ИННОВАЦИИ № 10 (120), 2008
Интеллектуальная собственность
в инновационной системе
И. А. Близнец,
д. ю. н., профессор, ГОУ ВПО Российский государственный институт интеллектуальной собственности, ректор
В основу представленного в данной статье исследования была положена методология, выработанная Всемирной организацией интеллектуальной собственности. Исследование экономической значимости авторского права выполнено Российским государственным институтом интеллектуальной собственности по заданию Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам в рамках соглашения Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам и Всемирной организации интеллектуальной собственности и является первым в России.
The presented research was based on the methodology elaborated by the World Intellectual Property Organization.
The study of economic significance of copyright has been carried out by the Russian State Institute of Intellectual Property on the instructions of the Federal Service for Intellectual Property, Patents and Trademarks in the framework of the agreement between the Federal Service and the World Intellectual Property Organization.
The present research is the first study of the significance of industries related to copyright for the economy of Russia.
Характерной чертой современного мирового хозяйственного развития является переход ведущих стран к новому этапу формирования инновационного общества — построению экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний. интенсификация производства и использования новых научно-технических результатов предопределила резкое сокращение инновационного цикла, ускорение темпов обновления продукции и технологий.
формирование систем управления инновационным развитием в ведущих странах мира осуществлялось на протяжении длительного периода в условиях стабильно развивающихся социально-экономических укладов. Конец хх века в россии характеризовался сменой социально-экономических отношений, ускоренными темпами экономических преобразований и глубокими структурными сдвигами в экономике страны. в то же время страна должна укреплять свои позиции в геоэкономической и геополитической картине современного мира.
однако по-прежнему остаются нерешенными многие методологические, теоретические и практические вопросы формирования оптимальных систем управления инновационным развитием на различных уровнях управления экономикой. разрешение подобных проблем позволит сформировать полноценную инновационную систему.
для формирования отвечающей этим задачам инновационной системы необходимо:
Инновационная система должна обеспечивать достижение
■ Более высоких темпов экономического роста по сравнению с другими мировыми державами.
■ Значительных структурных сдвигов в производстве ВВП в пользу высокотехнологичных отраслей и отраслей, основанных на создании и использовании объектов авторского права
Рис. 1. Назначение инновационной системы
• использовать имеющийся мировой опыт формирования систем управления инновационным развитием и изучить проблемы его адаптации к российским условиям;
• повысить эффективность использования национального и мирового научно-технического потенциала и оптимизировать функционирование национальной экономики с перспективой ее структурного изменения в сторону высокотехнологичных отраслей;
• целенаправленно формировать субъект управления инновационным развитием страны;
• сформировать инфраструктурные блоки инновационной системы, обеспечивающие эффективную правовую охрану и коммерциализацию разработок.
К актуальным задачам развития и совершенствования управления инновационной деятельностью относятся:
• выработка инновационной концепции управления;
• определение тематических направлений деятельности и формирование инновационных проектов и программ;
• планирование производственных процессов и реализация инновационной продукции;
• создание высокой мотивации интеллектуального труда;
• формирование кратко- и долгосрочных целей инновационной деятельности;
• учет потребительского спроса и объективных тенденций научно-технического прогресса.
для управления инновационной деятельностью необходимы не только финансовые инструменты и методы, совокупность организационных мер, которые должны быть взаимоувязаны, но и наличие в научнотехнической, промышленной и предпринимательской сферах достаточного количества квалифицированных специалистов, способных, с одной стороны, обеспечить продвижение результатов научных исследований и разработок на рынок наукоемкой продукции, а с другой, использовать эти результаты в производственных и предпринимательских инновациях.
на макроуровне функции субъекта управления инновационными процессами федерального значения осуществляет федеральная инновационная система, на мезоуровне — региональные инновационные системы, на уровне предприятий и организаций — корпоративные инновационные системы.
Федеральная инновационная система
■ федеральные министерства, службы и агентства,
■ общественные организации,
■ Торгово-промышленная палата РФ,
■ объединения и отраслевые ассоциации соответствующего уровня, в том числе государственные корпорации,
■ объекты инновационной инфраструктуры (ЦТТ, патентные поверенные, консалтинг, кредитные организации и др.).
Рис. 2. Состав участников федеральной инновационной системы
федеральная инновационная система должна включать в свой состав систему органов управления различного характера, таких, как федеральные министерства, службы и агентства, общественные организации, торгово-промышленная палата рф, общественные объединения и отраслевые ассоциации соответствующего уровня. в состав участников инновационной системы федерального уровня должны
быть включены такие объекты инновационной инфраструктуры, как центры трансфера технологий, профессиональные сообщества патентных поверенных, консультантов, аудиторов и оценщиков, кредитные организации.
К основным функциям федеральной инновационной системы относятся:
• координация деятельности входящих в ее состав организаций с целью выработки концепции стратегий инновационного развития страны на различные периоды;
• управление инновационными процессами федерального значения;
• обеспечение финансирования инновационных процессов федерального значения;
• разработка комплекса мер, стимулирующих инновационные процессы мезоуровня и корпоративного уровня;
• мониторинг и контроль протекания инновационных процессов всех уровней.
Экзогенные факторы инновационного развития
■ спрос на инновации,
■ формирование инновационной среды,
■ пресечение незаконного использования ОИС,
■ стимулирование творческой активности,
■ требования к уровню инновационности предприятий и к качеству инновационных проектов.
Рис. 3. Состав экзогенных факторов инновационного развития
К числу экзогенных факторов, являющихся внешними по отношению к инновационному процессу, отнесены: спрос на инновации, формирование объектов инновационной инфраструктуры, пресечение незаконного использования оис, стимулирование творческой активности, требования к уровню инновационности предприятий и к качеству инновационных проектов.
эти факторы, как нам представляется, способны обеспечить формирование среды, благоприятствующей активизации инновационной деятельности.
факторами эндогенного характера, присущими инновационным процессам, являются массовые изменения технологического потенциала основных отраслей национальной экономики, вовлечение работников предприятий в инновационную деятельность, создание систем управления созданием и коммерциализацией объектов интеллектуальной собственности.
следует отметить, что согласно официальной статистике только каждая десятая из внедренных «передовых» производственных технологий соответствует мировому уровню.
ИННОВАЦИИ № 10 (120), 2008
ИННОВАЦИИ № 10 (120), 2008
Эндогенные факторы инновационного развития
■ массовое повышение технологического потенциала основных отраслей национальной экономики,
■ кластеризация экономики, налаживание интеллектуальной и технологической кооперации,
■ формирование систем корпоративного управления ИС, инновационным потенциалом, коммерциализацией разработок и конкурентоспособностью предприятий,
■ вовлечение работников предприятий в инновационную деятельность,
■ создание систем стратегического планирования формирования и использования патентных портфелей, международного патентования, мероприятий по обеспечению охраны разработок в режиме ноу-хау, а также управление финансовыми потоками, связанными с патентной деятельностью.
Рис. 4. Состав эндогенных факторов инновационного развития
Кластеризация рассматривается в последнее время как эффективное средство повышения инновационной активности и создания благоприятной среды, в том числе за счет производственного кооперирования и модернизации создаваемых научно-промышленных комплексов на новой технологической базе. в рамках такой кооперации воздействие экзогенного фактора государственного стимулирования позволит быстро создавать необходимые очаги созревания эндогенных факторов инновационной активности внутри самих предприятий и регионов.
развитие отечественного инновационного производства, установление связей между крупными производственными центрами и научными объединениями и организациями, защита интересов правообладателей, реализация научного потенциала инновационного производства определяются следующими факторами:
• уровнем конкурентоспособности применяемых в производстве технологий;
• наличием эффективных механизмов реализации научно-технического потенциала;
• соблюдением условий правовой охраны промышленной собственности и результатов интеллектуальной деятельности;
• совершенствованием законодательства и механизмов его реализации в сфере защиты объектов интеллектуальной собственности;
• наличием высококвалифицированных кадров, способных осуществлять анализ, организацию и координацию инновационных процессов.
в настоящее время указанные факторы развиты недостаточно, их развитию в значительной мере препятствуют: отсутствие эффективных горизонтальных связей между производственными комплексами и научными центрами, нерациональная структура финансирования инновационного процесса, несогласованность рынка труда и рынка образовательных услуг, сложившаяся в переходный период структура экспорта и импорта. существенным препятствием на пути повышения конкурентоспособности и инновационности отечественного производства является, на наш взгляд, отсутствие на предприятиях подразделений по управлению созданием и коммерциализацией результатов интеллектуальной деятельности, что существенно снижает инновационный потенциал предприятий.
широкомасштабное вовлечение работников предприятий в инновационную деятельность представляется практически невозможным без того, чтобы дать сотрудникам тот или иной объем специальных знаний в области интеллектуальной собственности.
формирование систем стратегического планирования создания и использования патентных портфелей, международного патентования, мероприятий по обеспечению охраны разработок в режиме ноу-хау, а также эффективное управление финансовыми потоками, связанными с патентной деятельностью также, по нашему мнению, невозможны без масштабной подготовки специалистов в сфере интеллектуальной собственности.
в 2007 году законодательство в сфере интеллектуальной собственности претерпело существенные изменения, кодификация позволила выйти на новый уровень правового регулирования отношений в сфере интеллектуальной собственности, хотя и высветила целый ряд проблем.
действующей с января 2008 года четвертой частью Гражданского Кодекса российской федерации введено в оборот понятие результатов интеллектуальной деятельности.
К объектам интеллектуальной собственности приравниваются средства индивидуализации, состав которых также определен четвертой частью Гражданского Кодекса российской федерации.
Интеллектуальной собственностью являются
Результаты интеллектуальной деятельности
и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана
Рис. 5. Соотношение понятий интеллектуальной собственности и результатов интеллектуальной деятельности в соответствии в Четвертой частью ГК РФ
Результатами интеллектуальной деятельности являются:
■ произведения науки, литературы и искусства,
■ программы для ЭВМ,
■ базы данных,
■ исполнения,
■ фонограммы,
■ сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач,
■ изобретения,
■ полезные модели,
■ промышленные образцы,
■ селекционные достижения,
■ топологииинтегральных микросхем,
■ секреты производства (ноу-хау).
Рис. 6. Состав результатов интеллектуальной деятельности в соответствии в Четвертой частью ГК РФ
Средства индивидуализации
■ фирменные наименования,
■ товарные знаки и знаки обслуживания,
■ наименования мест происхождения товаров,
■ коммерческие обозначения.
Рис. 7. Состав средств индивидуализации в соответствии в Четвертой частью ГК РФ
По мере усиления инновационной направленности экономики все более весомое воздействие на воспроизводственный процесс оказывают научные знания и навыки, программные продукты, патенты и лицензии, т.е. объекты, не имеющие альтернативной вещественной формы. Объектом управления становятся незримые интеллектуальные активы предприятия и виртуальные технологии. производственные новшества, новые технологии и новые методы воздействия имеют в своей основе глубокие когнитивные, социально-психологические и культурно-этические корни.
технологический прогресс, развивающийся в виде революционных скачкообразных изменений, сочетается с эволюционными социально-организационными и управленческими новшествами. научный прогресс, развиваясь в виде «прорывов», т.е. научных открытий и изобретений, сопрягается с эффектом обучения повышения уровня квалификации, знаний и навыков рабочей силы. В результате кумулятивного эффекта от внедрения радикальных и сопряженных с ними эволюционных новшеств возникает новый тип производства, новая структура инвестиции и новый тип рыночного поведения предприятия.
На 1 января 2004 года стоимость объектов ИС, отраженная на балансе всех хозяйствующих субъектов,
составила 11 млрд. рублей, на 1 января 2006 года — 66 млрд. рублей. Это ничтожно мало для России и для обеспечения задач, поставленных Президентом и Правительством при переходе экономики страны на технологический уклад.
В соответствии со стратегией развития системы Роспатента предполагается, что переход к инновационным формам развития производства вызовет довольно резкий прирост стоимости объектов интеллектуальной собственности, поставленной на баланс хозяйствующих субъектов.
Стоимость объектов ИС, отраженная на балансе всех хозяйствующих субъектов
Рис. 8. Динамика стоимости объектов ОИС, отраженных в учете хозяйствующих субъектов (2007-2009 гг. — ожидаемые данные)
В легальном хозяйственном обороте России должно находиться к 2010 году 500-600 млрд. рублей — такова должна быть стоимость объектов ИС, находящихся в эксплуатации, с ежегодным приростом 5-7%.
Число поданных заявок на регистрацию ОИС
Рис. 9. Динамика числа поданных заявок на регистрацию ОИС (2007-2009 гг. — ожидаемые данные)
А это значит, что объем заявок на объекты ИС в перспективе должен возрасти до 350-380 тыс. в год. В 2006 году Роспатент ожидал роста заявок по всем объектам ИС на уровне 105-110 тыс., фактически общий объем поступивших заявок не превысил 40 тысяч.
В течение 2005-2007 гг. Российским государственным институтом интеллектуальной собственности в рамках соглашения Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам
ИННОВАЦИИ № 10 (120), 2008
ИННОВАЦИИ № 10 (120), 2008
и Всемирной организации интеллектуальной собственности было проведено исследование экономического воздействия авторского права на экономику России.
Для исследования экономической значимости авторского права наиболее широко используется метод измерения добавленной стоимости, созданной в отраслях, базирующихся на авторском праве, в процентах от валового внутреннего продукта (ВВП).
Три отдельных индикатора — добавленная стоимость, занятость и внешняя торговля обеспечивают широкую перспективу, дающую представление о вкладе авторского права в развитие любой страны.
Многие страны регулярно проводят исследования вклада сектора экономики, связанного с авторским правом, например, Соединенные Штаты, Нидерланды, Финляндия, Великобритания.
По данным за 2004 год вклад в экономику, внесенный основными отраслями, охраняемыми авторским правом, составил: в США 11% от ВВП, в Нидерландах — 5,8% от ВВП, в Финляндии — 4,8% от ВВП. В России, по данным проведенного исследования, этот показатель составил 6,06% от ВВП.
Российский государственный институт интеллектуальной собственности, выполнивший исследование значимости авторского права в экономике России по заказу Всемирной организации интеллектуальной
Изменения в законодательстве, регулирующем сферу интеллектуальной собственности
■ гармонизация законодательства России в сфере интеллектуальной собственности с международными правовыми актами,
■ введение в состав ГК РФ специальной новой четвертой части, обобщившей систему законов, регулирующих отношения в сфере ИС.
Рис. 10. Изменения в законодательстве, регулирующем сферу интеллектуальной собственности
Роль РГИИС в совершенствовании сферы интеллектуальной собственности
■ подготовка специалистов,
■ научные исследования в области ИС,
■ подготовка предложений по совершенствованию законодательства в сфере ИС,
■ участие в деятельности ВОИС,
■ предоставление экспертных и иных услуг предприятиям России в вопросах правовой охраны, защиты, экспертизы, оценки и управления ИС.
Рис. 11. Роль РГИИС в совершенствовании сферы интеллектуальной собственности
собственности, является единственным в россии специализированным учебным заведением, осуществляющим подготовку специалистов в рамках высшего профессионального и послевузовского профессионального образования. Современные изменения в законодательстве, регулирующем сферу интеллектуальной собственности, выводят вопросы подготовки кадров в указанной сфере в число наиболее актуальных.
В этой связи роль РГИИС должна рассматриваться несколько шире, охватывая и серьезные научные исследования (фундаментальные и прикладные), подготовку предложений по совершенствованию законодательной базы, расширение международного сотрудничества, дальнейшее развитие экспертной деятельности.
надеемся, что уже в ближайшем будущем в нашем институте будут обучаться представители всех регионов России, что создаст дополнительный импульс к их инновационному развитию.
Литература:
1. Guide on Surveying the Economic Contribution of the Copyright-Based Industries, WIPO, Geneva, 2003.
2. National Studies on Assessing the Economic Contribution of the Copyright-Based Industries, Creative Industries Series, No 1, WIPO, Publication No 624e, Geneva, 2006.
3. Siwek, Copyright Industries in the U.S. Economy: The 2006 Report (released in December 2006.
4. Димитр Гантчев, главный советник ВОИС по авторским и смежным правам (Болгария) «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ АВТОРСКОГО ПРАВА И БАЗИРУЮЩИХСЯ НА НЕМ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»/ www.rupto.ru.
5. Липцик Д. Авторское право и смежные права / Пер.с фр.; предисловие М. Федотова.- М.: Ладомир; Издательство ЮНЕСКО, 2002.- 488 с.
6. Россия в цифрах. 2005: Крат. стат. сб./ Росстат — М., 2005. — 477 с.
7. Промышленность России. 2005: Стат. сб. / Росстат. — М., 2006. 460 с.
8. Торговля в России.2005: Стат. сб. / Росстат.- М., 2006 -543 с.
9. Россия в цифрах. 2006: Крат. стат.сб./Росстат- М., 2006.- 462 с.
10. Труд и занятость в России. 2005: Стат. сб. / Росстат.- М., 2006 -502 с.
11. Наука в России: Стат. сб. Госкомстат России. ЦИСН.- М.,2001 —
109 с.
12. Малое предпринимательство в России.2005: Стат. сб./Росстат.-М., 2005. -156 с.
13. Малое предпринимательство в России.2006: Стат. сб./Росстат.-М., 2006. -134 с.
14. Россия и страны — члены Европейского союза. 2005.: Стат. сб./ Росстат.- М., 2005. -246 с.
15. Россия и страны мира. 2006.: Стат. сб./ Росстат.- М., 2006. -366 с.
16. «Группа восьми» в цифрах.2006. Стат. сб./Росстат.- М., 2006. -123 с.
17. Финансы России. 2004: Стат. сб. / Росстат.- М., 2004 — 332 с.
18. Финансы России. 2006: Стат. сб. / Росстат.- М., 2006 — 367с.
19. Инвестиции в России. 2005: Стат. сб. / Росстат.- М., 2005 — 287 с.
20. Национальные счета России в 1998-2004 годах.: Стат. сб. / Росстат.- М., 2005 — 146 с.
21. Национальные счета России в 1998-2005 годах.: Стат. сб. / Росстат.- М., 2006 — 145 с.
22. Связь в России.2006: Ст.сб./ Росстат.- М., 2006.- 172 с.
23. Основные показатели транспортной деятельности в России. 2006: Стат. сб./ Росстат.- М., 2006.- 95с.
24. Россия, 2007: Стат. справочник/Росстат. — М., 2007.-55с.
25. Цены в России.: 2006: Стат. Сб./ Росстат.- М., 2006.- 190 с.
26. Система таблиц «Затраты-выпуск» России за 2003 год: Стат. Сб./ Росстат.-М., 2006.- 116 с.
27. Статистический анализ и мониторинг научно-образовательных Интернет-сетей. /Колл. авторов под ред. проф. А.Н. Тихонова. М.: Финансы и статистика, 2004.-320 с.: ил.
28. Международные сопоставления валового внутреннего продукта за 1999-2000 и 2002 годы: Стат. сб./ Росстат.-М., 2006.- 153 с.
29. Капралова Н.Л. Рынок обуви: развитие и конкурентный потенциал. /Вопросы статистики. №, 2007 г., с.27-33.
30. Спиридонов А.И. Обзор рынка гипермаркетов электробытовой техники: статистический анализ. /Вопросы статистики. №, 2007 г., с.62-65.
31. Основные социально-экономические показатели по Российской Федерации за 2002-2006 годы (по материалам Росстата) /Вопросы статистики. №, 2007 г., с.82-93.
32. Годовой отчет о деятельности Российского авторского общества за 2005 год. /М.: РАО, 2006 г.