Научная статья на тему 'ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ В НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ В НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
64
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
научная деятельность / интеллектуальная собственность / право / цифровизация. / scientific activity / intellectual property / law / digitalization.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Евсюкова Маргарита Андреевна

в рамках обеспечения достижения Целей развития России, которые установлены на период до 2024 года, одной из которых является обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере, созданы инструменты их реализации. Для решения задач цифровой экономики возникает необходимость ее обеспечения перспективными, высококвалифицированными кадрами в различных областях и сферах деятельности, что на современном уровне выдвигает особые требования к научному работнику, в частности, его научной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Евсюкова Маргарита Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTELLECTUAL PROPERTY IN THE SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT

as part of ensuring the achievement of Russia's Development Goals, which are set for the period up to 2024, one of which is to ensure the accelerated introduction of digital technologies in the economy and social sphere, tools for their implementation have been created. In order to solve the problems of the digital economy, there is a need to provide it with promising, highly qualified personnel in various fields and fields of activity, which at the present level puts forward special requirements for a researcher, in particular, his scientific activity.

Текст научной работы на тему «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ В НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

INTELLECTUAL PROPERTY IN THE SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL

ENVIRONMENT Evsyukova M-А. (Russian Federation)

Evsyukova Margarita Andreevna - postgraduate Student, DEPARTMENT OF LAW, FACULTY OF HIGHER EDUCATION, RUSSIAN UNIVERSITY OF COOPERATION, MOSCOW

Abstract: as part of ensuring the achievement of Russia's Development Goals, which are set for the period up to 2024, one of which is to ensure the accelerated introduction of digital technologies in the economy and social sphere, tools for their implementation have been created. In order to solve the problems of the digital economy, there is a need to provide it with promising, highly qualified personnel in various fields and fields of activity, which at the present level puts forward special requirements for a researcher, in particular, his scientific activity. Keywords: scientific activity, intellectual property, law, digitalization.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ В НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

СРЕДЕ

Евсюкова М.А. (Российская Федерация)

Евсюкова Маргарита Андреевна - аспирант, кафедра юриспруденции, факультет высшего образования, Российский университет кооперации, г. Москва

Аннотация: в рамках обеспечения достижения Целей развития России, которые установлены на период до 2024 года, одной из которых является обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере, созданы инструменты их реализации. Для решения задач цифровой экономики возникает необходимость ее обеспечения перспективными, высококвалифицированными кадрами в различных областях и сферах деятельности, что на современном уровне выдвигает особые требования к научному работнику, в частности, его научной деятельности.

Ключевые слова: научная деятельность, интеллектуальная собственность, право, цифровизация.

Термин «интеллектуальная собственность» является невалидным и ведет к смешению понятий «право интеллектуальной собственности» и «право собственности», даже несмотря на то, что положения последнего не распространяются на интеллектуальную собственность. В связи с тем, что данное понятие закреплено и в международных договорах, и в Конституции Российской Федерации, отказаться от него возможно только путем изменения норм в вышеназванных источниках.

Необходимо также отметить, что понимание интеллектуальной собственности в гражданском законодательстве Российской Федерации противоречит нормам международного права и сложившейся юридической доктрине. Данные коллизии следует устранить, приняв соответствующие изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации. Необходимо в п. 1 ст. 1225 словосочетание «интеллектуальной собственностью», обозначенное в скобках, заменить на «объекты интеллектуальной собственности». На сегодняшний день информационные технологии являются одной из наиболее динамично развивающихся отраслей в мире [5].

Цифровые технологии с каждым годом все более вливаются не только в научно-образовательный процесс, но ив повседневную жизнь людей. Содействие гражданам в освоении цифровой грамотности также становится неотъемлемой составляющей научно-образовательного процесса. Акцент смещается на обеспечение цифровизации, в связи с чем необходимо понимать, что современные аспекты отличаются тем, что современная цифра - она открытая [3].

И в данном случае требуется не только владение им соответствующими педагогическими технологиями и методиками, их применение в работе, но и наличие у него умений распространять собственный опыт.

Под распространением собственного опыта понимается участие в семинарах, конференциях международного, всероссийского и регионального уровня, проведение вебинаров, написание и опубликование научных трудов, проектная деятельность, осуществляемая, как профессорско-преподавательским составом, так и совместно со студентами [7].

В процессе создания интеллектуальной собственности могут возникнуть два вида права: имущественные и неимущественные. При этом неимущественные права, такие как право авторства, возникают сразу при создании продукта научной деятельности, а имущественные права возникают тогда, когда результат интеллектуальной деятельности был создан в процессе выполнения трудовой функции или за этими рамками.

Кроме того, существуют варианты договорных отношений, в которых у работодателя предусмотрены имущественные права на результаты научной деятельности работника. Таким образом, неимущественные

права остаются за правообладателем, в данном случае за педагогическим работником, а имущественные закрепляются за работодателем [8].

Следует учитывать, что условия должны быть определены нормативными актами образовательной организации, в которой осуществляется педагогическая деятельность.

Педагогу в процессе создания интеллектуальной собственности необходимо также понимать, что существуют международные, наднациональные (региональные) и национальные нормативные акты. В Российской Федерации инновационная деятельность дает возможность педагогу реализовать инновационные проекты, а образовательной организации создать инновационную инфраструктуру и обеспечить ее деятельность.

Основные формы научной деятельности, как виды интеллектуальной собственности включают учебно -методические публикации, опубликованные результаты научно-исследовательской работы, рабочие программы учебной дисциплины, патенты, онлайн-курсы и пр.

Одним из направлений научной деятельности является также работа по повышению уровня информированности студентов в сфере интеллектуальной собственности, в рамках которой проводятся просветительские мероприятия в области популяризации знаний по интеллектуальной собственности среди студентов, магистрантов и аспирантов, в том числе, с участием представителей Роспатента [11].

Преподаватель, создавая свой интеллектуальный продукт, может сделать открытие в методике преподавания учебной дисциплины или улучшить педагогические технологии, при этом существуют правовые институты, в частности, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральная служба по интеллектуальной собственности Роспатент, осуществляющие функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере интеллектуальной собственности, которые позволят идентифицировать авторство интеллектуального продукта и обеспечат защиту интеллектуальных прав и интеллектуальной собственности.

А также Единая государственная информационная система учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (ЕГИСУ НИОКТР) разработана как учетная система, содержащая сведения о научных исследованиях и разработках во всех областях знаний в Российской Федерации.

Это единая база данных по научно-исследовательским, технологическим и опытно-конструкторским работам, причем информация, содержащаяся в ней, доступна всем заинтересованным лицам в рамках использования результатов интеллектуальной деятельности. Интеллектуальные права защищаются гражданским законодательством.

Таким образом, являясь участником инновационного процесса в образовательном учреждении, педагогический работник должен уметь, в том числе, распространять собственный опыт. Педагог должен осознавать, что он является не просто автором продукта своей научной деятельности, возможно собственником, но и пользователем интеллектуальной собственности другого автора [9].

Необходимо корректно и очень серьезно относиться к результатам своей интеллектуальной деятельности и, в том числе, чужой, так как нарушение авторского права влечет за собой гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации [10].

Список литературы /References

1. Василенко М.В. Организационное обеспечение освоения преподавателями вуза образовательных инноваций / М.В. Василенко, Ю.П. Ветров // Перспективы науки, 2020. № 4 (127). С. 175-177.

2. Днепровская Н.В. Оценка готовности российского высшего образования к цифровой экономике / Н.В. Днепровская. DOI: 10.21686/2500-3925-2018-4-16-28 // Статистика и экономика, 2018. Т. 15. № 4. С. 16-28.

3. Коновалов С.В. Теоретизация в научной науке: общенаучный и общепрофессиональный аспекты / С.В. Коновалов, Н.А. Козырев, О.А. Козырева. DOI: 10.25683/VOLBI.2018.45.409 // Бизнес. Образование. Право, 2018. № 4 (45). С. 376-385.

4. Кудинова О.С. Проектная деятельность в вузе как основа инноваций / О.С. Кудинова, Л.Г. Скульмовская // Современные проблемы науки и образования, 2018. № 4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27928/ (дата обращения: 01.10.2021).

5. Молоткова Н.В. Механизм использования цифровой образовательной среды в инженерном образовании / Н.В. Молоткова, Е.А. Ракитина, А.И. Попов. DOI: Интеллектуальная собственность Изобретения Произведения искусства Компьютерные программы Базыданных Полезные модели Селекционные достижения Художественные произведения Научные произведения Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 2020. № 11 (189). С. 163-172.

6. Никулина Т.В. Бинформатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление / Т.В. Никулина, Е.Б. Стариченко // Педагогическое образование в России, 2018. № 8. С. 107-113.

7. Прохорова М.П. Вовлечение обучающихся - будущих педагогов профессионального обучения в проектную деятельность в рамках дисциплины / М.П. Прохорова, А.А. Семченко. DOI: 10.26795/2307-

1281-2018-6-2-6 // Вестник Минского университета, 2018. Т. 6, № 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/viewFile/809/661.pdf/ (дата обращения: 01.10.2020).

8. Семенова Т.В. Рынок массовых открытых онлайн-курсов: перспективы для России / Т.В. Семенова, К.А.Вилкова, И.А. Щеглова // Вопросы образования, 2018. № 2. С. 173-195.

9. Gadd E. Copyright ownership of e-learning and teaching materials: Policy approaches taken by UK universities / E. Gadd, R. Weedon // Education and Information Technologies, 2017. Vol. 22 (6). P. 3231-3250.

10. Kashyap A. Scale development and modeling of intellectual property creation capability in higher education / A. Kashyap, R. Agrawal // Journal of Intellectual Capital, 2019. Vol. 21(1). P. 115-138.

11. Lunyachek V. Managing intellectual property rights protection in the system of comprehensive secondary education / V. Lunyachek, N. Ruban // Public Policy and Administration, 2018. Vol. 17 (1). P. 114-125.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.