УДК 608.2
Свиридова И.В. студент магистратуры НИУ «БелГУ» Россия, г. Белгород Васильева Н. В. студент магистратуры НИУ «БелГУ» Россия, г. Белгород Гурьянова И. В.
Старший преподаватель кафедры ПИиИТ НИУ «БелГУ» Россия, г. Белгород ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СИСТЕМА БУКМЕКЕРСКОЙ КОНТОРЫ Аннотация: в данной статье рассмотрены особенности создания интеллектуальной системы букмекерской конторы. Созданная ИС содержит в себе разработанную базу знаний на основе построенной семантической сети и позволяет производить выбор ставки.
Ключевые слова: автоматизированная система, букмекерская контора.
Sviridova I. V., graduate student NRU "BelSU" Russia, Belgorod Vasileva N. B., graduate student NRU "BelSU" Russia, Belgorod Guryanova I.V., Senior Lecturer of the department NRU "BelSU" Russia, Belgorod INTELLECTUAL BOOKMAKER OFFICE SYSTEM Annotation: this article describes the features of creating an intellectual system of a bookmaker office. The created IP contains a developed knowledge base on the basis of the built semantic network and allows you to select a bet. Keywords: automated system, bookmaker.
В городе Белгород имеется множество букмекерских контор различного типа. Не всегда правильно можно определиться какой из исходов произойдет в том или ином матче. Каждый из них имеет определенные свойства и критерии, которые не всегда известны человеку. Поэтому для выбора исхода на событие актуально было бы создать ИС, которая будет способствовать выбору наилучшего из предложенных вариантов матчей в зависимости от информации предоставленной клиенту и свойств.
Цель исследования - получение практических навыков по проектированию базы знаний и разработка ИС букмекерской конторы, данная система позволит наиболее эффективно и быстро определить на какой из матчей, и исход этого матча стоит обратить внимание.
Букмекерская контора - это учреждение азартного типа. В букмекерских конторах работают сотрудники, которые занимаются финансовой деятельностью, а именно принимают денежные ставки и выплачивают выигрыши на разнообразные спортивные события, а также могут приниматься ставки на телевизионные, политические и культурные события.
Интеллектуальная система - это своего рода такая программная или техническая система, которая способна решать задачи, принадлежащие к конкретной области или задачи, считающиеся традиционно творческими, знания о которой хранятся в памяти этой системы [3].
Структура ИС включает три основных блока: база знаний, решатель и интеллектуальный интерфейс.
На сегодняшний день имеется большое количество экспертных систем, которые позволяют решать в узкоспециализированных предметных областях широкий круг задач. Эти области должны быть хорошо изучены для получения экспертных знаний и располагать стратегиями принятия решений.
Для разработки интеллектуального интерфейса была выбрана система Borland C++ Builder. На рисунке 1 показано графическое представление описанной семантической сети. В которой обозначены объекты предметной области и выделены связи между ними.
Рисунок 1 - Графическое представление семантической сети
Этот раздел подразумевает внесение в базу всех знаний и сведений, собранных в результате проведения анализа по заданной предметной области. Заполнение базы знаний происходило с помощью системы управления базами данных - Firebird.
На рисунке 2 представлена модульная структура разрабатываемого приложения. Она включает в себя объекты для связи приложения с базой данных, а так же для вывода базы знаний в разрабатываемом приложении.
DataModu e2 1 a H 0 H S3 1
ÉPI тЩ
IB 1вча|
1 BD alabase! IBTransactionI
ЁШ Ol
IB SQ.J 4 -
IBQueryl DataSourcel
Рисунок 2 - Модульная структура разрабатываемой системы На рисунке 3 представлена вкладка «Выбор»._
вЦ Курсовая работа
Пиле Таблица Травмы Страна
С Дома С выше середины Г Да С Испания Г США
С Гости С ниже середины Г Нет С Германия С Англия
Bel речи География Киличеоьи иг р Интерес
Г Да С Европа Г >10 С Популярно
Г Нет С Мир Г <10 Г" Не популярно
STAVKI RESULTAT POLE Р02 TRAVM STRANA fi
► 1 Победа Дома ниже середины Нет Испания
2 Фора +2 Гости выше середины Да США
3 Обе забьют Гости выше середины Нет Германия
4 Тогал 1 больше Дома выше середины Нет Англия
5 1 -й забьет больше 1 Дома ниже середины Да Германия
6 Обе забьют Гости выше середины Да Испания
7 Фора +2 Гости ниже середины Да Англия
Рисунок 3 - Вкладка «Выбор» На вкладке отображается база знаний и также находятся компоненты выбора, для поиска ставки по заданным критериям, нужно отметить необходимые критерии выбора в любом количестве, то есть можно выбрать все критерии, один или несколько. Далее нажать на кнопку «Выбор» и в окне вывода появятся записи соответствующие запросу. Кнопка «Сбросить» предназначена для сброса выбранных критериев и сброса записей предшествующего вывода (рисунок 4).
Щ§ Курсовая работа
0SE
Пили Таблица Травмы Страна
С Дома С выше середины Г Да С Испания С США
С Гости С ниже середины Г Нет С Германия Г" Англия
Встречи География Количество игр Интерес
Г Да С Европа Г >10 С Популярно
Г Нет С Мир Г <10 С Непопулярно
STAVKI RESULTAT POLE рог TRAVM STRANA -
1 Победа Дома ниже середины Нет Испания J
2 Фора +2 Гости выше середины Да США
3 Обе забьют Гости выше середины Нет Германия
4 Тогал 1 больше Дома выше середины Нет Англия
5 1 -й забьет больше 1 Дома ниже середины Да Германия
Б Обе забьют Гости выше середины Да Испания
7 Фора +2 Гости ниже середины Да Англия т
* □
Рисунок 4 - ИС букмекерской конторы, вкладка «Выбор» На рисунке 5 представлен результат работы ИС букмекерской конторы при выборе нескольких критериев: поле, таблица, травмы, страна, встречи, география, количество игр, интерес._
Курсовая работа
Пиле Таблица Травмы Страна
f* Дома С выше середины Г Да С Испания Г США
С Гости С ниже середины Г Нет С Германия С Англия
Вci речи География Количество игр Ишерее
Р Да (• Европа Г > 10 С Популярно
Г Нет С Мир Г < 10 С Непопулярно
STAVKllRESULTAT |P0LE |P0Z ~
|travm|strana Ivstrechi |geografia|igr llNTERES
1¡Победа Дома
4 Тога л 1 больше Дома
ниже середины Нет Испания Да выше середины Нет ¡Англия |Да
Европа Европа
>1G Популярно >10 Популярно
Рисунок 5 - Результат работы ИС букмекерской конторы Созданная ИС удовлетворяет всем поставленным задачам: содержит в себе разработанную базу знаний на основе построенной семантической сети и позволяет производить выбор ставки. Воспользовавшись этим приложением пользователи могут с наименьшей затратой сил и времени выбрать ставки с имающимися данными.
Использованные источники:
1. Архангельский А. Я. «Программирование в C++ Builder 6», ООО «Бином -Пресс»: М., 2013 г, 1184 с.
2. Золотов С. И. «Интеллектуальные информационные системы», Научная книга: Воронеж, 2008г., 140 с.
3. Карпова Т. С. «Базы данных: модели, разработка, реализация», Питер: СПб, 2011 г., 304 с.