершался итоговой рефлексией на основе собранного нортфо-лио, где происходило соотнесение знаний о себе и прошедших профессиональных пробах. При этом нами использовалась схема выбора профиля (рисунок).

Схема выбора профиля

Курс "Английский язык — для вас" предполагал более близкое знакомство с культурой англоязычных стран, изучение адаптированной литературы для детей и расширение базового словаря для установления межпредметных связей с эле-

ментами кембриджских разработок для российских школ.

Целью курса естествознания было знакомство учащихся с основами предметов естественнонаучного цикла (физики, химии, биологии, экологии). В ходе занятий, проводимых в игровой форме, каждому ученику предоставлялась возможность проявить себя, узнать новое, расширить границы своего познания, провести собственное исследование, создать свой проект в ситуации творческой активности и общения.

Курс "Математика реального мира" давал первичное представление о роли и возможностях математики в практической деятельности человека, так как в школьной программе слабо представлена применимость математики в реальной жизни. Он знакомил с основными математическими понятиями и доступными по возрасту методами математического исследования реального мира. В содержании курса: первые сведения о множествах; диаграммы Венна; изображения множеств на числовой прямой; площади фигур; отрицательные числа в реальном мире, сложение отрицательных чисел; задание направлений движения, декартовы координаты, векторная геометрия; законы термодинамики и их статическое "олкование; тепловые двигатели; ядерная и кван-"овая физика, моделирование физических при-"оров. Такое содержание курса адекватно аварскому концептуальному приложению качест-

гОННОСТИ.

Целью курса "В мире информатики" было ■ ведение ребенка в мир прикладных информационных технологий в зависимости от уровня его подготовки, желаний, способностей; развитие •нтереса к использованию современных техно--.огических средств в реальной повседневной жизни, что определяется личностно значимым .мыслом образования.

Это также определяло темы проектов и исследований в ходе курсов, которые учащиеся могли зыбирать из предложенных преподавателем либо предлагать свои. Такие "свои" темы проектов успешно находили и разрабатывали школьники, которые уже имели опыт проектной деятельности и субъективный опыт участия в интеллекту-лльных соревнованиях. Обладая "чувствительностью к проблемам", они легко подбирают тематику из окружающего их жизненного пространства, а выполненные работы всегда вызывают повышенный интерес у сверстников, то есть демонстрируют интеллектуальное самоопределение, интеллектуальную инициативу.

В опытно-экспсриментальной работе по моделированию педагогического процесса в условиях профильного обучения реализовывались концептуальные положения, адекватно отраженные в педагогических технологиях.

На предпрофильной ступени в первой части согласно ее задачам и возрастным особенностям учащихся и обоснованиям их авторского выбора ведущими технологиями проведения занятий были: игровые, проектные, исследовательские. Процесс обучения на этом этапе предпрофильной подготовки второй ступени в 9 классе осуществлялся через погружение в различные образовательные области на основе применения проблемно-диалоговых технологий обучения по всем профилям (гуманитарному, технологическому, социально-экономическому и естественнонаучному), обоснованным нами как необходимые для интеллектуально-личностного развития учащихся.

При реализации модели педагогического процесса в условиях профильного обучения в течение учебного года для учащихся проходили интеллектуальные соревнования как внугри группы, так и общие разновозрастные. В основе всех используемых в модели педагогических технологий лежал обоснованный нами партнерский стиль отношений между участниками образовательного процесса (педагогами, методистами, психологом, учащимися, родителями, представителями школ) как необходимый для интеллектуально-личностного развития.

В ходе учебного процесса проводились анкетирование, собеседование, рефлексии, целью которых было получение информации об учащихся по рассматриваемым характеристикам. Так, в ходе реализации модели педагогического процесса установлено, что наши учащиеся имеют положительный опыт в учебной деятельности и осознают его значимость, пробовали себя в творческих работах, 60% детей отметили, что им "нравится самим нести ответственность за работу" и они имеют опыт организации своей творческой работы.

Активность участия в учебном процессе нами зафиксирована в 62%, а в контрольной группе (школьники тех же школ, не занятые в реализуемом педагогическом процессе) — 49%. Продуктивность деятельности, выраженная в создании проектных работ, достигала 78%. Приобретенный в учебном процессе опыт рефлексивной и творческой деятельности позволил учащимся проявить инициативу, самостоятельность при выборе курса и деятельности, которые слабо отмечались в начале опытно-экспериментальной работы.

Таким образом, приведенные показатели в предпрофильном блоке "5 — 8 класс" с учетом возраста учащихся позволяют сделать вывод о положительном влиянии моделирования педагогического процесса на интеллектульно-личност-ное развитие учащихся.

Отслеживание интеллектуально-личностного развития учащихся в 9 классе проводилось с уче-

том выделенных в модели показателей и дополнено показателем готовности к профессиональному самоопределению. Поэтому на начало учебного года нами зафиксировано, что 79% не определились с выбором профессии, а из тех, кто сделал выбор, до 40% хотят быть программистами, причем лишь единицы сделали выбор на основе знания о характеристиках профессии и собственных предпочтениях, а не на основе престижа профессии в данный момент на рынке труда.

Таким образом, проведенная работа по реализации модели педагогического процесса интсл-лектуально-личностного развития учащихся позволяет сделать следующие выводы.

1. Моделирование педагогического процесса в условиях профильного обучения показало влияние концептуальных положений в процессе реализации на интеллектуально-личностное развитие учащихся при профильном обучении. Реализация этих положений осуществлялась через: учебный план профильного и предпрофильного обучения, содержание конкретных дисциплин учебного плана, психолого-псдагогичсскую поддержку учащихся, рефлексивную деятельность учащихся, стимулирование субъектной позиции через выбор и построение индивидуальной образовательной траектории, направленной на самоопределение при выборе профиля и дальнейшее профессиональное самоопределение.

2. Разработана и реализована схема выбора профиля обучения на основе соотнесения знаний о себе, требований выбираемой профессии и опыта прохождения серии профессиональных проб, а также разработан и реализован учебно-творческий практикум как ключевой элемент иредпрофильной ступени в процессе профессионального самоопределения школьников, стиму-

УДК 37.001.76 (571.56)

лирующий осознанный выбор профиля, творчество, саморегуляцию.

3. Отслеживание интеллектуально-личностного развития учащихся на этапе предпрофильного и профильного обучения в единстве и целостности оценивалось по показателям интеллектуальной компетентности, интеллектуальной инициативы и творчества, а также по развитию самоорганизации, самоопределения, саморегуляции, готовности к профессиональному самоопределению и показало положительную динамику этих показателей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адольф В.Л. Профессиональная компетентность современного учителя: монография. — Красноярск: изд-во Крас-нояр. гос. ун-та, 1998. — 310 с.

2. Аксенова Э.А. Зарубежный опыт профильного обучения в старшей школе // Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования Сб. науч. трудов / под ред. Ю.И. Дика, A.B. Хуторского. - М.: ИО-СО РАО, 2003.

- 368 с.

3. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года // Приложение к журналу "Директор школы". - 2000. - №4. - С. 97-127.

4. Концепция профильного обучения в учреждениях общего и среднего образования // Школьные технологии.

- 2002. - №4. - С. 79-91.

5. Концепция эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего среднего образования // Приложение к журналу "Директор школы". — 2001. — №6.

- С. 3-31.

6. Корнетов Г. Б. Парадигмы базовых моделей образовательного процесса / Г.Б. Корнетов // Педагогика. — 1999.

- №3. - С. 43-49.

7. Ямбург H.A. Школа для всех: адаптивная модель: (теоретические основы и практическая реализация). — М.: Новая шкода, 1997. — 321 с.

-. i-i i t. ' .

Инновационные технологии в образовательной политике PC (Я) 1991—2001 гг.

С.Е. Никитина

На рубеже XX — XXI вв. на экономическом и политическом российском пространстве произошли и получили импульс к развитию существенные изменения в духовной культуре народов. Коренным образом изменились ментальные ценности, нравственные стандарты и поведенческие нормативы. В первую очередь этот процесс нашел свое отражение в области образования. Опыт первого десятилетия демократизации гражданского общества России, 90-е гг. XX в., представляет особый интерес по внедрению качественно новых явлений в системе образования.

In the XX—XXI centuries in economic and political space of Russia there was an impulse for great changes in spiritual culture of the peoples. Mental values, moral and behavior standards were radically changed. First this

НИКИТИНА Саргылана Егоровна, к.и.н., старший научный сотрудник ИГИ АН РС (Я).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.