ЭКОНОМИКА
Вестн. Ом. ун-та. 2012. № 4. С. 231-233.
УДК 334.012.44
Е.В. Верлуп, Е.В. Исаева
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД
К РАЗВИТИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В РОССИИ
Рассматривается сущность предпринимательских структур и их отличие от обычного предприятия. Приводятся особенности развития предпринимательских структур на основе интегрированного подхода в России на примере ЗАО «Группа Компаний "Титан"».
Ключевые слова: предпринимательская структура, предприятие, инновации, кластер, интеграция, инвестиции.
Динамизм процессов, происходящих в современной экономике, обусловливает необходимость переосмысления понятия о предприятии. На сегодняшний день под предприятием понимают комплекс ресурсов, где на первый план выходит предпринимательская составляющая. Изменяются принципы работы современных компаний, возникают новые социально-экономические и организационно-экономические отношения на горизонтальном уровне. Это приводит к необходимости расширения понятия «предприятие» и введения более емкого термина - «предпринимательская структура».
Необходимо отметить, что четкой интерпретации данного понятия нет, однако оно часто фигурирует в качестве синонима понятия «предприятие» в различных научных публикациях последних лет. Тем не менее это не всегда корректно.
Предприятие - это закрытая система, которая занимается хозяйственной деятельностью, направленной на достижение конкретных хозяйственных (производственных) результатов для собственников и наемных работников [1, с. 64].
Предпринимательская структура - это открытая система, которая включает несколько субъектов рынка и направлена на обеспечение непрерывного развития посредством улучшения качественных характеристик системы за счет внедрения инноваций во всех сферах ее жизнедеятельности [1, с. 64].
Показательным примером предпринимательской структуры является ЗАО «Группа компаний "Титан"» (Омская область). В данной предпринимательской структуре объедены компании из различных отраслей (строительной, агропромышленной, нефтехимической, лесопромышленной, кремниевой, транспортной), которые в совокупности работают на общую цель - увеличение стоимости компании. При этом отдельный элемент предпринимательской структуры, например ООО «Титан-Агро», следует рассматривать как предприятие.
Необходимо отметить, что внутри предпринимательской структуры нет прямой конкуренции: все участники действуют в рамках единого управления (но в рамках своей производственной деятельности), которые в совокупности приносят синергетический эффект. Например, строительные и транспортные компании, входящие в группу «Титан», выполняют работу главных производственных предприятий этой предпринимательской структуры, что позволяет ей эффективно выстраивать бизнес-процессы, а также оптимизировать финансовые, трудовые и временные издержки.
При этом отдельные предприятия ЗАО «ГК "Титан"» сконцентрированы в одном географическом месте и работают в одной отрасли, дополняя друг друга. В частности, одним из направлений бизнеса в компании
© Е.В. Верлуп, Е.В. Исаева, 2012
232
Е.В. Верлуп, Е.В. Исаева
является производство нефтехимической продукции, где главным предприятием нефтехимии выступает ОАО «Омский каучук», который дополняет новый завод по производству полипропилена ООО «Полиом» [3, с. 12]. При этом нефтехимические компании ЗАО «ГК "Титан"» взаимодействуют на конкурентной основе с другими организациями (транспортными, нефтехимическими), которые позволяют более эффективно реализо-вывать продукцию на рынке. В таком случае следует говорить о кластерной предпринимательской структуре.
Кластерный подход предложил М. Портер, согласно которому кластер - это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, в также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, а также торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но, вместе с тем, ведущих совместную работу [4, с. 258].
Таким образом, для того чтобы быть кластером, группа географически соседст-
вующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций должна действовать в определенной сфере, характеризоваться общностью деятельности и взаимо-дополнять друг друга.
Кластер в своей структуре должен состоять из ряда элементов и включать в себя:
• ядро - ключевые фирмы с узкой и сопутствующей специализацией, географически близкие друг другу;
• поддерживающие фирмы-поставщики сырья, торговые предприятия, провайдеры услуг, фирмы технического обслуживания, центры коллективного пользования;
• твердую и мягкую инфраструктуру (см. рис. 1).
Позже стали различать две основные модели кластеров: шотландскую (ядро которой - крупная компания, объединяющая вокруг себя небольшие фирмы) и итальянскую (предполагает более гибкое и «равноправное» сотрудничество предприятий малого и среднего бизнеса) [2, с. 47].
Также, различные ученые предпринимали попытки классификации кластеров (см. рис. 2).
Рис. 1. Структура кластерной предпринимательской структуры (Разработано на основе: [7, с. 80])
Рис. 2. Разные подходы к классификации кластеров (Разработано на основе: [5, с. 7; 6, с. 130])
Интегрированный подход к развитию предпринимательских структур в России
233
Например, Т. Цихан разделил кластеры на три типа [6, с. 130]. К первому типу отнесены рабочие кластеры, в которых конкурентные преимущества возникают на основе совместно накопленных знаний, опыта и других ресурсов. В результате кластер значительно превосходит производственный потенциал, который реализовывался бы вне кластерного объединения.
Второй тип - латентные (скрытые) кластеры. Данная категория характеризуется присутствием возможностей; это осознано участниками кластера, но фактическое взаимодействие недостаточно развито. Слабо выражен обмен информацией и ключевыми знаниями, не разработана общая стратегия развития, недостаточен уровень доверия между участниками.
Третий тип - потенциальные кластеры, характеризующиеся недостатком производственных ресурсов, отсутствием уровня взаимодействия, необходимого для образования системы и извлечения выгоды от использования совместного местоположения предприятий.
Если применить рассмотренные модели, структуру и типы кластеров к компании «Титан», то можно сделать вывод, что эта предпринимательская структура является рабочим кластером с высоким уровнем агрегации отрасли (нефтехимической), а также соответствует шотландской модели кластеров с центром в ОАО «Омский каучук» и ООО «Полиом».
Таким образом, кластер - это совокупность субъектов хозяйственной деятельности взаимосвязанных отраслей, объединенных в единую организационную структуру,
элементы которой находятся во взаимосвязи и взаимозависимости, совместно функционируют с определенной целью.
При этом важно, что в кластере достигается прежде всего синергетический эффект, поскольку участие конкурирующих предприятий становится взаимовыгодным.
Применение кластерного подхода к объединению предприятий в России способствует росту деловой активности предпринимательских структур, улучшению инвестиционного климата в регионе страны, развитию социальных, экономических, информационных и интеграционных систем, что, в свою очередь, дает импульс для более интенсивного развития предпринимательства и привлечения инвестиций.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Кобучей Р. В. Содержание понятия «предпринимательская структура» // Маркетинг I менеджмент 1нновац1й. 2012. № 1. С. 64-68.
[2] Ленчук Е. Б., Власкин Г. А. Кластерный подход в стратегии инновационного развития России // Проблемы прогнозирования. 2010. № 6. С. 45-57.
[3] Омский полипропилен: шаг за шагом // Инвестиции в производство. 2011. № 2. С. 12-14.
[4] Портер М. Конкуренция. М. : Издательский дом «Вильямс», 2005. 258 с.
[5] Пятинкин С. Ф., Быкова Т. П. Развитие кластеров: сущность, актуальные подходы, зарубежный опыт. Минск : Тесей, 2008. 72 с.
[6] Рисин И. Е., Бородкина Е. В. Кластер как социально-экономическая и организационная система // Вестник ВГУ. Сер. «Экономика и управление». 2010. № 2. С. 128-132.
[7] Шичкина М. И. Инновационное развитие районов и городов // Инновации. 2011. № 8. С. 78-82.