Научная статья на тему 'Интеллект и его влияние на самореализацию личности'

Интеллект и его влияние на самореализацию личности Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
2146
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТ / ТИПЫ ИНТЕЛЛЕКТА / ПОНЯТИЕ IQ / ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ВЗАИМОСВЯЗЬ IQИ ЛИЧНОСТНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ / ИСТОРИКО-ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ИССЛЕДОВАНИЕ / "Я-КОНЦЕПЦИЯ" / ПРОГРАММА / INTELLIGENCE / TYPES OF INTELLIGENCE / IQ CONCEPT / HISTORICAL AND PSYCHOLOGICAL ANALYSIS / IQ RELATIONSHIP OF PERSONAL ACHIEVEMENTS / HISTORICAL AND LOGICAL ANALYSIS / RESEARCH / "I-CONCEPT" / PROGRAM

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ткач Елизавета Андреевна

В данной статье рассматривается проблема оценки уровня интеллектуального развития, традиционно занимающая центральное место среди проблем психологической диагностики. Актуальность данной темы исследования заключается в том, что с конца XIX века для оценки интеллекта человека используются стандартизированные психологические тесты, основанные на вычислении коэффициента интеллектуальности (IQ). Но стоит отметить, что развитие и работа интеллекта зависят от влияния целого ряда факторов, что не входит в компетенцию стандартизированного теста на IQ.В современном мире IQ становится показателем всех интеллектуальных данных человека, что не является правдой. Цифра, число, результат теста определяют будущее человека. Это неправильно. Полагаю, что IQ это не полноценный показатель интеллекта, а всего лишь часть огромной головоломки. Данная работа позволяет выявить особенности, теоретическую и практическую значимость изучения мышления человека, его интеллекта, возможностей и способностей, и соотнести их с проблемой самореализации личности. Представленная статья может быть использована всеми возрастными категориями для корректировки самооценки и создания индивидуальной стратегии развития личности в рамках формирования «я концепции».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTELLIGENCE AND ITS IMPACT ON PERSONAL FULFILLMENT

This article deals with the problem of assessing the level of intellectual development, which traditionally occupies a Central place among the problems of psychological diagnosis. The relevance of this research topic is that since the end of the XIX century standardized psychological tests based on the calculation of the intelligence quotient (IQ) have been used to assess human intelligence. But it is worth noting that the development and operation of intelligence depend on the influence of a number of factors that are not within the competence of the standardized IQ test.In the modern world, IQ becomes an indicator of all intellectual data of a person, which is not true. The number, the number, the result of the test determine the future of a person. This is wrong. I believe that IQ is not a full-fledged indicator of intelligence, but only a part of a huge puzzle. This work allows to reveal features, theoretical and practical importance of studying of thinking of the person, his intelligence, opportunities and abilities, and to correlate them with a problem of self-realization of the personality. The article can be used by all age groups to adjust self-esteem and create an individual strategy of personal development in the framework of the formation of ";I-concept".

Текст научной работы на тему «Интеллект и его влияние на самореализацию личности»

Upravlenie organizatsiey encyclopaedia// A.G.Porshnev, A.J. Kibanova. M., Infra-M, 2001. C. (In Rus.).

Work process and social relations №2. P.60-61. (In Rus.).

ИНТЕЛЛЕКТ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА САМОРЕАЛИЗАЦИЮ

ЛИЧНОСТИ

Ткач Е.А.

Муниципальное образовательное учреждение гимназия №4, Лыткарино, Московская область, Российская Федерация

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема оценки уровня интеллектуального развития, традиционно занимающая центральное место среди проблем психологической диагностики. Актуальность данной темы исследования заключается в том, что с конца XIX века для оценки интеллекта человека используются стандартизированные психологические тесты, основанные на вычислении коэффициента интеллектуальности Но стоит отметить, что развитие и работа

интеллекта зависят от влияния целого ряда факторов, что не входит в компетенцию стандартизированного теста на 1^.В современном мире ^ становится показателем всех интеллектуальных данных человека, что не является правдой. Цифра, число, результат теста определяют будущее человека. Это неправильно. Полагаю, что - это не полноценный показатель интеллекта, а всего лишь часть огромной головоломки. Данная работа позволяет выявить особенности, теоретическую и практическую значимость изучения мышления человека, его интеллекта, возможностей и способностей, и соотнести их с проблемой самореализации личности. Представленная статья может быть использована всеми возрастными категориями для корректировки самооценки и создания индивидуальной стратегии развития личности в рамках формирования «я - концепции».

Ключевые слова: интеллект, типы интеллекта, понятие 1^, историко-психологический анализ, взаимосвязь личностных достижений,

историко-логический анализ, исследование, «я-концепция», программа.

Для цитирования: Ткач Е.А. Интеллект и проблемы его влияния на самореализацию личности//Коммуникология: электронный научный журнал. 2018. Том 3. №4. С. 16-39.

Сведения об авторе: Ткач Елизавета Андреевна, ученица гимназии №4.

Адрес: 140083, Российская Федерация, Московская область, г.

Лыткарино, квартал 3А, дом 11. E-mail: elizaveta.tkach.01@mail.ru

Статья поступила в редакцию: 02.10.2018. Принята к публикации: 08.12.2018.

Понятие интеллекта, его компоненты и типы

Учёные до сих пор не пришли к единому выводу касательно интеллекта. Многие философы связывали интеллект с умением абстрактно мыслить и противопоставляли его разуму. Но в повседневной речи мы привыкли использовать этот термин в качестве синонима слова «ум», а интеллектуалами называем людей, проводящих свободное время за чтением литературы или любителей пофилософствовать. Действительно: трудно определить, умен ли человек, когда он напичкан знаниями из книг.

Американский психолог Дэвид Векслер, придумавший свой тест на интеллект ещё до Айзенка, считает, что это глобальная способность человека действовать разумно и справляться с жизненными обстоятельствами. В других психологических концепциях интеллектом называют способность обучаться, находить адекватные решения поставленным задачам или уметь приспосабливаться к меняющейся окружающей среде. Как видите, ни слова про умение решать сложные уравнения из высшей математики или изобретать новые законы физики. Всё это говорит о том, что интеллект многогранен и состоит из множества взаимосвязанных способностей, они подобно ниточкам переплетаются между собой, составляя огромную паутину знаний и способностей, и было бы кощунством использовать для оценки этого богатства одну стандартизированную шкалу.

Также под словом «интеллект» понимается совокупность некоторых человеческих способностей, позволяющий индивиду прибегать к абстрагированию и свободно оперировать информацией, поступающей извне. Вот что такое интеллект. Данное определение может быть понятно любому, но, почему-то, на этом интеллект не заканчивается. А начинается он в конце девятнадцатого столетия, когда английский ученый Фрэнсис Гальтон, взявший за основу научные труды Чарльза Дарвина об эволюции, вводит понятие интеллекта. Характеристики интеллекта исследовали такие ученые как Альфред Бине, Чарльз Спирмен, Эдвард Торндайк, Дж. Петерсон, Жан Пиаже и другие. Все они рассматривали интеллект как поле безграничных возможностей человека. Задача каждого конкретного индивида заключается в том, чтобы реализовать возможности своего интеллекта грамотно и рационально.

Далее рассмотрим компоненты интеллекта.1

Ученые, имеющие разные подходы и различный взгляд на данную проблему, выделяют концепции, позволяющие определить, из чего состоит интеллект.

Спирмен говорил о наличии у каждого индивида так называемого общего интеллекта, который помогает адаптироваться к изменениям, развивать гибкость мышления и имеющиеся способности. Индивидуальные особенности Спирменсчитал скрытыми возможностями для достижения определенных целей.

Терстоун охарактеризовал грани общего интеллекта и выделил семь направлений, через которые происходит умственная реализация индивида.

Кэттел видел интеллект в роли огромного поля возможностей, коими располагает человек. Интеллект он определял как способность к абстрактному мышлению и абстрагированию.

То есть, можно сделать вывод, что интеллект структуируется на множество аспектов:

Способность к обучению

Трудно представить личность без мыслительной деятельности. Для некоторых людей саморазвитие является значимой частью жизни. Стремление к саморазвитию в таком случае происходит из-за желания индивида с каждым днем совершенствовать себя интеллектуально, а также потребностью в самореализации. Когда это желание перевешивает волнения о мнениях окружающих, человек способен задействовать всю силу своего разума для того, чтобы достичь ощутимого успеха.

На самом деле, способность к обучению заложена в каждом из нас. Тогда почему не все гении? Все просто: кто-то использует данный природой ресурс - интеллект - по максимуму. Ну а кто-то делает все возможное, чтобы по максимуму снизить процесс развития интеллекта до необходимого для выживания уровня. Но, полагаю, так все и должно быть. Для баланса Вселенной.

Возможность оперировать абстракциями

Человек должен уметь понимать язык абстракций и свободно им оперировать. Возможность грамотно излагать свои мысли и доносить до слушателя информативный материал предполагает свободное владение языком. Интеллект здесь выступает в роли вербального звена, соединяющего мыслительный процесс с воспроизводимой речью.

Умение мыслить логически

Способность выстраивать логические цепочки с помощью индукции, дедукции или же аналогии, рассуждать, анализировать, оперировать числами, умение мыслить рационально - все это также является компонентом интеллекта.

1 Компоненты интеллекта взяты из научного интернет - журнала www.Psyh.info

Способность адаптироваться к условиям окружающей среды

Обстановка, в которой живет человек, постоянно меняется. Возникают непредвиденные обстоятельства, которые вводят некоторых в отчаяние и ступор, смешивают или срывают планы. По-настоящему разумный человек способен рационально и трезво подойти к решению поставленного вопроса и обыграть обстоятельства в свою пользу. То есть, по сути, это степень гибкости интеллекта.

Способность воображать

Создавать в голове художественные образы, развивать творческие способности. Умение думать наперед, предсказывая возможные варианты развития различных ситуаций, также является частью данной способности. Стоит отметить, что именно во время деятельности творческой направленности и проявляется потенциал личности.

Далее расскажу о типах интеллекта, которые выделяет Говард Гарднер - американский психолог, специалист в области клинической психологии и нейропсихологии. Профессор Гарднер бросил вызов своей теорией о «множественном интеллекте» в 1983, вызвав неоднозначную реакцию в кругах психологов2.

Итак, вот 9 типов интеллекта, о которых следует знать3:

1. Пространственный интеллект

Его еще называют визуальным интеллектом. Это способность воспринимать мир в трех измерениях, иначе говоря, в трехмерной модели. Люди, обладающие данным интеллектом, имеют хорошее воображение и преуспевают в областях, связанных с искусством, архитектурой и дизайном. Также они не страдают топографической дезориентацией, так как в область их способностей входит отличная визуальная память, помогающая с легкостью запоминать карты и пройденные маршруты.

2. Внутриличностный интеллект

Самопознание - ключевая характеристика данного типа мышления. Внутриличностный интеллект помогает понять себя и дает понимание того как и почему мы видим мир так, как видим. Обладатели внутриличностного интеллекта имеют твердый стержень, позволяющий им принимать правильные и наиболее рациональные пути решения каких-либо задач. Такие люди с удовольствием планируют свою жизнь и обожают жить по четкому графику. Внутренний мир и духовная жизнь обладателя данного интеллекта весьма богаты. Эта форма интеллекта также полезна в областях, где изучают людей, например, в психологии или философии, так как легче понимать других, когда полностью понимаешь самого себя.

3. Лингвистический интеллект

2 Книга «Структура разума: теория множественного интеллекта» автора Говарда Гарднера.

3 Типы интеллекта: труды Говарда Гарднера.

Данный интеллект характеризует владение словом, красноречием. Люди с подобным складом ума могут выразить себя как в письменной форме, так и в устной форме. Не боятся публичных выступлений и серьезных переговоров, так как, обладая лингвистическим интеллектом, они буквально способны швыряться козырями напропалую. Как правило, индивиды, обладающие лингвистическим складом ума, строят карьеру в области журналистики или политики. В эту категорию также входят писатели и ораторы, способные написать вдохновляющую речь.

4. Межличностный интеллект

Межличностный интеллект особенно сильно развит у тех людей, чья деятельность тесно связана как с вербальным, так и невербальным общением. Эти люди чаще всего реализуют себя в профессиях, связанных с общением с массами и поиске общего языка с ними: журналистика, педагогика, коучинг. Данному типу интеллекта свойственна коммуникабельность, общительность, проницательность.

5. Экзистенциальный интеллект

Считается достаточно сложным типом мышления. Люди с данным типом интеллекта могут сочетать в себе несколько предыдущих или последующих разновидностей мышления, вне зависимости от того, похожи они или нет. Именно эта отличительная черта экзистенциального интеллекта и помогает человеку ответить на волнующие многие умы философов вопросы. Часто люди, обладающие данным типом интеллекта, реализуют себя в области психологии, психиатрии, истории, писательстве или философии. Также они часто проводят время в размышлениях, выдвигая теории, которые впоследствии способны перевернуть взгляд на мир многих людей.

6. Телесно-кинестетический интеллект

Этот тип интеллекта относится к людям, которые в совершенстве владеют своим телом и обожают активный образ жизни. В эту категорию, как правило, попадают люди, выполняющие работу, для которой требуется полное владение собственным телом: танцоры, спортсмены и даже хирурги, так как их работа требует четких и безошибочных действий.

7. Логико-математический интеллект

Как не трудно догадаться, эти люди счастливы жить в мире чисел и логики. Как правило, данным типом мышления обладают двигатели научных и математических областей. Иногда люди с данным типом мышления трудно сходятся с людьми, но, несмотря на это, именно они выводят на новую ступень развития такие науки как: генная инженерия, искусственный интеллект, космизация и компьютеризация.

8. Музыкальный интеллект

Музыкальный интеллект дает возможность своему обладателю с легкостью создавать или воспроизводить музыку с помощью музыкальных

инструментов или собственного голоса. Как правило, люди с подобным образом мышления являются певцами, дирижерами, музыкантами, диджеями или даже танцорами, так как для четкого попадания в ритм требуется тонкий слух. Индивиды, обладающие музыкальным типом интеллекта, имеют особое чувство ритма, что позволяет им создавать целые музыкальные произведения в своей голове.

9. Природный интеллект

Этот тип интеллекта присущ людям, которые способны понимать и чувствовать мир природы, тесно с ним связаны. В качества индивидов, обладающих природным интеллектом, часто входит альтруизм. Такие люди находят себя в профессиях, где требуется контактирование с природой: в ботанике, зоологии, изучении различных природных феноменов.

Подобная классификация не означает, что каждый из нас обладает одним типом интеллекта. Наоборот, каждому человеку присущи все девять типов, но в какой степени развит каждый из них - это уже другой вопрос. Также при выборе жизненного пути стоит сделать акцент именно на ту сферу, под которую лучше всего "заточен" мозг.

10 как показатель интеллекта

Традиционно понятие «интеллект» рассматривалось в одномерной плоскости, с исключительно когнитивной точки зрения, - имеется в виду собственно ТР, - которая предполагает, что коэффициент интеллекта, а, значит, и собственно интеллект, является результатом какого-то теста, уже заранее определившего способности и будущее человека. Знаменитый тест на ТР как татуировка на всю жизнь, и некоторые люди чувствительны настолько, что боятся ее свести. Ошибочно полагать, будто бы стандартизированный тест на выявление коэффициента умственных способностей может с легкостью не только внедриться в неподвластные никому дебри человеческого сознания, но еще и выявить его потенциал. Именно эти мысли позволили мне сделать следующие выводы:

Об интеллекте не стоит судит по уровню Щ Почему? Для разгадки следует вспомнить историю известного теста.

Концепцию ^-теста впервые предложил немецкий психолог Уильям Штерн в 1912 году.

Самый известный в мире тест разработал британский учёный Ганс Юрген Айзенк в 40-е годы. Тогда-то Т^-тесты стали набирать мировую известность. Многие крупные компании хотели видеть в рядах своих сотрудников людей с высоким баллом В США даже предлагали пройти тест Айзенка прямо на собеседовании. Но сейчас от такой практики отказались, потому что есть несколько причин сомневаться, что Т^-тест действительно оценивает интеллект в полном масштабе. Далее

приведу примеры некомпетентности найденные мною на просторах интернета.4

1. За XX век средний показатель ^ по всему миру вырос на 15 баллов. Но никто не понимает, почему

Учёные назвали это явление эффектом Флинна - в честь новозеландского политолога, который заметил массовый рост ^ американцев. Он показал, что средний показатель среди жителей США увеличился на 15 пунктов с 1934 по 1978 год. Похожий эффект наблюдался и в других странах. У жителей Голландии так же проверяли уровень и Флинн заметил, что с 1952 года средний результат тестов за 30 лет вырос на 20 пунктов.

Это явление трудно объяснить эволюцией человека, так как к эволюционным процессам относятся длительные и качественные изменения, а не резкие скачки. Но уже после 2000 года учёные Томас Тисдейл и Дэвид Оуэн заметили спад эффекта Флинна - замедление и прекращение роста Щ И снова никто не понимает, почему.

2. На результаты ^-тестов сильно влияет эмоциональное состояние и мотивация

В 1930-е годы американский учёный Харольд Скилс провёл эксперимент. Он изучал, как меняется ^ умственно отсталых сирот, которые были помещены в приёмные семьи. Выяснилось, что через четыре года их ^ в среднем был на 50 баллов выше, чем у тех сирот, которые остались в приюте. Родители просто больше занимались с ними - скажете вы, но нет. Матери, принявшие сирот, сами были умственно отсталыми и жили в другом специализированном учреждении. Они не могли ничему научить детей - они просто их любили.

Другое американское исследование в 1960-х годах нанесло серьёзный урон репутации ^-тестов. Для эксперимента учёный Келвин Эдлунд выбрал 79 детей из бедных семей. Детей разделили на две группы и попросили пройти тест на определение уровня интеллекта. Результаты в обеих группах были примерно равны. Через семь недель детей пригласили снова. Вопросы теста были похожими, но на этот раз детям в контрольной группе за каждый правильный ответ давали по одному драже М&М^. Результаты были впечатляющими: в группе «М&М^» результат теста поднялся в среднем на 12 пунктов, а в другой - остался на прежнем уровне. Таким образом, данный эксперимент показал влияние эмоционального состояния и мотивации на состояние детей во время прохождения стандартизированного теста на определение ЩТакой большой прыжок заставил задуматься о том, насколько адекватно ^-тесты оценивают способности детей.

4 Просторы интернета: научный интернет-журнал «Мел», те!^т

3. ТР-тесты выявляют гения или проверяют стандартность мышления?

Академик Российской Академии Наук, президент московского математического общества Виктор Васильев утверждает, что в тесте Айзенка многие задачи составлены некорректно. По его мнению, «существует несметное множество возможных решений каждой подобной задачи. Чем вы умнее, тем вероятнее, что ваше решение не совпадёт с авторским». Получается, что любое несогласие с мнением составителя интерпретируются как ошибочное.

Американский психолог Джоэль Шнайдер объясняет, что тест на ТР даёт очень усреднённое значение. Оно складывается из результатов нескольких тестов, каждый из которых проверяет разные типы мышления. Это значит, что человек с выдающимся абстрактным мышлением и слабым вербальным с большой вероятностью получит средний результат.

Неужели все это не говорит, что ^ - это чёрный ящик, определяющий непонятно что и непонятно как. Вместо того, чтобы гнаться за мифическими баллами, лучше потратить время на разностороннее развитие интеллекта. Нужно штурмовать крепость со всех сторон. С каждым днем побеждать не тест, а себя.

Теория множественного интеллекта еще раз доказывает, что тест на ТР - это не про интеллект.

Типология интеллекта в биографиях выдающихся личностей (историко-психологический анализ)

Рассмотрим на примере биографий выдающихся личностей связь между типами интеллекта и реальной результативностью.

1. Пространственный интеллект

Говоря о пространственном интеллекте нельзя не вспомнить великого Сальвадора Дали, чьи картины и по сей день ставят в тупик многих критиков и ценителей искусства. Дали обладал незаурядной креативностью: он изобрел свой способ «ловли» вдохновения. Художник садился перед чистым холстом, держа в руке металлическую ложку над тарелкой. И сидел так, пока не начинал дремать. Засыпая, он ронял ложку, та звякала о тарелку, будя художника. Дали брал кисть и пытался перенести на холст сюрреалистические образы, которые возникали в сознании на границе бодрствования и сна.

Дали считал, что в момент засыпания сознание начинает обрабатывать информацию, поступившую за день, искажая её и проводя неожиданные параллели. Поэтому его картины выглядят не фантастически, а именно так, как выглядели бы фотографии снов. Это потрясающе!

Говоря о современниках, стоит упомянуть Заху Хадид5- первую женщину-архитектора, получившую Притцкеровскую премию. Кроме

5 Интернет - журнал, посвященный фотографии и архитектуре, «LoskoMagazine»,www.Losko.ru

работы с крупными формами, Заха Хадид также является автором множества инсталляций, сценических и выставочных пространств. Картины и многие другие работы хранятся в музейных коллекциях Московского музея Современного Искусства (МоМА) и Немецком музее архитектуры во Франкфурте-на-Майне фАМ).В сентябре 2015 года в Москве открылось первое здание, которое спроектировала Заха. Проект предназначался для здания бизнес-центра на Шарикоподшипниковской улице. Строительство бизнес-центра началось в 2008 году.

2. Внутриличностный интеллект

Примером внутриличностного интеллекта является русская поэтесса Анна Ахматова. Она выражала свои чувства на бумаге, пыталась объяснить их в первую очередь не людям, а себе.

Виктор Эмиль Франкл6 - психолог, невролог, психиатр и создатель логотерапии - еще один представитель данного типа интеллекта. Франкла интересовал внутренний мир человека, вопросы психологии депрессий и самоубийств. Военные годы, Виктор Франкл оказывается в концлагере "Терезиенштадт". Его родителей и жену отправили в другие лагеря, где они в скором времени погибли. Многие цитаты Виктора Франкла начали своё существование именно в этот период жизни узника, в период самокопания, руминации и самоанализа своего внутреннего мира. Имея должное образование, врач пытался организовать психологическую поддержку заключённым. Вопросы, которые ежедневно задавали заключенные, можно было сформулировать тремя фразами: выживем ли мы в концлагере; в чем смысл страданий и смерти; зачем все устроено таким образом. Франкл знал: каждый должен сам найти ответ на этот вопрос, как когда-то нашел он благодаря своему внутриличностному интеллекту. Так и родилась концепция логотерапии - одного из видов экзистенциальной психотерапии, основанной на поиске и анализе смысла существования.

3. Лингвистический интеллект

Ярким представителем данного типа интеллекта является Лисий7, живший в древней Греции. Лисий был прекрасным оратором древних времен, речи которого всегда отличались оригинальностью, выразительностью и неповторимостью. Он продумывал и внимательно отрабатывал каждую деталь своего текста, доводя его до совершенства. Речь Лисия была краткой и информативной, но, несмотря на это, всегда содержала так называемые лирические отступления, приукрашенные иронией, вызывавшей немалую симпатию у слушателей. Речь Лисия считается эталоном для ораторов всего мира.

6Интернет - журнал «Люди», www.peoples.ru

7 Интернет - журнал «Всё о речи». www.vseorechi.ru

Если говорить о современниках, нельзя не упомянуть Владимира Вольфовича Жириновского. Его речь всегда эмоционально окрашена, непредсказуема, агрессивна. В разговоре он, внезапно для собеседника (и для себя, возможно, тоже) может принимать оборонительные меры, давя на оппонента. Жириновский активно жестикулирует, что свойственно для лингвистического типа интеллекта. Владимир Вольфович разбирается в теме разговора, легко ведет споры. Его речь ярко выражена, чувственна. Жириновский редко сдерживает свои эмоции.

4. Межличностный интеллект

Кристен Джонстон8 - американская комедиантка - является обладательницей межличностного интеллекта. Именно

коммуникабельность и общительность помогли ей продвинуться по карьерной лестнице и удостоиться двух премий «Эмми» в категории «за лучшую женскую роль второго плана в комедийном телесериале», а также номинации на «Золотой глобус» и «Премию Гильдии киноактёров США».

Говоря о людях, оставивших нам опыт прошлых лет, стоит упомянуть Махатму Ганди - индийского политического и общественного деятеля, одного из руководителей и идеологов движения за независимость Индии от Великобритании. Его философия ненасилия (сатьяграха) оказала влияние на движения сторонников мирных перемен не только в прошлом, но и в настоящем.

5.Экзистенциальный интеллект

Данным типом интеллекта обладает знаменитый на весь мир японский писатель и переводчик Харуки Мураками. Однажды, сидя на стадионе и наблюдая за бейсбольным матчем, Харуки вдруг осознал, что он может писать книги. С тех пор Мураками все чаще занимался первыми набросками будущих произведений. Писатель, по его словам, часто проводит время, погружаясь в себя и собственные размышления. Его слова поражают своей проницательностью и немного пугающей меткостью:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Когда тебе не с кем поделиться одинокими мыслями, мысли начинают делить тебя между собой».

«Может, главная мудрость, которой люди учатся у Истории, и заключается в горьком вопросе: «Кто же тогда мог знать, что все так обернется?»

Следующим обладателем экзистенциального интеллекта является Конфуций - китайский философ, живший в VI-V веках до нашей эры. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и всей Восточной Азии в целом, став основой философской системы, известной как конфуцианство. Согласно идеологии конфуцианства, нужно способствовать сохранению прошлого и развивать всё лучшее, что от него осталось, так как в нём находится ключ к настоящему и будущему. Конфуций был убеждён, что

8 Интернет - журнал «Люди», www.People.ru

людям необходимо следовать путём природы, что достижение гармонии с другими людьми и с окружающим миром в целом - это главная цель в жизни человека.

6. Телесно-кинестетический интеллект

Джейд Баг - танцовщица из Америки, имеющая популярность в узких кругах танцоров - яркий пример телесно-кинестетического интеллекта. В детстве Джейд посещала балетную студию и, окончив обучение, стала осваивать новые стили танца, которые впоследствии помогли ей в совершенстве овладеть своим телом. На данный момент Джейд Баг является одним из лучших танцоров.

Майя Плисецкая9 - выдающаяся балерина, имя которой золотыми буквами вписано в историю русского балета. Плисецкая была эталоном для всех начинающих балерин. Благодаря присущей грациозности и легкости, которая передавалась всему залу, Майя Плисецкая исполнила ведущие партии во всех классических постановках. Также балерина не боялась экспериментов в современной хореографии.

7. Логико-математический интеллект

Владимир Игоревич Арнольд10 - выдающийся российский математик, доказавший, что любая непрерывная функция нескольких переменных может быть представлена в виде комбинации конечного числа функций от двух переменных, тем самым решив тринадцатую проблему Гильберта. Говоря о современниках, стоит вспомнить Владимира Наумовича Вапника11 - советского и американского математика. Он внёс важный вклад теорию машинного обучения, разработав статистическую теорию восстановления зависимостей по эмпирическим данным, которая обосновывает принцип минимизации эмпирического риска.

8. Музыкальный интеллект

Обладателем музыкального интеллекта является наш современник -Руди Манкусо12. Руди способен создавать стоящие музыкальные произведения, идя по улице и ловя звуки мимо пролетающих машин и кричащих рабочих. Придя домой, он прокручивает в голове услышанное и повторяет все заново в акустической студии. Также Руди умеет играть на всех музыкальных инструментах и, благодаря своему таланту, собирает толпы на своих концертах.

Николай Андреевич Римский-Корсаков13 - выдающийся русский композитор, дирижер и музыкальный критик - также является ярким примером музыкального интеллекта. Николай Андреевич занимал почетную должность профессора консерватории в Санкт-Петербурге.

9 Интернет - журнал «Культурология». www.kulturologia.ru

10Интернет - журнал «й», www.fb.ru

11 Википедия - «Вапник, Владимир Наумович», биография

12Выпустил альбом «BlackandWhite»

13Интернет-журнал «БуЬ», www.syl.ru

Разработанная им система обучения была признана уникальной, поскольку позволила вырастить целую плеяду известных композиторов того времени.

9. Природный интеллект

Вавилов Николай Иванович14 - известный русский ботаник, чей вклад в развитие естественных наук трудно переоценить. Занимаясь изучением растительного мира, учёный явил миру несколько тысяч новых растений, ранее неизвестных человечеству. Закон гомологических рядов, открытый Вавиловым, определяет особенности наследственной изменчивости у близкородственных видов. Именно благодаря трудам Николая Ивановича мир узнал о существовании иммунитета у растений.

К обладателям природного интеллекта также относится русский зоолог и создатель передачи «В мире животных» Николай Николаевич Дроздов. Благодаря своей активной жизненной позиции, он стал одним из самых узнаваемых популяризаторов науки.

Проблемы взаимосвязи между уровнем 10 и достижениями выдающихся личностей (историко-логический анализ)

Далее приведу примеры из жизни людей, чей Тр не помешал свершить великие поступки или сделать невероятные вещи.

Сравним две абсолютные, но не менее великие, противоположности: Винсент Виллем Ван Гог и Шерлок Холмс.

Начнем с Винсента.

Художник обладал высоким пространственным интеллектом, что помогло ему написать множество картин, прославивших его имя. Многие критики, давая оценку произведений Ван Гога, без исключения подчеркивают гениальность художника, его высокий интеллект. Без сомнения, гений во плоти - Винсент Ван Гог, художник, раскрывающий весь смысл задуманного в своих великих произведениях. Винсентом было создано более двух тысяч работ и огромное количество писем, в которых записаны его размышления, четкие и ясные, свойственные далеко не всем художникам. Вспоминая письма к брату Винсента Тео, можно еще раз подчеркнуть глубину его мысли, широту кругозора, будто бесконечный разум. Винсента Ван Гога узнают по нескольким его произведениям, это определенно означает, что художник и его работы глубоко и прочно вошли в культуру и наше сознание. Альбер Орье, критик, писал о Ван Гоге15:

«Он единственный, кто чувствует цвета с такой интенсивностью, с таким самородным драгоценным качеством». (1890 г.)

Винсент, как было сказано, обладал пространственным интеллектом, что является полной противоположностью аналитическому складу ума, то есть, логико-математическому интеллекту и тому самому Тр. Винсент

14 Интернет-журнал «Л», www.fb.ru

15 Книга, посвященная Ван Гогу, написанная Софи Коллинз - «Ван Гог. Биография в инфографике».

Виллем Ван Гог обладал выдающимся гением, и это не ТР, это работа и уникальность.

Противопоставление пространственному интеллекту,

противопоставление художнику - не менее великий Шерлок Холмс, реальным прототипом которого служил доктор Джозеф Белл, производивший неизгладимое впечатление на сэра Артура Конан Дойля. Профессор приглашал в аудиторию очередного пациента и интересовался у студентов, кто может прямо сейчас рассказать все о личности стоящего перед ними человека, основываясь лишь на увиденном. В такие минуты аудиторию наполняли громкие голоса студентов, желающих выдвинуть свою версию, но профессор всегда терпеливо учил подопечных не спешить с выводами и внимательно выделять главное. Однажды на лекцию явился неизвестный человек в шляпе. Белл, внимательно осмотрев новоиспеченного клиента, без тени сомнения поставил ему диагноз: лихорадка, характерная для Вест-Индии. Соответственно, следуя за мыслями профессора, человек прибыл из Барбадоса. На вопросы недоумевавших студентов у Белла всегда находился конструктивный ответ. Поскольку человек забыл снять головной убор, то, скорее всего, он отвык от манер, соответственно, в последнее время он служил в армии, где принято оставаться в головном уборе для отдания чести. Профессор всегда увлекал студентов своими лекциями и, сам того не подозревая, именно он стал вдохновением для еще юного Конан Дойля. Впоследствии герой всемирно известного детектива Шерлок Холмс будет блистать дедуктивным методом и всеми способностями, которые профессор Джозеф Белл старался привить своим ученикам.

Итак, Шерлок Холмс: бесподобный сыщик и такая же уникальная личность, и, на этот раз, обладающая высочайшим 1^, что можно заметить по знаменитому методу дедукции. А ТР - это, прежде всего, умение не складывать числа, а умение анализировать, и мистер Холмс делал это бесподобно. детектива составляет 200 единиц. Гений. Блестящий гений. Но он, насколько известно из цикла Конан Дойля, не имел ни малейшего представления об искусстве, литературе, географии и прочих ненужных ему знаний. Мистер Холмс был твердо убежден: нужно заниматься исключительно теми вещами, которые помогут человеку в реальной жизни. А знание того, крутится Земля вокруг Солнца или наоборот, вовсе не нужно, ибо здесь, в настоящем мире, ничего не изменится: ни сознание людей, ни сами люди.

Так же как и высокий был не нужен Ван Гогу, так и знания, которые ему были необходимы, были ненужными для Шерлока Холмса.

Из этого следует: «Если вы будете судить рыбу по ее способности взбираться на дерево, она проживет всю жизнь, считая себя дурой».

- Альберт Эйнштейн.

Какие факторы могут служить предиктором будущих свершений? Что же все-таки двигает человека вперед?

Одной из наиболее распространенных гипотез является концепция о прямой зависимости уровня интеллекта и достижений человека. То есть, если тест на ^ показал результат в 160 баллов - все, готовься получать Нобелевскую премию и мировое признание, умник. «Вы думаете, всё так просто? Да, всё просто. Но совсем не так»16.

Ярким представителем научной школы, поддерживавшей данную теорию, являлся профессор психологии Стенфордского университета Льюис Мэдисон Термен17. Совершенно ясно, что каждый день в пытливых умах ученых рождаются идеи, которые впоследствии могут погибнуть по двум причинам: они не подтвердились или же даже не проверялись, так и не показавшись в полной мере человечеству. Как раз последнее вовсе не про исследование Термена. Ученый любыми способами старался доказать взаимосвязь между умственными способностями. Так в 1921 году под руководством Термена на полученный им гранд была собрана команда специалистов, тестировавших интеллектуальное развитие детей. Из 250 000 учеников начальных и средних школ Америки было выделено всего 1470 детей, чей коэффициент интеллекта достигал отметки в 140 единиц. Эта группа юных гениев получила название «Термиты» и стала объектом одного из самых известных психологических исследований в истории. Естественно, что после организации такого масштабного исследования Термен оказался вовлечен в множество дискуссий о происхождении интеллекта. Термен свято верил в неизменность интеллектуальных способностей в течении жизни и правдивость тестов на измерение уровня интеллекта, иначе зачем он проводит свой нашумевший эксперимент? Более того, Термен имел твердую точку зрения касательно взаимосвязи уровня Тр и успеха.

Ученый до конца своей жизни не спускал глаз со своих подопечных. Он отслеживал буквально весь их жизненный путь начиная с простого тестирования и заканчивая кропотливыми записями о их семейном положении, смене работы или настроения. Термен фактически жил своим исследованием.

«В человеке нет ничего важнее уровня его интеллекта, кроме разве что нравственности», - сказал однажды Термен. Он был убежден в том, что именно люди с высоким ^ способны продвигать развитие человечества в целом. Когда подопечные Термена еще учились в средней школе, он с гордостью писал: «Прочтите любую газетную статью, рассказывающую о каком-либо конкурсе, который проводился в Калифорнии, и в списке победителей вы обязательно увидите фамилии

16Фраза Альберта Эйнштейна

17 Статья социолога Питирима Сорокина; научный интернет www.psyhologtoday.ru

- журнал «psyhologtoday, мир психологии»

одного или нескольких членов нашей талантливой группы». Термен был уверен в том, что «термитам»предначертано вывести мир на новую ступень развития.

Но через 50 лет стало очевидно, что Термен допустил ошибку. Некоторые из его подопечных работали в сфере экономики, писали статьи, добились личных успехов в бизнесе или политике, но никто из столь тщательно отобранной группы «гениев» не стал фигурой национального масштаба или обладателем «незначительной» Нобелевской премии. Карьеру большинства из «термитов» можно считать вполне обычной, и, как ни странно, много бывших термитов даже сам Термен признал неудачниками.

Интересный факт: когда коллеги Термена тестировали двух детей -Уильяма Шокли и Луиса Альвареса - для принятия в группу «гениальных гениев», но забраковали обоих, так как у них был недостаточно высокий показатель ТР. Прошло много времени, прежде чем двое мальчиков напомнили о себе. Уильям Шокли и Луис Альварес стали Нобелевскими лауреатами.

В своей критической статье, всем своим видом показывающей неодобрение действий Термена, социолог Питирим Александрович Сорокин пришел к следующему выводу: если бы Термен собрал группу из произвольно выбранных детей, не оценивая их то его гипотетические подопечные достигли бы не менее впечатляющих результатов, чем тщательно отобранные гении.

В заключение к четвертому тому «Генетического изучения гениев» слово «гений» исчезло. Более чем разочарованный в провальном для него исходом эксперимента, Термен писал: «Мы убедились в том, что интеллект и успех нисколько не взаимосвязаны».

Далее приведу два примера людей, обладающих средним и высоким ТР и сравню их личностные качества.

Дуайт Дэвид Эйзенхауэр18- американский государственный и военный деятель, генерал армии итридцать четвертый президент США, обладающий средним ТР: 120 единиц.

Эйзенхауэр хорошо рисовал, что показывает разносторонне развитого человека. Его талант раскрылся в полном объеме в послевоенные годы. Нередко Эйзенхауэр писал портреты своих работников и дарил им в качестве поощрения за хорошую работу.

Во времена Второй Мировой Войны он командовал силами союзников при наступлении в Северной Африке, Сицилии и Италии. После Тегеранской конференции был открыт Второй фронт, и Эйзенхауэр стал Верховным главнокомандующим экспедиционными силами.

18 Интернет - источник usa-info.com

Дуайт руководил англо-американскими силами при форсировании десантными силами пролива Ла-Манш, успешной высадкой войск в Нормандии 6 июня 1944 года на Европейском континенте во Франции.

В декабре Эйзенхауэру было присвоено звание генерала армии.

Немалым достижениям Эйзенхауэра, казалось бы, должен был способствовать высокий уровень интеллекта. Да, но не IQ.

Ричард Роснер19

IQ Ричарда составляет 192 пункта, делая его одним из самых «умных лентяев». Он не стал известен как учёный с мировым именем, однако успел поработать писателем, вышибалой, обнажённой моделью и снялся в нескольких рекламных роликах. Как он сам сообщает, ему интересны все области человеческого знания, но лишь с целью их получения.

На сегодняшний день Роснер работает сценаристом на телевидении, он пишет сценарии для таких шоу как 'The Man Show', 'Crank Yankers' и 'Jimmy Kimmel Live'.

Таким образом, историко-психологический анализ показал, что достичь высоких результатов в жизни могут люди с совершенно различными типами интеллекта и уровнем IQ.

Самоанализ психологических особенностей собственной личности в рамках исследуемой проблемы как основа формирования «Я-концепции»

Одной из целей данного исследования является изучение своей личности, а также разработка собственной программы личностного развития для того, чтобы получить максимальный результат в собственной самореализации. Это как раз и имеет отношение к психологическому понятию «Я - концепции» - обобщенной системе представлений индивида о самом себе. Для достижения поставленной цели я использовала большое количество психологических методик получения информации об особенностях личности в разных аспектах. Использовались следующие методы тестирования, применяемые практическими психологами: тест на выявление типа интеллекта от Говарда Гарднера, тест на определение уровня ^от Айзенка, Матрицы Рейвена на определение уровня IQ, тест на выявление психологического типа по Карлу Леонгарду, методика тестирования типа темперамента, разработанная А.Беловым; а также различные современный тесты и методики.

Чтобы еще раз доказать отсутствие прямой взаимосвязи между интеллектом и IQ, я прошла ряд тестов на IQ, начиная с классики - Айзенк - и заканчивая современными тестами, состоящими всего из 20 вопросов. Для сравнения - тест Айзенка составляет примерно 70 вопросов, хотя сейчас современники сократили его до 40.

19 Интернет - журнал «Syl», www.Syl.ru

Именно поэтому я прошла несколько тестов на определение своего типа интеллекта и темперамента

Результаты вы можете увидеть в данной таблице 1:

Таблица №°1. Тип интеллекта и темперамента

Тест Айзенка из 40 вопросов 146 с максимальным уровнем 180 ед.

ТестРейвена из 60 вопросов 134 с максимальным уровнем ТР в 140 ед.

Современный тест на ТР из 128

15 вопросов

Современный тест на ТР 175 (внимание) всего из 10 вопросов

Тестирование по разным методикам, выявляющих ТР, показало непохожие результаты. Данный эксперимент еще раз доказывает, что тест на ТР не располагает точными ответами на вопрос об уровне интеллекта и недостаток данного теста в том, как и в любой типологии, что он не может вместить все возможные типы личности, ведь каждый человек -индивидуальность. Соответственно, человек должен полагаться не на уровень а на свои особенности и уровень тяги к знаниям.

Далее приведу некоторые методики, выявляющие отдельные параметры личности: Тип интеллекта по Говарду Гарднеру:

Тип темперамента

Флегматик: работоспособный, малоэмоциональный, серьезный, сдержанный, надежный;

Сангвиник: активный, энергичный, жизнерадостный, подвижный;

Меланхолик: замкнутый, сдержанный, задумчивый, ранимый, мечтательный;

Холерик: энергичный, вспыльчивый, эмоциональный, напористый, неуравновешенный, чувствительный.

Смешанные темпераменты

Тип личности

Интроверты - люди, ориентированные на внутренний мир; замкнутые, чувствительные, рассудительные.

Экстраверты -психологически ориентированные на внешний мир; общительные, активные, деятельные. Пребывание в одиночестве негативно сказывается на самочувствии этих людей.

Амбиверт - это в психологии своеобразный гибрид интроверта и экстраверта. Амбиверт - это человек, который действует и проявляет те или иные качества характера согласно обстоятельствам.

Психологический тип по К.Леонгарду20

Гипертимный. Оптимистичный, коммуникабельный, инициативный, деятельный, конфликтный, раздражительный, легкомысленный.

Дистимный. Пессимистичный, молчаливый, замкнутый, неконфликтный, добросовестный, справедливый.

Циклоидный. Переменчивый тип, совмещающий гипертимность и дистимию.

Возбудимый. Медлительный, раздражительный, угрюмый, властный, добросовестный, аккуратный

Застревающий. Перфекционист, мстительный, любознательный, справедливый, чересчур честолюбивый, болезненно обидчивый, злопамятный, подозрительный, ревнивый.

Педантичный. Формалист и аккуратист, серьезный, надежный, неконфликтный, пассивный, занудный.

Тревожный. Робкий, неуверенный в себе, беззащитный, пессимистичный, самокритичный, дружелюбный, исполнительный, чувствительный.

Эмотивный. Чрезмерно ранимый, слезливый, пассивный, добрый, сострадательный, отзывчивый, исполнительный.

Демонстративный. Может быть как лидером, так и приспособленцем; самоуверенный, артистичный, драматизирующий, обходительный, эгоистичный, хвастливый, ленивый.

Экзальтированный. Чрезвычайно общительный, испытывающий яркие и искренние чувства, влюбчивый, альтруистичный, сострадательный, переменчивый, склонный паниковать и преувеличивать.

Экстравертированный. Общительный и словоохотливый, открытый, исполнительный, несерьезный, склонный к азарту и риску.

Интровертированный. Идеалист, замкнутый, философствующий, обидчивый, принципиальный, упорный, упрямый.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, большое количество психологических методик позволяет получить полную картину психологических особенностей личности. Некоторые методики тестирования могут удивить своей точностью, а некоторые показать неизвестные до времени черты характера, которые проявлялись довольно редко в реальной жизни; а значит, если какие-либо новые черты действуют исключительно положительно, их нужно развивать или же наоборот, если отрицательные, научиться управлять. Еще лучше - жить с ними и уметь спокойно контактировать, не

20 Лайфстайл интернет - журнал «HEADLIFE», www.headlife.ru

передавая их на внешний мир (например, нетерпеливость или раздражительность).

Выводы

Подводя итоги проекта, можно сделать вывод: ТР действительно не является показателем интеллекта; человек может продуктивно развивать свои интеллектуальные способности только в том случае, если он полагается не на свой исключительный или же заурядный ТР, а на многочисленные грани своего интеллекта; работоспособность, успех в жизни как в научных, так и художественных и прочих сферах, не определяет показатель ТР; зная свои сильные и слабые стороны, человек научится контролировать свое развитие, делая его как можно более продуктивным и полезным для себя.

Программа саморазвития на основе результатов исследования.

Суть программы: уметь контролировать процесс не только интеллектуального, но и эмоционального развития.

Основные принципы программы:

1. Способность «устранения» ненужной информации, и отсортировка необходимой.

Данный подход я позаимствовала у знаменитого Шерлока Холмса:

«Человеческий мозг изначально представляет собой маленькую пустую мансарду, которую вам предстоит обставить по собственному усмотрению. Дурак тащит туда всякую деревяшку, которая встретится на пути, поэтому знание, которое ему действительно необходимо, вытесняется оттуда или оказывается захламленным стольким количеством ненужных вещей, что добыть его в случае необходимости просто невозможно. Человек же разумный очень избирателен по отношению к тому, что он размещает в своей интеллектуальной мансарде. Он не станет заполнять ее ничем, кроме инструментов, нужных для выполнения его работы, но уж их-то ассортимент у него исключительно богат, и содержит их он в идеальном порядке. Ошибочно полагать, что у этого маленького помещения эластичные стены и оно может растягиваться до любых размеров. Поэтому неизбежно наступает момент, когда для того, чтобы добавить любое новое знание, приходится выкидывать из головы какое-то из раннее приобретенных. Чрезвычайно важно не допустить, чтобы бесполезные факты вытесняли полезную информацию».

2. Развитие навыка гибкости сознания.

Умение быть гибким в той или иной ситуации, умение приспосабливаться к обстоятельствам. Человек не рождается с этим умением, его обязательно нужно развивать. Уроки импровизации, умение распределять время, учиться подстраиваться под обстоятельства, учиться принимать удары жизни и понимать, что все можно изменить, стоит лишь

только посмотреть на ситуацию с другого угла. То есть, уметь мыслить гибко.

3. Умение широко, глобально мыслить.

Что это вообще значит? Это значит, что побеждают не только мечтатели, но и визуализация. В первую очередь нужно мыслить глобально. Захотели почитать древнегреческую мифологию? Тогда знайте ее настолько хорошо, чтобы смочь написать целый реферат по данной теме. Заинтересовались высшей математикой? Знайте ее настолько хорошо, чтобы суметь написать докторскую. Иными словами, раз уж начал - побеждай. Ни в коем случае не останавливайтесь на достигнутом, если только вы не поняли, что дело, которым занимаетесь, просто не ваше. Но если вы найдете, схватите конец нитки, ведущей вас к цели, и никогда не выпускайте его из рук.

4. Учиться видеть то, что не видят другие

И я не про людей с хорошим и плохим зрением. Необходимо развить в себе такие качества, как интуиция, наблюдательность, умение слушать, слышать и анализировать, логическое мышление, спокойствие и умение ждать, объективность.

Интуиция может быть развита практикой, хотя использовать ее для решения всех вопросов, конечно же, не стоит. Она развивается путем практики и приобретаемого опыта. Человек, обладающий развитой интуицией, порой настолько быстро мыслит, что пропускает некоторые этапы осознания, так что в определенный момент у него в голове просто зажигается лампочка, сигнализирующая о полученном ответе. Можно подумать, что это всего лишь удачное попадание в цель, интуиция, но на самом деле это быстрая работа мозга.

Развитие навыков наблюдательности требует ежедневной практики, так что просто наблюдайте за людьми: в метро, на улице, в кафе, пока вы будете пить кофе. Не стоит, конечно, «таранить» бедного подопытного взглядом. Попробуйте научиться смотреть боковым зрением или незаметно присматриваться к человеку, когда вы находитесь вне поля его зрения. Наблюдательность расскажет вам о привычках, манерах и о самой личности человека. Будьте готовы, что на первых порах вы будете совершать ошибки, которые неизбежны и требуют, чтобы их совершали, иначе не придет опыт.

Думайте дважды, а лучше трижды, прежде чем что-либо говорить. Но если вы все-таки допустили ошибку, основываясь лишь на интуиции и не беря в расчет наблюдательность, логику, и объективность, вас могут счесть некомпетентным. И самое главное: постарайтесь не упускать из виду никаких деталей. Всегда используйте комбинацию из доказательств, интуиции и логики, чтобы прийти к конкретным выводам. Не пользуйтесь изолированным методом, полагаясь лишь на единственный источник информации.

Иными словами:

«Высокий IQ - это как высокий рост в баскетболе. Но не забывайте, что недостаточно быть просто высоким, чтобы стать хорошим баскетболистом. Нужно иметь еще массу других способностей». - Дэвид Перкинс

Источники

Литература

Шнейдер Л. Б. (2007). Экспериментальная психология. М.:Академический проект.

Данкан Д. (2015). Где рождается интеллект. М.: Карьера Пресс.

Гринфилд С. (2018) Один день из жизни мозга. Нейробиология сознания от рассвета до заката. СПб: Питер.

Коллинз С. (2018) Ван Гог. Биография в инфографике. М.: Эксмо.

Выготский С (2018). Психология искусства. М.: АСТ.

Кехо (2017). Подсознание может всё. Минск: Попурри.

Курпатов А. В. (2018) Чертоги Разума. М.: Капитал.

Интернет-источники

Интернет-журнал «Syl» www.Syl.ru; статья: «Николай Андреевич Римский-Корсаков. Биография и творчество композитора», автор Екатерина Фомкина; статья: «Какой самый высокий IQ в мире?», автор: Ксения.

Научный интернет - журнал «BrainApps, фитнес для мозга» www.BrainApps.ru; тесты на IQ.

Интернет-журнал «fb» www.fb.ru; статья: «Конфуций: биография и философия», автор: Полина Курбала; статья: «Арнольд Владимир Игоревич: биография, семья и достижения известного математика», автор: Людмила Фролова; статья: «Русские ученые-биологи и их открытия», автор: Екатерина Кириллова.

Интернет-журнал «Культурология» www.kulturologia.ru; статья «5 выдающихся российских балерин, ставших эталоном в мировом балете», автор неизвестен.

Интернет-журнал «Люди» www.Peoples.ru; статья: Виктор Эмиль Франкл Австрийский психиатр, психолог и невролог, автор неизвестен; статья «Кристенжонстон», автор неизвестен.

Интернет-журнал «Всё о речи» www.vseorechi.ru; статья: «Самые величайшие ораторы прошлого и настоящего времени», автор неизвестен Интернет-журнал, посвященный фотографии и архитектуре, «Losko Magazine» www.Losko.ru; статья: «Заха Хадид: «творчество — это способ осмысления мира», автор: Алина Шайхутдинова.

Научный интернет - журнал «Мел» mel.fm; статья: «4 причины, почему об интеллекте не стоит судить по уровню IQ», автор: Элина Винокурова.

Интернет-журнал «BroDude» www.BroDude.ru; статья: «9 типов интеллекта, о которых ты должен знать», автор: Родион Махов

Научный интернет-журнал «Psyh.info, психология человека» www.Psyh.info.

Интернет-журнал «Usa-info» usa-info.com.ua; статья: «Дуайт Дэвид Эйзенхауэр», автор неизвестен.

Научный интернет-журнал «Psyholog today, мир психологии» www.psyhologtoday.ru; статья: «Классические исследования - самое долгое из повторяющихся измерений», автор неизвестен.

Материалы СМИ

Кристен Джонстон, премия «Эмми» и «Золотой Глобус» - «Третья планета от Солнца» (англ. Third Rockfromthe Sun») - американский ситком, выходивший в эфир на телеканале NBC с 1996 по 2001 годы.

Джейд Баг - снялась в клипе американского певца Алекса Аионо «Work The Middle», играла второстепенную роль в американском сериале «Последний корабль», и играет главную роль в американском сериале «Шаг вперёд»; также активно ведет Instagram, где выкладывает видео своих танцев.

Руди Манкусо - выпустил альбом «Blackand White», активно ведет Instagram и свой канал на YouTube, куда выкладывает ролики своего музыкального мастерства.

INTELLIGENCE AND ITS IMPACT ON PERSONAL FULFILLMENT E.Tkach

Municipal educational institution gymnasium №4, Lytkarino, Moscow region, Russian Federation

Abstract. This article deals with the problem of assessing the level of intellectual development, which traditionally occupies a Central place among the problems of psychological diagnosis. The relevance of this research topic is that since the end of the XIX century standardized psychological tests based on the calculation of the intelligence quotient (IQ) have been used to assess human intelligence. But it is worth noting that the development and operation of intelligence depend on the influence of a number of factors that are not within the competence of the standardized IQ test.In the modern world, IQ becomes an indicator of all intellectual data of a person, which is not true. The number, the number, the result of the test determine the future of a person. This is wrong. I believe that IQ is not a full-fledged indicator of intelligence, but only a part of a huge puzzle. This work allows to reveal features, theoretical and practical importance of studying of thinking of the person, his intelligence, opportunities and abilities, and to correlate them with a problem of self-realization of the personality. The article can be used by all age groups to adjust self-esteem and create an individual strategy of personal development in the framework of the formation of "I-concept".

Keywords: intelligence, types of intelligence, IQ concept, historical and psychological analysis, IQ relationship of personal achievements, historical and logical analysis, research, "I-concept", program.

For citation: Tkach, E. A. Intelligence and the problem of its impact on the self-actualization of personality//Communicology: electronic scientific journal. 2018. Vol. 3. No. 4. P.16-39.

Information about the author: Tkach, Elizaveta Andreevna, student of gymnasium №4. Address: 11, block 3A, Lytkarino, Moscow region, 140083, Russian Federation. E-mail: elizaveta.tkach.01@mail.ru

Received: 02. 10.2018. Accepted: 08.12..2018.

References

Literature

Schneider L. (2007). Experimental psychology. M.:Academic project (In Rus.).

Duncan D. (2015). Where intelligence is born. M.: Career Press (In Rus.).

Greenfield, S. (2018) One day in the life of the brain. Neurobiology of consciousness from dawn to dusk. St. Petersburg: Peter (In Rus.).

Collins S. (2018) Van Gogh. Biography in infographics. M.: Exmo (In Rus.).

Vygotsky Since (2018). Psychology of art. Moscow: AST (In Rus.).

Keho (2017). The subconscious can do anything. Minsk: Potpourri (In Rus.).

Joyce Brothers Here A.V. (2018) Mind Palace. M.: Capital (In Rus.). Internet source

The Internet-the magazine "Syl" www.Syl.ru; article: "Nikolai Andreyevich Rimsky-Korsakov. Biography and work of the composer", author Ekaterina Fomkina; article: "What is the highest IQ in the world?", author: Ksenia (In Rus.).

Scientific Internet magazine "BrainApps, fitness for the brain" www.BrainApps.ru; IQ tests (In Rus.) .

Internet magazine "fb" www.fb.ru; article: "Confucius: biography and philosophy", author: Polina Kurbala; article: "Arnold Vladimir Igorevich: biography, family and achievements of the famous mathematician", author: Lyudmila Frolova; article: "Russian scientists-biologists and their discoveries", author: Ekaterina Kirillova (In Rus.).

Internet-journal "Culturology" www.kulturologia.ru; article "5 outstanding Russian ballerinas who have become the standard in the world ballet", the author is unknown (In Rus.).

The Internet-the magazine "People" www.Peoples.ru; article: Victor Emil Frankl, the Austrian psychiatrist, psychologist and neurologist, author unknown; article "Cristinaronson", author unknown (In Rus.).

Internet magazine "All about speech" www.vseorechi.ru; article :" the greatest speakers of the past and present", author unknown online magazine dedicated to photography and architecture, "Losko Magazine" www.Losko.ru; article: "Zaha Hadid:" creativity is a way of understanding the world", author: Alina Shaykhutdinova (In Rus.).

Scientific online magazine " Mel " mel.fm; article: "4 reasons why intelligence should not be judged by IQ level", author: Elina Vinokurova (In Rus.) .

Online magazine "BroDude" www.BroDude.ru; article: "9 types of intelligence you should know", author: Rodion Mach (In Rus.).

Scientific Internet journal "Psyh.info, human psychology" www.Psyh.info ahhh! (In

Rus.)/

The Internet-the magazine "Usa-info" usa-info.com.ua; article: "Dwight David Eisenhower", author unknown (In Rus.).

Scientific Internet journal "Psyholog today, the world of psychology" www.psyhologtoday.ru; article: "Classical studies are the longest of repeated measurements", the author is unknown (In Rus.).

The media

Kristen Johnston, "Emmy" and "Golden globe" - "the Third planet from the Sun" (eng. Third Rockfromthe Sun") - an American sitcom, aired on NBC from 1996 to 2001 (In Rus.).

Jade Bug-starred in the video of American singer Alex Aiono "Work the Middle", played a minor role in the American TV series "the Last ship", and plays a major role in the American TV series "Step forward"; also actively leads Instagram, where he posts a video of his dances (In Rus.).

Rudy Mancuso - released the album "Blackand White" is actively engaged in Instagram and a YouTube channel, which puts videos of his musicianship (In Rus.).

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КОММУНИКАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Ионова Е.А.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), Москва, Российская Федерация.

Аннотация. В статье рассматривается вопрос информационной безопасности в условиях цифровой экономики. Дан обзор направлений цифровой экономики, которые уже активно реализуются в зарубежных государствах, а также приведены примеры успешных проектов в Российской Федерации. Показано на примерах, что персональные данные российских граждан доступны иностранным компаниям, могут быть использованы и даже проданы без согласия россиян. Отмечается, что государству необходимо решить вопрос формирования собственной базы данных и обеспечить защиту этой информации. Высказано предложение о необходимости госрегулирования профилей пользователей в социальных сетях.

Ключевые слова: информация, персональные данные цифровая экономика, информационная безопасность, коммуникации, развитие, суверенитет.

Для цитирования: Ионова Е.А. Информационная безопасность коммуникаций в условиях цифровой экономики//Коммуникология: электронный научный журнал. 2018. Том 3. №.4. С. 39-47.

Сведения об авторе: Ионова Елена Александровна, магистрант кафедры общественных связей и медиаполитики отделения журналистики ИГСУ РАНХиГС. Адрес: 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, 84. Е-шаП: ulraso@bk.ru

Статья поступила в редакцию: 20 10.2018. Принята к публикации: 18.12.2018.

Один из глобальных вызовов, которые существуют сегодня и которые уже приняло наше государство - это цифровая экономика. Другие вызовы - информационная безопасность, виртуальная реальность,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.