Научная статья на тему 'Интегрированная траектория формирования компетенций будущего it-специалиста'

Интегрированная траектория формирования компетенций будущего it-специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
437
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОМ МУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНТЕГРИРОВАН НАЯ ТРАЕКТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ IT-КОМПЕТЕНЦИЙ / ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE / INTEGRATED IT-PATH FORMING SKILLS / BASIC EDUCATIONAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Александра Александровна, Чернышева Татьяна Юрьевна, Молнина Елена Владимировна

В статье рассмотрены этапы формирова ния информационно-коммуникационной ком петентности обучаемых, выбирающих профес сию IT-специалиста. Представлены основные положения основной образовательной про граммы направления 230700 «Прикладная информатика в экономике» по квалифика циям «бакалавр» и «магистр», реализуемых в ЮТИ ТПУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Захарова Александра Александровна, Чернышева Татьяна Юрьевна, Молнина Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATED PATH IN BUILDING COMPETENCES OF FUTURE IT-SPECIALIST

The article deals with the stages of the formation of information and communication competences of students who choose a profession of IT-specialist. The main positions of the basic educational program 230700 «Applied Informatics in Economics» on qualifications of «Bachelor» and «Master», realized in UTI TPU, are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Интегрированная траектория формирования компетенций будущего it-специалиста»

УДК / UDC 378 А. А. Захарова, Т. Ю. Чернышева, Е. В. Молнина

A. Zakharova, T. Chernysheva, E. Molnina

ИНТЕГРИРОВАННАЯ ТРАЕКТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

компетенций будущего it-специалиста

INTEGRATED PATH IN BUILDING COMPETENCES OF FUTURE IT-SPECIALIST

В статье рассмотрены этапы формирования информационно-коммуникационной компетентности обучаемых, выбирающих профессию IT-специалиста. Представлены основные положения основной образовательной программы направления 230700 «Прикладная информатика в экономике» по квалификациям «бакалавр» и «магистр», реализуемых в ЮТИ ТПУ.

The article deals with the stages of the formation of information and communication competences of students who choose a profession of IT-specialist. The main positions of the basic educational program 230700 «Applied Informatics in Economics» on qualifications of «Bachelor» and «Master», realized in UTI TPU, are presented in the article.

Ключевые слова: информационно-коммуникационная компетентность, интегрированная траектория формирования IT-компетенций, основная образовательная программа.

Keywords: information and communication competence, integrated IT-path forming skills, basic educational program.

Компетентностная модель обучаемого кафедры информационных систем ЮТИ ТПУ

Главными составляющими информационно-коммуникационной компетенции выпускника являются индивидуальные способности и качества, определяющие его возможности и умения:

• самостоятельно искать, анализировать, представлять и передавать информацию;

• моделировать и проектировать объекты и процессы, в том числе собственную индивидуальную деятельность и деятельность коллектива;

• творчески и эффективно решать задачи, которые возникают перед ним в процессе продуктивной деятельности;

• ориентироваться в среде, организован-

ной на базе современных информационных и коммуникационных технологий;

• квалифицированно использовать в своей практической профессиональной деятельности современные средства информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих многократное увеличение производительности труда.

Обычно при исследовании проблем формирования конкретной компетентности выделяют три уровня владения ИКТ-компетенциями [1] (рис.):

— базовый: на данном уровне накапливаются базовые знания, умения и навыки, необходимые для знакомства с компьютерной грамотностью; применение ИКТ минимально (владение общими приемами создания, редактирования, сохранения, копирования и переноса информации в электронном виде, представление информации средствами презентационных технологий, освоение навыков поиска информации в сети Интернет и т. д., выбор способа сетевого взаимодействия (или их комбинации), наиболее соответствующего характеру проблемы и позволяющего выработать наиболее оптимальное решение;

— технологический: на данном уровне ИКТ становятся инструментом в осуществлении прикладной деятельности (оценка потенциала интернет-ресурсов, степени их интерактивности и информативности с позиций целевой предметной области; анализ программных средств и ресурсов сети глобальной компьютерной сети с учетом основных технологических, экономических, эргономических и технических требований; оценка качества, средств и форм представления в глобальной сети Интернет программно-технологического и информационного обеспечения и др.);

— практический (профессиональный): на данном уровне целесообразно говорить о создании новых инструментов для осуществления информационной деятельности.

Компетентностная модель обучаемого кафедры информационных систем (далее — ИС] ЮТИ ТПУ отражает деятельностный характер подготовки, определяет степень готовности выпускника к успешной профессиональной деятельности и уровень развития у него общекультурных компетенций с учетом требований работодателей и международных стандартов в соответствующей области науки, техники и технологий.

Для формирования компетентностной модели кафедрой разработана система формирования информационно-коммуникационной компетентности обучающихся в образовательном процессе кафедры ИС ЮТИ тПу

Составляющими компонентами компе-тентностной модели обучаемого кафедры ИС ЮТИ ТПУ являются следующие этапы формирования информационно-коммуникационной компетентности обучаемых (табл. 1].

Рис. Уровни владения ИКТ-компетенциями

Таблица 1

Этапы формирования информационно-коммуникационной компетентности по категориям обучаемых

Уровень владения ИКТ-компетенциями Категория обучаемого Сферы деятельности кафедры по формированию ИКТ-компетенций

Базовый Учащиеся средних и средне-профессиональных учебных заведений • Профориентационная работа • Организация и проведение олимпиад • Вебинары • Организация и проведение научных школ, конференций • Организация и проведение ситуационных игр и др. • Проведение подготовительных курсов по подготовке к ЕГЭ, курсы выравнивания, курсы по дополнительному образованию, семинары

Технологический Бакалавр Магистр Слушатели курсов по дополнительному образованию • Основная образовательная программа направления 230700 «Прикладная информатика» • Организация и проведение олимпиад • Организация и проведение научных школ, конференций • Проведение курсов по дополнительному образованию, семинары, вебинары и др.

Практический (профессиональный]

Подготовка к поступлению в высшее учебное заведение

Первый этап формирования информационно-коммуникационных компетенций личности связан с окончанием учреждения среднего образования и подготовкой к поступлению в высшее учебное заведение.

Одним из способов побуждения к обучению направления подготовки 230700 «Прикладная информатика» является профориентация. Для этого необходимо не просто познакомить с предлагаемой профессией, но и заинтересовать абитуриентов, показать преимущества, перспективы и возможности для успешной самореализации, своих интересов и увлечений,

получения высокого дохода в предлагаемой сфере деятельности. При проведении профориентационных мероприятий применяются многочисленные инструменты и методики.

В ЮТИ ТПУ разработан план мероприятий по профориентационной работе, в том числе с учетом предложений кафедр и подразделений.

Дни открытых дверей, презентация учебного заведения традиционно проводятся в марте. Цель мероприятий — обратить внимание абитуриентов на учебное заведение, специальность, отрасль, привлечь к обсуждению и ответить на все вопросы, касающиеся условий поступления, направлений обучения и т. д.

В ходе подобных мероприятий старшеклассники могут подробнее узнать о специальностях, получив информацию из первых рук, и это одна из эффективных методик, поскольку даже самые передовые дистанционные способы получения информации не заменят непосредственного межличностного общения.

Преподаватели кафедры информационных систем уже традиционно проводят ряд открытых мероприятий для студентов с привлечением школьников и учащихся средних профессиональных учебных заведений города Юрги и Юргинского района. Поддерживается тесный контакт с учителями информатики этих учебных заведений. Проводятся консультации школьников и их родителей по направлению 230700 «Прикладная информатика», индивидуальное сопровождение абитуриентов. Преподаватели кафедры ИС выступают в качестве председателей и членов жюри секций информатики на школьных и городских конференциях.

Подготовительные курсы по математике и физике на базе ЮТИ ТПУ организуются с целью повышения уровня подготовки к ЕГЭ как необходимого условия поступления в Томский политехнический университет, где проходной балл с каждым годом повышается.

Постоянно сотрудники кафедры ИС проводят профориентационные встречи с потенциальными абитуриентами, в ходе которых проводится анкетирование. Основными целями анкетирования являются выявление сфер профессиональных интересов и наклонностей учащихся, их знаний, умений и компетенций. Собирается информация о персональных данных (с согласия анкетируемого] для дальнейшего взаимодействия института с потенциальным абитуриентом. Тем самым пополняется база данных информационной системы учета и планирования профориентационной работы кафедры ИС ЮТИ ТПУ.

Обзваниваются директора школ и техникумов для согласования мероприятий по профориентации. По согласованию проводятся тематические экскурсии для всестороннего ознакомления с ЮТИ ТПУ, сферой ИТ-технологий (история, подразделения, технологический процесс, орудия труда, ведущие профессии, условия труда]. Для набора в магистратуру также ведется пропаганда в организациях и предприятиях среди руководящего состава и желающих повысить свою квалификацию.

Одной из традиционных форм профориентационной работы является подготовка и публикация материалов в средствах массо-

вой информации. Развитие технологий и медиарынка, появление новых видов средств массовой информации позволяют сделать сотрудничество со СМИ более разнообразным, информируют максимально широкую аудиторию (абитуриентов, их родителей, преподавательское сообщество), используя различные площадки (1пЁегпеЁ, печатные СМИ, в школах, на тематических выставках и ярмарках, праздниках, через региональные библиотеки и т. п.).

Все события и новости кафедры ИС отражены на сайте института (www.uti.tpu.ru). Информация о кафедре ИС и направлении 230700 «Прикладная информатика» представлена в социальной сети Укс^ак^е, работу которой постоянно поддерживают студент специальности, администратор-инженер и заведующий кафедрой ИС. На страницах выкладывается как прямая реклама образовательного учреждения и специальности, так и ответы на вопросы, информирование об актуальных проектах и акциях (например, создание групп и событий, приглашающих на мероприятия).

Еще одним из активно используемых видов информационного сопровождения профориентации кафедры ИС является проведение и публикация результатов маркетинговых исследований. Прежде всего маркетинговые исследования проводятся с целью ознакомления с ситуацией, планированием дальнейших показателей/действий с учетом полученных качественных и количественных результатов, расчета и корректировки действий.

На основе полученных сведений обычно готовится аналитическая справка, содержащая обоснование и разъяснение показателей (например, план приема обучающихся, профессионально-квалификационная структура плана приема, развитие спектра профессиональных образовательных программ на среднесрочный период), выводы из которой используются для публикаций в СМИ, размещаются на сайте ЮТИ ТПУ. Также результаты исследований используются, например, при составлении заявки в органы управления образованием для установления контрольных цифр приема обучающихся на следующий учебный год.

Эффективным методом повышения качества усвоения информационных знаний школьников является ситуационная игра. Этим обоснована необходимость ее применения в обучении информационным технологиям.

Недавно преподавателями кафедры ИС разработано положение о ситуационной игре «Вектор». Данная игра в рамках профориента-

ции проводится с целью знакомства школьников с ЮТИ ТПУ, особенностями обучения по направлению подготовки 230700 «Прикладная информатика», выявления потенциальных абитуриентов ЮТИ ТПУ. Достигаются цели:

• образовательная: проверка знаний, умений, навыков по курсу «Информатика и ИКТ»;

• воспитательная: воспитывать самостоятельность, целеустремленность, умение работать в команде, ответственность в достижении цели;

• развивающая: развивать познавательный интерес учащихся к предмету, логическое мышление, творческую активность.

Игра представляет собой синтез спортивного ориентирования и викторины. Для каждой команды назначается определенный маршрут на территории ЮТИ ТПУ, в учебных корпусах осуществляется выполнение заданий. В тематику заданий входит: математические действия в табличном процессоре, алгоритмизация, кодирование, кроссворд, сбор компьютера, история информатики и т. п. Организаторы знакомят участников с инструкцией по считыванию кода планшетом, а также с техникой безопасности при прохождении маршрута.

С целью пропаганды среди молодежи вопросов информатизации, в том числе программирования, повышения престижа профессии в сфере информационных технологий, в ЮТИ ТПУ проводятся олимпиады по информатике, по базам данных, 1С: Программирование, 1С: Бухгалтерия и др.

В рамках одновременного проведения мероприятий фирмы «1С» по всей России в ноябре проводится день «1С: Карьера». К участию в мероприятии в Юрге привлекаются не только студенты ЮТИ ТПУ, но и учащиеся, желающие познакомиться с платформой 1С. День «1С: Карьера» направлен на привлечение кадров в одну из важнейших отраслей инновационной экономики — отрасль информационно-коммуникационных технологий. Это актуально для молодежи города Юрги. Специфика отрасли ИТ позволяет молодым специалистам создавать малые и средние инновационные предприятия или работать в них, оставаясь в родном городе. В рамках дня «1С: Карьера» проходит множество выступлений и мероприятий.

Концепция образовательной программы бакалавриата направления 230700 «Прикладная информатика»

Концепция образовательной программы бакалавриата опирается на утвержденную

миссию Томского политехнического университета. Подготовка бакалавров по направлению 230700 «Прикладная информатика» (профиль «прикладная информатика в экономике») в Юр-гинском технологическом институте (филиале] Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Национального исследовательского Томского политехнического университета осуществляется кафедрой ИС ЮТИ ТПУ.

К исключительным компетенциям бакалавра относятся [2]:

— выпускник имеет навыки проектирования, создания и применения профессионально ориентированных оболочек, состоящих из специальных программных средств, информационного обеспечения и организационных мероприятий поддержки функционирования конкретных процессов в области их применения (экономике];

— выпускник умеет анализировать, прогнозировать, моделировать и создавать информационные процессы и технологии в рамках профессионально ориентированных информационных систем (в экономике];

— выпускник умеет работать в команде и имеет опыт управления проектами;

— выпускник владеет иноязычной профессионально-коммуникативной компетенцией (английский язык].

Основные задачи, которые ставит перед собой кафедра на ближайшие годы:

1. Формирование новой концепции обучения по основным образовательным программам кафедры, направленной на формирование опережающих 1Т-компетенций в сфере разработки, внедрения, сопровождения и эксплуатации информационных систем.

2. Расширение спектра образовательных программ кафедры. Участие в международных программах обмена студентов, аспирантов, преподавателей.

3. Развитие электронной системы обучения по основным и дополнительным образовательным программам.

4. Качественный рост научных исследований, выход на международный уровень публикаций и финансирования, создание научной школы.

Цель общеобразовательной программы (ООП] бакалавриата — развитие у студентов личностных качеств, а также формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО

по данному направлению подготовки. Целью обучения и воспитания является подготовка активного, творчески мыслящего специалиста в области аналитической, производственнотехнологической, организационно-управленческой, научно-исследовательской деятельности по проектированию, сопровождению и развитию автоматизации прикладных информационных процессов, в частности в образовательных системах.

Выпускники, обучавшиеся по направлению «Прикладная информатика», могут быть подготовлены к выполнению следующих видов профессиональной деятельности: проектная, производственно-технологическая, организационно-управленческая, аналитическая, научно-исследовательская.

Выпускник-бакалавр по направлению подготовки 230700 «Прикладная информатика» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности: проведение обследования прикладной области в соответствии с профилем подготовки (экономика]; моделирование прикладных и информационных процессов; формирование требований к информатизации и автоматизации прикладных процессов; технико-экономическое обоснование проектных решений, составление технических заданий на автоматизацию и информатизацию решения прикладных задач, техническое проектирование ИС в соответствии со спецификой профиля подготовки; программирование, тестирование и документирование приложений; аттестация и верификация ИС.

Результаты обучения направления 230700 «Прикладная информатика» в соответствии с целями образовательной программы и задачами профессиональной деятельности представляют собой профессиональные и универсальные (общекультурные] компетенции, планируемые к приобретению выпускниками данной программы в момент окончания университета.

Концепция образовательной программы магистратуры

Третий уровень формирования информационно-коммуникационных компетенций связан с подготовкой магистров направления 230700 «Прикладная информатика», профиль, реализуемый в ЮТИ, — «Прикладная информатика в аналитической экономике».

В настоящее время в области разработки и применения информационных техноло-

гий и систем имеется большая потребность в информатиках-прикладниках, обладающих развитыми компетенциями системных аналитиков и проектировщиков, которые способны формализовать постановки задач автоматизации и информатизации прикладных процессов в различных предметных областях и участвовать в процессе создания и использования информационных систем на всех стадиях жизненного цикла.

Программа магистерской подготовки по прикладной информатике предусматривает глубокое изучение экономических, организационно-управленческих и других областей применения информационных систем.

Магистры получают углубленные знания в области применения методов прикладной информатики для оптимизации бизнес-процессов в организациях различного уровня и готовы к решению актуальных для современной экономики проблем.

Выпускники обладают следующими исключительными компетенциями [3]:

— способность применять полученные знания по современным средствам компьютерного анализа и интерпретации данных для повышения прибыльности и эффективности процессов основного бизнеса компании;

— профессиональное владение современными программными продуктами и технологиями ведущих мировых производителей, подтвержденное сертификатами (Microsoft, 1С и др.];

— опыт управления проектами и умение работать в команде;

— владение иноязычной профессионально-коммуникативной компетенцией;

— креативность мышления и готовность к инновационной деятельности.

Магистерская программа позволяет получить ИТ-компетенции выпускникам различных специальностей (технических, гуманитарных, экономических]. Это позволяет им расширить свои знания по применению ИС и ИТ в области основной их сферы деятельности.

Для формирования ИТ-компетенций на кафедре реализуется практика применения в учебном процессе (по основным и дополнительным образовательным программам] собственных научных разработок. Научное направление кафедры информационных систем — «Математическое и программное обеспечение поддержки стратегических решений в организации». За последние три года финансирование НИР из госбюджетных и внебюджетных источников составило более 7 млн руб.,

издано 7 монографий, более 100 статей опубликовано в рецензируемых журналах, зарегистрировано более 20 программ ЭВМ. Весь этот багаж активно используется в учебном процессе.

Студенты кафедры активно привлекаются к выполнению НИР, что позволяет сформировать дополнительные ИТ-компетенции по проектной работе при разработке информационных систем. Каждый год более 25 студентов получают денежные вознаграждения за выполненные ими работы по ИТ-проектам. Только в 2012 г объем финансирования студенческих работ составил более 300 тыс. руб.

Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса как основа формирования информационнокоммуникационной компетентности обучающихся Формирование информационно-коммуникационной компетентности обучающихся по основной образовательной программе подготовки бакалавров и магистрантов обеспечивается доступом каждого студента к базам данных и библиотечным фондам, по содержанию соответствующим полному перечню дисциплин основной образовательной программы. Весь библиотечный фонд отражен в электронном каталоге, который находится в свободном доступе локальной сети института.

Учебные пособия и методические указания, изданные преподавателями кафедры ИС и рекомендуемые студентам, хранятся на кафедре в бумажном и (или) электронном виде и размещены на серверах кафедры.

К другим информационным ресурсам, обеспечивающим образовательную программу кафедры ИС, относится подобранная преподавателями кафедры специальная и научная литература, находящаяся на кафедре и предоставляемая в распоряжение студентов, что расширяет возможности библиотеки. В распоряжении студентов и преподавателей находятся компьютерные классы, класс с web- и файл-сервером кафедры, на котором находится учебно-методическая и научная базы данных литературы в электронном виде. Классы подключены к корпоративной компьютерной сети ЮТИ ТПУ и ТПУ, имеющей выход в Интернет. Все учебно-научные лаборатории имеют компьютеры, подключенные к этой сети, что дает возможность студентам и преподавателям использовать кафедраль-

ные и общеуниверситетские информационные ресурсы.

Роль научно-исследовательской работы в формировании информационно-коммуникационной компетентности обучающихся

Кафедра информационных систем — признанный лидер ЮТИ ТПУ в сфере научно-исследовательской работы. Научно-исследовательская работа ведется по следующим сложившимся в течение последних 10 лет направлениям:

1. Разработка моделей принятия решений о конкурентоспособности наукоемкой машиностроительной продукции.

2. Автоматизация контроля знаний студентов по гуманитарным дисциплинам.

3. Системный анализ и методы оценки компетентности студентов технического вуза.

4. Моделирование социально-экономических процессов.

5. Математическое и программное обеспечение стратегических решений в экономике:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— стратегическое управление развитием региональной инновационной системы, муниципалитета, инновационных предприятий малого и среднего бизнеса;

— управление рисками банкротства инновационных предприятий;

— оценка сценариев развития отрасли;

— оценка конкурентоспособности и логистическое управление инновационной продукцией и др.

Тематика УИРС и НИРС тесно увязывается с научными направлениями НИР кафедры ИС.

В денежном выражении объем НИР кафедры ИС за последние годы вырос с 2 тыс. в 2005 г. до 1574 тыс. руб. в 2010 г. 70% профессорско-преподавательского состава имеют ученые степени, 39% — ученые звания. На кафедре ИС работают профессора и доценты родственных кафедр НИ ТПУ, Томского университета систем управления и радиоэлектроники, Института оптики атмосферы СО РАН.

По итогам научной работы за годы существования кафедры защищено 6 кандидатских диссертаций. Пять сотрудников кафедры награждены правительственными наградами. Научные разработки кафедры поддержаны грантами Президента РФ для молодых ученых (кандидатов наук], Российского гуманитарного научного фонда, Российского фонда фундаментальных исследований (мобильность ученых поддержана 22 грантами РФФИ

на участие в научных мероприятиях России и за рубежом], Международного научного фонда экономических исследований академика Н. П. Федоренко, губернатора Кемеровской области для поддержки молодых ученых (кандидатов наук], ТПУ для молодых ученых.

Формирование информационнокоммуникационной компетентности обучающихся через ориентацию учебно-научного процесса на практическую деятельность выпускников В рамках учебных курсов предусмотрены встречи с представителями российских компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы специалистов.

С целью ориентации учебно-научного процесса на практическую деятельность выпускников были заключены договоры о сотрудничестве с ведущими фирмами-разработчиками программных продуктов в области специализаций «Прикладная информатика бухгалтерского учета и аудита» и «Прикладная информатика в налогообложении».

В 2006 г. было заключено соглашение о сотрудничестве №1 от 06.04.2006 с ООО «Парус - Кузбасс». Основное направление сотрудничества — обучение студентов работе с «Парус - Бюджет 7.х.х» в составе модулей «Парус - Бухгалтерия» и «Парус - Зарплата».

В 2008 г. заключен договор о сотрудничестве с фирмой «1С» — ООО «Дарусман» (от 01.09.2008] с целью улучшения качества преподавания на основе применения современных информационных технологий. В ноябре 2009 г. впервые в Юрге проводился день «1 С: Карьера», основная цель которого — ознакомить молодых специалистов и работодателей с тенденциями развития рынка информационных систем, показать возможности трудоустройства в сфере информационных технологий.

Тесные связи установлены с Юргинским машиностроительным заводом, администрацией г. Юрги, налоговой инспекцией, компьютерными фирмами, некоторыми торговыми, строительно-монтажными организациями, агентствами недвижимости и др. Данные организации и фирмы являются базой для проведения учебной, вычислительной, производственной практик и дипломирования студентов направления 230700 «Прикладная информатика». Трудоустройство на производственную практику происходит на основе договоров.

Формирование информационнокоммуникационной компетентности обучающихся в среде Moodle

В целях формирования информационнокоммуникационной компетентности обучающихся, повышения качества образовательного процесса и организации самостоятельной работы студентов с 2008 г. на кафедре ИС ведутся работы по внедрению компьютерно-сетевых технологий обучения и созданию коммуникационной образовательной среды на платформе Moodle, обеспечивающей дистанционный доступ студентов к образовательным ресурсам и общение с преподавателями по сети Интернет.

Основными задачами кафедры ИС в сфере развития компьютерно-сетевых технологий обучения являются:

— развитие коммуникационной образовательной среды института;

— внедрение в образовательный процесс компьютерно-сетевых технологий обучения по всем основным и дополнительным образовательным программам ЮТИ;

— разработка и внедрение программ повышения квалификации преподавателей ЮТИ в области современных информационных технологий и e-learning;

— осуществление консультационной деятельности по внедрению компьютерно-сетевых технологий в учебную деятельность студентов и преподавателей ТПУ.

Достоинства внедрения системы применения СЭУМК бесспорны. Современные средства коммуникационных технологий (электронные доски объявлений, голосование по определенным вопросам, чат, форумы по актуальным темам, сдача контрольных точек в режиме онлайн, вебинары) делают курс живым и динамичным. В среде Moodle к услугам пользователей предоставлены как возможности синхронной связи (в режиме реального времени) — это инструменты «Чат», «Вебинар», так и возможности асинхронной связи — это инструменты «Почта», «Дискуссии», «Опросы», «Голосование», «Форум».

Современным коммуникационным средством является вебинар — особый тип вебконференций, онлайн-семинара, онлайн-встречи и консультации через Интернет в режиме реального времени с возможностью демонстрации работы докладчика в любых программных средах; представление презентационных материалов во время доклада; обмен файлами и веб-ссылками, тестирование

и пр. Связь между участниками поддерживается через модуль Ас1оЬе Соппе^Рго, интегрированный в коммуникационную среду МооС1е, а также веб-камеру и аудиосистему.

17 ноября 2011 г впервые в ЮТИ ТПУ и учебных заведениях города Юрги проведены два вебинара. Сегодня вебинары становятся привычными для студентов всех форм обучения. Состоялся вебинар для слушателей программы профессиональной переподготовки из различных городов России «Организация и управление деятельностью кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций». Запись прошедших онлайн-мероприятий можно просмотреть, посетив сайт http://mCl.lcg.tpu.ги:82, где размещены электронные образовательные ресурсы для студентов, и получив доступ от организатора.

На кафедре разработана и внедрена интегрированная траектория формирования компетенций 1Т-специалиста для инновационной экономики, основанная на реализации комплекса инновационных методов обучения и охватывающая учащихся школ и среднепрофессиональных учебных заведений (потенциальных абитуриентов], бакалавров и магистров направления 230700 «Прикладная информатика», слушателей курсов дополнительного образования.

Основные преимущества предлагаемой компетентностной модели:

• взаимосвязь уровней владения ИКТ-компетенциями: базового, технологического, профессионального;

• в модель включены все уровни обучающихся, что позволяет формировать информа-

ционно-коммуникационные компетенции разных слоев населения;

• разнообразие и комплексность направлений деятельности кафедры информационных систем по формированию ИКТ-компетенций, включая методическое обеспечение, научноисследовательскую работу, практико-ориен-тированное обучение, профориентационные мероприятия, дополнительное образование.

По данным Федерального агентства по 1Т, наибольшим спросом на рынке труда в течение ближайших десяти лет будут пользоваться профессионалы в области 1Т. Темпы роста 1Т-отрасли в России ежегодно составляют около 20%, поэтому о полном насыщении рынка труда в ближайшие годы говорить не приходится. По данным сайта о трудоустройстве 1_1оЬ.ги, спрос на специалистов в области 1Т сегодня более чем в два раза превышает предложение.

Применение предложенной системы формирования ИКТ-компетенций позволит увеличить количество ИТ-специалистов на рынке труда.

1. Уровни информационно-коммуникационной компетентности педагогических работников ГОУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования». [Электронный ресурс]/Т. С. Панина, С. А. Дочкин, Ю. В. Клецов. — 11Р1_: http://www.krirpo. гu/etc.htm?iC=744.

2. Основная образовательная программа направления 230700 «Прикладная информатика». профиль «Прикладная информатика в экономике» (квалификация «бакалавр»]/ЮТИ ТПУ. — Юрга, 2011.

3. Основная образовательная программа направления 230700 «Прикладная информатика», профиль «Прикладная информатика в аналитической экономике» (квалификация «магистр»]/ЮТИ ТПУ. — Юрга, 2012.

УДК / UDC 378.14(571/64) : 338.48 Н. Н. Лысенко, К. В. Лысенко

N. Lysenko, X. Lysenko

опыт реализации международных

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

REALISATION OF THE INTERNATIONAL EDUCATIONAL PROGRAMS

В статье исследуется опыт организации СахГУ международных образовательных туров. Особое внимание уделяется сравнительной характеристике образовательных туров в Южную Корею и Японию, проведенной на основе классификации видов образовательного туризма и на базе их основных элементов.

In this article the experience of SSU international educational tours is investigated. Special attention is given to comparative characteristics of educational tours to South Korea and Japan, held on the basis of the classification of educational tourism and on the basis of their basic elements.

Ключевые слова: международный образовательный туризм, академическая мобиль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.