Научная статья на тему 'Интегрированная отчетность как основа повышения существенности учетной информации'

Интегрированная отчетность как основа повышения существенности учетной информации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
601
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРИРОВАННАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАТРАТЫ / РЕГЛАМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ОТЧЕТНОСТИ / INTEGRATED REPORTING / ENVIRONMENTAL COSTS / RULES OF REPORTING FORMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рыбянцева Мария Сергеевна, Храмова Виолетта Евгеньевна

Основным информационным массивом, раскрывающим внешним пользователям информацию об организации является бухгалтерская финансовая отчетность. Реформирование отечественного учета привело к снижению информативности форм отчетности, к удалению расшифровок. Появилась очевидная необходимость формирования отчетности, раскрывающей более широкий круг показателей. Таким информационным массивом может стать интегрированная отчетность. Интегрированная отчетность это инструмент финансового учета, представляющий собой укомплектованный массив информационных данных об организации, включающий в себя комплекс показателей, характеризующих экономический, социальный и экологический аспекты сферы деятельности хозяйствующего субъекта, а также о системе корпоративного управления, что позволяет заинтересованным пользователям увидеть процесс создания стоимости хозяйствующего субъекта и сформировать мнение о его экономической ценности. Данный вид отчетности организации смогут формировать по желанию в соответствии с предложенным методическим документом «Регламентом формирования интегрированной отчетности». Данный документ предполагает следующую структуру интегрированной отчетности: актуальная информация об организации, историческая справка, экологическая информация, социальная информация, инновационная деятельность, система внутреннего контроля, расшифровка показателей финансовой отчетности, анализ финансового состояния и финансовых результатов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рыбянцева Мария Сергеевна, Храмова Виолетта Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATED REPORTING AS A BASIS FOR ESSENTIALITY INCREASING OF ACCOUNTING INFORMATION

Basic information files that revealing external users with information about the organization are the accounting financial statements. Reforms of the national accounting led to reduction of reporting forms informativeness and removal of transcripts. There was an obvious need for the formation of statements that reveals a wider range of indicators. Thus, integrated reporting can be such information array. Integrated reporting is the accounting tool, the information array about the organization. Integrated reporting includes such positions, as: a set of indicators characterized the economic, social and environmental aspects of the entity; the corporate management system that allows interested users to track the process of entity’s value creation and to form an opinion about its economic value. This type of reporting will be able to shape in accordance with the proposed methodological document "Rules of integrated reporting formation". This document assumes the following structure of integrated reporting: relevant information about the organization, historical information, environmental information, social information, innovation, internal control system, decoding of the financial statements, analysis of financial condition and financial results

Текст научной работы на тему «Интегрированная отчетность как основа повышения существенности учетной информации»

УДК 657.478.2

08.00.00 Экономические науки

ИНТЕГРИРОВАННАЯ ОТЧЕТНОСТЬ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ СУЩЕСТВЕННОСТИ УЧЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Рыбянцева Мария Сергеевна

к.э.н., доцент кафедры теории бухгалтерского

учета

SPIN-код: 7874-8981 Riban1 @rambler.ru

Храмова Виолетта Евгеньевна

магистрант кафедры теории бухгалтерского учета

vio-e@mail.ru

Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия

Основным информационным массивом, раскрывающим внешним пользователям информацию об организации является бухгалтерская финансовая отчетность. Реформирование отечественного учета привело к снижению информативности форм отчетности, к удалению расшифровок. Появилась очевидная необходимость формирования отчетности, раскрывающей более широкий круг показателей. Таким информационным массивом может стать интегрированная отчетность. Интегрированная отчетность - это инструмент финансового учета, представляющий собой укомплектованный массив информационных данных об организации, включающий в себя комплекс показателей, характеризующих экономический, социальный и экологический аспекты сферы деятельности хозяйствующего субъекта, а также о системе корпоративного управления, что позволяет заинтересованным пользователям увидеть процесс создания стоимости хозяйствующего субъекта и сформировать мнение о его экономической ценности. Данный вид отчетности организации смогут формировать по желанию в соответствии с предложенным методическим документом «Регламентом формирования интегрированной отчетности». Данный документ предполагает следующую структуру интегрированной отчетности: актуальная информация об организации, историческая справка, экологическая информация, социальная информация, инновационная деятельность, система внутреннего контроля, расшифровка показателей финансовой отчетности, анализ финансового состояния и финансовых результатов

Ключевые слова: ИНТЕГРИРОВАННАЯ ОТЧЕТНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАТРАТЫ, РЕГЛАМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ОТЧЕТНОСТИ

UDC 657.478.2 Economics

INTEGRATED REPORTING AS A BASIS FOR ESSENTIALITY INCREASING OF ACCOUNTING INFORMATION

Rybyantseva Maria Sergeevna Cand.Econ.Sci., associate professor of the accounting theory sub-faculty RSCI SPIN-code: 7874-8981 Riban1@rambler.ru

Khramova Violetta Evgenievna

graduate student of the accounting theory department

vio-e@mail.ru

Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia

Basic information files that revealing external users with information about the organization are the accounting financial statements. Reforms of the national accounting led to reduction of reporting forms in-formativeness and removal of transcripts. There was an obvious need for the formation of statements that reveals a wider range of indicators. Thus, integrated reporting can be such information array. Integrated reporting is the accounting tool, the information array about the organization. Integrated reporting includes such positions, as: a set of indicators characterized the economic, social and environmental aspects of the entity; the corporate management system that allows interested users to track the process of entity's value creation and to form an opinion about its economic value. This type of reporting will be able to shape in accordance with the proposed methodological document "Rules of integrated reporting formation". This document assumes the following structure of integrated reporting: relevant information about the organization, historical information, environmental information, social information, innovation, internal control system, decoding of the financial statements, analysis of financial condition and financial results

Keywords: INTEGRATED REPORTING, ENVIRONMENTAL COSTS, RULES OF REPORTING FORMATION

Существующие массивы финансовой отчетности не раскрывают всех существенных показателей. Данные формы нуждаются в расшифровках, а информация об экологических, социальных аспектах вообще не отображается.

Интегрированная отчетность - это инструмент финансового учета, представляющий собой укомплектованный массив информационных данных об организации, включающий в себя комплекс показателей, характеризующих экономический, социальный и экологический аспекты сферы деятельности хозяйствующего субъекта, а также о системе корпоративного управления, что позволяет заинтересованным пользователям увидеть процесс создания стоимости хозяйствующего субъекта и сформировать мнение о его экономической ценности.

Цель интегрированной отчетности - это создание комплексного представления об организации, предполагаемое системное отражение различных аспектов деятельности, а также перспектив развития.

Функции интегрированной отчетности:

1) информационная - в интегрированной отчетности объединяются все показатели всех сфер деятельности организации;

2) аналитическая - заключается в проведении оценки и анализа всех видов деятельности хозяйствующего субъекта;

3) контрольная - помогает осуществлять контроль над активами организации, за движением материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Основополагающие принципы:

1) комплексность - отчет должен формировать целостную картину деятельности организации, взаимосвязи факторами, которые влияют на создание ее ценности в будущем;

2) адресность - включение в состав отчетности и информацию, которая будет актуальна для различных заинтересованных пользователей;

3) достоверность - информация, отраженная в отчетности, должна отражать как положительные факты, так и отрицательные, в сбалансированной форме и без ошибок;

4) существенность - проявляется в отражении только той информации, изменение которой может существенно повлиять на деятельность организации в обозримом будущем;

5) рациональность - включенная информация должна быть максимально полезна для пользователя;

6) краткость - отчет не должен быть перегружен большим объемом данных, информация должна быть укомплектована так, чтобы она была наглядной.

Интегрированная отчетность классифицируется:

1) По целевому назначению:

- внутренняя (для использования руководством с целью принятия управленческих решений);

- внешняя (для всех заинтересованных пользователей).

2) По периодичности представления:

- годовая (составляется по итогам года);

- промежуточная (составляется по итогам квартала, полугодия)

Таким образом, интегрированный отчет обеспечивает пользователей

как финансовой, так и нефинансовой информацией о стратегии компании, ее достижениях, стиле управления (с экономической и социальной точек зрения), делая акцент на взаимосвязях между этими аспектами.

На данный момент не существует регламентированного порядка заполнения интегрированной отчетности, но Международный совет по интегрированной отчетности огласил базовые принципы:

1. Всестороннее представление производственной и финансово-экономической информации по ключевым видам деятельности организации;

2. Включение всей существенной информации, в том числе нефинансовой (за исключением, государственной и коммерческой тайны) необходимой для заинтересованных пользователей;

3. В интегрированной отчетности, помимо прочей информации, также раскрывается информация о системе управления);

4. Включение в отчет информации о перспективных планах организации;

5. Представление в отчете информации о существующих проблемах в работе и способах их решения.

В рамках исследования была разработана структура методического документа «Регламент формирования интегрированной отчетности» (по сути алгоритм ее формирования, ориентированный на специфику деятельности сельскохозяйственных организаций) (рисунок 1).

Рисунок 1 - Структура регламента формирования интегрированной отчетности

Основываясь на международном стандарте «Интегрированная отчетность», рекомендовано включить в интегрированный отчет ОАО «Племза-вод им. Чапаева» следующие структурные блоки, представленные на рисунке 2.

| Актуальная информация об организации Историческая справка Экологическая информация Социальная информация Инновационная деятельность Система внутреннего контроля Расшифровка показателей финансовой отчетности Анализ финансового состояния и финансовых результатов

Рисунок 2 - Структурные блоки интегрированной отчетности

В информационном блоке «Актуальная информация об организации» отражается следующая информация:

- миссия;

- расположение на географической карте;

- обращение генерального директора;

- стратегия развития;

- виды деятельности;

- общие цифровые показатели.

Рекомендовано уделить особое внимание обращению руководства организации в лице генерального директора с фотографией и подписью. В своем обращении он может обозначить стратегию, цель деятельности, направления и условия, в которых работает организация.

Сведения, раскрываемые в данном разделе, упростят взаимодействие различных контрагентов с организацией, станут индикатором готовности организации к сотрудничеству.

Для наибольшей наглядности можно разместить изображение географической карты с обозначенным местоположением субъекта, его сельскохозяйственными угодьями, фермами и т.д.

Далее логичным будет привести общие цифровые данные, позволяющие пользователю сделать общий вывод о результатах деятельности организации и проследить связь с обозначенной стратегией. Для этого необходимо отобразить проанализированные данные, взятые из бухгалтерской отчетности. Например, структура производимой продукции и ее выручки (т.е. доля выпуска мясной, молочной продукции, хлебобулочных изделий и т.д.), структура уплаченных налогов, списочная численность персонала, общая структура затрат, общие показатели эффективности деятельности (рентабельность, оборачиваемость, производительность труда, прирост выручки и т.д.), инновационная деятельность.

Блок «Историческая справка» должен акцентировать внимание на общих событиях, произошедших в организации, а не только на финансовых показателях. Например, год создания субъекта, история развития, информация о лицах, внесших вклад в продвижение деятельности организации.

Следующий структурный блок - «Экологическая информация». В современных реалиях общество призывает обратить внимание на экологические проблемы. Деятельность аграрной отрасли невозможна без использования главного ресурса - земли, что напрямую связано с экологией. Воздействие хозяйственной деятельности человека на почвы неизбежно, так как именно сельскохозяйственная индустрия дает человеку продукты питания, которые также являются базой для животноводства. Но современные технологии не стоят на месте, и каждая организация вправе способствовать тому, чтобы процесс деградации почв происходил как можно медленнее, а процесс восстановления - быстрее.

Меры по устранению негативного воздействию необходимо отображать в интегрированном отчете. В таком случае будет наглядно видна активность организации в решении экологических проблем.

Целесообразным будет отражение в данном разделе выбора выращиваемых культур посредством анализа состава почв, климата, обеспеченности техникой и квалифицированным персоналом.

Далее в рекомендуется отражать результаты бонитировки почв, т.е. сравнительной оценки качества почв, их потенциального плодородия и производительной способности. На первый взгляд данная информация может показаться лишней. Но эта информация напрямую зависит от финансовой. Бонитировка представляет собой сложную многоступенчатую процедуру, включающую в себя несколько этапов:

1) Сбор необходимой информации: статистика урожайности за последние годы, исследование физико-химических и морфологических свойств почвы.

2) Математическая и статистическая обработка полученных данных, а именно свойств и морфологических признаков почвы, от которых зависит урожайность (содержание гумуса, кислотность, наличие элементов питания растений и т.д.).

Так, для формирования показателей балла оценки земли агрономом должны быть рассчитаны данные показатели по различным полям и проведен анализ за продолжительный период времени, что позволит дать качественную характеристику земель.

В ОАО «Племзавод им. Чапаева» рекомендовано отражать в данном разделе показатель стоимостной оценки проведенных мелиоративных работ. Осуществление мелиоративных работ крайне важно для поддержания плодородия почв, что поможет избежать истощение гумусового слоя. Появляется острая необходимость информационного отражения этих процес-

сов, в том числе в системе бухгалтерского учёта и качественных изменений наличия и использования земель.

В этом разделе можно отразить информацию о землях, которые находятся в долгосрочной аренде.

Таким образом, внешние пользователи, в частности потенциальные инвесторы, будут иметь полную объективную информацию о главном ресурсе сельскохозяйственной организации, о состоянии земли, о желании и содействии хозяйства относительно сохранности экологии.

«Инновационная деятельность» - это структурный блок, в котором отражается информация о наличии в деятельности организации расходов на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также о расходах на покупку новейшей техники или внедрения новых технологий.

Эта информация крайне важна, так как инновационная привлекательность зависит от того, какой эффект приносят среднесрочные и долгосрочные инвестиции в развитие организации, а развитие невозможно без новых разработок.

Например, в ОАО «Племзавод им. Чапаева» каждый год приобретается новая техника, внедряются новые технологии в животноводстве и растениеводстве. На развитие молочного направления направили 200 000 тыс. руб.: построили комфортабельные корпуса, обустроили на фермах современные доильные залы, которые существенно облегчили труд животноводов. Много лет назад хозяйство стало оснащать фермы шведским доильным оборудованием. Благодаря хорошей оснащенности и опыту специалистов животные чувствуют себя комфортно, у них свободный подход к кормам, удобное место отдыха, что способствует получению качественного молока, которое считается одним из лучших в крае.

Уже несколько лет специалисты ведут кропотливую работу по оздоровлению дойного стада от лейкоза, в результате две фермы получили сер-

тификат, разрешающий поставку молока для детского питания. Большой объем работы следует провести в отрасли свиноводства: ОАО «Племзавод им. Чапаева» предстоит реконструировать корпуса, внедрить новые технологии, что потребует больших финансовых вложений. В середине 70-х годов прошлого века были построены две свинотоварные фермы. С того времени остались и технологии. Специалисты хозяйства изучали опыт свиноводства Дании, бывали в свиноводческих предприятиях Голландии, Германии.

Такая информация в интегрированной отчетности очень полезна. Из этого следует, что наука в этом хозяйстве не стоит на месте, что выделенные средства использованы по назначению и есть хорошие перспективы в будущем. Также становится понятно, в чем организация еще нуждается (в данном случае это восстановление свиноводческого направления).

В блоке «Социальная информация» находят отражение следующие данные:

- расходы на развитие человеческого капитала (политика организации, направленная на совершенствование навыков и знаний);

- расходы на социальные и льготные программы для персонала;

- динамика принятых на работу и уволенных граждан;

- расходы на участие в помощи школам и детским домам и другие.

Эта часть отчета должна, в частности, отражать отсутствие какой-

либо дискриминации и социальную политику организации.

Целесообразно отражение следующей информации:

- процент мужчин и женщин;

- средняя заработная плата среди рабочих различных категорий (руководство, учетный отдел, производственные рабочие и т.д.);

- число работников с высшим образованием и без него.

В ОАО «Племзавод им. Чапаева» проводят различные семинары и тренинги для сотрудников, выделяют средства для обучения будущего персонала в Кубанском государственном аграрном университете.

ОАО «Племзавод им. Чапаева» посодействовало в строительстве детского оздоровительного лагеря в г. Анапе, а затем он был сдан в долгосрочную аренду ООО «Уренгойгазпром» на 49 лет. В качестве арендной платы ООО «Уренгойгазпром» поставляет хозяйству в полном объеме горюче-смазочные материалы.

Исследуемая организация предоставляет работникам ссуду, кредиты, содержит детский сад. Выделяются средства на оказание материальной помощи, оплату половины стоимости санаторной путевки, на отдых детей организации в детском оздоровительном лагере.

Информация в блоке «Система внутреннего контроля» должна отражать следующие существенные аспекты:

1) контроль своевременности и полноты предоставленных данных с учетом их адресности - руководству следует прописать функции каждого из сотрудников, ответственных за соблюдение установленных плановых показателей;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) соблюдение плановых показателей - разработка системы нормативных показателей, выявление причин возникновения и виновных лиц;

3) контроль качества учетной информации - данную функцию может выполнять служба внутреннего аудита;

Для наглядности можно схематично изобразить структуру управления. Информация в данном отчете предназначена преимущественно для внутреннего пользования.

В блок «Расшифровки показателей финансовой отчетности» следует включить детализацию отдельных показателей форм бухгалтерской отчетности. Кроме того, следует описать категории, не нашедшие прямого отражения в составе показателей.

Руководство организации

Финансовое Управление Управление Производство

управл енне снабжения сбыта

Бухгалтерия Плановый Оэд ел Отдел

01 дел снабжения продаж

Постазщиш

Покупатели

Рисунок 3 - Структура управления в ОАО «Племзавод им. Чапаева»

В блоке «Анализ финансового состояния и финансовых результатов деятельности организации» следует проиллюстрировать анализ результатов деятельности и финансового состояния ОАО «Племзавод им. Чапаева». Результаты расчетов можно представить в виде таблицы. Аналитическая информация - ключевое звено в оценке деятельности организации. Ознакомившись с показателями ликвидности, финансовой устойчивости, платежеспособности, уровнем деловой активности, можно сделать точные выводы о потенциале организации.

Интегрированная отчетность предполагает формирование расшифровок и пояснений нескольких типов:

- расшифровки показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности (раздел отчетности «Расшифровка показателей финансовой отчетности»);

- изменение информации, раскрываемой в специализированных формах (раздел отчетности «Расшифровка показателей финансовой отчетности»);

- раскрытие данных, не нашедших отражения в отчетности сельскохозяйственной организации (например, экологическая информация - (раздел отчетности «Экологическая информация»).

Для того, чтобы данные в бухгалтерской отчетности были более точны и информативны, целесообразным будет внести некоторые изменения в отчетные формы.

В бухгалтерском балансе ОАО «Племзавод им. Чапаева» вся дебиторская задолженность отражается в одной строке в разделе II «Оборотные активы». Это не совсем корректно с точки зрения ликвидности, идея которой заложена в основу данной отчетной формы. Не вся дебиторская задолженность будет высоколиквидной. Высокой степенью ликвидности будет обладать задолженность по оплате каких-либо услуг, а авансы, выданные на строительство объекта, будут низколиквидными. Так как по данным 2014 г. долгосрочной кредиторской задолженности нет, то проиллюстрируем изменения по данным бухгалтерского баланса на 31 декабря 2015 г. (таблица 1).

Таблица 1 - Сравнение актива бухгалтерского баланса до и после внесения

корректировок относительно дебиторской задолженности

Статья актива Сумма, тыс. руб. Статья актива Сумма, тыс. руб.

I ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ I ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Нематериальные активы 6 Нематериальные активы 6

Основные средства 563730 Основные средства 563730

Финансовые вложения 140 Финансовые вложения 140

- Дебиторская задолженность долгосрочная 85922

Прочие внеоборотные активы 1677 Прочие внеоборотные активы 1677

Итого по разделу I 565553 Итого по разделу I 651475

II ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ II ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Запасы 638636 Запасы 638636

Дебиторская задолженность 232220 Дебиторская задолженность краткосрочная 146298

Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов) 22000 Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов) 22000

Денежные средства и денежные эквиваленты 8591 Денежные средства и денежные эквиваленты 8591

Прочие оборотные активы 6984 Прочие оборотные активы 6984

Итого по разделу II 908431 Итого по разделу II 822509

БАЛАНС 1473984 БАЛАНС 1473984

Согласно учетной политике ОАО «Племзавод им. Чапаева», уровень существенности установлен в размере 5 %. Доля дебиторской задолженности в бухгалтерском балансе составляет 16 %. Это говорит о том, что данный показатель может существенно повлиять на принятие экономических решений.

Как видно из таблицы, деление дебиторской задолженности на долгосрочную и краткосрочную меняет структуру бухгалтерского баланса, и, следовательно, анализ платежеспособности организации будет иметь другие результаты. Например, для коэффициента текущей ликвидности, который равен отношению суммы оборотных активов и краткосрочных обязательств, оптимальным значением считается 2 и более. Для сравнения произведен расчет по данным бухгалтерского баланса без корректировок и после их внесения.

До внесения корректировок:

Кт.л. = 908431 тыс. руб. / 378513 тыс. руб. = 2,4

После внесения корректировок:

Кт.л. = 822509 тыс. руб. / 378513 тыс. руб. = 2,2

Исходя из расчетов оба показателя соответствуют нормативному значению, но после корректировок становится понятно, что платежеспособность ОАО «Племзавод им. Чапаева» стала ниже, что послужит сигналом для принятия управленческих решений относительно величины дебиторской задолженности.

Существуют показатели, формирующие агрегированные статьи форм бухгалтерской отчетности:

1) в бухгалтерском балансе:

- строка 1190 «Прочие внеоборотные активы»;

- строка 1260 «Прочие оборотные активы»;

- строка 1450 и строка 1550 «Прочие обязательства» в разделе IV «Долгосрочные обязательства» и разделе V «Краткосрочные обязательства»;

2) в отчете о финансовых результатах:

- строка 2340 «Прочие доходы»;

- строка 2350 «Прочие расходы»;

3) в отчете о движении денежных средств:

- строки 4119, 4219, 4319 «Прочие поступления»

- строки 4129, 4229, 4329 «Прочие платежи».

Рекомендуется непосредственно в форме, отражающей показатель, давать расшифровки вышеперечисленных строк, исходя из принципа существенности (таблица 2).

Таблица 2 - Перечень строк форм бухгалтерской отчетности,

нуждающихся в расшифровке

Строка Расшифровка

Бухгалтерский баланс

Строка 1190 «Прочие внеоборотные активы» Вложения во внеоборотные активы Оборудование к установке Расходы на освоение природных ресурсов

Строка 1260 «Прочие оборотные активы» Недостачи и потери от порчи ценностей

Строка 1450 «Прочие обязательства» Целевое финансирование

Отчет о финансовых результатах

Строка 2340 «Прочие доходы» Выручка от продаж основных средств и материалов Субсидии из бюджетов

Строка 2350 «Прочие расходы» Себестоимость продажи прочих активов Расходы на благотворительность

Отчет о движении денежных средств

Строка 4129 «Прочие платежи» Предоставленные займы сотрудникам организации

Строка 4219 «Прочие поступления» Доходы по инвестиционным паям

Строка 4229 «Прочие платежи» Приобретение инвестиционных паев

Структуру общей себестоимости продукции в разрезе элементов затрат можно найти в следующих формах:

- пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (раскрывается структура затрат по элементам без привязки к видам деятельности и видам продукции);

- форма 8-АПК «Отчет о затратах на основное производство» (отражена структура затрат по элементам с указанием расшифровок по растениеводству и животноводству, но без привязки к основным видам продукции);

Изучив общую структуру затрат, можно сделать вывод о том, что больший удельный вес в общей сумме затрат занимают материальные и трудовые затраты. Следовательно, при увеличении себестоимости основное внимание следует уделить именно этим элементам.

- форма 9-АПК «Отчет о производстве, затратах и себестоимости и реализации продукции растениеводства» (по основным культурам приведена информация о материальных затратах, но детализация минимальна, трудовые затраты представлены с отчислениями, другие элементы не отражены);

- форма 13-АПК «Отчет о производстве, себестоимости и реализации продукции животноводства» (по основным видам продукции животноводства приведена информация о материальных затратах, но детализация минимальна, трудовые затраты представлены с отчислениями, другие элементы не отражены).

Таким образом, отсутствует форма, в которой отражалась бы себестоимость по элементам затрат с расшифровками показателей по видам продукции растениеводства и животноводства.

Перечень затрат на оплату труда отражен в форме 5-АПК «Отчет о численности и заработной плате работников организации». Но, ни одна

форма не дает конкретного пояснения, какая именно заработная плата входит в себестоимость продукции, данные носят обобщенный характер.

Для повышения информативности необходимо добавить показатели в форму 5-АПК «Отчет о затратах на основное производство». Благодаря внесенным корректировкам появляется возможность проследить динамику и структуру изменения заработной платы работников, непосредственно занятых в производстве продукции животноводства и растениеводства.

Помимо исследования структуры себестоимости продукции необходимо оценить вклад каждой культуры в формирование финансового результата. Из формы 9-АПК «Отчет о производстве, затратах и себестоимости и реализации продукции растениеводства» можно взять основные показатели, которые характеризуют окупаемость затрат и формируют финансовый результат, например: валовой сбор, урожайность, затраты и выручке по продукции. В данной отчетной форме приведены показатели только за один год, а это значит, что нет возможности отследить динамику изменения данных показателей, без чего невозможно принятие управленческих решений.

В интегрированной отчетности рекомендуется создавать следующие форматы сводных отчетов, характеризующих изменения за ряд лет:

- «Оценка динамики валового сбора и урожайности продукции растениеводства» по данным ОАО «Племзавод им. Чапаева (таблица 3);

Таблица 3- Учетный регистр «Оценка динамики валового сбора и

урожайности продукции растениеводства»

Структура посевов, % Валовой сбор, ц Урожайность, ц/га

Культура 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2014 г. к 2012 г., % 2012 г. 2013 г. 2014 г. в среднем по отрасли за 2014 г. 2014 г. к 2012 г., %

Зерно- в 2,5 раза

вые и зернобобовые 34,3 39,3 36,4 83849 231833 211542 31,9 55,4 55,4 55,2 173,7

Зерно- в 2,5 раза

вые и зернобобовые 34,3 39,3 36,4 83849 231833 211542 31,9 55,4 55,4 55,2 173,7

Подсолнечник 8,8 9,2 10,9 26141 24339 27206 104,1 23,9 24,6 25,6 25,2 107,1

Сахарная свекла 8,6 6,3 9,4 361673 33028 444709 123 340,2 489 445,6 492,4 131

- «Оценка динамики затрат и выручки по реализованной продукции растениеводства» (таблица 4);

Таблица 4 - Оценка динамики затрат и выручки по реализованной

продукции растениеводства ОАО «Племзавод им. Чапаева»

Культура Затраты на реализованную продукцию, тыс. руб. Выручка от продаж, тыс. руб.

2012 г. 2013 г. 2014 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

сумма % сумма % сумма % сумма % сумма % сумма %

Зерновые и зернобобовые 24643 19, 8 82872 42, 3 78235 45, 6 36492 26, 8 107153 42, 9 125229 52, 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подсолнечник 6455 5,2 26959 13, 8 11150 6,5 12720 9,4 42973 17, 2 18692 7,9

Сахарная свекла 21206 17 14942 7,6 27293 15, 9 17148 12, 6 17638 7,1 36988 15, 5

- «Темп роста затрат и выручки по реализованной продукции растениеводства» (таблица 5).

Таблица 5 - Темпа роста затрат и выручки по реализованной продукции растениеводства ОАО «Племзавод им. Чапаева»

Темп роста, %

Культура Затраты на реализованную продукцию, тыс. руб. Выручка от продаж, тыс. руб.

2013 г. к 2014 г. к 2014 г. к 2013 г. к 2014 г. к 2014 г. к

2012 г. 2013 г. 2012 г. 2012 г. 2013 г. 2012 г.

Зерновые и зернобобовые в 3,4 раза 94,4 в 3,2 в 3 раза 116,9 в 3,4 раза

Подсолнечник в 4,2 раза 41,4 172,7 в 3,4 раза 43,5 146,9

Сахарная

свекла 70,5 182,7 128,7 102,9 209,7 в 2,2 раза

В отчете «Оценка динамики валового сбора и урожайности продукции растениеводства» следует отразить следующие показатели за ряд лет:

- структура посевов;

- валовой сбор;

- урожайность.

В качестве примера были выбраны культуры, которые занимают наибольший удельный вес в продукции ОАО «Племзавод им. Чапаева», а именно: зерновые и зернобобовые, подсолнечник и сахарная свекла. Каждый показатель рассмотрен в динамике за 3 года: 2012 г., 2013 г. и 2014 г. Но организация может отразить показатели, например, за 5 лет. Из данной таблицы стразу видно, как менялась структура посевов, валовой сбор и урожайность. Также в столбце урожайность следует добавить столбец «в среднем по отрасли за 2014 г.», который отражает средний показатель урожайности культуры в сельскохозяйственных организациях по краю, отклонение от которого будет сигналом для принятия мер по повышению данного показателя.

В следующем отчете, именуемом «Оценка динамики затрат и выручки по реализованной продукции растениеводства» отражается динамика затрат и выручка за ряд лет, а также сумма и доля затрат на производство каждого вида культур в общей суммы расходов, и аналогичные данные по выручке от продаж.

В отчете «Темп роста затрат и выручки по реализованной продукции растениеводства» отражается темп роста одноименных показателей, рассчитанный по данным предыдущего отчета. По приведенным данным можно сопоставить темп роста затрат и выручки.

В качестве примера, для отражения данных, не нашедших отражения в бухгалтерской отчетности, разработана структура формата отчета, пред-

ставленного на рисунке 4, который будет отражать экологические расходы.

Анализ состава и качества почв

Показатель 2015 г. 2014 г. 2013 г.

Химический анализ глины, % песка, % прочее, % Токсикологический анализ Содержание тяжелых металлов свинец, % цинк, % ртуть, % прочее, % Содержание нефтепродуктов Кислотность почв, pH Микробиологические исследования полезные микроорганизмы, % вредоносные микроорганизмы, %

Результат: чистая, допустимая, умеренно опасная, опасная, чрезвычайно опасная

Расходы на поддержание плодородия, тыс. руб.

Минеральные удобрения Химические средства защиты Мелиорация земель Химизация почв Противопадковые мероприятия

Итого

Рисунок 4 - Формат отчета об экологических затратах

Для поддержания состояния своего главного ресурса - земли, сельскохозяйственные организации должны осуществлять ряд мероприятий. В первую очередь это оценка качества почв, которая включает в себя многофакторный анализ, а именно:

1) Химический анализ почв. Оцениваются грунтовые условия: содержание глины, песка и т.д. Посредством данных мероприятий определяется вид грунта, почвы, и пригодность для выращивания той или иной сельскохозяйственной культуры;

2) Токсикологический анализ почв. Измеряется наличие тяжелых металлов (свинец, кадмий, цинк, никель, мышьяк, ртуть и др.), содержание нефтепродуктов и кислотность почв. В итоговой строке необходимо вынести результат оценки: чистая, допустимая, умеренно опасная, опасная, чрезвычайно опасная.

3) Микробиологические исследования. Проводится анализ содержания различных микроорганизмов, населяющих почву (бактерии, грибы, почвенные водоросли и т.д.).

В результате получают результаты биологической активности грунта, наличие патогенных микроорганизмов, которые способны вызвать различные заболевания у животных и людей. Эти микроорганизмы также способны выделять в окружающую среду разнообразные газы: азот, кислород, диоксид и оксид углерода, сероводород и множество других соединений, а большая концентрация некоторых из них отрицательно влияет на экологию.

В данном отчете можно отражать и результаты других исследований, если таковые проводятся.

Отражение в интегрированной отчетности информации по результатам проведенных мероприятий поможет установить точные причины снижения урожайности выращиваемых культур, а также отследить движение расходов в данной сфере.

Список литературы

1 Васильева, Н. К. Экономическая устойчивость сельскохозяйственных организаций / Н. К. Васильева, В. П. Васильев: монография. - М.: Издательский дом «НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА», 2016. - 164 с.

2 Рыбянцева, М. С. К вопросу о сущности, структуре и назначении бухгалтерской (финансовой) отчетности / М. С. Рыбянцева // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2011. - № 70. - С. 332-353.

3 Сорокина, К. В. Корпоративная финансовая отчетность. Международные стандарты / К. В. Сорокина. - М.: Проспект, 2012. - 204 с.

References

1 Vasil'eva, N. K. Jekonomicheskaja ustojchivost' sel'skohozjajstvennyh organi-zacij / N. K. Vasil'eva, V. P. Vasil'ev: monografija. - M.: Izdatel'skij dom «NAUCh-NAJa BIBLI-OTEKA», 2016. - 164 s.

2 Rybjanceva, M. S. K voprosu o sushhnosti, strukture i naznachenii buhgalterskoj (fi-nansovoj) otchetnosti / M. S. Rybjanceva // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2011. - № 70. - S. 332353.

3 Sorokina, K. V. Korporativnaja finansovaja otchetnost'. Mezhdunarodnye standarty / K. V. Sorokina. - M.: Prospekt, 2012. - 204 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.