В, Ф. КЕВБРИН, директор Саранского филиала Московского университета потребительской кооперации , член-кор респондент
Российской академии естественных наук, профессор
О. Н. РИДИН, руководитель научно-методической секции торгово-экономического образования РУО, доцент .
^ $
г
к Л -
А
ИНТЕГРИРУЯ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
•и ... ^ *
. * & • * ’
1Г * '
‘ у ^ I
• - - ' • ' .
Формирование рыночной экономической системы в Российской Федерации связано с существенной трансформацией всей совокупности экономических, социальных, моральных и психологических отношений, а также понятий об образовании молодежи, включении ее в трудовую деятельность, месте и роли в этом процессе личности, общества, государства. На всех этапах образовательно-профессиональной подготовки специалистов возникают условия конкурентности. Наблюдается резкое возрастание роли факторов личной активности, желания и умения учиться, настойчивости в достижении поставленной цели получения образования, поскольку сама эта цель приобретает программный характер.
Образованность сегодня выдвигается в ряд наиболее ценных и высокооплачиваемых качеств личности. В условиях рынка общество переходит от всеобщей опеки обучающихся к поддержке их индивидуальных стремлений к учебе, к персонификации затрат на образование. Существенным моментом становится формирование рынка труда, предъявляющего повышенный спрос на специалистов определенного профиля и тем самым усиливающего стимул обучения.
Важное значение в решении данной проблемы имеет интеграция среднего и высшего торгово-экономического образования. Саранский филиал Московского университета потребительской кооперации, являясь одним из крупнейших субъектов
Регионального учебного округа и осуществляя свою деятельность в рамках научно-методической секции торгово-экономического образования, проводит в этом направлении большую работу. Филиалом заключены договоры о творческом сотрудничестве с такими субъектами РУО, как саранские профессиональные училища № 22, 34 и
1996. № 1
35, осуществляющими начальную и среднюю профессиональную подготовку кадров для розничной торговли и общественного питания (представители педагогических коллективов этих училищ являются членами секции торгово-экономического образования), а также с общеобразовательной средней школой N9 23, вместе с которой при филиале в 1993 г. была организована “школа юного коммерсанта". На базе этой “школы” создан нынешний торгово-коммерческий лицей.
Договоры о творческом сотрудничестве предусматривают оказание профессиональным училищам методической помощи в организации учебного процесса, совместную подготовку рукописей учебных пособий, изучение мотивов выбора молодыми людьми торговых профессий. При необходимости профессорско-преподавательский состав филиала привлекается и к непосредственному участию в учебном процессе, хотя против этого возражают некоторые ответственные работники Минобразования республики (руководствуясь, очевидно, чисто финансовыми соображениями, а не интересами дела).
Создание “школы юного коммерсанта” стало первой пробой в области интеграции торгово-экономического образования. По договоренности с дирекцией школы № 23, с согласия учащихся и с одобрения их родителей весь состав одного из классов: в 1993/94 учебном году — 10-го “А”, в 1994/95 — 11-го “А” (26 чел.) — еженедельно по четвергам полностью освобождался от уроков в школе и посещал занятия, проводимые профессорско-преподавательским составом филиала в его аудиториях и кабинетах (по шесть академических часов). Успешно закончили учебу и получили начальную профессиональную подготовку 25 учащихся.
Так как выпускные экзамены в “школе юного коммерсанта”, а по некоторым учебным дисциплинам (литература, математика) и выпускные экзамены в школе рассматривались в качестве вступительных экзаменов в филиал, последний получил
студентов, избравших себе специальность вполне сознательно, а поэтому и более заинтересованных в ее успешном освоении.
В текущем учебном году занятия в торгово-коммерческом лицее при филиале посещают учащиеся уже двух 10-х классов школы № 23. Одни из них получают профессию бухгалтера торгового предприятия и “пропуск” на факультет бухгалтерского учета и финансов, другие избрали в качестве будущей специальности юриспруденцию и приобрели возможность поступить без дополнительных экзаменов на
факультет права и международных отношений.
Торгово-экономический лицей при филиале пользуется такой популярностью у саранской молодежи, что в нем пришлось сформировать из числа учащихся других школ города и рабочей молодежи группы вечернего обучения (на платной основе). В настоящее время таких групп две: бухгалтеров торгового предприятия и экономи-стов-менеджеров. Занятия проводятся три раза в неделю по четыре академических
часа.
Особое место в системе торгово-экономического образования занимает группа из 27 выпускниц средних школ, обучающихся в ПУ № 22 специальности “Менеджмент в торговле” по двухгодичной программе. Окончившие училище по данной специальности будут зачислены на II курс дневной или на III курс заочной формы обучения в филиале. В связи с этим секцией торгово-экономического образования РУО и особенно директором лицея Г. В. Алабердиной была проделана большая работа по корректировке учебного плана, чтобы за счет некоторого сокращения часов, отводимых на изучение непрофилирующих дисциплин, включить в него (по согласованию с Минобразованием республики) высшую математику, иностранный язык и философию, изучаемые студентами филиала на I курсе.
Считаем, что подобная интеграция торгово-экономического образования в форме прямого сотрудничества государственных и негосударственных образовательных учреждений имеет неплохие перспективы для дальнейшего развития образования в
Дирекция ПУ № 22 уже сейчас планирует укомплектовать две группы
жеров
Новым этапом в осуществлении интеграционного образовательного процесса по линии научно-методической секции торгово-экономического образования явилась передача в 1995 г. правлением Мордовпотребсоюза под эгиду Саранского филиала МУ ПК Саранского кооперативного техникума, финансируемого названным потребсоюзом. филиал фактически перерос свой статус периферийного учебного подразделения и превратился в учебный комплекс с тремя ступенями обучения: лицей техникум — вуз.
Гораздо производительнее стала использоваться учебно-материальная база филиала и техникума: семинарские занятия по некоторым теоретическим дисциплинам со студентами филиала проводятся в свободных аудиториях техникума, а учащиеся техникума приезжают на практические занятия в компьютерные классы филиала.
в используется и кадровый потенциал, так как “недогруженные” преподаватели
а
филиала проводят занятия с учащимися техникума (по политологии, иностранным языкам), а некоторые преподаватели техникума успешно ведут занятия со студентами (например, по экономической статистике). В результате и филиал, и техникум полностью сохранили свои педагогические коллективы, что тоже важно.
В ходе интеграции. торгово-экономического образования в республике попутно ре-[аются и не менее важные проблемы связей учебного комплекса с кооперативными организациями. Если директора филиала и техникума избирались в состав совета Мордовпотребсоюза и в прежние годы
никум
еще дольше), рань:
(филиал существует два десятка лет, тех-работники и ведущие специалисты потреб-
е привлекались филиалом к чтению лекций, научному руководству дипломными работами, председательству на госэкзаменах, то в 1995/96 учебном году участие в учебном
принял председатель правления Мордовпот-ий студент филиала). Он также является и членом
И
процессе ребсоюза М. Ф. Щанкин (быв ученого совета филиала.
Деятельность Регионального учебного округа и его научно-методических секций вполне созвучна федеральному Закону Российской Федерации “Об образовании писанному главой государства 13 января 1996 г. Этот закон открывает новые перспективы развития всех видов образовательной деятельности и всех типов образовательных учреждений. Можно ожидать появления новых региональных учебных объе, нений.
од-