Никитина Елена Александровна
ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОСРЕДЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ
В статье анализируются основные направления интеллектуализации техносреды человеческого существования. Показано, что рост применения интеллектуальных информационных систем в основных видах деятельности человека, развитие Интернета вещей, интеллектуальной робототехники ведут к формированию адаптивной техносреды человеческого существования и значительно влияют на структуру жизненного мира человека и субъектность.
Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372017/3-2/27.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 3(77): в 2-х ч. Ч. 2. C. 110-112. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2017/3-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net
Прекрасной иллюстрацией управления, согласованного с внутренними возможностями системы, является один из эпизодов сказки А. Сент-Экзюпери «Маленький принц», когда главный герой посещает астероид, которым без всяких ограничений управляет абсолютный монарх - король. Ему повинуются звезды и планеты, приливы и отливы, закаты и восходы. Но когда Маленький принц, пожелавший полюбоваться закатом солнца, просит короля: «Пожалуйста, сделайте милость, повелите солнцу закатиться...», тот отвечает: «Если я прикажу какому-нибудь генералу порхать бабочкой с цветка на цветок, или сочинить трагедию, или обернуться морской чайкой и генерал не выполнит приказа, кто будет в этом виноват: он или я? - Вы, ваше величество, - ни минуты не колеблясь, ответил Маленький принц. - Совершенно верно, - подтвердил король. -С каждого нужно спрашивать то, что он может дать. Власть, прежде всего, должна быть разумной. Если ты повелишь своему народу броситься в море, он устроит революцию. Я имею право требовать послушания, потому что веления мои разумны» [9, с. 37-38].
Следует отметить, что волюнтаристский тип управления, основанный на коммунальных отношениях, был характерен для советского общества. В большей или меньшей степени он воспроизводится и сегодня. Именно этим обстоятельством может быть объяснена активизация имитационных практик во всех сферах общественной жизни России: экономике, политике, образовании.
Список источников
1. Зиновьев А. А. Запад. М.: Центрполиграф, 2000. 509 с.
2. Касьянова К. О русском национальном характере. М.: Ин-т национальной модели экономики, 1994. 367 с.
3. Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций. М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004. 831 с.
4. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Основания синергетики. Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры. СПб.: Алетейя, 2002. 414 с.
5. Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX века): в 2-х т. СПб.: Дмитрий Бу-ланин, 2000. Т. 2. 566 с.
6. Мухамеджанова Н. М. Проблемы модернизации в полиэтническом обществе // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. № 7. С. 112-121.
7. Панарин А. С. Заблудившиеся западники и пробудившиеся евразийцы // Цивилизации и культуры. М.: АО «Машмир», 1994. Вып. 1. С. 82-94.
8. Пронников В. А., Ладанов И. Д. Японцы (этнопсихологические очерки). М.: ВиМ, 1996. 400 с.
9. Сент-Экзюпери А. Маленький принц. М.: Молодая гвардия, 1983. 96 с.
10. Шкаратан О. И. Русская культура труда и управления // Общественные науки и современность. 2003. № 1. С. 30-54.
RUSSIAN CULTURE OF LABOUR IN THE CONDITIONS OF SOCIAL TRANSFORMATIONS
Mukhamedzhanova Nuriya Mansurovna, Doctor in Culturology, Associate Professor
Orenburg State University nuriyam@yandex.ru
Analyzing national peculiarities of the culture of labour, the author proves that culture as a result of centuries-old adaptation of the society to diverse conditions of its existence is a conservative system that accommodates long enough to changes taking place in the society. Therefore, attempts to change certain aspects of public life drastically and in the shortest possible time (for example, in the labour sphere) face "resistance" of culture resulting in activation of imitation practices and "slipping" of reforms.
Key words and phrases: social transformations; culture of labour; national specificity; religious factor; corporate spirit; types of management; imitation practices.
УДК 165.12:62 Философские науки
В статье анализируются основные направления интеллектуализации техносреды человеческого существования. Показано, что рост применения интеллектуальных информационных систем в основных видах деятельности человека, развитие Интернета вещей, интеллектуальной робототехники ведут к формированию адаптивной техносреды человеческого существования и значительно влияют на структуру жизненного мира человека и субъектность.
Ключевые слова и фразы: интеллект; субъект; жизненный мир; техносреда; интеллектуальные информационные системы; интеллектуальная робототехника; Интернет вещей.
Никитина Елена Александровна, д. филос. н., доцент
Московский технологический университет nikitina@mirea.ru
ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОСРЕДЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ
Технизация жизненного мира - одна из актуальных и острых проблем человеческого существования в условиях возрастающей сложности современного информационного общества. Технизация понимается как
ISSN 1997-292X
№ 3 (77) 2017, часть 2
111
растущая рационализация и «алгоритмизация» жизненно-практического мира и социальной коммуникации. Вместе с тем, именно в жизненном мире как мире человеческого существования формируются и развиваются познавательные, смысловые, ценностные, целевые структуры жизнедеятельности человека в процессе личностного переживания и «проживания» экзистенциальных ситуаций. В этой сфере складывается доверие человека самому себе, людям и миру как базисное психологическое основание жизни [1, с. 6]. Общественный смысл технизации социальной коммуникации нередко усматривается в возрастании эффективности социальной упорядоченности. Так, Н. Луман, социологически трактуя технику, видит «сущность технического в разгрузке смыслообразующих процессов переживания и действия от восприятия, формулирования и коммуникативной экспликации всех вытекающих смысловых отношений» [2, с. 52]. Технизация, следовательно, способствует сохранению устойчивости жизненного мира. Действительно так, ведь рационализация -это ответ на вызовы усложняющейся общественной жизни.
В последние десятилетия все более отчетливо проявляет себя тенденция, противоположная по смыслу технизации человеческого существования, - интеллектуализация техносреды человеческого существования. Цель статьи - анализ основных направлений интеллектуализации технической среды в аспекте трансформации жизненного мира человека и субъектности.
Интеллектуальные информационные системы, т.е. системы обработки информации с применением методов искусственного интеллекта, в настоящее время получают все большее распространение в различных сферах жизнедеятельности общества: экономика, образование, медицина, государственное управление и т.д. (от «умных» энергосистем до «умного» дома и т.п.); они нацелены на решение самых разных задач: от поддержки принятия решений, управления, прогнозирования до проектирования и обучения. Интеллектуальные информационные системы основаны на применении базы знаний [5, с. 7]. Понятие «знание» в исследованиях искусственного интеллекта появилось в 80-е годы XX в., что было вызвано необходимостью упорядочить разнообразные данные из определенных областей науки и задать такой способ компьютерной обработки данных, который позволил бы решить задачи поиска информации, постановки диагноза и т.д. Вследствие этого данные стали структурироваться, усложняться: появились документы, списки, семантические сети, фреймы; сложился технологический подход к знанию - инженерия знаний.
Интеллектуальные системы управления и обработки информации позволили решить часть проблем, связанных с адаптацией человека к технической среде. Информационная трактовка познания, состоящая в том, что субъект понимается как совокупность инстанций по переработке информации, а познание рассматривается как процесс поиска, отбора, получения, обработки и передачи информации, позволила сопоставить информационную деятельность человека с информационными возможностями технических средств. Преимущество человека заключается в способности одновременного целостного восприятия информации различными органами чувств, недостатки проявляются в неоднозначной трактовке предъявляемой информации, ошибках, усталости.
Социализация современного человека, т.е. освоение способов предметно-практической деятельности, видов и форм познавательной деятельности, социальных отношений, норм и ценностей, в значительной степени стала определяться информационно-коммуникационными технологиями. Возникает вопрос: как влияют интеллектуальные информационные системы на познавательные способности, структуру познания?
Процесс социализации включает формирование индивидуальной технологии преобразования информации в знание, необходимое для целеполагающей деятельности человека. Формирование интеллекта в процессе индивидуального развития человека сопровождается «автоматизацией» интеллектуальных функций. Будучи сформированными, они функционируют неосознанно для субъекта-индивида, становятся основой когнитивного стиля, т.е. совокупности взаимосвязанных приемов, способов, стратегий осуществления познавательной деятельности, определяющейся спецификой внешних факторов и индивидуальных, личностных предпосылок познавательной активности. Интеллектуальные функции, будучи сформированными, функционируют автоматически, т.е. данный процесс не осознается субъектом-индивидом.
Широкое распространение интеллектуальных систем, поддерживающих различные виды деятельности человека, ведет к формированию смешанного познавательного инструментария и комплексного типа рациональности. Естественный интеллект человека взаимодействует с искусственным интеллектом, биологическая память человека продолжается во внешней памяти на информационных носителях. Компьютерные системы с функциями памяти, навигации, систематически используемые человеком для поиска, обработки, хранения и передачи информации, становятся частью когнитивной системы человека. Способ становления субъектности, а он во многом совпадает с формированием интеллекта, меняется. Сохранится ли в условиях техногенной цивилизации активный субъект?
Следующее направление изменений техносреды связано с развитием Интернета вещей, который, по утверждению аналитиков CISCO, появился в 2008-2009 гг., т.к. именно в этот период количество устройств, связанных между собой информационными сетями и способных автоматически обмениваться информацией, превысило количество людей, объединенных сетью [7]. Технологии Интернета вещей включают оборудование для сбора данных (датчики, счетчики), среду сбора, передачи, обработки данных, хранение информации и на верхних уровнях Интернета вещей - бизнес-ориентированные приложения или социально-ориентированные приложения.
Целесообразно представить развитие Интернета вещей в контексте расширенного определения техники, включающего не только предметные формации (системы), но также деятельность людей по созданию данных предметных систем и деятельность по использованию предметных систем, т.е. функционирование техники в обществе. Развитие Интернета вещей предполагает, что предметные формации, использующиеся
в различных видах человеческой деятельности, снабжаются датчиками, объединенными в информационную сеть, и соединяются информационными технологиями с другими информационно оснащенными предметными формациями, обеспечивающими функционирование того или иного вида человеческой деятельности.
По прогнозам специалистов, Интернет вещей может в ближайшие годы стать массовой технологией для бизнеса, т.к. позволит повысить производительность труда и снизить энергозатраты [4]. В сфере бизнес-коммуникации, социальной коммуникации перспективной является технология блокчейн, представляющая собой распределенную базу данных, содержащую сведения о коммуникациях и их истории. Полагается, что блокчейн позволит повысить уровень доверия участников транзакций (коммуникаций) в любой сфере благодаря высокой точности идентификации личности. Техническая деятельность, в сущности, является частью социальной структуры.
Заметное влияние на трансформацию жизненного мира человека начинает оказывать развитие интеллектуальной робототехники [3, с. 156] и, прежде всего, социальной и бытовой робототехники. Социальными роботами называют роботов различного предназначения, включенных в повседневную жизнь человека и социальную сферу. Необходимо отметить, что критерии отнесения роботов к социальным окончательно не сформировались. Так, являются ли роботы, помогающие человеку решать бытовые проблемы, такие как уборка дома, приготовление пищи, помощь в сервировке стола, охрана дома, социальными или сервисными?
Полагается, что неотъемлемыми социальными функциями интеллектуального робота должны быть общение с человеком в процессе совместной деятельности, планирование поведения, управление целенаправленными действиями, обучаемость. Социально-коммуникативный робот должен обладать способностью к пониманию людей и себя в социальном контексте, должен уметь выражать и распознавать эмоции, устанавливать и поддерживать социальные отношения и компетенции. Интерактивное (социальное) взаимодействие робота и человека необходимо строить на основе социальных норм и правил. Социальный робот должен быть оснащен социокультурно ориентированным интерфейсом, соответствующим его функции и целевой аудитории. В робоэтике активно обсуждается модель нравственности бытовых роботов, к которым относятся роботы-няни, роботы-помощники и др., при этом предполагается, что специализация роботов, нацеленная на выполнение ограниченного круга задач, будет определять число норм, которые необходимо заложить в робота.
В целом, проектирование роботов, демонстрирующих целенаправленное поведение, различающих объекты во внешней среде, умеющих воздействовать на них, способных решать задачи общего характера, может трактоваться как техническая реализация «субъекта» деятельности.
Рассмотренные тенденции привлекают внимание к технической деятельности и технике как творчеству. Техника предстает не как механическая среда, противостоящая живой природе и одухотворенной культуре, но как познание человеком мира и самого себя; в технике опредмечивается, оседает творческая деятельность человека, превращая технику в культуру.
В заключение необходимо отметить, что развитие интеллектуальных информационных систем, Интернета вещей, интеллектуальной робототехники, расширение областей их применения ведет к формированию интеллектуальной технической среды человеческого существования, трансформирует жизненный мир человека и структуру познания человеком мира [6, с. 5]. Техногенез и функционирование техники оказывают существенное влияние на интеллект, когнитивный стиль, когнитивную культуру личности, социальность.
Список источников
1. Лекторский В. А., Кудж С. А., Никитина Е. А. Эпистемология, наука, жизненный мир человека // Вестник МГТУ МИРЭА. 2014. № 2 (3). С. 1-12.
2. Луман Н. Власть / пер. с нем. А. Ю. Антоновского. М.: Праксис, 2001. 256 с.
3. Манько С. В., Лохин В. М., Романов М. П. Концепция построения мультиагентных робототехнических систем // Российский технологический журнал. 2015. Т. 1. № 3 (8). С. 156-165.
4. Носов Н. Интернет вещей - основа новой экономики [Электронный ресурс]. URL: https://www.pcweek.ru/iot/article/ detail.php?ID= 182807 (дата обращения: 20.02.2016).
5. Финн В. К. Искусственный интеллект: методология, применения, философия. М.: URSS, 2011. 448 с.
6. Человеческая субъективность в свете современных вызовов когнитивной науки и информационно-когнитивных технологий: материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 2016. № 10. С. 5-35.
7. Эванс Д. Интернет вещей: как изменится вся наша жизнь на очередном этапе развития Сети [Электронный ресурс]. URL: http://www.cisco.cOm/c/ru_ru/about/press/press-releases/2011/062711d.html (дата обращения: 10.02.2016).
INTELLECTUALIZATION OF THE TECHNOLOGICAL SPHERE OF HUMAN EXISTENCE
Nikitina Elena Aleksandrovna, Doctor in Philosophy, Associate Professor Moscow Technological University nikitina@mirea. ru
In the article the main directions of intellectualization of the technological sphere of human existence are analyzed. It is shown that growth of the use of intellectual information systems in the main types of human activity, development of the Internet of things, intellectual robotics lead to formation of an adaptive technological sphere of human existence and significantly affect the structure of the human's life world and subjectness.
Key words and phrases: intellect; subject; life world; technological sphere; intellectual information systems; intellectual robotics; Internet of things.