Научная статья на тему 'Интегрированное обучение критическому мышлению в рамках внутридисциплинарного подхода'

Интегрированное обучение критическому мышлению в рамках внутридисциплинарного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
304
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ / ВНУТРИДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / THE INTEGRATED THINKING / INTEGRATION / TECHNOLOGY / INTERNAL DISCIPLINARY INTEGRATION / CRITICAL THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведкова Елена Станиславовна

В статье рассматриваются вопросы развития творческого и критического мышления с использованием интеграции современных технических возможностей на занятиях в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Медведкова Елена Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTEGRATED TEACHING OF CRITICAL THINKING WITHIN THE BOUNDS OF INTERNAL DISCIPLINARY APPROACH

The article deals with the issues of the development of creative and critical thinking using the integration of modern and technical means in high school.

Текст научной работы на тему «Интегрированное обучение критическому мышлению в рамках внутридисциплинарного подхода»

Медведкова Е. С

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КРИТИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ В РАМКАХ

ВНУТРИДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА

Medvedkova E.S.

THE INTEGRATED TEACHING OF CRITICAL THINKING WITHIN THE BOUNDS OF INTERNAL DISCIPLINARY APPROACH

Ключевые слова: интегрированное обучение, интеграция, технология,

внутридисциплинарная интеграция, критическое мышление

Keywords: the integrated thinking, integration, technology, internal disciplinary integration, critical thinking.

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы развития творческого и критического мышления с использованием интеграции современных технических возможностей на занятиях в высшей школе.

Abstract

The article deals with the issues of the development of creative and critical thinking using the integration of modern and technical means in high school.

Сегодня без интегрированного обучения сложно представить любой процесс обучения, в том числе и критическому мышлению, которое поможет в выполнении любого творческого задания.

К.Д. Ушинский считал, что весьма перспективной и актуальной является связь между предметами на основе ведущих идей и общих понятий. Интеграция способствует повышению теоретического уровня изучаемых дисциплин и приобщению студентов к системному, критическому методу мышления, развивает способности к синтезу знаний из различных предметов.

Интегрированное обучение строится:

- во-первых - на необходимости изыскивать способы ограничения построения обучения только на одном предмете;

- во-вторых - в отличие от предметной, локальной организации обучения, когда процесс обучения направлен на формирование человека "по частям", интегрированное обучение предполагает процесс становления целостной личности.

Нам важна третья составляющая интегрированного обучения, при которой интегрированное построение учебного процесса заключает в себе значительно больше технологических возможностей. В условиях сближения и слияния разнокачественных знаний, способов деятельности, приемов мышления обучение предполагает, согласно исследованиям Рыскуловой М. Н., междисциплинарную (междисциплинарные связи) и внутридисциплинарную (интеграция методов, форм и средств обучения) интеграцию

Внутридисциплинарная интеграция представляет собой дидактический синтез, который осуществляется как на уровне содержания, так и на уровне методов, приемов, форм проведения учебных занятий. Интегрированное обучение осуществляется посредством различных способов деятельности: алгоритмизации, синтеза, анализа, конкретизации, абстрагирования, систематизации, моделирования, обобщения, которые обеспечивают дискурсивность, концентрацию и уплотнение учебного материала, а также оптимальный способ его подачи.

Самый главный вопрос о соотношении современных технологий и образования -это не «Что делать?», а «Когда произойдут принципиальные изменения?». Конечно, наша жизнь изменится к 2100 году, но как быстро изменится образование? Это зависит от

быстроты формирования умений владения мультимедийной техникой в том числе. Процесс овладения техникой предполагает четыре стадии. Первая - это очень поверхностное овладение техникой, что зачастую и происходит в образовании. Вторая -использование цифровых технологий для выполнения традиционных заданий традиционными способами. Например, использование интернета в качестве почты. Третья

- использование цифровых технологий для выполнения традиционных заданий новыми способами. Здесь технологии могут быть использованы преподавателями и студентами для исследовательских работ, устных презентаций при помощи цифровых возможностей таких как видео и флеш анимация. В современном образовании нужно учитывать тот фактор, что новое поколение уже родилось с цифровыми технологиями и живет в них, а старшее поколение всего лишь «иммигранты» в мире цифровых технологий. У студентов навыки пользования современными технологиями уже сформированы, а преподавателям фактически их надо у себя вырабатывать. Вероятно, путь к новому образованию лежит через соединение практических умений наших студентов в области цифровых технологий со знаниями преподавателя. Студенты часто и мои помощники в овладении новыми технологическими навыками. Четвертая стадия предполагает новые учебные планы, новую организацию ученого процесса в целом, новые способы контроля знаний в интеграции с новыми технологиями. В результате это обеспечит четыре важных компонента обучения - активную учебную деятельность студента, групповую работу, постоянное взаимодействие преподавателя и студента и возможность быть компетентным на современном уровне развития науки, техники, общества.

Сегодня интегрированное обучение невозможно без таких приемов и методов проведения учебных занятий, как использование компьютеров и Интернета, которые обладают неограниченным потенциалом интегрирования всех составляющих педагогического процесса, обеспечивая новые каналы восприятия материала. Практика показывает, что информационные технологии в обучении иностранному языку имеют ряд преимуществ перед другими, позволяя прослушивать аутентичные тексты, повышать мотивацию в изучении языка, развивать скорость чтения при выполнении тестовых заданий, развивать грамотность и страноведческую эрудицию за счет знакомства с большим количеством аудио- и видеоматериалов.

Огромное количество источников в мировой сети может обеспечить любое занятие интересными, разнообразными, современными учебными источниками углубления знаний. Для использования возможностей современных мультимедийных технологий при обучении иностранному языку я использую следующие моменты в организации практического занятия:

1. Расширение традиционного вопроса «Какая сегодня погода?» при помощи таких сайтов как UM Weather, The Weather Channel, или USA Today Weather.

2. Образовательные сайты предлагают использовать ежемесячно красочный календарь для того, чтобы быть в курсе событий современного мира и повышения страноведческой культуры изучаемого языка. Например, October calendar показывает сайты, посвященные событиям октября.

3. Использование известной цитаты в начале занятия. Сайты Quote of the Day, Quotes of the Day^ Quote A Day помогут и преподавателю и студенту найти интересные, провоцирующие мысль и способствующие творческому и критическому мышлению цитаты.

4. Прикоснуться к истории помогут сайты Today in History и This Day in History.

5. Хорошим способом активировать мыслительный процесс является использование текста басни. (You Tube, British Council.)

6. Новостной сайт на Yahoo.com с видеоновостями о текущих событиях, поможет студенту углублять свои знания самостоятельно.

7. Познавательный сайт How Stuff Works (Как вещи устроены) содержит множество информации с большим количеством текстов по разной тематике.

8. Занятие по грамматике можно усилить и разнообразить сайтами Lesson Archive и British Council.uk.co.

9. Использование онлайн тестов по грамматике живо воспринимается студентами, потому что они имеют возможность немедленно увидеть свои результаты. Такие тесты мне удавалось использовать со студентами разных специальностей (юристы, информатики, экономисты, филологи).

10. При изучении географии стран изучаемого языка скучная тема станет увлекательной с использованием сайтов National Geographic’s Map Machine и GeoBee Challenge.

11. Усталость в конце учебной недели снимут сайты, содержащие забавные истории, например Joke of the Day.

12. Создание блогов преподавателями. В современной педагогике такой вид работы может стать хорошим инструментом в подготовке специалистов и бакалавров.

Среди многообразия инновационных форм и методов проведения учебного занятия по иностранному языку, как показывает практика, наиболее эффективной является технология обучения в комбинации с методом проектов, выполненных при помощи цифровых технологий. Основываясь на исследованиях Дж. Дьюи, который предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность обучаемого, В.Х. Килпатриком был разработан метод проектов. При этом студент выполняет весь запроектированный цикл активности от начала и до конца: придумывает, разрабатывает, корректирует, наполняет содержанием. Так, например, студентами были сделаны проекты, посвященные различным темам, а именно «Погода», «Фестивали», «Страны мира» и другие. Критически размышляя, мы вместе со студентами постепенно определили составляющие проекта. Ими стали - крупный шрифт, емкий и в то же время краткий текст, сопровождаемый иллюстрациями, 6-7 слайдов, 1-2 видео вставки, интерактивное задание и уверенное владение излагаемым материалом. Каждый проект защищался на занятиях и оценивался студентами по определенным критериям. Среди них, такие как истинность содержания, объем предоставляемой информации, соответствие тематике, доступность и ясность изложения, умение вовлечь слушателей в процесс презентации материала с элементами дискуссии.

Интеграция таких способов учебной деятельности позволяет не только добиться успехов в оптимальном усвоении материала, но и создать условия для речевой активности каждого обучающегося.

Современные информационные технологии, которые предполагают обучение в реальном времени, особенно эффективны для развития критических навыков мышления у студентов. Они помогают процессу переосмысления полученной информации и дальнейшему созданию новой информации, ускорению инновационного мышления студентов, особенно, когда необходимо расширить рамки учебной программы.

Таким образом, в обучении студентов эффективно сочетается интеграция технологии критического мышления и традиционного коммуникативного метода.

Библиографический список

1. Рыскулова М. Н. Методика курсового проектирования на основе интеграции общетехнических и специальных дисциплин в строительном вузе / М. Н. Рыскулова, М. В. Лагунова ; Волж. гос. инж.пед. акад. - Н. Новгород: ВГИПА, 2004. - 131 с.

2. Данилюк А.Я. Теоретико-методические основы интеграции в образовании: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ростов-на-Дону, 1997. - C. 27.

3. Пульбере А., Гукаленко О., Устименко С.. Интегрированные технологии // Высшее образование в России. - 2004. - № 1. - С. 123.

4. Воронина В.В. Внедрение информационных технологий в преподавание предметов школьного курса // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 10 сентября.

5. Официальный сайт Научно-методического журнала "Интеграция образования".

6. Marc Prensky. Shaping Tech for the Classroom.21st-century schools need 21st-century technology.http://www.edutopia.org/adopt-and-adapt-shaping-tech-for-dassroom

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.