Научная статья на тему 'Интеллектуальная катастрофа в России: причины и пути выхода'

Интеллектуальная катастрофа в России: причины и пути выхода Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
451
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ / HIGHER EDUCATION IN RUSSIA / INTELLECTUAL CAPITAL / DEVELOPMENT TRENDS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Смолин О. Н.

В статье представлены взгляды автора на состояние интеллектуального капитала в России. Дана оценка причин кризисного состояния и предложены пути решения имеющихся проблем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTELLECTUAL CRASH IN RUSSIA: REASONS AND SOLUTIONS

The article presents the author's views on the state of intellectual capital in Russia. Assessed the causes of the crisis and the ways of solving existing problems

Текст научной работы на тему «Интеллектуальная катастрофа в России: причины и пути выхода»

Zaletnyy А.А.

CRISIS OF DEMAND OF A HUMAN WHO IS A MANAGER:

SEVEN PRINCIPLES OF OVERCOMING

In the present article: the principles to be obeyed by a man/woman who is a manager in order to assume his/ her actual demand in society of the future, in particular - in economy of the future - are formulated.

Keywords: transformational economy, an economic entity, human being, integrality, economic independence, personality, professionalism, reflexivity, transitivity, transparency.

JEL: A13, J24, J26, M10, M20, Z13.

удк 330

Смолин О.Н.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КАТАСТРОФА В РОССИИ: ПРИЧИНЫ И ПУТИ ВЫХОДА

В статье представлены взгляды автора на состояние интеллектуального капитала в России. Дана оценка причин кризисного состояния и предложены пути решения имеющихся проблем

Ключевые слова: Высшее образование в России, интеллектуальный капитал, тренды развития.

Необходимость модернизации, особая роль в ней образования и науки в современной России не оспариваются практически никем, в том числе на официальном уровне. Осталось немногое: от заявлений перейти к делу. Однако у власти нет ни ясного понимания ситуации в научно-образовательной сфере, ни внятной программы научно-образовательного прорыва. Сегодня мы предлагаем такой анализ и такую программу.

Образование и наука - ключ к модернизации,

и обеспечению национальной безопасности страны

Как известно, в самом общем виде под модернизацией понимается процесс перехода от традиционного (доиндустриального) общества к современному (индустриальному) и далее - к постиндустриальному («обществу знаний», «обществу профессионалов» и т. п.). Соответственно согласно представлениям мировой политической науки национальная безопасность - это система условий, обеспечивающих суверенитет и защиту стратегических интересов государства

- во-первых, органическая, то есть базирующаяся на собственных традициях;

- во-вторых, опережающая, а не догоняющая;

- в-третьих, не авторитарная, но демократическая, основанная на свободе граждан. Повторить успешные авторитарные модернизации петровского или советского периода в настоящее время уже нереально.

Модернизация - одно из необходимых условий национальной безопасности, условие интегральное, определяющее, но не исчерпывающее. Совершенно очевидно:

- экономическая и военная безопасность совре-

менного государства немыслимы без квалифицированных кадров;

- технологическая безопасность невозможна без тех же кадров и научных разработок;

- по поводу экологической безопасности специалисты сходятся во мнении, что без новой культуры выживания, без так называемого инновационного обучения человечество обречено на катастрофу. Спорят лишь о том, сколько времени осталось цивилизации на осознание гибельности технологической экспансии, не подкрепленной социальной справедливостью и духовным совершенствованием;

- безопасность культурного развития имеет своей основой образование как фундамент культуры, а науку включает в качестве важнейшего компонента, значение которого нарастает пропорционально уровню развития технологий.

Помимо этого ни одно государство не может нормально развиваться при отсутствии положительной системы ценностей, объединяющей ее членов. Нация, лишенная своих ценностей, превращается в толпу или хуже - в гигантскую банду. Одно из первых мест в формировании ценностей народа принадлежит образованию.

Все это характерно для любого современного общества; однако в России есть и особые факторы, превращающие образование и науку в главные, если угодно, архимедовы рычаги модернизации. Назову лишь два.

1. Высокий уровень развития образования и науки в советский период. Как известно, СССР был второй научной державой мира и располагал одной из лучших систем образования. Несмотря на колоссальные потери послесоветского (или антисоветского) периода, остатки этого потенциала сохрани-

лись и могут быть использованы.

2. Ограниченность других ресурсов модернизации, которые соответствовали бы периоду постиндустриальной революции. Теперь уже совершенно очевидно: предпринятая властями в начале XXI века попытка превратить страну в так называемую энергетическую сверхдержаву завершилась полным провалом. Экономика «керосиновой лавки» оказалась несравненно менее устойчивой к кризису, чем экономика производительная (например, китайская):

- Россия «догнала и перегнала» все страны «большой двадцатки» по уровню падения производства;

- хваленый Стабилизационный фонд, во имя создания которого людям не платили зарплаты и пенсии, полностью растрачен;

- теперь власти спорят о том, что лучше: повышать пенсионный возраст, увеличивать налоги или «резать по живому» социальные программы.

Тяжесть ситуации признал даже президент в известной статье «Россия, вперед!». Однако сама научно-образовательная база модернизации оказалась во многом подорванной благодаря политике, граничащей с преступлением. Обратимся теперь к состоянию этой базы.

Образовательная и научно-техническая политика постсоветской власти как фактор интеллектуальной катастрофы

Множественные катастрофы в постсоветской России

Так называемая вторая русская революция (а точнее, контрреволюция) 1990-х годов привела Россию к множественным катастрофам. Среди них: экономическая, финансовая, технологическая, демографическая, геополитическая, социальная, нравственная, интеллектуальная.

И, несмотря на «политический треск» о том, что при президенте Владимире Путине Россия «встала с колен» и якобы вернула себе утраченные позиции, большинство катастроф не преодолены, а некоторые продолжают углубляться. К числу непреодоленных относятся катастрофы экономическая, технологическая, социальная и нравственная. К числу углубляющихся - демографическая, геополитическая и интеллектуальная.

Так, например, СССР, как известно, был второй промышленной державой мира. В первое десятилетие XXI века Владимир Путин поставил задачу удвоения ВВП к 2010 году и превращения страны в пятую экономику на планете. Обе задачи успешно провалены в период экономического кризиса. Ни по объему валового внутреннего продукта, ни тем более по натуральным показателям современная Россия не догнала РСФСР Двадцать лет из экономической истории страны просто выброшены, а перс-

пективы, даже по признанию властей, - вполне туманны. Сатирики не случайно вспоминают по этому поводу текст популярной песни:

Мы с тобой никогда не собьемся с дороги,

Потому что не знаем пути...

Вот штрихи к портретам лишь трех катастроф.

Катастрофа социальная

Ее составляющие: падение уровня жизни, обесценивание честного труда, рост социального неравенства, распространение бедности, массовая детская беспризорность, массовая безработица.

Приведу некоторые данные, дающие представление о послесоветской социальной катастрофе применительно к работникам интеллектуального труда и молодежи, получающей образование. В советский период самую высокую официальную зарплату получал не Генеральный секретарь ЦК КПСС, но Президент Академии наук. В свою очередь, зарплата профессора равнялась зарплате депутата Верховного Совета - 500 рублей. В настоящее время профессор обычного федерального вуза получает из бюджета примерно в 7 раз меньше, чем парламентарий, не говоря уже о высокопоставленных чиновниках исполнительной власти.

Работники здравоохранения, науки, образования, культуры обычно входят в первую пятерку снизу по уровню оплаты труда в стране. Меньше их получают только работники сельского хозяйства, да и те в летние месяцы обычно опережают работающих в сфере культуры. Разумеется, речь идет не о шоу-бизнесе, но о музеях и библиотеках. Не случайно именно библиотекари нередко грустно иронизируют над собственным положением, задавая вопрос: укажите древнейшую и беднейшую женскую профессию, название которой начинается на «б» и заканчивается на «ь»...

Начинающий советский учитель или врач за одну ставку получал зарплату, равную примерно двум прожиточным минимумам. Современные же медики и педагоги на одну ставку не работают, а если бы работали - не добрали бы и до одного минимума, который российская пресса справедливо называет «не прожиточным». Кстати, минимальная заработная плата в 4330 рублей в настоящее время почти на 2 тысячи рублей ниже прожиточного минимума работающего человека. Этот минимум в четвертом квартале 2010 года составлял 6367 рублей, а средняя зарплата педагогов в детских школах искусств, по данным Минкультуры РФ, - около 5670 рублей, концертмейстеров - 5003 рубля.

Приведу сравнительные данные об уровне стипендий по отношению к прожиточному минимуму в конце 1980-х годов и в настоящее время (Таблица 1).

За двадцать лет эти стипендии упали в вузах в 4 раза, в аспирантуре - в 6,5 раз, в техникумах - в 8 раз, в ПТУ - в 11,5 раза.

Очевидно: попытка строить модернизацию, что называется, на костях интеллигенции, то есть на ее обнищании, гарантированно обречена на провал. Такая стратегия либо безумна, либо, напротив, хорошо продумана - ведь не зря говорят, что малообразованным народом легче управлять.

Катастрофа духовно-нравственная

Ее составляющие: криминализация общества; наркотизация населения; эпидемии болезней, вызываемых антисоциальным поведением; замещение в массовом сознании социальных и патриотических ценностей антисоциальными, анти- или псевдопат-риотическими.

В 1990-х годах Россия по уровню коррупции вошла в число самых криминальных стран. Согласно предпоследнему рейтингу индекса восприятия коррупции, составленному международной антикоррупционной организацией Transparency International, она занимала в 2009 году 146-е место (из 180-ти), согласно последнему - 154-е (из 178-ми) в 2010-м. По оценкам фонда ИНДЕМ, объем коррупционных сделок в стране, определявшийся почти в 40 миллиардов в 2001 году, в 2007-м превысил 300 миллиардов долларов в год, что сравнимо с объемом расходов федерального бюджета. В 1990-х годах через электронные средства массовой информации бездуховность насаждалась «верхами», которые не только заполнили эфир воинствующей пошлостью, но открыто заявляли, что «деньги не пахнут», и сами подавали тому пример. Впервые о необходимости сохранения традиционных российских ценностей было заявлено лишь в 12-м по счету Послании президента страны (2005 год) — однако ситуация изменилась мало.

Когда-то Владимир Высоцкий остроумно заметил, что телевидение может быть и окном в мир, и «ящиком для идиота». Работающие в метровом диапазоне российские каналы, за исключением каналов «Культура» и «Звезда», явно исполняют вторую

роль, причем с большим удовольствием. Перефразируя Илью Эренбурга, можно сказать: они испытывают колоссальный интерес к человеку, но главным образом - к его нижней половине. Очевидно: без изменения информационной политики невозможно ни восстановление интеллектуального потенциала нации, ни обеспечение в обществе элементарной нравственности.

В постсоветский период впервые в истории России - и едва ли не впервые в мировой истории вообще - массовый алкоголизм соединился с массовой наркоманией. Потребление алкоголя в пересчете на чистый спирт составляет в стране от 14 до 18 литров на человека, чая новорожденных и больных, при критическом для национальной безопасности уровне в 8 литров1. Чрезвычайный характер ситуации признан президентом Дмитрием Медведевым - однако в практической политике сдвигов почти нет. Одновременно, по данным Минздрава России, употребление наркотических средств и психотропных веществ в 1990-х годах выросло в стране более, чем в 20 раз. В 2008 году независимый мониторинг установил, что количество лиц, употребляющих наркотики, составляет 5,1 миллиона человек2. Наконец, глава ФСКН Виктор Иванов, давший пресс-конференцию практически одновременно с президентским Посланием Федеральному Собранию 2010 года, подтвердил, что в стране от наркотиков гибнет ежегодно примерно 100 тысяч человек в возрасте от 17 до 30 лет. Наркотизация общества прямо разрушает его производственный и интеллектуальный потенциалы, социальные связи и духовные ценности. Россия переживает одну из последних в мире эпидемию СПИДа, причем в то время, когда показатели распространения этого синдрома в индустриально развитых странах заметно снизились. Число ВИЧ-инфицированных, по данным Всемирной организации здравоохранения, составляет в нашей стране около 700 тысяч; по данным Российской Академии

Таблица 1

Сравнительные данные об уровне стипендии и прожиточного минимума

Обучающиеся Отношение расчетной стипендии к прожиточному минимуму в конце советского периода, в процентах Отношение расчетной стипендии к прожиточному минимуму в настоящее время, в процентах Показатель падения

Учащиеся ПТУ 80 7 11,5раза

Студенты ССУЗов 55 7 S раз

Студенты ВУЗов 80 в обычном вузе,110 в техническом вузе оборонной направленности Около 20 4 раза

Аспиранты 180 27 6,5раз

медицинских наук - около 1 миллиона; по данным американской разведки - от 1 до 2 миллионов человек. По оценкам экс-президента Российской Академии медицинских наук В. Покровского, возможен рост числа ВИЧ-инфицированных до 4 миллионов человек3.

СПИД превращается в мощный фактор депопуляции. При неблагоприятном развитии эпидемии СПИДа к 2025 году средняя продолжительность жизни в России может снизиться до 56 лет. Эпидемия угрожает отрезать пораженные ею страны от глобальных процессов перехода к новой цивилизации. В ближайшем будущем не предвидится ни вакцины, предотвращающей заболевание СПИДом, ни эффективного лекарства. Лучшее средство - укрепление общественной морали. Не менее опасно и разрушение системы жизненных ценностей, традиционных для России. Кстати: спустя почти 20 лет после начала духовно-нравственной катастрофы это было признано на официальном уровне Комитетом Госдумы пятого созыва по вопросам семьи, женщин и детей. Вот некоторые данные, взятые из текста утвержденной этим Комитетом «Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности»:

- с начала 1990-х годов наша страна оказалась на 1-м месте в мире по уровню абортов и является единственной, где до недавнего времени на 100 рожденных младенцев приходилось 120 абортов;

- Россия является абсолютным лидером: в Европе - по смертности от убийств, а в мире - по смертности от алкогольных отравлений;

- в течение последних лет Россия постоянно занимает 2-е место в мире по количеству самоубийств на 100 тысяч жителей.

Добавим к этому, что, согласно опубликованному в начале 2001 года исследованию ученых НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ под руководством профессора С. Иншакова, действительное количество преступлений в стране составляет не чуть более 3, НО ОКОЛО 26 МИЛЛИОНОВ4. Ситуация с детьми аналогична и потому должна вызывать еще большую тревогу:

- в стране самый высокий в мире процент социальных сирот - более 700 тысяч (то есть 0,5 процента от всего населения), среди которых 90 процентов имеют живых родителей;

- в последнее десятилетие средний возраст начала употребления наркотиков снизился с 18 до 14 лет;

- соответственно, алкоголь начали употреблять не с 16, а с 13 лет. На январь 2006 года были официально признаны алкоголиками около 60 тысяч детей;

- за 10 лет средний возраст начала курения упал с 15 до 11 лет. Более 60 процентов подростков курят;

- в 2006 году число доставленных в органы внут-

ренних дел несовершеннолетних правонарушителей составило более 1,13 миллиона человек;

- как показывают социологические опросы, 55 процентов молодежи готовы преступить через моральные нормы (что называется, через все десять заповедей), для того чтобы добиться личного успеха. И это несмотря на активную пропаганду религии и фактическое сращивание православной церкви с государством!

На протяжении большей части послесоветского периода Россия оставалась страной с низким уровнем патриотического сознания молодежи. Несколько лет назад под руководством экс-министра образования Е. Ткаченко было выполнено крупное исследование. Согласно опросу 42 тысяч учащихся ПТУ, примерно 31 процент детей не хотели бы родиться и жить в России и еще 21,5 процента затруднились с ответом на этот вопрос5. Другими словами, более половины опрошенной молодежи не ориентировано на свою страну.

В период второго срока полномочий президента В. Путина в стране наметилось некоторое оживление национального самосознания молодежи, однако преимущественно в форме не цивилизованного патриотизма, но ксенофобии. Согласно социологическим опросам, лозунг «Россия - для русских!» в той или иной форме поддерживают более половины населения. Очевидно, что примитивный национализм, выброс которого на улицы страна наблюдала в декабре 2010 года, является расплатой за недостаток настоящего патриотического воспитания. Скажу больше: действия властей в этом отношении заставляют вспомнить формулу Льва Толстого: патриотизм - последнее прибежище негодяев. Разумеется, великий писатель бичевал здесь не любовь к Родине, но негодяев, которые, теряя опору в обществе, пытаются прикрываться патриотизмом. Политологи разных направлений неоднократно высказывали мнение, что в канун выборов 2007-2008 годов Администрация президента как минимум не препятствовала нарастанию ксенофобии, чтобы в очередной раз предложить обществу ложную альтернативу: «Единая Россия» или фашизм.

Выступления молодежи в декабре 2010 года в Москве еще раз показали, что подобная стратегия крайне опасна: именно лозунг «Россия - для русских!», как когда-то лозунг государственного суверенитета Российской Федерации, способен вызвать разрушение страны по границам тех или иных национальных республик.

Духовно-нравственная катастрофа - результат не только разрушения советской общественной системы и не только образовательной политики в широком смысле слова, включая информационную политику. Свой вклад в нее внесла и политика в области образования в узком смысле, в том числе и школьная политика. С одной стороны, под лозунгом «деи-

деологизации» произошла «переидеологизация»: в школе была отринута система ценностей, характерная не только для советской, но отчасти и досоветской России. С другой стороны, например в преподавании литературы возобладала установка анализировать не ее великое нравственное содержание, а главным образом художественные особенности. Из мощнейшей прикладной этики, из средства воспитания души литература, как и другие предметы, превратилась в поле натаскивания на ЕГЭ. В итоге если СССР по уровню ориентации на так называемые постматериальные (по-русски говоря, духовные) ценности был среди мировых лидеров, то в настоящее время Россия примерно вдвое отстает от социальных государств Европы.

Между тем каждому специалисту и здравомыслящему человеку очевидно: без определенного уровня морали общество обречено на разложение и загнивание, а любые призывы к модернизации останутся информационным шумом.

Катастрофа интеллектуальная

Вот некоторые ее составляющие:

- «кризис чтения»;

- массовое закрытие учреждений образования, науки и культуры;

- скачкообразное падение численности работников высококвалифицированного интеллектуального труда;

- разрушение научных школ, «утечка умов» и падение статуса отечественной науки в мире;

- падение образовательного уровня населения;

- угроза исчезновения интеллигенции как особой социокультурной группы.

Как известно, в досоветскую и советскую эпохи Россия была страной литературоцентричной, а Советский Союз - одной из самых читающих стран мира. И именно это наше достижение стало первой жертвой так называемых реформ. В первой половине 1990-х годов сократился выпуск художественной литературы для детей, в том числе:

- выпуск книг в 1990-1994 годах упал примерно в 3 раза (с 99,5 до 34,9 миллиона);

- разовый тираж журналов - примерно в 6 раз (с 21,8 до 3,6 миллиона экземпляров);

- разовый тираж газет - почти в 20 раз (с 13,3 миллиона до 717 тысяч). В целом за первое постсоветское десятилетие выпуск художественной литературы в России сократился в 4 раза и в начале XXI века составлял в среднем 3 книги на человека, тогда как во многих европейских странах - 10-12 книг. И дело не только в количестве, но и в качестве чтения, ведь детективы и женские романы в России почти полностью вытеснили классику и научно-популярную литературу. Очевидно, что в постсоветскую эпоху литературоцентричность заменилась «попсо-воцентричностью», серьезное чтение - масс-куль-

том самого примитивного пошиба, и все это вместе привело к резкому падению интеллектуального уровня населения и примитивизации массового сознания.

Следующей жертвой так называемых реформ в стране стала наука. Приведем мнение экспертов: «По сравнению с 1992 годом численность научного персонала сократилась почти вдвое: с 1532,6 тыс. человек до 870,9 тыс. К началу 2004 г. в научном секторе исследованиями и разработками занималось 866,2 тыс. человек. Численность исследователей снизилась с 804,1 тыс. человек до 414,7 тыс. человек, т.е.также почти вдвое»6. По другим данным, в России число специалистов в сфере НИОКР сократилось с 1,9 миллиона в 1990 году до 772 тысяч в 1999 году, а федеральное финансирование науки в 1990-х годах -приблизительно в 20 раз. Таким образом, затраты на одного сотрудника составляли около 130 долларов в месяц.

Результат - массовая «утечка умов». Так, по данным Российского Фонда фундаментальных исследований, только в первой половине 1990-х из страны выехало около 80 тысяч ученых, причем преимущественно это люди из числа тех 10 процентов профессионального сообщества, которые обычно дают 80 процентов научной продукции. По данным президента Ассоциации негосударственных вузов России

В. Зернова, потери страны от «утечки умов» в последние годы советского и послесоветский периоды превысили 1 триллион долларов! Не случайно в США некоторые конференции по ядерной энергетике проходят на русском языке. Языки общения в Силиконовой долине, наряду с английским, - русский и хинди.

Интеллектуальная катастрофа в образовательной области, в отличие от «кризиса чтения» и разрушения науки, началась позднее, развивалась медленнее, но скорее всего будет иметь еще более фундаментальные последствия. Вот лишь некоторые показатели катастрофы, поддающиеся выражению в цифрах.

1. Число школ в России в послесоветский период менялось следующим образом (Таблица 2).

Другими словами, в первой половине 1990-х число школ увеличилось почти на 1,5 тысячи, однако за последующие 15 лет оно сократилось более чем на 20 тысяч! Выводы очевидны: во-первых, ситуация в «тучные нулевые» оказалась много хуже, чем даже в «лихие девяностые»; во-вторых, главная причина закрытия школ - отнюдь не демографическая ситуация, но примитивное и варварски введенное подушевое финансирование в сочетании с желанием экономить на человеке. Однако здесь впору переосмыслить Д. Менделеева: экономить на образовании -много хуже, чем топить ассигнациями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. В России нет официального мониторинга числа детей, не посещающих школу, а экспертные дан-

Таблица 2

Динамика числа общеобразовательных учреждений

Учебный год (на начало учебного года) Число дневных общеобразовательных учреждений Число вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений

1990/1991 67571 2096

1995/1996 68971 1812

2000/2001 67063 1741

205/2006 6197 1675

2009/2010 51583 1443

2010/2011 48662 1311

ные крайне противоречивы. Так, по оценкам зам. министра образования Марии Лазутовой, в первой половине 1990-х годов количество детей вне школы достигало 3,5 миллиона человек В сентябре 2005-го в проекте доклада к заседанию правительства министр А. Фурсенко утверждал, что 15 процентов детей школьного возраста не получают полного среднего образования. По данным Общественной палаты, не учится примерно 1 миллион таких детей. Несколько лет назад, выступая в Госдуме, представитель Генеральной прокуратуры называл цифру 1,9 миллиона человек Наконец, в конце 2005 года российской организацией «Право ребенка» был произведен анализ официальных российских документов, размещенных на сайте Комитета ООН по правам ребенка. Выяснилось, что в 2004 году в стране насчитывалось 15,81 миллиона детей в возрасте от 7 до 15 лет. Однако в 1-9-м классах в 2004/2005 учебном году обучалось 13 миллионов 427,9 тысяч детей. Если эти данные верны, то получается, что вне системы образования оставалось 2,381 миллиона детей. Периодическая же печать неоднократно сообщала о том, что число беспризорник постсоветской России превышало аналогичный показатель периода после Гражданской войны.

3. Еще в середине 1990-х годов Мировой банк признавал, что в естественно-математической области качество образования в России значительно превышает средние показатели стран Организации экономического сотрудничества и развития. А вот некоторые данные о современном состоянии уровня образованности молодежи:

- по признанию руководства МГУ, качество выполнения одних и тех же контрольных работ по математике первокурсниками одного из факультетов (по понятным причинам название скрывается) за 10 лет упало примерно в 1,5 раза;

- согласно опросам Левада-центра, в начале XXI века с каждым годом увеличивалось число людей, полагающих, что прежде в школе учили лучше, чем в настоящее время. Опрос в 2006 году дал 43 про-

цента тех, кто так думает, против 18 процентов придерживающихся противоположного мнения;

- согласно сравнительному международному исследованию, известному под аббревиатурой PISA, Россия по качеству образования в старших классах регулярно оказывается в третьей, худшей, группе стран вместе с Соединенными Штатами Америки (в исследовании она именуется «Страны, средний балл которых статистически значимо ниже среднего балла по странам ОЭСР»);

- согласно опросу ВЦИОМ 2007 года, выполненному по той же методике, что и в странах Евросоюза, качество образования в России оказалось не выше, но даже несколько ниже, чем в среднем по Евросоюзу. Так, 28 процентов опрошенных молодых людей согласились с утверждением, что Солнце

- это спутник Земли (то есть Коперника для них не существовало), а 33 процента признали справедливым утверждение, что, если радиоактивное молоко прокипятить, радиоактивность исчезнет (видимо, в Чернобыле стоило не строить саркофаг, но усиленно кипятить взорвавшийся реактор).

Похоже, острота ситуации отчасти уже осознана и «верхами», и населением. Не случайно президент Дмитрий Медведев говорит, что с передовых позиций в образовании Россия уже откатилась, а министр образования и науки А. Фурсенко в опросах общественного мнения регулярно занимает нижние места в рейтингах российского правительства -как правило, ниже А Кудрина!

Падение человеческого потенциала

Еще до того, как российские власти громко провозглашали удвоение ВВП к 2010 году, а в итоге оказались среди лидеров кризисного падения, в мире произошла «переоценка ценностей». Достижения или провалы в по. литике руководства той или иной страны в настоящее время измеряются уже не столько валовым внутренним продуктом на душу населения, сколько индексом человеческого развития (или индексом развития человеческого потенциала - ИРЧП). Он измеряется по методике, разра-

ботанной Программой развития Организации Объединенных Наций, и складывается из трех показателей, которые попросту можно определить как:

- благосостояние,

- долголетие,

- образование.

По оценкам Центра изучения человеческого капитала при Федеральном Институте развития образования, если бы индекс человеческого развития измерялся в советский период, наша страна входила бы в десятку лидеров (оптимисты полагают, что в тройку). В 1992 году по ИРЧП страна находилась уже на 34-м месте, в 1999-м - на 55-м, в 2007 году - на 71-м месте (несмотря на хваленый экономический рост!). Соответственно, по уровню благосостояния место СССР разными экспертами оценивалось от 19-го до 32-го, а в 2007-м оказалось 56-м. В советский период мы имели среднеевропейскую продолжительность жизни, то есть входили в 30 наиболее успешных государств, а к 2007 году опустились на 124-е место. Показатели России за 2008 год несколько улучшились, однако это связано не с нашими успехами, а с тем, что в мире за пределами «большой двадцатки» нашлись страны, глубина падения которых оказалась больше российской.

По общему признанию ученых, ключевым фактором развития человеческого потенциала является образование и образовательная политика. В этом смысле обобщенные итоги этой политики в России выглядят следующим образом: советский период -3-е место; 2004 год - 15-е; 2005 год - 26-е; 2007 год -41-е; 2008 год - 54-е место.

Эти данные звучат как обобщенный приговор политике Минобрнауки - в частности и правительства - в целом.

Президентско-правительственная программа модернизации образования и науки: «выставочный» вариант или «потемкинские деревни»

Правящая в России олигархия ситуацию интеллектуальной катастрофы либо осознает частично, либо не осознает вовсе. Так, выступления министра образования и науки А. Фурсенко на «правительственных часах» в Госдуме превосходят оптимизмом известную песню Верки-Сердючки и могут быть выражены формулой:

Хорошо, все уже хорошо - Я это знаю!

Напротив, президент страны признает, что с передовых позиций в образовании Россия уже откатилась, и, казалось бы, предлагает образовательную модернизацию. Однако идеология этой модернизации глубоко ошибочна, а практика - порочна. Если в конце XIX века царь Александр III пытался вытолкнуть из системы образования так называемых кухаркиных детей, то в XXI веке в чистом виде подобная политика невозможна. Поэтому нам предлагают другую - политику образовательной сегрегации,

чтобы не сказать, образовательного апартеида. Суть ее состоит в построении элитарной системы образования - точнее, двух систем: одна должна обеспечить высокопоставленным чиновникам и «олигархам» возможность учить своих детей в элитных школах и вузах либо за границей; другая - научить так называемый простой народ, говоря словами Пушкина, «чему-нибудь и как-нибудь». Этого должно быть достаточно, чтобы продолжать добывать сырье и гнать его за рубеж.

Характерно, что, выступая перед «Нашими» на Селигере в 2007 году, министр А. Фурсенко критиковал прежнюю (советскую) систему образования за то, что она пыталась воспитывать творческую личность, тогда как на самом деле должна формировать квалифицированного потребителя. Это заявление, естественно, вызвало у журналистов вопрос: не придется ли творцов завозить из-за границы? Ответ был получен в 2010-м, когда российское правительство выделило около 10 миллиардов рублей на фанты для иностранных ученых - продолжая своих держать в полунищете!

Разумеется, Россия - не единственная из капиталистических стран, проводящих такую политику. Несколько лет назад на ее американский аналог обрушился в то время самый богатый человек на планете Билл Гейтс. Цитирую его выступление на заседании Ассоциации губернаторов США (NGA), посвященном поиску путей улучшения школьного образования в национальном масштабе в феврале 2005 года: «...если мы признаем, что дети из семей с низкими доходами или принадлежащих к этническим меньшинствам лишены возможности получить качественное образование, то этому может быть только два объяснения: либо они не способны учиться, либо мы считаем, что их и незачем учить. Первый аргумент не соответствует действительности, второй аморален».

Однако между нашими странами есть и принципиальная разница: Биллу Гейтсу для производства и продажи его высоких технологий требуется образованное население; российским «сырьевикам» и обслуживающей их власти достаточно, чтобы большинство владело элементарными навыками или, как сейчас говорят, «компетенциями».

Другая особенность современной образовательной политики, как и государственной политики вообще, - замена подлинной модернизации ее имитацией, созданием «витрин», выставочным вариантом, чтобы не сказать - «потемкинскими деревнями». Действующая власть верит (или делает вид, что верит), будто это приведет в движение всю систему. Однако забывает, что скорость движения эскадры равна скорости самого медленного из ее кораблей. На практике создание выставочных витрин сопровождается не модернизацией системы образования,

а продолжением ее деградации.

Приведем лишь некоторые примеры политики образовательной сегрегации.

Национальный проект «Образование»: много шума из почти ничего

На протяжении последних пяти лет российские власти и партия «Единая Россия» упорно рекламировали так называемые национальные проекты, одним из которых был нацпроект «Образование». Однако, как обычно бывает с недобросовестными рекламодателями, результат оказался явно не соответствующим обещаниям и ожиданиям.

Конечно, несколько десятков вузов - победителей конкурса получили по нескольку сот миллионов рублей и смогли улучшить собственную материальную базу. Но при этом в рамках «нацпроекта» не было создано новых прорывных образовательных технологий, которые можно было бы тиражировать на всю систему образования или хотя бы на группы учебных заведений. Разумеется, образовательное сообщество приветствовало введение надбавки за классное руководство в размере 1 тысячи рублей за счет федерального бюджета. Однако, во-первых, отчитываться за эти деньги учителю пришлось неимоверным количеством бумаг, а во-вторых, сумма доплаты за пять лет ни разу не индексировалась, то есть уменьшилась примерно вдвое, а затем и вовсе «растворилась» в так называемой новой системе оплаты труда, которую учителя не случайно именуют системой труда без зарплаты. Точно так же в рамках «нацпроекта» многие сельские школы получили автобусы для подвоза детей. Но теперь ремонт и топливо для автобусов «повесили» на местные власти, а то и просто на родителей. Главной же ценой такой, с позволения сказать, помощи стало массовое закрытие сельских школ.

Национальный проект должен иметь некоторую общую идею. Однако трудно понять, какая идея объединяет Интернет в школе, надбавки за классное руководство и выплаты молодежи за достижения в различных областях. Так называемый приоритетный национальный проект «Образование» на самом деле представляет собой «лоскутное одеяло», состоящее из очень разных, в том числе и полезных, мер, тем не менее не объединенных никакой системообразующей идеей. Если же все-таки удается выделить центральное звено так называемого нацпроекта, то оно должно оцениваться скорее отрицательно. Таким центральным звеном может считаться идея грантов. И в том, что государство решило выступить как некий коллективный Сорос, нет ничего плохого. Более того, система грантов может быть весьма полезной при двух условиях:

1) если она не заменяет, а дополняет основное финансирование;

2) если гранты встроены в общую систему обра-

зовательной политики, включающую как минимум три социальных ориентира:

- гарантии права на образование всем без исключения;

- дополнительные гарантии осуществления этого права для нуждающихся в них по социальным причинам (дети и студенты из семей с низкими доходами, из села, с ограниченными возможностями здоровья, сироты, представители национальных меньшинств и т. п.);

- гранты «продвинутым» учебным заведениям, педагогам, студентам и т. п.

По официальной информации руководства Рособразования, в 2005 году финансирование учебных заведений составляло 40 процентов от потребности. Следовательно, с учетом инфляции сейчас оно составляет не более 50 процентов. С другой стороны, международные организации, включая Организацию экономического сотрудничества и развития, неоднократно указывали на то, что уровень неравенства образовательных возможностей в России превысил допустимые пределы. В таких условиях превращать грант в центральное звено «нацпроекта» - значит вызывать еще больший рост этого неравенства: гранты, как известно, получают более успешные, а значит, и более обеспеченные учреждения и люди.

Финансирование мероприятий в рамках «нацпроекта», согласно информации из письма директора Департамента культуры и образования Правительства РФ Д.процента от текущего финансирования по разделу «Образование» в федеральных бюджетах. Очевидно, что для прорыва в образовательной политике такие объемы недостаточны. Более того, они сокращались начиная с 2009 года.

Именно принципиальная ошибочность стратегической линии «нацпроекта» привела к тому, что в его условиях продолжилось то, что даже президент вынужден был назвать откатом с передовых позиций в образовании.

Федеральный закон обАУ, БУ и КУ: падение человеческого потенциала будет продолжено

В России самые худшие законы принимаются либо в каникулы, либо по праздникам. Вот и Федеральный закон, получивший номер 83, был внесен правительством в Государственную Думу под Новый год - 30 декабря 2009-го, а подписан президентом в канун юбилея Победы - 8 мая 2010 года. Дискуссии вокруг этого закона несколько поутихли - и совершенно напрасно. Большинство независимых экспертов разных политических направлений прогнозируют следующие последствия его вступления в силу.

1. Как признают многие руководители профильных думских комитетов - представители правящей партии, закон фактически превращает бюджетные

учреждения из некоммерческих организаций в коммерческие. Понятно, что в результате такого превращения качество так называемых услуг в образовании, медицине и культуре еще более упадет.

2. Бюджетные учреждения, вынужденные любыми путями зарабатывать деньги, будут делать это прежде всего за счет карманов граждан. Другими словами, закон приведет к вытеснению бюджетного образования, медицины и культуры платными услугами. Между тем с точки зрения такого вытеснения Россия и в настоящее время «догнала и перегнала» большинство развитых стран.

Напомню, например, что 25 лет назад 100 процентов студентов в Советском Союзе учились за счет бюджета, а в настоящее время таких - лишь треть. Для сравнения: более 90 процентов студентов в Германии и более 80 процентов студентов во Франции учатся за счет бюджета. В странах же с либеральной моделью экономики (Великобритания, США) существует развитая система льготного образовательного кредитования, какой в России до сих пор нет. Отечественное правительство лишь проводит по этому поводу эксперимент, выделив на него менее 800 миллионов рублей. Однако, по нашим оценкам, в льготном кредите или беспроцентной субсидии нуждается каждый третий «внебюджетный» студент в стране. И на обеспечение этих субсидий требуется около 85 миллиардов рублей. Другими словами, на образовательное кредитование в настоящее время выделено менее 1 процента бюджетных денег от потребности.

3. Поскольку новый закон предполагает финансирование учреждений путем предоставления им государственных заданий, и именно государственные чиновники будут определять, кому давать такие задания и в каком объеме, а кого их лишить, есть все основания ожидать, что закон приведет к росту коррупции в стране.

4. Так называемые государственные задания, которые вводятся новым законом, представляют собой прекрасное средство для «реструктуризации» бюджетных учреждений: выдал задание - учреждение живет; не выдал - закрылось. Следовательно, есть все основания ожидать массового закры-

тия школ, больниц, учреждений культуры, причем не только на селе, но и в городе, где подобное закрытие обычно стимулируется желанием «расчистить» земельный участок для строительства элитного жилья и новых офисов. Какое количество учреждений из общего числа, более 350 тысяч, будет ликвидировано, точно сказать невозможно. Однако очевидно, что процесс ускорится.

5. Ликвидация учреждений приведет, естественно, к значительной безработице среди интеллигенции и работников бюджетной сферы вообще. Кстати, зарплата многих из них сравнима с пособием по безработице. Поэтому Минфин выиграет мало, а страна потеряет многое.

6. Есть все основания полагать, что новый закон приведет к дальнейшему падению человеческого потенциала страны. А это ставит под сомнение любые программы модернизации. Считаю необходимым отменить Федеральный закон № 83 и продолжить массовые акции протеста против него. Кстати, группа депутатов Думы внесла в парламент подготовленный мною законопроект об отмене Федерального закона № 83. Он должен был быть рассмотрен Думой в апреле 2011 года, однако отложен на неопределенный срок.

Примечание

1 См. В.А. Коптюг, В.М. Матросов, В.К. Левашов, Ю.Г Демянко. Устойчивое развитие цивилизации и место в ней России: проблемы формирования национальной стратегии. М.,Новосибирск, 1996.

С.40-42.

2 См. http://www.nr2.ru/heaith/67535.html

3 См. http://www.vz.rU/society/2008/2/i6/ H5528.html

4 См. «Теоретические основы исследования и анализа латентной преступности». Под ред. С.Н. Ин-шакова. М.,2011

5 См. « воспитательная работа в новых условиях (опыт учреждений профессионального образования). Научно-методический сборник» Авт.- сост.: И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко. М.,2003. С. 26.

Smolin O.

INTELLECTUAL CRASH IN RUSSIA: REASONS AND SOLUTIONS

The article presents the author's views on the state of intellectual capital in Russia. Assessed the causes of the crisis and the ways of solving existing problems

keywords: Higher education in Russia, intellectual capital, development trends.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.