Научная статья на тему 'Интегрированная система менеджмента - связующее звено управления'

Интегрированная система менеджмента - связующее звено управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
445
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

Менеджмент качества сегодня это визитная карточка компании. Для того чтобы в современных условиях соответствовать требованиям законодательства и рынка, привлекать партнеров по бизнесу, повысить шансы на победу в тендерах и т.п. компании вынуждены внедрять одновременно несколько систем менеджмента. Трудности, возникающие в процессе использования и поддержания нескольких систем менеджмента, вызывают потребность во внедрении единой системы интегрированной системы менеджмента (ИСМ) компании. С внедрением ИСМ повышается конкурентоспособность компании и ее продукции/услуг, эффективность деятельности на рынке, обеспечивается экономия всех видов ресурсов, оптимальное управление рисками. Кроме того, один сертификат на ИСМ заменяет сертификаты на несколько систем менеджмента, что также экономит расходы компании на сертификацию и последующие аудиты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегрированная система менеджмента - связующее звено управления»

АКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Quality

systems J ПЯШ;Ы»И1-Г

Интегрированная система

МЕНЕДЖМЕНТА -

СВЯЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО УПРАВЛЕНИЯ

Менеджмент качества сегодня - это визитная карточка компании. Для того чтобы в современных условиях соответствовать требованиям законодательства и рынка, привлекать партнеров по бизнесу, повысить шансы на победу в тендерах и т.п., компании вынуждены внедрять одновременно несколько систем менеджмента. Трудности, возникающие в процессе использования и поддержания нескольких систем менеджмента, вызывают потребность во внедрении единой системы - интегрированной системы менеджмента (ИСМ) компании

Построенная на основе системного подхода к управлению, ИСМ позволяет связать в единое целое различные аспекты деятельности предприятия.

Многие компании за рубежом уже более десяти лет практикуют внедрение ИСМ. Потребность в таких системах появилась в последние годы и у российских компаний, накоплен уже достаточный опыт в области создания ИСМ. Наибольшее распространение в России получили стандарты на следующие системы:

• менеджмента качества -стандарты ИСО серии 9000;

• экологического менеджмента - стандарты ИСО серии 14000;

• менеджмента промышленной безопасности и охраны труда - стан-

дарты OHSAS (Occupational Health and Safety Assessment Series) серии 18000;

• социального и этического менеджмента -стандарт SA (Social Accountability) 8000;

• менеджмента качества предприятий, производящих медицинские изделия - стандарт ГОСТ Р ИСО 13485-2004.

В практике создания ИСМ выделяют два подхода. Первый встречается наиболее часто и состоит в том, что базовая система менеджмента компании последовательно дополняется другими системами менеджмента. При этом базовой, концептуальной основой формирования ИСМ компании является система менеджмента качества, разработанная согласно требованиям международ-

ных стандартов ИСО серии 9000.

При втором подходе изначально предполагается разработка полностью интегрированной модели, объединяющей в едином комплексе несколько систем менеджмента. Обязательный минимум требований для успешного развития компании содержат два международных стандарта на системы менеджмента: ИСО 9001 и ИСО 14001. Поэтому самой простой и наиболее часто встречающейся моделью является ИСМ, отвечающая требованиям именно этих стандартов, что подтверждает как мировая, так и отечественная практика.

При создании более эффективной модели ИСМ требуется дополнительное включение стандарта ОШАЯ 18001. Наблюдается также тенденция на включение в ИСМ международного стандарта ЯА 8000.

Каждая компания приступает к разработке ИСМ, исходя из характерных для ее деятельности условий и возможностей, в том числе: сферы и масштабов деятельности компании, опыта, действующих требований и др.

Завершающим штрихом в создании ИСМ компании является ее сертификация. Сертифицировать ИСМ может один или несколько органов путем последовательной сертификации входящих в нее систем менеджмента. Очевидно, что более

экономичный и рациональный для компании вариант - сертификация ИСМ в целом одним органом.

Следует подчеркнуть, что не каждый орган по сертификации из тех, что сегодня предлагают услуги по сертификации ИСМ, обладает достаточным опытом работы по сертификации систем менеджмента на соответствие каждому из стандартов: ИСО серии 9000 и 14000, ОШАЯ серии 18000, ЯА 8000, а также опытом работы в отрасли.

ЦССК «Интерэкомс» на протяжении нескольких лет проводит работы по сертификации систем менеджмента компаний различных сфер деятельности (на соответствие требованиям всех перечисленных стандартов), имеет опыт сертификации ИСМ и достаточно широкую область аккредитации.

Говоря о положительном эффекте от внедрения ИСМ, можно отметить следующее. С внедрением ИСМ повышается конкурентоспособность компании и ее продукции/услуг, эффективность деятельности на рынке, обеспечивается экономия всех видов ресурсов, оптимальное управление рисками. Кроме того, один сертификат на ИСМ заменяет сертификаты на несколько систем менеджмента, что также экономит расходы компании на сертификацию и последующие аудиты. •

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.