Ю.Н. Назарова
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМ НА ПРЕДПРИЯТИИ НА ОСНОВЕ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ С ПОМОЩЬЮ ИТ
INTEGRATED LOGISTIC GOING NEAR BUSINESS PROCESSES ON ENTERPRISE ON GOVERNMENT BASE BY MATERIAL STREAMS
BY MEANS OF IT
Аннотация: рассмотрен интегрированный логистический подход к бизнес-процессам на предприятии. Управление логистическими операциями и цепочками поставок изучается на основе управления материальными потоками с помощью новейших ИТ.
Ключевые слова: бизнес-процессы предприятия, логистическая операция, оптимизация цепочек поставок, материальный поток, коллективный доступ к информации.
Abstract: the integrated logistic going is Considered near business processes on an enterprise. A management is studied logistic operations and chainlets of deliveries on the basis of management by material streams by means of newest IT.
Keywords: business processes of enterprise, logistic operation, optimization of chainlets of deliveries, material stream, multiple access to information.
Для современных предприятий крайне важен интегрированный логистический подход к бизнес-процессам в условиях, когда вопросы эффективного управления снабжением становятся все более актуальными. Управление логистическими операциями и цепочками поставок стало высокоприбыльной сферой экономики, благодаря новым хозяйственным отношениям, возникшим между поставщиками и потребителями в связи с необходимостью совместного управления материальными потоками на основе новейших ИТ. Оптимизация цепочек поставок, ключевым элементом которых выступают информационные ресурсы, а также коллективного доступа к информации позволяет получить дополнительный эффект от взаимодействия их участников.
Современная транспортная инфраструктура страны, следуя мировым стандартам, постепенно поворачивается в сторону системных структурных преобразований, ориентированных на логистику. Перспективы логистики характеризуются прежде всего эффектом интеграции, ведущим к существенному снижению затрат и росту качества обслуживания грузоотправителей и грузополучателей. В процессе взаимодействия участники цепочки активно используют такие преимущества логистических информационных систем (ЛИС), как электронные средства управления транспортно-складскими технологиями, электронный обмен данными. Условия поставки и транспортировки продукции настоятельно требуют объединения промышленных, торговых, транспортно-экспедиторских компаний, обслуживающих инфраструктуру рынка, и создания интегрированных логистических цепочек и сетей, чтобы своевременно и с минимальными затратами осуществлять поставки продукции потребителям. Подобная структура бизнеса предполагает использование качественно новой стратегической инновационной системы - интегрированной логистики. Наиболее эффективные решения в сфере интегрированных поставок могут быть реализованы с использованием современных ЛИС. Предпосылками этого являются: конкуренция, требующая качественного обслуживания потребителей с минимальными
© Ю.Н. Назарова, 2012
затратами; интеграция бизнес-процессов между предприятиями различных отраслей, создание новых организационных форм взаимодействия - логистических цепочек, сетей и провайдерских центров; огромные возможности ИТ, обладающих большим потенциалом для поддержки эффективного управления всеми сферами производственно-коммерческой и транспортной деятельности [1].
Динамика развития экономических процессов, жесткие ресурсные ограничения приводят к существенному возрастанию скорости материальных, транспортных, финансовых и информационных потоков при сокращении числа посредников в логистических цепочках. Одновременно их участники на основе единой ИС достигают преимуществ, связанных со снижением общих затрат, разделением рисков и повышением качества функционирования всей системы.
До недавнего времени основным фактором успеха считалась исключительно рыночная ориентация. Однако для обеспечения стабильной рентабельности предприятия должны правильно выбирать и комбинировать ресурсы. Концепция ресурсной ориентации неизбежно приводит к пониманию приоритетного значения интегрированной логистики. Интегрированный логистический подход, использующий «цепочку ценностей», ориентирован на всех участников цепочки. Цепочка ценностей содержит 5 областей эффективности: связь с поставщиками, связь с потребителями, технологические процессы внутри одного предприятия, логистические процессы между подразделениями внутри предприятия, логистические интегрированные связи между предприятиями логистической цепочки [2].
Предприятия, входящие в интегрированные цепочки поставок, нацелены на существенное снижение затрат за счет более быстрой оборачиваемости ресурсов, сокращения времени выполнения заказа, координации транспортной работы с сетью поставщиков. Предприятия, объединенные в логистическую цепочку, заинтересованы в получении своевременной и точной информации на всех уровнях управления. Основное внимание должно быть уделено изучению структуры ресурса и его использования, включая воздействие на динамику изменения логистических затрат. Информационное обеспечение через инструменты информационной интеграции охватывает все уровни деятельности предприятия (альянса). Главное -целенаправленное использование логистической информации как ресурса в логистической цепочке. Соответственно, неудовлетворение информационным обеспечением свидетельствует, как правило, об отсутствии эффективных методов слежения за качеством информационных ресурсов.
Отношение к логистической информации как к ресурсу означает, что должен быть создан эффективный механизм управления на базе единых стандартов информационного обеспечения. На фоне стремительного развития Internet-технологий эффективные цепочки поставок играют едва ли не определяющую роль в успешном развитии предприятий. Первым шагом на пути выхода предприятия в Internet должно быть не создание Web-сайта, а пересмотр имеющихся у него логистических процессов и управления ими [3].
Эффективный механизм поставок может быть создан на основе оптимизации бизнес-процессов. Все виды логистики на всем пространстве сквозного бизнес-процесса предприятия объединяет в себе SCM (Supply Chain Management управление цепочками поставок). Организация логистических процессов в рамках SCM основывается на обработке информации обо всей логистической цепочке, объединяющей несколько предприятий, с помощью информационно-технологических средств. Существенный потенциал, которым уже сегодня обладают различные варианты управления цепочками, может быть увеличен, если своевременно понять рыночные тенденции развития. Создание и эксплуатация SCM эффективны только в том случае, если они интегрированы в общекорпоративные бизнес-процессы, встроены в систему планирования и управления ресурсами.
Управление поставками неразрывно связано с автоматизацией планирования внутренних ресурсов - ИС категории ERP. Enterprise Resource Planning System -интегрированная система на базе IT для управления внутренними и внешними ресурсами предприятия [4] ERP-система формирует единое информационное пространство предприятия и содействует потокам информации между всеми подразделениями, является комплексным решением для автоматизации всего жизненного цикла бизнес-процессов учета, контроля и анализа грузопотоков. При этом выбран принцип последовательного формирования выполнения задач в едином бизнес-процессе - в виде цепочки, поскольку некоторые из задач должны дожидаться исполнения предыдущих. Задачи должны быть «привязаны» к данным и объектам ERP-системы, а также к событиям и назначаться исполнителям по двум принципам: ролевому, охватывающему группу участников процесса, и индивидуальному, когда конкретная задача назначается одному сотруднику. Для перевода задачи от одного сотрудника к другому (при задержке исполнения, отсутствия на месте и пр.) в системе реализуется механизм переназначения задач с контролем по времени исполнения. Применяя такую систему, руководитель подразделения имеет возможность контролировать бизнес-процесс в целом.
Ранее автоматизация бизнес-процессов обеспечивалась разрозненным комплексом из нескольких отдельных ИС: Orders, "Такса", "1С", Terrasoft Sales. Их недостатки - в невозможности получения актуальной и достоверной информации для оперативного управления основными бизнес-процессами компании, неполная автоматизация процессов, низкая производительность и др. Встала задача создания надежной, масштабируемой и высокопроизводительной корпоративной ИС, примером которой выступают ERP-системы. Решение поддерживает работу с ключевыми бизнес-процессами предприятий, позволяет выявить и устранить множественные пробелы в их реальном функционировании. Значительную пользу приносит программная система WMS (Warehouse Management System), которая призвана автоматизировать функции оперативного управления складом [5].
Для управления цепями поставок создана модель SCOR, содержащая унифицированный терминологический аппарат для описания бизнес-процедур участников цепей поставок, «библиотеку» типовых процессов и показателей эффективности этих цепей. Она помогает в проведении реинжиниринга технологий поставок.
Модель SCOR направлена на оптимизацию 5 функций логистических цепей (ЛЦ) поставок (табл.) [6] и содержит 4 уровня детализации бизнес-процессов, 12 основных показателей оценки эффективности цепи поставок (табл.), возможные конфигурации логистических потоков в цепях поставок. По данным Совета по цепям поставок (Supply Chfin Counsil - SCC), использование модели SCOR предоставляет предприятиям возможность резко сократить логистические затраты в цепи поставок, ускорить товарооборот, уменьшить запасы ресурсов, снизить объемы возвратов продукции поставщикам.
Довольно широкое распространение для управления логистическими системами, в т.ч. и цепями поставок, получил программный продукт Oracle E-Business Suite (подсистемы управления логистикой). Здесь охвачены такие области как управление запасами, складами, мобильными терминалами, транспортировкой, бизнес-отчетность. Предприятия, реализующие его на практике, констатируют повышение точности учета запасов до 99%, сокращение складских запасов на 75%, повышение загрузки транспорта на 26%, повышение точности размещения с 50 до 98%, рост отгрузки на 30% при той же численности персонала, повышение поставок вовремя на 14% [5].
Таблица
Оптимизируемые функции и показатели эффективности ЛЦ поставок
Оптимизируемые функции Определение функции Показатели эффективности
Надежность поставок Способность ЛЦ обеспечить своевременную доставку 1. Выполнение обязательств по срокам 2. Коэффициент удовлетворения спроса 3. Точность выполнения заказа
Оперативность функционирования Быстрота реагирования ЛЦ на изменение спроса 4. Длительность периода выполнения заказа
Гибкость Оперативность перестройки структуры ЛЦ при изменении ситуации на рынке 5. Интервал запаздывания реакции ЛЦ на изменение спроса 6. Уровень гибкости производства
Издержки функционирования Расходы, связанные с эксплуатацией ЛЦ 7. Величина товарооборота. 8. Величина административно-управленческих расходов 9. Стоимость, добавленная в логистической цепи
Эффективность управления активами Эффективность использования основных фондов и оборотных средств в ЛЦ 10. Скорость денежного оборота в логистической цепи 11. Величина запаса (в сутках) 12. Оборачиваемость средств
Тем самым общая эффективность логистических процессов определяется успехами в каждой из ключевых сфер компетентности логистики.
Литература
1. Воропаев, А. Комплексное решение задач транспортной логистики //Журнал для деловых людей. 2011. №1, с.17-24.
2. Логистика. Краткий курс / Под ред. И. В. Марусевой. - СПб., 2011.
3. Любовина, Д. Роль логистики на современном предприятии //Финансовая газета - ЭКСПО, 2008. - с. 70-77.
4. Румянцева, Е.Л., Слюсарь, В.В. Информационные технологии: учеб. Пособие. - М., 2011.
5. Материалы сайта www.CNews.ru.
6 Материалы сайта www.TransMap.ru.