Научная статья на тему 'Интегрированная система менеджмента - новый путь развития российских предприятий'

Интегрированная система менеджмента - новый путь развития российских предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
365
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дерюшева Ксения Александровна

В работе проведен анализ понятия интегрированной системы менеджмента, соотношения между предприятиями, выбравшими сертификацию по одному или нескольким стандартам, путей развития этих компаний, эффективности от принятия данного управленческого решения, и как, следствие, появления ряда преимуществ перед конкурентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дерюшева Ксения Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегрированная система менеджмента - новый путь развития российских предприятий»

ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА - НОВЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

К.А. Дерюшева Научный руководитель - О.А. Леонтьева

В работе проведен анализ понятия интегрированной системы менеджмента, соотношения между предприятиями, выбравшими сертификацию по одному или нескольким стандартам, путей развития этих компаний, эффективности от принятия данного управленческого решения, и как, следствие, появления ряда преимуществ перед конкурентами.

Введение

Сегодня в мире более 50 тысяч компаний подтвердили соответствие своей системы менеджмента разным стандартам. Более того, тенденцией последнего времени является создание так называемых интегрированных систем менеджмента (ИСМ), отвечающих требованиям нескольких международных стандартов. Обычно в качестве таких стандартов выбирают: стандарты ISO серии 9000 на системы менеджмента качества, серии 14000 на системы экологического менеджмента, стандарты OHSAS серии 18000 на системы менеджмента охраны труда и промышленной безопасности, стандарты SA (Social Accountability) 8000 на системы социального и этического менеджмента.

Интегрированные системы менеджмента строятся на основе системного подхода к управлению предприятием, позволяющего связать в единое целое различные аспекты деятельности, оказывающие в итоге значимое влияние на успешную работу всей организации. Деятельность любого предприятия связана с рисками, которые определяют основные потери, и актуальность данной темы обусловлена тем, что при создании интегрированной системы менеджмента контролируется организация как единое целое, что позволяет сократить материальные и организационные ресурсы и, как следствие, стабилизировать объем продаж и увеличить прибыль на предприятии [1].

Публичное заявление о целях существования организации, которое является обязательным по требованиям стандартов ISO, имеет большое значение не только для контрагентов, но и для всего персонала. Заказчики и покупатели компаний должны видеть, что их интересы отражены в целях, а руководитель и весь коллектив организации несут ответственность за достижение этих целей и соблюдение интересов клиентов. Устанавливая цели в различных областях - качества, экологии, финансов - мы сталкиваемся с задачей достижения комплекса целей, и ее решение требует системного подхода, примером которого и является ИСМ.

Основная часть

С конца 90-ых гг. XX века руководители многих предприятий проявляют интерес к ИСМ и к внедрению ее на предприятии. При этом у многих из них понятие ИСМ ассоциируется, во-первых, с процессом объединения в одно целое каких-либо систем менеджмента, а во-вторых, с наиболее эффективным способом управления организацией в условиях все более растущей конкуренции [2]. Однако в общепризнанном понимании ИСМ - это всего лишь часть системы общего менеджмента предприятия, отвечающая требованиям двух или более международных стандартов на системы менеджмента и функционирующая как единое целое. Целесообразность от создания максимально интегрированных систем менеджмента не вызывает сомнений. К числу явных достоинств таких систем можно отнести:

• обеспечение большей согласованности действий внутри организации, усиление тем самым синергетического эффекта, заключающегося в том, что общий результат от согласованных действий выше, чем простая сумма отдельных результатов;

• минимизация функциональной разобщенности в организации, возникающая при разработке автономных систем менеджмента;

• менее трудоемкое обслуживание;

• число внутренних и внешних связей в интегрированной системе меньше, чем суммарное число этих связей в нескольких системах; объем документов в интегрированной системе значительно меньше, чем суммарный объем документов в нескольких параллельных системах;

• более высокая степень вовлеченности персонала в улучшение деятельности организации;

• способность интегрированной системы учитывать баланс интересов внешних сторон организации выше, чем при наличии параллельных систем;

• затраты на разработку, функционирование и сертификацию интегрированной системы ниже, чем суммарные затраты при нескольких системах менеджмента.

В зависимости от сферы деятельности предприятия можно интегрировать разные

системы, и общая схема ИСМ изображена на рис. 1 [3].

Рис. 1. Интегрированная система менеджмента

Ссылаясь на Запад и задаваясь целью более узкого рассмотрения систем менеджмента, которые можно интегрировать, в первую очередь для этой цели можно использовать:

• систему менеджмента качества по ISO 9001-2001 (при этом именно стандарты ISO 9001-2001 и ISO 9004-2001 используются в качестве базовых для интеграции);

• систему менеджмента качества по ISO 15002-2003;

• систему экологического менеджмента Система менеджмента качества ISO 140012001.

На следующем этапе:

• систему управления условиями труда и техникой безопасности по стандарту OHSAS 18001;

• систему социальной ответственности по стандарту SA 8000 [4].

Для создания эффективной и несложной модели ИСМ основополагающей базой является стандарт ISO 9001:2000, это следует из тех преимуществ, который имеет этот международный стандарт (рис. 2).

Рис. 2. Ориентация СМК и заложенная в стандартах ISO 9000:2000 интеграция систем менеджмента

Обычно как основа для интеграции используется стандарт ISO 9001:2000, который:

• является концептуальной основой формирования ИСМ предприятия;

• выполняет функцию связующего звена для разных ее составляющих;

• позволяет создать систему непрерывного совершенствования деятельности предприятия;

• наиболее полно учитывает требования и ожидания потребителей.

Так как стандарт ISO 9000 является основой для ИСМ, особенно интересно соотношение между организациями, имеющими сертификат на один или несколько стандартов. В результате анализа компаний, на официальных сайтах которых содержится информация о сертификации, выявлена следующая тенденция: 78% общего числа компаний сертифицированы только по стандарту ISO серии 9000, и 22% компаний внедрили интегрированную систему менеджмента, см. рис. 3.

ИСМ;

Рис. 3. Соотношение организаций с различной системой менеджмента качества

Данное соотношение показывает, что популярность и потребность в создании и внедрении ИСМ на предприятиях разной специфики набирает обороты. Учитывая вре-

мя появления ИСМ (конец 90-ых гг. прошлого века), можно спрогнозировать, что распространение данной системы менеджмента будет только увеличиваться, так как только за первые 10 лет появления данной системы в РФ 22% от общего числа компаний уже ее внедрили. Наличие сертификатов соответствия гарантирует ряд преимуществ:

• обеспечивает доступ на международные рынки, на которых наличие сертификатов ISO 9000 и ISO 14001 является необходимым требованием;

• улучшает имидж, основанный на ответственности в области выполнения природоохранных требований и экологической благонадежности и состоятельности;

• демонстрирует клиентам и общественности соответствие системы экологического менеджмента существующим законодательным и иным требованиям;

• повышает степень доверия к деятельности организации как у заказчиков, так и у законодательных и надзорных органов;

• дает возможность руководству организации продемонстрировать свою приверженность обеспечению безопасности и здоровья работников организации;

• снижает опасности и риски на рабочих местах, тем самым снижая вероятность несчастных случаев и профзаболеваний работников;

• уменьшает вероятности судебных расходов [1].

Однако у руководителей предприятий решение о внедрение зависит в большей степени не от масштабности организации, а от сферы деятельности, поэтому ИСМ выбирают промышленные, перерабатывающие и химические компании.

Заключение

Можно сделать несколько выводов, которые касаются данной тематики:

• создание ИСМ - это сложный инновационный проект повышения эффективности общего менеджмента организации;

• такая система не ограничивается только объединением требований нескольких международных стандартов;

• на данный момент в РФ соотношение между предприятиями, выбравшими только ISO 9000, и ИСМ составляет 78% против 22%;

• у организаций, которые внедрили ИСМ или в настоящее время заняты ее разработкой, появляется ряд преимуществ перед конкурентами;

• такая система обеспечивает согласованность действий внутри организации;

• обслуживание системы менее трудоемко, чем для нескольких параллельных систем;

• число внутренних и внешних связей в данной системе меньше, чем суммарное число этих связей в нескольких системах;

• способность интегрированной системы учитывать баланс интересов внешних сторон организации выше, чем при наличии параллельных систем.

Литература

1. Какие системы можно интегрировать? - Режим доступад: http://www.citech.com.ua/what_systems_canbe_integrated.html

2. ГОСТ Р ИСО 9001:2000. Система менеджмента качества. Требования.

3. Пестов Ю.Д., Дмитриев А.Я., Митрошкина Т.А. Интегрированная система менеджмента как основа развития санатория // Курортные ведомости. - 2007. -№ 1. - С. 69.

4. Союз по сертификации. Официальный сайт. - Режим доступа: http://www.souzsert.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.