Научная статья на тему 'Интегрирующая функция преподавания дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» в контексте современных проблем модернизации здравоохранения'

Интегрирующая функция преподавания дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» в контексте современных проблем модернизации здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
442
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / РЕФОРМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ВСЕОБЩИЙ ОХВАТ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩЬЮ / КАДРОВЫЕ РЕСУРСЫ / ОПТИМИЗАЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Глушанко В. С., Грузневич А. П., Артёменко Н. А., Алфёрова М. В.

Проблемы и негативные вызовы современного мирового пространства ставят государственные системы здравоохранения перед необходимостью их реформирования с целью реализации концепции «Здоровье для всех», обеспечения доступности медицинских услуг и всеобщего охвата населения медико-санитарной помощью. Обществу требуется приток медицинских и фармацевтических кадров нового поколения, способных успешно осуществлять реформаторские и управленческие функции, наращивать и моделировать профессиональную компетенцию. Перед учреждениями образования медицинского профиля встает задача оптимизации учебного процесса в соответствии с международными стандартами, предъявляемыми к образовательным технологиям и качеству выпускаемых специалистов. Поэтому интегрирующая функция дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» позволяет поднять образование отечественных и зарубежных студентов на более высокий уровень качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Глушанко В. С., Грузневич А. П., Артёменко Н. А., Алфёрова М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегрирующая функция преподавания дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» в контексте современных проблем модернизации здравоохранения»

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2012

ИНТЕГРИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ»

В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

ГЛУШАНКО В.С., ГРУЗНЕВИЧ А.П., АРТЁМЕНКО Н.А., АЛФЁРОВА М.В.

УО ««Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», кафедра общественного здоровья и здравоохранения

Резюме. Проблемы и негативные вызовы современного мирового пространства ставят государственные системы здравоохранения перед необходимостью их реформирования с целью реализации концепции «Здоровье для всех», обеспечения доступности медицинских услуг и всеобщего охвата населения медико-санитарной помощью. Обществу требуется приток медицинских и фармацевтических кадров нового поколения, способных успешно осуществлять реформаторские и управленческие функции, наращивать и моделировать профессиональную компетенцию. Перед учреждениями образования медицинского профиля встает задача оптимизации учебного процесса в соответствии с международными стандартами, предъявляемыми к образовательным технологиям и качеству выпускаемых специалистов. Поэтому интегрирующая функция дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» позволяет поднять образование отечественных и зарубежных студентов на более высокий уровень качества.

Ключевые слова: проблемы здравоохранения, реформы здравоохранения, всеобщий охват первичной медицинской помощью, кадровые ресурсы, оптимизация преподавания.

Abstract. Problems and negative challenges of modem world space compel the state systems of public health services to reform them with the purpose of realizing «Health for all» concept, ensuring medical services availability and over-all coverage of the population with medicosanitary aid. The society needs the increased intake of the medical and pharmaceutical personnel of the new generation capable to successfully perform reformatory and administrative functions, to increase and model their professional competence. Educational establishments of medical profile have to cope with the task of educational process optimization in accordance with the international standards set with respect to educational technologies and the quality of prepared specialists. Thus, the integrating function of the discipline «Public health and public health service» allows to improve the quality of education of native and foreign students.

Рост финансовых затрат в системе здравоохранения и обеспечение доступности медицинской помощи -

Адрес для корреспонденции: 210023, г.Витебск, пр-т Фрунзе, 27, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, кафедра общественного здоровья и здравоохранения. Тел. раб.: 8 (0212) 37-23-05 -Глушанко В.С.

основные проблемы, которые приходится решать практически всем государствам независимо от их политического и экономического пути развития. Это приобретает особую актуальность в период экономического спада в связи с повышением стоимости медицинских и фармацевтических услуг, старением населения, увеличением числа хронических заболеваний [1, 2, 3].

Постоянный рост расходов обусловлен, с одной стороны, возрастающей потребностью населения в первичной и специализированной медицинской помощи, появлением инновационных, дорогостоящих лекарственных средств и медицинских технологий, а с другой - неодинаковой их доступностью для различных слоев населения [4, 5, 6].

Целью настоящего исследования явилось подведение итогов по вкладу кафедры общественного здоровья и здравоохранения УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет» в разработку интеграционных направлений повышения качества подготовки специалистов с учетом мирового опыта развития систем здравоохранения и вызовов современности.

В работе были использованы исторический, аналитический, организационноэкспериментальный и социально-гигиенический методы.

Анализ современных мировых тенденций в здравоохранении

Быстрые социально-экономические преобразования XXI века меняют стиль, условия труда и образ жизни людей, повышают потребность в медицинских услугах [7, 8, 9, 10].0храна здоровья, создание условий для здорового образа жизни (ЗОЖ) и увеличение средней продолжительности жизни являются необходимыми атрибутами для обеспечения благосостояния каждого человека и устойчивого развития любого общества. Это было признано государствами, подписавшими в 1978 г. Алма-Атинскую декларацию, в которой указывалось, что концепция «Здоровье для всех» будет способствовать улучшению качества жизни и укреплению мира и стабильности во всем мире [11, 12]. Именно тогда была сформулирована цель обеспечения приемлемого уровня здоровья для всех к 2000 году. Однако обзор изменений в развитии здравоохранения показал, что цель, поставленная международным сообществом в 1978 г., не будет достигнута.

Многие негативные явления и события, которые произошли в мире: нефтяной кризис, глобальный экономический кризис, изменение климата, рост насильственной смертности, распространение ВИЧ/ СПИД, рост заболеваемости туберкулезом, малярией, алкогольной, наркотической зависимости способствовали смещению акцента международной деятельности в области здравоохранения и сокращению финансовых расходов, необходимых для реализации названной выше цели [13, 14, 15].

В 2001 г. Организацией Объединенных Наций (ООН) были приняты восемь международных целей развития, которые 193 государства-члена ООН и 23 международные организации договорились достичь к 2015 году. В их числе снижение младенческой смертности, активизация борьбы с эпидемическими заболеваниями (ВИЧ/СПИД), расширение всемирного международного сотрудничества [14, 15]. Государства-члены ВОЗ взяли обязательства развивать национальное финансирование своих систем здравоохранения таким образом, чтобы все люди имели доступ к медико-санитарным услугам и при этом не испытывали финансовых затруднений при их оплате.

Вероятность достижения лучших результатов в системах здравоохранения возрастает при более эффективном использовании ресурсов, улучшении качества медицинских услуг, повышении мотивации труда медицинских работников, рациональном подходе к выбору медицинских технологий и лекарственных средств, снижении уровня врачебных ошибок [4, 5, 10, 15].Достижение таких результатов, даже в самых богатых странах, вряд ли возможно без четких стратегий финансирования здравоохранения. Для принятия оптимальных решений по финансовому обеспечению лечения и профилактики различных заболеваний необходима объективная картина расходов, ассоциированных с той или иной нозологией. Научно-методической основой решения этого вопроса является входящий в комплекс

фармакоэкономического и фармакоэпи-демиологического анализа метод оценки стоимости болезни.

Необходимость реформирования здравоохранения затрагивает не только развивающиеся, но и экономически развитые страны, которые сталкиваются с ярко выраженным изменением демографической ситуации: резким увеличением доли лиц пожилого и старческого возраста, являющихся главными «потребителями» бюджета здравоохранения [15].

Основные принципы реформирования здравоохранения были изложены в Люблянской хартии [15]. Они касаются политики здравоохранения, реорганизации системы оказания медицинской помощи, изменения подходов к использованию кадрового потенциала, совершенствования механизмов управления и обучения с учетом мирового опыта.

В 2008 г. ежегодный доклад генерального директора ВОЗ о состоянии здравоохранения в мире вышел под названием «Первичная медико-санитарная помощь: сегодня актуальнее, чем когда-либо». В докладе отмечено, что концепция первичной медицинской помощи - это комплекс ценностей, принципов и подходов с целью улучшения состояния здоровья населения. Обеспечение доступности первичной медицинской помощи дает возможность для большей справедливости в отношении нуждающихся групп населения, повышения эффективности использования ресурсов, а также предполагает целостный взгляд на вопросы охраны здоровья, выходящий далеко за рамки узкой медицинской модели. Многие коренные причины ухудшения здоровья и заболеваний не поддаются контролю со стороны сектора здравоохранения. Для борьбы с ними необходим широкий подход с участием всего общества. Комплексный подход может обеспечить решение нескольких задач: улучшение здоровья, снижение заболеваемости, обеспечение большей справедливости; значительное повышение эффективности работы систем здравоохранения.

Пути достижения всеобщего охвата медико-санитарными услугами

Эксперты ВОЗ предлагают решить проблему качества и доступности медицинской помощи для всех групп населения посредством реформ самой сферы предоставления медицинских и фармацевтических услуг. Они должны быть направлены на реорганизацию службы здравоохранения, реформу государственной политики, интеграцию деятельности в области общественного здравоохранения с первичной медицинской помощью и реформ управления, которые необходимы в связи с трансформацией современных систем здравоохранения.

Финансирование здравоохранения -важнейшая часть усилий по обеспечению социальной защищенности в здравоохранении. Чтобы достичь всеобщего охвата медико-санитарными услугами, странам нужна такая финансовая система, которая даст возможность людям эффективно использовать возможности формирования здорового образа жизни, профилактику, лечение и реабилитацию без угрозы испытать финансовые трудности.

ВОЗ связывает всеобщий охват с тремя фундаментальными проблемами. Первая -это наличие ресурсов. Вторая - чрезмерная зависимость от прямых платежей, т.е. необходимость напрямую оплачивать медицинские услуги в тот момент, когда в них возникает потребность. Третьим препятствием для более быстрого движения в направлении всеобщего охвата является несправедливое и неэффективное использование ресурсов. Даже по консервативным оценкам 20-40% ресурсов, выделяемых на здравоохранение, используется нерационально [15]. Сокращение этих потерь помогло бы системам здравоохранения предоставлять качественные услуги и улучшить здоровье.

Тремя наиболее значимыми направлениями оптимизации финансирования здравоохранения являются: привлечение достаточных средств, устранение финансовых барьеров для облегчения доступа к медицинским услугам и уменьшение финансовых рисков, связанных с заболе-

ванием. К числу возможных вариантов увеличения финансирования относятся: повышение приоритетности здравоохранения при распределении бюджета, повышение эффективности сбора налогов или страховых взносов, а также привлечение дополнительных средств за счет использования разнообразных типов инновационного финансирования. Например, за счет дополнительного налогообложения вредных с точки зрения здоровья продуктов, таких, как табак и алкоголь.

Значительного прогресса в совершенствовании систем финансирования здравоохранения по обеспечению всеобщего охвата медико-санитарной помощью добились многие страны с низким и средним доходом [15].

Ускорение продвижения ко всеобщему охвату представляет собой весьма значимую проблему, но не менее сложным является сохранение достигнутого уровня охвата. Некоторые государства приспособили свои системы финансирования к изменяющимся обстоятельствам посредством одной из форм общенационального страхования.

Опыт оптимизации учебного процесса на кафедре «Общественное здоровье и здравоохранение»

Таким образом, практически любое государство рано или поздно окажется перед необходимостью постоянно реформировать свою систему здравоохранения согласно меняющимся объективным процессам мирового развития. Разнообразие социально-экономических преобразований, происходящих в мире и в мировых системах здравоохранения, требует интегрированного подхода к обучению специалистов.

Задача подготовки кадров, способных успешно выполнять свои профессиональные обязанности применительно к постоянно меняющимся реалиям современности, значительно упрощается при детальном изучении, обобщении и использовании мирового опыта реформирования систем здра-

воохранения государствами, избравшими различные пути своего развития.

Следует отметить, что преподаваемая дисциплина «Общественное здоровье и здравоохранение» затрагивает многие теоретические и практические аспекты, имеющие отношение к функционированию здравоохранения как важнейшей социально и экономически значимой отрасли, во многом обеспечивающей национальную безопасность государства. В связи с этим, названная дисциплина обладает интегрирующей функцией, призванной связать такие кажущиеся далекими от медицины области, как политика, экономика, планирование, финансирование, ценообразование, маркетинг, прогнозирование рисков, ресурсосбережение и др.

Реформы мировых систем здравоохранения совпали с процессами совершенствования образовательных систем. В значительной мере вышеперечисленные тенденции прослеживаются в отечественных системах здравоохранения и образования. В настоящее время в Республике Беларусь идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство [16, 17]. Переход от парадигмы обучения к парадигме образования затрагивает многие аспекты и, в том числе, содержание самого образовательного процесса. Особенно актуализируется освоение инновационных технологий, использование интерактивных методов обучения и повышение роли самостоятельности студентов при конструировании своих знаний, умений и навыков.

Изложенные выше мировые тенденции в сферах здравоохранения и образования требуют особой ответственности при подготовке не только белорусских студентов, но и иностранных граждан, обучающихся в медицинских университетах Республики Беларусь.

Для успешного решения задачи подготовки молодых специалистов, которым предстоит внести достойный вклад в формирование собственных национальных систем здравоохранения, кафедра обще-

ственного здоровья и здравоохранения задействовала все имеющиеся резервы и ресурсы. Одним из эффективных способов информационного обеспечения учебного процесса в университете является внедрение специальных учебных и методических комплексов, программ и электронных средств обучения.

В контексте сказанного, на базе кафедры общественное здоровье и здравоохранение проводился межвузовский образовательно-организационный эксперимент по внедрению в учебный процесс инновационного электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК). Для изучения дисциплин «Общественное здоровье и здравоохранение», а также «История медицины и фармации» на кафедре завершена разработка и подготовка ЭУМК, отвечающего современным требованиям высшей школы, в том числе для иностранных студентов на английском языке. Только за период 2011 - 2012 гг. переработан и издан новый курс лекций, созданы, изданы и внедрены в учебный процесс новые учебно-методические пособия [18, 19, 20], подготовлены к изданию методические пособия по организации санитарно-эпидемиологического надзора, основ менеджмента и маркетинга в здравоохранении. На кафедре организованы, апробированы и успешно функционируют элективные курсы «Школа менеджмента», «Образ жизни, здоровье и успех». Отечественные и иностранные студенты обучаются основам управления и финансирования здравоохранения, принципам организации маркетинговой деятельности, вопросам лекарственной безопасности, страховой медицины, кадрового обеспечения, оплаты труда и материального стимулирования медицинских работников.

В работе кафедры четко прослеживается профилактическая направленность, что соответствует Концепции реализации государственной политики формирования ЗОЖ населения Республики Беларусь на период до 2020 г. На кафедре организован и успешно функционирует учебно-методический и информационный кабинет ЗОЖ. На его основе студенты обучаются тради-

ционным навыкам формирования ЗОЖ, приобщаются к освоению здоровье сберегающих технологий и методологической основе комплексной профилактики социально значимой патологии.

С целью повышения качества учебного процесса и подготовки конкурентоспособных специалистов на рынке труда большое внимание уделяется профессиональному совершенствованию профессорско-преподавательского состава. Все сотрудники кафедры регулярно проходят обучение на курсах повышения квалификации.

Что касается самой преподаваемой дисциплины, то новая типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям: 1-79 01 01 - Лечебное дело и 1-79 01 02 - Педиатрия в шестом разделе «Основы управления, планирования, экономики и финансирования здравоохранения» не содержит вопросов развития страховой медицины, добровольного и обязательного медицинского страхования, основ маркетинга. Перечисленные вопросы крайне необходимы для формирования профессиональной компетентности молодых специалистов. Поэтому образовательный компонент элективных курсов, на наш взгляд, удачно дополняет типовую учебную программу.

В связи со стремительным изменением мирового пространства отечественная система образования встает перед необходимостью всесторонней модернизации. В этом отношении интерактивным методам предстоит занять достойное место в медицинских университетах. В настоящее время сотрудниками кафедры ведется активная работа по внедрению системы дистанционного обучения «МооШе» [21]. При организации учебного процесса предпочтение отдается инновационным и, в частности, интерактивным методам обучения. Лекционный материал носит проблемный характер, а основная его часть преподносится в форме мультимедийных презентаций, в том числе на английском языке. На сайте УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет» представлен весь необходимый инфор-

мационный и методический материал для отечественных и иностранных студентов.

При проведении лабораторных и практических занятий применяется метод анализа конкретных ситуаций (саБе-БШёу) [22]. Метод ориентирован не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности. Значительное внимание уделяется развитию способности к самообучению, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать объемные массивы информации. Использование метода саБе-БШёу в подготовке студентов позволяет повысить интерес к изучаемым дисциплинам, улучшить понимание экономических аспектов в системе здравоохранения, способствует развитию исследовательских, коммуникативных и творческих навыков принятия решений. Отличительной особенностью метода саБе-БШёу является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Студенты разбирают конкретные ситуации, заимствованные из практики здравоохранения.

На лабораторных занятиях хорошо зарекомендовали себя методы дискуссии и мозгового штурма. Дискуссия является активным методом, позволяющим научить студентов отстаивать свое мнение и слушать других. Предполагается, что из мышления рождается ответ на высказывание оппонента в дискуссии, поэтому разномыслие рождает дискуссию. Однако на практике дело обстоит как раз наоборот: спор, дискуссия рождает мысль, активизирует мышление, а в учебной дискуссии к тому же обеспечивается сознательное усвоение материала как продукта мыслительной переработки.

Метод мозгового штурма - это метод поиска идей, который проводится на занятии с участием студентов, для получения максимального количества вариантов решений предполагаемых проблемных ситуаций. В процессе занятия учитываются правила: количество высказанных идей важнее, чем их качество, принимаются во внимание не только идеи отдельных студентов, но

и групповые результаты, критика любых предложенных вариантов запрещена, фантазия не ограничивается. Эти правила необходимы для создания такой атмосферы, которая способствует свободному потоку мыслей без предубеждений и стеснений, когда полностью могут быть использованы преимущества групповой работы.

На кафедре поощряются и менее популярные в практике высшей школы методы обучения. Например, при изучении истории медицины студенты самостоятельно составляют тематические кроссворды.

Запланированные учебной программой средства формирования здорового образа жизни выполняются студентами в виде мультипликационных и короткометражных видеофильмов. Студенты не только создавали видеофильмы и видеоролики, но и сами выступали в роли занимательных персонажей. Неоднократно средства ЗОЖ, подготовленные студентами на кафедре общественного здоровья и здравоохранения, занимали призовые места. Так, с 27 февраля по 20 мая 2012 года в университете проходил конкурс «Образ жизни, здоровье и успех» на лучший видеофильм, видеоролик, мультимедийную презентацию, лекцию, санитарный бюллетень, плакат, буклет, памятку по здоровому образу жизни, профилактике заболеваний и предупреждению негативных явлений. Для участия в конкурсе студентами университета было подготовлено более 400 видеороликов, мультимедийных презентаций, санитарных бюллетеней, плакатов, лекций и памяток для пациентов. На экспертную комиссию оргкомитетом было отобрано 30 мультимедийных презентаций, 7 видеороликов, 18 санитарных бюллетеней и плакатов. Студенты, занявшие 1, 2 и 3 места, награждены дипломами и премированы. Лучший видеоролик и две мультимедийные презентации демонстрировались на 20-ой Международной выставке-ярмарке «Медицина и здоровье», проходившей 2326 октября 2012 г. в г.Минске.

Многие средства ЗОЖ используются при проведении санитарно-просветительной работы в организациях здравоохране-

ния города и в студенческих общежитиях. Во время летней производственной практики в организациях здравоохранения различных населенных пунктов Республики Беларусь студентами читаются популярные лекции и проводятся беседы с пациентами.

Особое внимание профессорско-преподавательский состав кафедры уделяет студенческой науке. Студенческие работы органично вписываются в научную тематику кафедры. В ряде случаев студенческая работа вырастает в дипломную работу, которая успешно защищается и создает основу для последующих научных разработок. В настоящее время УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет» успешно реализует отдельные факультативные параметры Болонской декларации [23]. Продвижение в сторону международных стандартов профессионального образования активно поддержано кафедрой общественного здоровья и здравоохранения. В образовательный процесс на кафедре внедрена рейтинговая оценка знаний студентов и преподавателей, разработан УМК второй ступени высшего образования (магистратура) для специальности 1-79 80 23 «Общественное здоровье и здравоохранение», осуществляется подготовка магистрантов и аспирантов.

Заключение

Таким образом, как отечественное, так и зарубежное здравоохранение требует притока специалистов, способных противостоять негативным вызовам современного мира, успешно осуществлять реформаторские и управленческие функции, постоянно наращивать и моделировать свою профессиональную компетенцию. Такие требования, в свою очередь, ставят новые задачи перед системой образования, задействованной в процессе подготовки кадров для здравоохранения.

В связи с этим, качество преподавания дисциплины общественное здоровье и здравоохранение приобретает особую значимость, а сам процесс преподавания

нуждается в определенной коррекции и совершенствовании. Учитывая многолетний опыт работы кафедры и мировые тенденции развития здравоохранения, считаем целесообразным оптимизировать процесс преподавания по следующим направлениям:

- ориентировать профессиональную деятельность профессорско-преподавательского состава кафедры на усиление интегрирующей функции дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» посредством проблемного изложения преподаваемого материала;

- ускорить освоение и внедрение в учебный процесс методов, соответствующих международным образовательным стандартам;

- усилить акцент на освещение вопросов менеджмента и финансирования здравоохранения, страховой медицины и различных видов медицинского страхования;

- углубить изучение мирового опыта модернизации систем здравоохранения;

- продолжить дальнейшую работу по развитию элективных курсов как неотъемлемой и положительно зарекомендовавшей себя методике подготовки отечественных и зарубежных специалистов;

- создать широкие возможности для самостоятельной и научной работы студентов, магистрантов и аспирантов с целью выявления и максимальной реализации их творческого потенциала.

Литература

1. Глобальный кризис как стимул перемен в здравоохранении. Сообщение 1. / М.М. Сачек, М.В. Щавелева, И.В. Малахова, Н.Е. Хейдец // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. - 2011. - № 2. - С. 5-13.

2. Глобальный кризис как стимул перемен в здравоохранении. Сообщение 2. / М.М. Сачек, М.В. Щавелева, И.В. Малахова, Н.Е. Хейдец // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. - 2011. - № 3. - С. 19-35.

3. Кучеренко, В.З. Кризис здравоохранения - диалектика решений: от «бизнеса на болезнях» и «медицинского коммунизма» к рентабельной экономике общественного здоровья / В.З. Кучеренко, Н.А. Кравченко, А.В. Рагозин // Экономика здравоохранения. - 2010. - № 3. - С. 5-16.

4. Обоснование потребности инвестиций в медицинские и организационные технологии/ А.Н. Косинец, В.С. Глушанко, А.В. Плиш, [и др.] // Организационные технологии в системе здравоохранения XXI века / А.Н. Косинец [и др.]; под ред. А.Н. Косинца, В.С. Глушанко. - Витебск, 2006. - С. 50-68

5. Методика обоснования потребностей инвестиций в медицинские технологии: метод. рекомендации / Министерство здравоохранения Республики Беларусь; Витебский государственный медицинский университет; сост. В.С. Глушанко, А.В. Плиш, А.В. Матюшко, Н.А. Артеменко. - Витебск, 2004. - 40 с.

6. Щепин, О.П. Роль здравоохранения в формировании общественного здоровья / О.П. Щепин, В.Б. Белов // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины.

- 2007. - № 3. - С. 3-5.

7. Артёменко, Н.А. Социально-гигиенические характеристики пациентов в условиях совершенствования первичной медико-санитарной помощи в конкретной среде обитания / Н.А. Артёменко // Здоровье и окружающая среда. -2009. - № 13. - С. 15-18.

8. Шарабчиев, Ю.Т. Общественное здоровье: роль социально-экономических факторов, финансирования здравоохранения, благосостояния / Ю. Т. Шарабчиев // Медицинские новости. - 2004. - № 8. - С. 58-68.

9. Огрызко, Е.В. Факторы, влияющие на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения / Е.В. Огрызко, С.А. Леонов, Е.М. Секриеру // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2008. - № 4. - С.17-20.

10. Организационные технологии в системе здравоохранения XXI века / А.Н. Косинец [и др.]; под ред. А.Н. Косинца, В.С. Глушанко; Витеб. гос. мед.ун-т. - Витебск: ВГМУ, 2006. - 329с.

11. Алма-Атинская декларация (Принята Между-

народной конференцией по первичной медико-санитарной помощи, Алма-Ата, 12 сентября 1978 года) // Европейское Региональное Бюро Всемирной Организации Здравоохранения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_

file/0007/113875/E93944R.pdf. - Дата доступа: 22.02.2012.

12. Венедиктов, Д.Д. К 30-летию Алма-Атинской Конференции по первичной медико-санитарной помощи и принятия Декларации «Здоровье для всех» / Д.Д. Венедиктов // Здравоохранение: журнал для руководителя и главного бухгалтера. - 2009. - № 2. - С. 75-84.

13. Global health risks. Mortality and burden of disease attributable to selected major risks // World Health Organization 2009 [Electronic resource].

- Mode of access: http://www.who.int/healthinfo/ global_burden_disease/Global HealthRisks_ report_full.pdf. - Date of access: 14.09.2010 г.

14. Отчет о Международном совещании по учету интересов здоровья во всех направлениях политики, Аделаида, 2010 г. // Всемирная организация здравоохранения, 2010 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. who.int / social determinants/activities/Russian Adelaide statement for web.pdf. - Дата доступа:

30.12.2010 г.

15. Official Web Site of the World Health Organization [Electronic resource]. - Mode of access: http:// www.who.int/en.

16. Направления стратегического развития здравоохранения Республики Беларусь на 2011-2015 гг.: приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь, № 1730, утвержденный

14.10.2010 г. - Минск, 2010. - 36 с.

17. Официальный Интернет-портал Министерства здравоохранения Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. minzdrav.by.

18. Глушанко, В.С. Общественное здоровье и здравоохранение: учеб. пособие, 2-е изд., перераб. и доп. / В.С. Глушанко; под ред. В.П. Дейкало. -Витебск: ВГМУ, 2011. - 491 с.

19. Планирование, финансирование и ценообразование в здравоохранении: учебно-методическое пособие / Е.И.Ткачева, В.С.Глушанко, А.П. Грузневич, А.П. Тимофеева; под ред. В.П. Дейкало. - Витебск: ВГМУ,2011. - 217 с.

20. Основы медицинской статистики: учебно-методическое пособие / В.С. Глушанко [и др.]; под общ. ред. В.С. Глушанко. - Витебск: ВГМУ, 2012. - 155 с.

21. Система дистанционного обучения Moodle [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.moodle.org

22. Бекиш, Е.И.Использование кейсового метода при изучении системы управления организацией / Е.И. Бекиш, Е.Е. Манжур// Актуальные проблемы в изучении и преподавании общественно-гуманитарных наук (дисциплин): материалы 2-й Международной научной конференции. - Витебск, 2011. - С. 26-27.

23. Дедуль, М. И. Рейтинговая система оценки знаний студентов как один из факультативных параметров Болонского процесса / Дедуль М. И., Занько Ю. В. // Вестник Витебского государственного медицинского университета. -2012. - Т.11, - № 1. - С. 15 - 24.

Поступила 26.11.2012 г. Принята в печать 03.12.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.