Научная статья на тему 'ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ «НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ И ИНЖЕНЕРНАЯ ГЕОМЕТРИЯ, ИНЖЕНЕРНАЯ И КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА» ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ СИСТЕМНОГО ЗНАНИЯ'

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ «НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ И ИНЖЕНЕРНАЯ ГЕОМЕТРИЯ, ИНЖЕНЕРНАЯ И КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА» ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ СИСТЕМНОГО ЗНАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
начертательная геометрия / инженерная геометрия / инженерная графика / компьютерная графика / учебный модуль / SolidWorks / Autodesk Inventor / КOMPAS-3D / Solid Edge. / descriptive geometry / engineering geometry / engineering graphics / training module / Keywords descriptive geometry / SolidWorks / Autodesk Inventor / COMPAS-3D / Solid Edge.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Содикова Мунира Рустамбековна

в статье рассматриваются вопросы использования современных информационных технологий и применение любого САПР для освоения учебных модулей «Начертательная и инженерная геометрия», «Инженерная и компьютерная графика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Содикова Мунира Рустамбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATED TRAINING MODULE "DESIGN AND ENGINEERING GEOMETRY, ENGINEERING AND COMPUTER GRAPHICS" FOR OBTAINING SYSTEM KNOWLEDGE

the article discusses the use of modern information technologies and the use of any CAD for the development of educational modules "Descriptive and engineering geometry", "Engineering and computer graphics".

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ «НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ И ИНЖЕНЕРНАЯ ГЕОМЕТРИЯ, ИНЖЕНЕРНАЯ И КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА» ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ СИСТЕМНОГО ЗНАНИЯ»

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ «НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ И ИНЖЕНЕРНАЯ ГЕОМЕТРИЯ, ИНЖЕНЕРНАЯ И КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА» ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ СИСТЕМНОГО ЗНАНИЯ

Содикова М.Р.

Содикова Мунира Рустамбековна - доктор философии (PhD) по техническим наукам, доцент, кафедра машин и аппаратов пищевой промышленности - основ механики, факультет технологии производства

пищевых продуктов, Ташкентский химико-технологический институт, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы использования современных информационных технологий и применение любого САПР для освоения учебных модулей «Начертательная и инженерная геометрия», «Инженерная и компьютерная графика».

Ключевые слова: начертательная геометрия, инженерная геометрия, инженерная графика, компьютерная графика, учебный модуль, SolidWorks, Autodesk Inventor, KOMPAS-3D, Solid Edge.

INTEGRATED TRAINING MODULE "DESIGN AND ENGINEERING GEOMETRY, ENGINEERING AND COMPUTER GRAPHICS" FOR OBTAINING

SYSTEM KNOWLEDGE Sodikova M.R.

Sodikova Munira Rustambekovna - Doctor of Philosophy (PhD) in Technical Sciences, Associate

Professor,

DEPARTMENT OF MACHINES AND APPARATUSES OF THE FOOD INDUSTRY - FUNDAMENTALS OF MECHANICS,

FACULTY OF FOOD PRODUCTION TECHNOLOGY, TASHKENT INSTITUTE OF CHEMICAL TECHNOLOGY, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article discusses the use of modern information technologies and the use of any CAD for the development of educational modules "Descriptive and engineering geometry", "Engineering and computer graphics".

Keywords: descriptive geometry, engineering geometry, engineering graphics, training module, Keywords descriptive geometry, SolidWorks, Autodesk Inventor, COMPAS-3D, Solid Edge.

УДК378.147:514.18:004.92: 004.925.8

С каждым годом непрерывно увеличивается объем и изменяется содержание знаний, умений и навыков, которыми должны владеть современные специалисты, в том числе и технических направлений.

Во всех сферах образования ведутся поиски способов интенсификации и быстрой модернизации системы подготовки, повышения качества обучения с использованием инновационных (компьютерных) технологии учебного назначения. Применение компьютерных технологий в учебном процессе дает возможность применения в педагогической практике инновационных подходов, позволяющие интенсифицировать учебный процесс, реализовывать идеи развивающего обучения. Возможности компьютерных технологий как инструмента человеческой деятельности и принципиально нового средства обучения привели к появлению новых методов и организационных форм обучения.

Рассматриваемый учебный модуль состоит из четырех структурно и методически согласованных разделов: «Начертательная и инженерная геометрия», «Инженерная и компьютерная графика».

Начертательная геометрия является теоретической основой построения эскизных и технических чертежей, представляющих собой графические модели конкретных инженерных изделий. Способствует развитию пространственного представления воображения, конструктивно - геометрического мышления, способностей к анализу и синтезу пространственных форм и их отношений на основе чертежей конкретных объектов.

Инженерная геометрия одна из составляющих начальную стадию инженерной подготовки, оперирующую метрически определенными функциональными прообразами совокупностей геометрических поверхностей, образами деталей и сборочных единиц технических объектов, их соответствующими моделями и различными отображениями.

Инженерная графика - вторая составляющая часть изучаемого модуля, основная цель которой формирование первичных навыков по графическому отображению технических идей с помощью чертежа, а также понимания по чертежу конструкции технического изделия и принципа действия

изображаемого объекта, подготовке к проектно- конструкторской деятельности в сфере современных высокоэффективных систем и технологий

Компьютерная графика - одна из составляющих последовательной инновационной стадии инженерной подготовки и является продолжением развития первичных навыков инженерного проектирования, используя средства компьютерной графики, в нем изучаются наиболее широко известными системами автоматизированного проектирования и приобретаются навыки выполнения двух и трёхмерных чертежей. Знание основ компьютерной графики сейчас необходимо инженеру-технологу. Конечным результатом применения средств компьютерной графики является изображение, модель или чертеж, которое может использоваться для различных целей.

Предлагаемый модуль в системе инженерной подготовки в области геометрии и графики в условиях повсеместного перехода на инновационные компьютерные технологии, как профессиональной деятельности, так и деятельности обучения, требует консолидации усилий ведущих педагогов общеобразовательных и специализированных кафедр, успешно внедряющих новые информационные технологии в образование.

Для внедрения предлагаемого модуля с учетом подготовки высококвалифицированных кадров инженеров-технологов необходимо в первую очередь оценить состояния и уровень учебного процесса и научно-методической работы, по рассматриваемым дисциплинам определив, проблемы и выдвинуть конструктивные предложения, основными из которых на сегодняшний день являются:

> несоответствие норм часовой нагрузки для преподавателей уровень, которого не должен превышать 700-800 ч., с учетом часов на проведение контрольных работ, промежуточного контроля и проверки самостоятельных работ;

> сделать обязательным деление группы на две подгруппы численностью не более 12 часов для глубокого освоения материала;

> ограничить лекционные потоки студентов до 50 человек;

> совершенствовать методики преподавания графических дисциплин в техническом вузе;

> обязательно внедрить компьютерные технологии в обучении дисциплин рассматриваемого модуля и внести соответствующие изменения в образовательные программы;

> искоренить традиционный метод обучения и привлечь профессиональных, талантливых и способных преподавателей, умеющих не только доступно изложить изучаемый материал, но и навыков качественного, поэтапного выполнения чертежей используя компьютерные технологии;

> создать компьютерные центры, оснащенные современными компьютерами и необходимыми программными продуктами для преподавания дисциплин инженерной подготовки, в том числе дисциплин интегрированного учебного модуля (основы геометрии и графики, технологии, расчёт и конструирования оборудования и др.);

> дать возможность студенту (обучающемуся) выбора для обучения любую систему автоматизированного проектирования (САПР) SolidWorks, Autodesk Inventor, KOMPAS-3D, ADEM CAD/CAPP/CAMM, Solid Edge и другие;

> необходимо адаптироваться к новым условиям преподавания и создать новый контент.

В целом использование современных информационных технологий и применение любого САПР для освоения учебного материала, активизирует процесс преподавания предлагаемого интегрированного учебного модуля. Повышает интерес студентов (обучающихся) к моделированию, эффективность и качество обучения, а также заложить прочные, глубокие знания учебного материала и практических навыков, которые необходимы для инженеров, инженеров-технологов и специалистов других технических специальностей.

Список литературы /References

1. Егорова Г.Н., Сабаев И.В., Кислякова Т.В. Модульно-рейтинговая система обучения инженерной графике // Инновационные процессы в высшей школе: Материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. Краснодар: КГТУ, 2001. С. 155-156.

2. Егорова Г.Н., Щевелева Г.М. Модульно-рейтинговая технология обучения инженерной графике как прогрессивная форма оценки качества знаний и формирования творческих умений студентов технического вуза // Наука и практика. Диалоги нового века: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. Наб. Челны: КГПИ, 2003. Ч. II. С. 235-237.

3. Бушмакина Т.В. Авторская технология конструирования содержания профессионального обучения как основа анализа УМК дисциплины «Начертательная геометрия и инженерная графика» / Т.В. Бушмакина // Технические университеты: интеграции с европейскими и мировыми системами образования: материалы V междунар. конф. В 3 т. Т. 1. Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2012. С. 335-339.

4. Дульчаева И.Л. Модульно-рейтинговая технология обучения как средство решения проблемы технологического образования в вузе / И.Л. Дульчаева, Б.Б. Нимаев // Непрерывное технологическое

образование в условиях инновационного развития России: материалы всероссийской научно-практической конференции (Москва, 1-3 февраля 2010 г.). Москва, 2010. С. 252-254.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.