Научная статья на тему 'Интеллект-карта как средство развития информационной компетентности у будущих педагогов дошкольного и начального образования'

Интеллект-карта как средство развития информационной компетентности у будущих педагогов дошкольного и начального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
386
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ / ФУНКЦИИ МОЗГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РАДИАНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ / КОРТИКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / МЕНТАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА / ПРОГРАММА XMIND / INFORMATION COMPETENCE / INFORMATION PROCESSING / FUNCTIONS OF THE BRAIN / RADIANT THINKING / CORTICAL ABILITIES / MENTAL ABILITIES / THE PROGRAM XMIND / INTELLIGENCE CARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова А.В.

В статье раскрываются теоретические аспекты развития информационной компетентности будущего педагога с использованием интеллект-карт в контексте высшего профессионального образования; охарактеризована сущность компетентности по обработке информации; понятия «радиантное мышление», «интеллект-карта», описана технология создания интеллект-карт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеллект-карта как средство развития информационной компетентности у будущих педагогов дошкольного и начального образования»

Соколова А.В. ©

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования, Нижнетагильский государственный социально-педагогический

институт (филиал) РГППУ

ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО И

НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье раскрываются теоретические аспекты развития информационной компетентности будущего педагога с использованием интеллект-карт в контексте высшего профессионального образования; охарактеризована сущность компетентности по обработке информации; понятия «радиантное мышление», «интеллект-карта», описана технология создания интеллект-карт.

Ключевые слова: информационная компетентность, обработка информации, функции мозговой деятельности, радиантное мышление, кортикальные способности, ментальные способности, интеллект-карта, программа XMind.

Keywords: information competence, information processing, functions of the brain, radiant thinking, cortical abilities, mental abilities, intelligence card, the program XMind.

Кто бы Вы ни были, чтобы Вы ни делали, Вы используете (даже читая эти строки) самый тонкий, сложный, таинственный и одновременно мощный механизм во всей известной пока нам Вселенной - свой мозг.

Тони Бьюзен

Умение обрабатывать информацию является одной из важнейших составляющих информационной компетентности будущих педагогов дошкольного и начального образования. Для развития информационной компетенции по обработке информации необходимо овладеть пятью основными функциями мозговой деятельности: восприятие (информация «вводится» через органы чувств), удержание (хранение и вспоминание (способность извлекать хранящуюся информацию) информации посредством памяти), анализ (распознавание взаимоотношений между различными аспектами, присущими предмету анализа, а также обработка информации), вывод информации (передача информации в какой-либо форме) и управление (управлением всеми мыслительными и физическими процессами, происходящими в мозге и организме в целом) информацией.

Указанные выше пять функций мозговой деятельности, взаимно дополняют друг друга. Так, восприятие информации осуществляется продуктивнее, если человек испытывает к ней интерес, в связи с этим процесс восприятия мотивирован и осуществляется с участием всех ментальных функций. Если информация воспринята эффективно, то ее проще зафиксировать и подвергнуть анализу. С другой стороны, эффективное удержание и анализ информации улучшают способность воспринимать информацию. Подобным образом анализ, представляющий собой сложное сочетание различных задач по обработке информации, требует способности удерживать информацию (фиксировать и строить на ее основе ассоциативные связи), которая была воспринята. Качество анализа информации также очевидным образом зависит от способности воспринимать и удерживать информацию.

© Соколова А.В., 2015 г.

Рассмотренные три функции находят логическое следствие в четвертой - вывод информации, или нахождение внешнего выражения, (посредством речи, жестов, интеллект-карт и т.д.), того, что было воспринято, удержано и подвергнуто анализу. Пятая функция - управление -относится к тому, как мозг управляет всеми ментальными и физическими процессами, человеческого организма, частью которого является, включая регуляцию самочувствия, отношение к окружающему миру и т.п. Эта функция имеет особое значение в виду того, что для оптимальной работы восприятия, удержания, анализа и вывода информации необходимы нормально функционирующие разум и тело (Схема 1) [1, 37].

Схема 1

Структура информационной компетентности студента вуза

Для эффективного развития умения обрабатывать информацию знаменитый британский психолог Тони Бьюзен предложил концепцию радиантного мышления, и создал инструмент революционного значения «Mind Maps» (интеллект-карта), который позволял использовать принципы радиантного мышления наиболее эффективным способом в самых разнообразных сферах жизни. Теория интеллект-карт была впервые представлена миру весной 1974 года после публикации книги, которая явилась прародителем

«Супермышления», а именно «Работай головой».

Термин «радиантное мышление» (от «радианта» - точки небесной сферы, из которой как бы исходят видимые пути тел с одинаково направленными скоростями) относится к ассоциативным мыслительным процессам, отправной точкой или точкой приложения которых является центральный объект [1, 56].

Радиантное мышление - это процесс мышления, при котором в центре находится некий объект, дающий импульс к рождению множества ассоциаций от «центра к периферии». Подобно тому, как устроено дерево: от ствола отходят крупные ветви, которые, в свою очередь, ветвятся на более мелкие, и т. д.

Возможность пользоваться радиантным мышлением мы получаем посредством интеллект-карт, которые являются прямым приложением и формой графического выражения радиантного мышления. Интеллект-карта всегда строится вокруг центрального объекта. Каждое слово и графическое изображение становятся по определению центром очередной ассоциации, а весь процесс построения карты представляет собой потенциально бесконечную цепь ответвляющихся ассоциации, исходящих из общего центра или

сходящихся к нему. Хотя интеллект-карта строится на плоскости, например на листе бумаги, она представляет собой трехмерную реальность - в пространстве, времени и цвете.

Интеллект-карта (англ. Mind map) - способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Также может рассматриваться как удобная техника альтернативной записи. Диаграмма связей реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. В основе этой техники лежит принцип «радиантного мышления». В русских переводах термин может переводиться как: «карты мыслей», «диаграммы связей», «карты памяти», «ментальные карты», «ассоциативные карты», «ассоциативные диаграммы» или «схемы мышления».

Интеллект-карта представляет собой шаг на пути прогресса от линейного (одномерного) через латеральное (двухмерное) к радиантному (многомерному) мышлению.

Интеллект-карты имеют четыре существенные отличительные черты:

- объект внимания (изучения) кристаллизован в центральном образе;

- основные темы, связанные с объектом внимания (изучения) расходятся от центрального образа в виде ветвей;

- ветви, принимающие форму плавных линий, обозначаются и поясняются ключевыми словами или образами, вторичные идеи также изображаются в виде ветвей, отходящих от ветвей более высокого порядка; тоже справедливо для третичных идей и т.д.;

- ветви формируют связанную узловую систему [1, 58].

Качество интеллект-карт можно улучшать с помощью цвета, рисунков, закодированных выражений, а также посредством придания карте трехмерной глубины, что в сумме служит тому, чтобы повысить занимательность, привлекательность и оригинальность интеллект-карт.

Охарактеризуем далее технологию создания интеллект-карт. Наибольший эффект от интеллект-карт достигается, когда в центр помещается графический образ, нежели слово, и образы используются вместо слов в любом подходящем случае. Комбинирование двух кортикальных способностей - оперирования словами и оперирование образами -многократно увеличивают отдачу от затраченной ментальной энергии, особенно когда Вы создаете, а не используете готовые образы [1, 79].

Интеллект-карты используют весь спектр кортикальных способностей - оперирование словами, образами и числами, логику, ритм, цвет и пространственную ориентацию - в универсальном и чрезвычайно эффективном методе. Тем самым обеспечивается свобода произвольного приложения неограниченных возможностей, заложенных в мозге человека.

Для обнаружения базовых идей необходимо задать себе следующие вопросы:

1. Какие знания я хотел бы приобрести?

2. Если бы я писал об этом книгу, какими были бы названия ее глав?

3. В чем состоят мои конкретные цели?

4. Каковы семь важнейших категорий информации по рассматриваемому вопросу?

5. На какие основные вопросы необходимо ответить: почему? Что? Где? Кто? Как? Который? Когда?

6. К какой более обширной категории можно отнести те или иные категории по рассматриваемому вопросу?

В теории интеллект-карт существует три основных принципа три «П»: «принимай», «применяй», «приспосабливай».

«Принимай» означает, что на первом этапе требуется забыть, какие бы то ни было предубеждения относительно ограниченности своих ментальных возможностей и строго следовать законам интеллект-карт и рекомендациям по их составлению, воспроизводя предлагаемые учебные примеры с максимальной точностью.

«Применяй» относится ко второму этапу, когда необходимо полностью усвоить базовый материал, изложенный в книге «Супермышление» и составить не менее 100 интеллект-карт, применяя законы и рекомендации, изложенные в книге, вырабатывая и

оттачивая свой собственный стиль и экспериментируя с интеллектуальными картами различных видов.

«Приспосабливай» относится к последующему непрерывному совершенствованию навыков работы с интеллект-картами [ 1, 92]

При составлении интеллект-карт следует учитывать определенные законы, которые разделяются на законы содержания и оформления, законы структуры.

Законы содержания и оформления: используйте эмфазу, ассоциируйте, стремитесь к ясности в выражении мыслей, вырабатывайте собственный стиль.

Используйте эмфазу: всегда используйте центральный образ, как можно чаще, используйте графические образы, для центрального образа используйте три и более цветов, чаще придавайте изображению объем, а также используйте выпуклые буквы, пользуйтесь синестезией (комбинированием всех видов эмоционально-чувственного восприятия), варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики, стремитесь к оптимальному размещению элементов на интеллект-карте, стремитесь к тому, чтобы расстояние между элементами интеллект-карты было соответствующим.

Ассоциируйте: используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами интеллект-карты, используйте цвета, используйте кодирование информации.

Стремитесь к ясности в выражении мыслей: придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждой линии, используйте печатные буквы, размещайте ключевые слова над соответствующими линиями, следите за тем, чтобы длина линии примерно равнялась длине соответствующего ключевого слова, соединяйте линии с другими линиями и следите за тем, чтобы главные ветви карты соединялись с центральным образом, делайте главные линии плавными и более жирными, отграничивайте блоки важной информации с помощью линий, следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными, держите бумагу горизонтально перед собой, предпочтительно в положении «Ландшафт», старайтесь располагать слова горизонтально.

Вырабатывайте собственный стиль: отражайте уникальную структуру мышления вашего мозга, придерживайтесь правила 1+, это значит, что каждая созданная вами интеллект-карта должна быть чуть более нарядной, чуть более объемной, содержать чуть более игры воображения, быть чуть более ассоциативно-логичной и чуть более красивой, чем предыдущая [93].

Законы структуры: соблюдайте иерархию мыслей, используйте номерную

последовательность в изложении мыслей.

Соблюдайте иерархию мыслей: используйте категории в форме базовых порядковых идей разных уровней.

Используйте номерную последовательность в изложении мыслей: помечайте

порядковыми номерами или буквами алфавита ветви карты, которые будут отражать порядок идей (хронологический или значимый) (Схема 2) [1, 105].

Существует несколько два вида интеллект-карт: диадическая, и комплексная (поликатегориальная).

Диадическая интеллект-карта используется в случае оценки двух альтернатив, когда базовыми порядковыми идеями являются два выбора (две главные ветви) («да»-«нет», «лучше»-«хуже», «сильнее»-«слабее», «более эффективно»-«менее эффективно», «более производительно»-«менее производительно», «дороже»-«дешевле»).

Комплексная (поликатегориальная) интеллект-карта характеризуется наличием от трех до семи главных ветвей, отходящих от центра.

Универсальными базовыми порядковыми идеями для составления комплексных интеллект-карт можно считать следующие:

- базовые вопросы: Как? Когда? Где? Почему? Что? Кто?

- разделы: главы, уроки, темы;

- свойства: характеристики кого-либо, чего-либо;

- история: хронологическая последовательность событий;

- структура: форма и ее сочетания;

- функция: роль и назначение кого-либо или чего-либо;

- процесс: ход развития явлений той или иной природы;

- оценка: насколько хорошим (ценным, полезным) кто-либо или что-либо является;

- классификация: как соотносятся друг с другом те или иные объекты;

- определения: что собой представляет кто-либо или что-либо;

- личности: роли (характеры) людей.

Схема 2

Законы составления интеллект-карт

Основные преимущества поликатегориальных интеллектуальных карт состоят в следующем:

1. Помогают развивать такие ментальные способности, как способность к классификации, проницательности и ясность изложения своих мыслей.

2. Позволяют сводить воедино сложную по составу информацию на одном листе бумаги, увеличивая, таким образом, шансы на обоснованное и корректное решение.

3. Позволяют высветлить важнейшие «за» и «против», которые следует учитывать при принятии решения.

4. Подобно диадическим интеллект-картам, предполагают использование всего диапазона кортикальных способностей, результатом чего становится более взвешенное и продуманное решение.

5. Стимулируя использование всех кортикальных способностей, поликатегориальные интеллект-карты позволяют мозгу вступать в диалог с самим собой, т. е. предоставляется мозгу возможность наблюдать за собственной работой на своеобразном мониторе, коим является ваша интеллект-карта, и узнавать больше о самом себе. Это расширяет горизонты мыслительного зрения и стимулирует рождение новых идей.

6. Поликатегориальные интеллект-карты можно хранить в качестве справочного материала, к которому обращаются по поводу выяснения причин принятия ранее решений, а также как к руководству принятию решений в сходных ситуациях.

Для составления коллективной интеллект-карты необходимо соблюдать следующие

этапы:

Определение темы: должна быть четко и кратко обозначена тема групповой работы, поставлены цели, всем участникам группы предоставлена информация, которая может иметь отношение к предмету обсуждения.

Индивидуальная «мозговая атака», каждый член группы индивидуально составляет интеллект-карту, снабженную базовыми порядковыми идеями.

Обсуждение в малых группах: группа делится на подгруппы по три-пять человек, в каждой группе участники обмениваются своими идеями и дополняют свои индивидуальные карты мыслями и ассоциациями других участников. Необходимо принимать все предложения без исключения, любая идея, высказанная членом группы, должна получать безоговорочную поддержку и приниматься всеми членами группы.

Создание первоначальной коллективной интеллект-карты: после обсуждения группа приступает к составлению первоначальной коллективной интеллект-карты, оформление карты может взять на себя один человек, который пользуется доверием группы. Цвета и коды должны быть согласованы между всеми членами группы, первыми на карту наносятся базовые порядковые идеи в качестве главных ветвей, после чего - все без исключения идеи.

Инкубация: возможность информации, содержащейся на коллективной интеллекткарте, «дойти» до каждого участника.

Вторая редакция: подразумевает повторное «извержение ассоциаций» каждым членом группы, вторичное редактирование индивидуальных базовых интеллект-карт (содержащих как минимум главные ветви), обмен идеями, редактирование интеллект-карт, составленных в малых группах, и составление второй коллективной интеллект-карты.

Анализ и принятие решения: группа принимает решения, ставит цель исходя из результатов работы, формирует план дальнейшей деятельности (Схема 3).

Составление коллективной интеллект-карты обладает рядом преимуществ:

1. Данный вид мышления и изучения нового материала является естественным с той точки зрения, что целиком отвечает функциональным особенностям человеческого мозга и является гораздо интереснее любых традиционных аналогов.

2. На протяжении всего творческого процесса с использованием коллективных интеллект-карт работе как индивидуальных участников, так и группы в целом уделяется одинаковое внимание. Чем чаще и в большей степени отдельные участники получают возможность исследовать собственные взгляды на предмет изучения, тем больший вклад они вносят в работу всей группы.

3. Коллективный разум обогащается за счет индивидуальных вкладов и немедленно, по принципу обратной связи, делает свой увеличенный потенциал достоянием индивидуальных участников, тем самым увеличивая способность последних вносить дальнейший вклад в работу группы.

4. Даже на ранних стадиях работа по методу коллективной интеллект-карты позволяет генерировать значительно больше качественных творческих идей, нежели могут обеспечить традиционные методы «мозговой атаки».

5. При использовании метода коллективной интеллект-карты автоматически достигается необходимый консенсус, что улучшает рабочий настрой группы, и внимание всех её участников оказывается направленным на соблюдение общих интересов и достижение общих целей.

6. Каждая идея, предложенная любым членом группы, принимается как заслуживающая внимания. В связи с этим все члены группы воспринимают себя «совладельцами» достигаемых группой результатов.

7. Коллективная интеллект-карта остается рабочим документом в архиве группы, справочным материалом, на который возможно ссылаться впоследствии. Кроме того, она выступает гарантом того, что к концу сеанса групповой работы каждый участник будет иметь схожее с другими представление о том, что достигнуто. (Это опять же значительно отличается от того, что мы наблюдаем при традиционных подходах, когда члены группы нередко покидают комнату, где проходила работа, с лишь предполагаемым консенсусом по

поводу достигнутых результатов, при этом позднее их собственное понимание этих результатов оказывается отличающимся в самых широких пределах от того, что поняли другие).

8. Коллективная интеллект-карта позволяет участникам групповой работы значительно повысить свой личный уровень компетенции и, являясь продуктом «коллективного разума», может выступать в качестве достаточно объективной точки зрения, относительно которой могут строиться и развиваться в дальнейшем индивидуальные идеи.

Этапы составления коллективной интеллект-карты

Схема 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для создания интеллект-карт возможно использовать программу XMind. XMind позволяет организовывать карты идей в логическом, древовидном и других представлениях. Внешний вид элементов карты настраивается и возможно устанавливать цвет фона, параметры шрифта, добавлять текстовые заметки и файлы, таблицы, маркеры, гиперссылки, аннотации и связывать одни идеи с другими.

Программа позволяет фокусироваться на определенных участках интеллект-карт, создавать голосовые заметки, проверять орфографию текста, использовать поиск элементов карт, экспортировать данные и опубликовывать созданные карты в Интернете. В это приложение можно импортировать карты, созданные в других программах подобного рода, например - FreeMind и MindManager. XMind поддерживает шаблоны и темы для карт, а также позволяет закрывать карты от несанкционированного доступа паролем. Помимо бесплатной, существует и несколько платных версий XMind, позволяющих сохранять карты в форматы Word, Power Point и PDF, работать в режиме мозгового штурма и создавать презентации.

В связи свыше обозначенными позициями, использование интеллект-карт как средства развития интеллектуальной компетентности студентов вуза на наш взгляд представляется достаточно продуктивным. Посредством интеллект-карт у студентов развиваются основные функции мозговой деятельности: восприятие (информация

«вводится» через органы чувств), удержание (хранение и вспоминание (способность извлекать хранящуюся информацию) информации посредством памяти), анализ (распознавание взаимоотношений между различными аспектами, присущими предмету анализа, а также обработка информации), вывод информации (передача информации в какой-либо форме) и управление (управлением всеми мыслительными и физическими процессами, происходящими в мозге и организме в целом) информацией. Использование интеллект-карт в образовательном процессе вуза возможно при выполнении аннотирования источников информации, подготовки к занятиям, зачетом и экзаменам, выполнении проектов.

Литература

1. Бьюзен Т., Бьюзен Б. Супермышление / Пер. с англ. Е. А. Самсонов.- 2-е изд. - Мн.: ООО

«Попурри», 2003. - 304 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.