Научная статья на тему 'Интеллектуальная природа: особенности и прогнозы'

Интеллектуальная природа: особенности и прогнозы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
516
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
закон природы / интеллектуальная природа / наука / открытие / перспектива / прогноз / прогресс / развитие / феномен / человечество. / law of nature / intellectual nature / science / discovery / prospect / forecast / progress / development / evolution / phenomenon / mankind.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальная природа: особенности и прогнозы»

Леонтьев Б.Б.

д.э.н., профессор, академик РАЕН, генеральный директор Федерального института сертификации и оценки интеллектуальной собственности и бизнеса (ЗАО «СОИС»), зам. председателя Комитета по интеллектуальной собственности ТПП РФ, эксперт WIPO, эксперт НЦПИ при Минюсте РФ, эксперт Фонда «Сколково» info@sois.ru

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ПРИРОДА: ОСОБЕННОСТИ И ПРОГНОЗЫ

Ключевые слова: закон природы, интеллектуальная природа, наука, открытие, перспектива, прогноз, прогресс, развитие, феномен, человечество.

Keywords: law of nature, intellectual nature, science, discovery, prospect, forecast, progress, development, evolution, phenomenon, mankind.

В институте СОИС в последнее десятилетие было проведено немало комплексных исследований и получено значительное количество новых и весьма важных для науки результатов, некоторые из которых можно отнести к категории полноценных научных открытий. Одним из них, по нашему мнению, является открытие «интеллектуальной природы» как нового научного интегрального природного феномена. Ниже автор даёт краткое описание и приводит доводы в пользу этого открытия не как нового научного термина, а как одного из наиболее масштабных и сложных для науки природных феноменов, открывающих новую эру в развитии науки, экономики, политики и всей цивилизации.

1. Истоки интеллектуальной природы

Человек как особый биологический вид, по последним данным, существует в земной биосфере более 4 млн. лет, а по отдельным источникам1 около 4,6 млн. лет. Его история начинается с применения камня, палки и огня в качестве технических инструментов адаптации наших предков к среде и существенно расширяющих его функциональные возможности. Возникновение и развитие языка имеет более глубокую историю, учитывая, что примитивный язык есть у всех без исключения высших животных2. Средствами техники, к которым относятся копья, луки, стрелы, ножи, топоры, веревки, иглы, мечи, молотки и другие орудия труда, человек начал постепенно обрастать, развивая семейные и родовые отношения, язык и собственную систему знаний. В первобытном обществе повышенное внимание лидеров племен к изготовлению технических средств труда, кооперации изготовителей и общей организации жизнедеятельности общины способствовали постепенному и разностороннему накоплению знаний и переходу в новое качество способностей, возможностей и отношений. Это новое качество породило новый феномен, который мы сегодня называем интеллектом. Особенностью того времени было то, что прогресс развивался крайне медленно за счет мелкой рационализации, а потери умельцев-изготовителей изделий на охоте, в междоусобных конфликтах, от болезней и прочих напастей были, порой, неожиданными и невосполнимыми. Поэтому прогресс в первобытном обществе был крайне неравномерным, с большими остановками и отступлениями в прошлое. На определенных исторических этапах прогресс сменялся регрессом, и всё начиналось сначала. Об этом, в частности, писали А. Бергсон и Б. Поршнев3.

Выделяя интеллектуальную природу как третью после неживой и живой, мы не должны переоценивать её возможности, как это нередко мы отмечали в некоторых религиозных доктринах, ставящих человека как сына божия выше по духу и мощи всего живого и даже неживого. Люди - это производная от биосреды, не слишком агрессивная по отношению к своим конкурентам. Здесь конкурентные преимущества всё более определяются интеллектуальной конкуренцией, которая должна быть в центре внимания любых умных государств, регионов, предприятий. Интеллектуальная конкуренция уже давно происходит в современном обществе во всех сферах отношений людей - в экономике, политике, социальной сфере, в области культуры, науки и техники. Любое сотрудничество подразумевает конкуренцию, нормативной основой которой является интеллектуальная собственность как система нормативных требований, знаний, механизмов взаимодействия.

Как и у человека, у интеллектуальной природы есть три вектора саморазвития. Это вектор безопасности и самосохранения, вектор комфортного процветания и вектор самовыражения. Если человек будет вести себя эгоистично и безответственно, то он начнет «рубить сук, на котором сидит», то есть, уничтожать биосреду, что, в свою очередь, приведет к самоликвидации биоприроды и, соответственно, интеллектуальной природы.

1 Вонг К. Первый из нашего племени // Мир науки. - М., 2012. - № 6. - С. 5-15.

2 Бурлак С. Происхождение языка: факты, исследования, гипотезы. - М.: Астрель, 2012. - С. 140-205.

3 Бергсон А. Творческая эволюция / Пер. с франц. В. Флеровой; Вступ. ст. И. Блауберг. - М.: ТЕРРА-Книжный клуб; КАНОН-пресс-Ц, 2001. - С. 72, 149, 210; Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории / Под ред. Б .А. Диденко. - М.: ФЭРИ-В, 2006. - С. 450-469.

Такое непреднамеренное уничтожение биосреды сегодня повсеместно происходит путем неконтролируемого расширения производственной деятельности и роста мирового производственного потенциала. Этот незримый для людей процесс, с одной стороны, где-то локально ускоряет развитие интеллектуальной природы, а, с другой - медленно убивает биосреду. Процесс исторического взаимодействия трех видов природы представлен на рис. 1, где показана деформация биологической природы.

млрд. мпр р. млрд. млрд.

пет па* лит лет

Рисунок 1.

Модель появления и развития трех природ на Земле

Если биоорганизмы не ведают, что творят, и практически полностью зависят от среды, где они родились, развиваются и функционируют, то у интеллектуальных организмов всё обстоит иначе. Начиная с определенного возраста, благополучие человека зависит от того, насколько он сам в себе разобрался, себя осознал и адаптировался одновременно к среде и к своей собственной природе, заложенной в генах. Среда может понижать и повышать возраст начала активной самоорганизации и самосовершенствования как для индивида, так и для всей интеллектуальной природы. Она может стимулировать само интеллектуальное начало в процессе активного саморазвития природы.

Многие представители интеллектуальной природы, то есть люди, не достигают состояния полноценной всесторонней самоорганизации, прежде всего, в сфере интеллектуальной деятельности. У них самоорганизация происходит в рамках их работы, где они выполняют конкретные технические функции в составе тех организаций и тех руководителей, которые их вовлекли в свой оборот. Именно таким широким и общесистемным взглядом на себя и среду отличаются многие предприниматели и авторы произведений от всех остальных граждан. Именно по пути широкомасштабного воспроизводства предпринимателей и творческих деятелей идут страны Евросоюза, США, Япония, Южная Корея и Сингапур. Именно в этих странах требования к экологии постоянно ужесточаются по мере развития промышленности. Однако флора и фауна на нашей планете катастрофически уменьшаются по популяции и общей численности. Такое положение недостаточной контролируемости интеллектуальной природы в целом, в свою очередь, приведет к росту заболеваний. Качество жизни людей и всей интеллектуальной природы зависит от качества нашего общего и индивидуального интеллекта.

Интеллект представляет собой способность быстрее и качественнее адаптироваться к среде за счет знаний, действий, навыков и опыта. Основная способность интеллекта проявляется в качестве системного мышления тактического и стратегического. Это способность компетентно реагировать на изменения и требования окружающей среды.

Интеллект (от ^еИейш - лат. перевод др.-греч. понятия - ум, понимание), общая познавательная способность, которая проявляется в том, как человек воспринимает, понимает, объясняет и прогнозирует происходящее, какие решения он принимает и насколько эффективно он действует (прежде всего в новых, сложных или необычных ситуациях)1. Однако основой интеллекта являются системно накопленные и системно используемые знания.

Под знаниями мы понимаем убеждения, демонстрирующие способность понимать проблемы и их разрешать. Поэтому полноценные знания всегда сопровождаются навыками и умениями воплощать свои, чужие или общественные идеи.

Знание - это результат процесса познания, обычно выраженный в языке или иной знаковой форме. Согласно наиболее распространенной трактовке в современной эпистемологии, Знание - это соответствующее реальному положению дел (то есть, истинное), обоснованное фактами и рациональными аргументами убеждение человека. Различают: Знание, существующее в сознании отдельных людей, и объективированное Знание, зафиксированное в различных текстах; Знание - знакомство, Знание - умение («знание как») и Знание - информацию («знание что»), которое характеризует некоторое состояние дел и может быть выражено в суждениях. В эпистемологии главное внимание уделяется последнему виду Знания, ибо только его можно недвусмысленно оценивать как обоснованное или необоснованное достоверное или недостоверное, истинное и ложное. Выделяют также Знание обыденное и научное. Обыденное Знание, опирающееся на здравый смысл и повседневный опыт человека, служит для его ориентации в окружающем мире. Научное же Знание отличается систематичностью и опирается на целенаправленные познавательные процедуры. К отличительным его особенностям относят непротиворечивость, эмпиричность, проверяемость, логичность и эмпирическую обоснованность. Оно выражает закономерные связи изучаемой предметной области, относящейся, как правило, к идеализированным, абстрактным объектам. Некоторые исследователи (например, М. Полани) полагают,

1 Большая российская энциклопедия: В 30 т. / Председ. науч.-ред. совета Ю.С. Осипов. Отв. ред. С. Л. Кравец. Т. 11 - М.: Больш. росс. энцикл., 2008. - С. 429.

что в науке наряду с вербальным имеется ещё неявное Знание, представленное навыками, умениями и личным опытом учёного1.

Накопление и расширение знаний способствовало развитию разделения труда, которое изначально начинается с разделения функций внутри семьи. Знания без навыков и опыта - игра воображения. Этим отличаются фантазийные, развлекательные знания от реальных, истинных. Ценность индивида в общине всегда базировалась на умении создавать что-то полезное, а не на громких сенсационных заявлениях и даже не на способностях убеждать. Тем не менее, общинные знания развивались и на навыках как способностях что-то производить, и на плановых ожиданиях, предсказаниях, фантазиях, мечтах, которые мудрецы и учёные всегда пытались объединить в единую идеологию.

В нашем сознании общие, мировоззренческие и оценочные, в том числе философские и фантазийные идеи воспроизводятся преимущественно в правом полушарии головного мозга, а доказательные, обоснованные, истинные или реальные - в левом. Правое полушарие - пространственное, где у каждой ценности своё место, а левое - временное, логическое, процессуальное и операционное2. Всё творчество человека исторически давно уже разделилось на художественное и научное, как известные мудрецам Чувство и Разум. Развитие нашего интеллекта исторически всегда шло по этим принципиально разным и, порой, взаимодополняющим друг друга двум направлениям. Интересно, что и вся цивилизация разделена в языковом отношении по тому же принципу на иероглифические языки - восточные, и фонетические, логические - западные.

Закон асимметрии, или двоичности является одним из наиболее общих законов природы, нами описанным в СТИ3. Следует отметить, что асимметрия проявляется в микромире физики, биологии и в астрономии. Накопление технических средств и способов их изготовления породило новые слова, расширяло тезаурус, обогащая язык. В свою очередь, язык стал средством общения, средством накопления знаний, средством развития способностей, навыков и креативности в восприятии мира и реагировании на ситуации, тенденции, явления. Именно накопление технических средств последовательно фиксировало и развивало достигнутый качественно новый уровень техники и соответствующих им организационных отношений. Именно техника и технологии закрепляли эти качественно новые уровни развития общества. Истинность и достоверность технических знаний служили точками реального роста общего количества и качества комплексных знаний. Технические знания были своеобразным «скелетом» и «позвоночником» ценных изделий, технологий производства, форм организации и всех остальных знаний развивающегося человеческого общества. При воспроизведении любых материальных ценностей сначала воспроизводились в сознании, на чертежах, в общении конкурентные технические знания. Они определяли формы отношений, развивали язык, социальные ценности, порождали новые фантазии, укрепляли мечты и новые идеалы относительно лучшей жизни (рис. 2).

Таким образом, появление человека и развитие человеческого рода ознаменовало собой возникновение и развитие интеллектуальной природы как новой и более сложной, надстроечной над биологической. Основными стимулами, интересами и вектором развития на начальном этапе становления интеллектуальной природы были и остаются безопасность и благополучие индивида, семьи, племени, рода. Вторичными интересами стали обучение детей, обустройство жилища и семейные игры.

Рисунок 2.

Базовая модель исторически развивающегося интеллекта

Выделение человека из биологической природы произошло за счёт естественного отбора, в котором человек среди всех прочих животных оказался самым универсальным, энергоэкономичным, умелым и быстро адаптируемым. Явными преимуществами человека среди других животных стали прямохождение, пятипалость, всеядность, гортань и, наконец, агрегарность как способность взаимоподдержки друг друга, почти отсутствующая у остальных организмов животного мира. Этому длительному улучшению универсализма всегда способствовали инстинкты безопасности, комфортности и самовыражения, где в центре находились интересы и стимулы семенной жизни, породившие традиции, базовые правила общежития и в целом культуру. Эти культурные традиции естественным образом вытекали из биологической природы. Но в интеллектуальной природе культурные и технические достижения стали закрепляться нормативно и законодательно.

1 Большая российская энциклопедия: В 30 т. / Председ. науч.-ред. совета Ю.С. Осипов. Отв. ред. С. Л. Кравец. Т. 11 - М.: Больш. росс. энцикл., 2008. - Т. 10. - С. 520.

2 Руководство по функциональной межполушарной асимметрии. - М.: Научный мир, 2009. - С. 165-185.

3

Леонтьев Б.Б. Современная теория идей: Методологические основы инновационной экономики: Ч. I. - М.:ИНИЦ «ПАТЕНТ», 2010. - С. 295-309.

Феноменами и одновременно интегральными междисциплинарными индикаторами вновь развивающейся интеллектуальной природы стали:

- техника и технологии производства предметов и средств труда, которые зародились примерно 4,6 млн. лет назад;

- язык и культура, которые формировались как следствие развития первого феномена, медленно расширяющегося во времени;

- правила, нормы, нормативные акты, законы, конвенции и другие нормативные регуляторы, фиксирующие культурные достижения общества;

- религия и затем философия как предзнание смысла и этики своего существования стали зарождаться примерно 200 тысяч лет назад1;

- наука и образование, которые зарождались в примитивной форме 5-6 тыс. лет назад и затем в эпоху Возрождения как следствие интенсивного развития изобретательской деятельности;

- идеология как интегральное знание как следствие развития теории идей Пифагора, Сократа, Платона, Фичи-но, Декарта, Локка, Юма, Лейбница, Канта, де Траси, Гегеля;

институт интеллектуальной собственности как формализованный саморазвивающийся социально-экономический механизм, обеспечивающий оптимальный порядок в современной интеллектуальной природу.

До недавнего времени были выявлены инстинкты высших животных организмов - такие как дыхательный, сосательный, самосохранения как совокупность инстинктов оборонительного и питательного. Обычно половой инстинкт выделяют и отличают от инстинкта самосохранения, хотя они связаны друг с другом. Все эти давно известные инстинкты действуют в организмах интеллектуальной природы. Однако, по нашему мнению, имеются также дополнительные инстинкты общей безопасности, комфортности и самовыражения. Отнесем их к более сложным механизмам самоорганизации (МСО) (см. рис. 3). Эти механизмы мы можем наблюдать лишь последние 2-3 тысячелетия, когда материальное благополучие, повышающее уровень безопасности, позволили человеку более интересно, избирательно и интенсивно развивать свой интеллект различными играми и увлечениями, которые тоже можно отнести к категории саморазвлечения. К наиболее интеллектуалоёмким играм-увлечениям относятся такие формы самовыражения, как поэзия, живопись, скульптура, философия и наука. Желание оставить потомкам своё интеллектуальное наследие можно отнести к инстинкту самосохранения рода и вида.

ОС механизмов активной самоорганизации

1 1 1 1 - 1

сосательный -ь- ыиосохранеиии поломи □ощей (киепаенос™ ионфорто&ти нишртйкя

| * 1 1

ОС механизмов пассивной самоорган ила ни и

Рисунок 3.

Базовые инстинкты и соответствующие им механизмы самоорганизации человека

Однако неизменным источником всех векторов развития интеллектуальной природы являются механизмы её саморегулирования, исходящие из закона монизма, саморазвития идеи блага как безначального начала, и закона дво-ичности, то есть, двух базовых асимметрий человека - физиологическо-интеллектуальной и полово-гендерной. С одной стороны, мы наблюдаем за весьма медленным, саморазвивающимся и в общем целенаправленным процессом преобразования сугубо физиологических потребностей, интересов и функциональных механизмов человека в нейрофизиологические и интеллектуальные. Почти все продукты питания, медикаменты, спортивные мероприятия всё более становятся наукоёмкими. С другой стороны, мы также наблюдаем медленное нарастание доминанты сугубо половой асимметрии в гендерную, то есть, от понимания пола как чисто физиологического фактора к пониманию пола как социального фактора. Гендер - это социальный пол во всём многообразии его понимания, а далее - и политический фактор, когда демагоги и лжеученые того же Запада пытаются внедрить идею демократии и рекламы физиологически ущербных граждан, необходимых бездарным политиканам. В целом же интеллектуальная природа как саморазвивающийся естественный феномен в своём естественно-природном контексте становится значительно более понятной и прогнозируемой по всем своим долгосрочным ожиданиям, чего нельзя сказать при исследовании общества, или человечества, или социума во всём его многообразии. Введение понятия «интеллектуальная природа» и исследование феномена интеллектуальной природы, по нашему мнению, предполагает значительные изменения в науке, экономике и социальной сфере. Далее мы продолжим развивать наши прогнозные представления об этом.

2. Следствия этого открытия

Открытие интеллектуальной природы после его системного осмысления учеными, политиками и интеллектуалами в обществе вносит множество постепенных изменений. Для начала ряд весьма существенных корректив будет сделан в отдельных важных сферах общественных отношений, включая науку, технику, экономику, философию, ре-

1 Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории / Под ред. Б.А. Диденко. - М.: ФЭРИ-В, 2006. - С. 112.

510

лигию и, соответственно, литературу и искусство. Поэтому все следствия можно разделить на тактические и стратегические. Пока резонно говорить лишь о тактических, т.е. первичных следствиях применения нового знания в мире.

Так в науке в недалеком будущем сформируется доминанта её общего целевого векторного развития, где нейрофизиология и идеология приобретают совершенно ясный контекст общей интеллектуализации. Нейрофизиология должна развиваться системно и комплексно, а не фрагментарно и локально, как это происходит сегодня. Научная идеология должна будет, наконец-то, сменить философию. В результате произойдет переход в общественном сознании от донаучного знания к подлинно научному более обоснованному, качественному, комплексному, системному и ответственному направлению во всех сферах науки и интеллектуальной деятельности. Общественная наука станет более ориентированной исключительно на практику, на результат. Основной задачей научной идеологии является систематизация и интеграция всех наук с целью более цельного и гармоничного развития интеллектуальной природы.

Техника становится всё более адаптивной, более близкой и многофункциональной служанкой человека, обеспечивающей его всевозможные расширяющиеся потребности - физиологические, энергетические, интеллектуальные. Она со временем становится более компактной, многоматериальной, менее материалоемкой, более надежной и эффективной. Наиболее интенсивное развитие получают средства и технологии интеллектуализации человека.

Уже сегодня мы наблюдаем появление «умной» техники. Например, уже известные «умные» дома, «умные» системы отопления, «умная» бытовая техника. Новосибирская научно-производственная фирма «ГРАНЧ» разработала и уже тиражирует по всему миру комплекс «Умная шахта», где реализованы системы оповещения, определения местонахождения персонала, поиска людей, застигнутых аварией. Этот комплекс обеспечивает также многофункциональное измерение, контроль и управление состоянием атмосферы внутри шахты. Умная техника сегодня активно разрабатывается в России и за рубежом. И тенденция эта будет прогрессировать.

В социальных науках понятие «Интеллектуальная природа» является системообразующим для всей системы социальных знаний, всех научных дисциплин, составляющих единую систему социальных наук. Все методы, факторы, технологии, организационные системы, вся сфера управления и оценки результатов человеческой деятельности и самовыражения является лишь контекстом понятия «интеллектуальная природа». Как мы уже отмечали, процессы обновления в ней происходят на порядки быстрее, чем в астрофизической и биологической. Однако внутри самой природы обновление её элементов происходит не одинаково в связи с тем, что уровень интеллектуальности субъектов интеллектуальной природы не одинаков. Лидерами в интеллектуальной природе являются те субъекты, которые быстрее и качественнее обновляются. Процесс обновления в этой природе начинается с обновления знаний относительно частных и общих систем знаний. Скорость обновления знаний и качество результатов являются определяющими критериями лидерства субъектов интеллектуальной природы.

Экономика как «наука, изучающая секторы и отрасли народного хозяйства страны или отдельных регионов»1 превращается в системное, прозрачное и предсказуемо развиваемое научное знание. Это происходит за счет того, что она становится трехфазной, т.е. основанной не на одном лишь, как сегодня, финансовом капитале, а на трех - интеллектуальном, финансовом и материальном. Системообразующим в экономике будет интеллектуальный капитал, определяющий меру привлечения двух других. Бухгалтерия как базовый учетный механизм финансового контроля сегодня постепенно переходит на этот комплексный и всесторонний учет. Она всё более широко и качественно учитывает нематериальные активы. Однако для современных финансистов этот интеллектуальный фактор до сих пор остается непонятным и недоиспользованным. Сегодня мы уже знаем, что функция интеллектуального капитала - системообразующая и без него все, от мала до велика, субъекты экономики как автономные системы научных знаний выглядят эклектично и описываются учеными, менеджерами и консультантами лишь фрагментарно как совокупность нескольких методов. Сегодня в институте СОИС интеллектуальный капитал человека и предприятия обоснованно рассматривается как человеческий капитал с его неотчуждаемыми знаниями и опытом и как отчуждаемая от персонала интеллектуальная собственность. Так микроэкономика сосредоточится преимущественно на жизненных циклах наукоемких интеллектуальных технологий и продуктов человека. А макроэкономика будет отслеживать потенциалы и процессы перетока в экономическом пространстве интеллектуального капитала.

Юриспруденция как «общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм»2 получает свою научную основу, о которой говорили Платон, Аристотель, Декарт, Локк, Лейбниц, Кант, Гегель, предполагавшие, что законы естественной природы должны пониматься и трактоваться как законы общества. Естественное право, о котором говорят юристы всего мира, должно, в конце концов, состояться как научное знание, системно изложенное и определяющее начало всей юриспруденции и фундамент всего правоведения.

Отношения с религией в будущем будут складываться как с эффективной психологической помощью людям, интеллектуально потерянным, находящимся в состоянии полного заблуждения, отчаяния и растерянности. Религия должна помогать приобрести надежду и веру людям, по самым разным причинам опоздавшим со своим системным интеллектуальным развитием.

С осмыслением феномена интеллектуальной природы начинается новая эра научно-технического и социального развития человечества как существенно более ответственной перед потомками и биоприродой.

1 Большая российская энциклопедия. Энцикл. Словарь / Председ. науч.-ред. совета Ю.С. Осипов. Отв. ред. С.Л. Кравец. -М.: БРЭ, 2011. - С. 1447.

2 Больш. рос. энцикл. слов. / Под ред. Ю.С. Осипова. - М.: БРЭ, 2011. - С. 1476-1477.

Психология как «наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных»1 уже сегодня становится всё более ориентированной на интеллектуальные процессы, свойства и способности человека. Здесь в центре внимания становятся механизмы оценки проблемных ситуаций, в которые традиционно попадают люди. В центр внимания учёных всё чаще попадают интеллектуальные проблемы и механизмы эффективного принятия решений, технологии творческих процессов и роста интеллектуальной продуктивности. Оценка интеллектуальной продуктивности всех без исключения ключевых субъектов общества и механизмов стимулирования будет постоянно расширяться.

Социология как «наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах и социальных группах и общностях, отношениях личности и общества, закономерностях массового поведения лю-дей»2 с осознанием феномена интеллектуальной природы получает достаточно устойчивый и явно выраженный вектор. Общество социологами будет рассматриваться как совокупность субъектов интеллектуальной природы, ориентированная на стабильное разрешение проблем безопасности, комфорта и самовыражения в условиях постоянного роста общественных знаний и процессов развития, усложняющих и обновляющих его изнутри. На эти цели будут сориентированы основные статистические исследования. Одной из главных проблем статистического исследования будут критерии безопасности и деформации биоприроды как основы полноценной жизнедеятельности человечества.

В исторической науке с открытием феномена интеллектуальной природы должны произойти, пожалуй, самые разительные перемены. Научная история из служанки вождей, монархов и политиков впервые начинает превращаться в реально научную дисциплину, где будет исследоваться и изучаться интеллектуальная история общества. Здесь будет поставлена совершенно ясная задача исследования роста или потери интеллектуального потенциала субъектов территорий за отдельные периоды некоего правления, царствования или междувластия. И как за счет потери или роста интеллектуальности росло или убывало качество жизни, средняя продолжительность жизни населения и его лучших представителей. Разумеется, что провести эти исторические измерения в большинстве случаев невозможно по официальным источникам, поскольку эти данные в прошлом не фиксировались, и этих своевременных измерений до сих пор никто не проводил. Но по ряду косвенных признаков, связанных с развитием торговли, производства, языка, науки и культуры, вытекающих из определенных археологических исследований, определенные, хотя бы обобщенные оценки и некоторые аналитические выводы делать будет всё же возможно. Одним из основных аспектов исторических исследований будет языковая среда как фундаментальная основа возникновения и исторического развития интеллектуальности. Вместе с этнографами и лингвистами историки будут исследовать эти артефакты. Такие исследования необходимы для того, чтобы точнее понимать прошлое и, соответственно, лучше и точнее прогнозировать будущее отдельных государств и народов в контексте всего человечества. Современные исторические исследования пока такой возможности не дают. Однако каждый историк должен четко понимать, что исследование истории, т.е. прошлого необходимо для правильного прогнозирования будущего, а не для того, чтобы занимать население пикантными историческими подробностями, как это делают литераторы или недобросовестные историки. Отыскание и констатация исторических артефактов - это лишь одна, хотя и важнейшая, процедура исторического исследования. Историки должны в итоге выявлять исторические закономерности развития интеллектуальной природы, начиная с самого начала отделения человека от остальных животных. Нынешняя же история крайне мало дает знаний для прогнозирования будущего. В целом же история - это наука о периодах развития интеллектуальной природы с учетом разного интеллектуального исторически изменяющегося пространства и менталитета людей.

Когда-то А.Бергсон отметил, что люди не способны видеть непрерывные процессы, они видят лишь дискретные объекты, явления и процессы, имеющие начало и окончание. Однако следует отметить, что именно непрерывные процессы несут с собой самые существенные изменения, они более важны, чем отдельные события. Историческая наука должна быть ориентирована, прежде всего, на изучение и отслеживание глобальных процессов и тенденций в прошлом для лучшего понимания будущего.

Здесь были изложены лишь тактические следствия осмысления феномена интеллектуальной природы, очевидные для автора. Стратегические следствия этого открытия будут состоять в том, что человечество в своем развитии ещё более будет ускоряться и превращаться в единый интеллектуальный организм, основными функциями которого будут забота о безопасности, комфорте и свободе самовыражения. Впрочем, это будет уже отдельная тема следующей авторской публикации.

1 Большая российская энциклопедия. Энцикл. словарь / Председ. науч.-ред. совета Ю.С. Осипов. Отв. ред. С.Л. Кравец. -М.: БРЭ, 2011. - С. 1022.

2 БРЭ. ЭС. - М.: БЭ, 2011. - С. 1179.

Литвинов В.А.

д.э.н., профессор МГПУ

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ И ПРИОРИТЕТЫ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: инновационное развитие, индекс инновационности, модернизация российского образования.

Согласно прогнозу долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года особенность перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития состоит в том, что России предстоит одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития.

В открытой экономике невозможно достичь уровня развитых стран по показателям благосостояния и эффективности, не обеспечивая опережающее развитие тех секторов российской экономики, которые определяют ее специализацию в мировой системе хозяйствования и позволяют в максимальной степени реализовать национальные конкурентные преимущества.

Сегодня среди глобальных индексов развития особое место принадлежит индексам, непосредственно оценивающим уровень инновационности развития. Среди таких индексов в настоящее время следует выделить:

1) «Глобальный инновационный индекс» (The Global Innovation Index - BCG&NAM), разработанный Бостонской консалтинговой группой (БКГ), Национальной ассоциацией производителей и Институтом Производства;

2) «Глобальный индекс инновационности» (The Global Innovation Index - INSEAD), рассчитываемый Институтом делового администрирования INSEAD во Франции.

«Глобальный инновационный индекс - BCG&NAM» оценивает, с одной стороны, конкретные результаты инновационной деятельности, с другой стороны, государственную политику по поддержке инновационной деятельности в странах.

Согласно исследованиям экспертов Бостонской консалтинговой группой (БКГ), к таким факторам относятся: налоговое стимулирование исследовательской деятельности, отмена ограничений на движение иностранного капитала и рабочей силы, активное привлечение в страну квалифицированных специалистов и инвестиции в подготовку научных кадров внутри страны, государственное финансирование развития инфраструктуры, а также развитие промышленных кластеров.

Чтобы ранжировать страны, в исследовании изучались как инновационные затраты, так и инновационная отдача. При оценке инновационных затрат рассматривалась фискальная политика правительства, политика в области образования и инновационной инфраструктуры. Для оценки отдачи учитывались патенты, передача технологий и другие результаты НИОКР, эффективность предпринимательской деятельности, например, производительность труда, общая прибыль акционеров, влияние инноваций на миграцию бизнеса и экономический рост.

Таблица 1

Глобальный инновационный индекс ряда крупнейших стран (по уровню ВВП)1

Страна Суммарный балл Инновационные затраты Инновационная эффективность

*—V Респ. Корея 2,26 1,75 2,55

США 1,80 1,28 2,16

Япония 1,79 1,16 2,25

Великобритания 1,42 1,33 1,37

™ Германия 1,12 1,05 1,09

Франция 1,12 1,17 0,96

КНР 0,73 0,07 1,32

Россия -0,09 -0,02 -0,16

«Глобальный индекс инновационности - ШБЕАО» — это рейтинг стран мира по показателю уровня развития инноваций. Рассчитан по методике международной бизнес-школы ШБЕАО, Франция.

В 2012 году исследование охватывало 141 страну, которые в совокупности производят 99,4% мирового ВВП и, в которых проживает 94,9% населения планеты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Глобальный индекс инноваций составлен из 80 различных переменных, которые детально характеризуют инновационное развитие стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития. Авторы исследования

1 См.: http://ru.wikipedia.org/wiki

считают, что успешность экономики связана как с наличием инновационного потенциала, так и условий для его воплощения. Поэтому Индекс рассчитывается как взвешенная сумма оценок следующих показателей.

Таблица 2

Показатели «Глобального индекса инновационности» - Щ8ЕАБ

_Общий рейтинг_

Институты_

Политическая среда_

Государственное регулирование_

Условие для бизнеса, создаваемые публичными институтами_

Человеческий капитал_

Инвестиции в образование_

Качество образовательных институтов_

Инновационный потенциал_

Информационно-телекоммуникационные технологии_

1СТ инфраструктура_

Общая инфраструктура_

Пользовательская инфраструктура_

Совершенство рынков_

Условия для инвесторов и кредиторов_

Доступность частных кредитов_

Совершенство бизнеса_

Инновационная среда фирм_

Инновационная экосистема_

Открытость для конкуренции на внешних и внутренних рынках_

Научные результаты_

Создание знаний_

Применение знаний_

Экспорт и занятость_

Творческие результаты и благосостояние_

Творческие результаты_

Вклад в общественное благосостояние_

Таким образом, итоговый Индекс представляет собой соотношение затрат и эффекта, что позволяет объективно оценить эффективность усилий по развитию инноваций в той или иной стране.

В 2012 году список параметров, по которым оцениваются страны, расширился на две группы: творчество населения стран в Интернете (Online Creativity) и экологическая устойчивость (Environmental Sustainability).

Региональными лидерами в области инноваций в этом году стали следующие страны: Швейцария в Европе, Соединенные Штаты в Северной Америке, Сингапур в Юго-Восточной Азии и Океании, Израиль в Северной Африке и Западной Азии, Чили в Латинской Америке и Карибском бассейне, Индия в Центральной и Южной Азии, Маврикий в Африке к югу от Сахары.

Россия в 2012 году заняла 51 место в общем рейтинге в списке из 141 страны. С формальной точки зрения это на шесть позиций выше, чем в предыдущем году (56-е место из 125), однако из-за изменений в методике составления рейтинга реальный показатель мог быть заметно хуже.

Сильные стороны России связаны с качеством человеческого капитала (43 место), развитием бизнеса (43), развитием знаний (32). Мешают развитию инноваций несовершенные институты (93 место), показатели развития внутреннего рынка (87) и результаты творческой деятельности (84).

По уровню развития нанотехнологий и полученных в этой сфере результатов специалисты разбили страны на четыре категории, каждой из которых присвоено условное название:

• «Доминирующие» («Dominant»). Эти страны находятся в правом верхнем секторе схемы. В данных странах активность в сфере разработок и уровень технологического развития являются наивысшими.

• Страны «Башни из слоновой кости» («Ivory tower»). Эти страны находятся в левом верхнем секторе схемы. В данных странах наблюдается высокая активность в сфере разработок, но на экономику она влияет слабо.

• Страны «ниши» («Niche»). Эти страны находятся в правом нижнем секторе схемы. В данных странах уровень технологического развития относительно высок, однако активность в сфере разработок низка.

• «Младшая лига» («Minor league»). Эти страны находятся в левом нижнем секторе схемы. В данных странах и активность в сфере разработок, и уровень технологического развития достаточно низки.

Россия, по мнению аналитиков, совершает масштабный рывок, однако пока еще остается в «младшей лиге». Экономика России по-прежнему зависит от продажи нефтепродуктов и ее уровень внедрения инноваций сравнительно низок. В России много квалифицированных специалистов, однако до сих пор многие предпочитают искать работу за рубежом. В силу совокупности этих факторов показатель России по параметру уровня нанотехнологической активности составляет на сегодня менее 3 пунктов.

Формирование национальной инновационной системы, переход на новую технологическую базу (информационные, био- и нанотехнологии), улучшение качества человеческого потенциала и социальной среды, предусматривают совершенствование и российского образования.

Таблица 3

Рейтинг стран мира по «Глобальному индексу инновационности» INSEAD (The Global Innovation Index 2013)1

Страна Индекс

Швейцария 66.6

Швеция 61.4

Великобритания 61.2

Нидерланды 61.1

Соединенные Штаты Америки 60.3

Финляндия 59.5

Гонконг 59.4

Сингапур 59.4

Дания 58.3

Ирландия 57.9

Канада 57.6

Люксембург 56.6

Исландия 56.4

Израиль 56.0

Германия 55.8

Норвегия 55.6

Новая Зеландия 54.5

Южная Корея 53.3

Австралия 53.1

Франция 52.8

Россия 37.2

В Федеральном законе «Об образовании» прямо отмечается положение, согласно которому инновационная деятельность прежде всего ориентирована на совершенствование научно-педагогического и учебно-методического обеспечения системы образования2.

Понятие «инновация» - означает новшество, новизну, изменение. Новшество - нечто новое, специально спроектированное, исследованное, разработанное или «случайно открытое». Это может быть новая технология, новый прием.

Под педагогическими инновациями подразумевают нововведения в педагогической системе, улучшающие течение и результаты учебно-воспитательного процесса, т. е. «педагогическая инновация» - это изменение, направленное на улучшение и развитие системы образования и воспитания.

Инновация в педагогике, прежде всего, означает введение и применение нового в образовательно-воспитательной работе, а именно новых методов, способов, средств, новых концепций, новых учебных программ, к реализации учебной литературы, мер воспитания и др.

То есть применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Следовательно, инновация в образовании - это педагогическое средство, метод, методика, технология, программа и т.д.

Инновации в образовании считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или «случайно открытыми» в порядке педагогической инициативы.

Г.Марклунд (Goran Marklund) в одной из своих работ в Организации экономического содействия и развития -ОЭСР отмечал следующее различие между новшествами и изменениями: «Понятие новшества как оно употребляется в школах и преподавании часто синонимично (идентично) понятию изменения. Если это изменение охватывает широкий масштаб и всю школьную систему, о нем говорят как о реформе. Однако было бы неправильно считать любое изменение новшеством. Оно должно включать в себя улучшение согласно заранее поставленным целям. Новшество каждый раз ставит один или несколько качественных критериев».

В документах международной организации по делам образования ЮНЕСКО (Центр исследований в области образования и инноваций) инновация определяется как «попытка изменить систему образования, осуществляемая сознательно и намеренно, с целью совершенствования этой системы».

В положениях ЮНЕСКО отмечается, что новшество должно означать попытку изменить систему образования, осуществляемую сознательно и намеренно с целью улучшения нынешней системы. Новшество не обязательно является чем-то новым, но обязательно чем-то лучшим и может быть продемонстрировано само по себе.

Под новшеством также понимают целенаправленное прогрессивное изменение, т.е. определенный процесс, а нововведение - это продукт освоения и внедрения новшества.

1 См.: http://gtmarket.ru/news/2013/07/01/6051

2

См.: Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. - С. 45-46.

3 Кванина В.В. Инновации: определимся с понятиями // Администратор образования. 2007. - № 1. - С. 78-79.

Французский исследователь Э. Брансуик предлагал в сфере образования различать три вида инноваций (педагогических новшеств):

- во-первых, новшества, основанием которых служат образовательные идеи и действия полностью новые, ранее неизвестные (открытия), каковых, замечает автор, очень мало;

- во-вторых, новшества, основание которых составляют адаптированные, расширенные или переоформленные идеи и действия, приобретающие особую актуальность в данной среде и в данное время;

- в-третьих, новшества, возникающие в связи с повторной постановкой целей в изменённых условиях, при которых возобновляются ранее существовавшие действия по реализации уже применявшихся идей, поскольку новые условия делают возможным с их помощью достижение планируемых целей.

В 1979 г. группа ученых во главе с Дж. Боткиным в докладе «Римскому клубу» («Нет пределов обучению» -Дж. Боткин, Э. Эльманджра, М. Малица) назвали сложившуюся систему образования «поддерживающей», т.е. имеющей в своей основе фиксированные методы и правила, предназначенные для того, чтобы справляться с уже известными, повторяющимися ситуациями.

Альтернатива «поддерживающему» — «инновационное» обучение (в терминах «Римского клуба»), которое готовит обучаемых к ответственности за будущее и формирует у них веру в себя и в свои профессиональные способности влиять на это будущее.

Ученые охарактеризовали инновационное обучение как особый тип овладения знанием, альтернативный по отношению к традиционному, «нормативному» обучению. Нормативное обучение «направлено на усвоение правил деятельности в повторяющихся ситуациях», тогда как инновационное обучение «подразумевает развитие способностей к совместным действиям в новых, возможно беспрецедентных, ситуациях».

Для внедрения новых форм, методик, педагогических технологий недостаточно знать эти новшества, требуется понимание того, как эти новшества внедрять, осваивать и сопровождать. Возникла потребность в научной поддержке инновационной деятельности. В результате стала развиваться педагогическая инноватика.

В качестве содержания «инновации» могут выступать:

- научно-теоретическое знание определенной новизны;

- новые эффективные образовательные технологии;

- выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению.

В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две проблемы педагогики:

- проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта;

- проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику.

Можно определить следующую совокупность критериев педагогических новшеств: новизна; оптимальность; высокая результативность; возможности творческого применения инновации в массовом опыте.

Выделяют несколько уровней новизны: абсолютную, локально-абсолютную, условную, объективную, отличающуюся степенью известности и областью применения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По мнению отдельных ученых, нововведение - это целенаправленное изменение, которое вносит в определенную социальную единицу - организацию, поселение, общество, группу - новые, относительно стабильные элементы.

Предлагается делить нововведения по инновационному потенциалу на три типа:

• радикальные или базовые (принципиально новые технологии, методы управления);

• комбинаторные (использование различных сочетаний конструктивного соединения элементов);

• модифицирующие (улучшение, дополнение исходных конструкций, принципов, форм).

В целом в научной литературе русское слово «нововведение» определяется как целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

Нововведение по сравнению с новшеством - это процесс более высокого порядка. Нововведение - это продукт освоения и внедрения новшества.

Предлагается рассматривать следующие виды педагогических инноваций: технологические; методические; организационные; управленческие; экономические; социальные; юридические; воспитательные.

В отечественном образовании инновационные изменения идут по следующим направлениям:

- изменение целеполагания, приведение его в соответствие гуманистическим ориентирам и требованиям времени, таким, например, как информатизация общества;

- формирование нового содержания образования, такого, которое было бы приближено к стремительно изменяющейся жизни и сохраняло бы фундаментальные основы;

- введение 12-летней структуры общеобразовательной школы как наиболее оптимальной; создание профильного обучения в старшей школе;

- разработка и реализация новых образовательных стандартов;

- разработка компетентностного подхода;

- внедрение личностно ориентированных, здоровьесберегающих технологий обучения;

- применение методов, приемов, средств индивидуализации обучения;

- создание условий для самоопределения личности в процессе обучения;

- создание и развитие творческих инновационных коллективов школ;

- изменения в деятельности преподавателей и учеников, связанные с введением единого государственного экзамена, ученического портфолио (портфеля достижений). Портфолио (итал. portfolio — «портфель, папка для документов») - как подборка сертифицированных достижений, наиболее значимых работ и отзывов на них.

Примеры осмысленно привнесенных новых элементов, которые могут рассматриваться в качестве образовательных инноваций:

- возникновение новых педагогических профессий, таких как тьютор или фасилитатор;

- инновации в методике преподавания конкретных учебных дисциплин;

- опыты по переносу зарубежных педагогик на «российскую почву».

Инновационная деятельность преподавателя сегодня направлена на преобразование участка его практики с целью создания новых педагогических систем, открытия неизвестных закономерностей, поиска новых идей, методов, средств педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.