Научная статья на тему 'Интеллектуальная организация как активный элемент национальной инновационной системы'

Интеллектуальная организация как активный элемент национальной инновационной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Марахина Инна

В данной статье выделены сущностные признаки и дано определение интеллектуальных организаций. Открываются их преимущества в качестве активных элементов национальной инновационной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intellectual organization as an active member of the national innovation system

The main point indications and the definition of the intellectual organization are given in the article. Advantages of the intellectual organizations are discovered, giving the opportunity to such organizations to act as active elements of national innovation system.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальная организация как активный элемент национальной инновационной системы»

интеллект определяется не пройденным путем, а результатом.

ГАРРИ КАСПАРОВ

научная публикация |

интеллектуальная

организация

как активный

элемент национальной

инновационной

системы

УДК 001.895:061

Инна Марахина,

преподаватель кафедры экономики БГУИР

Теоретическая модель интеллектуальных организаций была нами рассмотрена в №1 журнала. В этой статье выделим их сущностные признаки.

Во-первых, такая организация должна обладать высоким уровнем развития всех интеллектуальных способностей (применительно к организациям первоочередное значение имеют такие способности, как получение, хранение, преобразование и выдача информации; выработка новых знаний; принятие рационально обоснованных решений; формулирование целей и контроль деятельности по их достижению; оценка ситуаций, возникающих в окружающем мире; обучение, развитие; адаптация). При этом такой уровень может значительно варьироваться от предприятия к предприятию. Так, существует второй, качественно отличающийся уровень таких способностей, как обучение (двойная петля обучения), адаптация

(адаптация к адаптации - адаптивность), принятие решений и формирование новых знаний (создание метазнаний, метаобучение), контроль (контроль контроля), которые характерны именно для ИО [1, 2].

Во-вторых, понятие интеллекта связывают с реализацией интеллектуальных способностей на практике, эффективностью интеллектуальной деятельности. Ряд ученых используют понятие «практический интеллект», который определяют как умение решать проблемы и реализовать знания, причем эти характеристики переносятся и на субъекты хозяйствования. И. Туоми определяет интеллект как процесс, который создает эффективное действие, и поэтому ключевым считает вопрос, как можно сделать организации более интеллектуальными; Дж. Квинн считает таковыми наиболее успешные предприятия [3, 1].

В-третьих, понятие «интеллектуальная» также подразумевает и высокий уровень социально-культурных качеств. Так, ИО уделяют большое внимание решению моральных, культурных, социальных вопросов и оценивают последствия своих действий в долгосрочной перспективе.

Углубить понимание сущности ИО, разработать и обосновать ее позволит исследование путей реализации интеллектуальных способностей.

Обучение и развитие заключается в непрерывном получении, усвоении, внедрении знаний и, при необходимости, изменениях, направленных на достижение целей, усиление конкурентных преимуществ. По мнению Дж. Стоунхауса, организации должны стать «интеллектуальными», осознанно стремясь узнать как можно больше о характере своей внутренней и внешней среды, отношениях между ними. Они должны непрерывно изучать собственный бизнес и его связи с окружением, опережая в этом конкурентов, понимать природу и процессы организационного обучения и управления такого рода знаниями [1]. Высокий уровень способностей к усвоению информации, развитию и адаптации характеризует ИО как обучающуюся - обеспечивающую систематический, непрерывный и интенсивный процесс освоения новых знаний, изменения поведения в соответствии с ними.

Адаптация определяется процессом постоянного развития в ответ на трансформации внутренней и внешней среды, быстрого приобретения свойств, оптимальных для роста конкурентоспособности и достижения целей. Такие организации гибки и инновационны, предвидят перемены, готовятся к ним заранее, а зачастую и сами их инициируют, формируя окружающую среду.

Высокий уровень способностей к созданию (выработке) новых знаний проявляется в творческом подходе ко всем сферам деятельности, постоянном предложении новаций. ИО превращают эти процессы в систематические, высокоэффективные, целенаправленные и методически обеспеченные. Особое внимание уделяется созданию знаний второго уровня, которые определяют совершенствование интеллектуальных процессов, инновационное развитие подсистемы формирования и использования знаний.

Принятие рационально обоснованных решений позволяет выбрать нужную стратегию и тактику. В его основе лежит понимание внутренней и внешней окружающей среды, разработка, совершенствование и использование «умственных моделей», процессов принятия решений [2].

Оценка ситуаций, возникающих в окружающем мире, заключается в активном взаимодействии со средой, предугадывании изменений, постоянном информационном обмене, обработке и распространении полученной информации и знаний.

Формулирование целей и контроль деятельности по их достижению характерны для всех организаций. Однако при этом ИО учитывают правила и методы такой деятельности, предлагают эффективные цели, действуют слаженно и рационально, как «организм», контролируя все стадии процесса.

Высокий уровень способностей к получению, хранению, преобразованию и выдаче информации проявляется в постоянном поиске ее внутренних и внешних источников, максимальном распространении, сохранении и обновлении, переводе неявных знаний в явные, а также в развитии и совершенствовании указанных способностей.

Таким образом, особенность нашего подхода к изучению ИО - их исследование с точки зрения наличия и практической реализации интеллектуальных способностей, с одной стороны, и обеспечения продуктивности интеллектуальной деятельности, с другой. Исходя из этого, ИО можно определить как организацию, которая обладает и эффективно реализует высокоразвитые способности к получению, хранению, преобразованию и выдаче информации; выработке новых знаний; принятию рационально обоснованных решений; формулированию целей и контролю деятельности по их достижению; оценке ситуаций; обучению, развитию; адаптации.

Анализ литературных источников показывает, что высокоразвитые способности и значительные результаты деятельности

интеллектуальной организации достигаются за счет управления знаниями (УЗ) - создания организационных, технологических и коммуникационных условий, при которых знания и информация будут способствовать решению стратегических и тактических задач организации [4]. Этот процесс охватывает определение потребности в знаниях, их выявление (поиск) и получение (сбор); создание; оценку, формализацию; обработку; распределение и распространение, защиту, сохранение и обновление; использование (внутри организации - инновационный процесс, вне - коммерциализация). Также к УЗ можно отнести выработку общей стратегии бизнеса, распространение передового опыта, обучение персонала, получение знаний о клиентах, управление интеллектуальными ресурсами, инновации [5]. В целом УЗ носит практическую направленность и характеризуется преобразованием знаний в материальные ценности, прибыль.

В то же время следует обратить внимание на некоторую неоднозначность и широту толкования понятия «управление знаниями» и составляющих его процессов, поэтому нами были выделены требования, позволяющие говорить об УЗ в организации:

• планирование, организация, мотивация, координация и контроль. При этом определяются цели, задачи, стратегия и методы работы со знаниями, назначаются ответственные за управление, происходит регулярный мониторинг, оценка процессов УЗ и их совершенствование;

• распределение и специализация функций, разделение труда. Применительно к УЗ это означает, что выделяются подразделения, обладающие соответствующими правами, обязанностями и ответственностью. Например, в ряде западных компаний вводится должность директора по УЗ;

• УЗ направлено на все известные знания и информационные ресурсы организации;

• осознание процесса УЗ - как правило, сотрудники могут его идентифицировать, понимают значение этого термина и сами участвуют в управлении знаниями;

• активная работа с метазнаниями;

• выработка комплекса действий, позволяю-

научная публикация |

Таблица. Процессы управления знаниями

Способности интеллектуальной организации Процессы управления знаниями

Обучение и развитие; адаптация Оценка, определение потребности, выявление (поиск) знаний, создание, формализация, распространение, сохранение, обновление,использование знаний

Создание новых знаний; принятие рационально обоснованных решений Оценка и определение потребности в знаниях, выявление (поиск) знаний, создание новых знаний

Оценка ситуаций, возникающих в окружающем мире Выявление (поиск) знаний

Формулирование целей и контроль деятельности по их достижению Создание новых знаний, использование знаний

Получение, хранение, преобразование и выдача информации и знаний Выявление, защита, формализации, распространение знаний

Источник: разработка автора

щего наиболее полно и эффективно реализовать каждый процесс УЗ.

Управление знаниями направлено на достижение высокого уровня способностей интеллектуальной организации (табл.), поэтому основным этапом формирования ИО является создание и развитие системы УЗ [1, 5].

Вышесказанное позволяет определить ИО как организацию, которая максимально эффективно осуществляет интеллек-

туальную деятельность на основе управления знаниями и тем самым обеспечивает достижение целей и стратегических преимуществ [6].

В ИО ключевое значение имеет интеллектуальный потенциал сотрудников: привлекаются и развиваются таланты, особенно ценится креативность. В то же время важно не отождествлять ИО с ее работниками [6]. Так, Г. Пинчот и Э. Пин-чот отмечают, что недостаточно иметь

в штате большое количество умных людей, чтобы быть ИО - многие бюрократические фирмы обладали такими трудовыми ресурсами [7]. Результаты интеллектуальной деятельности во многом зависят и от условий, в которых она осуществляется. Таким образом, ИО - это организация, обеспечивающая непрерывный поток инноваций, достижение стратегических преимуществ и целей путем формирования условий для эффективного взаимодействия персонала, развития и использования его интеллектуального потенциала на основе управления знаниями.

Исходя из рассмотренных характеристик и способностей ИО были выделены их преимущества.

Накопление интеллектуального капитала. В ИО развивается, оценивается и используется интеллектуальный потенциал сотрудников, выявляются и создаются условия для его реализации, нанимаются работники, обладающие требуемыми компетенциями. Прирост стоимости интеллектуальных активов осуществляется за счет повышения эффективности их использования, охраны ОИС, формализации знаний сотрудников, сохранения информационных ресурсов в базах знаний, стимулирования рационализаторской и творческой деятельности.

В целом учет в стоимости компании интеллектуального капитала несет следующие выгоды:

• позволяет привлечь дополнительные ресурсы с внутреннего и внешнего рынков путем эмиссии ценных бумаг компании в счет увеличения объемов ее нематериальных активов [8]. Под стоимость последних предприятие может финансироваться кредитными организациями для разработки и выпуска новой продукции [9];

• амортизация такого капитала служит стабильным доходным источником средств для воспроизводства на современной технической базе [10];

• дает возможность сформировать значительный по размеру уставный капитал при создании организации или при необходимости осуществить пересмотр его структуры [8];

• выступает как источник прибыли, основ-

Внешняя среда

Рис. 1. Интеллектуальный капитал как источник прибыли организации (разработка автора)

Управление знаниями

Бессистемная работа со знаниями

Эффект ТО

Рис. 2. Различия традиционных (ТО) и интеллектуальных (ИО) организаций

таким образом создавая новые источники своего конкурентного преимущества [1].

В целом описанные качества ИО содействуют достижению высокого уровня конкурентоспособности и эффективности, дают возможность говорить об эффективности и активности их функционирования в качестве субъектов национальной инновационной системы (рис. 3).

Дата поступления статьи: 23.12.2011 г.

Литература

ные пути получения которой систематизированы и представлены на рис. 1.

Высокая степень инновационной активности. Она обусловливается способностью непрерывно генерировать новые знания, принимать обоснованные решения, взаимодействовать со средой, управлять знаниями (рис. 2) [11]. Инновации используются организациями в собственной деятельности и продаются на рынке. Их применение определяет рост производительности и качества работы, а также дает возможность доби-

ваться конкурентных преимуществ.

Адаптивность позволяет на высоком уровне удовлетворять запросы клиентов, а также быстро и правильно реагировать на новые условия.

Положительный имидж - организации заботятся о сотрудниках, экологии, партнерах и потребителях, внешней среде, что свидетельствует о высокой социальной ответственности. Усиление конкурентных преимуществ -способность понимать и даже формировать новые потребности своих клиентов,

Рис. 3. Преимущества интеллектуальных организаций как субъектов национальной инновационной системы

1. Стоунхаус Дж. Управление организационным знанием // Менеджмент в России и за рубежом. Электронный ресурс: http://www.dis.ru/manag.

2. Schwaninger M. Intelligent Organizations. Powerful Models for Sustemic Management. - Berlin, 2009.

3. Tuomi I. Corporate Knowledge: Theory and Practice of Intelligent Organizations. - Helsinki, 1999.

4. Мариничева М.К. Управление знаниями на 100%: Путеводитель для практиков. - М., 2008.

5. Синяева О.Ю. Управление формированием и развитием интеллектуальной организацией в сфере бизнеса : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05. - М., 2007.

6. Марахина И.В. Формирование интеллектуальных организаций как фактор ноосферного развития Беларуси // Учение В.И. Вернадского о ноосфере и антикризисное социально-экономическое развитие Беларуси: материалы междунар. науч.-практ. конф., Минск, 22-23 окт. 2009 г. - Мн., 2010.

7. Pinchot G. The intelligent organization: engaging the talent & initiative of everyone. - San Francisco, 1996.

8. Воробьева Е.М. Интеллектуальный ресурс современной экономики и проблемы ее воспроизводства в Республике Беларусь. - Мн., 2008.

9. Условия и механизмы управления нематериальными активами - М., 2009.

10. Никитенко П.Г. Ноосферная экономика и социальная политика. - Мн., 2006.

11. Марахина И.В., Палицын В.А. Сущностные силы интеллектуальной организации // Изв. Белорус. инженер. акад. № 2, 2004.

Summary

The main point indications and the definition of the intellectual organization are given in the article. Advantages of the intellectual organizations are discovered, giving the opportunity to such organizations to act as active elements of national innovation system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.