Научная статья на тему 'Интегрированное обучение учащихся черчению и технологии на основе детских деревянных динамичных игрушек'

Интегрированное обучение учащихся черчению и технологии на основе детских деревянных динамичных игрушек Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕРЧЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ХУДОЖЕСТВЕННО-КОНСТРУКТОРСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ИЗГОТОВЛЕНИЕ / ДЕТСКИЕ ДЕРЕВЯННЫЕ ИГРУШКИ-МАШИНКИ / АНАЛОГИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлов Н.Г.

Статья посвящена методике графической подготовки учащихся пятого класса на уроках технологии в процессе сборки ими детских деревянных игрушек-машинок, а также методике обучения девятиклассников черчению в ходе изучения раздела «Сборочные чертежи» в рамках концепции интегрированного обучения учащихся черчению и технологии на основе объектов декоративно-прикладного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлов Н.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегрированное обучение учащихся черчению и технологии на основе детских деревянных динамичных игрушек»

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЧЕНИЮ И ТЕХНОЛОГИИ НА ОСНОВЕ ДЕТСКИХ ДЕРЕВЯННЫХ ДИНАМИЧНЫХ ИГРУШЕК

© Михайлов Н.Г.*

Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова,

г. Архангельск

Статья посвящена методике графической подготовки учащихся пятого класса на уроках технологии в процессе сборки ими детских деревянных игрушек-машинок, а также методике обучения девятиклассников черчению в ходе изучения раздела «Сборочные чертежи» в рамках концепции интегрированного обучения учащихся черчению и технологии на основе объектов декоративно-прикладного искусства.

Ключевые слова черчение, технология, интеграция, графическая подготовка, художественно-конструкторское мышление, проектирование, изготовление, детские деревянные игрушки-машинки, аналоги.

В соответствии с примерной системой практических заданий для изучения технического труда на основе декоративно-прикладного искусства (59 классы), предложенной д.п.н., профессором К.А. Скворцовым пятиклассники на уроках технологии по обработке древесины в процессе изучения тем четырехчасового первого учебного блока собирают игрушечные машинки из готовых деревянных деталей [1-3].

Для эффективного обучения учащихся данному учебному блоку К.А. Скворцовым опубликованы методические рекомендации [2; 3, с. 5-8] на базе опыта, заимствованного им у учителя технического труда В.Л. Рах-манина школы № 763 г. Москвы. Основная суть рекомендаций заключается в следующем: 1) детям на первом уроке технического труда сообщить, что деталь это изделие, изготовленное из однородного материала без применения сборочных операций; 2) рассказать о клееных соединениях деталей, соединениях с помощью шурупов и гвоздей, демонстрируя готовые изделия; 3) перед сборкой игрушечных машинок из готовых деталей, дать школьникам задание, по условию которого им необходимо на фланели, прикреплённой на классной доске, изобразить модель игрушки путём складывания бархатной стороной на фланели элементов, вырезанных из бархатной бумаги, соответствующих деревянным деталям, из которых дети будут собирать машинки1; 4) каждый школьник выбирает свой вариант конструкции иг-

* Доцент кафедры Технологии и безопасности жизнедеятельности, кандидат педагогических наук, доцент.

1 За счёт ворса с бархатистой стороны вырезанные элементы из бархатной бумаги легко держатся на фланели. Из объяснения К.А. Скворцова, такой способ изображения объектов называется фланелеграфией, используемой в методике изобразительного искусства при выполнении узоров на уроках декоративного рисования [3, с. 5-6].

рушки, полученный методом фланелеграфии; 5) ознакомление школьников с материалами, принадлежностями и инструментами, необходимыми для работы, технологическим процессом и техникой безопасности; 6) принятие школьником решения, как будут соединены детали изделия (с помощью клея, шурупов или гвоздей) и его сборка из готовых деревянных деталей.

В упомянутых выше разработках их автор акцентировал внимание на методике обучения учащихся технологии. На этих занятиях необходимо также ознакомить школьников с чертёжно-графической документацией, поскольку она крайне необходима при проектировании и изготовлении, как игрушек, так и любых других полезных и нужных людям различных предметов, изделий и крупных объектов. В связи с этим предлагаем обучать школьников чертёжной грамоте как в процессе изучения ими тем по технологии и изготовлении игрушечной машинки на уроках первого учебного блока, так и при изготовлении других изделий декоративно-прикладного искусства на других уроках технологии. Перед тем, как дети начнут собирать свои игрушечные машинки, учитель может ознакомить их с проектно-конструктор-ской документацией игрушек, разработанной старшеклассниками на уроках черчения (рис. 1-7), при этом обучить некоторым темам курса черчения: «Рабочий чертёж», «Сборочный чертёж», «Изображение клеевого соединения на чертеже» и др. (см. наименования рис. 1-7), которые имеют прямое отношение к изготовлению пятиклассниками машинки на уроках технологии.

Старшеклассники теперь изучают черчение в течение одного учебного года в 8-м или 9-м классе (1 ч. в неделю, 34 ч. в год) [10, с. 94-106].

В соответствии с методическим пособием В.Н. Виноградова на уроках 29-33 [10, с. 101-102] школьники осваивают следующие разделы и их темы:

Уроки 29 и 30. Сборочный чертёж: Изображение на сборочном чертеже. Размеры, номера позиций, штриховка. Чтение чертежей сборочных единиц. Практическая работа (ПР): Ответы на вопросы по чертежу, чтение сборочных чертежей.

Урок 31. Деталирование: Деталирование сборочных чертежей. ПР: Выполнение эскизов, рисунков деталей по сборочному чертежу.

Урок 32. Практическая работа № 7: Конструирование. ПР: Разработка конструкции одной из деталей сборочной единицы. Выполнение фрагмента сборочного чертежа.

Урок 33. Контрольная графическая работа № 8: Чертёж детали. ПР: Выполнение по сборочному чертежу чертежа одной детали.

С целью формирования у школьников творческих способностей и художественно-конструкторского мышления предлагаем объединить темы этих уроков в один учебный блок и в процессе их изучения разрабатывать проектно-конструкторскую документацию на игрушечную машину «Фургон», «Машина спортивная», «Молоковоз», «Багги» (рис. 2-7) и др. на основе предложенных аналогов деревянных игрушек-машин (рис. 1). Показ цвета на чертежах в технике акварельной отмывки.

Рис. 1. Игрушечные деревянные машинки-аналоги, изготовленные на Архангельской фабрике деревянной игрушки

Рис. 2. Титульный лист к папке проектно-конструкторской документации на игрушку «Багги»

Рис. 3. Сборочный чертёж игрушки «Багги»

Рис. 4. Фронтальная диметрическая проекция игрушки «Багги»

Рис. 5. Рабочий чертёж и аксонометрия кабины игрушки «Багги»

Рис. 6. Чертежи и аксонометрические проекции колеса игрушки «Багги»

70

3

Гимназия № кл 8 Б Передо \ 11 \№ 27

Ось

Рис. 7. Чертежи и аксонометрические проекции оси игрушки «Багги»

Список литературы:

1. Скворцов К.А. Декоративно-прикладное направление в обучении техническому труду // Школа и производство. - 2005. - № 1. - С. 52-58.

2. Скворцов К.А. Обработка древесины (5-й класс) // Школа и производство. - 2005. - № 2. - С. 39-43.

3. Скворцов К.А. Работа с древесиной: Методические разработки на примере изделий декоративно-прикладного искусства. 5 класс. - М.: Школьная Пресса, 2007. - 32 с.: ил. - («Школа и производство». Библиотека журнала»; Вып. 30).

4. Симоненко В.Д. Технология: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений: вариант для мальчиков / В.Д. Симоненко, А.Т. Тищенко, П.С. Самород-ский; под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Просвещение, 2005. - 191 с.: ил.

5. Ботвинников А.Д. и др. Черчение: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский. - 4-е изд., дораб. - М.: АСТ: Астрель, 2013. - 221, [3] с.: ил.

6. Гжиров Р.И. Краткий справочник конструктора. - Л.: Машиностроение, Ленингр. отд-ние, 1983. - 464 с.: ил.

7. Справочное руководство по черчению / В.Н. Богданов, И.Ф. Мале-жик, А.П. Верхола и др. - М.: Машиностроение, 1989. - 864 с.: ил.

8. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя: в 3 т. Т. 1 / Под ред. И.Н. Жестковой. - 8-е изд., перераб и доп. -М.: Машиностроение, 2001. - 920 с.: ил.

9. Михайлов Н.Г. Черчение в школе: концепция обучения в интеграции с технологией и искусством // Педагогика. - 2007. - № 9. - С. 122-124.

10. Виноградов В.Н. Тематическое и поурочное планирование по черчению: к учебнику А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнеполь-ского «Черчение: для 7-8 кл. общеобразоват. учреждений»: 7-8 кл.: метод. пособие / В.Н. Виноградов. - М.: Экзамен, 2006. - 159, [1] с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.