Научная статья на тему 'Интеллект и образование'

Интеллект и образование Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
876
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеллект и образование»

РАЗДЕЛ IV КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 13+316.7

Ф. Ш. Терегулов ИНТЕЛЛЕКТ И ОБРАЗОВАНИЕ

Из истории вопроса. Мы не одиноки в попытке ввести в изучение пси-холого-педагогических процессов естественно-научные методы и подойти к этим феноменам так же, как и ко всем другим явлениям природы. Эта интенция нашла свое яркое выражение в трудах выдающегося русского физиолога И. М. Сеченова (1829-1905), который в книге «Рефлексы головного мозга» высказал мысль, что и наиболее сложные процессы психической жизни следует рассматривать материалистически, как сложные рефлексы, что мысль является тем же рефлексом, но заторможенным, развернутым, оставшимся без своего внешнего моторного конца, и что явления психической жизни должны изучаться учеными теми же путями, которыми изучаются и другие явления природы. Эта материалистическая линия была продолжена выдающимся русским физиологом И. П. Павловым (1849-1936) - основоположником объективного изучения высшей нервной деятельности при помощи условного рефлекса. К этим вопросам обращались выдающиеся представители отечественной науки В. М. Бехтерев (1857-1927), А. А. Ухтомский (1875-1942)и др.

Вопрос об отношении психических процессов и мозга и о том, каковы принципы работы мозга как материального субстрата психической деятельности, в разные периоды развития науки решался по-разному. Характер решения этого вопроса во многом зависел от того, как понимались психические процессы человека и как подходили к их мозговым основам.

Вопрос о естественных корнях психики, о ее происхождении и о ступенях ее эволюции в ранней идеалистической философии и донаучной психологии даже не ставился. Психика считалась одним из первичных свойств человека и рассматривалась как непосредственное проявление некой духовной жизни. Дуалистическая философия исходила из того, что духовная жизнь не подчиняется тем же законам, что и вся материальная природа, и к ее анализу нельзя подходить с причинным объяснением явлений. Предполагалось, что сознание так же вечно, как и материя, что оно всегда существовало параллельно с материей. Поэтому в течение многих столетий к

психике человека, к его сознанию подходили как к явлениям особого рода, обособленным от всех естественных процессов, вследствие чего люди по-разному трактовали сознание, то считая его проявлением божественного разума, то результатом субъективных ощущений и т. п., которые априорно недоступны ни для объективного научного анализа, ни для причинного объяснения. Отмеченный выше дуализм в понимании психики не изжил себя и на современном этапе развития цивилизации. В качестве иллюстрации к сказанному можно привести основное кредо Л. С. Выготского о том, что попытка подойти к психике как к непосредственной функции мозга и искать ее источники в глубинах мозга так же безнадежна, как и попытка рассматривать психику как форму существования духа. Другими словами. высшие формы сознательной деятельности, активного внимания, произвольного запоминания и логического мышления, которые являются специфическими для человека, не могут рассматриваться как естественный продукт эволюции их мозга, но являются результатом той особой, общественной формы жизни, которая характерна для человека. Чтобы причинно объяснить высшие психические функции человека, нужно выйти за пределы организма и искать их истоки не в глубинах духа или в особенностях мозга, а в общественной истории человечества, в тех формах общественного труда и языка, которые сложились в истории общества и вызвали к жизни наиболее совершенные виды общения и новые формы сознательной деятельности.

Однако, отмечая верность хода мыслей передовых ученых, надо сказать, что сами эти мысли остаются по-прежнему невразумительными. Дело в том, что отмечаемый «дуализм» материи лежит гораздо глубже и не может быть разрешен в рамках той же самой биосоциальной формы движения. Еще раз напоминаем фундаментальное положение: смысл вещей лежит вне их. Смысл жизни, смысл психики, смысл сознания человека проясняются лишь при рассмотрении глубинных истоков движения материи, в поэтапном порождении ею соответствующих уровней действительности, в складывающихся механизмах взаимодействий в ней.

Любой объект как совокупность элементов, находящихся во взаимодействии и тем более в неких циклических процессах объединения, развертывания и свертывания с последующим распадом (полностью или частично), нуждается в специфическом отражении. Диалектика всеобщей связи и развития требует учета трех основных этапов эволюции любого предмета действительности, в том числе и Вселенной: прошлое, настоящее и будущее. С данными временными понятиями коррелируют понятия исходного целого, системы и организации. Но стержневым моментом рассмотрения во всех трех временных категориях является структура предмета, его связи и отношения с другими предметами, что предполагает более глобальную структуру, а также развитие явлений, представляющее динамику

некоторой структурной организации. В конечном счете имеем закономерности конструирования, функционирования и развития структуры тел во Вселенной и структуры самой Вселенной.

Наиболее фундаментальными понятиями, по существу отражающими диалектику устойчивости и изменчивости структурных новообразований, являются экстенсивная и интенсивная структуры.

Согласно М. И. Сетрову, экстенсивная структура существует (развернута) в пространстве, интенсивная-во времени. Интенсивная структура есть связь изменяющихся состояний, основа устойчивости и направленности самого изменения. Устойчивые же связи существующих элементов целого, т. е. экстенсивная структура, есть совокупность функциональных связей. Современный структурализм по преимуществу связан с исследованием экстенсивных структур. Структуры же интенсивные изучаются в основном в рамках «общей теории систем» и кибернетики, а сами эти исследования не именуются структурными. Общность между структурами экстенсивными и интенсивными заключается в том, что те и другие отражают инвариантность связей, их устойчивость, а различие в том, что одни обнаруживаются как механизм и способ сохранения, а другие - как механизм и способ преобразования. Интенсивная структура является причиной обратимости или запрограммированности преобразования системы.

Таким образом, существует общий структурный способ исследования систем, и наиболее полное выражение он обнаруживает в исследовании экстенсивных структур. Поэтому, рассматривая различные стороны сохранения и функционирования систем, в качестве основного аспекта необходимо выделить структурный. Поскольку система не только сохраняется, но непрерывно преобразуется (хотя бы и обратимо), то конкретизацией исследования структуры вообще будет исследование особого рода структуры — интенсивной, которая и отражает динамический аспект организации системы. Следовательно, выделяя в объекте как системе динамический аспект, мы по существу выделяем и исследуем его интенсивную структуру, т. е. связи состояний.

Сохранение целостности системы и направленности ее преобразования определяется наличием в ней регуляционных процессов. Эти процессы в слабодифференцированных и малоинтегрированных системах выступают в виде наличных связей между элементами, в форме усиления напряжения этих связей, а в конечном счете определяются их силой! В более организованных системах возникают специальные механизмы регуляции устойчивости системы (гомеостаз) и регуляции ее направленного преобразования (управление). Изучение механизмов такого рода будет уже конкретизацией исследования интенсивной структуры на уровне двух ее видов: связей состояний, зафиксированных в программе регулятора гомеостаза, и связей состояний, зафиксированных в программе направленного изменения сис-

темы, т. е. структуры управляющего механизма. Исследование совокупности этих двух структур оказывается изучением общего регуляционного аспекта, поскольку гомеостаз и управление — лишь особые способы регуляции состояния системы [4]. Новая кора необходимо вырабатывает в себе данные структуры.

Рассмотренные виды структур помогут отдифференцировать интеллект и сознание как аспекты формирования, функционирования и последующего развития.

Как ни прискорбно для нашего самолюбия, ДНК человека и человекоподобных обезьян на 99% совпадают. Это означает лишь то, что мы имеем общие корни, общих прародителей, и в известном смысле — только «двоюродные» братья, в отличие от расхожих в быту представлений о происхождении человека от обезьян. Однако, рассматривая в сравнительном плане отпочковавшиеся наши ветви и распределение между ними набора хромосом (у обезьян их 48, а у человека - 46), первоначально можно предположить, что эволюция обделила нас двумя хромосомами. Но именно счастливая, как потом окажется, потеря хромосом в наследственном аппарате, а не труд и деятельность одни сами по себе, как утверждают некоторые ученые, привели к отпочкованию человеческой ветви, вида Homo sapiens.

Эта потеря у наших предков (кроманьонцев, австралопитеков) привела к приостановке закрепления (наращения) в наследственном аппарате более поздних влияний окружающей среды и вырабатывавшихся на них реакций организма, а соответствующая нарождающая часть мозга (кора), таким образом, оставалась изначально не заполненной какой-то частью, может быть ценной и обширной, наследственно передающейся информацией. Видимо, у биологического аппарата наследственности имеется свой предел объема передачи информации.

Поскольку эволюция - это в первую очередь психическая трансформация, то в природе имеется не один инстинкт, а множество форм инстинктов, каждый из которых соответствует одному частному решению проблемы жизни. Психика насекомого не является (и не может быть) психикой позвоночного, т. е. ни инстинктом белки, ни инстинктом кошки или слона в силу самого положения каждого из них на древе жизни. Тем самым мы начинаем видеть, как из этого разнообразия закономерно выделяется рельеф, вырисовывается градация. Если инстинкт - переменная величина, то инстинкты не только различны, они образуют возрастающую систему сложности, в своей совокупности - своего рода веер, где верхние концы на каждом луче всякий раз узнаются по большему радиусу выбора, опирающегося на лучше определенный центр координации и сознания.

«С этой точки зрения, - продолжает П. Тейяр де Шарден, - можно было бы сказать, что всякая форма инстинкта по-своему стремится стать «разумом», но только на человеческой линии (по внешним и внутренним причинам) операция удалась до конца» [5].

Мы со своей стороны заметим, что инстинкты не могут бесконечно наращиваться, они достигают своих состояний насыщения, некоторых пределов и вынуждены стабилизироваться, что мы и наблюдаем в животном мире. И эволюции не оставалось ничего другого, как создавать свободные (нейтральные) зоны в мозгу человека - кору больших полушарий, наделив последнюю колоссальными потенциальными возможностями по обработке другой половины информации, циркулирующей уже во внешнем пространстве, также существенной для жизни и потому достойной наследования (присвоения).

Надо полагать, что наши предки не почувствовали отсутствия развертки наследственным аппаратом данной информации, так как она к тому времени свободно и параллельно циркулировала в сообществе во внешних меж-поколенных связях и отношениях. И, таким образом, какая-то часть информации начала передаваться от поколения к поколению внешним образом, в экзотерической форме.

Но природа не терпит пустых и слабо заполненных страниц. В большинстве источников по археологии, антропологии, истории отмечается, что наш предок из семейства питекантропов в телесном отношении вполне сформировался: вертикальная походка; развитые руки, приспособленные к выполнению трудовых операций; объем мозга достиг 850-1000 см3. Если формирование человеческого тела полностью или почти полностью закончилось, то развитие мозга продолжалось на протяжении всей истории человеческого рода. При этом увеличивались абсолютный и относительный вес мозга, его объем и структура. Мозг разрастался в высоту в лобной и затылочной областях, разрасталась генетически новая кора мозга в целом [1].

В нейрофизиологии установлено, что филогенетически древние и старые отделы головного мозга заканчивают свое развитие к моменту рождения ребенка. А генетически новая кора мозга более интенсивно растет после рождения, 5/6 мозга человека формируется в этот период [2].

По нашей версии, молодая и свободная кора головного мозга человека оказалась вынужденной участвовать в обратном процессе, в прижизненном наполнении себя образами окружающей среды и адекватными реакциями организма на те или иные ситуации жизни. Она оказалась теперь целиком и полностью ориентированной на отражение и фиксацию уже прижизненного опыта и достижений каждого поколения и, более того, каждого индивида в отдельности, персонально.

Такая возможность открывает исключительные перспективы для ускорения эволюции данного вида, человеческого рода. Достижения каждой популяции, каждого поколения и единичные находки отдельных субъектов благодаря появлению второй параллельной ветви передачи опыта и способностей перестали нуждаться в огромном историческом сроке и в исключительных условиях для своего попадания на консервативный

путь биологического наследования и проторили себе дорогу, достаточно оперативную и без лишних потерь, так называемого социального наследования.

Социальный способ наследования, в свою очередь, потребовал развития и усложнения сфер фиксации и обработки опыта, способностей людей на двух полюсах: в самой биологии человека и его социуме. Из-за перекрытия для значительной части прижизненных и индивидуальных приращений опыта и способностей людей биологического пути передачи последующим поколениям информации возникла специальная потребность по их фиксации вовне, что положило начало собственно социальному способу фиксации, обработки, хранения и накопления информации.

Опыт человечества, способность людей начали фиксироваться и накапливаться в специальных хранилищах, а также в продуктах духовной и материальной культуры. Таким образом, возникла внешняя социальная память человечества.

На стороне биологии человека расширяющееся социальное наследование потребовало также такой пластичности и перестройки коры человеческого мозга, которая отвечала бы запросам оперативного восприятия, фиксации и обработки все увеличивающегося объема информации.

В этой связи не стоит, думаю, особо сожалеть по поводу того, что у отдельных представителей рода человеческого прижизненно вырабатывается исключительно высокий ум, мощнейший обрабатывающий информацию орган, который невозможно, как свидетельствует практика, передавать последующим поколениям испытанным первым путем - биологическим способом наследования. Дело, видимо, не только в том, что опыт и мудрость приходят несколько позже того момента, когда родители по молодости и резвости своей уже воспроизвели потомство. Очевидно, необходимо лишь совершенствовать способы экспликации и описания способностей людей, в том числе талантов и гениев, и запускать полученные таким образом сведения в информационный оборот.

В конечном итоге мы наблюдаем сегодня особый дуализм человека: и как биологического существа, - величайшие потенциальные возможности, заключенные в нем самом от рождения, развитые всем ходом истории, и как существа социального - величайшие достижения развития человеческого общества, но вне его. А между разведенными (расщепленными) величайшими достижениями развития вида Homo sapiens непрерывно работает конвейер образования человека из вновь родившегося ребенка, приобщая каждого в отдельности к прогрессу человечества и приглашая затем или одновременно к приумножению последнего.

Фактически образование человека выступает как средство гармоничного объединения двух разнокачественных наследственных программ: сохранения и развития. И та найденная и крайне необходимая для развития челове-

ческого рода информация, которая первоначально безжалостно отбрасывалась консервативной наследственной программой и не могла быть передана биологическим путем непосредственно в мозг новорожденного, благодаря отсрочке и обходному пути — экстракорпоральному способу - все равно туда поступает, тем самым преобразуя соответствующие участки мозга и составляя социальную программу, соизмеримую с той первичной, генетически наследуемой.

Основы собственно интеллекта человека. Несмотря на многотрудные, многолетние и многократные попытки человечества осмыслить и понять, что есть интеллект, которому оно обязано своим нынешним положением в царстве Космоса, эта тайна остается столь же малорасшифрованной. Он - в каждом из нас, и все вместе мы знаем о нем крайне мало. Предпримем же еще одну попытку отомкнуть этот манящий и загадочный черный ящик, именуемый интеллектом.

Вряд ли нужно кого-то убеждать, что психика, сознание, интеллект есть функция мозга и что упомянутые явления и процессы нужно изучать в единстве с физиологическими, материальными. Но что значит исследовать их в единстве?

Очевидно, что мы имеем здесь дело с разными формами движения материи, но это ставит новую проблему: изучение тех содержательных переходов, которые связывают между собой эти формы движения. Общее учение о сознании, интеллекте как высшей, присущей только человеку форме психики, возникающей в процессе общественного труда и предполагающей функционирование языка, - это весьма поверхностное определение. Задача ученого - проникнуть в его внутреннее строение. Но для этого психику, сознание, интеллект нужно рассматривать не как созерцаемое субъектом поле, а как особое внутреннее движение материи.

Ядро такого понимания интеллекта состоит в том, что в понятии отражения заключена идея развития, идея существования различных уровней и форм отражения. Речь идет о разных уровнях тех изменений развивающихся тел, которые возникают в результате осуществляемых ими взаимодействий и являются адекватными им. Эти уровни очень различны, и тем не менее это уровни единого целого, которое в качественно разных формах обнаруживает себя и в неживой природе, и в мире растений, и в мире животных, и, наконец, у человека. Такое понимание отражения исключает возможность трактовать явления психики, сознания, интеллекта вне общей системы взаимодействия единого в материалистичности мира.

Поэтому, разбирая «фундамент самого здания материи» или отыскивая «первую фабрику», на которой работали предки людей, нельзя даже условно использовать такие определения, как «материя - философская категория для обозначения объективной реальности, которая существует независимо от сознания и отражается в нем». Материя и сознание - не антиподы, а един-

ство в противоположностях. Основной вопрос философии сегодня нужно формулировать следующим образом: материя и ее сознание.

Мы все более убеждаемся, что ни божье провидение, ни работа на «первой фабрике» не являются истинной причиной появления в этом участке Космоса человеческого интеллекта. Становится все более очевидно, что интеллект - закономерный продукт эволюции материи, который она создала для интенсификации и завершения своего же Великого объединения. Попытаемся изложить некоторые тезисы в пользу этой точки зрения.

Большой взрыв, разметав материю, положил начало ее Великому объединению. Объединительный процесс имеет закономерно последовательный поэтапный характер, а каждому этапу присуща триадностъ:

а) возникновение «бульона» (первичного, а затем выдавливание очередного, этапного);

б) образование в нем минимального структурного объединения в качестве исходного «атома», а далее очередного этапного строительного блока;

в) всевозможная структурная застройка ими до исчерпания ресурсов «бульона».

Далее каждый объединительный этап закономерно обладает «двухатом-ностъю», когда исходный «атом» дополняется модернизированным укрупненным (свернутым, многосоставным) «атомом» (например: струны и кварки; ядра и атомы; аминокислоты и нуклеотиды; нейроны и мозг и т. д.), которой соответствует «двухволновость» в структурной застройке. Вторая волна структурообразования вслед за первой создает высокое «давление жизни» (В. И. Вернадский) и способствует выдавливанию очередного «бульона» и т. д.

Выявленные также циклические процессы в развитии материи -обособление и объединение - обязанные исключительно пограничной зоне и присутствовавшие в исходном (сингулярном) ее состоянии, не допускающие ни одного исключения, в совокупности дают полное право квалифицировать их законами эволюции материи.

Основы интеллектуального поведения в животном мире закладываются тогда, когда в очередном внутреннем теле — зарождающейся новой коре из сенсорных слепков начинает постепенно складываться с той или иной полнотой некий образ окружающей среды, в котором воссоздаются тем самым и внешний план, и внешняя динамика событий как следствие, и внешняя активность, деятельность как причина. В результате удвоения действительности ориентировка в условиях задачи начинает протекать одновременно или с некоторым «фазовым» сдвигом в двух ипостасях: в оригинале и его образе в мозгу, во внешнем и внутреннем планах, в форме внешней материальной деятельности и внутренней мозговой (психической) активности. На первых порах происходит полное дублирование, что доказывает в целом

низкую эффективность данной процедуры, а затем постепенно - дифференциация и специализация планов, объектов и активностей в них. Так, ориентировочная деятельность, запускаясь во внешнем плане вследствие возникновения и отражения проблемной ситуации, начинает далее протекать (или переноситься) во внутреннем плане. Перцептивные действия и внутренние операции со слепками действительности начинают предшествовать внешним манипуляциям и двигательным пробам. Надо полагать, что именно так возникает во внутреннем плане предварительная ориентировочная деятельность, так начинает вырабатываться в нем схема решения проблемной ситуации, программа поведения организма в целом в этом изменчивом мире - явные характеристики возникновения интеллекта.

Интеллектуальная программа поведения начинает заметно отличаться от врожденной тем, что она, хотя и покоится на последней, но теперь строится, во-первых, индивидуально и прижизненно в отличие от инстинктивной, которая есть результат коллективной и многопоколенной жизнедеятельности. Во-вторых, она строится с максимальным учетом происходящих изменений и вообще всей картины мироздания, т. е. с опорой на отражение более широкой экологической ниши, и таким образом достигается максимальная адекватность взаимодействия индивида с объективной действительностью, в то время как формирование и притирка инстинктивного поведения животных происходили постепенно, эмпирически, в процессе непосредственного многообразного взаимодействия множества особей многих поколений во внешнем плане в конкретной и узкой экологической нише. То есть они из-за необходимости набора огромного статистического материала складывались крайне медленно, растянуто, с некоторым фазовым сдвигом (опозданием), дискретно-составным, а главное, вследствие инкорпорации с вышеотмеченными характеристиками и биологического способа наследования - консервативно, без обратного хода, без возможностей внесения в дальнейшем корректив. А потому они объективно ограничены.

Но принципиальное отличие (или недостаток, ограниченность) инстинктивной программы поведения животного (в том числе и человека) в том, что она линейная, последовательно-составная, многозвенная, и каждое ее звено эволюционно последовательно сопрягалось со строго определенным стимулом данной конкретно-исторической экологической ниши по принципу стимул - реакция (Э — К), и в конечном счете вся программа поведения представляет собой эклектику, механически составленный алгоритм действий, отдельные шаги которого впоследствии остаются еще актуальными и адекватными, другие предстают уже анахронизмом и являются индифферентными, или, более того, конфликтующими, но продолжают без должной функциональной нагрузки осуществляться в общей схеме. Подчеркивая эклектизм, механистичность инстинктивной программы, мы не совсем правы. Морфологически закрепленная программа инстинктивного поведе-

ния - это своеобразный срез, мощный пласт раздражений и реакций огромного эволюционного периода развития жизни. Интеллектологи подобно палеонтологам могли бы вести в них свои соответствующие «раскопки».

И вот на этом фоне в мозгу возникает новая надстройка, которая способна на ускоренное (по эволюционным меркам - мгновенное), но, главным образом, на современное, актуальное воспроизводство более обширной экологической ниши, если не сказать, что всего мироздания. Притом оно осуществляется каждым человеком, как указывалось выше, индивидуально, прижизненно, с той или иной полнотой и связанностью, с заложенными возможностями углубления и преобразования, коррекции данной картины мира. Естественно, эта мозговая надстройка и возникающий в ней образ мира находятся внутри человека и позволяют ему многие процессы жизнедеятельности предварительно и произвольно развернуть в себе во внутреннем плане посредством умственной активности (моторики). Создаваемая при этом программа поведения человека получает возможность опираться не на отдельные обособленные жизненно важные свойства среды обитания, а на всю картину объективной действительности, на всю совокупность существенных и не очень существенных ее свойств и отношений с учетом их динамики. Адекватные реакции индивида на те или иные сигналы окружающей среды, эволюционно вырабатываемые в течение сотен и сотеи поколений, теперь могут быть найдены в указанной мозговой надстройке в считанные секунды благодаря произвольному развертыванию (актуализации) необходимой совокупности условий и сознательному проектированию оптимальных вариантов поведения.

Поэтому у вырабатываемой программы взаимодействий человека и окружающей его действительности имеется шанс быть более обоснованной, оперативной и наиболее адекватной. Само человеческое сообщество приобретает тем самым высокую устойчивость и право законно занимать вершину пирамиды животного мира.

После такого пафосного заявления о важности и предназначенности создаваемого образа действительности для выработки адекватной программы поведения человека, испытывая неловкость, вынужден констатировать следующее. Самое «печальное» то, что мы принимаем за основной и конечный продукт образовательного процесса выработку в конечном счете адекватной программы взаимодействия индивида и действительности. Появляющийся в мозгу образ действительности при этом предполагается всего лишь условием такой верной выработки. Но на самом деле в глобальном масштабе все несколько сложнее, и наоборот. В целостной эволюционной картине отмечаемая, собственно искомая, программа взаимодействия субъекта и объективной действительности оказывается всего-навсего средством притирки, осуществления всего лишь одного из вариантов движения материи, а существенным и основным результатом вообще всей биологической

формы движения является выработка внутри человеческого тела другого тела - некоего органа свертывания материи. Другими словами, продуктом эволюционного развития и соответствующего отчуждения (обособления) на данном этапе является не образ объективной действительности как таковой, а формирующийся при этом внутренний орган свертывания действительности. А этот специфический орган, обрабатывая сенсорные слепки разных аспектов, уровней действительности по всему фронту, порождает мощные потоки. Биохимический механизм согласований данных раздражителей, исчерпав свой предел производительности, вынужденно привлекает химико-электрические процессы и квантовые структуры мозга, что кладет начало новой форме движения материи. Как видим, формирование интеллектуального поведения играет сугубо служебную роль -роль свертывания действительности в некий биологический субстрат и доведения создаваемого в нем образа мира до некоторой меры полноты и адекватности оригиналу. Материя, свертываясь в самой себе, достигает определенной плотности и миниатюрности. Тем самым создаются условия для зарождения новой формы движения материи, для включения в объединительный прогресс новых разновидностей элементарных; частиц.

Мы данный аспект изменений обозначили лишь для того, чтобы напомнить, что смысл вещей лежит вне них. Другими словами, смысл жизни находится вне жизни, смысл образования человека - вне данного процесса. Теорема К. Геделя отражает простой факт - нельзя доказать окончательные границы познания, нельзя взглянуть на мир, в котором живет человек, не выйдя за его пределы. Это связано, во-первых, с тем, что человек эволюци-онно вырабатывает в своей экологической нише антропоцентрическую ориентацию, во-вторых, собственно с поэтапным характером движения материи. Поэтому специфические и всеобщие законы, действующие на отмеченных этапах и формах движения материи, становятся ясными вне их пределов, а абсолютно истинными - при сквозном обзоре движения материи от ее Большого взрыва до Великого объединения.

Удвоением действительности, планов, активностей на стороне познающего субъекта объясняется оперативный саморегулирующий характер интеллекта, а фундаментальным принципом саморегуляции становится ком-парация.

Существенная особенность отмечаемого удвоения действительности состоит в огромном ускорении процесса установления новых связей стимулов среды с реакцией организма, прокладки новых траекторий движения. То есть благодаря особенностям очередного внутреннего тела - специфическому устройству коры головного мозга - появляется возможности прижизненного воспроизведения достаточно полной картины соответствующей экологической ниши, из которой за более короткое время можно выч-

ленить (стихийно, путем проб и ошибок или придерживаясь некоторого алгоритма) те или иные существенные стимулы окружающей среды и связать с некоторым поведением, находящимся также в этой картине. Эволюционная сущность данного феномена в том, что филогенетический процесс свертывается и переносится в онтогенез. Естественно, отмеченный перенос становится возможным благодаря эволюционному накоплению значительного двигательного потенциала в предыдущем внутреннем теле, отпочкованию из него очередного тела и возникновению в нем соответствующего органа движения. При этом движение, приведшее к актуализации некоторого стимула среды, приступает далее к составлению некоторой реакции на данный стимул. В итоге отличаются всевозможные пограничные проявления материи. Движение, как бы искусственно разорванное на две специфические части (фазы), одна из которых отражает нужный стимул среды, а другая - вырабатывает соответствующую реакцию, на самом деле сливается в одно единое движение. Оно представляет один из фрагментов развития материи: в конкретно данной экологической нише конкретно данным живым существом - генератором движения.

Как в филогенезе, так и в онтогенезе ориентировка в окружающей среде неотделима от активных движений. Далее, выработка инстинктивного или индивидуального изменчивого поведения также невозможна без проявления активности живого, без движения. При этом необходимое поведение в ответ на некоторый стимул формируется также посредством двигательных проб, как посредством них осуществлялось отражение окружающей среды.

Разница между рассматриваемыми видами поведения лишь в том, что в филогенезе процесс экспликации соответствующих стимулов среды и выработки адекватного ему поведения происходил в самой жизни в конкретно данной экологической нише, в естественном течении времени, в натуральной динамике событий и взаимодействия тел. Поэтому удовлетворительное поведение, названное инстинктивным, для своей выработки потребовало множество жизней огромного количества поколений особей.

Индивидуально изменчивое или собственно интеллектуальное поведение животных характеризуется тем, что экспликация и оценка новых (а также ревизия старых) стимулов и составление соответствующих программ поведения происходят преимущественно в специально созданном для презентации окружающей среды внутреннем органе, так сказать, во внутреннем плане, во внутренней форме. Благодаря огромному потенциалу движения, заключенному в данном свертывающем органе, выделение существенных признаков объективной действительности и составление оптимального поведения осуществляются безопаснее, в миллионы раз быстрее, а главное, во много раз эффективнее. Поэтому основными признаками интеллекта, кроме ускоряющего фактора, являются собственно план, форма преимущественного течения движения и масштабы охвата ими существенных связей и от-

ношений действительности. Однако отмечаемые нами в качестве существенных признаки интеллекта не являются очевидными. Дело в том, что в самой жизнедеятельности выделенные признаки интеллекта затмеваются внешними аналогичными процессами. Хотя они не только идентичны, но и аутентичны, все это в совокупности ввело исследователей интеллекта в глубокое заблуждение. В результате ученые вынуждены оперировать побочными второстепенными признаками. Начинают различать активность внешнюю и внутреннюю, в материальной и идеальной формах. Делаются попытки строгого определения активности путем увязывания ее с целями, мотивами, условиями, другими ориентирами и коррективами. Движение разбивается на функциональные части: ориентировочную, исполнительную и контрольно-оценочную. Об интеллекте начинают судить по форме преимущественного осуществления данных частей.

В этой связи надо четко различать две природы. Первая природа-исходная, объективная, внешняя по отношению к субъекту. Далее в результате взаимодействия и собственно отражения у субъекта возникает внутренний план и образ мира в нем, во внутренней, умственной, или так называемой идеальной форме. При этом у человека появляется также возможность выносить наружу, во внешний план двигательные слепки, образы предметов действительности, фиксировать их посредством условных обозначений и, более того, оперировать ими во внешней материальной форме. Так возникает внешняя искусственная вторая природа. Таким образом, человек, создавая дополнительный внешний план, существенно расширяет свой внутренний план, выносит мозговые процессы наружу, и тем самым форма осуществления движения (внешняя, материальная или внутренняя, идеальная) теряет свой смысл. Отличительной чертой интеллекта становятся прежде всего наличие внутреннего и внешнего планов, их взаимопереходы, а главное - оперирование в них двигательными копиями и условными обозначениями (фрагментами движения) предметов объективной действительности. Последний факт можно квалифицировать как перекодирование, благодаря которому достигается высокая плотность подачи информации (стимулов) и огромная скорость ее обработки. Перекодирование же предполагает условность, произвольность, управляемость.

В этой связи следует различать еще один нюанс соотношения первой и второй природы, имеющий самое непосредственное отношение к интеллектуальному поведению, когда найденные решения во внутреннем и внешнем планах подвергаются проверке на истинность не непосредственно в самой первой природе, а лишь в приближенных к ней условиях. Подобное достигается путем замещения отдельных предметов действительности их муляжами, моделями и т. п. Поэтому решения интеллектуальных проблем находятся, а также подтверждаются в специально поставленных экспериментах, максимально приближенных к реальности. Неразличение данных

моментов сильно сужает поле проявления интеллекта и искажает само его определение, ограничивая последнее внутренним планом. Атрофия внешних пробующих действий часто выдается за отрыв от инстинктивного поведения и существенный признак возникновения интеллекта.

Как видим, отмеченные выше особенности поведения ярко выражены и развиты только у человека и составляют признаки собственно интеллекта.

На этом фоне биологические системы, эволюционно выработавшие дополнительные механизмы вторичного, скрупулезного, активного и произвольного отражения, разорвавшие (или повременившие) жесткие связи 8-Р., получают возможность воспроизведения и переработки слепков предметов объективной действительности во многих модальностях, со многих точек зрения и с необходимой полнотой, обобщенностью и т. д. В итоге получаются образы предметов окружающей среды, которые, составляя систему мироздания, могут называться моделью Вселенной. Данные умозаключения попытаемся подкрепить объективными фактами.

Так, собственно слепки и образы предметов действительности необходимо различаются в самом организме вследствие принадлежности их к разным уровням обработки сигналов от окружающей среды. Уровни же локализации и обработки слепков и образов действительности тесно связаны с соответствующими отделами мозга, возникновение которых объективно разведено во времени, и отражают условия существования животных на разных эволюционных периодах. Сенсорный слепок воспроизводится в нижних отделах мозга и актуализируется в коре больших полушарий в так называемой проекционной зоне после первичной обработки раздражителей в самих рецепторах. Он является продуктом эволюционно выработанной и наследственно закрепленной сенсомоторики. При этом жизненно значимые сигналы достаточно жестко спрягаются с эволюционно подобранными и далее наследственно передаваемыми реакциями организма, поведением биологических систем.

Как видим, моторика, активность организма как таковые в слепке присутствуют, но они ограничены по номенклатуре, узкоизбирательны и слабо поддаются трансформации, расширению своих функций. Слепок натуральным образом страдает неполнотой и малой подвижностью, характеризуется выделяемостыо лишь небольшого числа свойств окружающей среды, значимых для жизни, на слитном фоне множества других сигналов, остающихся индифферентными. А значимые компоненты слепка служат лишь своего рода маркером для запуска наследственно передаваемой программы поведения.

Интеллект эволюционно возникает несколько позже как второй заход по свертыванию действительности. Осуществляемый при этом перенос филогенетических процессов в онтогенез существенно ускоряет развитие материи. Отмеченные особенности интеллекта запечатлеваются непосредственно в устройстве развивающегося мозга.

Итак, само многоярусное устройство мозга, а также многослойное строение, сочетание первичных и вторичных зон коры больших полушарий мозга, другими словами, проекционных и проекционно-ассоциативных зон, а также собственно третичной зоны (зоны перекрытия) имеет глубокие объективные основания. Фундаментальное значение такого устройства мозга и объективное различие сенсорных слепков и образа предметов действительности попытаемся раскрыть через такие философские понятия, как отражение и отображение.

Отражение и отображение. Р. М. Айдинян попытался на чисто философском уровне показать, что понятия отражения и отображения не совпадают, они различаются содержательно, процессуально и по форме. Согласно Р. М. Айдиняну, отражение - это процесс и результат изменения структуры системы вследствие воздействия на нее объектов внешней или внутренней среды. Считается, что изменение структуры сразу вызывает сдвиги функционально-поведенческих реакций системы. Поэтому отражение он определяет еще короче: отражение есть реакция системы на воздействие.

Отображение - процесс и результат воспроизведения в структуре и свойствах отражающей системы структуры и свойств воздействующего объекта. Иначе, отображение - это воспроизведение образа воздействующего объекта.

Основное отличие между отражением и отображением, имеющее принципиальное философское значение, по мнению Р. М. Айдиняна, заключается в том, что отражение — это материальный процесс, заканчивающийся материальным результатом. Результат этот - измененная структура. Отображение же как процесс материально, но результат этого процесса - сам воспроизведенный образ. А образ всегда идеален [3].

Мы согласны с Р. М. Айдиняном в том, что феномены отражения и отображения имеют разное наполнение. И было бы хорошо применительно к биологическим системам связать отражение с сенсорным слепком, тем более что данный исследователь в конечном счете идентифицировал отображение с образом. Поэтому различие отражения и отображения целесообразно показать через различие слепка и образа действительности. Мы видим, что процессы получения слепка и образа вполне материальны, и, надо сказать, что и результаты также материальны. Поэтому, возражая Р. М. Ай-диняну, мы утверждаем, что образ также материален. Иллюзия нематери-альности образа происходит из-за обрыва собственно свойств материальности на нейронах головного мозга и придания взаимодействиям нейронно-квантовых структур свойств идеальности. Ныне есть возможность различать и высоту организации, и степень организованности биосистем. Просто процессы отражения и отображения и, соответственно, их конечные результаты - сенсорный слепок и образ предметов действительности - различаются прежде всего полнотой воспроизведения свойств действительности, мерой обобщенности раздражителей, что естественно связано с ме-

рой активности. Самое главное то, что образ получается из слепков путем дополнительной их обработки, посредством вторичного отражения первичных слепков. Образно г оворя, отображение — это двойное отражение, и вследствие этого оно не теряет материальности ни вначале, ни потом, ни в каких-либо составных своих частях.

Отражение в биологических системах следует связать с ограниченной мерой восприятия ими окружающей среды, с узким реагированием на небольшое количество строго определенных биотических свойств, на которые эволюционно выработаны соответствующие программы поведения. Именно данные качества отражения и сенсорного слепка дают Р. М. Айди-няну основание утверждать, что «отражение - есть реакция системы на воздействие», имея в виду, что биологическая система эволюционно заготовила большое количество жестких пар: стимул - реакция (3-11).

Отображение отличается от отражения более широким охватом действительности, что невозможно без обобщения и свертывания, и более высоким темпом увязки соответствующих стимулов с той или иной реакцией индивида. Еще одна отличительная черта отображения - это предоставляемая биологическим системам возможность проектировать сколько угодно сложные и протяженные, фактически неограниченные программы поведения. Данные отличия обеспечиваются специальным внутренним телом по прижизненному накоплению отдельных слепков с последующей их обработкой - обобщением. В результате обобщения слепков в теле мозга воссоздается более широкая картина мира (образ действительности). Эта спрессованная и свернутая внутренняя модель действительности позволяет предварительно во внутреннем плане перебирать многие свойства предметов и сопрягать с ними те или иные алгоритмы поведения биологической системы. При этом удачно найденные, иногда с первой попытки, и получившие подтверждение вовне, на практике, связки 8-К не требуют миллионных повторов, создают банк прижизненных положительных накоплений, которые далее шлифуются, уточняются, оптимизируются. Предварительные отрицательные попытки, в отличие от подобных проб в натуральных условиях, отметаются без тяжелых последствий и возвращают индивида к исходному положению.

Необходимо отметить, что рассматриваемые процессы и результаты носят сугубо прижизненный характер и не передаются биологическим путем. Они составляют суть жизнедеятельности и образования, содержание социального наследования.

«Патентная» формула многомерного интеллекта. Интеллект представляет собой в конечном счете специфический материальный субстрат как некоторый центр (с претензиями стать единым центром) по отражению явлений и процессов окружающей действительности, а также по самоотра-жению. Интеллект:

~ появляется только на завершающей стадии биологической формы движения материи на уровне гоминидов - Homo sapiens вследствие эволюционного накопления у последних особого, необычного, чрезвычайного биологического субстрата - необходимой массы и соответствующей структурной организации внутреннего тела - коры головного мозга;

- является закономерным продолжением развития ряда таких предыдущих внутренних тел, ответственных за отражение и поддержание гомеостаза на уровне системы, в которую они входят, и за свертывание и передачу отражательного движения далее по эстафете на уровне самих встроенных внутренних тел, как ядро в клетках эукариотах, молекула ДНК в хромосоме, нейрон в организме;

- возникает в силу эволюционно-закономерных изменений экологической ниши и недостаточности при этом отражательного движения, поэтапно эволюционно выработанного, накопленного и морфологически упакованного в предыдущем внутреннем теле, и тем самым призван адекватно отражать актуальное состояние объективной действительности и аккумулировать адекватное ей отражательное движение;

-устроен из множества действительных элементов, порядка 100 млрд нейронов, предусмотрительно исходно свободных, друг с другом не связанных, но способных прижизненно установить между собой связи и отношения, адекватные окружающей среде, и тем самым превратиться в орган по отражению объективной действительности и оперированию ее совокупным движением;

- характеризуется в целом выработкой в биологически наследуемом внутреннем теле - исходно ничем не запятой новой коре головного мозга -действующей миниатюрной модели Вселенной - вследствие жизнедеятельности и собственно образования;

- позволяет обладателю интеллекта адекватно ориентироваться в актуальной объективной действительности, т, е. верно воспринимать ее движения и выстраивать оптимальную программу смысла своего поведения, т. е. сколько угодно многомерного реагирования, взаимодействия с этим миром;

- формируется вследствие своего более позднего эволюционного воз-

никновения исключительно как онтогенетическое новообразование (образуется после рождения ребенка и исчезает в момент смерти или специфических болезней, например, болезни Альцгеймера), опирается на физиологию человека, связан с жизнедеятельностью и специальным образовательным процессом; .

-развивает и дополняет принцип биологического полового размножения (свертывания, упаковки, транспортировки, объединения, имплантации и развертывания отражательного движения) принципом произвольного конструирования и обмена социальными геномами вследствие более

полного отражения человеком окружающей среды и расширения тем самым себя до масштабов Вселенной. Превращает человека во внутреннее тело Вселенной, «своеобразную вселенскую ДНК», одна нить спирали которой досталась мозгу человека, а вторая - собственно объективной действительности, в результате онтогенетического закручивания которых осуществляются беспрецедентные по масштабам, глубине, оперативности и разнообразию строительство и обмен «социальными геномами». Это можно квалифицировать как новый, универсальный способ размножения, при котором воспроизводится не просто какой-то телесный организм или какая-то экологическая ниша для его существования, а рождается сама Вселенная во всей полноте и своем великолепии. До человека такого прецедента, чтобы Вселенная посредством него рождала самое себя, не было. Только с появлением интеллекта и собственно образовательного процесса человек начинает воплощать образ яйцеклетки Вселенной;

- требует тем самым обособления и развертки более или менее свободного фрагмента предыдущего внутреннего тела в гигантскую «суперхромосому» в виде ряда промежуточных отделов и в конечном счете новой коры больших полушарий головного мозга как экспериментального стенда по сборке социальных геномов, воспроизводящего и заполняющего ячейки своей матрицы на нескольких взаимосвязанных уровнях развертывания (анализа) и свертывания (синтеза) сенсорными слепками, образами и условными обозначениями, увязывая их воедино подвижными «водородными» связками - аксонно-дендритной системой;

- основан на восприятии движения материи и реагировании на него в целях: а) уравновешивания данных импульсов на уровне организма; б) свертывания и передачи движения квантовой форме материи (как физико-механический процесс, Р. Пенроуз) на уровне новой коры головного мозга;

- функционирует в условиях воспроизведения филогенеза путем создания вторичного, несколько условного, лишь приближенного к реальности, но менее безопасного внешнего плана, что закономерно ведет также к удвоению планов во внутреннем теле: сенсорно-слепковый и сенсорно-образный;

- оперирует в результате удвоения планов как сенсорными слепками, так и сенсорными образами, выделяя и разделяя тем самым процессы отражения и отображения на основе различных типов обработки сигналов -последовательной, развернутой, мелкодискретной и свернутой, образной, симультанной;

- в качестве механизма работы применяет опосредованное организмом и его сенсорикой матричное взаимодействие бинарной организмен-ной структуры с бинарной структурой объективной действительности, т. е. взаимодействие удвоенных планов как вовне, так и внутри между собой, на основе принципа компарации;

-заменяет объекты действительности на их заместители (муляжи, модели, схемы, рисунки, условные обозначения и символы), создает виртуальный «бульон», выделяет в нем опорные сенсомоторные фрагменты как «атомы» презентации (и порождения) объективной действительности, интенсивная генерация которыми привела к развертыванию новой действительности, поначалу отражающей существующий, а далее синтезирующей виртуальный мир;

- квалифицируется как экспериментальный стенд по произвольному проектированию очередных сколько угодно сложных и подвижных (сворачиваемых и развертываемых) «атомов» - универсальных кодов презентации существующей действительности, прогнозирования будущей, включая порождение новой, действительности, прижизненное воплощение которых в мозге человека составляет социальный геном, несопоставимо более сложный, чем недавно расшифрованный телесный биологический геном человека (в молекуле ДНК свернуто строение тела человека, в его мозге сворачивается строение Вселенной);

- выделивший вследствие ничтожно малой вероятности возникновения подобных «атомов» презентации действительности в самой жизнедеятельности специальный образовательный процесс, призванный обобщать пройденный человечеством путь и сознательно (произвольно) конструировать современные образовательные технологии, производящие вселенские «ДНК»: своеобразные образовательные «аминокислоты» (сенсорные слепки, языковые коды), образовательные «нуклеотиды» (сенсорные образы, символы, формулы) и образовательные «геномы» (теоретические конструкции, использующие в качестве «водородных» и иных связок схемы, графы, таблицы, солярные и радиальные матрицы и т. п.), которые, инкорпорируясь в мозг человека, превращают его в орган интеллекта в виде действующей миниатюрной модели Вселенной, тем самым способный воспроизвести всю Вселенную;

- придает в совокупности огромное внимание расшифровке собственно образования человека как такового и образовательным технологиям, заключается в выработке новых более свернутых «атомов» - кодов презентации мира и эффективных алгоритмов проектирования социальных геномов, в поиске и конструировании линейных и объемных связок, формулировании принципов пакетирования и упаковки информации, а также выяснении механизмов инкорпорации данных, накапливаемых и хранимых вовне многомерных социальных геномов, непосредственно в мозг новым поколениям людей;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- вынужден в целях освобождения от возможных недостатков и ограничений предыдущего этапа отражения движения материи и ничем не ограниченного конструирования новых, самых «невероятных» образований воспроизводить в себе цикл расщепления сенсомоторных слепков; до эле-

ментарных двигательных компонентов, а далее нового синтеза первых и вторых «атомов» и сборки социальных геномов, что отразилось в самом устройстве субстрата - многослойности (как минимум 6 основных) собственно коры больших полушарий головного мозга и множественности его взаимодействующих отделов и зон;

- отличается от предшественников своим пограничным функционированием между вещественной и полевой формами материи; его предшественники осуществляли восприятие и реакцию только в вещественной сфере, а интеллект (наряду с первым вариантом реагирования) способен движение вещества передать квантовому полю (исследования В. П. Казначеева и М. П. Михайловой с тканевыми культурами, опыты П. П. Гаряева с молекулами ДНК, изучение влияния митозных излучений на клетки в лаборатории А. Г. Гурвича косвенно с видетельствуют в пользу данной гипотезы);

- достигает критического порога при условии подключения к жизнедеятельности специального развитого образовательного процесса, который прижизненно и индивидуально в его субстратную основу инкорпорирует массив слепков движения объективной действительности, накопленный коллективными усилиями сотен и сотен поколений людей, хранимый вовне в продуктах духовной и материальной культуры, и тем самым создается высокая плотность восприятия и концентрации движения, которые не успевают обрабатываться одними биохимическими процессами, вследствие чего начинают отображаться квантовыми процессами, более производительными - быстрыми, универсальными и экономными;

- выбрал своей преимущественной областью формирования и проявления образование и науку, в процессе которых он заполняется отображениями - геномами социального опыта и формирует продуктивные структуры собственной деятельности, обеспечивающие реконструкцию и порождение новых социальных геномов;

- характеризуется в силу поэтапно развивающейся многомерности объективной действительности постепенным отходом от ограниченных возможностей консервативного биологического способа наследования и возникновением динамичного экстракорпорального социального пути наследования, практически ничем не ограниченного, позволяющего каждый раз заново прижизненно выстраивать самого себя;

- включается в макропроцессы, увязывает человека в целом со Вселенной, переводит объединительное движение из неорганики через органику в микромир (например, согласно положениям Стюарта Хамероффа), превращая одновременно мозг человека в генератор, модулятор, имитатор и трансформатор движения, и носит таким образом эстафетный характер;

- тяготеет по мере своего развития к образованию интеллектуальных сообществ, общению преимущественно с себе подобными, появление КОТО-

рых именовали: «нейронная сеть», «совокупный общественный интеллект», «ноосфера)) (В. И. Вернадский, П. Тейяр де Шарден).

Переходя данный порог, человеческий вид приобретает нечто и с изумлением при этом обнаруживает, что у венца царя природы - Человека появился относительно независимый и неограниченно могущественный (в смысле познания и преобразования мира) новый хозяин - Разум.

Библиографический список

1. Алексеев, В. П. Становление человека / В. П. Алексеев. — М., 1984. — С. 121.

2. Дубинин, Н. П. Что такое человек / Н. П. Дубинин. - М., 1983.

3. Сетров, М. И. Информационные процессы в биологических системах / М. И. Сетров. - Л., 1975. - С. 78-94.

4. Сетров, М. И. Специфика системно-организационного подхода / М. И. Сетров. //Методологические проблемы теории организации. - Л.} 1976.

5. Терегулов, Ф. Ш. Материя и ее сознание / Ф. Ш. Терегулов. - М., 2002.

УДК 378

Е. Г. Белякова

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ подход В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Современное российское образование переживает сложный и противоречивый процесс переосмысления своих ценностей. Этот динамичный процесс связал с общим движением, в которое пришли ценностно-смысловые структуры общества в перестроечные и посдоперестроечные годы, получившим название «аксиологической революции». Образование, оказавшееся в ситуации «экзистенциального кризиса», обратилось к проблеме смысла, что на начальном этапе выразилось в полном отвержении проблемы воспитания, а затем — в поиске не утративших значения для образовательной практики актуальных ценностей и смыслов. Изменение ценностно-смысловой иерархии образовательной среды повлекло за собой расширение педагогического сознания, что проявилось в формировании нового типа педагогического мышления, в осознании социо- и культурно- многовариантности и полипарадигмальности образования, в развитии гуманитарной образовательной парадигмы, в широкой инновационной практике, в разработке новых для отечественного образования проблемных областей, а также в новой постановке традиционных педагогических исследовательско-практических проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.