Научная статья на тему 'Интегрированные уроки как фактор интеллектуального развития младших школьников'

Интегрированные уроки как фактор интеллектуального развития младших школьников Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
392
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ЛИЧНОСТЬ / ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ / МУЗЫКА / ПОЭЗИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мирзоев Шайдабег Айдабегович, Магомедова Зайнап Магомедрасуловна

В статье раскрываются виды интегрированных уроков в начальной школе, оптимизирующие развивающую функцию обучения, в значительной степени направленные на становление личности младшего школьника и наиболее полно раскрывающие его интеллектуальные и творческие способности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегрированные уроки как фактор интеллектуального развития младших школьников»

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК ФАКТОР ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

© 2012 Мирзоев Ш.А., Магомедова З.М.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье раскрываются виды интегрированных уроков в начальной школе, оптимизирующие развивающую функцию обучения, в значительной степени направленные на становление личности младшего школьника и наиболее полно раскрывающие его интеллектуальные и творческие способности.

The authors of the article disclose the kinds of integrated lessons in primary school, optimizing the development function of education, to a large extent aimed at the formation of the primary schoolchildren ’s personality and most fully revealing their intellectual and creative abilities.

Ключевые слова: начальная школа, интегрированный урок, младший школьник, личность, литературное чтение, музыка, поэзия.

Keywords: primary school, integrated lesson, primary schoolchild, personality, literary reading, music, poetry.

Интегрированный урок как специальная форма организации обучения ставит целью взаимосвязанное изучение знаний различных смежных отраслей науки, что усиливает эффект обучения и воспитания личности младшего школьника. Понимание того, что с помощью музыки можно существенно повышать эффективность умственного труда, развивать интеллект, привело нас к разработке специальных интегрированных уроков литературного чтения и музыки. При этом мы стремились к тому, чтобы непосредственно музыкой

воздействовать на учащихся для повышения концентрации внимания, развития памяти и др.

Музыка - одно из эффективных средств формирования нравственности личности. Музыка обладает свойством катарсиса, являясь своего рода духовным «ферментом», вносимым в человеческий мир и способствующим облагораживанию чувств человека.

Музыкальная классика воспитывает вкус, возвышенные чувства, помогают постигнуть другие виды искусства.

На уроках чтения и развития речи дети через художественные

произведения знакомятся с различными явлениями окружающей

действительности, с некоторыми особенностями сказочного жанра (элементы чудесного, фантастического), что помогает им полнее, глубже воспринимать аналогичные явления, отраженные в музыкальных

произведениях. Эти моменты и стали точкой соприкосновения интегрируемых учебных предметов, обеспечивающих психоэмоциональную комфортность процесса обучения.

Исследователи в области психологии и методики обучения, изучая лингвистические и музыкальные способности личности, особо выделяют речевой и музыкальный слух, лежащие в основе успешного усвоения звучащей материи языка и пения. Таким образом,

у учителей-словесников и учителей музыки много общих задач, которые могут быть эффективно решены объединенными усилиями. Материал интегрируемых предметов

литературного чтения и музыки во многом родственен, а различия при умелом сопоставлении и анализе могут быть использованы с оптимальным методическим эффектом. К примеру, при помощи стихов или песен учащиеся лучше осваивают содержание уроков как по литературному чтению, так и музыке, что заметно при озвучивании интересных текстов стихотворений, прозы и песен. К тому же музыка на уроках литературного чтения создает непринужденную атмосферу, помогая младшему школьнику рефлексировать, способствуя формированию

самостоятельности мышления.

Процесс познавательной

деятельности на интегрированном уроке, достигая своего апогея, требует значительной затраты умственных сил и психоэмоционального напряжения.

С учетом специфики

интегрированных уроков новая информация, преподносимая учителем на уроках литературного чтения и музыки, должна быть занимательной, оригинальной, вызывающей интерес и активность детей. Например, восприятие литературного произведения (И. В. Северянин «О России петь - что стремиться в храм...», «Слово о Русской земле»; С. А. Есенин «Колокол дремавший») мы разнообразили творческими музыкальными заданиями на уроке на тему: «Россия, Русь. Песнь о родной земле». Цели урока - показать, как два самостоятельных искусства -литература и музыка - дополняют друг друга, делая произведения более выразительными, красочными,

интересными, запоминающими;

воспитать любовь к Родине, интерес и любовь к классической музыке. На уроке решались задачи: 1) знакомство

учащихся с произведениями русских классиков; развитие речи: обогащение словаря за счет знакомства с устаревшими словами и выражениями;

2) развитие у учащихся речевого чутья при работе с образными выражениями, при подборе синонимов; 3) формирование у учащихся умения слушать музыку, навыков грамотного, выразительного чтения, развитие образного мышления, воображения, памяти; 4) расширение представления учащихся о прошлом и настоящем Родины, ее истории, языка; воспитание чувства патриотизма. Использовались учебники «Родное слово» Г. М. Грехневой, К. Е. Кореповой (4 класс, 2 часть), «Окружающий мир» А. А. Плешакова (4 класс, 2 часть), картины с изображением русской природы; листочки с текстом «Россия - Русь»; карточки-итожники; аудиозапись

Вступления к опере «Хованщина» -«Рассвет на Москве-реке», «Великого колокольного звона» из оперы «Борис Годунов» М. Мусоргского.

Ход урока

Звучит вступление к опере «Хованщина» М. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке».

Сообщение темы, цели и задач урока

- Какое слово вам ближе: Россия или Русь?

- Россия - веет холодом.

- «Россия. Русь...». Почему стоит многоточие?

- Как вы думаете, откуда взялось слово Русь?

Рассказ о расселении славянских племен (на экране, с помощью проектора учитель показывает крупным планом каждую местность)

Вятичи - вдоль реки Вятка.

Поляги - поле.

Родимычи - союз 8 племен.

Дреговичи - древо - болото - зыбкая почва.

Дребляне - дерево (в лесной чаще)

1) На партах листочки с текстом «Россия-Русь».

Чтение текста про себя.

2) Беседа по содержанию.

- Откуда появилось слово Русь? (ответы детей).

«Русь» - русло, углубление почвы по которому течет река;

«Русь» - светловолосые, светочи, русые, руководить.

3) Рассказ ученика об Иване Калите.

Работа по учебнику

И. В. Северянин «О России петь - что стремиться в храм.»

1) Игорь Северянин - рассказ учителя.

2) Первичное чтение учителем. Беседа по содержанию.

- Что значит петь?

- Восхвалять.

- С чем поэт сравнивает свое отношение к России?

- Как бы вы определили тему этого стихотворения (о чем оно)?

3) Словарная работа.

Храм - святое место.

Мать, невеста - близкие люди.

Родина моя - (одним словом?) -любовь.

4) Продолжение беседы.

- Почему поэт заканчивает свое стихотворение многоточием?

- Поэт дает нам возможность поразмышлять, чем для нас является Родина.

- Как мы должны читать это стихотворение?

- Проникновенно, задушевно.

(Дети готовятся именно к такому чтению).

5) Выразительное чтение

стихотворения «О России петь - что стремиться в храм.»

6) Работа с таблицей.

Стихотворение «Слово о русской

земле» неизвестным автором было написано более 700 лет тому назад. Калики переходили из одного поселения в другое, так эти стихи дошли до нас.

1) Первичное чтение стихотворения учителем.

2) Словарная работа.

Дивишь - удивляешь.

Ты — обращение к близкому человеку.

Дубравы - дубовый лес.

Красно - красивое (цвет, красота, что-то очень важное).

Светло - светлое - (какие чувства?).

- Чувство радости.

Источники - родник, чистая вода, ключ.

3) Чтение про себя «Слова о русской земле».

4) Беседа по содержанию.

- Какие красоты Русской земли «дивят» (удивляют, восхищают) автора? Прочитайте слова, которые выражают главную мысль текста.

- Какой этот текст по настроению: веселый, грустный, торжественный?

- Что стоит в конце? Почему?

- Многоточие.

Кем гордится Россия?

- Людьми.

5) Чтение выразительно «Слова о русской земле».

6) Работа с таблицей.

Чтение и прослушивание музыки

Прослушивание музыки: «Великий

колокольный звон» из оперы «Борис Годунов» (музыка М. Мусоргского, поэма А. С. Пушкина) и знакомство со стихотворением С. Есенина «Колокол дремавший».

- Какая по характеру музыка?

- Какие слова вы бы подобрали к нему?

- Призывный, торжественный, праздничный.

Повторное слушание.

- Что изобразил в музыке композитор?

- Звон колоколов.

- Партии колоколов исполняют настоящие колокола или инструменты симфонического оркестра?

- Изображают один или несколько колоколов?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Несколько, большие и поменьше.

- Как называется игра нескольких колоколов?

- Перезвон, трезвон.

Чтение стихотворения С. Есенина «Колокол дремавший» под музыкальное сопровождение фрагмента из оперы М. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке».

Беседа

- Что дорого на родной земле?

- Природа, рассвет.

Какой прием использовал автор?

- Олицетворение.

Конец стихотворения читает учитель.

- Что вам послышалось?

- Звоннн - звукопись.

Стихотворение читается таинственно

(тайна пробуждения природы.)

Дети готовятся читать выразительно «Колокол дремавший».

- Что общего вы находите в произведениях М. Мусоргского и С. Есенина?

- В музыкальном произведении звон колоколов мы слышим в исполнении музыкальных инструментов, а в стихотворении автор использовал поэтический прием звукопись, используя слово звон.

- Сумели ли сегодня авторы произведений вам передать эту любовь (любовь к Родине)?

- Что бы вы сделали для Родины?

- В карточках-итожниках на одной стороне напишите ответ на этот вопрос, на другой - напишите одним словом, что для вас Родина?

Наблюдение в ходе урока за нарастанием эмоционального

возбуждения у младших школьников, всплесками их «душевного состояния» позволяют убедиться в достаточной эффективности такого обучения. Шаг за шагом эмоциональный настрой растет, музыкальное сопровождение усиливает патриотический потенциал словесного жанра, создавая экспрессию чувств у младшего школьника.

Таким образом, интегрированный урок по типу «литературное чтение + музыка» позволяет всесторонне развивать личность, воздействуя на речь, мышление, память, стимулируя психоэмоциональное состояние и интеллектуальное развитие младшего школьника.

Выпускники МОУ «Прогимназия № 52» г. Махачкалы в результате апробации и внедрения авторской методики интегрированного обучения научились наблюдать, воспринимать музыку и размышлять о ней; воплощать

- Подчинены общей теме - «Любовь к Родине», авторы горячо любили свою Родину, близких им людей, природу, были очень наблюдательны.

Заполнить таблицу на доске:

музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластичес-ких композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых и инструментальных произведений;

импровизировать в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности.

По окончании учебы учащиеся младших классов умеют не только слушать, но и слышать и различать звучание (пение птиц, шум моря, ветра и пр.) природы и музыки в жизни; размышлять об истоках возникновения музыкального искусства и музыкальных произведений как о способе выражения чувств и мыслей человека; эмоционально, с эстетически

окрашенными чувствами откликаться на музыку, выражать свое отношение к ней в слове, рисунке, жесте, пении и др.; сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки; реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкальноисполнительские замыслы в различных видах деятельности; умеют соотносить интонационно-мелодичес-кие особенности музыкального творчества своего народа и народов других стран мира; могут узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов и др.

Завершение

Автор Тема Выражение Прием (знаки Чтение

препинания)

Игорь Северянин любовь к близким, родным сравнение многоточие проникновенно

Неизвестный автор любовь к Родине через восхищение природными богатствами перечисление многоточие торжественно

Сергей Есенин любовь к Родине через природу олицетворение точка таинственно

Примечания

1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991. 2. Занков Л. В. О педагогических исследованиях проблемы обучения и развития // Экспериментальные исследования по проблемам перестройки начального обучения. Тбилиси, 1969. С. 3-35. 3. Зверев И. Д. Интеграция и «интегрированный» предмет // Биология в школе. 1991. № 5. С. 4649. 4. Капичникова Л. Н. Межпредметные связи в обучении языкам // Русский язык в

национальной школе. 1986. № 10. С. 7. 5. Магомедова З. М. Мастер-класс. Интегрированные уроки по литературному чтению / под ред. Д. М. Маллаева. 2-е изд. Махачкала, 2009. С. 59. 6. Мирзоев Ш. А. Воспитание музыкой // Советский Дагестан. 1984. № 4. 7. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969. С. 96.

Статья поступила в редакцию 12.02.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.