Научная статья на тему 'ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА'

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интегрированный подход / управление регионом / количественные методы / качественные методы / цифровизация / социальные сети / социальные медиа / integrated approach / regional management / quantitative methods / quali-tative methods / digitalization / social networks / social media

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шеманаев Петр Анатольевич

Цель статьи – обоснование применения интегрированного подхода к оценке эффективности управления регионом в условиях цифровизации общества. С опорой на теоретические разработки и социальную практику был проведен сравнительный анализ подходов для определения перспективных направлений включения и использования методик оценивания. В основе выводов и положений, представленных в статье, – результаты анализа формализованных методик проведения оценки эффективности управления регионом. Работа показывает, что существующие подходы и методы можно разделить на три обособленных класса по источникам получения первичной информации: статистические данные, результаты опросов общественного мнения, анализ информации, размещенной в сети Интернет. Оценка эффективности управления регионами является актуальной задачей в существующих реалиях. Сегодня применяется комплекс разнообразных методов оценки эффективности управления регионом, опирающихся на различные источники информации. Однако в условиях цифровизации общества и активного использования социальных медиа и социальных сетей требуется их включение в общую систему оценки управления регионом для получения более объективной и оперативной информации. Следовательно, приоритетной задачей сегодня вы-ступает методологическое обоснование и практическое использование интегрированного подхода оценки эффективности управления регионом. В результате исследования автор аргументирует целесообразность интеграции результатов анализа данных социальных сетей и публикаций социальных медиа с методиками, использующими в качестве исходных данных статистические показатели и результаты проведения социологических исследований. Использование интегрированных методов оценки управления регионом в условиях цифровизации общества, включающее синтез количественных и качественных методов, позволит получить наиболее достоверную, актуальную, оперативную и полную информацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шеманаев Петр Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN INTEGRATED APPROACH TO ASSESSING THE EFFICIENCY OF REGIONAL MANAGEMENT IN THE CONDITIONS OF SOCIETY DIGITALIZATION

The purpose of the article is to substantiate the use of an integrated approach to assessing the efficiency of regional management in the context of digitalization of society. Based on theoretical developments and social practice, a comparative analysis of approaches was carried out to determine promising areas for the inclusion and use of assessment methods. The conclusions and provisions presented in the article are based on the results of an analysis of formalized methods for assessing the efficiency of regional management. The work shows that existing approaches and methods can be divided into three separate classes according to the sources of primary information: statistical data, results of public opinion polls, analysis of information posted on the Internet. Assessing the efficiency of regional management is an urgent task in the current realities. Today, a complex of various methods is used to assess the efficiency of regional management, based on various sources of information. However, in the context of the digitalization of society and the active use of social media and social networks, their inclusion in the general system for assessing regional management is required to obtain more objective and timely information. Consequently, the priority task today is the methodological justification and practical use of an integrated approach to assessing the efficiency of regional manage-ment. As a result of the study, the author argues for the feasibility of integrating the results of analyzing data from social networks and social media publications with methods that use statistical indicators and the results of sociological research as initial data. The use of integrated methods for assessing a region in the context of digitalization of society, including a synthesis of quantitative and qualitative methods, will allow us to obtain the most reliable, relevant and complete information.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА»

УДК 316.422.42 DOI: 10.22394/2071-2367-2023-18-4-116-137

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

ШЕМАНАЕВ Петр Анатольевич, аспирант кафедры социологии и социальных технологий Среднерусского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, адрес: 302028, Россия, г. Орел,ул. Октябрьская, д. 12, e-mail: chyvimas13@gmail.com

Аннотация. Цель статьи - обоснование применения интегрированного подхода к оценке эффективности управления регионом в условиях цифровизации общества. С опорой на теоретические разработки и социальную практику был проведен сравнительный анализ подходов для определения перспективных направлений включения и использования методик оценивания. В основе выводов и положений, представленных в статье, - результаты анализа формализованных методик проведения оценки эффективностиуправления регионом. Работа показывает, что существующие подходы и методы можно разделить на три обособленных класса по источникам получения первичной информации: статистические данные, результаты опросов общественного мнения, анализ информации, размещенной в сети Интернет. Оценка эффективностиуправления регионами является актуальной задачей в существующих реалиях. Сегодня применяется комплекс разнообразных методов оценки эффективности управления регионом, опирающихся на различные источники информации. Однако в условиях цифровизации общества и активного использования социальных медиа и социальных сетей требуется их включение в общую систему оценки управления регионом для получения более объективной и оперативной информации. Следовательно, приоритетной задачей сегодня выступает методологическое обоснование и практическое использование интегрированного подхода оценки эффективностиуправления регионом. В результате исследования автор аргументирует целесообразность интеграции результатов анализа данных социальных сетей и публикаций социальных медиа с методиками, использующими в качестве исходных данных статистические показатели и результаты проведения социологических исследований. Использование интегрированных методов оценки управления регионом в условиях цифровизации общества, включающее синтез количественных и качественных методов, позволит получить наиболее достоверную, актуальную, оперативную и полную информацию.

Ключевые слова: интегрированный подход,управление регионом, количественные методы, качественные методы, цифровизация, социальные сети, социальные медиа.

Цит.: Шеманаев П.А. Интегрированный подход оценки эффективности управления регионом в условиях цифровизации общества // Среднерусский вестник общественных наук. - 2023. -Том 18. - № 4. - С. 116-137.

AN INTEGRA TED APPROACH TO ASSESSING THE EFFICIENCY OF REGIONAL MANAGEMENT IN THE CONDITIONS OF SOCIETYDIGITALIZATION

SHEMANAEV P. A., Postgraduate Student of the Department of Sociology and Social Technologies, Central Russian Institute of Management -branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: chyvi-mas13@gmail.com

Abstract. The purpose of the article is to substantiate the use of an integrated approach to assessing the efficiency of regional management in the context of digitalization of society. Based on theoretical developments and social practice, a comparative analysis of approaches was carried out to determine promising areas for the inclusion and use of assessment methods. The conclusions and provisions presented in the article are based on the results of an analysis of formalized methods for assessing the efficiency of regional management. The work shows that existing approaches and methods can be divided into three separate classes according to the sources of primary information: statistical data, results of public opinion polls, analysis of information posted on the Internet. Assessing the efficiency of regional management is an urgent task in the current realities. Today, a complex of various methods is used to assess the efficiency of regional management, based on various sources of information. However, in the context of the digitalization of society and the active use of social media and social networks, their inclusion in the general system for assessing regional management is required to obtain more objective and timely information. Consequently, the priority task today is the methodological justification and practical use of an integrated approach to assessing the efficiency of regional management. As a result of the study, the author argues for the feasibility of integrating the results of analyzing data from social networks and social media publications with methods that use statistical indicators and the results of sociological research as initial data. The use of integrated methods for assessing a region in the context of digitalization of society, including a synthesis of quantitative and qualitative methods, will allow us to obtain the most reliable, relevant and complete information.

Keywords: integrated approach, regional management, quantitative methods, qualitative methods, digitalization, social networks, social media.

For citations: Shemanaev, P. A. (2023) An integrated approach to assessing the efficiency of regional management in the conditions of society digitalization // Central Russian Journal of Social Sciences. -Volume 18, Issue 4. - P.116-137.

ВВЕДЕНИЕ

Динамично изменяющаяся ситуация, новые вызовы, задачи и потребности социума и государства, формирующие действительность регионов, предопределяют развитие процесса государственного управления. Исходя из этого, как в научном, так и в управленческом сообществе рассматривается тезис об оценке эффективности управления регионами Российской Федерации посредством различных концепций и методов.

Процесс оценки эффективности управления регионами справедливо попадает в область интересов ученых различных отраслей науки. Одной из отраслей науки, рассматривающей данный процесс, является социология. При этом социологи рассматривают оценивание эффективности управления с различных сторон.

Исходя из этого, цель исследования - проведение анализа методик оценивания эффективности управления регионом в условиях цифрови-зации общества.

В рамках решения этой задачи раскрыты содержание и сущность понятия оценки эффективности управления регионом, а также проведена классификация подходов к оцениванию эффективности управления регионом.

В рамках статьи в качестве объекта исследования мы рассматриваем процесс оценивания эффективности управления.

В свою очередь, под предметом исследования мы подразумеваем подходы, методики и методы, используемые различными социальными институтами для оценивания эффективности управления регионом.

Для уточнения предмета исследования необходимо определиться, что под методом понимается основной способ сбора, обработки или анализа данных [18], а под методикой, в свою очередь, - совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь [18].

У российских исследователей выделяется несколько подходов к оценке эффективности регионального управления. Ряд исследователей аналогично иностранным коллегам связывают эффективность управления регионом с эффективностью регионального развития с помощью индексов и показателей. К этому числу ученых относятся Т. С. Вертинская, Н. В. Климова. Помимо этого, существует подход, представленный А. Н. Борисовой, согласно которому оценка производится на основе анализа веб-пространства [1]. Также В. В. Зотов и А. В. Губанов предлагают выбрать оценку деятельности государственных служащих в социальных сетях элементом комплексной оценки эффективности, что может быть применено к оценке деятельности руководителей субъектов РФ, а также

представителей региональных органов исполнительной власти.

Данная проблема актуальна не только на территории Российской Федерации, поэтому вопросом оценки эффективности регионального управления занимается множество зарубежных исследователей. Так, с точки зрения оценки эффективности путем анализа отдельных или сгруппированных показателей стоит отметить работы В. Харлеса и Г. Ди-аза, которые при помощи данных показателей оценивают развитие экономики региона, работу органов государственной власти, предприятий и организаций, региональную инфраструктуру и общество. С другой стороны, ^ Славова [16] оценивает регион с экономической точки зрения, используя для этого порядка 16 (шестнадцати) показателей, связанных с экономической ситуацией в регионе, которые имеют непосредственное влияние на остальные сферы жизни населения региона. Также ряд китайских исследователей использует такие показатели, как застроенная площадь земельных участков, объём инвестиций в основной капитал, средний уровень заработной платы, для оценки эффективности уровня урбанизации городов, что имеет взаимосвязь с оценкой эффективности развития региона. Другие европейские ученые, к которым относится И. Ленгел, применяют для сравнительного анализа эффективности регионального управления трехфакторную модель Хиггинса и Томпсона, содержащую ряд макроэкономических показателей, определяющих уровень развития региона в области благосостояния населения [15].

Отдельным направлением, которое привлекает всё большее количество исследователей, является интеграция информационных технологий в процесс публичного и приватного взаимодействия между государством и обществом. К ведущим исследователям в данной области относится В. В. Зотов, предлагающий рассматривать возможность использования общественно-профессиональной экспертизы, под которой понимается человекоразмерное рассмотрение и критическая оценка представителями заинтересованных сторон всех доступных источников информации по общественно значимым проблемам в социально-экономической и общественно-политической жизни территорий для повышения обоснованности принятия решений с использованием экспертных методов [5].

В целом оценка эффективности управления регионом представляет самостоятельную область государственного управления, в которой могут рассматриваться различные методы, концепции и подходы, направленные на исследование состояния социально-экономического и общественно-политического климата в регионах.

Следовательно, в наиболее общем виде целью оценивания эффективности управления регионом является обобщение его итогов через анализ работы глав субъектов Российской Федерации, деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом экономических и социальных ресурсов регионов.

Отметим, что в стратегическом плане федеральные органы государственной власти заинтересованы в формировании робастной системы оценивания эффективности регионов для выстраивания качественной региональной системы органов исполнительной власти.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Эмпирической основой данной работы выбраны методики оценки эффективности управления регионами, распространенные на территории Российской Федерации. В качестве метода исследования выбран анализ документов. Кроме того, была проведена классификация методов, рассматриваемых в данном исследовании.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Государство динамично развивается только в условиях эффективной системы управления. С учетом сложности существующей на данный момент социально-экономической и общественно-политической ситуации необходимость в эффективности управления государством возрастает многократно. Под оценкой в общем виде понимается процесс, генерирующий траекторию поведения управляемой системы с использованием различных типов воздействий, которые отталкиваются от субъектов управления. Исходя из рассматриваемого масштаба системы управления регионом, мы понимаем, что лицами, принимающими решения, будут являться глава региона и руководители региональных органов исполнительной власти.

Управление системой содержит ряд задач, решаемых непосредственно в процессе управления социальной системой:

1. Задача целеполагания подразумевает указание на целевое состояние социальной системы. В ситуации управления регионом под этим понимается достижение определенного уровня развития социальной и экономической инфраструктуры региона, социально-экономических индексов населения региона, а также заданного уровня удовлетворения работой региональных органов государственной власти со стороны населения региона.

2. Задача стабилизации - удержание социальной системы на существующем уровне в неблагоприятных условиях развития внешних или внутренних факторов и воздействиях. При возникновении социально-экономического кризиса или иной чрезвычайной ситуации в регионе

или государстве от руководителя региона, а также от высших должностных лиц ожидается умелое управление всеми субъектами, которое бы минимизировало ущерб и неудобства населению региона в условиях ограниченности имеющихся ресурсов.

3. Задача исполнения программ по развитию социальных инициатив заключается в процессе приведения системы в целевое состояние в условиях прогнозируемого количества ресурсов. Под данной задачей в управлении такой социальной структурой, как регион, понимается развитие социально-экономической инфраструктуры для обеспечения комфортных условий проживания для жителей региона.

Кроме того, детерминированность обосновывается наличием формализованных норм по обеспечению населения теми или иными социальными объектами.

4. Задача слежения подразумевает под собой поддержку системы управления в заданном векторе развития с учетом того, что неизвестно наличие и изменение величин доступных к использованию ресурсов управления. Данная задача в социальных системах характерна для определения отношения граждан к тем или иным социально-экономическим и общественно-политическим событиям, происходящим в регионе, поскольку приближение социальной системы к требуемому состоянию по одному из направлений деятельности часто приводит к снижению электоральной поддержки в другом направлении работы региональных органов государственной власти.

5. Задача оптимизации предполагает поддержку системы в требуемом состоянии или же преобразование системы в соответствии с целевыми показателями в условиях заданных ограниченных ресурсов.

Весь этот комплекс задач решают глава региона и руководители региональных органов исполнительной власти, причем должны решать эффективно.

Эффективность - характеристика, которая оценивает результаты управления, в рамках которой генерируется и расходуется потенциал, позволяющий обеспечить качественное изменение различных элементов общества - от гражданина до государства. Виды и уровни эффективности процесса управления требуют подробного документирования для разработки репрезентативных и формализованных методов их применения. Поэтому целесообразно использовать типологию оценки эффективности, представленную ниже, через призму качества жизни населения:

- производственная эффективность, содержащаяся в процессе генерации продуктов потребления различного типа, которые предна-

значены для поддержки и развития процесса жизнеобеспечения общества;

- экономическая эффективность, которая охватывает стадии производства, распределения и обмена и возникает в момент, когда продукт оказывается у потребителя и свершился акт продажи-покупки;

- социальная эффективность показывает общий эффект реализации этапов процесса воспроизведения, демонстрирующих полезность данных элементов производства и распределения ресурсов для общества, особенно материальных, духовных и социальных благ, предоставляемых обществу.

Для определения эффективности регионального управления необходимо проведение постоянного мониторинга состояния системы и динамики ее изменения. С целью мониторинга и оценки эффективности были разработаны различные методы и подходы к оценке управления регионом, которые претерпевают изменения и совершенствуются с развитием общества и различных социальных институтов. Учитывая динамичность существующей действительности, которая сопровождается скоротечными изменениями экономических и социальных вызовов для представителей органов государственной власти, в том числе региональной, для оценки эффективности управления целесообразно использовать адаптивные методы, с помощью которых возможно получить оперативную обратную связь и оценить наиболее острые проблемы в управлении регионом.

В связи с этим был проведен анализ методов оценки эффективности управления главами регионов территориальными единицами Российской Федерации, учитывая цифровизацию общества.

Рассматривая подходы и методы к оцениванию эффективности управления регионом, мы разделили их на несколько классов исходя из источников первичных социологических данных (рис. 1).

Изучая первый класс методов, мы наблюдаем, что исследователи берут в основу своих оценок показатели социально-экономического и общественно-политического развития регионов. В большинстве своем они группируют эти показатели по социальным областям, таким как здравоохранение, развитие ЖКХ и инфраструктуры, культура, спорт, образование и некоторые другие. В качестве источников данных в зависимости от социальных институтов, занимающихся исследованиями, выступают данные, предоставляемые Росстатом, и данные, передаваемые региональными органами исполнительной власти в про-

фильные федеральные органы исполнительной власти согласно регламентам их деятельности.

Рисунок 1 - Классификация подходов исходя из источников первичных социологических данных

Figure 1 - Classification of approaches based on sources of primary sociological data

Для определения показателей используются методы математической статистики, когда, согласно формализованным методикам, выявляются целевые показатели, по достижении которых определяется эффективность управления регионом.

Второй рассматриваемый класс методов оценивания эффективности регионального управления основан на изучении результатов социологических исследований отношения населения к деятельности руководителей субъектов регионов. Его, в свою очередь, можно разделить на два подкласса в зависимости от методов проведения социологического исследования (рис. 2).

Рисунок 2 - Классификация методов, основанных на опросах общественного мнения

Figure 2 - Classification of methods based on public opinion polls

Первый подкласс берет за основу опрос населения в рамках классического социологического опроса, в котором формируется репрезентативная выборка жителей региона, анкета, содержащая вопросы, которые позволяют отобразить удовлетворенность населения действующей региональной властью (примеры рейтингов общественного мнения на основе социологических опросов). Данные опросы могут проводиться как в формате живого интервьюирования, так и с использованием телефонных опросов, а также различных специализированных порталов для проведения социологических исследований, когда анкета социологического опроса представляется в форме web-страницы. Особое внимание на проведение социологических исследований с использованием опросов населения обращают структуры центров управления регионами, которые проводят подготовку аналитических материалов по проблемам регионов в их социальной жизни.

Помимо социологических опросов, к данному подклассу методов относится работа с фокус-группами. Данный метод берет за основу предположение, что отношение к объекту обсуждения генерируется в процессе взаимодействия членов фокус-группы, проявляясь случайно, с учетом личной реакции, а в итоге демонстрирует массовое сознание. В современных условиях метод фокус-групп можно разделить на два типа по способу проведения: традиционные фокус-группы, которые проходят при вербальном контакте участников беседы и модератора обычно в специально подготовленных помещениях, оснащенных аудио-, видеофиксацией для стенографирования материалов и последующего анализа, и онлайн-фокус-группы. К преимуществам вторых можно отнести следующее: при проведении онлайн-исследования легче организовывать участие труднодоступных категорий респондентов; возможность подержания дискуссии в процессе обсуждения, когда это удобно участнику фокус-группы; упрощение процесса модерирования беседы; анонимность, связанная с отсутствием личного контакта участников между собой.

Метод фокус-групп применяется для оценки ситуации по общественно значимым проблемам регионов. Так, Н. В. Костюк, А. С. Тельма-нова, А. О. Гольская в своем исследовании изучают социа-льно-культур-ные потребности жителей Кемеровской области. Помимо этого, А. Р. За-лаев и его коллеги с помощью метода фокус-групп рассматривали проблемы региональной системы здравоохранения в Республике Татарстан в период пандемии COVID-19. В ходе исследования были определены проблемы региональной системы здравоохранения, а также перспективы развития.

Во втором подклассе используются методы экспертных опросов, в которых участвуют заранее отобранные эксперты, компетентные в понимании процессов, проходящих в регионах в различных сферах. К таким методам относится рейтинг, представляемый коммуникационным холдингом «Минченко консалтинг», в котором эксперты оценивают уровень экономической привлекательности регионов, качество политического менеджмента, позиционирование главы региона, конфликты главы региона на федеральном и региональном уровнях, проведение и генерацию крупных инвестиционных проектов и мероприятий [9]. Также к данному подклассу относится «Национальный рейтинг», проводимый центром информационных коммуникаций «Рейтинг», результаты которого получены на основании заочного анкетирования, заочных и очных опросов представителей экспертного сообщества [10].

В то же время ряд исследователей указывают на проблему объективности экспертно-консультативных органов в связи с административной формой привлечения участников к формированию своих мнений. Для исправления существующей проблемы предлагается переход к новому типу экспертно-аналитической деятельности, где к процессу оценки будут привлекаться представители заинтересованных сторон.

Рассматривая проблематику оценивания эффективности управления регионом, авторы приходят к выводу, что одной из главных заинтересованных в повышении качества принимаемых решений сторон является население регионов.

В свою очередь, для формирования площадок для сбора оценочного мнения по общественно значимым проблемам регионов в условиях цифровизации общества целесообразно использование сетевых площадок для коммуникации, размещенных в сети Интернет. Внедрение в процесс взаимодействия власти и общества электронно-коммуникационных механизмов позволяет, с одной стороны, упростить реализацию управленческих процессов и повысить эффективность принятия решений, а с другой - артикулировать и агрегировать интересы граждан.

Рассматривая третий класс методов оценивания деятельности руководителей регионов, следует отметить, что исследователи берут в качестве источника данных различные массивы информации, представленные в сети Интернет. В зависимости от спектра информации, которая собирается в открытых швЬ-ресурсах, меняются показатели и критерии для оценивания эффективности управления регионом. Так,

при изменении критериев в короткие сроки можно адаптировать систему оценивания, в том числе дополнив ранее собранные массивы информации сообщениями по интересующим в настоящее время темам.

Выделяя основные подклассы, в которых развиваются методы оценивания с использованием информации, собираемой в сети Интернет, можно структурировать подходы к оценке активности представителей органов власти в социальных сетях и социальных медиа.

В данных подходах основными метриками оценивания являются количественные показатели охватов, количество публикаций и доля аудитории, которая следила за данными публикациями. К указанному типу подходов относятся следующие методики: рейтинг портала «Ме-диалогия», рейтинг медиаактивности губернаторов Сибирского федерального округа, проводимый изданием «ФедералПресс», в основу которого легли информационные сообщения, связанные с главами сибирских регионов и отмеченные в крупных новостных агрегаторах. Данные публикации проходят процедуру анализа тональности, что позволяет разделить их на негативные и позитивные. На основе разницы между количеством разнотональных публикаций выставляется общая оценка эффективности. В то же время данный пример имеет ряд существенных недостатков, к которым относится невозможность определения наиболее проблемных направлений деятельности руководителей субъектов, также допускается возможность искажения объективности выставляемой оценки из-за проведения резонансных мероприятий, которые фокусируют на себе внимание средств массовой информации.

Помимо этого, мы рассмотрели методику Ассоциации компаний консультантов в области связей с общественностью и агентства «Ин-териум», которые в 2020 году составили digital-рейтинг глав российских регионов. В рамках рассматриваемой методики для каждого главы региона собирались ссылки на все их личные страницы в социальных сетях, критерием активности страницы считалось наличие хотя бы одной публикации за период исследования. В процессе обработки информации учитывались следующие показатели: общее количество подписчиков, Av. ERPost, количество сториз (коротких временных публикаций) во VKontakte и Instagram, средняя частота размещения в месяц, количество задействованных социальных сетей и процент комментариев губернатора от общей доли комментариев в акка-унте. Каждому из параметров присваивался различный удельный вес в итоговом рейтинге, корреляционно зависящем от показателей: аудитория - 20 %, вовлечение - 20 %, stories - 10 %, ответы - 15 %, социа-

льные сети - 20 %, частота - 15 % [8].

К другому подклассу в развитии методов оценивания эффективности управления относится семантический анализ публикаций и комментариев, посвященных деятельности руководителей, который позволяет проводить оценивание тональности публикаций по отношению к деятельности руководителя региона. К подобным методикам оценивания эффективности управления регионом относится реализация специализированного комплекса «Инцидент Менеджмент», который выявляет и распознает публикации пользователей социальных сетей, адресованные в профильные региональные и муниципальные органы власти и требующие получения ответа в социальных сетях. Ответы в автоматическом режиме поступают в специализированный программный комплекс «Инцидент Менеджмент». Результаты работы по обращениям граждан в социальных сетях проходят статистическую обработку и систематизацию. Доступ к агрегированным и обобщённым данным имеется у представителей региональных органов исполнительной власти, а также у сотрудников Администрации Президента РФ [5].

Рисунок 3 - Классификация методов, основанных на обработке и анализе публикаций СМИ и социальных сетей

Figure 3 - Classification of methods based on the processing and analysis of publications in the media and social networks

Так, в статье С. В. Захаровой приводятся классификация теоретических взглядов на роль органов власти в современном обществе и типы управления, использующие умные технологии современности. Цифро-визация общества предполагает, что современные подходы к управлению должны включать в себя активные и непредвзятые структуры управления, сочетающие в себе максимальное количество субъектов, для того чтобы расширить количество оцениваемых показателей, по которым оценивается то, каким образом территории решают возникающие негативные внешние эффекты. Учитывая тренд на перемещение

активности граждан в социальные сети, социальные медиа имеют потенциал для организации на их базе площадок для оценивания деятельности региональных органов власти, а также для определения критических проблем, требующих неотложного реагирования. Развитие данных информационных площадок обмена информацией формирует платформы для получения обратной связи от широких слоев населения.

Рассмотрев всю классификацию подходов к оценке эффективности работы глав регионов на основе различных источников информации, представленную на рис. 1, мы декомпозировали первый уровень классификации и получили уточненную схему, представленную на рис. 4.

Рисунок 4 - Уточненная классификация методов исходя из источников первичных социологических данных

Figure 4 - Refined classification of methods based on sources of primary sociological data

В то же время большинство методик содержат различные типы источников информации, а также различные их комбинации. Так, Н. В. Климова в своем исследовании использует как статистические показатели, предоставляемые различными государственными службами, так и данные социологических опросов, проводимых службой федеральной статистики [7]. Этот подход используется при анализе тех направлений, в которых проблематично формирование статистических показателей для релевантной оценки эффективности управления регионом.

Кроме того, аналогичный подход применяется в управлении государством Правительством Российской Федерации и содержит 38 методик: 19 методик для расчета показателей за предыдущий год, а также другие 19 методик, используемые для установления целевых значений показателей на будущие периоды. В свою очередь, в качестве социологического показателя, рассматриваемого в данной методике, выступает показатель «уровень доверия действующей власти», собираемый федеральным органом исполнительной власти, в задачи которого входит проведение социологических исследований в интересах федеральных органов власти [11].

Проведя анализ существующих методик оценки эффективности управления регионом с учетом развития информационных технологий и общей цифровизации общества, мы можем сделать вывод о том, что на сегодняшний день существует тренд на развитие методов оценки эффективности с учетом мнения жителей регионов о работе губернаторов. Трендом второй половины двадцатых годов XXI века является анализ данных, генерируемых населением в сети Интернет, что позволяет оценить осведомленность жителей о деятельности губернаторов, а также поддержку проводимых мер и решений в различных направлениях социально-экономической жизни региона.

В связи с неизбежной цифровизацией общества социальные медиа в ближайшее время станут основой для организации различных он-лайн-исследований, в том числе опросов, фокус-групп и других, которые позволят организовать механизм вертикального взаимодействия системы управления при формировании и реализации управленческих решений. Помимо этого, развитие социальных сетей и социальных медиа дает возможность определения изменения трендов общественного мнения жителей регионов по вопросам, которые находятся в центре внимания общества. Для решения данных задач происходит формирование базиса так называемого правительственного информационного краудсорсинга.

Применение социальных сетей и социальных медиа в процессе оценивания деятельности глав регионов и руководителей региональных органов исполнительной власти стимулирует появление дополнительного субъекта оценки, которым являются представители общественности, что неизбежно порождает проблему отсутствия полного спектра компетенций у населения, для того чтобы провести оценку эффективности работы глав регионов и руководителей регио-нальных органов исполнительной власти. В связи с этим необходимо акценти-

ровать внимание представителей органов власти на проведении работы с представителями общественности по разъяснению своих решений, а также учитывать мнения жителей регионов при оценивании эффективности управления.

ВЫВОДЫ

В современных реалиях оценки эффективности управления регионом в условиях цифровизации общества процесс мониторинга эффективности деятельности глав субъектов Российской Федерации является важным инструментом понимания качества работы глав регионов и региональных органов исполнительной власти, который позволяет координировать деятельность различных государственных институтов, а также способствует снятию социальной напряженности в регионах.

Среди методов оценки эффективности управления регионом в условиях цифровизации общества можно выделить следующие:

- методы, которые в качестве базиса исследования используют статистические данные о социально-экономической и общественно-политической ситуации в регионе;

- методы, основанные на проведении социологических исследований;

- методы, основанные на анализе социальных медиа и социальных сетей.

В качестве перспективного направления развития методов оценивания эффективности управления регионом в условиях цифровизации общества выступает интеграция результатов анализа данных социальных сетей и публикаций социальных медиа в методике, использующей в качестве исходных данных статистические показатели и результаты проведения социологических исследований. Использование данных методик позволит объединить количественные и качественные методы анализа оценки эффективности управления регионами.

Для федеральных органов публичной власти важной задачей остается получение обратной связи от жителей регионов об эффективности управления в целях удовлетворения потребностей жителей субъектов РФ в различных сферах, а также выработки рекомендаций по взаимодействию с гражданами и более эффективному контролю за управлением ресурсами (эффективность расходования бюджетных средств).

Сегодня эффективность инновационной деятельности является ре-

шающим фактором конкурентоспособности и национального прогресса. Кроме того, инновации важны для решения глобальных проблем. Однако, несмотря на важность поддержания инновационной стратегии, многие страны сталкиваются с трудностями в повышении эффективности работоспособности. Действительно, во многих странах в последние годы наблюдается незначительное улучшение показателей производительности, несмотря на новые возможности, открывающиеся благодаря глобализации и новым технологиям.

В последние годы в России наблюдается позитивная динамика в развитии инновационных социальных, научно-исследовательских, высокотехнологичных, инфраструктурных и других проектов в разных секторах экономики. Государство вынуждено поддерживать инвестиции в проекты, которые не имеют быстрого эффекта, однако отличаются невысокой степенью риска. Частный сектор больше ориентирован на высокодоходные проекты, поэтому тенденция более выражена в сторону проектов с высоким уровнем неопределенности. Учреждениям (комиссиям, инвестиционным компаниям и т. д.), принимающим решения о выборе инновационного проекта и инвестировании в него, становится всё труднее оценивать результаты реализации таких проектов, особенно в научно-технической и высокотехнологичной сферах, а также сфере 1Т. Это, в свою очередь, ведет к ошибочным выводам по перспективам взятого в разработку проекта и в конечном счете приводит к его полной или частичной неудаче. Поэтому к экспертизе проектов, особенно инновационных, предъявляются новые и современные требования для снижения рисков финансовых потерь. Часто в основе маркетинговой, а также управленческой деятельности лежат проекты различной направленности, основанные на разнообразных сферах дея-тельности. Любой проект проходит через ряд этапов, требующихся для вступления данного проекта в полноценную активную фазу жизненного цикла. Одной из основных задач изучения того или иного проекта является оценка эффективности данного проекта на стадии планирования и зарождения. Данный аспект еще в большей степени вызывает затруднения в случае с проектами инновационной направленности, которые в настоящее время имеют широкое распространение в связи с приходом эры новых технологий, ростом темпов развития цифровизации и вследствие всего этого увеличением количества проектов данного типа. Инновационные проекты в значительной мере отличаются от стандартных инвестиционных проектов по ряду характеристик, в том числе в вопросах оценки рисков, уровня неопределенности, объема и схем инвестирования средств в проект, сроков окупаемости. Наличие подобных

отличительных особенностей затрудняет оценку проектов инновационной направленности и приводит к тому, что часто лицо, производящее анализ данного вопроса, не может подобрать верные подходы к оценке проекта, в особенности к оценке его эффективности.

Завершение процесса экспертизы фиксируется подписанием акта сдачи-приемки выполненных работ. При проведении экспертизы проектов эксперт волен выбирать наиболее подходящие, с его точки зрения, методы и инструменты оценки, принимая во внимание предварительно определенные цели исследования. Это связано с отсутствием универсального эталона оценки инновационного проекта: для одного проекта определенный метод исследования подходит лучше, чем для другого, и наоборот. Данное обстоятельство является одновременно и плюсом (эксперт стремится выбрать наиболее релевантный метод для конкретного проекта), и минусом (вероятность субъективной оценки возрастает, эксперт может быть склонен к определенной методике и игнорировать остальные, мало ему знакомые). Команду проекта составляют всего два специалиста - менеджер проекта и ведущий эксперт. Остальные эксперты присоединяются лишь на период непосредственного проведения экспертизы, причем экспертизу управленческой части рассматриваемого проекта берет на себя менеджер проекта внедрения, так как никаких параллельных задач, на которых он был бы занят, не имеется.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проведенного исследования получены следующие основные выводы.

Было отмечено, что одним из основных и важнейших этапов инновационного процесса является оценка эффективности того или иного проекта по причине того, что именно в этом процессе кроется информация, базирующаяся на анализе статистических, финансовых и пр. составляющих проекта, которая позволяет принимать взвешенные решения о проекте, видеть возможные результаты при реализации проекта, что, в свою очередь, помогает планировать действия по данному проекту, а также позволяет проводить сравнение нескольких проектов по ряду показателей эффективности.

Оценка эффективности проектов, в том числе инновационных, проводится на основе методик, позволяющих производить расчеты тех или иных показателей, входящих в методику. Потому, проводя анализ и изучая вопрос оценки эффективности инновационных проектов, важно провести исследование методов оценки эффективности, являющихся стандартными и классическими и применяемых для оценки эффективности

большинства инвестиционных проектов. Очевидно, что стандартные инвестиционные проекты, в основе которых не лежат инновации, имеют ряд отличительных особенностей, в том числе в используемых подходах при оценке эффективности.

Было выявлено, что инновационный проект обладает рядом кардинальных отличий по сравнению со стандартным инвестиционным проектом, хотя и имеется некая базовая составляющая двух видов проектов, делающая их схожими по некоторым параметрам. Анализ данных особенностей показал, что в процессе оценки эффективности инновационного проекта могут возникать трудности различного характера, непосредственно связанные с особенностями характеристик такого вида проектов, а также ряда факторов, которые требуется учитывать при проведении анализа проектов данного типа. К числу подобных трудностей стоит отнести в первую очередь отсутствие достаточного количества исходной информации, требующейся для проведения оценки эффективности рядом методов, что, в свою очередь, и является одной из отличительных особенностей таких проектов. Другими словами, в рамках процесса анализа проекта лицо, проводящее исследование, может столкнуться с ситуацией, когда рыночная статистика и данные, которые требуются для формирования факторов и параметров финансового моделирования, отсутствуют, что приводит к трудностям в процессе работы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Были рассмотрены наиболее распространенные методы оценки инновационного проекта со стороны экономической эффективности, имеющие ряд своих преимуществ и недостатков, но в целом теоретически применимые для целей оценки инновационного проекта. Появляется задача, связанная с проведением процедур адаптации традиционных методов оценки инвестиционных проектов под цели оценки инновационных проектов, которую требуется решить для появления возможности использования показателей данных методов с более высокой степенью качества результатов оценки проекта. Анализ научных статей показал, что на текущий момент нет четко сформулированных подходов и идей адаптации данного вида методов, что заставляет сформулировать собственное предположение о возможных действиях по адаптации. Кроме того, важно отметить, что традиционные методы оценки не являются единственной возможностью проведения анализа проекта. Потому в целях расширения круга используемых методов были рассмотрены нестандартные методы оценки инновационных проектов. В рамках данной части работы был проанализирован один из наиболее подходящих для целей оценки данного типа проектов метод, носящий название «метод реальных опционов». Серьезным преимуществом данного метода является возможность

поэтапной оценки проекта с учетом различных вариантов стечения обстоятельств. Данный подход позволяет рассматривать не только вероятность наступления различных событий, но и дает возможность оценить эффективность проекта с учетом различных вариантов выхода из сложившихся ситуаций. Метод реальных опционов позволяет учесть риски и снизить уровень влияния неопределенности на результаты оценки, он будет применяться в комплексе с подходом Due Diligence.

Научно обосновано, что оценка инновационного проекта должна производиться на основе метода реальных опционов и экспертного подхода Due Diligence с последующим построением логико-структурной матрицы. Преимуществом данного метода является возможность поэтапной оценки проекта с учетом различных вариантов стечения обс-тоятельств. Данный комплексный подход к оценке инновационных проектов не только позволяет рассматривать вероятность наступления различных событий, но и дает возможность оценить эффективность проекта с учетом различных вариантов выхода из сложившихся ситуаций. Комплексное применение метода реальных опционов и экспертного подхода Due Diligence позволяет учесть риски и снизить уровень влияния неопределенности на результаты оценки, что обуславливает практическую значимость проведенного исследования.

Библиография / References:

1. Борисова А.Н. Определение уровня доверия к региональным органам власти в веб-пространстве // Инновации и инвестиции. - 2019. -№ 9. - С. 285-289.

2. Заляев А.Р., Шаммазова Е.Ю., Мухарямова Л.М. Региональная политика здравоохранения в Республике Татарстан в эпоху COVID-19 (результаты качественного исследования) // Теория и практика общественного развития. - 2022. - № 6 (172). - С. 41-47.

3. Захарова С.А. Публичное управление умными городами: европейский опыт // Цифровая социология / Digital Sociology. - 2022. -№ 5 (1) - С. 36-43.

4. Зотов В.В. Гражданская активность населения в социально-сетевом пространстве региона // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. -2021. - Т. 11, № 2. - С. 203-216.

5. Зотов В.В. Общественно-профессиональная экспертиза управленческих решений по социально значимым проблемам города как ин-

струмент достижения консолидации // Nomothetika: Философия. Социология. Право. - 2022. - № 47 (4). - С. 682-690.

6. Зотов В.В., Губанов А.В. Социальные медиа как диалоговые площадки граждан и органов власти субъектов Центрального федерального округа // Цифровая социология. - 2021. - Т. 4, № 4. - С. 28-39.

7. Климова Н.В. Инновационный подход к оценке эффективности управление регионом // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - № 2 (59). - С. 28-31.

8. Медиалогия. Рейтинг губернаторов. - URL: https://www.mlg.ru/ratings/vlast/governors/ (дата обращения: 22.03.2023).

9. Методология рейтинга устойчивости «Госсовет 2.0». - URL: https://map.minchenko.ru/metodology (дата обращения: 21.03.2023).

10. Национальный рейтинг губернаторов. - https://russia-rating.ru/info/category/gubernators (дата обращения: 20.03.2023).

11. Постановление Правительства Российской Федерации № 542 от 02.04.2021 г. (ред. от 04.06.2022 г.).

12. Проказина Н.В. Формирование организационно-институциональных основ использования результатов опросов общественного мнения органами управления в России // Вестник Поволжской академии государственной службы. - 2014. - № 4 (43). - С. 18-24.

13. Проказина Н.В. Цифровая грамотность как основа диалога власти и населения в условиях пандемии // Цифровая социология. -2021. - Т. 4. - № 3. - С. 36-43.

14. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. - М.: Наука, 1972.

15. Lengyel, I. Competitiveness of Metropolitan Regions in Visegrad Countries // Procedia -Social and Behavioral Science, - С. 223, 357-362.

16. Slavova T. A rank order and efficiency evaluation of the EU regions in a social framework // Empirica. - 2008. -Vol. 35. -P. 339-367.

1. Borisova, A. (2019) Opredeleniye urovnya doveriya k regional'nym or-ganam vlasti v veb-prostranstve [Determining the level of trust in regional authorities in the web space] // Innovatsii i investitsii [Innovation and investment] -№9 -Р. 285-289 (In Russ.)

2. Zalyayev, A., Shammazova Ye., Mukharyamova L. (2022) Regional'naya politika zdravookhraneniya v Respublike Tatarstan v epokhu COVID-19 (re-zul'taty kachestvennogo issledovaniya) [Regional health policy in the Republic of Tatarstan in the era of COVID-19 (results of a qualitative study)]

// Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and practice of social development]. - № 6 (172). - P. 41-47. (In Russ.)

3. Zakharova, S. (2022) Publichnoye upravleniye umnymi gorodami: yevropeyskiy opyt [Public management of smart cities: European experience] // Tsifrovaya sotsiologiya [Digital Sociology]. №5(1). - P.36-43 (In Russ.)

4. Zotov, V. (2021) Grazhdanskaya aktivnost' naseleniya v sotsial'no-setevom prostranstve regiona [Civil activity of the population in the social network space of the region] // Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstven-nogo universiteta. Seriya: Ekonomika. Sotsiologiya. Menedzhment [News of the Southwestern State University. Series: Economy. Sociology. Management]. - Vol. 11, № 2. - P. 203-216. (In Russ.)

5. Zotov, V. (2022) Obshchestvenno-professional'naya ekspertiza uprav-lencheskikh resheniy po sotsial'no znachimym problemam goroda kak instrument dostizheniya konsolidatsii [Social and professional expertise of managerial decisions on socially significant problems of the city as a tool for achieving consolidation] // NOMOTHETIKA: Filosofiya. Sotsiologiya. Pravo [NOMOTHETIKA: Philosophy. Sociology. Right], №47(4). - P.682-690. (In Russ.)

6. Zotov, V., Gubanov A. (2021) Sotsial'nyye media kak dialogovyye ploshchadki grazhdan i organov vlasti sub"yektov Tsentral'nogo feder-al'nogo okruga [Social media as dialogue platforms for citizens and authorities of the subjects of the Central Federal District] // Tsifrovaya sotsiologiya [Digital Sociology]. -T. 4 -№ 4. -P. 28-39. (In Russ.)

7. Klimova, N. (2008) Innovatsionnyy podkhod k otsenke effektivnosti upravleniye regionom [Innovative approach to evaluating the effectiveness of regional management] // Regional'naya Ekonomika: teoriya i praktika [Regional Economics: theory and practice]. -№2(59) -S. 28-31 (In Russ.)

8. Medialogiya reyting gubernatorov [Medialogy rating of governors]. URL: https://www.mlg.ru/ratings/vlast/governors/ (data obrashcheniya: 22.03.2023) (In Russ.)

9. Metodologiya reytinga ustoychivosti «Gossovet 2.0» [State Council 2.0 Sustainability Rating Methodology]. - URL: https://map.min-chenko.ru/metodology (data obrashcheniya: 21.03.2023) (In Russ.)

10. Natsional'nyy reyting gubernatorov [National ranking of governors]. URL: https://russia-rating.ru/info/category/gubernators (data obrashcheniya: 20.03.2023) (In Russ.)

11. Postanovleniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii № 542 ot 02.04.2021 g. (red. ot 04.06.2022 g.) [Decree of the Government of the Russian Federation No. 542 of 04/02/2021 (as amended on 06/04/2022)]

(In Russ.)

12. Prokazina, N. (2014) Formirovaniye organizatsionno-institutsion-al'nykh osnov ispol'zovaniya rezul'tatov oprosov obshchestvennogo mne-niya organami upravleniya v Rossii [Formation of the organizational and institutional framework for the use of the results of public opinion polls by government authorities in Russia] // Vestnik Povolzhskoy akademii gosu-darstvennoy sluzhby [Bulletin of the Volga Academy of Public Administration]. -№ 4 (43). -P. 18-24. (In Russ.)

13. Prokazina, N. (2021) Tsifrovaya gramotnost' kak osnova dialoga vlasti i naseleniya v usloviyakh pandemii [Digital literacy as the basis for dialogue between the authorities and the population in a pandemic] // Tsifrovaya sotsiologiya [Digital Sociology]. -Vol.4. - №3. - P. 36-43. (In Russ.)

14. Yadov, V. (1972) Sociological research: methodology, program, methods [Sociological research: methodology, program, methods]. -M.: Nauka (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.