Научная статья на тему 'Интеллектуальная игра с читателем в романе «Химера» К. Ижиковского'

Интеллектуальная игра с читателем в романе «Химера» К. Ижиковского Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
127
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
К. Ижиковский / читатель / «Молодая Польша» / палимпсест / роман.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Паньков Евгений Аркадьевич

В статье исследуются некоторые особенности взаимодействия автора и читателя вромане Кароля Ижиковского «Химера». Предлагается концепция осмысления литера-турной действительности, раскрывается характер психологизма в творчестве польскогописателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальная игра с читателем в романе «Химера» К. Ижиковского»

Е. А. Паньков

Интеллектуальная игра с читателем в романе «Химера»

К. Ижиковского

В статье исследуются некоторые особенности взаимодействия автора и читателя в романе Кароля Ижиковского «Химера». Предлагается концепция осмысления литературной действительности, раскрывается характер психологизма в творчестве польского писателя.

Ключевые слова: К. Ижиковский, читатель, «Молодая Польша», палимпсест, роман.

В прозе периода «Молодой Польши» место изложения, которое представляло собой сочетание прямой зависимости и проявления внелитературной реальности, занимает изложение осмысливающее, моделирующее, конструирующее образ литературной реальности. Кризис традиционной модели реалистического повествования стал в дальнейшем причиной возникновения нового типа романа. Речь идет о произведениях, в которых представление тех или иных событий связано с процессами мышления. Процесс творчества имеет прямую зависимость от восприятия произведения. Такие проявления художественной действительности открывают широкие возможности для развития литературы в психологическом аспекте.

Писатели периода «Молодой Польши» выступают против идеи общедоступности литературы, поскольку адресованная всем литература, как правило, никому не адресована. Дифференциацию культуры, как и дифференциацию общества, а также отдельных личностей, безусловно, не следует скрывать или недооценивать. Все люди должны быть равны перед лицом закона, но не равны с точки зрения собственных потребностей и стремлений. В ситуации, когда наблюдается наплыв произведений, не имеющих адресата и являющихся единственно свидетельством внутреннего разлада своих авторов, младопольское творческое наследие обеспечивает высочайший художественный уровень как в общем литературном процессе, так и для удовлетворения эстетических потребностей читателей.

Роман «Химера» появился в 1903 году и сразу же закрепил за Каролем Ижиковским славу тонкого, бесстрастного и рассудительного аналитика, автора «психологического трактата». По его признанию, «Химера» выросла из дневника, отвечая концепции абсолютной искренности писателя в процессе творчества, «интимизму» (по определению автора), и связана с внелитературной действительностью. В романе актуализируются вопросы литературы, его эстетическое пространство заполняется литературными и интеллектуальными рефлексиями, подробными психологическими характеристиками. Однако, «Химера» охватывает не только биографический этюд, посвященный Петру Струменьскому, но и «Сны Марии Дунин», а

141

также «Примечания к “Химере”», «Истолкование “Снов Марии Дунин” и их связь с “Химерой”», «Шанец “Химеры”». «Химеру» трудно назвать романом в привычном значении этого слова, это произведение не укладывается в схемы реалистического романа, не соответствует и формулам младопольского. Один из первых рецензентов произведения, Мария Ко-морницкая, не сумев дать точного жанрового определения «Химеры», советовала Ижиковскому заняться эссеистикой. Казимеж Выка в работе «Польский модернизм» обнаружил в «Химере» три повествовательных пласта: собственно роман, quasi-аналитический роман и quasi-роман в романе [1, с. 381]. Согласно предложенной К. Выкой классификации, первая из перечисленных жанровых структур должна содержать подробное описание жизненных перипетий Петра Струменьского, вторая - трансформироваться в развернутый психологический трактат, третья - свести воедино разрозненные, по мнению теоретика литературы, суждения Ижиковского на тему написания романа. Такой подход, во многом правильный и обоснованный, не учитывает целого ряда художественных особенностей произведения, а пытаясь свести литературный текст к вполне традиционным теоретическим выкладкам, К. Выка тем самым лишает роман его неоспоримой оригинальности.

Сам же Кароль Ижиковский, представляя динамику своего творческого замысла, указывал, что в первоначальном варианте он намеревался воспользоваться графической подсказкой: разместить текст романа «над чертой», «под чертой» сгруппировать замечания автора. В конечном итоге, написанная в 1895 году новелла «Сны Марии Дунин» была издана вместе с «Химерой» как единое целое, выступая на правах дополнения (pendant), художественного аналога. В то же время сюжетная самостоятельность этой новеллы позволяет говорить о ее автономности как литературного текста и повествовательной модели. Второе название новеллы «Сны Марии Дунин» звучит как «Палимпсест». «“Мария Дунин” является палимпсестом, это значит, не более чем мистификацией. <...> Автор нарочито высказывает убеждения, под которыми следует усматривать иные его утверждения, прямо противоположные первым. А поскольку в конце автор даже те, вторые, утверждения берет в кавычки, можно сказать, что “Мария Дунин” является палимпсестом в квадрате [2, с. 457].

Ижиковский последовательно усложняет свою головоломку и представляет палимпсест как принцип, формирующий повествование и определяющий способ интерпретации всего произведения. Способ познания мира в «Химере» характеризуется не столько стремлением к различного рода оценкам, сколько изучению тайных механизмов функционирования в нем человека. Ижиковский являет собой пример писателя, у которого нет своего героя, носителя определенного опыта, выражающего жизненную драму автора. Он может кому-то из своих персонажей симпатизировать больше, кому-то меньше, но подобная сентиментальность относится исключитель-

142

но к случайным чертам их характера. Утонченный стиль, врожденный такт не позволяют автору трансформировать открытые пружины человеческой натуры в тривиальные оценочные категории и акцентировать внимание на человеческих слабостях. Литературные пристрастия и вкусы привносят элементы драмы в описываемые события и судьбы, принуждают конструировать каждое действующее лицо с особой старательностью, делая его красочным, интересным и сложным.

В «Снах Марии Дунин» отсутствует план авторского высказывания, рассказчиком является сам герой, который представляет события без должного внимания к фактам, «неправильно и фальшиво рассказывает» о своих приключениях, иногда пропускает очень важные детали, умалчивает или искажает все, что могло бы представить происходящее в невыгодном свете» [2, с. 458]. Достижение идеала, по мнению К. Ижиковского, невозможно, как невозможно абсолютное постижение правды. На примере Петра Струменьского писатель утверждает, что на существование не имеют права идеалы, далекие от действительности, заимствованные из вымышленного мира. Подобно как и в «Снах Марии Дунин», в «Химере» любовь становится способом самовыражения героя. Первоначально Струменьский воспринимал любовь согласно «рецепту Мицкевича»: сквозь призму романтической литературы. Идеал некой необычной, абсолютной любви стал указателем его жизненной дороги. Витавший в воображении образ «идеальной», чистой любви лег в основу его отношений с первой женой Ангеликой. Путем любовных экспериментов супруги приходят к выводу, что любовь - это великая загадка мира, а они, жрецы любви, обязаны ее разгадать. На пути разгадки этой тайны видится создаваемая ими «Книга Любви». Струменьский и Ангелика живут в идеальном, ими же придуманном мире. После смерти жены Петру пришлось столкнуться с реальностью, с обычной «приземленной» жизнью, к чему он совершенно не был готов. Оказалось, что те жизненные принципы, которыми руководствовался герой Ижиковского, разбились на мелкие кусочки. Петр Струменьский не сумел до конца избавиться от своих давних представлений о любви, над ним по-прежнему тяготел «комплекс Ангелики». Кароль Ижиковский развенчивает миф об идеальной любви с помощью параллелизма экзистенциальных мотивов Марии Дунин и ее мужского «воплощения» - Петра Струменьского.

Кароль Ижиковский апеллирует к сознанию и воображению интеллектуального, независимого в своих взглядах на мир читателя, склонного к самодисциплине и «соавторству». Писатель отдает предпочтение недосказанному, «бесконтурному», предоставляя своему адресату право «доработать» его произведение, дать свою собственную оценку происходящему. Он ставит читателя-«соавтора» перед необходимостью решения сложных философских, эстетических и нравственно-этических вопросов, гарантируя ему полную свободу выбора. Ижиковский учит не читать, а вчитываться в

143

текст, проникая в «междустрочие», видеть слова во всей совокупности контекста, временами возвращаясь к ранее прочитанному, взвешивая каждый элемент, осознавать, что у него не бывает случайных сцен, фраз, мотивов, что каждый штрих произведения должен быть осмыслен в соответствии с целым. Позиция читателя постоянно активизируется за счет того, что Ижиковский-психолог ищет точки соприкосновения между адресатом и героями его произведений, делая их участниками одной общей дискуссии, создателями литературы «недоговоренностей». Самоустраняясь, автор входит в круг случайных наблюдателей, пытаясь ассимилироваться с читателем. Его задачей становится обеспечение полной автономности романной действительности по отношению к влиянию и авторитету автора, чье присутствие в произведении объявлено крайне нежелательным. В основе художественной игры с читателем в романе К. Ижиковского «Химера» лежит принцип авторского невмешательства, отчуждения от рассказчика и героев.

Предъявляя высокие интеллектуальные требования к своему потенциальному читателю, Ижиковский остается требовательным и критичным прежде всего к самому себе. В результате его произведение доведено до художественного совершенства, предлагает новое понимание психологического переживания.

В «Снах Марии Дунин» и в «Химере» используется прием идеализации действительности либо ее понятийной схемы, стремление придать особую значимость сложным в своем многообразии явлениям. Струмень-ского отличает желание теоретизировать, мистифицировать реальность, в восприятии которой ему важна «симметризация». Он стремится заключить в замкнутую систему собственную биографию, создавая «историософию жизни», называемую также «тематичностью жизни». В центре идеальных представлений Струменьского находится культ Ангелики, который в определенной степени упорядочивает рисунок психологических мотиваций героя, делает более выразительной «комедию характера»[2, с. 441]. «Комедия верности» помогает Петру осознать свою исключительность, которой он стыдится и от которой, манипулируя собственными психическими состояниями, пытается уйти.

Концепция «гардероба души» определяется «химеричностью» действительности. Новелла «Сны Марии Дунин» имеет прикладной характер по отношению к теории, изложенной и художественно оформленной в «Химере». Кароль Ижиковский воспринимал «Химеру» как художественное целое, как откровение, документ собственных размышлений о себе и литературе.

Список литературы

1. Wyka K. Modernizm polski. - Krakow, 1968.

2. Irzykowski K. Paluba. Sny Marii Dunin. - Wroclaw, 1981.

144

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.