Научная статья на тему 'Интеллектуальная поддержка принятия решений в процессе аудита федеральных информационных систем и проектов'

Интеллектуальная поддержка принятия решений в процессе аудита федеральных информационных систем и проектов Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
129
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ / ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / БЮДЖЕТ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Ерженин Роман Валерьевич

Рассматривается актуальная проблема оценки эффективности информационных систем (ИС) в секторе государственного управления. Приводится перечень основных подходов Счетной палаты РФ к аудиту федеральных информационных систем и проектов. На основании обзора описания информационно-аналитической системы удаленного проведения внешнего государственного аудита и стандарта по аудиту федеральных информационных систем и проектов предложен онтологический подход к решению задачи по поддержке принятия решений. Онтологический подход позволяет систематизировать предметную область аудита ИС, выделить подмножество понятий и отношений между ними и использовать эти знания для решения задач оценки эффективности на всех уровнях государственного управления. Онтология поддержки принятия решений по оценке информационных систем построена в программной системе Protégé, и включает в себя метаонтологию и онтологию предметной области, содержащую понятия области аудита информационных систем и проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Ерженин Роман Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The actual task of assessing the effectiveness of information systems in the public administration is considered. A list of the main approaches of the Accounts Chamber of the Russian Federation to the audit of federal information systems and projects is given. Based on the review of the description of the information-analytical system for remote implementation of external state audit and the standard for the audit of federal information systems and projects, an ontological approach to solving the decision support task is proposed. The ontological approach allows us to systematize the subject area of the IP audit, identify a subset of concepts and relations between them and use this knowledge to solve problems of effectiveness evaluation at all levels of government. The ontology of decision support for the evaluation of information systems is built in the Protégé program system, and includes metaontology and ontology of the subject area, containing the concepts of the field of audit of information systems and projects.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальная поддержка принятия решений в процессе аудита федеральных информационных систем и проектов»

УДК 004.822:336.148

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ АУДИТА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ПРОЕКТОВ

Ерженин Роман Валерьевич

К.э.н., генеральный директор ООО «НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ГОСУЧЕТ» 143441, Московская область, Красногорский район, 69 км МКАД, п/о Путилково, офисно-общественный комплекс ЗАО «Гринвуд», стр. 19, e-mail: [email protected]

Аннотация. Рассматривается актуальная проблема оценки эффективности информационных систем (ИС) в секторе государственного управления. Приводится перечень основных подходов Счетной палаты РФ к аудиту федеральных информационных систем и проектов. На основании обзора описания информационно-аналитической системы удаленного проведения внешнего государственного аудита и стандарта по аудиту федеральных информационных систем и проектов предложен онтологический подход к решению задачи по поддержке принятия решений. Онтологический подход позволяет систематизировать предметную область аудита ИС, выделить подмножество понятий и отношений между ними и использовать эти знания для решения задач оценки эффективности на всех уровнях государственного управления. Онтология поддержки принятия решений по оценке информационных систем построена в программной системе Protégé, и включает в себя метаонтологию и онтологию предметной области, содержащую понятия области аудита информационных систем и проектов.

Ключевые слова: аудит информационных систем, онтологическая модель, оценка эффективности, бюджет.

Введение. Важнейшим объектом внимания государственного и общественного контроля во всех странах без исключения является эффективность реализации различных общественно значимых проектов, разрабатываемых и реализуемых за счет средств налогоплательщиков. Получатели бюджетных средств обязаны эффективно их использовать в соответствии с их целевым назначением - это один из важнейших принципов бюджетной системы в Российской Федерации.

Аудит эффективности является одним из видов государственного финансового контроля над формированием и исполнением бюджета. Аудит эффективности отличается от финансового контроля тем, что главной целью здесь является не выявление нарушений финансового законодательства, а оценка эффективности деятельности. Органы власти и получатели средств проверяются в целях определения эффективности использования ими государственных (муниципальных) средств, полученных для выполнения возложенных на них функций и поставленных задач. Проверке подвергаются, как правило, конкретные сферы или аспекты их деятельности в соответствии с поставленными целями.

Так, к примеру, предметом аудита федеральных информационных систем и проектов могут являться как информационные системы и (или) информационные проекты, так и отдельная деятельность объектов аудита по реализации мероприятий по информатизации. При этом к задачам аудита могут относиться такие процедуры, как проверка целевого и эффективного использования средств; проверка, анализ и оценка законности, обоснованности и эффективности; выявление нарушений и недостатков; оценка коррупционных рисков; анализ выявленных нарушений, недостатков, установление причин их возникновения и подготовка предложений, направленных на их устранение.

Аудит ИС ставит задачу не только обследования и описания её состояния и компонентов, но и выявления рисков для бюджета и методов их минимизации. Аудитор в современных условиях, как правило, не в состоянии самостоятельно оценить разностороннюю информацию, в том числе размещенную в различных информационных системах учета, вследствие чего появляется необходимость прибегать к помощи внешних экспертов.

1. Удаленный внешний государственный аудит информационных систем. Важными направлениями развития информационно-технологического обеспечения деятельности Счетной палаты РФ является постоянное повышение эффективности применения информационных технологий при проведении государственного аудита (контроля), в том числе использование удаленного доступа к информационным системам государственных органов, развитие электронного документооборота с государственными органами и организациями, учет планирования и результатов государственного аудита (контроля), модернизация аппаратной платформы и технического обеспечения сотрудников.

В 2015 году Счетной палатой создана и введена в эксплуатацию информационно-аналитическая система удаленного проведения внешнего государственного аудита (ИАС УВГА), которая предоставляет возможность осуществлять поиск необходимой информации в федеральных государственных информационных системах (ФГИС) государственных органов, в том числе выявлять нарушения в сфере государственного финансового контроля, а также получать данные из ФГИС для формирования аналитической отчетности. Использование в ИАС УВГА «первичных» данных более чем 100 ФГИС является ключевым отличием от применяемых подходов органов финансового контроля за рубежом, контрольно-надзорных органов в Российской Федерации, использующих информационные технологии при осуществлении контрольной деятельности1.

Основные характеристики ИАС УВГА:

• система представляет из себя единую точку входа во все ФГИС;

система обеспечивает поиск необходимых данных по запросу пользователей ФГИС;

функции системы позволяют выявлять нарушения по заданным алгоритмам, использующим информацию из ФГИС;

аналитический блок выполняет просмотр и обработку информации, передаваемой из ФГИС.

Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2015 году. Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/activities/annual_report/ (дата обращения: 07/03/2017)

Проанализировав функциональные возможности ИАС УВГА, описанные в Конкурсной документации к открытому конкурсу № 003-ок/14 на право заключения государственного контракта на выполнение работ по проектированию системы и разработке опытного образца информационно-аналитической системы, можно прийти к выводу, что введенная в эксплуатацию в 2015 году ИАС состоит из двух комплексов программных средств (КПС), отвечающих за проведение аудита и за поддержку основной деятельности. Одной из подсистем КПС «Проведение внешнего государственного аудита» является «Подсистема выявления нарушений», которая, исходя из представленного ЗАО «Прогноз» Организационного-технического решения, содержит:

• алгоритмы автоматизированного выявления нарушений;

• регламенты запуска процессов выявления нарушений;

• алгоритмы обработки и анализа результатов автоматизированного выявления нарушений.

Таким образом «Подсистему выявления нарушений» можно отнести к классу «Интеллектуальных СППР» - автоматизированных систем, предназначенных для оказания помощи в принятии решений на основе технологий интеллектуального анализа данных. Интеллектуальная СППР представляет собой комплекс программных инструментальных средств для анализа данных, моделирования, прогнозирования и принятия управленческих решений [7].

Поддержка решений о наличии и составе нарушений осуществляется следующим образом. Аудитор анализирует сведения об объекте аудита и с использованием интерфейса формирует запрос к интеллектуальной СППР. Поиск информации и выявление нарушений осуществляется с использованием базы знаний, содержащей базу правил и классификатор нарушений. В зависимости от заданных параметров и характеристик объекта аудита система осуществляет поиск информации и нарушений либо в полностью автоматическом режиме, либо осуществляет подбор необходимой аналитической информации для проведения дальнейшего анализа экспертом-аудитором. В результате работы интеллектуальной СППР возможно осуществить аудит как отдельных информационных систем на всех этапах их жизненного цикла, так и отдельных проектов или мероприятий. Аудиторы за счет использования экспертной оценки, предоставленной системой, могут принимать обоснованные решения о нарушениях. При этом лица, ответственные за разработку ИС, могут одновременно получать от СППР рекомендации по соблюдению требований, предъявляемые аудиторами к характеристикам системы и проектов. Обучение интеллектуальной СППР подразумевает формирование правил на основе знаний экспертов, знаний, полученных в результате анализа информации внешних информационных систем и ресурсов, прецедентов принятия решений в процессе экспертного аудита ФГИС и проектов. Таким образом, достигается необходимая степень объективности знаний интеллектуальной СППР.

Принятие правильных и своевременных решений при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий зависит от корректности построения и наполнения базы знаний СППР, содержащей как описание возможных нарушений, подготовленное на

2 Информация об открытом конкурсе №0173100008715000084. Режим доступа: https://zakupki.kontur.ru/0173100008715000084 (дата обращения: 07/03/2017)

3 Там же

основе анализа предметной области и знаний, накопленных экспертами, так и предметной выборки информации из внешних информационных систем. Поэтому задача формирования базы знаний является важнейшей задачей при разработке СППР, общая структура которой приведена на рис. 1.

Машина логического вывода

Машина принятия решений

Интерфейс

Выдача информации

ИСППР

Эксперт

Формирование запроса

Выдача:

и

• заключении;

• данных для анализа

Объект аудита Аудитор

Рис. 1. Схема интеллектуальной поддержки принятия решений в процессе аудита ФГИС

Традиционно СППР оказывают помощь в принятии решений на основе использования данных, документов, знаний и моделей для идентификации и решения проблем [2, 6]. К документам, которые используются при наполнении базы знаний ИСППР по аудиту ФГИС можно отнести внутренние нормативно-методические документы Счетной палаты, а также различные стандарты. Основным документом, регулирующим процедуры аудита ИС, является Стандарт внешнего государственного аудита (контроля) СГА 305 «Аудит федеральных информационных систем и проектов»4 (далее - Стандарт). Стандарт разработан в соответствии с ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»5 и с учетом положений международных стандартов ИНТОСАИ6 для высших органов аудита.

4 Утвержден Коллегией Счетной палаты 23 декабря 2016 года

5 Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»

6 Международная организация высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ/INTOSAI) — международная организация, объединяющая высшие органы финансового контроля в странах ООН. Основана в 1953 году. В её членах состоят 192 национальных высших органа финансового контроля. Счётная палата России стала членом ИНТОСАИ в 1995 году.

Целью Стандарта является установление общих требований, характеристик, правил и процедур осуществления Счетной палатой контрольной и экспертно-аналитической деятельности при проведении аудита федеральных ИС и проектов. Задачей Стандарта является определение общего порядка проведения аудита федеральных ИС и проектов на всех этапах их жизненного цикла, а также проверки реализаций объектом аудита мероприятий по информатизации. В стандарте описаны как основополагающие термины и определения, так и представлены формы, методы и этапы проведения аудита федеральных ИС и проектов, в том числе по осуществлению контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что в нормативных и методических документах Счетной палаты и в базе знаний ИСППР содержатся знания как предметной области, так и знания, относящиеся к методам аудита ИС или принятия решений. К знаниям предметной области относятся знания, не зависящие от конкретного приложения и методов решения. Знаниями, относящимися к методу решения задачи, является все, что связано с принятием решений [1]. Из этого следует, что при разработке интеллектуальной СППР в процессе проведения аудита ФГИС и проектов используются следующие модели представления знаний:

онтологическая модель (базовые понятия, характерные для области аудита ИС и проектов);

продукционная модель - логический вывод о нарушении (об условиях для совершения нарушения) определяется по системе правил;

модель представления знаний о предыдущих ситуациях (база прецедентов), позволяющая учесть опыт предыдущих решений аудиторов, а также реакций на их заключения, повысить производительность работы системы.

Интеграция указанных моделей представления знаний, по мнению автора, может осуществляться в рамках онтологического анализа. В целом, все это должно позволить компьютерным программам при помощи онтологий делать умозаключения из представленной информации и манипулировать ими [4].

2. Онтологический подход к построению интеллектуальной СППР по аудиту эффективности ФГИС. Онтология - это спецификация предметной области в виде частично упорядоченного множества понятий, отношений между ними и механизмов управления, необходимых для описания процессов решения задач в рассматриваемой предметной области. Использование онтологии позволяет систематизировать предметную область, выделить подмножество понятий, которые используются для решения поставленных задач, повысить достоверность принимаемых решений [7].

В явном виде онтологии используются как источники данных для многих компьютерных приложений (для информационного поиска, анализа текстов, извлечения знаний и в других информационных технологиях), позволяя более эффективно обрабатывать сложную и разнообразную информацию. Этот способ представления знаний позволяет приложениям распознавать те семантические отличия, которые являются само собой разумеющимися для людей, но не известны компьютеру [4].

Онтологии были предложены Т. Грубером (Т. Gruber) для декларативного представления знаний и определяются в общем виде как база знаний специального вида или как «спецификация концептуализации» предметной области [8]. Вопросы онтологического

моделирования в нашей стране рассматривались в работах Гавриловой Т.А., Загорулько Ю.А., Калиниченко Л.А., Когаловского М.Р., Массель А.Г., Массель Л.В., Серебрякова В.А., Тузовского В.Ф., Хорошевского В.Ф., Ямпольского В.З. и др.

Н. Ной [9] упоминает ряд способов использования онтологий, особенно интересными для данного исследования являются такие, как:

• совместное использование людьми или программными агентами общего понимания структуры информации;

• возможность повторного использования знаний в предметной области.

Так, например, для оценки рисков чрезвычайных ситуаций в энергетике А.Г. Массель и Л.В. Массель предлагают использовать авторскую концепцию интеллектуальной ИТ-среды, использующую онтологические модели и базы знаний [5].

Подобные преимущества онтологий в качестве способа представления знаний упрощают их компьютерную обработку и в том числе могут быть использованы при аудите ИС [3]. Подобный подход представляет возможность использовать формализованные знания и для различных типов ИС, разрабатываемых за счет различных бюджетов. Онтологии предоставляют эффективный доступ к информации, дают возможность лучше понять данную информацию об аудите ИС и, следовательно, выполнять более широкий и сложный анализ информации. Этот подход является ярким примером использования онтологий «для совместного использования общего понимания структуры информации людьми или программными агентами», упоминаемого Н. Ной [9].

Учитывая актуальность

вопросов оценивания эффективности информационных систем, считаем необходимым представить

программную реализацию онтологии соответствующих знаний в области аудита ИС. На основе нормативных документов и методик, относящихся к области аудита ИС, в программной системе «Protégé» построена таксономия объектов, которые были объединены в иерархию классов и занесены в создаваемую онтологию (рис. 2). В онтологию включены базовые понятия, характерные для области аудита ИС и проектов. Фрагменты графического

представления отношений между классами объектов процесса аудита ИС представлены на рис. 3 - 4.

Рис. 2. Окно системы Protégé со сформированной таксономией объектов

▼ < о\л/1:Т1"нпд Т Аудит

▼ Мероприятия

Т < Контрольные Законность Применение аудита Процесспланирования [• Соблюдение_тре6ований Эффективность Экспертно-аналитические Методы Анализ Мониторинг Обследование Оценка

1.....в Проверка

Т I Обьект_аудита

|# Реализация_мероприятий < Федеральная_ИС

► ! Федеральный_проект » Предмет_аудита

► Процессы ▼ Классификатор_нарушений

▼ Категория

Анализ_НПА Без_о6работки_в_ИАС Невозм_выявить_в_ИАС [ # С_обра6откой_в_ИАС 1.....< Эксперт_анализ_данных

▼ Обработка_информации

► # Автоматизированная

► 5 Не_автоматизированная

Рис. 3. Графическое представление отношений между классами объектов «Классификатора нарушений»

Рис. 4. Графическое представление отношений между классами объектов

«Аудит ИС и проектов»

Заключение. Рассмотрен подход к формированию базы знаний для аудита ФГИС на основе построения ИСППР с использованием онтологического анализа. В ходе исследования показано, что:

• информация, расположенная в описании ИАС УВГА и Стандарте, содержит данные, на основе которых можно сформировать базу знаний для принятия решений по оценке эффективности ИС;

при разработке систем ведения диалога между компьютером и человеком, в случае, когда осуществляется оценка эффективности информационных систем, целесообразно использовать онтологические подходы к извлечению знаний.

Новизна предлагаемого подхода заключается в разработке модели представления знаний по оценке эффективности ИС в формате онтологии (понятия, отношения, аксиомы, экземпляры), позволяющей формально описать спецификации понятий и отношений, характерных для процесса аудита ИС. Разработанная онтология может быть повторно использована в качестве базовой для архитектурного описания различного типа ИС, разрабатываемых и поддерживаемых на всех уровнях бюджетной системы РФ: например, для аудита эффективности информационных систем бухгалтерского учета в секторе государственного управления, а также при реализации крупных проектов по централизации учета на федеральном, региональном и муниципальном уровне управления.

СПИСОК ЛИTЕРATУРЫ

1. Aндреев B.B., BrnT^K B.A., Батищев CB. и др. Mетоды и средства создания открытых мультиагентных систем для поддержки процессов принятия решений // Известия РAH. Теория и системы управления. 2QQ3. № 1. С. 126 - 137.

2. Bасильев B.K Интеллектуальные системы защиты информации: учеб. пособие. 2-е изд. M.: Mашиностроение. 2Q12. 199 с.

3. Грегер С.Э., Поршнев CB. Построение онтологии архитектуры информационной системы // Фундаментальные исследования. 2Q13. №1Q. С. 24Q5 - 2409.

4. Константинова Н.С., Mитрофанова ОА. Онтологии как системы хранения знаний / Bсероссийский конкурсный отбор обзорно-аналитических статей по приоритетному направлению «Информационно-телекоммуникационные системы». 2QQ8. 54 с.

5. Mассель ЛЗ., Mассель A.r. Интеллектуальные вычисления в исследованиях направлений развития энергетики // Известия Томского политехнического университета. 2012. Т.321. №5. С. 135 - 140.

6. Поддержка принятия решений при стратегическом управлении предприятием на основе инженерии знаний / Л.Р. Черняховская, Е.Б. Старцева, ПЗ. Mуксимов, KA. Mакаров, A.K Mалахова. Уфа: AH РБ. Гилем. 2Q1Q. 128 с.

7. Сагитова B.B., Bасильев B.K Интеллектуальная поддержка принятия решений по аудиту информационных систем персональных данных на основе построения онтологий // Известия ЮФУ. Технические науки. 2015. №5. C. б - 17.

В. Gruber Th. What is an Ontology. Режим доступа: http://www-ksl.stanford.edu/kst/whatis-an-ontology.html (дата обращения 2Q.Q3.2Q17).

9. Noy N., McGuinness D. L. Ontology Development 101: A Guide to Creating Your First Ontology. // Stanford Knowledge Systems Laboratory Technical Report KSL-01-05 and Stanford Medical Informatics Technical Report SMI-2001-0880, March 2001. Режим доступа: http://protege.stanford.edu/publications/ontology_development/ontology101.html (дата

обращения 2Q.Q3.2Q17).

UDK 004.822: 336.148

INTELLECTUAL SUPPORT OF DECISION-MAKING IN PROCESS OF AUDIT FEDERAL INFORMATION SYSTEMS AND PROJECTS

Roman V. Erzhenin

PhD in economics,

General Director of "NAUCHNO-PRACTICHESKI CENTER GOSUCHET" LTD 143441, Moscow region, Krasnogorsk district, 69 km of MKAD, p/o Putilkovo, office and public complex of ZAO Greenwood, str. 19 email: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract. The actual task of assessing the effectiveness of information systems in the public administration is considered. A list of the main approaches of the Accounts Chamber of the Russian Federation to the audit of federal information systems and projects is given. Based on the review of the description of the information-analytical system for remote implementation of external state audit and the standard for the audit of federal information systems and projects, an ontological approach to solving the

decision support task is proposed. The ontological approach allows us to systematize the subject area of the IP audit, identify a subset of concepts and relations between them and use this knowledge to solve problems of effectiveness evaluation at all levels of government. The ontology of decision support for the evaluation of information systems is built in the Protégé program system, and includes metaontology and ontology of the subject area, containing the concepts of the field of audit of information systems and projects.

Keywords: audit of information systems, ontological model, efficiency evaluation, budget.

References

1. Andreev V.V., Wittich V.A., Batishchev S.V. et al., Metody i sredstva sozdaniya otkrytykh mul'tiagentnykh sistem dlya podderzhki protsessov prinyatiya resheniy [Methods and tools for designing open multiagent systems for supporting decision-making processes] // Izvestiya RAN. Teoriya i sistemy upravleniya = Journal of Computer and Systems Sciences International. 2003. T. 42. № 1. Pp. 122-131. (in Russian).

2. Vasiliev V.I. Intellektual'nyye sistemy zashchity informatsii: ucheb. posobiye [Intellectual systems of information security: textbook] Allowance. 2 nd ed. M .: Mechanical Engineering. 2012. 199 p. (in Russian).

3. Greger S.E., Porshnev S.V. Postroyeniye ontologii arkhitektury informatsionnoy sistemy [Construction of the ontology of the architecture of the information system] // Fundamental'nyye issledovaniya = Fundamental research. 2013. №10. Pp. 2405 - 2409. (in Russian).

4. Konstantinova N.S., Mitrofanova O.A. Ontologii kak sistemy khraneniya znaniy [Ontology as a knowledge storage system] // all-Russian competitive selection of review-analytical articles on the priority direction "Information and telecommunication systems". 2008. 54 p. (in Russian).

5. Massel' L.V., Massel' A.G. Intellektual'nye vychislenija v issledovanijah napravlenij razvitija jenergetiki [Intellectual computations in researches of the directions of energy development] // Izvestija Tomskogo politehnicheskogo universiteta = Bulletin of the Tomsk Polytechnic University. 2012. T.321. №5. Pp. 135 - 140 (in Ruaaian)

6. Podderzhka prinyatiya resheniy pri strategicheskom upravlenii predpriyatiyem na osnove inzhenerii znaniy [Support of decision making in strategic enterprise management based on knowledge engineering] / L.R. Chernyakhovskaya, E.B. Startseva, P.V. Muksimov, K.A. Makarov, A.I. Malakhova. Ufa: Academy of Sciences of Belarus. Gilem. 2010. 128 p. (in Russian).

7. Sagitova V.V., Vasilyev V.I. Intellektual'naya podderzhka prinyatiya resheniy po auditu informatsionnykh sistem personal'nykh dannykh na osnove postroyeniya ontologiy [Intellectual support for decision-making on the audit of information systems of personal data based on the construction of ontologies] // Izvestiya YUFU. Tekhnicheskiye nauki = Izvestiya SFedU. Engineering Sciences. 2015. №5. Pp. 6 - 17. (in Russian).

8. Gruber Th. What is an Ontology. Available at: http://www-ksl.stanford.edu/kst/whatis-an-ontology.html

9. Noy N., McGuinness D.L. Ontology Development 101: A Guide to Creating Your First Ontology // Stanford Knowledge Systems Laboratory Technical Report KSL-01-05 and Stanford Medical Informatics Technical Report SMI-2001-0880, March 2001. Available at: http://protege.stanford.edu/publications/ontology_development/ontology101.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.