Автор показывает, как можно на интегрированном занятии по математике и культурологии изучать с учащимися способы построения геометрических моделей храмов с помощью компьютерной графики.
Клепиков Валерий Николаевич,
учитель математики МОУ «Лицей» г. Обнинск
Интегрированное занятие: математика и культурология
Как можно строить геометрические модели православного и готического храмов с помощью компьютерной графики?
Ключевые слова: интегрированное занятие; математика и культурология; способы построения геометрических моделей; православный и готический храм; архитектурный образ собора; «идея круга»; форма купола; компьютерная графика
«Геометрические фигуры — это в сокровенной глубине символы внутренней жизни человека, помогающие ему во время духовного восхождения ориентироваться в бесконечных душевных лабиринтах».
В процессе преподавания математики в школе важно не упустить возможность сделать акцент на особенностях национальных памятников культуры, в частности - архитектуры. Особенно ярко национальные признаки проступают при их сопоставлении с другими подобными архитектурными памятниками.
Мы предлагаем разработку внеклассного занятия, на котором с помощью компьютерных программ «Живая геометрия» и Advanced Grapher1, которые широко распространены в школах, будут смоделированы модели православного и готического храмов. Но акцент преимущественно будет сделан на геометрической форме их куполов, так как именно они внешне воплощают главную идею храма2.
Таким образом, целью внеклассного мероприятия является: научиться строить модели готического и православного храмов с использованием знаний по геометрии, выявить отличительные особенности данных храмов, заострить внимание на близость строения православного храма русскому народному миро-чувствию и миропониманию.
1 Перед данным занятием желательно ознакомить учеников с данными программами. Например, на уроках информатики, которые уже ведутся в 8 классе.
2 Данное занятие можно провести после изучения главы «Декартовы координаты на плоскости».
В начале занятия два ученика делают ознакомительные доклады, посвящённые православному и готическому храмам (3-5 минут). Во время этих докладов демонстрируются виды этих храмов. Показ слайдов сопровождается соответственно православными песнопениями и органной музыкой. Вот эти небольшие доклады.
Готический храм
«Готика» - название условное. Оно зародилось в эпоху раннего Возрождения и первоначально употреблялось в значении «искусство готов», т.е. варваров. Позднее понятие утратило оценочный смысл. Преимущественно понятие «готика» используется по отношению к архитектуре. В искусствоведческой литературе часто встречается понимание готики, сводящее её специфику к следующим чертам: стрельчатые арки, динамика «линеарного строения» целого, вертикальная устремлённость различных частей и всего храма, наличие витражей и т.д., которым придавалось религиозное значение.
Архитектурный образ готического собора создаёт одновременно ощущение покоя и движения, устойчивости и лёгкости, приподнятости и основательности. Тип готического собора наиболее полно отвечает религиозно-эстетическим представлениям и чувствам людей, надеющихся на обещанное блаженство после смерти, но недостижимое на земле.
Западноевропейская готика, особенно в церковном зодчестве характеризуется непревзойдённым в истории архитектуры уровнем единства искусств: архитектуры, скульптуры, живописи, иконописи, музыки,
искусства витража, прикладного, декоративного искусства, дизайна и т.д.
Шпиль готического храма имеет форму резко «вытянутой» пирамиды, гранями которой являются равнобедренные треугольники, и выражает идею устремленности к небу, Богу. Благодаря этому весь католический собор резко и стремительно воспаряет ввысь.
На зодчество многих европейских стран огромное влияние оказал тип готических соборов, воплощённый в соборах Шартра, Реймса, Амьена.
Православный храм
В русском сознании существует специфически народное понимание храма, связанное с «идеей круга». Как известно, «идея круга» свойственна многим народам. В круговой форме естественнее всего выражались древние противопоставления «культуры» и «природы», «гармонии» и «хаоса», «полноты» и «ущербности». «Идея круга» в полной мере используется при построении православных храмов1.
Православная церковь всегда ниже готического храма, она «кругла» и приземиста. По народным поверьям, нам, дескать, не надо слишком стремиться ввысь, в небо, как это делают иноземцы, потому что Бог обитает на Руси, в храме, здесь, с нами. И оттого готическому томлению духа по небу, по высоте, на которой надо ещё поискать Бога, противостоит круглота и полнота здесь, в самом храме, заключённого бла-
1 Отрадно, что некоторые древние мудрецы называли окружность - «душой геометрии».
га. Этой идее круга, заключившего в себе полноту божественной благодати, и соответствует идея укрытости и покрова. Отсюда преобладание круглых, даже клубящихся, форм над острыми и высокими2.
К символической специфики православного храма относятся следующие признаки: уравновешенность, единство восточных и античных элементов, ясность, конструктивная логика, целостность, глубокая разработка темы купола.
Форма купола-луковицы отличает православную церковь от других храмов. Рассматривая её значение в сопоставлении с другими формами, Е.Н. Трубецкой пишет: «Готический шпиц выражает собою неудержимое стремление ввысь, подъемлющее от земли к небу каменные громады. И, наконец, наша отечественная “луковица” воплощает в себе идею глубокого молитвенного горения к небесам...»3.
Наибольшую известность приобрели такие древнерусские храмы, как Софийский собор в Новгороде, храм Покрова на Нерли, Успенский собор во Владимире, храм Василия Блаженного в Москве и другие.
Построение модели готического храма
1. Задание. С помощью программы Advanced Grapher построить модель готического храма. Для этого привлекаются следующие уравнения: у = 1;
у = - 1; у = - 18; у = - 20; х = 1; х = - 1; х = - 4;
9 9 9 222
х = 4; у = -х - 1-; у = -х - 20-; у = -х + 1-; > у 3 з 3 3 ’ 3 3 3’
у = |х— 17^; у = 4-х + 18; у = - 4^Х+ 18; у = 17х + 3 3 ’ 3 4 J 4 ’ 3
+ 18; у = - 19х + 18.
2. Задание. Выделить элементы модели храма с помощью «жирных» отрезков. Для выделения купола требуется набрать следующие пары точек: (4; 1), <-1;1);(-4;-1),(1;-1);<-1;1),<-4;-1); (4; 1), (1; - 1); (-4;- 1), (0; 18); (- 1; 1), (0; 18); (1;- 1), (0; 18); (4; 1), (0; 18). Выделить остальные элементы храма позволят следующие пары точек: (- 4; - 1), (- 4; - 20); (- 1; 1), (- 1; - 18); (- 4; - 20), (- 1; - 18); (- 4; - 20), (1; - 20); (1; - 20); (4; - 18); (4; 1), (4; - 18); (1; - 1), (1; - 20); (- 1; - 18), (4;- 18).
Каждая пара точек - это координаты концов будущего отрезка, поэтому модель данного задания будет состоять только из «жирных» отрезков. Очевидно, что эти отрезки будут принадлежать соответствующим прямым, построенным в 1 задании.
2 Синявский А.Д. Иван-дурак: Очерк русской народной веры. М: Аграф, 2001. С. 255.
3 Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе. Новосибирск: Сибирь XXI век, 1991. С. 11
Для усложнения 1 и 2 заданий можно попросить учащихся самим смоделировать храм, предварительно показав его общий вид (приведённый ниже), т.е. найти уравнения и координаты концов отрезков, воссоздающих модель готического храма.
Если 1 и 2 задания будут сделаны правильно, то на мониторе компьютера возникнет следующая картинка.
Построение модели православного храма
3. Задание. С помощью программы «Живая геометрия» смоделируйте форму купола право славно-
(У - 7)2 = 16; (х + 4)2 + (у - 7)2 = 16]. Далее смоделируйте храм в целом.
4. Задание. С помощью программы Advanced Grapher построить модель православного храма, учитывая уравнения и образ храма задания 3. Смоделировать остальную часть модели храма позволят следующие пары точек: (3; - 3), (3; - 5); (- 3; - 3), (- 3; -5); (- 3; - 5), (3; - 5); (- 3; - 3), (3; - 3); (- 8; - 5), (8; - 5); (- 8; - 5), (- 8; - 40); (8; - 5), (8; - 40); (- 2; - 28), (2; - 28); (- 2; - 28), (- 2; - 40); (2; - 28), (2; - 40); (- 8; -40), (8; - 40).
Конечно, данные уравнения и пары координат являются не единственными для моделирования храма.
го храма по заданной картинке (которая подготовлена учителем на интерактивной доске и на компьютерах), используя окружности. Составьте уравнения этих окружностей. [Данными уравнениями являются:
х2 "Ь у2 = 36; (х — З)2 "Ь у2 = 9; (х З)2 у2 = 9; (х — 4)2
Существуют и многие другие варианты. Поэтому будет более продуктивно, если учащиеся проявят инициативу.
Если задания 3 и 4 будут сделаны верно, то на мониторе появится следующая картинка.
И в заключение приведём притчевую миниатюру, которая даёт образную характеристику готическому и православному храмам.
Храмы в жизни людей
Давно уже было отмечено, что всемирно известные храмы напоминают жизнь лкщей, которые их создали.
Готический храм - резко, круто и стреловидно взмывает вверх, протыкая крутизну пространств, соревнуясь с облаками, почти без опор; стремясь титаническими усилиями взмыть, взлететь, оторваться от земли, преодолеть силу притяжения. Геометрическим символом готического храма можно считать равно-
бедренный треугольник, боковые стороны которого «устремлены в бесконечность».
Православный храм - приземист, связан с окружающей природой и символизирует скорее не прорыв, а плавное воспарение ввысь, укрытость благодатным покровом, здесь царит идея неторопливого молитвенного «горения к небесам». Геометрическим символом православного храма можно полагать «клубящуюся» линию, составленную из окружностей, и постепенно «воспаряющую ввысь».
Уже созданные, храмы незаметно, но вполне весомо влияют на мирочувствие и мировосприятие настоящих и будущих поколений людей.
Автор предлагает вниманию читателей сценарий интегрированного урока, в котором обсуждаются проблемы красоты с позиций биологической целесообразности; истории, изобразительного искусства, музыки; организуются размышления и обсуждения учащихся на тему: «Что же есть красота?»
Смелова Валентина Геннадьевна,
старший преподаватель кафедры развития образования ФГОУ АПК и ППРО г. Москва
Интегрированный урок-размышление «...НО ЧТО ЕСТЬ КРАСОТА?»
Можно ли считать красоту биологической целесообразностью?
Ключевые слова: красота, антропогенез, музыка, поэзия, изобразительное искусство
ЗАДАЧИ урока:
Заинтересовать учащихся данной проблемой; подвести к выводу о существовании красоты как объек-
тивной реальности и высшей степени целесообразности.
Развивать у детей целостное восприятие окружающего мира, формируя ценностно-смысловую компетентность учащихся
Воспитывать понимание прекрасного через общение с произведениями гениев музыки и живописи как посредников между Красотой и Обществом.
ОБОРУДОВАНИЕ:
• бюсты питекантропа и кроманьонца;
• картины: B.JI. Боровиковский «Портрет
М.И. Лопухиной»; Леонардо да Винчи «Джи-нерва ден Бенчи», «Джоконда»; Петер Пауль Рубенс «Портрет Сусанны Фурмент», Поль Деларош «Портрет Гениетты Зонтаг», И. Аргунов «Портрет калмычки Аннушки», фото негритянки;
• музыкальное оформление: М.И. Глинка «Вальс Фантазия»; Ф. Шуберт «Ave Maria»;
• ксерографии обобщённых женских портретов из работ Каца (на каждую парту).
ХОД УРОКА:
1. Подготовка к осознанному восприятию темы. Настрой
На доске: «Портрет М.И. Лопухиной». Звучит «Вальс фантазия». Учитель читает стихи A.C. Пушкина “Красавице”, обращаясь к портрету. (См. Приложение 1). Запись на доске темы урока.
2. Постановка проблемы
Учитель. Почему выбрана именно эта тема? Обсуждение темы учащимися. Высказывание предположений. Учитель подводит итог высказываниям, обобщая их по двум позициям:
а) волнует людей многие века;
б) возраст учащихся: 16-17 лет. Учитель напоминает учащимся произведения Г.-Х. Андерсена «Гадкий утёнок» и читает стихи Майи Румянцевой «Мальчишки, смотрите, вчерашние девочки...».
3. Организация дискуссии. Какая она, самая красивая?
Уточнение: На уроке будет рассмотрена только физическая красота женского лица, так как тема огромна, необъятна, а урок длится всего 45 мин.
4. Решение проблемы
4.А. История человечества.
На демонстрационный стол помещается бюст питекантропа. Следующее изложение учебного материала проходит в стихотворной форме (См. Приложение 2). Учитель останавливается на словах «Но можем ли сказать, что он прекрасен?» и задает вопрос классу: Красив ли он?
Учащиеся: нет
Учитель: Почему он кажется нам некрасивым? Учащиеся высказывают свое мнение: низкий лоб, впалые глаза, крупная нижняя челюсть, отсутствие подбородочного выступа
Учитель просит объяснить данное строение черепа питекантропа.
Учащиеся уточняют: малый объём головного мозга, грубая пища, неразвитая речь
Учитель переводит высказывания в стихотворный текст:
Лоб низок и надбровный валик Навис над впалыми глазами,
Массивна челюсть, скошена назад,
Не человек - полупримат.
Итак, мы вместе все решим Не называть его красивым?
Учитель, продолжая чтение стихотворения, помещает на демонстрационный стол рядом с бюстом питекантропа бюст кроманьонца и задает вопрос классу: Красив ли он?
Учащиеся. Красивее, чем питекантроп.
Учитель: Как вы думаете, почему?
Учащиеся высказываются, учитель подводит класс к выводу:
Красивыми кажутся те, кто к нам ближе исторически. (Запись вывода в тетради учащимися).
4.Б. Красота у разных народов.
Учитель размещает на доске три изображения последовательно: фото негритянки, репро-
дукции «Портрет калмычки Аннушки», «Портрет М.И.Лопухиной» и снова задает вопрос: Кто кажется нам красивее?
Учащиеся (как правило) М.И.Лопухина
Учитель: Почему?
Учащиеся высказываются. Учитель внимательно выслушивает всех и сообщает классу следующее.
Существуют разные эталоны красоты у разных народов. Живя в одном и том же месте, мы с детства наблюдаем одни и те же лица. Следовательно, наши эталоны красоты будут близкими или сходными. Если же нас поместить в другую антропологическую группу?
Учитель зачитывает отрывки из работ А. Хирна, Палласа, Хека.
Из работы А.Хирна. «Спросите любого североамериканского индейца, что такое красота, и он ответит: широкое плоское лицо, маленькие глаза, высокие скулы, три или четыре широких чёрных полосы на каждой щеке, низкий лоб, большой широкий подбородок, толстый крючковатый нос, жёлто-коричневая кожа и груди, висящие до пояса».
Из работы Палласа. «Северном Китае больше всего ценятся женщины так называемого маньчжурского типа, то есть с очень широким лицом, высокими скулами, очень широким носом и громадными ушами».
Из работы Хека. «Жители внутреннего Китая считают европейцев крайне безобразными за их белые лица и выдающиеся носы».
Следовательно, формируясь в изолированной популяции, индивидуальные эталоны включают в себя специфический антропологический тип, в результате чего между изолятами наблюдается такое различие в суждениях о привлекательности.
Формулировка и запись в тетради вывода: Красивыми кажутся те, кто находится рядом, если формирование индивида шло в изолированной популяции.
Учитель обращается к «Портрету калмычки Аннушки» и читает стихи A.C. Пушкина «Калмычка» (см. Приложение 3)
Формулировка проблемного вопроса:
Почему великого поэта, не раз воспевавшего лучших красавиц своего времени, привлекла «дикая краса» калмычки, человека из другой антропологической группы?
Учащиеся обсуждают, высказывают свое мнение. Учитель постепенно подводит класс к выводу о том, что
По мере того, как представители разных рас начинают жить рядом друг с другом, их эталоны красоты сближаются. Так что сегодня китаец из Гуанчжоу может вполне разделить мнение индейца из Виннипега о красоте русских девушек.
Запись в тетради вывода:
По мере того, как происходит сближение человеческих популяций, грани представления о красоте стираются.
Разрыв: Значит, нет эталона красоты?
4.В. Красота в разные времена.
Учитель размещает на доске три репродукции последовательно: «Джинерва ден Бенчи», «Портрет Сусанны Фурмент» , «Портрет М.И.Лопухиной». (Предыдущие репродукции убираются) и снова задает вопрос: Кто кажется нам красивее?
Учащиеся (как правило): М.И. Лопухина.
Учитель: Почему?
Учащиеся высказываются. Учитель внимательно выслушивает всех, подписывает под репродукциями век их создания (XV, XVII, XVIII) и сообщает классу следующее:
В разные времена существовали разные эталоны красоты. Одной из причин этого были разные условия жизни. Если мы вспомним картины художников раннего Возрождения, например, «Весну» Ботичел-ли, или представленный здесь портрет кисти великого Леонардо, то мы можем видеть, что художники той эпохи считали идеалом красоты рахитичных горожанок с их кривыми ногами, выпуклыми животами и редкими выпадающими волосами. Люди рождались и жили в грязных, темных, окруженных высокими крепостными стенами городах, куда почти не проникало солнце. «Гордые лбы виничанских мадонн» (лоб оголялся из-за выпадения волос) считались эталоном породы и даже здоровые селянки, выросшие на свежем воздухе специально выбривали себе лбы, чтобы соответствовать моде.
Но время шло, условия жизни улучшались, и вот на сцене появляется Питер Пауль Рубенс с его роскошными женщинами - символами полноты и пло-довитости.Действительно, ученые отмечают, что репродуктивная функция женщины напрямую зависит от количества подкожного жира, поскольку наши половые гормоны имеют стероидную природу. И если женщина злоупотребляет диетами, то, как правило, последствиями бывают нарушения менструального цикла и в более тяжелых случаях - неспособность выносить и родить здорового младенца.
А М.И. Лопухина представляет гармоничное сочетание изящества и форм.
Запись в тетради вывода: В разные времена существовали разные эталоны красоты.
Повторение разрыва: Значит, нет единого эталона красоты?
музыкальная пауза
4.Г. Биологическое формирование эталона красоты.
Рассказ учителя.
Кто нам кажется самым красивым в детстве? Мама. Почему? Мама - это тепло, доброта, молоко. Младенец с детства должен уметь различать своих (тепло, молоко) и чужих (замри). Поэтому портрет мамы с детства в закладывается в подсознании и является эталоном. Всех остальных младенец сравнивает с этим эталоном. В этологии (науке о поведении животных, основателями которых были Конрад Лоренц и Нико Тинберген) есть понятие импритинга - запе-чатление в подсознании только что вылупившегося цыпленка (утенка, гусенка и других животных) образа родителя как некоего движущегося объекта, появившегося в поле зрения новорожденного в первые 15 минут жизни. Таким «родителем» может оказаться даже случайно прокатившийся мимо резиновый мячик.
Применительно к человеку этологи используют термин импрессинг - неоднократное запечатление, связанное с удовольствием. «Мамино лицо - удовольствие». Причем вместо мамы может быть и папа и бабушка (у рано осиротевших детей) и даже дядя Вася.
Период первоначального накопления идеала продолжается до 4-5 месяцев. Индикатором эмоционального состояния младенца является улыбка. От 2 до
4 месяцев ребенок улыбается всем, с 4-5 - выделяет мать и знакомые лица. 5 месяцев - период начала социализации. С этого времени при появлении у колыбели незнакомого лица ребенок может нахмуриться и даже заплакать.
В возрасте полугода у детей есть уже некоторое представление о физической привлекательности. Был проведен опыт с 6-8 месячными малышами, которым показывали фотографии разных женщин. Младенцы чаще фиксировали взгляд или улыбались фотографиям женщин с темными большими глазами, губами, чистым лицом - все это следствие наложения «отпечатков» лиц близких в подсознании. Обобщенный портрет идеала.
Выбор брачного партнёра тоже связан с им-притингом. Изначально эталон привлекательности есть не что иное, как усреднённый образ матери и других близких родственников, а следовательно, образ генетически близкий самому хозяину эталона.
4.Д. Работа с ксерографиями.
Учитель предлагает учащимся ксерографии обобщённых женских портретов из работ Каца (см. Химия и жизнь, 1994, № 9, с. 11).
Учитель. Ученый Кац сделал фотографии нескольких десятков женщин различной внешности. Затем разделил негативы на две группы - астеничные женщины (худые) и пикнические (полные). В каждой группе отдельно он наложил негативы друг на друга и сделал обобщенный портрет. Вы его видите внизу.
Сравните два обобщенных портрета.
Учащиеся сразу обращают внимание, что портреты получились похожими друг на друга.
Обратите внимание, какие выразительные у обобщённого портрета глаза. Наложившиеся друг на друга изображения ресниц дали тёмные красивые обводы вокруг глаз. Мы видим тёмную, почти чёрную радужку.
Брови средней густоты, изгибаются плавно.
Кожа лица чистая. Это получилось вследствие того, что родинки, бородавки и другие неровности пропали в общей массе, разнонаправленные уклонения взаимно уравновесили друг друга.
Губы чётко очерченные, яркие.
Черты лица плавны, уравновешенны, гармоничны. Интересно, что мышцы лица выглядят расслабленными. Не заметно каких-либо напряжений - результат смазывания индивидуальных мимических особенностей. Возникает ощущение некоей безмятежности лица.
Какое известное творение напоминает усредненное изображение?
Учащиеся предлагают разные варианты, но, как правило, кто-то непременно догадывается, что учитель имеет в виду «Джоконду». Репродукция картины помещается на доску.
Действительно, есть в этом что-то от улыбки Джоконды. Не правда ли?
4. Е. Анатомическая целесообразность европейского типа красоты:
Учитель помещает на доску «Портрет Генриетты Зонтаг», раздает учащимся сетку таблицы «Анатомическая целесообразность европейского типа красоты», и предлагает всем вместе ее заполнить.
После обсуждения заполненная таблица выглядит следующим образом:
Таблица
Анатомическая целесообразность европейского типа красоты
Части лица Красивые Биологическая целесообразность
Брови Густые, неширокие Густые лучше защищают глаза от пота, неширокие не позволяют поселиться в них насекомым-паразитам
Ресни- цы Длинные, густые Лучше защищают глаза
Глаза Большие Чтобы лучше видеть
Нос Прямой, немаленький Лучший обогрев холодного воздуха зимой
Уши Средние Маленькие - плохо слышно, большие - быстро мерзнут зимой
Кожа лица Чистая, без прыщей Здоровая кожа - здоровый организм
И т.д.
Вывод: Красота биологически целесообразна.
Учитель. Эти чёрно-белые плоские фотографии -лишь модель эталона привлекательности.
Мы пока ещё мало знаем о механизме работы подсознания. Но те факты, которые стали достоянием научной общественности (воспоминания прошлых жизней, тончайшее восприятие и синтезирование аудиовизуальных образов) наводят на мысль, что предполагаемый эталон может иметь цвет, быть трёхмерным и даже динамичным. Он не имеет ни пола, ни возраста. Большинство людей кареглазые - таков и эталон, кожа чистая, розовая, бархатистая, вокруг глаз - особенно ближе к краям -тени цвета ресниц. Губы - тёмно-розового цвета (что воспроизводят женщины декоративной косметикой).
Как эталон работает? В подсознании конкретный образ накладывается на эталон и оценивается сумма отличий его от эталона. После чего у человека возникает эмоциональная реакция, которая тем ярче, чем меньше отличий. При почти полном совпадении человек впадает в экстаз или транс. Трансы - различные изменённые состояния сознания.
Пример - религиозный экстаз - сильное переживание какой-то картины при изменённом состоянии сознания. Люди лишь ощущают сияющий образ необыкновенной красоты (ни пола, ни возраста, ничего конкретного).
4.Ж. Подход И. Ефремова к проблеме. Роман “Лезвие бритвы”.
Выбор отрывков из романа и их трактовка - полностью на усмотрение учителя биологии, исходя из личного отношения к проблеме.
6. Вывод по уроку:
Красота есть нечто среднее - грань - лезвие бритвы - математический ноль.
7. Завершение урока. Звучит «Ave Maria». Учитель читает стихотворение Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка», заканчивая словами:
...А если так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Литература
1. Ефремов И. Лезвие бритвы. Роман - М.: Правда, 1988.
2. Чепкасов И.Л. О женской красоте - научно и благоговейно.// Химия и жизнь. - 1994. - № 9. - с. 9.
Приложение 1
A.C. Пушкин
КРАСАВИЦА
(В альбом Г****)
Всё в ней гармония, всё диво,
Всё выше мира и страстей;
Она покоится стыдливо В красе торжественной своей;
Она кругом себя взирает:
Ей нет соперниц, нет подруг;
Красавиц наших бледный круг В её сиянье исчезает.
Куда бы ты не поспешал,
Хоть на любовное свиданье,
Какое б в сердце не питал Ты сокровенное мечтанье, -Но, встретясь с ней, смущённый, ты Вдруг остановишься невольно,
Благоговея богомольно Перед святыней красоты.
(1832)
Приложение 2
B.Г. Смелова
Итак, продолжим мы урок.
Чтоб не испытывать терпенье,
Определяю сразу цель:
Займёмся с вами обобщеньем Всего известного теперь О красоте - проблеме века...
Напомню, может вы забыли?
Происхожденье Человека Недавно проходили?
Перенесёмся мы назад На тысяч пять веков подряд И поглядим, как спрыгнул Предок дикий с древа Сутулый, руки волоча,
Походкой шаткою несмело Сквозь заросли прошёл ворча
К ручью спустившись, он решил Напиться, но взглянув В воды открытой отраженье,
Он замер молча, без движенья,
И в голове его косматой Возник вопрос,
(Да, да, ребята,
Впервые может он, друзья,
Подумал вдруг)
Красив ли я?
Взгляните вы на лик собрата,
Воссозданный лишь по костям,
То метр Герасимов портрет полупримата Донёс нам вопреки векам И Грозного царя, и Тамерлана,
Изобретя методу без изъяна,
И питекантроп наш, вельможи,
Сей чести удостоен тоже.
Взгляните, лик его не безобразен,
Но можем ли сказать, что он прекрасен? Лоб низок и надбровный валик Навис над впалыми глазами,
Массивна челюсть, скошена назад,
Не человек - полупримат.
Итак, мы вместе все решим Не называть его красивым?
Но время шло и облик человека Менялся постепенно век от века Причина этого ясна как день:
То - каждодневный труд,
Никак не лень.
Трудясь, и думать он учился,
А потому и череп изменился,
Поднялся лоб, исчезли дуги,
Развилась речь, а с ней и подбородок Возник, чуть выступив вперёд. Смотрите-ка - теперь уже уродом Мы кроманьонца вряд ли назовём.
Но красота - как это относительно, Питекантроп, как то не поразительно, Красивым был собратьев для своих,
Для нас же - кроманьонец лишь красив.
Приложение 3
A.C. Пушкин
КАЛМЫЧКЕ
Прощай, любезная калмычка!
Чуть-чуть, назло моих затей,
Меня похвальная привычка Не увлекла среди степей Вслед за кибиткою твоей.
Твои глаза, конечно, узки,
И плосок нос, и лоб широк,
Ты не лепечешь по-французски,
Ты шёлком не сжимаешь ног,
По-английски пред самоваром Узором хлеба не крошишь,
Не восхищаешься Сен-Маром,
Слегка Шекспира не ценишь,
Не погружаешься в мечтанье,
Когда нет мысли в голове,
Не распеваешь: Ма dov е,
Галоп не прыгаешь в собранье...
Что нужды? - Ровно полчаса,
Пока коней мне запрягали,
Мне ум и сердце занимали Твой взор и дикая краса.
Друзья! не все ль одно и то же:
Забыться праздною душой В блестящей зале, в модной ложе Или в кибитке кочевой?
1829