Научная статья на тему 'Интеллект работника организации: эволюция подходов к определению его составных частей и способы измерения'

Интеллект работника организации: эволюция подходов к определению его составных частей и способы измерения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1294
720
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economic Consultant
ВАК
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТ / КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТА / ЭМОЦИИ / ЧУВСТВА / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / УСПЕХ / ТЕСТ / INTELLIGENCE / IQ / EMOTIONS / FEELINGS / EMOTIONAL INTELLIGENCE / SUCCESS / TEST

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Стрижакова Екатерина Никитична

В настоящее время все большое внимание исследователей и практиков управления привлекает такое понятие как "эмоциональный интеллект". В статье мы попробуем разобраться, что означает это понятие, отличается ли оно от общепринятого понятия "интеллект", кто занимался его разработкой, можно ли его измерить какие методики для этого можно использовать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Стрижакова Екатерина Никитична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTELLIGENCE EMPLOYEE ORGANIZATION: THE EVOLUTION OF APPROACHES TO THE DEFINITION OF ITS COMPONENTS AND METHODS OF MEASUREMENT

Currently, all the attention of researchers and practitioners of management attracts such a thing as "emotional intelligence". In this article we try to understand the meaning of this concept, it is different from the conventional to the concept of "intelligence", who is involved in its development, is it possible to measure what techniques can be used for this purpose.

Текст научной работы на тему «Интеллект работника организации: эволюция подходов к определению его составных частей и способы измерения»

УДК 331.1 ББК 65.050.2

Е.Н.Стри ж акова

&fe&-H<xcuu iocytyclfec&&eUUuu faexHulectcuu yHu&efecu&efa

ИНТЕЛЛЕКТ РАБОТНИКА ОРГАНИЗАЦИИ: ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЕГО СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ И СПОСОБЫ ИЗМЕРЕНИЯ

В настоящее время все большое внимание исследователей и практиков управления привлекает такое понятие как "эмоциональный интеллект". В статье мы попробуем разобраться, что означает это понятие, отличается ли оно от общепринятого понятия "интеллект", кто занимался его разработкой, можно ли его измерить какие методики для этого можно использовать.

Ключевые слова: интеллект, коэффициент интеллекта, эмоции, чувства, эмоциональный интеллект, успех,тест

E.N.Strizhakova

Bryansk State Technical University

INTELLIGENCE EMPLOYEE ORGANIZATION: THE EVOLUTION ОГ APPROACHES TO THE DEFINITION Or ITS COMPONENTS AND METHODS Or MEASUREMENT

Currently, all the attention of researchers and practitioners of management attracts such a thing as "emotional intelligence". In this article we try to understand the meaning of this concept, it is different from the conventional to the concept of "intelligence", who is involved in its development, is it possible to measure what techniques can be used for this purpose.

Key words. Intelligence, IQ, emotions, feelings, emotional intelligence, success, test._

Когда мы говорим об интеллекте, то чаще всего перед глазами встают многочисленные тесты с картинками, пропущенными цифрами и словами с перепутанными местами буквами, даются определения различным терминам и словам - проще говоря, тесты на измерение коэффициента интеллекта или IQ. Впервые понятие "коэффициент интеллекта" стал использовать в 1912 г В.

Штерн, предложивший называть и использовать в качестве показателя коэффициент интеллекта частное от деления умственного возраста на хронологический. В настоящее время существует довольно большое количество различных тестов, самым известны среди них является тест немецкого психолога Ганса Йоргена Айзенкома Айзенка. Он разработан для людей старше 18 лет, в общем случае тесты различаются по возрастным группам, т.е. коэффициент интеллекта, измеренный с помощью теста возможно соотносить с результатами людей вашей же возрастной группы.

Тест Айзенка состоит из 40 заданий различной сложности и направленности, на его выполнение отводится 30 минут. Ответом может быть только один вариант буквы, цифры или слова.

В книге [1] приводятся следующие варианты вопросов:

1. Вставьте пропущенное число:

2 5 8 11 ...

2. Выберите лишнее:

дом иглу бунгало контора хижина

3. Найдите пропущенные числа:

7 10 9 12 11 ...

4. Выберите лишнее: сельдь

кит

акула

барракуда

треска

5. Подчеркните слово, которое не является маркой автомобиля.

ГОЛАВ

УГЛИИЖ

ЧИВСМОК

АНРУЛС

КАЙАЧ

После прохождения теста подсчитывается число правильных ответов и по представленному графику находится значение 10_. В тесте используется шкала значения коэффициента интеллекта от 0 до 180, причем отметка 180 соответствует наивысшему значению коэффициента интеллекта. Результаты теста описываются уравнением нормального распределения со средним значением 100, а разбросом, чтобы 50 % людей имели 10_ 90 - 110, 25 % -ниже 90 и 25% - выше 110. Только у 0,5% населения уровень коэффициента

интеллекта выше 140.

Примерные значения 10_ можно распределить так: более 140 - гений;

120 - 140 - очень одаренный человек;

110 - 119 - очень умный человек 90 - 109 - средний уровень интеллекта 80 - 89 - низкий уровень интеллекта менее 70 - умственная отсталость

Специалисты отмечают, что тест Айзенка не лишен некоторых недостатков, а академик РАН Виктор Васильев [5] указывает на некоторые ошибочные ответы на вопросы теста. Более точными и достоверными, но гораздо менее популярными являются тесты Д. Векслера, Дж. Равена, Р. Амтхауэра, Р. Б. Кеттелла. Однако и высокий уровень коэффициента интеллекта, полученного в результате тестирования по этим тестам не означает, что человек обязательно займет высокий пост, несомненно построит успешную карьеру или каким-то еще образом добьется успеха в жизни. Этот результат показывает только насколько у человека есть способности к обучению, дети с более высоким уровнем 10_ лучше успевают в школе и быстрее и качественнее усваивают предложенный материал. Но, как мы все знаем, отличник в школе не всегда означает отличник в жизни. В чем же тут дело?

Очень долгое время - до 1990-х годов - интеллект определялся как совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущения и восприятия до мышления и воображения. При этом человек воспринимался как аналог компьютера, эмоции в процессе принятия решений если и учитывались, то очень косвенно.

Итак, до 90-хгодов двадцатого века существовали следующие подходы к интеллекту. Первый подход составляли факторные модели, наибольшую известность имели модели Ч. Спирмена, Л. Терстоуна, Дж. Гилфорда и Р. Б. Кэттелла.

В данных моделях выделяются разные способности (факторы) и с помощью определенной математической процедуры (факторного анализа) исследуется взаимозависимость между этими факторами. Есть модели одноуровневые, предполагающие, что каждый фактор независим от другого, фактора есть модели иерархические, или многоуровневые [6].

Вторую группу моделей представляют когнитивные модели, имеющие отношение к психологии способностей.

Когнитивно ориентированные исследователи очень редко обращаются к проблемам индивидуальных различий и прибегают в своих работах к данным измерительной психологии. Самой известной когнитивной моделью является модель Роберта Стернберга, разработанная в 90-х годах 20 века. Она представляет собой трехуровневою иерархическая модель интеллекта, объясняющая отношения между: интеллектом и ментальными процессами, регулирующими поведение; интеллектом и личным опытом индивида; интеллектом и адаптивным поведением. Интеллект обеспечивает переработку информации [6].

Параллельно с разработкой теорий интеллекта идет и разработка того, что впоследствии будет названо "эмоциональный интеллект". Еще в 1948 году Р. У. Липер разрабатывал идею «эмоционального мышления» как составной части логического мышления. Однако поддержки эта теория не нашла, более того, долгое время считалось, что исследования этой темы не рациональны.

Следующей ступенью развития моделей интеллекта явилась попытка объединить когнитивное и аффективное познания. Это было сделано как развитие теории о социальном интеллекте, введенном в науку в 1920 Эдуардом Торндайком и разработанную в последствии Д. Гилфордом, и Г. Айзенком. Также значительным для развития эмоционального интеллекта стало введение А. Маслоу понятия "самоактуализация", в результате чего также стало необходимым объединить интеллект и эмоции, что и пытались сделать представители гуманистической психологии.

В 1980-х годах Р. Бар-Он впервые ввел понятие коэффициента эмоциональности ЕО_. А в 1990 году вышла первая статья на эту тему, так и называющаяся "Эмоциональный интеллект", автором которой был П. Салоуэй. В этой статье эмоциональный интеллект понимался как «способность воспринимать и понимать проявления личности, выражаемые в эмоциях, управлять эмоциями на основе интеллектуальных процессов» [10].

Значительный этапом развития теории эмоционального интеллекта считается выход в 1995 году книги Дэниела Гоулмана "Эмоциональный интеллект". Книга состоит из 16 глав, в которых рассказано об эмоциях и их природе, о природе эмоционального интеллекта, эмпатии и эффективном общении, эмоциях в браке и методах избегания проблем в нем, связи эмоций и здоровья, о возможностях управлениями нашими эмоциями.

Практически одновременно с этим - в 1996 году Ревен Бар-Он предлагает похожую модель. В интерпретации Бар-Она эмоциональным

интеллектом являются все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями.

Итак, систематизируя и обобщая все перечисленные выше исследования, можно сказать, что эмоциональный интеллект состоит из 5 компонентов, имеющих в своем составе 15 дополнительных.

Первую группу составляют внутриличностные навыки, т.е. умение понимать и управлять своими эмоциями. Сюда входят такие подразделы как самооценка (умение адекватно оценить себя и при этом оставаться в согласии с собой), эмоциональный самоанализ (способность понимать как положительные так и отрицательные собственные чувства, а также видеть их влияние на окружающих людей), независимость (способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него), чуткость (способность человека принимать решения и выражать эмоции оставаясь при этом тактичным к другим людям, их эмоциям и чувствам) и самоактуализация - стремление человека к максимально возможному развитию собственных способностей.

Вторую группу составляют навыки взаимодействия с окружающими или межличностные навыки. Эта компонента подразделяется на 3 дополнительных - эмпатия (способность понимать чувства других людей и желания при необходимости оказать им поддержку), социальная ответственность (способность эффективно существовать в социальном взаимодействии), и межличностные отношения (способность устанавливать и поддерживать взаимосвязи между людьми на позитивных началах).

Третья группа состоит из 3 компонентов адаптивности, т.е. способностей человека адекватно, вовремя, гибко и эффективно реагировать на изменения. Первый компонент - это оценка реальности или способность адекватно оценивать свое положение и текущую ситуацию. Второй компонент представляет собой гибкость или способность адаптироваться к изменениям. И третий - решение проблем, включающее в себя их осознание, формулировку и непосредственно осуществление решения.

Четвертая группа компонентов посвящена стрессу, и включает в себя способности людей противостоять ему с помощью, во-первых, принятия стрессовых ситуаций без физического и психологического напряжения и, во-вторых, управления импульсивными, неосознанными реакциями.

И, наконец, пятая группа компонентов характеризует позитивное отношение к жизни, удовлетворенность ею и способность оптимистично

относиться ко всему происходящему.

Естественно, если мы изучаем какое-то явление, то логичным является проследить взаимосвязь его на другие аспекты жизни человека. Еще задолго

1! и П

до появления самого понятия эмоциональный интеллект и определения его составных частей - в 1960-х годах - шли исследования, позволяющие выявить влияние эмоций и возможности управления ими на уровень жизни.

Хрестоматийным является тест с зефиром, проведенный психологом Уолтером Мишелем. В долгосрочном исследовании, продолжавшимся 14 лет, участвовали дети дошкольного Стэнфордского университета учреждения вплоть до окончания ими средней школы.

В данном тесте четырехлетним детям предлагались 2 варианта действий - можно было съесть 1 зефиринку сразу, а можно было подождать некоторое время, и, по возвращении психолога, съесть сразу 2 штучки. Ждать детям нужно было довольно недолго по меркам взрослого - 15-20, однако для малыша это время казалось вечностью. Одни дети не могли устоять перед желанием сразу съесть зефир, другие же ждали возвращения взрослого.

Интерес представляет продолжение эксперимента, проведенный через 12-14 лет после первого. В нем оценивались эмоциональные и социальные различия между 2 группами детей. "Дети, устоявшие перед соблазном в четыре года, повзрослев, стали в социальном отношении более компетентными, то есть более успешными в личном плане, уверенными в

себе и способными лучше справляться с жизненными передрягами.......Треть

детей, в четыре года схвативших зефирину самым нетерпеливым образом, имели среднюю оценку за речевой тест 524 балла и количественную (или «математическую») оценку 528 баллов; та треть, которая выжидала дольше всех, имела средние оценки 610 и 652 балла соответственно с разницей в 210 баллов в общем счете" [3].

Однако, для того, чтобы говорить об эмоциональном интеллекте на должном уровне недостаточно только качественных показателей, необходимо ввести количественные показатели его измерения. Существует множество разнообразных тестов, причем каждая из компаний занимающихся лидерством, коучингом и тренингами пытается создать свой собственный уникальный продукт. Подавляющее большинство методик - это зарубежные разработки, сейчас идут активные попытки адаптации иностранных тестов к российским условиям и попытки создать авторские новые методики.

В самом общем виде в статье [7] представлена такая классификация методик определения эмоционального интеллекта.

Таблица 1

Характеристика основных методик для измерения ЭИ

Название Общая структура Шкалы Формат пунктов и метод подсчета баллов

Методики, основанные на самоотчете

ECI (Emotional Competence Inventory-360) Самосознание, управление своими эмоциями, осознание социальных взаимодействий, социальные навыки 19 факторов; 63 пункта 7-балльные шкалы; самоотчет или оценки экспертов

EQ-i (Bar-On Emotional Quotient Inventory) Внутриличностный ЭИ, межличностный ЭИ, адаптация, управление стрессом, общее настроение 15 факторов; 132 пункта 5-балльные шкалы; самоотчет

SSRI (Schutte et al. Self-Report Index) Иерархическая модель ЭИ, состоящая из 4 «ветвей» 4 фактора; 33 пункта 5-балльные шкалы; самоотчет

TEIQue (Trait Emotional Intelligence Questionnaire) Совмещение структур Е0_4 и М8СЕ1Т 15 факторов; 144 пункта 5-балльные шкалы; самоотчет

ЭмИн (опросник на эмоциональный интеллект) Два измерения: (1) межличностный и внутриличностный ЭИ, (2) понимание эмоций и управление ими 6 факторов; 40 пунктов 4-балльные шкалы; самоотчет

Методики, основанные на выполнении заданий

MSCEIT (Mayer-Salovey- Caruso Emotional Intelligence Test) 4 «ветви»: идентификация эмоций, повышение эффективности мышления, понимание эмоций, управление эмоциями 8 субтестов (по 2 на каждую «ветвь»); 130 пунктов Задания с нескольки ми вариантами ответа; подсчет баллов на основе консенсуса или экспертных оценок

MEIS (Multifactor Emotional Intelligence Test) Иерархическая модель ЭИ, состоящая из 4 «ветвей» (как в М8СЕТТ) 12 субтестов (по 2-4 на каждую «ветвь»); более 200 пунктов Задания с несколькими вариантами ответа; подсчет баллов на основе

консенсуса, экспертных оценок или заданных стандартов

LEAS (Levels of Emotional Awareness) Осознание эмоций (базовых и сложных) 1 шкала: 20 сценариев Свободные ответы; 5 уровней качественной оценки

EARS (Emotional Accuracy Research Scale) Распознавание эмоций (в межличностном контексте) 1 шкала: Б сценариев с 12 завершениями Задания с несколькими вариантами ответа; подсчет баллов на основе консенсуса или заданных стандартов

Подавляющее большинство перечисленных методик - это зарубежные разработки, сейчас идут активные попытки адаптации иностранных тестов к российским условиям и попытки создать авторские новые методики. Среди отечественных методик внимания заслуживают следующие работы: методика Эм10-2 «Эмоциональный интеллект» Лаборатории «Гуманитарные

технологии»; адаптированный Е. П. Ильиным и И. Андреевой опросник

Н. Холла; разработанной в Институте психологии РАН Люсиным Д. В. Марютиной О. О. и Степановой А. С. тест Тест ЭмИн; адаптация методики М8СЕ1Т Сергиенко Е. А., Ветровой И. И. и др.

Первая из названных методик - тест "Эмоциональный интеллект-2" является адаптацией англоязычной разработки, доступной по адресу в интернете

http://www.queendom.com/tests/access_page/index.htm?idRegTest=3037. Первая версия теста была создана Е. А. Орлом, а затем работа была продолжена В. В. Одинцовой под научным руководством А. Г. Шмелева. Тест состоит из 66 вопросов, каждый из которых имеет пять вариантов ответа. В тесте есть 6 шкал, по которым подсчитывается сумма балов:

1. самоанализ и самозащита;

2. самоконтроль;

З. выражение эмоций;

4. социальная чуткость;

З. самооценка чуткости;

б. общая сумма по всем шкалам.

Во второй методике используется 30 вопросов по 5 шкалам:

1. эмоциональная осведомленность,

2. управление своими эмоциями,

3. самомотивация,

4. эмпатия,

5. распознавание эмоций других людей.

Данный тест также очень похож на тест сайте www. queendom. com, ответ на вопрос предполагает 6 вариантов ответов - от -3 - " полностью не согласен " до +3 - "полностью согласен".

Третья методика на измерение эмоционального интеллекта Д. Люсина основана на разработанной им модели, понимающей эмоциональный интеллект как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Тест состоит из 40 вопросов с 4 вариантами ответов, результаты подсчитываются по 6 шкалам:

Четвертая методика представляет собой адаптацию теста М8СЕ1Т к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и и и I ■ 1 Г) и и

российской действительности. !ест состоит из 8 частей, в каждой из которых оценивается или способность распознать эмоцию, или способность дать оценку роли различных эмоций в той или иной деятельности, или распознать варианты сочетания эмоций, или оценить возможность сознательного управления эмоциями.

В секции А представлены вопросы для оценки эмоций на лицах, в секции Е - эмоций, находящихся в окружении; всего в каждой секции есть 7 эмоций - счастье, печаль, страх, гнев, отвращение, удивление, волнение. В части В представлено 5 заданий, в которых необходимо определить, насколько эффективным будет испытывать определенную эмоцию (по 3 в каждом вопросе) в конкретной ситуации, и оценить от 1 до 5. В секции С представлены 20 ситуаций, в которых испытываются различные эмоции. На каждый из вопросов возможно 6 различных вариантов ответа. В части Б даются описания 5 различных историй, к каждой из которых имеется продолжение. Для прохождения этой части теста нужно оценить, насколько

1. Межличностный эмоциональный интеллект: интуитивное понимание чужих эмоций, понимание чужих эмоций через экспрессию, общая способность к пониманию чужих эмоций.

2. Внутриличностный эмоциональный интеллект: осознание своих эмоций,

управление своими эмоциями, контроль экспрессии.

яЖч

каждое из 4 продолжений эффективно по 5-балльной шкале. В части Н представлено 3 ситуации и 3 варианта их решения, а тестируемому необходимо оценить их эффективность по 5-балльной шкале. В секции в перечислено 12 предложений, утверждающих состав сложных эмоций.

В статье [8] приведены примеры заданий из различных частей теста:

Пример задания секции Г. Инструкция: В каждом из приведенных ниже пунктов вам надо постараться представить определенные чувства. Отвечайте даже в том случае, если вы неспособны представить себе это чувство.

Представьте, что вы чувствуете себя оживленным, значительным, утонченным и готовым к новому. Оцените сходство между этим вашим чувством и следующими характеристиками?

Пример задания № 7 секции в. Инструкция: Выберите наилучший вариант ответа для каждого из этих вопросов.

Расслабленность, защищенность и умиротворение - все части... а любви Ь усталости с надежды d спокойствия e предчувствия

Пример задания секции Б. Инструкция: Пожалуйста, выберите ответ для каждого действия.

Майя проснулась в хорошем расположении духа. Она хорошо выспалась, чувствовала себя отдохнувшей, ничто ее не заботило и не тревожило. Оцените, в какой степени каждое из перечисленных действий может помочь ей сохранить это настроение?

Действие 1: Она нарядилась и наслаждалась весь оставшийся день.

a. Очень неэффективно;

b. Достаточно неэффективно;

c. Нейтрально;

d. Достаточно эффективно;

e. Очень эффективно.

Действие 2: Будучи в прекрасном расположении духа, Майя решила

a. возбужденный 1

b. ревнивый 1

c. напуганный 1

Не похоже

2

2

2

3

3

3

4

4

4

Очень похоже 5 5 5

припомнить все хорошее, что у нее было.

a. Очень неэффективно;

b. Достаточно неэффективно;

c. Нейтрально;

d. Достаточно эффективно;

e. Очень эффективно.

Действие 3: Она решила, что лучше не обольщаться, так как это все равно не может долго продолжаться.

a. Очень неэффективно;

b. Достаточно неэффективно;

c. Нейтрально;

d. Достаточно эффективно;

e. Очень эффективно.

Действие 4: На волне своего приподнятого настроения она решила позвонить своей матери, которая была в подавленном состоянии духа, чтобы попытаться поддержать ее.

a. Очень неэффективно;

b. Достаточно неэффективно;

c. Нейтрально;

d. Достаточно эффективно;

e. Очень эффективно.

На наш взгляд в настоящее время максимально удобной для использования является именно последний вариант теста. Но, к сожалению, в свободном доступе тяжело найти как его, как и остальные методики, а вот большое количество далеких от науки тестов во множестве находятся на страницах различных интернет сайтов.

Необходимость такого рода тестирования подтверждены многочисленными исследования по психологии и экономике и теории лидерства [9, 10], доказывающими, что люди в высоким уровнем

эмоционального интеллекта могут лучше понимать свои собственные и чужие эмоции, более эффективно взаимодействовать с другими людьми, добиваясь при этом поставленных целей с наименьшими затратами.

Д. Гоулмен в работах [3, 4] рассматривает эмоциональный интеллект как непременное условие эффективного руководства. В исследовании Гоулдема приняли участи менеджеры различны уровней управления в 188 крупнейших компаниях. На основании расчетов и сопоставления прибылей подразделений компаний и уровня коэффициентов интеллекта (10),

эмоционального интеллекта (Е0) и технических умений было установлено, что эмоциональный интеллект оказывается в 2 раза более значим, чем 2 оставшихся фактора. Также в ходе исследования было выявлено, что эффективность работы менеджеров более чем на 90% зависит от составляющих аспектов эмоционального интеллекта. Из выше сказанного можно сделать вывод, что уровень эмоционального интеллекта в эффективность управленческой деятельности является очень значительным.

Своевременная и адекватная оценка психологических качеств работника поможет определить наиболее подходящие ему должности, прогнозировать его поведение во взаимодействии с другими людьми, а также определить пути дальнейшего развития. Автор очень надеется, что в самом ближайшем будущем появится возможность быстро, эффективно, низкозатратно и результативно проводить тестирование на уровень эмоционального интеллекта.

Б. м.: Ай Кью, 1993. - 170 с.: ил.

2. Гоулмаи, Д.Г Эмоциональный интеллект / Дэниел Гоулман; пер. с англ.А.П. Исаевой. - М.: ACT: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. - 478 с.

3. Гоулмен Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М., 2007.

4. Дружинин В. Н. Психология общих способностей - СПб.: Издательство «Питер», 1999. - 368 с.

5. Кузина С. Тесты на интеллект составлены с ошибками! //

http://www.kp.ru/daily/24605.3/775165/

6. Основы психологии и педагогики: курс лекций / Под науч. ред. НА. Дубинко.-3-e изд., стер. - Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006. - 365 с. -(Система открытого образования).

7. Робертс Р.Д. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и

применения на практике / Р.Д. Робертс, Дж. Мэттьюз, М. Зайднер, Д.В. Люсин // Психология: Журнал Высшей Школы Экономики, 2004. Т. 1. - № 4. - С. 3-24.

8. Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Эмоциональный интеллект: русскоязычная

адаптация теста Мэйера-Сэловея-Карузо (MSCEIT V2.0) [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. N 6(8).

9. George G. Emotions and leadership: The role of emotional intelligence // Human Relations. 2000. Vol. 53. P. 1027-1055.

10. Mayer J.D., Di Paolo M., Salovey P. Perceiving affective content in ambiguous visual stimuli:a component of emotional intelligence // Journal of Personality Assessment. 1990. Vol. 54. № 3, 4. P. 772-781.

11. Wolff S. B., Pescosolido A. T., Druskat V. U. Emotional intelligence as the basis of

leadership emergence in self-managing teams // The Leadership Quarterly. 2002. V. 13.

1. Aizenk, G. Dzh. Uznai svoi sobstvennyi koeffitsient intellekta [Know your own IQ]. B.M, IQ 1993. 170 p.

2. Goulman, D.G Emotsional'nyi intellekt [Emotional intelligence]. Moscow, ACT, 2009. 478 p.

3. Goulmen D., Boiatsis R., Makki E. Emotsional'noe liderstvo: Iskusstvo upravleniia liud'mina osnove emotsional'nogo intellekta [Emotional leadership: the Art of managing people on the basis of emotional intelligence]. Moscow, 2007.

4. Druzhinin V. N. Psikhologiia obshchikh sposobnostei [Psychology of general abilities]. Saint Petersburg, Piter., 1999. 368 p.

5. Kuzina S. Testy na intellekt sostavleny s oshibkami! - Available at: http://www.kp.ru/daily/24605.3/775165/ (accessed 5 July 2013).

6. Osnovy psikhologiiipedagogiki: kurs lektsii [Fundamentals of psychology and pedagogy: a course of lectures]. Minsk, Academy of management under the President of the Republic of Belarus, 2006. 365 p.

7. Roberts R.D. Emotional intelligence: theory, measurement and practice. Psychologiia:

Zhurnal Vysshei Shkoly Ekonomiki - Psychology: Journal of Higher School of

Economics, 2004, no.4. pp. 3-24 (in Russian).

8. Sergienko EA, Vetrova 1.1. Emotional intelligence: the Russian-language adaptation of the test Mayer-Salovey-Caruso (MSCEIT V2.0). Psikhologicheskie issledovaniia -Psychological research, 2009, no. 6(8) (in Russian).

9. George G. Emotions and leadership: The role of emotional intelligence. Human Relations, 2000, Vol. 53, pp. 1027-1055.

10. Mayer J.D., Di Paolo M., Salovey P. Perceiving affective content in ambiguous visual stimuli:a component of emotional intelligence. Journal of Personality Assessment, 1990, Vol. 54, no.3, 4. pp. 772-781.

11. Wolff S. B., Pescosolido A. T., Druskat V. U. Emotional intelligence as the basis of leadership emergence in self-managing teams. The Leadership Quarterly, 2002, Vol. 13, pp. 505-522.

Стрижакова Екатерина Никитична (Российская Федерация, Брянск) - Кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и менеджмент». Брянский государственный технический университет. E-mail: kathystr@inbox.ru

Strizhakova Ekaterina Nikitichna (Russian Federation, Bryansk) - Ph.D. in Economics, associate professor of the department «Economics and management». Bryansk State Technical University. E-mail: kathystr@inbox.ru

P.303-322.

REFERENCES

Информация об авторе

Information about the author

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.