ТЕМА НОМЕРА
Интеллектуальная собственность и !РТУ-контент
В ДАННОЙ СТАТЬЕ РЕЧЬ ПОЙДЕТ ТОЛЬКО О ТАКОЙ РАЗНОВИДНОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА 1РТУ-КОНТЕНТ, КАК ЛИТЕРАТУРНАЯ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ. К НЕЙ ТРАДИЦИОННО ОТНОСЯТ АВТОРСКОЕ ПРАВО И СМЕЖНЫЕ ПРАВА.
Алексей Кондрин,
Руководитель Интернет-проекта "Independent Copyright Management Consulting"
Илья Кондрин,
аспирант Российской Академии Правосудия Верховного Суда России и Высшего Арбитражного Суда России
Деление интеллектуальной собственности на два самостоятельных вида: промышленную и литературную и художественную — было установлено Всемирной Организацией Интеллектуальной Собственности (ВОИС). Стоит напомнить, что Россия является членом ВОИС с конца 60-х годов прошлого века.
Основное отличие 1РТУ-вещания от таких традиционных и привычных для телезрителя форм вещания, как эфирное, спутниковое и кабельное — это интерактивные возможности 1РТУ. В рамках 1РТУ-платформы существует возможность одновременной передачи данных в режиме реального времени (он-лайн), как от вещателя к телезрителю, так и наоборот.
Среди таких интерактивных возможностей можно выделить несколько основных:
а) большие видеобиблиотеки "премиум" и архивного контента, доступ к которым вещатель предоставляет телезрителю по требованию (так называемые услуги "on-demand");
б) большое количество виртуальных телеканалов с предоставлением вещателем возможности телезрителю остановить в любое удобное для него время просмотр (поставить на "паузу") телепередачи и затем опять же в удобное для него время возобновить просмотр этой телепередачи;
в) интерактивные возможности у телезрителя в режиме реального времени осуществлять голосование, участвовать в программировании и т.д.;
г) возможность получения вещателем (а следовательно и рекламодателями, правообладателями и другими заинтересованными сторонами) точной и недвусмысленной информации о том, как, когда и кем был потреблен тот или иной контент.
Законодательство об авторском праве большинства стран мира, включая и Россию, не содержит прямых упоминаний об ІРЇУ-ве-щании. Это связано с тем, что это достаточно новый и бурно развивающийся вид цифровых он-лайн услуг. Вместе с тем в законодательство каждой цивилизованной страны мира были адаптированы положения так называемых Интернет-договоров ВОИС (Договор ВОИС по авторскому праву и Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам), посвященные цифровым он-лайн авторским и смежных правам. И хотя Россия до сих пор не присоединилась ни к одному из этих основополагающих международных нормативных актов, некоторые положения этих договоров все же вступили в силу на территории России 1 сентября 2006 г. А именно — право на доведение произведений, исполнений, фонограмм и передач организаций вещания до всеобщего сведения. В российской прессе этот вид авторских и смежных прав очень часто просто называют новым Интернет-правом авторов, артистов, продюсеров и организаций вещания. Исходя из интерактивных возможностей ІРЇУ, это новое Интернет-право и является одним из основных видов авторских и смежных он-лайн прав на ІРЇУ-контент, которое необходимо с 1 сентября 2006 г. приобретать каждому российскому вещателю у всех указанных категорий правообладателей (рис. 1).
Вступившая в силу с 1 января 2008 г. 4 часть ГК РФ также содержит ряд статей, посвященных новому Интернет-праву. Но главной новацией 4 части ГК является деление обладателей этого нового Интернет-права на
Интернет-право это основной вид авторских и смежных цифровых он лайн прав, используемых в 1РТ\' вещании
Возникновение Интернет-права
IP TV ВЕЩАЮ IE Головная станция (Headend)
НТВ*, НТВ спорт. CNN. DISCOVERY ------------------------------>
BIBI. В IB 2, ВІВ?
Система условного
доступа <
(интерактивное взаимодействие с телезрителем)
ВИЗ - видео по запросу
Интернет право - Доведение произведении, исполнении, фонограмм до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению, исполнению, фонограмме ю любого места и в любое время по собственному выбору
Рис. 1
© Ilya & Alex Kondrin, 2007
две категории: первичные и вторичные собственники. Под первичными собственниками в 4 части ГК понимаются авторы, артисты, продюсеры и организации вещания (рис. 2).
Под вторичными собственниками понимаются издатели, фирмы грамзаписи и организации вещания, осуществляющие ретрансляцию телепрограмм (рис. 3).
Основным отличием формирующегося российского !РТУ-рынка от аналогичных рынков Великобритании, Франции и Италии является отсутствие каких-либо договоренностей между обладателями прав на !РТУ-кон-тент и !РТУ-вещателями относительно установления четких правил "игры". Например, во Франции в 2005 г. было заключено соглашение о внесении дополнений в Протокол от 1996 г. между Национальным Аудиовизуальным Институтом и всеми французскими авторскими обществами о предоставлении Институту права использовать каталоги аудиовизуального контента в Интернет, Мобильном ТВ и в любых формах цифровых услуг по требованию. В Италии существует соглашение между итальянским !РТУ-вещателем Fаstweb и итальянским авторским обществом SIAE. По которому Fastweb выплачивает в SIAE определенный процент от стоимости услуги видео по требованию. В рамках Евросоюза для !РТУ-вещания было введено так называемое пан-европейское лицензирование. Суть такого лицензирования состоит в следующем: !РТУ-вещатель, расположенный во Франции вправе по своему выбору обратиться за лицензией на использование !РТУ-контента не во французское авторское общество, а в любое другое авторское общество Евросоюза, и это общество обязано выдать ему одну лицензию на территорию всего Евросоюза, включая и Францию. Таким
Авторы Подпункт 11 пункта 2 статьи 1270
Изготовители фонограмм Подпункт 4 пункта 2 статьи 1324
Рис. 2
Г
Издатели
(музыкальные. ютит оиздатели, мультимедийные, издатели периодики ИТ д.)
Рис. 3
образом !РТУ-вещатель легально избавлен от необходимости получать отдельные лицензии во всех авторских обществах Евросоюза, выплачивать в каждое из них вознаграждение и согласовывать с каждым из них условия лицензионных соглашений. Налицо существенная экономия не только времени на "очистку" авторских прав всех авторов Евросоюза, но и на выплату вознаграждения правообладателям.
К сожалению, большинство российских !РТУ-вещателей в настоящее время заняты решением более "простых" вопросов, касающихся использования авторских и смежных прав на !РТУ-контент. Подобные вопросы в силу целого ряда объективных причин никогда не возникали среди !РТУ-вещателей за пределами России. И, прежде всего, потому,
Артисты Подпункт 7 пункта 2 статьи 1317
Организации вещания Подпункт 5 пункта 2 статьи 1330
© Ilya & Alex Kondrin, 2007
Организации вещания
(ретрансляция телепрограмм)
© Ilya & Alex Kondrin, 2007
что за пределами России никому и никогда не приходило в голову уничтожать рыночные отношения в сфере авторских и смежных прав, как это сделали в СССР после 1917 г.
Вот некоторые из этих "простых" вопросов.
Интеллепуальные права на песню
или на трек. Что важнее?
Некоторые российские IPTV-вещатели считают, что важнее интеллектуальные права на трек. И вот почему. Раз потребителя интересует трек и он готов именно за него платить свои деньги, то важнее права на трек, а не на песню. С правовой точки зрения такая позиция не выдерживает никакой критики. Песня это объект авторского права (музыкальное произведение с текстом), а трек это объект смежных прав (фонограмма). Музыкальное произведение всегда первично, а фонограмма (звуковая запись исполнения песни) всегда вторична. Не существуй песни (музыки и текста), не было бы и фонограммы. Для создания и использования фонограммы во всем мире, включая и Россию, необходимо прежде получить разрешение у обладателя интеллектуальных прав на музыку и текст. А уже на использование трека необходимо получить разрешение у обладателя интеллектуальных прав на исполнение и на фонограмму. Таким образом, важно и то и другое.
Сколько процентов интеллектуальных прав нужно приобрести на IPTV-контент?
Этот вопрос напрямую связан с предыдущим. Некоторые российские IPTV-вещатели считают, что достаточно будет ограничиться приобретением интеллектуальных прав только на трек. На первый взгляд сразу можешь приобрести у одного обладателя смежных
Первичные обладатели нового Интернет-права
(Make Available Right)
Вторичные обладатели нового И нтсрнет-л рава
Фирмы
грамзаписи
прав на трек (фонограмму) все 100% смежных прав. Причем 100% смежных прав и на исполнение и на фонограмму. А вот с авторскими правами все гораздо сложнее. Ведь композиторов и авторов текста в одной песне может быть несколько. Более того, каждый из них может передать свою долю (процент) авторских прав разным музыкальным издателям. И необходимо будет "собирать" у всех этих издателей все доли авторских прав, чтобы в итоге получить 100% авторских прав на песню. Процесс достаточно трудоемкий и затратный. И не всегда он заканчивается успешно. С некоторыми российскими авторами и издателями вообще нельзя ни о чем договориться в силу тех или иных причин. С точки зрения действовавшего и ныне действующего российского законодательства об авторском праве и смежных правах ІРЇУ-веща-телю необходимо приобрести у обладателей прав на ІРЇУ-контент 100% авторских и 100% смежных прав. В противном случае вещателя могут обвинить в "пиратстве" со всеми вытекающими из этого неблагоприятными последствиями.
Каталог рекорд лейбла или каталог
музыкального издателя. Что общего и в чем отличие?
Термином "рекорд лейбл" в мире принято обозначать коммерческое предприятие — фирму грамзаписи. Фирма грамзаписи является вторичным собственником интеллектуальных смежных прав: смежных прав артис-та-исполнителя и смежных прав продюсера фонограммы. А под каталогом фирмы грамзаписи понимают не список выпущенных фирмой компакт-дисков и других материальных носителей, а список исключительных смежных прав на исполнение и фонограммы, владельцем которых является фирма грамзаписи. Основное отличие каталога фирмы грамзаписи от каталога музыкального изда-
тельства заключается в том, что фирма грамзаписи всегда контролирует 100% смежных прав, как на исполнение, так и на фонограмму. И следовательно всегда может предоставить ІРЇУ-вещателю эти 100% смежных прав.
Но есть и исключения из этого общемирового правила. Это фонограммы советского монополиста в сфере звукозаписи "Фирмы Мелодия" и фонограммы из архива Гостеле-радиофонда СССР! Законодательство СССР не содержало такого понятия как смежные права артистов-исполнителей и поэтому не требовало заключения с ними каких-либо письменных контрактов о передаче смежных прав на исполнение. Достаточно было артисту расписаться в ведомости на получение разового вознаграждения за создание для фирмы "Мелодия" студийной фонограммы и все формальности были соблюдены. Что касается хранящихся в архиве Гостелерадиофонда СССР фонограмм, созданных в результате записи трансляции "живых" концертов, то для создания подобных фонограмм законодательство СССР не требовало от советских организаций получать у артиста какие-либо разрешения на создание и дальнейшее использование фонограммы, и не предусматривало выплату артисту какого-либо вознаграждения. В 90-е годы прошлого века многие известные советские артисты или их наследники, руководствуясь положениями российского законодательства об авторском праве и смежных правах от 1993 г., в судебном порядке запрещали использование подобных фонограмм без своего согласия и без получения соответствующего вознаграждения. Таким образом, в настоящее время ІРЇУ-веща-тель может получить на подобные фонограммы только 50% всех смежных прав. И это будут только смежные права изготовителя фонограммы. А в дальнейшем ему предстоит самостоятельно "очищать" оставшиеся 50% смежных прав напрямую у артистов-исполни-
телей или у их наследников.
Музыкальное же издательство — коммерческое предприятие, приобретающее у авторов (композиторов и авторов текста) исключительные авторские права на песни с целью последующего предоставления за деньги фирмам грамзаписи, радио и телекомпаниям, концертным организациям и иным юридическим и физическим лицам неисключительных лицензий на использование авторских прав. И каталог музыкального издательства составляют контролируемые им исключительные авторские права на музыкальные произведения. Музыкальное издательство, как правило, не всегда контролирует все 100% авторских прав на музыкальное произведение. Например, оно может приобрести права у композитора песни, но не сможет договориться с автором текста. И автор текста передаст свои исключительные авторские права другому издательству (рис. 4).
Что будет, если попробовать решать все эти вопросы не так, как они регулируются действующим законодательством и общемировой практикой ведения издательского и фонографического бизнеса, можно показать на отрицательном примере реализации одного из российских ІРЇУ-проектов. Некий крупный московский банк, решив выступить инвестором ІРЇУ-проекта, заказал подконтрольной ему структуре разработку бизнес-плана ІРЇУ-проекта. Но при этом он поставил следующие обязательные условия. Объем легальных интеллектуальных прав на контент у создаваемого на деньги банка ІРЇУ-вещателя должен быть точно таким же, как и у музыкального Интернет-магазина. Для реализации поставленной задачи ІРЇУ-вещатель должен будет заключить с одним из западных рекорд-лейблов контракт на приобетение 100% объема авторских и смежных прав на контент. В ходе реализации данного ІРЇУ-проекта выяснилось, что ІРЇУ-вещатель может приобрести у западной фирмы грамзаписи только смежные права на фонограммы.
А авторские права на песни из этих фонограмм ему придется приобретать у различных музыкальных издателей самостоятельно. В итоге реализация бизнес-плана данного проекта привела к тому, что ІРЇУ-вещатель приобрел только 20% смежных прав на один из видов ІРЇУ-контента, а именно — на фонограммы. У ІРЇУ-вещателя возникла острая необходимость приобретения авторских и смежных прав на все остальные виды ІРЇУ-контента: кинофильмы, телепрограммы и т.д. В результате произошло непрогнозируемое банком резкое увеличение стоимости реализации ІРЇУ-проекта.
Муіьїкальньк Нідатгльг тиа I Music Publishing Houses
Pupf шгккг на готкиг фокоірас
Фирмы Гpuduvh/ Record Comp aides
Воінаїражягииг M (ошхт фонограммы
J
Apple
Комнотиторы, поэты / Музыкальные про m ведения
Артис ты-исполнители / Фонограммы
от 1 до 100 % авторских прав
1РТ\/ Вещатели
Рис. 4
© Ilya & Alex Kondrin, 2007