УДК 378 147:51 Е. А. КУХАРЕВА
Филиал Ульяновского государственного университета, г. Димитровград
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КУРС МАТЕМАТИКИ, ЭКОНОМИКИ И ИНФОРМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ МЕНЕДЖМЕНТА,
ФИНАНСОВ И КРЕДИТА___________________________________
Взяв за основу документ о разработке и внедрении Государственных образовательных стандартов третьего поколения, сформированных на основе компетентностного подхода, был создан интегрированный курс, включающий материал дисциплин «математика», «информатика» («информационные технологии»), «логистика» и предназначенный для студентов экономических специальностей. Цель курса — формирование у специалистов данного профиля наиболее значимых компетентностей, выявленных с помощью анкетирования работодателей.
Ключевые слова: компетентность, интеграция, математическая модель.
Постоянные и стремительные изменения во всех сферах человеческой деятельности приводят к ценностно-целевой ориентации профессиональной подготовки специалиста, заключающейся в содействии становлению его интегральных личностных характеристик.
В данное время эту проблему решают на всех уровнях управления высшим образованием: от Федерального агентства по образованию РФ до конкретного вуза. Одно из направлений в модернизации высшего профессионального образования — приказ № 40 от 15.02.05 «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации», одной из целей которого является разработка, утверждение и введение в действие Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения, сформированных на основе компетентностного подхода и системы зачетных единиц [1]. Взяв за основу данный документ, мы создали интегрированный курс, предназначенный для студентов экономических специальностей. Этот курс будет состоять из нескольких частей, каждой из которых отведена своя роль. Объединенные посредством интеграции в единое целое системы дисциплин, формирующие теоретические базы и практические умения, преследуют главную цель — формирование компетентного специалиста.
Формирование компетентностей — это актуальная тема в современной педагогике, поэтому в литературе много внимания уделено компетентностной парадигме в образовании. В ее рамках даются определения понятий «компетентность» и «компетенция», раскрываются их структура и взаимосвязь, проводится классификация по различным признакам. Наиболее сложной задачей для исследователей становится разграничение понятий «компетентность» и «компетенция», в силу чего многие авторы используют их как синонимы. Наиболее удачные, на наш взгляд, дефиниции понятий «компетентность» и «компе-
тенция» у А.В. Хуторского. Он определяет понятие «компетенции» как «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним», а понятие «компетентности» — как «владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [2]. Плюсами таких определений является чёткое разграничение и очевидная взаимосвязь между понятиями: компетенция — наперёд заданное требование, компетентность — уже состоявшееся личностное качество (совокупность качеств) [2]. Из многих классификаций компетентностей/компетенций, предложенных различными авторами, а также проектом TUNING [3], мы сформулировали следующую классификацию компетентностей:
- Общие (ключевые, базовые): базовые знания в различных областях, приемы мышления (мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение, конкретизация), элементарные навыки работы с компьютером, навыки управления информацией (умение находить и анализировать информацию из различных источников).
- Профессиональные: тщательная подготовка по основам профессиональных знаний, решение проблем, принятие решений, способность применять знания на практике, исследовательские навыки, способность учиться, способность адаптироваться к новым ситуациям, способность порождать новые идеи (креативность), лидерство, способность работать самостоятельно, разработка и управление проектами, инициативность и предпринимательский дух, забота о качестве, стремление к успеху.
- Социальные: способность к критике и самокритике, работа в команде, навыки межличностных отношений, способность общаться со специалистами из других областей, способность работать в международ-
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009
Таблица 1
Результаты анкетирования работодателей и студентов
№ Наиболее приоритетные для работодателей компетентности (в процессе обучения интегрированному курсу мы не задавались целью формирования компетентностей под номерами 5, 9, 10 и 12) Уровень сформированности данной компетентности (из возможных 5 баллов) у студентов, не изучивших курс Уровень сформированности данной компетентности (из возможных 5 баллов) у студентов, изучивших курс
1. Навыки управления информацией (умение находить и анализировать информацию из различных источников) (4,75 балла из 5) 4,18 4,62
2. Способность применять знания на практике (4,5 балла из 5) 3,45 4,08
3. Работа в команде (4,5 балла из 5) 4,41 4,49
4. Способность работать самостоятельно (4,5 балла из 5) 4,26 4,48
5. Тщательная подготовка по основам профессиональных знаний (4,5 балла из 5) 3,88 3,18
6. Приемы мышления (среди них наиболее значимы такие приемы как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение, конкретизация) (4,5 балла из 5) 3,3 4,1
7. Исследовательские навыки (4,5 балла из 5) 3,27 3,82
8. Принятие решений (4,5 балла из 5) 3,71 4
9. Способность адаптироваться к новым ситуациям (4 балла из 5) 4,27 4,29
10. Инициативность и предпринимательский дух (4 балла из 5) 4,16 4,09
11. Решение проблем (4 балла из 5) 3,82 4,06
12. Приверженность этическим ценностям (4 балла из 5) 3,95 3,95
ной среде, принятие различии и мультикультурности, приверженность этическим ценностям.
Второй этап исследования был направлен на анализ государственных образовательных стандартов специальностей с целью выяснения взаимосвязей компетентностей (согласно выбранной нами классификации) и квалификационных характеристик специалистов. Результатом анализа является подтверждение того факта, что формирование всех компетентностей в той или иной степени играет роль при становлении специалистов экономического профиля. Таким образом, нам осталось выявить лишь те из компетентностей, которые играют при этом наиболее существенную роль, что стало целью третьего этапа исследования.
Используя анкеты, разработанные на основе выбранной нами классификации компетентностей, мы выяснили приоритетные для работодателей компетентности будущих специалистов. Результаты анкетирования помещены в таблицу (табл.1).
При создании нашего курса мы учитывали некоторые положения системного подхода. Курс состоит из нескольких частей («элементов»), выполняемых свои отдельные роли, но объединенные в целое («систему»), преследующее единую цель. В научной литературе «систему» определяют как нечто целое, состоящее из компонентов (элементов, подсистем), имеющее свою структуру и обладающее качественно новыми признаками, по сравнению с признаками отдельных элементов. Одним из важных «системных понятий», наряду с «элементом» и «организацией», является понятие «структуры» [4]. «Структура» есть «закон связи элементов» системы [5]. И в качестве такого «закона» для нашей системы — учебного курса — мы рассматриваем интеграцию как способ связи дисциплин (элементов).
Нас интеграция интересует как средство, позволяющее избавиться от избыточности информации, добиться единства практики и теории, способствующее воссоединению целостности мировосприятия — единства мира и человека, живущего в нем и его познающего [6] и позволяющего исключить формальную разобщенность родственных дисциплин в учебных планах, неоправданные различия в понятийно-терминологическом аппарате, слабое использование межпредметных связей в учебном процессе [7]. Интеграция позволяет из разобщенных дисциплин получить новый, качественно другой, учебный курс.
Содержанием курса являются отдельные темы раздела «экономико-математические методы» дисциплины «Математика». В качестве основного метода обучения используется метод моделирования. Основополагающее понятие — модель — многие определяют как систему, замещающую оригинал и способную дать новую информацию о последнем. Из всех видов моделей нас интересует математическая. Г.И. Руза-вин под математической моделью в широком смысле слова понимает любое описание свойств, отношений и взаимосвязей реальных предметов и процессов объективного мира на интерпретированном языке любых абстрактных структур чистой математики [8]. Построение и исследование любой модели, т.е. процесс моделирования, предполагает прохождение ряда этапов: изучения параметров реальной системы и построения на этой основе ее модели, исследования модели, экстраполяции изученных свойств модели на ее оригинал [9]. Различия в частях интегрированного курса предполагаются на этапе исследования модели. Есть два возможных пути его реализации: классическими методами или с помощью ИТ. В первом случае мы имеем дело с математической моделью, во втором — с компьютерной математической моделью.
Таблица 2
Распределение часов по темам и видам учебной работы
Второй курс, III и IV семестры
Название разделов и тем Всего Виды учебных занятий
Аудиторные занятия Самостоятельная работа
и и ц к лек практи- ческие занятия практические занятия в компьютерной аудитории
Раздел 1. Введение. Цель и задачи курса
1. Введение. Цель и содержание курса 1 1 - -
Раздел 2. Линейное программирование (ЛП)
2. Задача ЛП 5 1 - - 4
3. Задача об использовании сырья (ресурсов) 1 1 - -
4. Задача о питании (диете) 1 1 - -
5. Графический метод решения задачи ЛП 7 1 2 - 4
6. Симплекс-метод решения задачи ЛП 4 1 3 -
7. Теория двойственности в ЛП 7 4 3 -
8. Транспортная задача 5 2 3 -
9. Целочисленное линейное программирование (ЦЛП) 9 1 2 - 6
10. Теория игр 16 3 3 - 10
Раздел 2. Нелинейное программирование
11. Классические методы оптимизации 14 2 2 - 10
Раздел 3. Решение задач курса «Экономико-математические методы» посредством табличного процессора MS Excel
12. Надстройка «Поиск решения». Примеры решения задач 6 (ФК) 4 (МО) 6 (ФК) 4 (МО)
13. Загрузка и сохранение моделей 6 (ФК) 4 (МО) 2 (ФК) 2 (МО) 4(ФК) 4 (МО)
14. Решение задач ЛП с помощью надстройки «Поиск решения» 16 (ФК) 6 (МО) 16 (ФК) 6 (МО)
15. Решение задач нелинейного программирования с помощью надстройки «Поиск решения» 12 (ФК) 8 (МО) 4 (ФК) 2 (МО) 8 (ФК) 6 (МО)
16. Анализ чувствительности решения. Сценарии 16 (ФК) 6 (МО) 4 (ФК) 2 (МО) 12 (ФК) 4 (МО)
17. Работа с отчетами и сценариями 14 (ФК) 8 (МО) 4 (ФК) 2 (МО) 10 (ФК) 6(МО)
Итого 140 (ФК) 108 (МО) 18 18 36 (ФК) 18 (МО) ^ О (Ф (М 8 4 65
Третий курс, V и VI семестры
Название разделов и тем Всего Виды учебных занятий
Аудиторные занятия Самостоятельная работа
лекции практи- ческие занятия практические занятия в компьютерной аудитории
Раздел 1. Динамическое программирование
1. Задача динамического программирования (ДП) 1 1
2. Принцип оптимальности и уравнения Беллмана 2 2
3. Общая схема применения метода ДП 3 1 2
4. Задача о распределении средств между предприятиями 15 2 2 7 8
5. Задача об оптимальном распределении ресурсов между отраслями на п лет 10 2 2 2 8
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009
Название разделов и тем Всего Виды учебных занятий
Аудиторные занятия Самостоятельная работа
и и ц к лек практи- ческие занятия практические занятия в компьютерной аудитории
6. Задача о замене оборудования 18 2 3 7 12
Раздел 2. Элементы теории массового обслуживания
7. Основные понятия систем массового обслуживания (СМО) 1 1
8. Потоки событий 1 1
9. Уравнения Колмогорова. Предельные вероятности состояний 9 1 2 2 8
10. СМО с отказами 12 2 2 4 8
11. СМО с ожиданием (одноканальная СМО с неограниченной очередью) 10 1 1 4 8
12. СМО с ожиданием (многоканальная СМО с неограниченной очередью) 10 1 1 4 8
13. СМО с ожиданием (СМО с ограниченной очередью) 14 1 3 6 8
Итого 140 18 18 36 68
Итогом следующего этапа исследования стал интегрированный курс, предназначенный для студентов экономических специальностей. Он состоит из четырех частей, занимающих по времени два учебных года, т.е. четыре семестра. Первые семестры каждого учебного года ориентированы на изучение теоретической части дисциплины, а также классических способов решения практических задач. Вторые — на решение рассмотренных задач, но современными методами, с помощью ИТ.
Интегрированный курс был введен в учебный план в 2007/08 учебном году для студентов специальностей «Финансы и кредит» и «Менеджмент организации» филиала Ульяновского государственного университета в городе Димитровграде. Содержание дисциплины и распределение часов по темам указаны в таблице (различия часов для специальностей «Финансы и кредит» и «Менеджмент организации» обозначаются ФК и МО соответственно) (табл. 2). Для первой части курса создано учебно-методическое пособие.
Результаты промежуточных и итоговых срезов, а также анкетирования студентов позволяют сделать следующий вывод: разработанный учебный курс имеет положительную динамику в формировании наиболее значимых компетентностей для специалистов экономического профиля (табл.1).
Таким образом, полученный нами продукт — интегрированный курс — отвечает всем требованиям современного образования, запросам работодателей и является примером учебного курса нового поколения.
Библиографический список
1. Давыдов Ю. Болонский процесс. Миф или реальность / Ю.Давыдов // Высшее образование в России. — 2005. — № 10. - С. 3-11.
2. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.Хуторской // Высшее образование в России. - 2003. -№ 2. - С.58-65.
3. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы) : метод. пособие / В.И. Байденко. -М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 114 с.
4. Блауберг И.В. Проблема целостности и системный подход / И.В. Блауберг. - М. : Эдиториал УРСС, 1997. - 450 с.
5. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы / А.Н.Аверьянов. - М. : Политиздат, 1985. - 263 с.
6. Браже Т. Г. Интеграция предметов в современной школе / Т.Г. Браже // Литература в школе. - 1996. - № 5. -С. 151-154.
7. Пульбере А. Интегрированные технологии / А.Пульбере, О.Гукаленко, С.Устименко // Высшее образование в России. - 2004. - № 1.- С. 123 - 124.
8. Рузавин Г.И. Математизация научного знания / Г.И. Рузавин. - М. : Мысль, 1984. - 207 с.
9. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление / В.Г.Афанастев. - М. : Политиздат, 1981. -432 с.
КУХАРЕВА Екатерина Александровна, старший преподаватель кафедры математики и информатики филиала Ульяновского государственного университета в городе Димитровграде, аспирантка заочной аспирантуры кафедры «Теория и методика обучения математике».
E-mail: [email protected]
Дата поступления статьи в редакцию: 27.03.2009 г.
© Кухарева Е.А.