Научная статья на тему 'Интеллектуальная биография Карла Ясперса, или опыт исторического исследования жизни и творчества философа'

Интеллектуальная биография Карла Ясперса, или опыт исторического исследования жизни и творчества философа Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
645
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЛ ЯСПЕРС / KARL JASPERS / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ БИОГРАФИЯ / INTELLECTUAL BIOGRAPHY / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / INTERDISCIPLINARITY / ДИСКУРС / DISCOURSE / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ / SOCIOCULTURAL CONTEXT / ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ / ЧАСТНОИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ / ALL-INTELLECTUAL CONTEXT / PRIVATEINTELLECTUAL CONTEXT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кцоева Султана Гильмидиновна

Статья посвящена такому жанру исторического исследования, как интеллектуальная биография. В ней на практике (применительно к личности выдающегося немецкого ученого Карла Ясперса) рассматриваются основные методы, применяемые в процессе составления интеллектуальной биографии, определяется круг исследовательских проблем, характерных для данного направления, и объясняется их специфика. Особое внимание уделяется междисциплинарности как основному условию успешной научной работы в данном направлении интеллектуальной истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KARL JASPERS’ INTELLECTUAL BIOGRAPHY OR EXPERIENCE OF HISTORICAL RESEARCH OF PHILISOPHER’S LIFE AND WORK

The article is devoted to a such genre of historical research as intellectual biography. In it in practice (with reference to the person of outstanding German scientist Karl Jaspers) are considered the basic methods, applied during the process of preparation of the intellectual biography, the circle of research problem is defined, typical for the given direction and their specific character is explained. Special attention is given to interdisciplinary as the basic condition of a successful scientific work on the given direction of intellectual history. A number of problems is listed in the article with which the historian, making the intellectual biography, anyway faces. The necessity of overcoming highly specialized scientific frames during the preparation of the intellectual biography becomes abundantly clear as it is impossible to understand the historical determinates of foldings of the whole system of scientific outlook of the intellectual without the reference to the system analysis of its scientific views, without immersing to the sphere of his professional interests which, as is known, can be far from history. The specified fact is the main reason for criticism of the direction of intellectual history from the adherents of “pure” history. The author defines a circle of research problems, among which are: definition of a circle of the research problems, objectively rising before the historian-intellectualist, realization of the selection of methods of research, relevant to the solution of objectives, demonstration of a bright example of practical application of methods of interdisciplinary research within writing of the intellectual biography of Jaspers.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальная биография Карла Ясперса, или опыт исторического исследования жизни и творчества философа»

МЕТОДЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВА1

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ БИОГР ИЛИ ОПЫТ ИСТОРИЧЕСКОГ

И ТВОРЧЕСТВА Ф

Кафедра межкультурн

1А ЯСПЕРСА, СЛЕДОВАНИЯ ЖИЗНИ СОФА

уникаций и связей с обще< ут цивилизации ул. Гаслелло, 79, Владикавказ, Россия, 3

Статья пос ная биография. ученого К; составл блем

мание уд в

кому жанру исторического исс. на Практике (применительно к лич! ер|а) рассматриваются основныемет Актуальной биографии, опреде.

для данного направления, шибъяснр£тся их специфика. Особое вни-ется междисциплинарности ка^осищному условию успешной научной ом направлении интеллектуальной истории.

ания, как интеллектуаль-сти выдающегося немецкого еняемые в процессе г исследовательских про-

лючевые слова: Карл Ясп ость, дискурс, социокультурны интеллектуальный контекст.

интеллектуальная биография, междисциплинар-кст, общеинтеллектуальный контекст, частно-

В России выдающий^я^ченый ХХ в., немецкий философ-экзистенциалист Карл Ясперс (1889-1969) приобрел известность в узких кругах гуманитарно-интеллектуальной элиты, начиная с середины 90-х гг.

С самого начала наибольшей популярностью пользовались именно исторические воззрения Ясперса (несмотря на то, что в диапазон его научных изысканий входила, помимо истории, в первую очередь, философия, политическая аналитика, культурология и даже психиатрия), в основе которых лежал традиционный для российского гуманитарного знания принцип линейного, поступательного развития мировой истории. Российской научной общественности (все еще очень традиционно настроенной) импонировала стройность и логическая простота привычного структурного обоснования

ом, какие

развития мировой истории. Таким образом, для отечественной исторической науки Ясперс - автор концепции «осевого времени», центральной идей которой - как, впрочем, и марксистской концепции - была идея общечеловеческого единства истории. В европейском же дискурсе Ясперс представлен в большей степени как первый серьезный теоретик, обосновавший идею глобализации от доисторических истоков до исторического будущеЕр^еловече-

Предсказав современный кризис духовности складыванием кассового порядка, порождающего тип среднего человека, где увредн|ъо все: требования к всеобщему образованию, продуктам духовногдксозта'ания (кино, музыке, литературе и т.п.), даже к науке, и где^амиелтвек стал продуктом массовой культуры, Ясперс стал остро созвуцеНцЫнеШней эпохе.

Историческая концепция Ясперса вырослвЧз стремления ученого найти исторические истоки современности^связать^орванные жестоким ХХ веком нити, соединяющие сегодняшнее человечество с более чем двухтысяче-летним развитием, как бы восстаЯьвить^Йзорванную связь времен. Поэтому в своей работе Ясперс... размышляеГшад судьбой современного^еловечест-ва, обсуждая проблемы науки, техники, индустриальной цивили его-

дняшней... ситуации в ЕвроЛе^^мире» (1).

По его мнению, главный для историка вопрос -возможности для современного развития таит в себе

Субъектившость^смысления целостности исторического процесса в ситуации постмодернизма и, как следствие, теоретического (и не только) плюрализма определило многообразие историко-теоретических конструкций. А по-скольйукисторииеская концепция Карла ^ЯсшерЯУ^вляется одной из наиболее ярких и актуальных, опыт ее приспособления к нуждам историка-практика, зщегося конкретно-историческими^проблемами, безусловно, был бы юбопытен, а в некоторых случаях^ожалуй, и незаменим. Одного этого обстоятельства уже было б^достатоЦно для актуализации изучения творческой биографии ученогш

Общеизвестно: росвий^бая^историческая наука на протяжении значительного периода переживает коренную трансформацию, связанную с пересмотром предмета, теоретического багажа и методологического инструментария. Детерминантами этих изменений стали: тенденция «вливания» российской науки в общемировой поток антропологизации общественных наук, размывание граней между смежными социально-гуманитарными дисциплинами и мощное воздействие постмодернистских «интеллектуальных вызовов».

Безусловно, одним из таких вызовов является необходимость обращения исследовательского внимания на влияние интеллектуального наследия великих умов ХХ в. (в особенности его середины) на определение вектора

мирового исторического процесса. В этой связи исследование взаимодействия личности и среды как импульса к творческой деятельности более чем актуально.

Таким образом, факт того, что в последнее время наблюдается всплеск интереса к жанру исторической биографии, а исторический субъект во всей своей многогранности вновь стал популярным предметом исторических изысканий, кажется вполне объяснимым. Специфика постмодернистского подхода, проявляющаяся в том числе и в отходе от привычных традиционных парадигм, делает историческое исследование практически безграничным. Пространство деятельности индивидов в исхоривеском, социальном и культурном контекстах является предметом исследований разнообразных направлений и методов - истории повседневности, культуры, гендерной и социальной истории, исторической антропологии или микроистории.

При составлении биографии интеллектуала историк непременно столкнется с некоторой зыбкостью узкоспециализированных научных рамок: ведь невозможно интегральное исследование системы научного мировоззрения, скажем, ученого без обращения к системному анализу его научных воззрений, без погружения в сферу его профессиональных интересов, которые, как известно, могут быть далеки от#1стории. Этот момент является о^овным поводом для критики данного направления исторических исследований со стороны приверженцев «чистой» истории. ^^^

Исходя излыШеизложенного, автор ставит де^вю данной статьи попытку продемонстрировать практическую применимость междисциплинарного подхода в рамках жанра интеллектуальной биографии.

Межди|циплинарный подход в контексте^сследования личной и твор-й окографии Карла Ясперса охватывает весьма обширную область на-знания, что может создать дополнительные трудности для исследо-я-историка. В этой связи целесообразно было бы в рамках поставлен-ели сформулировать следующие задачи данной статьи:

- определить круг исследовательских проблем, объективно возникающих при составлении интеллектуальной биографии ученого;

- осуществить вьгоойку^етодов исследования, актуальных для решения выявленных проблем;

- продемонстрировать пример практического применения методов междисциплинарного исследования интеллектуальной биографии Ясперса.

Начнем с характеристики многогранной личности Карла Ясперса. Его творчество трудно соотнести с привычной классификацией социально-гуманитарных наук. Его имя значится в списке ученых, внесших значительный вклад в исследования по психиатрии, философии, истории, политологии, культурологии, социологии. В своих социально-философских исследованиях он достиг такого уровня рефлексии и исторического самосознания, который до сих пор

чес

аль-димо 'наукГ Ведь в ие данно-

остается в чем-то непревзойденным. В европейском дискурсе Ясперс представлен в большей степени как первый серьезный теоретик, обосновавший идею глобализации. Одного этого обстоятельства уже было бы достаточно для актуализации изучения творческой биографии ученого.

Таким образом, становится совершенно очевидным, что составить биографию интеллектуала без глубокого системного анализа всех ж)5йправле-ний его научных предпочтений не представляется возможным, что, в свою очередь, требует от исследователя высокой профессиональной подготовленности в тех областях знания, которых он касается. В этом случае междисциплинарный подход безальтернативен, так как междисциплинарность позволяет связать воедино исторический, личностый-психологический и социокультурный контексты, вне рамок которых решить поставленные перед исследованием подобного рода задачи не представляется возможным.

При этом важно отметить: философское, историческое, политическое, религиозное, эпистемологическое мышление Ясперса (как, впрочем, любого мыслителя, чье научное мировоззрение также выходит за узкоспециализированные рамки) - это не столько история идей как таковых, сколько история идей в социальном контексте, во многом отражающем и ную сущность современной ученому эпохи. Чтобы понята^ поместить объект исследования в точку пересечения названны узких рамках лишь одной науки истории интегральное исслед го объекта стало бы невозможно.

Таким образом, является необходимым применение не только специальных исторических концепций и методов, но и методологического инструментария других социальных и гуманитарных наук, а следовательно, и выбор междисциплинарного подхода при изучении нами текстологического материла очевиден.

исле первых исследовательских трудностей, с которыми сталкивается историк при составлении интеллектуальной биографии Ясперса, значится необходимость детального изучения текстов ученого, относящихся, как уже поминалось, к различным социально-гуманитарным и даже естественным (психиатрия) наукам. В этой связи нужно, разумеется, понимать, что нашей задачей не должна являться научная характеристика содержательной ценности исследуемых текстов и определение объема вклада Ясперса в каждую из тех наук, в рамках которых он работал. Этого и не нужно. Историк не обязан разбираться в тонкостях совершенно других областей знания. Тем не менее, анализ историком философских, культурологических текстов, политической публицистики и даже основных аспектов вклада Ясперса в область психиатрии совершенно необходим с точки зрения исторического контекста, в котором эти тексты создавались.

В этой связи в качестве незаменимого метода выступает герменевтика, изначально рассматривавшаяся как искусство толкования текстов, а сегодня претендующая на статус самостоятельной философской науки.

Так, в рамках герменевтики был разработан принцип «лучшего понимания», выдвинутый впервые Ф. Шлейермахером - понять текст и его автора лучше, чем сам автор понимал себя и свое собственное творение (2).

С методом герменевтики тесно связан метод дискурсивного анализа, базирующегося на интерпретации текстов (в том числе и исторических источников), речевых практик, включающих ряд взаимосвязанных стадий. В качестве первого шага необходимо выявить дискурсы внутри одного текста на основе определения их общей темы, терминологии, местаЦ^мыЯловом поле. Затем - классифицировать группы высказываний (дискурсов) внутри оного текста и описать их связи с дискурсами в других исторических источниках внутри всей совокупности документов, относящихся к определенному периоду или теме. Это предполагает истолкование взаимосвязей значений тех или иных высказываний и конкретных символов в текстах, а также их эволюции в течение определенного исторического периода, установление корреляции между содержанием текста I результатами анализа социокультурного и исторического контексталдрвечевкого существования (3).

Рассмотрим следующий пример. Исторические и глобалистские воззрения ученого широко известны на Западе. В общих чертах с ними знакома и наша отечественная интеллектуальная элита. Но при более внимательном знакомстве с ними ученый обратит внимание на странные противоречия, выявить которые невозможно, если рассматривать каждую из его концепций в отдельности^Уп^мянутое противоречие становится очевидным лишь при попытке их сопоставления: в разные годы, на разных этапах своей научной карьеры Ясперс высказывает совершенно взаимоисключающие идеи, причем каждое последующее высказывание отменяет предыдущее.

3 г. под влиянием всплеска популярности национальной идеи в и Ясперс, еще очень гордый тем, что он немец, в попытке пояснить смысл понятия «немецкость» в ^Лисьме ^ своей ученице и другу Ханне ^Арандт писал: «...немецкость^ивляется^тождеством разума.» (4), а уже в 965-м, полностью разочарованный в нации, которую и в самом деле считал исключительной, по его мнению, пришедшей в мир с особой, высокой миссией, он говорит следующее^."виноват" не Гитлер, а немецкая нация, которая за ним последовала» (5).

Таким образом, из националистически настроенного «гражданина государства» в самом начале своей научной деятельности, в попытке подвести жизненный итог (в 1969 г. Ясперс умер), он превратится в «гражданина мира». Национальные идеологии, отстаивающие отдельные этнические (и не только) идентичности, он отвергает; глобализация видится ему единственным выходом для Европы и мира.

Логично предположить, что причина столь радикальной смены точек зрения вызвана некими серьезными, вероятнее всего, внешними условиями. Каково же то объективное влияние, которое оказала на мировоззрение мыс-

едовательский алгоритм: й; от выявления проти-

тма привело нас к выводу о т претерпело серьезные ме ационализма к системе

лителя уникальная историческая эпоха, в которой он жил и писал? Ответ на этот вопрос является универсальным ключом к пониманию философа.

Исходя из приведенного примера, следует обратить внимание на два момента: во-первых: постановка данного вопроса не была бы возможна без тщательного анализа текстов Ясперса, относящихся к области политической публицистики; во-вторых - для ответа на этот вопрос нам необходииовыяс-нить причину столь радикальной смены мировоззренческих позиций, для чего нам необходимо обращение к текстам личного хараИтср^(цневники, переписка), что, в конечном счете, приводит нас к^еоьхшимости поиска исторического контекста, событий той эпохи, детерминировавших смену парадигм политического сознания ученого.

Таким образом, мы выявляем следующиш^с^ от исследования текстов - к выявлению противоре

воречий - к поиску их причин. Поиск ж—дричищ^бъективно выводит нас из сферы исследования научных авторских текстов в тексты личного содержания, а оттуда - в поиск абсолютно внешних причин - то есть собственно исторического контекста.

Применение данного тическое мировоззрение Ясперс; люционировав от идей кра

ного глобалиста. Проведенные исследования дали на: что в числе причин, приведших к столь радикальном мировоззренческих парадигм, в качестве основной знач которую сыграла в его судьбе нацистская диктатура и на, разделЦвШая^изнь ученого на «до» и «по1

подошли к выводу о том, что изренАЛорческого наследия Карла Ясперса^ак мыслителя своей эпохи б^^Ро ^ы^отд ли возможно в рамках ка-бо иной методологии, в связи с чем выбор нами новой интеллектуальной истории как основной методологической базы исследования очеви-

Но и он, на наш взгляд, не^вля|тся первостепенным, несмотря на свою безальтернативность в данном случае.

Очевидно, что для составления интеллектуальной биографии для историка первичен социокультурный контекст. Известный русский философ Г. Шпет называл его «сферой разговора», поскольку в разговоре смысл не статичен, а динамичен и позволяет творить новые предметные формы мыслимого, т.е. сфера разговора - подвижное смысловое образование, своего рода динамичный коммуникативный контекст. При этом, поясняет Г. Шпет, для понимания и истолкования «слово-понятия» важен не просто контекст, не столько сфера обыденного разговора вообще, сколько профессиональный контекст методологического характера.

Что же включается в этот социокультурный контекст? Во-первых - историческая ситуация, представленная в динамике. Она формирует общий

оли-эво-ежден-полагать, отру научных и атальная роль, орая мировая вой-

фон, объективную среду, детерминирующую целую систему вторичных факторов. Назовем его «общеинтеллектуальный контекст». Он включает актуальные объективные тенденции в науке, идеологии, обыденном мировоззрении конкретного исторического времени.

Во-вторых - «частноинтеллектуальный контекст», условия индивиду -ального, субъективного характера (события из личной биогравии^лучай-ные причины, непредвиденным образом воздействующие на формирование личности, включая влияние отдельных личностей - коллег по научному цеху, научных оппонентов, друзей либо врагов, членов ^рмьи^^п.).

При выявлении общеинтеллектуального кон!екст1^^рширования мировоззренческих парадигм Ясперса необходимо воссоздание ключевых моментов эпохи: подготовки Германии к Первой мировой войне и ее хода, Веймарской республики, прихода нацистов к власти, Второй мировой войны, периода послевоенного переустройства. Основная задача здесь - выявление главных тенденций общеевропейского, и германского в частности, массового сознания.

Главным образом нас должна интересовать сфера науки и пеки, поскольку именно там распорагаетя поле исследовательских инте^совуче-ного. Так, например, в самом начале своей научной карьеры, еще будучи молодым психиатром, он создает труды на модную в болезнь» о Ницше, Стриндберге и Ван Гоге. Чем данного исследовательского направления в псих рическим научным контекстом, популяризировав сыл мятежа отдельно взятой, ищущей глуби засил Мелкобуржуазной морали?^

о, общеинтеллектуальный контекст дает возможность кри-зации основных научно-мировоззренческих установок Ясперса, делая вершенно очевидными, когда становятся очевидными мотивы их выбо-

)а (националистические взгл: ого периода, - накануне Веймарской республики, по Второй мировой войны Частноинтеллектуаль

емяпему«гений и бусловлен выбор если не общеисто-истенциальный по-ы, личности против

ашедшие воплощение в научных статьях ровой войны, умеренные - в период ти совершенно космополитические - во время ее окончания). контекст, в немалой степени обусловленный общеинтеллектуальным, также четко позволяет выявить ключевые моменты научной биографии Ясперса, детерминированные причинами личного характера. Здесь могут быть важны любые мелочи: его болезнь бронхов, не позволившая ему попасть на фронт, что дало ему возможность уделять больше времени образованию и науке, круг общения, коллеги по научному цеху, некоторые из которых (например, М. Хайдеггер), став впоследствии его оппонентами, способствовали оформлению идейных убеждений ученого. Не менее важны события семейной жизни Ясперса, также серьезно влиявшие на то, что он писал.

Таким образом, составление интеллектуальной биографии сегодня - это сфера междисциплинарных исследований, где используются теоретические и практические достижения всех гуманитарных и социальных наук.

Необходимо, однако, обозначить ряд условий междисциплинарных заимствований. Применяемые подходы смежных наук должны соответствовать требованиям современной интеллектуальной ситуации, новейшей парадигмы гуманитарного знания; позволять рассматривать объект чссл|дования -человека прошлого, как носителя определенной культуры и в то же время личностного сознания, - под разным углом зрения, с разных сторон, создавая его «голографическое» видение. Положения-^вывоЬыи^етоды, используемые в рамках одного исследования, не должны в своей теоретической основе кардинально противоречить друг другу. Предпочтительно избегать прямого «перенесения» методов смежных^дисципТин, их концепции и технологии должны применяться творчески, с учетом специфики исторического исследования, его источниковедческой парадигмы.

В процесс составления интеллектуальной биографии необходимо во-

роль

ду с озво-бщества

влекать не только научный анализ, но и синтез, в котором б принадлежит интуиции и творческому потенциалу ученого. использованием междисциплинарных научных подходов ляет исследователю, изучая индивидуальность человек^др или эпохи, познавать «чужую одушевленность».

ПРИМЕЧАНИЯ

Человек и история в экзистенциакьыОЯ^илософии Карла Ясперса // ысл и назначение истории.Лер1|р нем. 2-е изд. - М., 1994. - С. 20. Возможности междисциплинарного подхода в реализации задач ектуальной истории // Диалог со^ременем. Альманах интеллектуальной Истории. 15. - М., 2005. - С. 218 ам же. - С. 219.

Hannah Arendt, Karl Jaspers BÜeiWechiel 1926-1969. - Zuerich, 2002. Ibid., p. 648.

REFERENCES

(1) Gajdenko P.P. Chelovek i istorija v jekzistencial'noj filosofii Karla Jaspersa, Jaspers K. Smysl i naznachenie istorii: Per. s nem [Meaning and purpose of history]. Moscow, 1994, 2nd ed., p. 20.

(2) Porshneva O.S. Vozmozhnosti mezhdisciplinarnogo podhoda v realizacii zadach intel-lektual'noj istorii, Dialog so vremenem. Al'manah intellektual'noj istorii [Dialogue with time. Almanac intellectual history]. Moscow, 2005, issue 15, p. 218.

(3) Ibid., p. 218.

(4) Hannah Arendt Karl Jaspers Briefwechsel 1926-1969. Zuerich, 2002, p. 58.

(5) Ibid., p. 648.

KARL JASPERS' INTELLECTUAL BIOGRAPHY OR EXPERIENCE OF HISTORICAL RESEARCH OF PHILISOPHER'S LIFE AND WORK

S.G. Ktsoeva

Department of Cross-cultural Communication and Public^ Institute of Civilization Gastello Str., 79, Vladikavkaz, Russia,

The article is devoted to a such genre of historical r it in practice (with reference to the person of outstandin considered the basic methods, applied during the biography, the circle of research problem is define^ specific character is explained. Special attent:

dition of a successful scientific work on th

A number of problems is listed lectual biography, anyway faces. Th frames during the preparation of

intellectual biography. In cientist Karl Jaspers) are eparation of the intellectual for the given direction and their interdisciplinary as the basic con-

Ition of intellectual history. which the historian, making the intel-ity of overcoming highly specialije^|cientific l biography becomes abundan® cleans it is

impossible to understand the historical determinates of foldings of the tific outlook of the intellectual without the reference to the system a views, without immersing to the sphere of his professional interest be far from history. The specified fact is the main reason for criti lectual history from^hejdherents of "pure" history.

The author defines a circle of research problems, among which of the research problems, objectively rising before the iisto: the selection of methods of research, relevant to the sol bright example of practical application of method of the intemctual biography of Jaspers.

eywords: intellectual biography ontext, all-intellectual context.

'scien-f ItSfClentlflc nown, can ection of intel-

Je: definition of a circle 'lectualist, realization of bjectives, demonstration of a t inary research within writing

interdisciplinarity, discourse, sociocul-ctual context.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.