Научная статья на тему 'Интегрированная оценка инновационного потенциала ВУЗа'

Интегрированная оценка инновационного потенциала ВУЗа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
347
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Емельянов Сергей Геннадьевич, Борисоглебская Лариса Николаевна, Цуканова Наталья Евгеньевна

В работе предложен системный подход к оценке инновационного потенциала ВУЗа, отражающий результаты различных сфер его деятельности с учетом имеющегося ресурсного обеспечения и воздействия условий внешней среды. В основу реализации системного подхода положен экспертный метод интегрированной оценки через последовательное построение логических матриц, позволяющий определить устойчивость достигнутого состояния и перспективные направления его повышения. Системный подход апробирован на показателях, характеризующих инновационный потенциал Курского государственного технического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегрированная оценка инновационного потенциала ВУЗа»

Интегрированная оценка инновационного потенциала вуза

Курский государственный технический университет

С.Г. Емельянов

д.т.н., проф., проректор по науке и международным связям,

В работе предложен системный подход к оценке инновационного потенциала ВУЗа, отражающийрезуль-татыразличных сфер его деятельности сучетом име-ющегосяресурсного обеспечения и воздействия условий внешней среды. В основу реализации системного подхода положен экспертный метод интегрированной оценки через последовательное построение логических матриц, позволяющий определить устойчивость достигнутого состояния и перспективные направления его повышения. Системный подход апробирован на показателях, характеризующих инновационный потенциал Курского государственного технического университета.

Для реализации национальных стратегических приоритетов России необходимо превращение науки и образования в основной экономического развития страны. Это возможно, если усилия всего общества будут направлены на создание научно-инновационной экономики с развитой структурой инновационной деятельности. Высшая школа является наиболее близкой для построения на ее базе национальной инновационной системы. Продвижение в этом направлении актуально при развитии сети инновационных университетов, прежде всего технического профиля.

Такая нацеленность университетов помимо их существенного положительного влияния на ускоренное инновационное развитие экономики всей страны в целом и регионов в частности выгодна и для самих университетов, так как позволит им:

• включиться в работу по комплексному инновацион-

ному развитию предприятий, удовлетворяя потребности реального сектора экономики;

• развивать наиболее востребованные направления на-

учной и образовательной деятельности;

• сохранить квалифицированные кадры и воспитать

новое поколение ученых и педагогов, нацеленных на работу в рыночных условиях и на инновационное развитие как предприятий заказчиков, так и самих университетов;

• стать конкурентоспособными на рынке образователь-

ных услуг и др.

Л.Н. Борисоглебская Н.Е. Цуканова

д.э.н, проф., зав. кафедрой к.э.н., ст. преподаватель

государственного и муници- кафедры

пального управления, государственного и муниципального управления,

In work the system approach to an estimation innovation of potential of high school reflecting results of various spheres of his activity with allowance for of available resource maintenance and effect of conditions ofexternal environment is offered. In a basis ofrealization of the system approach the expert method of the integrated estimation through consecutive construction of logic matrixes allowing is fixed to define stability of the achieved condition and perspective directions of his increase. The method is checked up on parameters describing innovation potential of Kursk state technical university.

Стратегия развития высшей школы в условиях инновационной экономики, основанной на знаниях и резком увеличении темпа научно-технического прогресса, заключается в проведении научных исследований, подготовки специалистов, включении в рыночный оборот результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Эффективность реализации данной стратегии зависит от уровня инновационного потенциала ВУЗа.

Инновационный потенциал ВУЗа - это сложная категория, характеризующая способность системы к трансформации, развитию. С одной стороны, он является характеристикой существующих ресурсных возможностей, а с другой стороны, отражает результативность процесса. Как результат развития на текущий момент инновационный потенциал становится точкой к переходу в новое, более совершенное состояние, а его анализ в динамике отражает информацию о ходе инновационного развития высшей школы.

На сегодняшний день известны различные подходы к оценке инновационного потенциала:

1. Оценка инновационного потенциала по схеме ресурс (Р) - функция (Ф) - проект (П). Сущность подхода заключается в оценке готовности организации к реализации одного нового проекта или оценке текущего состояния организации относительно всех или группы уже реализуемых проектов. В то же время не выделены критерии оценки инновационного потенциала, отсутствуют методы его расчета и не рассмотре-

ИННОВАЦИИ № 6 (93), 2006

ИННОВАЦИИ № 6 (93), 2006

Рис. 1. Инновационный ВУЗ ны возможности практического использования данного подхода [1].

2. Оценка инновационного потенциала по показателям научно-исследовательской деятельности. Сущность подхода: инновационный потенциал рассмотрен как совокупность критериев, отражающих ресурсы организации, генерацию знаний и идей, управление и инфраструктуру. Особенность подхода заключается в экспертной оценке инновационного потенциала и его сравнение с инновационной активностью. В таком подходе проанализированы показатели научно-исследовательской деятельности и не учтены результаты других сфер [2].

3. Оценка инновационного потенциала ВУЗа как сложной системы, осуществляющей различные виды деятельности. Сущность подхода: инновационный потенциал рассмотрен как совокупность инновационных потенциалов трех сфер деятельности: образовательной, научно-технической и административно-управленческой. Предложена методика оценки инновационного потенциала по каждой сфере. Однако здесь нет единообразия в оценках, работа не апробирована на реальном примере [3].

Актуальность проблемы оценки инновационного потенциала подтверждает конкурсный отбор инновационных ВУЗов, проводимый Министерством образования и науки РФ в 2005 г. [4]. В связи с этим предложены семь принципов университета инновационного типа и пространство критериальных оценок их реализации [5].

Как видно из вышеперечисленного, существуют различные подходы и методики к оценке инновационного потенциала высшей школы, но в основном, они построены на результатах научно-исследовательской деятельности и не имеют единообразия в оценках критериев. Все это говорит о необходимости разработки и принятия единой методики оценки инновационного потенциала ВУЗа.

В работе предлагается интегрированная оценка инновационного потенциала на основе системного подхода, отражающего результаты различных сфер деятельности, полученных с учетом ресурсного обеспечения под воздействием условий внешней среды (рис. 1). В качестве сфер деятельности рассматриваются образовательная, научно-исследовательская и административно-уп-

равленческая. Ресурсное обеспечение включает кадровое, материально-техническое и финансовое. Под внешней средой понимается региональная инновационная инфраструктура.

Каждой группе определен соответствующий набор критериев:

1 группа - Образовательная деятельность ВУЗа (ОД):

1. обеспечение возможности обучения студентов по двухуровневым программам высшего образования, модульным образовательным программам, разработка и внедрение новых образовательных технологий, активных методов обучения;

2. введение новых специальностей для удовлетво-

рения экономики в соответствующих специалистах, новых дисциплин и дисциплин по выбору студента;

3. введение активных форм обучения:са8в^Ыу, тре-

нажерные комплексы, имитационные системы, деловые игры и т.п.;

4. разработка и использование образовательных про-

грамм, получивших общественно-профессиональную и международную аккредитацию;

5. наличие системы непрерывного образования, отве-

чающего потребностям бизнес-структур по компетенциям и квалификациям;

6. мониторинг рынка труда и образовательных услуг, со-

здание и обеспечение механизмов и организационных структур взаимодействия с работодателем, наличие программ освоения новых сегментов рынка;

7. использование результатов проектно-инновацион-

ной деятельности ВУЗа в его образовательных программах;

8. качество выпускников согласно независимой оцен-

ке работодателей;

9. показатели использования интеллектуального учеб-

но-методического потенциала ВУЗа.

2 группа - Научно-исследовательская деятельность ВУЗа (НИ):

1. проведение международных проектов, конференций, симпозиумов и научных семинаров;

2. создание проектно-аналитических и научно-исследовательских центров федерального значения;

3. проведение бюджетных и внебюджетных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и проектно-аналитических работ;

4. издание научных публикаций и отчетов о результатах деятельности, в т.ч. структуре доходов и расходов бюджетных и внебюджетных средств ВУЗа;

5. создание научных школ на мировом уровне;

6. создание экспонатов для представления на выставках, в том числе международных выставках;

7. участие ППС и научных сотрудников в работе научно-внедренческих предприятий, совместных конструкторских бюро, бизнес-инкубаторов, технопарков, патентных агентств и иных элементов инновационной инфраструктуры, на базе или с участием ВУЗа;

8. количество и стоимость зарегистрированных и проданных объектов интеллектуальной собственности (патентов, ноу-хау и т.д.) в текущем году;

9. количество полученных российских и международ-

ных наград, премий в области науки, культуры и образования.

3 группа - Административно-управленческая деятельность (АУ):

1. использование кредитной системы в управлении учебным процессом ВУЗа;

2. разработка стратегической программы развития ВУЗа и среднесрочного плана действий;

3. разработка и использование системы управления качеством учебного процесса;

4. выполнение ВУЗом международных, федераль-

ных и региональных проектов;

5. создание общественных органов управления с

значимым уровнем представительства общественно-профессиональных сообществ;

6. участие в международных образовательных органи-

зациях и программах международного обмена;

7. создание новых мест для граждан иностранных госу-

дарств и студентов, обучающихся в рамках целевых программ подготовки;

8. применение современных технологических инстру-

ментов в управлении ВУЗом;

9. наличие элементов системы контроля качества образо-

вательной деятельности ВУЗа (экспертиза, аудит качества образовательных услуг, экспертный контроль, деятельность УМО и учебно-методических советов).

4 группа - Кадровое обеспечение инновационной деятельности ВУЗа (КО):

1. количественная обеспеченность образовательной и

научно-исследовательской деятельности ВУЗа персоналом;

2. показатели квалификации научно-педагогических кадров и учебно-вспомогательного персонала (доля докторов и кандидатов наук);

3. наличие системы повышения квалификации, подго-

товки и переподготовки кадров в области инновационной деятельности;

4. количество преподавателей, принявших участие в программах международного обмена;

5. количество приглашенных зарубежных профессоров

и преподавателей;

6. количество преподавателей-практиков;

7. доля профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников моложе 40 лет;

8. количество студентов и аспирантов, привлеченных

к реализации учебного процесса и научно-исследовательской деятельности;

9. количество работников, принявших участие в ини-

циативных разработках ВУЗа и участвовавших в выполнении сторонних заказов на научно-техническую продукцию.

5 группа - Материально-техническое обеспечение инновационной деятельности ВУЗа (МТ):

1. оснащенность лабораториями и аудиториями для осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности;

2. оснащенность оборудованием для осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности;

3. наличие информационной системы управления учеб-

ным процессом;

4. обеспеченность научно-исследовательской и образовательной деятельности материально-техническими ресурсами;

5. создание локальной информационно-вычислитель-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ной сети;

6. обеспеченность персональными компьютерами и воз-

можностью доступа в интернет при проведение учебных занятий;

7. обеспеченность научно-исследовательской деятель-

ности новыми информационными технологиями;

8. предоставление доступа студентам и сотрудникам ВУЗа к электронным образовательным ресурсам и зарубежным периодическим изданиям;

9. наличие общедоступного сайта ВУЗа.

6 группа - Финансовое обеспечение инновационной деятельности ВУЗа (ФО):

1. доля ВУЗа в объеме средств, выделяемых Минобр-

науки РФ на инновационные образовательные проекты;

2. доля ВУЗа в объеме средств на инновационные об-

разовательные проекты, выделяемых из бюджетов всех уровней;

3. доля средств, полученных на новые разработки в об-

ласти образования из средств зарубежных грантов;

4. доля средств, полученных за выполненные хоздого-

воры, связанные с разработкой и внедрением новых технологий образования;

5. объем финансирования ВУЗа по инновационным программам;

6. объем продаж научно-технической продукции, раз-

работанной в рамках инновационных проектов;

7. использование альтернативных источников финан-

сирования инновационной деятельности;

8. вознаграждение сотрудников ВУЗа за научно-иссле-

довательскую деятельность;

9. эффективность системы расходования средств по инновационным проектам.

7 группа - Региональная инновационная инфраструктура (ИС):

1. приоритет региона в масштабе России, наличие в регионе стратегических и инновационных секторов экономики;

2. соответствие цели инновационного проекта ВУЗа приоритетам социально-экономического развития региона, стратегиям и программам регионального и национального развития;

3. ресурсно-подтвержденная заинтересованность в ре-

ализации образовательного проекта федеральных и региональных органов власти, организаций, бизнес-структур и международных фондов и организаций;

4. наличие системы целевой подготовки и повышения

квалификации для экономического кластера; разработка целевых программ с участием работодателей;

5. наличие в ВУЗе инновационной инфраструктуры (в

т.ч. материально-технической и информационной базы, научных кадров по «прорывным» направлениям и уникальных научных школ, бизнес-инкуба-

ИННОВАЦИИ № 6 (93), 2006

ИННОВАЦИИ № 6 (93), 2006

торов, технопарков, центров трансфера и т.д.), интегрированной в пространство региона;

6. количество международных проектов в сфере обра-

зования и научных исследований;

7. количество студентов и преподавателей, принявших

участие в программах международного обмена. Сформированная система критериев позволяет оценить инновационный потенциал ВУЗа, прежде всего, с качественных позиций как синергетический результат его функционирования во всех сферах деятельности с учетом ресурсного обеспечения под воздействием условий внешней среды.

В основу реализации системного подхода положен экспертный метод комплексной оценки инновационного потенциала через последовательное построение логических матриц, которые заполняются экспертом или руководителем высшего учебного заведения.

Для этого вводится дискретная шкала, состоящая из четырех качественных оценок: плохо (1), удовлетворительно (2), хорошо (3), отлично (4).

ОД Оценка ОД 4 2 3 4 4

3 2 2 3 3

2 1 2 3 3

1 1 2 2 2

1 2 3 4

Оценка НИ

ни

Рис.2. Матрица интегральной оценки образовательной и научно-исследовательской деятельности (М1)

4 2 3 4 4

>> л* 3 2 3 3 3

АУ 2 1 2 3 3

1 1 2 2 2

а о 1 2 3 4

Оценка ИС

ИС

Рис.3. Матрица интегральной оценки административноуправленческой деятельности и региональной инновационной инфраструктуры (М2)

Каждой оценке соответствует определенный набор требований к образовательной, научно-исследовательской, административно-управленческой деятельности, материально-техническому, кадровому, финансовому обеспечению инновационной деятельности и региональной инновационной инфраструктуры.

С целью получения комплексной оценки уровня инновационного потенциала ВУЗа (УИПВ) последовательно рассчитывают интегральную оценку двух критериев - уровня образовательной деятельности и уровня научно-исследовательской деятельности.

Оценка определяется на основе логической матрицы, строки которой соответствуют различным оценкам по критерию ОД, а столбцы - по критерию НИ. На пересечении строки 1 и столбца ]' получается интегральная оценка критерию образовательной и научно-исследовательской деятельности (интегральный критерий М1), соответствующая оценки 1 по критерию ОД и оценки ]' по критерию НИ (рис. 2).

Анализируя матрицу (рис. 2), следует отметить, что при низких оценках образовательной и научно-исследовательской деятельности приоритет имеет научноисследовательская деятельность.

Например, при уровне образовательной деятельности - 1 (плохо), а НИ - 2 (удовлетворительно) интегральная оценка образовательной и научно-исследовательской деятельности равна 2 (удовлетворительно), в обратной ситуации - уровень НИ - плохой, а образовательный - удовлетворительный, интегральная оценка равна 1 (плохо).

При средних значениях оценок ситуация становится симметричной, что говорит о равной важности двух направлений, а при высоких уровнях оценок (три и четыре) приоритет имеет образовательная деятельность.

Административно-управленческая сфера деятельности ВУЗа создает условия для повышения инновационного потенциала, взаимодействуя с региональной инновационной инфраструктурой. На рис. 3 представ-

4 2 3 4 4

3 2 3 3 3

КО 2 1 2 3 3

1 1 2 2 2

О 1 2 3 4

Оценка МТ

МТ

Рис.4. Матрица интегральной оценки кадрового и материально-технического обеспечения (М3)

4 2 3 4 4

КО к 3 1 2 3 3

2 1 2 3 3

и ИТ 1 1 2 2 2

о Ё 1 2 3 4

Оценка ФО

ФО

Рис.5. Матрица интегральной оценки кадрового, материальнотехнического и финансового обеспечения (М4)

лена оценка административно-управленческой деятельности и региональной инновационной инфраструктуры (матрица М2).

Аналогично проводится оценка ресурсного обеспечения инновационной деятельности. Для этого сравнивается кадровое и материально-техническое обеспечение (матрица М3, рис. 4), затем кадровое и материально-техническое обеспечение с финансовым обеспечением (матрица М4, рис. 5).

Таким образом, получается интегральная оценка ресурсного обеспечения инновационной деятельности.

Объединение образовательной и научно-исследовательской деятельности с ресурсным обеспечением позволяет получить логическую матрицу интегральной оценки перечисленных направлений (М5, рис. 6).

Комплексная оценка уровня инновационного потенциала ВУЗа получается путем объединения образовательной, научно-исследовательской деятельности и ресурсного обеспечения с уровнем административно-

Рис. 6. Матрица интегральной оценки образовательной, научно-исследовательской деятельности и ресурсного обеспечения (М5)

Рис. 7. Матрица интегральной оценки уровня инновационного потенциала ВУЗа (М6)

матрица М!,

матрица Мг

матрица М(

4 2 3 4 4 4 2 3 4 4 Е 4 3 3 4 4

3 2 3 3 3 М1 * 3 2 3 3 3 М3 3 2 3 3 3

2 1 2 3 3 2 2 2 3 3 § 2 2 2 3 3

О 1 1 2 2 2 4> 1 1 1 1 2 < > а> 1 1 1 1 2

'ф 1 2 3 4 і 1 2 3 4 л 1 2 3 4

а о Оценка НИ 1 О Оценка критериям*. і о Оценка критерияМ>

Л Критерий Мк

Критерий М;

4 2 3 4 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 2 3 3 3

2 1 2 3 3

1 1 2 2 2

1 2 3 4

Оценка МТ

Мз

4 2 3 4 4

3 1 2 3 3

2 1 2 3 3

1 1 2 2 2

1 2 3 4

Оценка ФО

Матрица Мі

матрица М(

матрица М;

М), - интегральная оценка образовательной и научно-исследовательской деятельности,

М; - интегральная оценка административно-управленческой деятельности и региональной инновационной инфраструктуры; Мз - интегральная оценка кадрового и материально-технического обеспечения,

М, - интегральная оценка кадрового, материально-технического и финансового обеспечения (ресурсного обеспечения);

Мг - интегральная оценка критерияМ), икр итерияМ*;

М* - интегральная оценка критериям? и іртгерияМ;.

УИПВ

4 2 3 4 4

3 2 3 3 3

< 2 1 2 3 3

1 1 2 2 2

а 1 2 3 4

о Оценка ИС

Рис. 8. Комплексная интегрированная оценка уровня инновационного потенциала ВУЗа

управленческой деятельности и региональной инновационной структурой (рис. 7). Интегрированная оценка инновационного потенциала ВУЗа включает механизм последовательного объединения матриц М4, М2, М3, М4, М5, М6 (рис. 7).

Совокупность оценок по семи группам образует вектор развития УИПВ(х) = (хОД, хНИ, хАу, хКО, хМТ, хф, хИС) и определяет состояние системы инновационного потенциала, характеризуемое значением комплексной оценки УИПВ (х) этого состояния.

Повышение уровня инновационного потенциала ВУЗа возможно при переходе системы из начального состояния х0 с комплексной оценкой УИПВ0 в желаемое состояние х4 с комплексной оценкой УИПВ4 с минимальными затратами при условии, что УИПВ4 > УИПВ0. Для этого необходимо определить устойчивость состояния инновационного потенциала.

Состояние х с комплексной оценкой УИПВ называется устойчивым (ненапряженным), если уменьшение оценки по любому критерию (если это возможно) не приводит к уменьшению комплексной оценки, в противном случае состояние считается неустойчивым (напряженным). Оптимальное решение улучшения уровня инновационного потен-

циала существует на множестве устойчивых вариантов развития.

Предложенная методика апробирована на показателях, характеризующих инновационный потенциал КурскГТУ. Проведена оценка отдельных направлений инновационного потенциала (табл. 1). Для этого каждому частному критерию выставлена экспертная оценка (р) и определен весовой коэффициент (ж). Проставление оценок осуществлялось по шкале от 1 до 4. При определении веса отдельного направления использован метод анализа иерархий [6]. Далее сформирован интегральный показатель по каждому направлению, как

П

(рда), где I - номер критерия.

1=1

Минимальное значение интегрального показателя 1, максимальное 4. Рассчитаем величину интервала для отнесения показателя к одной из четырех групп - плохо (1), удовлетворительно (2), хорошо (3), отлично (4).

Интервал ряда определен как Н = Я/п = (ХМАХ - Хмш)/п = 0,75, где Я - размах вариации; п - количество групп (п=4), ХМАХ , Хмш - максимальное и минимальное значения признака в совокупности.

ИННОВАЦИИ № 6 (93), 2006

ИННОВАЦИИ № 6 (93), 2006

Таблица 1

Оценка показателей инновационного потенциала КурскГТУ

Вес к оценка Наименование критерия Инте- граль- ный пока- затель

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Образовательная деятельность ВУЗ а (ОД)

І 2 4 3 3 2 2 2 3 3 2,80

1“ 0,14 0,17 0,15 0,12 0,06 0,09 0,08 0,07 0,12

і 0,28 0,68 0,45 0,36 0,12 0,18 0,16 0,21 0,36

Научно-исследовательская деятельность БУЗа (НИ)

К* 2 2 3 2 2 2 2 2 3 2,29

0,07 0,13 0,20 0,05 0,14 0,05 0,09 0,10 0,06

і: і- 0,14 0,26 0,60 0,10 0,28 0,10 0,18 0,20 0,18

Админ истратит о-упраепен ческа я деятельность БУЗа (АУ)

V' 2 4 3 3 2 3 3 3 3 2,96

| | 0,11 0,16 0,18 0,13 0,09 0,09 0,05 0,12 0,07

0,22 0,64 0,54 0,39 0,18 0,27 0,15 0,36 0,21

Кадровое обеспечение инновационной деятельности БУЗа ЩО)

V 4 3 2 2 2 3 3 3 2 2,80

0,17 0,22 0,12 0,06 0,06 0,09 0,05 0,1 0,13

0,68 0,66 0,24 0,12 0,12 0,27 0,15 0,3 0,26

Материально-техническое обеспечение инновационной деятельности ВУЗа (МТ)

Р 2 2 1 2 3 3 2 3 3 2,38

0,19 0,09 0,06 0,08 0,12 0,15 0,14 0,10 0,07

ш: 0,38 0,18 0,06 0,16 0,36 0,45 0,28 0,30 0,21

Финансовое обеспечение инновационной деятельности (ФО)

2 3 2 3 4 2 3 3 4 2,9

!й 0,13 0,1 0,15 0,08 0,22 0,08 0,14 0,06 0,04

0,26 0,30 0,30 0,24 0,88 0,16 0,42 0,18 0,16

Редгснальнйя иннолгчкониая инф растр] уктур (ИС)

2 3 3 3 2 2 3 2,58

»/“ 0,17 0,20 0,15 0,13 0,11 0,14 0,10

1 ''' 0,34 0,60 0,45 0,39 0,22 0,28 0,30

Получаем, что интегральный показатель может находиться в одном из следующих интервалов:

• [1-1,75] - оценка 1,

• [1,76-2,5] - оценка 2,

• [2,51-3,25] - оценка 3,

• [3,26-4] - оценка 4.

Следовательно, состояние уровня инновационного потенциала КурскГТУ характеризуется следующей совокупностью УИПВ=(3, 2, 3, 3, 2, 3, 3), что означает образовательная деятельность ВУЗа - оценка 3, научноисследовательская деятельность - 2, административноуправленческая деятельность - 3, кадровое обеспечение инновационной деятельности - 3, материально-техническое обеспечение инновационной деятельности -

2, финансовое обеспечение инновационной деятельно-

сти - 3, региональная инновационная структура - 3.

Согласно полученным матрицам (рис. 8), такое состояние инновационного потенциала имеет оценку 3 и считается устойчивым (ненапряженным), так как уменьшение оценки по любому критерию, не приводит к уменьшению комплексной оценки.

Состояния УИПВ=(2, 2, 3, 3, 2, 3, 3), УИПВ=(3, 1, 3, 3, 2, 3, 3), УИПВ=( (3, 2, 2, 3, 2, 3, 3), УИПВ=( (3, 2, 3, 2, 2, 3, 3), УИПВ=( (3, 2, 3, 3, 1, 3, 3), УИПВ=( (3, 2, 3, 3, 2, 2, 3), УИПВ=( (3, 2, 3, 3, 2, 3, 2) оцениваются также хорошо (3). Оценку удовлетворительно, имеют материально-техническое обеспечение инновационной деятельности и научно-исследовательская деятельность.

Повышение инновационного потенциала ВУЗа требует разработки мероприятий, направленных на создание общей информационной системы, привлечение альтернативных источников финансирования в образовательную и научно-исследовательскую деятельность, а также формирование единой научно-производственной, экспериментальной и инновационной базы через создание инновационного центра трансфера технологий.

Таким образом, предложенный системный подход к оценке инновационного потенциала высшей школы позволяет учесть современные особенности функционирования различных сфер деятельности, формирующихся на основе имеющегося ресурсного обеспечения под воздействием условий внешней среды. Положенный в основу реализации системного подхода экспертный метод интегрированной оценки через последовательное построение логических матриц позволяет выставить итоговую оценку состоянию уровня инновационного потенциала ВУЗа, определить слабые стороны, устойчивость достигнутого состояния, а также перспективные направления его повышения. Данный подход может базироваться не только на качественных оценках экспертов, но и на количественных показателях.

Литература

1. Управление организацией: учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 669 с.

2. С.В. Кортов. Инновационный потенциал и инновационная активность вузов УрФО. Инновационный менеджмент. 2004, № 1 (29).

3. Начаркин В.А. Анализ формирования и оценки инновационного потенциала высшей школы // Альманах «Продуктивное образование»: проекты в продуктивном образовании. - М.: Эк-шэн, 2005. - Вып. 5. - с. 103-109.

4. Критерии отбора инновационных вузов. // Высшее образование сегодня. 2005, № 11, с. 28-32.

5. Ю. Похолков. Опора на семь принципов. Критерии университетов инновационного типа с точки зрения профессионалов высшей школы. // Поиск. 2006, № 1-2, с. 5-6.

6. Т. Саати. Принятие решений. Метод анализа иерархий. - М.: Радио и связь, 1993. - 320с.

Пишите! Почтовый адрес: .197022, г. Санкт-Петербург,а\я 66

Е-таіІ: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.