ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ «НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ И ИНЖЕНЕРНАЯ ГЕОМЕТРИЯ, ИНЖЕНЕРНАЯ И КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА» ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ СИСТЕМНОГО ЗНАНИЯ
Содикова М.Р.
Содикова Мунира Рустамбековна - доктор философии (PhD) по техническим наукам, доцент, кафедра машин и аппаратов пищевой промышленности - основ механики, факультет технологии производства
пищевых продуктов, Ташкентский химико-технологический институт, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы использования современных информационных технологий и применение любого САПР для освоения учебных модулей «Начертательная и инженерная геометрия», «Инженерная и компьютерная графика».
Ключевые слова: начертательная геометрия, инженерная геометрия, инженерная графика, компьютерная графика, учебный модуль, SolidWorks, Autodesk Inventor, KOMPAS-3D, Solid Edge.
INTEGRATED TRAINING MODULE "DESIGN AND ENGINEERING GEOMETRY, ENGINEERING AND COMPUTER GRAPHICS" FOR OBTAINING
SYSTEM KNOWLEDGE Sodikova M.R.
Sodikova Munira Rustambekovna - Doctor of Philosophy (PhD) in Technical Sciences, Associate
Professor,
DEPARTMENT OF MACHINES AND APPARATUSES OF THE FOOD INDUSTRY - FUNDAMENTALS OF MECHANICS,
FACULTY OF FOOD PRODUCTION TECHNOLOGY, TASHKENT INSTITUTE OF CHEMICAL TECHNOLOGY, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article discusses the use of modern information technologies and the use of any CAD for the development of educational modules "Descriptive and engineering geometry", "Engineering and computer graphics".
Keywords: descriptive geometry, engineering geometry, engineering graphics, training module, Keywords descriptive geometry, SolidWorks, Autodesk Inventor, COMPAS-3D, Solid Edge.
УДК378.147:514.18:004.92: 004.925.8
С каждым годом непрерывно увеличивается объем и изменяется содержание знаний, умений и навыков, которыми должны владеть современные специалисты, в том числе и технических направлений.
Во всех сферах образования ведутся поиски способов интенсификации и быстрой модернизации системы подготовки, повышения качества обучения с использованием инновационных (компьютерных) технологии учебного назначения. Применение компьютерных технологий в учебном процессе дает возможность применения в педагогической практике инновационных подходов, позволяющие интенсифицировать учебный процесс, реализовывать идеи развивающего обучения. Возможности компьютерных технологий как инструмента человеческой деятельности и принципиально нового средства обучения привели к появлению новых методов и организационных форм обучения.
Рассматриваемый учебный модуль состоит из четырех структурно и методически согласованных разделов: «Начертательная и инженерная геометрия», «Инженерная и компьютерная графика».
Начертательная геометрия является теоретической основой построения эскизных и технических чертежей, представляющих собой графические модели конкретных инженерных изделий. Способствует развитию пространственного представления воображения, конструктивно - геометрического мышления, способностей к анализу и синтезу пространственных форм и их отношений на основе чертежей конкретных объектов.
Инженерная геометрия одна из составляющих начальную стадию инженерной подготовки, оперирующую метрически определенными функциональными прообразами совокупностей геометрических поверхностей, образами деталей и сборочных единиц технических объектов, их соответствующими моделями и различными отображениями.
Инженерная графика - вторая составляющая часть изучаемого модуля, основная цель которой формирование первичных навыков по графическому отображению технических идей с помощью чертежа, а также понимания по чертежу конструкции технического изделия и принципа действия
изображаемого объекта, подготовке к проектно- конструкторской деятельности в сфере современных высокоэффективных систем и технологий
Компьютерная графика - одна из составляющих последовательной инновационной стадии инженерной подготовки и является продолжением развития первичных навыков инженерного проектирования, используя средства компьютерной графики, в нем изучаются наиболее широко известными системами автоматизированного проектирования и приобретаются навыки выполнения двух и трёхмерных чертежей. Знание основ компьютерной графики сейчас необходимо инженеру-технологу. Конечным результатом применения средств компьютерной графики является изображение, модель или чертеж, которое может использоваться для различных целей.
Предлагаемый модуль в системе инженерной подготовки в области геометрии и графики в условиях повсеместного перехода на инновационные компьютерные технологии, как профессиональной деятельности, так и деятельности обучения, требует консолидации усилий ведущих педагогов общеобразовательных и специализированных кафедр, успешно внедряющих новые информационные технологии в образование.
Для внедрения предлагаемого модуля с учетом подготовки высококвалифицированных кадров инженеров-технологов необходимо в первую очередь оценить состояния и уровень учебного процесса и научно-методической работы, по рассматриваемым дисциплинам определив, проблемы и выдвинуть конструктивные предложения, основными из которых на сегодняшний день являются:
> несоответствие норм часовой нагрузки для преподавателей уровень, которого не должен превышать 700-800 ч., с учетом часов на проведение контрольных работ, промежуточного контроля и проверки самостоятельных работ;
> сделать обязательным деление группы на две подгруппы численностью не более 12 часов для глубокого освоения материала;
> ограничить лекционные потоки студентов до 50 человек;
> совершенствовать методики преподавания графических дисциплин в техническом вузе;
> обязательно внедрить компьютерные технологии в обучении дисциплин рассматриваемого модуля и внести соответствующие изменения в образовательные программы;
> искоренить традиционный метод обучения и привлечь профессиональных, талантливых и способных преподавателей, умеющих не только доступно изложить изучаемый материал, но и навыков качественного, поэтапного выполнения чертежей используя компьютерные технологии;
> создать компьютерные центры, оснащенные современными компьютерами и необходимыми программными продуктами для преподавания дисциплин инженерной подготовки, в том числе дисциплин интегрированного учебного модуля (основы геометрии и графики, технологии, расчёт и конструирования оборудования и др.);
> дать возможность студенту (обучающемуся) выбора для обучения любую систему автоматизированного проектирования (САПР) SolidWorks, Autodesk Inventor, KOMPAS-3D, ADEM CAD/CAPP/CAMM, Solid Edge и другие;
> необходимо адаптироваться к новым условиям преподавания и создать новый контент.
В целом использование современных информационных технологий и применение любого САПР для освоения учебного материала, активизирует процесс преподавания предлагаемого интегрированного учебного модуля. Повышает интерес студентов (обучающихся) к моделированию, эффективность и качество обучения, а также заложить прочные, глубокие знания учебного материала и практических навыков, которые необходимы для инженеров, инженеров-технологов и специалистов других технических специальностей.
Список литературы /References
1. Егорова Г.Н., Сабаев И.В., Кислякова Т.В. Модульно-рейтинговая система обучения инженерной графике // Инновационные процессы в высшей школе: Материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. Краснодар: КГТУ, 2001. С. 155-156.
2. Егорова Г.Н., Щевелева Г.М. Модульно-рейтинговая технология обучения инженерной графике как прогрессивная форма оценки качества знаний и формирования творческих умений студентов технического вуза // Наука и практика. Диалоги нового века: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. Наб. Челны: КГПИ, 2003. Ч. II. С. 235-237.
3. Бушмакина Т.В. Авторская технология конструирования содержания профессионального обучения как основа анализа УМК дисциплины «Начертательная геометрия и инженерная графика» / Т.В. Бушмакина // Технические университеты: интеграции с европейскими и мировыми системами образования: материалы V междунар. конф. В 3 т. Т. 1. Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2012. С. 335-339.
4. Дульчаева И.Л. Модульно-рейтинговая технология обучения как средство решения проблемы технологического образования в вузе / И.Л. Дульчаева, Б.Б. Нимаев // Непрерывное технологическое
образование в условиях инновационного развития России: материалы всероссийской научно-практической конференции (Москва, 1-3 февраля 2010 г.). Москва, 2010. С. 252-254.