Научная статья на тему 'Интеллектуальная собственность в фармацевтической отрасли: вопросы классификации'

Интеллектуальная собственность в фармацевтической отрасли: вопросы классификации Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
155
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ / ОРИГИНАЛЬНОЕ ЛЕКАРСТВЕННОЕ СРЕДСТВО / ПРЕПАРАТ-ДЖЕНЕРИК / БРЕНДОВЫЙ ЛЕКАРСТВЕННЫЙ ПРЕПАРАТ / ИННОВАЦИОННОЕ ЛЕКАРСТВЕННОЕ СРЕДСТВО / DRUGS / PHARMACEUTICAL INDUSTRY / ORIGINAL DRUG / GENERIC DRUG / ME-TOO / BRANDED DRUG / INNOVATIVE DRUG

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Ольховская Мария Олеговна, Голубев Андрей Владимирович

В статье рассматривается вопрос классификации продукции фармацевтической промышленности по степени инновационности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTELLECTUAL PROPERTY IN THE PHARMACEUTICAL INDUSTRY: THE CLASSIFICATION

The article deals with the classification of pharmaceutical products by the degree of innovativeness.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальная собственность в фармацевтической отрасли: вопросы классификации»

экономической, что позволит отрасли развиваться гармонично, разносторонне и действительно отвечать потребностям рынка.

Инновационный потенциал у фармацевтической промышленности, бесспорно, имеется. В России исторически существовала развитая фундаментальная наука и, несмотря на стагнационные процессы, разработка инновационных молекул для препаратов нового класса при создании соответствующих условий возможна.

1. Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года: Приказ Минпромторга России от 23 октября 2009 г. N 965 п.1.2.

2. Андреев, Ф. Долгая дорога в ВТО // Российская газета Специальный выпуск Фармацевтика 20 декабря 2011 г. №286 (5662Белоусов Д.Ю. Стоимость разработки инновационных лекарственных средств 04.09.2011 // URL:http://healtheconomics.ru/index.php?option=com content&view=article&id=12699:2011-09-04-19-16-52&catid=65:2009-06-03-12-29-37&Itemid=93

3. Батенева, Т. «Российская газета», Спецвыпуск «Фармацевтика» номер 5717 (44) 01.03.2012 URL: http://pharmapractice.ru/54724

4. Каблов, Е. Шестой технологический уклад // Наука и жизнь. 2010 №4 URL:

http://www.nkj.ru/archive/articles/17800/ (дата обращения: 14.04.2010).

5. Кириченко, И., Печеный, О. Инновации в фармацевтической отрасли: создать и защитить. 2008 №13 URL : http:// www.provisor.com.ua/archive/2008/N13/inovf_ 138.php?part_ code=10&art_code=6687 (дата обращения 10.11.2010).

6. Охапкин, И. На пути к GMP-2014 интервью с Шоболовым Д.Л. // S&T RF (science and technology Russian Federation 26.03.10 URL : http:// www.strf.ru/science.aspx? CatalogId=222&d_no=28779 (дата обращения: 01.07.2011 г.)

7. Good manufacturing practice (GMP) Guidelines Chapter 3 «Premise and Equipment», article 3.6 p.31 URL: http://ec.europa.eu/health/documents/eudralex/vol-4/index en.htm (дата обращения 12.08.2012 г.).

8. Белоусов, Д.Ю. Стоимость разработки инновационных лекарственных средств 04.09.2011 // URL : http://healtheconomics.ru/index.php?option=com content&view=article&id=12699:2011-09-04-19-16-52&catid=65:2009-06-03-12-29-37&Itemid=93.

М.О. Ольховская, А.В. Голубев

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ В ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ: ВОПРОСЫ КЛАССИФИКАЦИИ

Ключевые слова: лекарственные препараты, фармацевтическая отрасль, оригинальное лекарственное средство, препарат-дженерик, me-too, брендовый лекарственный препарат, инновационное лекарственное средство.

Аннотация: В статье рассматривается вопрос классификации продукции фармацевтической промышленности по степени инновационности.

Вопрос классификации лекарственных препаратов прежде не был первоочередной задачей ни в здравоохранении, ни в других отраслях, в той или иной мере связанных с фармацевтическим рынком. Данное обстоятельство приводит в настоящее время к отсутствию системного понимания проблем различного уровня в сфере здравоохранения экспертами, работниками фармацевтической индустрии, законодательными органами. Участники фармацевтического рынка совершенно по-разному представляют себе феномен «инновационное лекарственное средство». И если дискуссия на уровне экспертов может не иметь серьезных последствий для экономики фармацевтического рынка, то принятие нормативноправовых актов и стратегий на государственном уровне при подмене понятий ведет к искажению итоговых показателей и может непосредственно повлиять на снижение конкурентоспособности отрасли.

Зарубежные страны давно разработали понятие инновационного препарата. Так, Союз инновационных производителей Германии (Verband Forschender Arzneimittelhersteller, VFA), определяет следующие признаки инновационных лекарственных средств:

- новые активные вещества для лечения заболеваний, против которых до этого не было лекарств (например, вакцина против гепатита A);

- новые принципы действия активных веществ при заболеваниях, для которых до настоящего момента не было достаточно эффективной терапии (например, суматриптан при мигрени);

- новые лекарственные формы, благодаря которым известные активные вещества получают большую биодоступность и/или развивают меньше побочных эффектов (например, лак против микоза ногтей);

- новые технологии, которые снижают риски, связанные с активным веществом (например, генно-инженерные факторы свертывания крови);

- известные лекарственные средства для применения по новым показаниям;

- комбинации нескольких известных активных веществ [5].

Управление по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными средствами США (US Food and Drug Administration, FDA) рассматривает инновационный препарат в двух измерениях: во-первых, как содержащий новое, ранее не использовавшееся активное вещество (химическую субстанцию) и, во-вторых, как содержащий известное активное вещество, которое применяется в другой дозе либо иным способом поступает в организм [3]. Отечественный же законодатель в базовом нормативно-правовом акте, регулирующем деятельность фармацевтического рынка, - Федеральном законе от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее 61-ФЗ) не дает определение инновационному лекарственному средству. Единственное опубликованное официальное определение было найдено авторами в утвержденной Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 г. (Фарма-2020): инновационный препарат (инновационное лекарственное средство) - это лекарственное средство, активная фармацевтическая субстанция которого защищена патентом и/или запатентованы технологии получения готовой лекарственной формы и/или способа доставки2. Однако данное определение не обладает полнотой и, на наш взгляд, является нечетким. Именно поэтому авторы считают необходимым дать собственное определение понятию «инновационное лекарственное средство».

Понятие «инновационное лекарственное средство». В российском законодательстве существует определение оригинального лекарственного средства. Так, согласно Статье 4 61-ФЗ оригинальным лекарственным средством является то, которое содержит впервые полученную фармацевтическую субстанцию или новую комбинацию фармацевтических субстанций, эффективность и безопасность которых подтверждены результатами доклинических исследований лекарственных средств и клинических исследований лекарственных препаратов» . Данное определение не содержит в себе признаков объекта интеллектуальной собственности, в то время как в определениях оригинального лекарственного препарата, данных некоторыми зарубежными нормативно-правовыми актами, такой дефект отсутствует.

Согласно Директиве ЕС от 2004 года, оригинальное лекарственное средство - это лекарственное средство, которое было впервые зарегистрировано на основе полной документации в отношении его качества, безопасности и эффективности, защищенное патентом на срок до двадцати лет [2]. По определению Европейского агентства по лекарственным средствам (European Medicines Agency, EMEA) оригинальный лекарственный препарат - это впервые синтезированное, прошедшее полный цикл доклинических и клинических исследований лекарственное средство, защищенное патентом на срок до двадцати лет. Только по

2Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 г. URL : http://pharma2020.ru/download/1594.html (дата обращения: 13.10.2011 г.).

3п. 4 Статьи 4 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ Об обращении лекарственных средств URL: http://base.garant.ru/12174909/ (дата обращения: 13.10.2011 г.).

истечении срока действия патента возможно произведение препарата любой фармацевтической компанией [10].

Создание оригинального лекарственного препарата представляет собой высокозатратный проект, требующий значительных интеллектуальных и финансовых вложений. Не все проекты по разработке новой молекулы завершаются получением оригинального медикамента, несмотря на высокие трудовые и материальные затраты. В случае, если молекула синтезирована, инициируются испытания на животных, затем - на людях. Клинические исследования на добровольцах проводятся в три этапа и длятся, как минимум, пять - семь лет, поскольку необходимо не только подтвердить эффективность, но и уточнить безопасные дозировки, выявить возможные нетипичные эффекты, как положительные, так и отрицательные.

К сожалению, не всегда испытания заканчиваются благополучно для людей, которые соглашаются на эксперимент ввиду наличия острой болезни или отсутствия денежных средств. Так, в 2005 году в Индии были ослаблены нормы по проведению испытаний новых медикаментов, чем не преминули воспользоваться западные фармацевтические компании и многие граждане страны. Изменения в законодательстве привели к тому, что десятки тысяч индийцев ежегодно решаются рискнуть собственным здоровьем за денежное, причем достаточно скромное, вознаграждение: к 2011 году при проведении подобных экспериментов погибли 1730 человек (статистические данные за три года)4.

Не все компании могут позволить себе дорогостоящие исследования и сопутствующие риски, к тому же сроки разработки новой молекулы достаточно продолжительны, а результат не гарантирован. В таком случае фармацевтические компании могут пойти по пути наименьших рисков и затрат - производить лекарственный препарат, срок действия исключительных прав на который к настоящему времени истек (то есть компания будет производить копированную (дженериковую) продукцию [9]). Дженерик - не всегда стопроцентное воспроизведение оригинала. Он должен содержать то же активное лекарственное вещество (субстанцию), что и оригинальный препарат, но может отличаться вспомогательными веществами - наполнителями, красителями, консервантами и т.д. По внешнему виду дженерик может сильно отличаться от оригинала - и формой, и цветом и размером. У препарата-дженерика должно быть свое собственное торговое название, иначе его признают фальсификатом, а производителя обвинят в подделке. Но некоторые производители регистрируют свои дженерики под названиями, похожими на оригинальный бренд. Дженерики могут быть выпущены только при условии истечения срока действия патента на лекарственный препарат. Отметим при этом, что, по мнению Society of Drug Bulletins, около 85 % ежегодно получающих одобрение новых лекарств не обладают терапевтическим преимуществом над уже существующими [13].

Существуют препараты, которые повторяют механизм действия лекарственного препарата, являющегося прорывным в своей области, позволяющего обществу радикально бороться с эпидемиями и предотвращать распространение опасных заболеваний (категория First-in-Class [9]). Они относятся к другому классу препаратов - «next-in-class», так называемые «одноклассники»: это усовершенствованные препараты с иной химической структурой, иногда обладающие улучшенными свойствами по сравнению с предшественниками. В профессиональной среде такие препараты называют препаратами-аналогами. Они представляют собой лекарственные препараты, на которые можно получить патент и которые будут, по существу, из той же группы, что и препарат First-in-Class, но будут иметь отличительные признаки. Препараты-аналоги представляют собой запатентованные химические инновации с фармакологически схожим или идентичным действием, не обладающие тера-

4Более 1700 граждан Индии погибли при испытаниях западных лекарств. ВестиЛи, 16.11.2011URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=632410 (дата обращения 01.09.2012 г).

певтическими преимуществами в рамках соответствующих показаний (могут быть заменены дженериками инновационных оригинальных препаратов [11]). Характерной чертой препаратов-аналогов является более высокий ценовой уровень, чем у большинства препаратов-дженериков.

Специалисты в области медицины из-за отсутствия убедительных доказательств эффективности препаратов-аналогов называют их псевдоинновациями, или препаратами me-^. Препараты-аналоги представляют предмет споров и дискуссий. В одних странах их регистрация и внедрение на фармацевтический рынок приветствуется со стороны государственных органов управления здравоохранением, поскольку они позволяют экономить средства на лекарственное обеспечение; создают конкуренцию инновационным оригинальным препаратам и таким же аналогам, и благодаря этому способствуют снижению цен на дорогие лекарства еще до истечения срока патентной защиты. В других странах врачи относятся к ним с предубеждением, а врачебные объединения предостерегают своих членов от их назначения, утверждая, что эти препараты не являются подлинными инновациями, и цены на них выше, чем на дженерики. Применяя их, врачи не выигрывают ни в затратах, ни в пользе для пациента [5].

В Канаде, Австралии и США фармацевтические компании должны представлять в регуляторные органы результаты клинических и клинико-экономических исследований, подтверждающих оптимальное соотношение эффективности и стоимости своих препаратов, если намерены включить их в списки, оплачиваемые по страхованию или бюджету. В Германии имеется институт по оценке качества и экономичности лекарственных средств, который выдает соответствующие рекомендации.

В 2007 году, после мониторинга ситуации с применением препаратов-аналогов и специального исследования по данной проблеме, врачебные палаты Германии вместе с немецкими больничными кассами призвали врачей по возможности вообще отказаться от назначения me-too-препаратов. Они публикуют обновляемый перечень не рекомендуемых к назначению в системе ОМС препаратов-аналогов, с которым может ознакомиться каждый врач. Действительно, вряд ли приходится сомневаться, что на фармацевтических рынках достаточно препаратов-аналогов, относящихся к категории псевдоинноваций, или me-too. Большое число аналогов является результатом сильной конкуренции на фармацевтическом рынке. С одной стороны, назначение лекарственных препаратов класса «препарат-аналог» является спорным вопросом, поскольку их терапевтическая эффективность достаточно сомнительна, а ценовая категория завышена по сравнению с препаратами First-in-Class. Таким образом, на рынке имеется псевдоконкуренция, которая не вносит качественных изменений в состав продукта; кроме того, данный лекарственный препарат радикально не решает проблем в области здравоохранения. С другой стороны, разработка таких лекарственных препаратов иногда заставляет снижать цены на оригинальные лекарственные препараты еще до окончания срока действия патента. Кроме того, не всегда потенциал активного вещества препарата-аналога в достаточной мере исследован к началу выпуска препарата. Производство препаратов-аналогов оправдано и по завершении срока действия патента на препарат First-in-Class. Некоторые препараты-аналоги оказываются эффективнее ранее разработанных оригинальных лекарственных препаратов, вытесняя своих «предшественников» с рынка.

Лучший препарат в своем классе (а это может быть второй или третий препарат-аналог, выведенный на рынок) иногда называют Best-in-Class [4]. В то же время известны непатентованные новые препараты (в первую очередь, некоторые генно-инженерные продукты), чья инновационность надежно защищена сложной запатентованной технологией производства. Некоторые производители лекарственных препаратов в Российской Федерации опасаются патентовать разработанный ими лекарственный препарат как объект интеллектуальной собственности, поскольку существует возможность кражи информации о со-

ставе препарата [4]. Таким образом, препарат категории First-in-Class является одним из самых передовых среди вышерассмотренных, а разработка препарата подобного рода способствует разработке и препаратов-аналогов, и дженериков, и me-too. То есть первый представитель новой группы (класса) лекарственных средств является по определению первоначальным, инновационным, препаратом; за ним на рынок выводятся препараты-аналоги, представляющие собой химические вариации с фармакологически сходным или аналогичным действием.

Авторы, на основе проведенного исследования классификации лекарственных препаратов по степени инновационности, предлагают следующее определение инновационного лекарственного средства. Инновационное лекарственное средство - это лекарственное средство, активная фармацевтическая субстанция которого защищена патентом и/или запатентованы технологии получения готовой лекарственной формы и/или способа доставки, которое способно радикально изменить процесс лечения и повлиять на протекание болезни, обладает не просто улучшенной формой, а качественно отличной от существующих, применение которого в конечном результате окажет положительное влияние на социально-экономические показатели жизни общества.

Таким образом, под настоящее определение наиболее подходят лекарственные препараты категории Best-in-Class. Однако на начальном этапе выведения оригинального лекарственного препарата First-in-Class на рынок не является очевидным то, что данный лекарственный препарат не будет классифицироваться впоследствии как Best-in-Class. По этой причине целесообразно до производства лучшей формулы лекарственного препарата признавать препараты First-in-Class инновационными.

Авторы предлагают представлять классификацию лекарственных препаратов по степени инновационности следующим образом (Рис.1):

Рис.1. Классификация лекарственных средств по степени инновационности

Изложенное позволяет сделать вывод, что лекарственные средства должны быть признаны инновационными только в том случае, когда они способны радикально изменять процесс лечения и влиять на протекание болезни. Такие препараты должны обладать не просто улучшенной формой, а качественно отличной от существующих, их применение в конечном результате должно оказывать положительное влияние на социальноэкономические показатели жизни общества. Лекарственное средство, признаваемое инновационным, должно являться локомотивом развития фармацевтической отрасли, поскольку именно вслед за ним производители будут разрабатывать свои аналоги, более доступные по цене для населения. Предложенная авторами классификация не является исчерпывающей, но конкретно обозначает место инновационного лекарственного средства среди существующих препаратов.

1. Об обращении лекарственных средств: федер. закон Рос. Федерации от 12 апреля 2010 г. №61-ФЗ: принят Гос. Думой Федер Собр. Рос. Федерации 24 марта 2010 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 31 марта 2010 г. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

2. Directive 2004/27/EC of the European Parliament and of the Council, Art. 10.1. - 2004

3. Безюк, Н.Н. Инновационные препараты - стандарт с доказанной эффективностью и безопасностью // Здоровье Украины. 2004 №108 http://health-ua.com/articles/878.html.

4. Белоусов, Д.Ю. Стоимость разработки инновационных лекарственных средств 04.09.2011 // URL : http:// healtheconomics.ru/index.php? option=com_content&view=article&id=12699:2011 -09-04-19-16-52&catid=65:2009-06-03-12-29-37&Itemid=93.

5. Вольская, Е. О фармацевтических инновациях // Ремедиум. 2007 №12 URL:

http://rudoctor.net/medicine2009/bz-sw/med-rmgah.htm (дата обращения: 13.10.2011 г.).

6. Инновационные лекарственные препараты на российском рынке 11.01.2012 URL: http://neovasculgen.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=90 (дата обращения: 05.06.2012 г.).

7. Талибов, О.Б. Дженерики и эквивалентность лекарственных препаратов URL: http://www.rusmg.ru/php/content.php?id=919 (дата обращения 01.05.2012 г.).

8. Belozertseva, N. Legislative regulation of biosimilars: current gaps and future needs. In Adam Smith Conferences' 2nd International Forum Innovative Drug Research and Development in Russia, 21-22 nov. Moscow; 2011.

9. Bouchard, R.A. Qualifying Intellectual Property II: A Novel innovation Index for Pharmaceutical Products. University of Manitoba. In press, 2012.Kolbin A.S. What does we wait from an innovative drug? The clinical pharmacology view. In Adam Smith Conferences' 2nd International Forum Innovative Drug Research and Development in Russia, Moscow, 2122.11.2011.

10. ЕМЕА, The rules governing medicinal products in the European Union Investigation of Bioavailability and Bioequivalence, 1998

11. Fricke, Klaus, 2001; Dietrich E.S, 2001; Schwabe U, 2004

12. URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=632410 (дата обращения 01.09.2012 г)

13. Kolbin, A.S. What does we wait from an innovative drug? The clinical pharmacology view. In Adam Smith Conferences' 2nd International Forum Innovative Drug Research and Development in Russia, Moscow, 21-22.11.2011.

И.Д. Котляров

ПРОБЛЕМА ЭТИКИ НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ

Ключевые слова: научная публикация, некорректное цитирование, присвоение авторства.

Аннотация: в статье рассмотрены проблемы, связанные с недостаточным анализом и некорректным цитированием первоисточников. Описаны причины возникновения этих проблем, их следствия для научной деятельности и возможные способы устранения.

Общепринятой практикой научных публикаций является размещение ссылок на работы предшественников. Такие ссылки призваны решить две задачи:

1. Практическую - обосновать актуальность и новизну полученных автором статьи или монографии научных результатов путем демонстрации их места в общем контексте своей науки. Очевидно, что сделать это можно, только увязав свои исследования с результатами коллег, работавших в том же и смежных направлениях.

2. Этическую - воздать должное ученым, которые первыми поставили вопрос о важности решения соответствующих проблем (отчетливее всего этическая составляющая за-

85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.