Научная статья на тему 'Интеллектуализация проектирования и мониторинга технологического процесса на основе применения SCADA-системы'

Интеллектуализация проектирования и мониторинга технологического процесса на основе применения SCADA-системы Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
889
346
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ / SCADA-СИСТЕМА / ЭКСПЕРТНАЯ СИСТЕМА / АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / БАЗА ЗНАНИЙ / АСУ ТП / INTELLECTUALIZATION / SCADA-SYSTEM / EXPERT SYSTEM / AUTOMATED MANAGEMENT / KNOWLEDGE BASE / PROCESS CONTROL SYSTEMS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Самойлова Е. М., Игнатьев А. А.

The paper describes the intellectualization scada-systems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Самойлова Е. М., Игнатьев А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеллектуализация проектирования и мониторинга технологического процесса на основе применения SCADA-системы»

УДК 004.891

Е.М. Самойлова, А.А. Игнатьев ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И МОНИТОРИНГА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ SCADA-СИСТЕМЫ

Описывается интеллектуализация scada-систем.

Интеллектуализация, scada-система, экспертная система, автоматизированное управление, база знаний, АСУ ТП

E.M. Samoylova, A.A. Ignatiev INTELLECTUALIZATION DESIGN AND MONITORING PROCESS BASED ON THE USE OF SCADA-SYSTEM

The paper describes the intellectualization scada-systems.

Intellectualization, scada-system, expert system, automated management, knowledge base, process control systems

В настоящее время тематика искусственного интеллекта охватывает огромный перечень научных направлений, начиная с таких задач общего характера, как обучение и восприятие (программы решения интеллектуальных задач и системы, основанные на знаниях), заканчивая специальными задачами (нейроподобные структуры, интеллектуальное программирование и интеллектуальные системы) [1].

При решении современных задач управления сложными многопараметрическими и сильносвязанными системами, объектами, производственными и технологическими процессами приходится сталкиваться с решением неформализуемых либо трудноформализуемых задач, поэтому всем новейшим информационно-управляющим системам должно быть присуще свойство интеллектуальности.

В настоящее время одним из направлений и весьма эффективной технологией автоматизированного управления динамическими системами во многих отраслях промышленности являются системы класса SCADA (Supervisory Control And Data Acquisition, диспетчерское управление и сбор данных) [2, 3].

Например, рассмотрим SCADA-систему TRACE MODE 6. Этот программный комплекс содержит рекордное количество библиотек ресурсов, готовых к использованию в прикладных проектах, имеет встроенные бесплатные драйверы к более чем 1600 контроллерам и платам ввода/вывода, свыше 600 анимационных объектов, более 150 алгоритмов обработки данных и управления, комплексные технологические объекты. Режим автопостроения, применяемый в TRACE MODE 6, мгновенно формирует базу тегов для операторских станций, контроллеров и ОРС серверов, настраивает сетевые связи, строит систему документирования и графический интерфейс.

Преимущества SCADA-системы TRACE MODE 6 как системы диспетчеризации:

— графическое, наглядное отображение информации;

— круглосуточный контроль технологических процессов;

— снижение влияния человеческого фактора;

— снижение эксплуатационных расходов;

— быстрая и достоверная диагностика состояния объектов;

— контекстные подсказки оператору в аварийных ситуациях;

— авторизованный доступ к информации и управлению;

— ведение журнала событий в автоматическом режиме;

— документальное определение причин аварий, потерь, и их виновников.

SCADA-система является графической инструментальной системой для проектировщиков АСУ ТП и инженерных служб автоматизации предприятий. Технология интегрированной разработки

АСУТП единым инструментом, объединяющая как программирование операторского интерфейса (SCADA/HMI), так и промышленных контроллеров (SOFTLOGIC) позволяет пользователям TRACE MODE исключить ненужное дублирование инструментов, баз данных контроллеров и операторских станций и тем самым снизить стоимость проекта, число ошибок проектирования, увеличить производительность труда, масштабируемость и производительность АСУТП.

Основной частью ее применения является разработка верхнего уровня систем промышленной автоматизации. Созданные проекты состоят из набора файлов, описывающих используемые сигналы, промежуточные переменные, структуру математической обработки данных, документирования и архивирования, а так же файлы, содержащие графические формы представления информации управления, шаблоны генерируемых отчетов, файлы технологических и аварийных сообщений и пр.

Система содержит набор программных средств, позволяющих разрабатывать и отлаживать системы управления не прибегая к использованию языков программирования.

Система ориентирована на стандартные, надежные аппаратно-программные средства, а, следовательно, создаваемые с её помощью разработки имеют не высокую стоимость. Данное качество является большим плюсом.

Система допускает плавное обновление программных и аппаратных средств.

Операторские станции, разработанные с помощью TRACE MODE, отличаются многообразием эргономических решений, обусловленных богатством графических форм отображения информации. Одна и та же величина может быть представлена 200-ми видами.

Операторские станции, созданные на базе TRACE MODE, можно объединять в локальную сеть и создавать многоканальные системы телеуправления. В рамках пакета можно создавать сетевые комплексы, включающие до 200 сетевых узлов.

Система обеспечивает обработку информации от 64000 каналов ввода/вывода.

Следует отметить, что технология проектирования систем автоматизации на основе различных SCADA-систем во многом схожа и включает следующие этапы:

• Разработка архитектуры системы автоматизации в целом. На этом этапе определяется функциональное назначение каждого узла системы автоматизации.

• Решение вопросов, связанных с возможной поддержкой распределенной архитектуры, необходимостью введения узлов с горячим резервированием и т.п.

• Создание прикладной системы управления для каждого узла. На этом этапе специалист в области автоматизируемых процессов наполняет узлы архитектуры алгоритмами, совокупность которых позволяет решать задачи автоматизации.

• Приведение параметров прикладной системы в соответствие с информацией, которой обмениваются устройства нижнего уровня (например, ПЛК) с внешним миром (датчики температуры, давления и др.).

• Отладка созданной прикладной программы (включая реальный режим).

Известно, что проект системы управления - это совокупность всех математических и графических элементов системы, функционирующих на различных операторских станциях и контроллерах одной АСУ ТП, объединенных информационными связями и единой системой архивирования. Под проектом в TRACE MODE 6 понимается вся совокупность данных и алгоритмов функционирования распределенной АСУ (АСУТП и/или T-FACTORY), заданных средствами TRACE MODE.

Итогом разработки проекта является создание файлов, содержащих необходимую информацию об алгоритмах работы АСУ. Эти файлы затем размещаются на аппаратных средствах (компьютерах и контроллерах) и выполняются под управлением исполнительных модулей TRACE MODE [3, 4].

Технологические процессы, для которых традиционно применяют SCADA-системы, являются многопараметрическими и трудноформализуемыми, что часто отражается информационной перегрузкой оператора за счет генерации слишком большого количества событий и тревог, а то и их игнорированием.

Принимая во внимание то, что человек-диспетчер в условиях неопределенности и жесткого дефицита времени решает такие задачи, как:

• анализ проблемной ситуации;

• идентификация возникшего отклонения от нормального (штатного) режима функционирования

объекта;

• поиск возможных корректирующих решений по воздействию на объект;

• прогнозирование ситуаций;

• оценка последствий принимаемых решений;

• выдача команд на отработку необходимых управляющих воздействий;

и учитывая международный опыт анализа большинства аварий в промышленности, энергетике и происшествий на транспорте, актуальной задачей при построении автоматизированных систем реального времени является перенос функций диспетчера по анализу данных, прогнозированию ситуаций и принятию соответствующих решений на компоненты интеллектуальных систем поддержки принятия и исполнения решений (на рис.1 это серый прямоугольник) [5].

Внешние воздействия *

Рис. 1. Обобщенная модель интеллектуальной системы управления качеством продукции

в реальном времени

Таким образом, функции интеллектуальных 8СЛБЛ-систем должны включать, помимо традиционных, ситуационный и логический анализ событий и состояний, прогноз поведения ТП во времени и оперативный поиск действий персонала при возникновении нештатных ситуаций.

В данном аспекте одним из наиболее перспективных направлений становится применение экспертных систем (ЭС), которые позволят, используя знания специалистов (экспертов) о некоторой конкретной узкоспециализированной предметной области, и в пределах этой области принимать решения на уровне эксперта-профессионала [5-7].

Любая экспертная система включает в себя основные блоки: подсистема логического вывода, которая использует информацию из базы знаний (БЗ), генерирует рекомендации по решению искомой задачи; модуль приобретения знаний и модуль отображения и объяснения решений (рис.1). А основными категориями решаемых ЭС задач являются: диагностика, управление (в том числе технологическими процессами), интерпретация, прогнозирование, проектирование, отладка и ремонт, планирование, наблюдение (мониторинг), обучение. Одновременная работа со знаниями и большими объемами информации позволяет ЭС получать неординарные результаты и управлять в реальном времени сложным объектом или процессом, являясь одним из вариантов решения проблемы интеллектуализации управления и информационного обеспечения [5,6]. .

Таким образом, интеллектуализация традиционных 8СЛБЛ-систем путем применения экспертных систем - один из главных путей развития средств искусственного интеллекта. Создание экспертной системы может значительно ускорить процесс проектирования сложной системы управления

ТП, повысить качество решения задачи и дать экономию ресурсов за счет эффективного распределения функций центрального управления и локальных измерительных и управляющих подсистем. Такой эффект достигается за счет открытости системы представления знаний об объекте управления, адаптивности системы к условиям функционирования, автоматической коррекции управляющих воздействий при изменении существенных параметров в процессе функционирования.

В частности, внедрение многопараметрового активного контроля деталей подшипников на ОАО «Саратовский подшипниковый завод» [8] способствовало снижению в 2-3 раза значений отклонений от круглости и гранности поверхностей качения и на 60-80% средних квадратических отклонений значений указанных параметров, а также на 60% снизить брак по прижогам. Однако передача в систему мониторинга в реальном времени и накопление в базе данных огромного количества параметров точности заготовок и оценок динамического состояния станка для принятия решения по управлению качеством формообразования делает задачу трудноформализуемой и приводит к возникновению проблем информационной перегрузки, чего легко можно избежать внедрением интеллектуальной SCADA-системы.

Именно интеллектуальные технологии оказываются наиболее конструктивными и экономически оправданными при разработке современных систем автоматизированного проектирования и управления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рассел C. Искусственный интеллект: современный подход / C. Рассел, П. Норвиг; пер. с англ. 2-е изд.: М. Изд. дом «Вильямс», 2006. 1408 с.

2. Тарасов В. Б.Интеллектуальные SCADA-системы: истоки и перспективы / В.Б.Тарасов, М. Н. Святкина // Наука и образование. Электрон. журн. МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2011. №10.

3. Самойлова Е.М. Проектирование системы автоматизации на основе применения SCADA-системы / Е.М. Самойлова, А.Н. Колябин // Автоматизация и управления в машино- и приборостроении: сб. науч. тр. Саратов: СГТУ, 2011. С.196-201.

4. www.adastra.ru

5. Игнатьев А.А. Совершенствование управления качеством продукции на основе системы мониторинга с элементами искусственного интеллекта / А.А. Игнатьев, Е.М. Самойлова // Вестник СГТУ. 2009. № 3 (41). С. 207-209.

6. Самойлова Е.М. Интеграция искусственного интеллекта в автоматизированные системы управления и проектирование технологических процессов / Е.М. Самойлова, А.А. Игнатьев // Вестник СГТУ. 2010. № 2 (44). С. 117-119.

7. Lange T. Intelligent SCADA Systems // Engineer IT. Automation and Technical.Control April 2007. P. 26-30.

8. Игнатьев С.А. Мониторинг технологического процесса как элемент системы управления качеством продукции // С.А. Игнатьев, В.В. Горбунов, А.А. Игнатьев // Саратов: СГТУ, 2009. 160 с

Самойлова Елена Михайловна -

кандидат технических наук, доцент кафедры «Автоматизация и управление технологическими процессами» Саратовского государственноготех-нического университета

Samoilova Elena Mikhailovna -

Ph.D., Associate Professor of «Automation and process control» Saratov State Technical University

Игнатьев Александр Анатольевич -

доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Автоматизация и управление технологическими процессами» Саратовского государственного технического университета

Ignatyev Alexander Anatolevich -

Dr.Sci.Tech., the professor,

Managing chair «Automation and management of technological processes»

The Saratov state technical university

Статья поступила в редакцию 30.05.2011, принята к опубликованию 24.06.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.