Интегрированная нефинансовая отчетность и проблемы включения в нее экологической составляющей в России *
О.Е. Медведева профессор кафедры экономической политики и экономических измерений Государственного университета управления, доктор экономических наук (г. Москва) Г.И. Микерин профессор кафедры экономической политики и экономических измерений Государственного университета управления, кандидат технических наук (г. Москва) П.В. Медведев младший научный сотрудник Института проблем рынка Российской академии наук, кандидат экономических наук (г. Москва)
Ольга Евгеньевна Медведева, [email protected]
Интегрированная нефинансовая отчетность
В связи с всемирным распространением идей устойчивого развития и глобализацией экономических процессов идеология создания интегрированной корпоративной отчетности стала активно проникать в финансовые сферы, так как бизнесу, инвесторам и лицам, участвующим в международных сделках, понадобилось более полное раскрытие информации о рисках изменения стоимости компаний и их капитала под воздействием социальных, экологических, научно-технических и других факторов. В частности, в целях повышения прозрачности деятельности бизнеса раскрытие таких сведений в публичной отчетности рекомендуется Лондонской фондовой биржей (LSE), Йоханнесбургской фондовой биржей (JSE), Малазийской биржей (Bursa Malaysia), Шанхайской фондовой биржей (SSE). В США раскрытие нефинансовой информации рекомендовано Комиссией по ценным бумагам и биржам (SEC) (подробнее см. [1]).
Признание международным сообществом важности проблемы глобального изменения климата, обусловленного повышением концентрации парниковых газов (далее также - ПГ) в атмосфере, привело к тому, что в последнее время особенно востребованным стало раскрытие информации компаниями о выбросах ПГ. Подобные требования стали оформляться законодательно «во всех развитых и ведущих развивающихся странах, включая Китай, и в действующих международных стандартах, в том числе в стандарте отчетности GRI и в стандарте ISO 26000:2010 «Руководство по социальной ответственности» [2].
Так, компании, зарегистрированные на Лондонской бирже, с 2013 года обязаны отчитываться по выбросам парниковых газов. Ожидается, что раскрытие информации о выбросах ПГ станет обязательным требованием к компаниям-эмитентам на всех основных фондовых биржевых площадках, включая London Stock Exchange, New York Stock Exchange, NASDAQ, Hong Kong Exchanges, при осуществлении листинга ак-
* Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект Российского гуманитарного научного фонда «Развитие методологии стоимостной оценки экологического ущерба в целях устойчивого развития» № 15-02-00514).
ций и иных корпоративных ценных бумаг (подробнее см. [3]).
В ответ на новые потребности наряду с финансовой отчетностью компании стали разрабатывать интегрированную нефинансовую отчетность (integrated report - IR). Считается, что интегрированная отчетность (далее также ИО) - это процесс объединения различных нефинансовых показателей устойчивого развития в единой корпоративной отчетности для выявления их влияния на создание стоимости (value) компании в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективах. Интегрированную отчетность также называют отчетностью в целях устойчивого развития. «Основная цель интегрированного отчета - объяснить поставщикам финансового капитала, как организация создает стоимость в течение долгого времени. Интегрированный отчет полезен для всех заинтересованных сторон, которым важна способность организации создавать стоимость в течение долгого времени, включая сотрудников, клиентов, поставщиков, бизнес-партнеров, местные сообщества, законодательные и регулятивные структуры и лиц, определяющих государственную политику» [4].
Несмотря на то, что большое количество крупных фирм стали создавать интегрированную отчетность в целях устойчивого развития, многие о ней до сих пор либо не знают, либо для них этот термин «звучит как оксюморон. Однако, по мнению Джин Роджерс (Jean Rogers) - основательницы и исполнительного директора (CEO) Совета по стандартам отчетности устойчивого развития США (Sustainability Accounting Standards Board, SASB), - это никакой не оксюморон, а новый тип отчетности, критически необходимый для обеспечения эффективности рынков капитала. Финансовая отчетность, отмечает она, - это такой «язык бизнеса», с помощью которого заслуживающая доверие информация о решениях корпоративных менеджеров доводится до сведения инвесторов, принимающих решения продать, купить или придержать» [5].
Для успешного ведения бизнеса традиционно компании создавали финансовую отчетность. Но сейчас этого оказалось недостаточно, так как «доступ к финансовому капиталу для любой компании больше не гарантирует способности сохранять стоимость. Отношение величины чистых активов к рыночной капитализации со времени образования FASB (Совета по стандартам финансовой отчетности США) в 1973 году драматически упало. Нематериальные активы (включая ключевые составляющие отчетности устойчивого развития) сегодня составляют приблизительно 80% рыночной капитализации всех крупнейших компаний индекса S&P 500. ... Хотя факторы устойчивости, очевидно, влияют на результаты деятельности, традиционная отчетность просто не спроектирована таким образом, чтобы надлежащим образом их учитывать. Традиционная финансовая отчетность не имеет дела с нефинансовыми источниками влияния (собственно, по определению) -с такими вещами, как человеческий или природный капитал, например. Она не рассматривает их в качестве активов, хотя они и представляют собой источники будущей стоимости. В результате инвесторам и самим компаниям недостает информации обо всех важных действующих силах, создающих и поддерживающих их долгосрочную стоимость, а равным образом и о потенциальных источниках риска» [5].
Переход к новым понятиям в этой сфере потребовал изменение и мышления. «Чтобы обеспечить более активное участие профессиональных бухгалтеров в «интегрированном мышлении», а также чтобы помочь с обеспечением единообразия корпоративного управления, финансовой стабильности и устойчивого развития, Международная федерация бухгалтеров (International Federation of Accountants - IFAC) опубликовала новый документ для обсуждения Creating Value with Integrated Thinking: The Role of Professional Accountants (Создание стоимости с помощью интегрированного мышления: роль профессиональных бухгалтеров).
... «Именно интегрированное мышление в конечном счете меняет корпоративное поведение и ведет к более устойчивым организациям и большему доверию к бизнесу и правительствам» - говорит исполнительный директор IFAC Файез Чодхери (Fayez Choudhury). Сегодня это огромное поле для экспериментов. Предстоит столкнуться и преодолеть много сложностей, прежде чем роль интегрированного мышления будет до конца осознана» [6].
Ожидается, что интегрированная отчетность станет отчетностью будущего, которая распространится на все типы компаний, включая государственные и муниципальные. В перспективе методология интегрированной нефинансовой отчетности перекроет или включит методологию существующей оценки бизнеса и составляющих его имущественных активов. Российским специалистам еще предстоит активно подключиться к международным разработкам.
Для помощи компаниям, унификации подходов к интегрированной отчетности и решения методологических и правовых задач, связанных с подобной отчетностью в 2010 году, был создан Международный совет по интегрированной отчетности (ИЯС, МСИО) с целью развития единого подхода к этому виду отчетности, который в декабре 2013 года опубликовал первый Международный стандарт интегрированной отчетности, содержащий описание фундаментальной концепции, принципов, требований к интегрированной отчетности [7]. Согласно этому стандарту основной целью интегрированного отчета является раскрытие информации о создании внутренней и внешней стоимости компании.
В стандарте содержатся:
• описание фундаментальных концепций создания стоимости для организации и заинтересованных сторон;
• принципы подготовки и презентации интегрированного отчета;
• элементы содержания отчета;
• краткое описание требований к подготовке отчета.
К фундаментальной концепции, на которой базируется ИО, относится необходимость показа формирования (как увеличения, так и уменьшения) стоимости шестью видами капитала - финансовым, производственным, интеллектуальным, человеческим, репутационным и природным. Однако детальные алгоритмы расчета прироста или уменьшения стоимости этими видами капитала не представлены. Методологию и методики их измерения еще предстоит разработать.
Несмотря на методологические трудности, ряд компаний успешно решают эти задачи, о чем свидетельствуют их отчеты, размещенные в публичном доступе. Особенностью этих отчетов является то, что в них раскрыта информация о стратегии и бизнес-модели создания стоимости с учетом потребности общества в решении глобальных проблем, в том числе в сфере снижения выбросов парниковых газов и устойчивого развития.
В России работы по продвижению идей ИО и созданию его нормативного правового обеспечения только начинаются. Так, при поддержке МСИО была создана Российская региональная сеть (далее - РРС) по ИО с целью облегчения распространения идей интегрированной отчетности в бизнес-среде. Однако до создания полноценного отечественного стандарта в этой сфере и его повсеместного применения в нашей стране еще далеко.
Сейчас отечественные компании для улучшения своего имиджа, причем преимущественно на международной арене, включают в годовые корпоративные нефинансовые отчеты данные о проводимой ими социальной и экологической политике, фактически ориентируясь не на международный стандарт, а на свои представления о том, как эта информация должна выглядеть.
Единый стандарт в этой сфере отсутствует, поэтому, как отмечает в своей статье А. Выручаева, «интегрированные отчеты в России крупнейших компаний представля-
ют собой не «настоящий» интегрированный отчет, а лишь «пробу»... В качестве интегрированного отчета в России часто используют отчет об устойчивом развитии фирмы. При этом отчет об устойчивом развитии фирмы подготовить легче, так как для его подготовки существует специальное руководство в области устойчивого развития Global Reporting Initiative (GRI), также называемое Стандартами социальной отчетности, основанными на принципах Корпоративной социальной ответственности (КСО). Стандарты отчетности GRI постоянно обновляются. Сейчас действует последняя версия руководства GRI G4» [8].
Исследование, проведенное РРС в 2015 году, показало, что треть обследованных компаний вообще не готовят публичные отчеты в области устойчивого развития. Публичное описание социальной и экологической политики компании отсутствует. 39 процентов обследованных компаний готовят так называемые «минималистские» отчеты по требованиям Банка России, 28 процентов - продвинутые в той или иной степени публичные отчеты и только 2,5 процента обследованных компаний готовят интегрированные отчеты [9].
Также компании не спешат переходить к учету «углеродной» составляющей в своей публичной политике. Так, по данным доклада А.А. Аверченкова, в 2013 году из рассмотренных в рамках реализации проекта ПРООН 1 «ГЭФ 2 как катализатор развития углеродной отчетности в России» из 70 российских компаний различных секторов экономики в 46 процентах компаний отсутствует нефинансовая отчетность, в 28 процентах компаний нефинансовая отчетность представлена без «углеродной» составляющей. И только в 26 процентах рассмотренных компаний нефинансовая отчетность представлена с «углеродной» составляющей [10]. Возможно, подписание Россией Парижского климатического соглашения и
создание системы учета выбросов парниковых газов понудят компании к подобной деятельности.
Анализ публичной отчетности крупнейших компаний России показывает, что в своих отчетах они не отражают формирование стоимости компании под воздействием экологических факторов, а указывают меры по охране окружающей среды - преимущественно затраты на природоохранные мероприятия. Примером подобного отчета может служить публичный отчет компании «Лукойл».
Для изменения ситуации и формирования институциональной среды для внедрения интегрированной нефинансовой отчетности в России государственными органами принят ряд мер.
Так, в мае 2017 года распоряжением Правительства Российской Федерации утверждена Концепция развития публичной нефинансовой отчетности (далее также - ПНО) и план мероприятий по ее реализации [11], представляющих собой «дорожную карту» по созданию отечественного стандарта интегрированной нефинансовой отчетности.
Концепция ПНО может стать важным документом, направленным на повышение корпоративной прозрачности и социальной ответственности российских компаний. В преамбуле документа указывается, что «Назначение публичной нефинансовой отчетности состоит в предоставлении организациями значимой, полной, своевременной, точной, сбалансированной, сопоставимой, надежной и объективной информации об их деятельности по экономическим, экологическим, социальным аспектам и системам управления для удовлетворения информационных потребностей и запросов заинтересованных сторон. На основании этих сведений заинтересованные стороны могут судить о качестве управления в организациях и принимае-
1 ПРООН - программа развития Организации объединенных наций.
2 ГЭФ - Глобальный экологический фонд.
мых ими решений, о влиянии на окружающую среду и общество, об устойчивости организаций, поскольку большинство нефинансовых показателей, включаемых в публичную нефинансовую отчетность, могут иметь значимые финансовые последствия как в текущей практике, так и в будущем» [11].
В Концепции приводится определение интегрированного отчета как документа, отражающего взаимосвязь различных элементов, характеризующего бизнес-модель и ориентированного прежде всего на инвесторов. Согласно Концепции в интегрированном отчете должна комплексно раскрываться финансовая и нефинансовая информация о деятельности организации [11].
В отношении экологической составляющей в Концепции указано следующее: «Стимулирующую роль в развитии публичной нефинансовой отчетности может оказать резолюция Организации Объединенных Наций, содержащая 17 целей в сфере устойчивого развития 3 и определяющая, с одной стороны, необходимость разработки системы показателей с целью мониторинга достижения этих целей как на национальном, так и на глобальном уровне, с другой стороны, включающая задачи по отражению вклада организаций в устойчивое развитие, решаемые в рамках публичной нефинансовой отчетности. В частности, компаниям, особенно крупным и транснациональным, рекомендуется применять устойчивые методы производства и отражать информацию о рациональном использовании ресурсов в своих отчетах» [11]. В документе говорится, что социальная ответственность понимается как ответственность перед обществом в ее связи с устойчивым развитием; также указывается на необходимость «раскрытия информации в области социальной и экологической ответственности, в том числе по составлению отчета в сфере устойчи-
вого развития в соответствии с требованиями, признанными на международном уровне».
Впервые в официальном документе, что очень важно для развития отечественного природоохранного законодательства в части трактовки и оценки экологического ущерба, указывается на возможность финансовых последствий для субъектов хозяйственной деятельности от их воздействия на окружающую среду и общество. Значимость подобных положений для развития отечественных природоохранных инструментов в том, что сейчас в соответствии с применяемыми методиками оценки весь экологический ущерб сводится только к вреду, причиняемому конкретным природным объектам и средам без учета негативных последствий для общества. Это не позволяет учитывать в деятельности компаний важнейшие составляющие экологического ущерба - риск возникновения финансовых издержек самих компаний, а также финансовых и материальных потерь людей, экономики страны и отдельных регионов от принимаемых решений, не учитывающих принципы устойчивого развития. В свою очередь, такое положение дел обусловливает невозможность прозрачного отражения процесса формирования внутренней и внешней стоимости компании и подготовки достоверного интегрированного отчета.
Институциональное оформление подготовка интегрированной нефинансовой отчетности получит после принятия Федерального закона «О публичной нефинансовой отчетности», регулирующего раскрытие информации о деятельности компаний в области социальных и корпоративных отношений, экологии, охраны труда, к разработке которого, по сообщениям прессы [13], приступило Министерство экономического развития Российской Федерации в рамках утвержденной Концепции развития публичной нефинансовой отчетности.
Подробнее о целях в области устойчивого развития см. [12].
3
Проблемы продвижения интегрированной нефинансовой отчетности в России
Существуют как правовые, так и экономические причины возникновения сложившейся ситуации.
К правовым проблемам относятся:
• нормы существующего законодательства не понуждают компании объективно оценивать последствия своей социальной и экологической политики;
• отсутствует внятное нормативное правовое регламентирование процедуры раскрытия корпоративной нефинансовой отчетности для целей устойчивого развития.
К экономическим проблемам относятся:
• методологическая неразработанность измерения стоимости нематериальных видов капитала, указываемых в стандарте МЯО, в частности, природного капитала;
• отсутствие приемлемой методологии стоимостной оценки экологического ущерба для целей интегрированной отчетности и влияния риска его возникновения на стоимость компании. В отсутствие методик в этой сфере компании оказываются не готовыми к применению идеологии интегрированной финансовой отчетности.
Вместе с тем потребность в подобной отчетности есть, так как неуказание социальных и экологических рисков может привести к неверному информированию финансовых партнеров о возможных потерях в финансовом капитале компании.
Предложения по решению проблем
Можно предложить ряд направлений по преодолению существующих проблем и продвижению интегрированной отчетности в России.
1. Принятие правовых норм, направленных на понуждение компаний к стоимост-
ной оценке экологических рисков в своей публичной отчетности. Одним из вариантов правового побуждения компаний к созданию интегрированной отчетности может стать введение в природоохранное законодательство норм, обязывающих компании рассчитывать размер ожидаемого экологического ущерба от осуществления их деятельности в будущем, объем финансовых затрат на его устранение и ожидаемую величину снижения стоимости компании в связи с возможными экологическими рисками или увеличения стоимости при их минимизации.
2. Разработка норм, устанавливающих официальный порядок признания нефинансовой отчетности компании в части учета экологических рисков и их влияния на формирование стоимости компании. В настоящее время согласно публикации [5] процедура заверения нефинансовой отчетности компании организована на базе Российского союза промышленников и предпринимателей.
3. Развитие понятийного аппарата, связанного с расширительным определением экологического ущерба как социальных издержек, включающих вред, причиняемый природе (конкретным ее компонентам), обществу, включая глобальные аспекты вреда от климатических изменений (здоровье, экономические потери и т. д.), производителям. В частности, следует ввести в законодательство понятие «экологический ущерб», под которым понимается финансовая оценка всех негативных последствий, вызываемых загрязнением окружающей среды, выбросами парниковых газов, утратой и истощением природных ресурсов, разрушением экосистем и их отдельных компонентов и создающих реальную угрозу жизни и здоровью человека, его благосостоянию, материальным ценностям, экономике страны в целом и отдельных регионов. Оценка экологического ущерба в стоимостном выражении должна быть шире, чем простой подсчет в денежной форме вреда, причиненного природным объектам, а так-
же включать экономические убытки и потери общества, возникающие в результате причинения такого вреда.
4. Развитие методологии оценки стоимости экологического ущерба и связанных с ним социальных издержек, включая выбросы парниковых газов. По мнению члена рабочей группы Министерства экономического развития Российской Федерации и «Деловой России» в области углеродного регулирования А. Галеновича, выбросы парниковых газов, приведенные к С02-эквиваленту, могут стать удобным показателем экологической и энергетической эффективности компаний и стран, а включение стоимости выбросов парниковых газов в обязательную нефинансовую отчетность позволяет регулировать рынки (см. [14]). Однако вопрос определения стоимости парниковых газов после подписания Парижского соглашения в 2016 году стал еще более запутанным, чем прежде, так как механизмы определения цены парниковых газов в отсутствие квот на выбросы, как в Киотском протоколе, отсутствуют. Их еще предстоит выработать как на международном, так и на национальных уровнях.
5. Развитие методологии оценки стоимости компании, обусловленной снижением или увеличением социальных издержек, и внесение соответствующих дополнений в федеральные стандарты оценки или создание нового федерального стандарта, касающегося влияния экологических рисков на стоимость компании по аналогии с международным руководством (МР) 7 «Оценка при наличии опасных и токсичных веществ» в Международных стандартах оценки (МСО). В настоящее время в России подобного стандарта оценки стоимости нет.
В то же время согласно статье 20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» «Разработка федеральных стандартов оценки осуществляется на основе международных стандартов оценки», а целью МСО является установ-
ление понятии и принципов, которые применимы ко всем типам оценок, в интересах повышения согласованности, прозрачности и, следовательно, укрепления доверия к оценочному процессу. На это указывается в пресс-релизе Международного совета по стандартам оценки (МССО) к проекту 9-й редакции Международных стандартов оценки (сейчас это действующий стандарт МСО 2011) (см [22]). Кроме того, в пресс-релизе МССО отмечается, что совершенствование всех стандартов является следствием заинтересованности глобальных и национальных регуляторов в повышении качества международной оценочной практики. «Большая двадцатка» (G20) в Декларации об укреплении финансовой системы, принятой по результатам Лондонского саммита в апреле 2009 года, указала на необходимость «ясности и согласованности при международном применении стандартов стоимостной оценки» [23].
Таким образом, принятие подобного стандарта оценки будет способствовать реализации основной цели интегрированной отчетности по количественному измерению влияния экологических факторов на создание стоимости компании. Насколько сильным может быть это влияние, демонстрирует авария на нефтяной платформе компании British Petroleum (BP) в Мексиканском заливе, произошедшая в 2010 году и приведшая к крупнейшей экологической катастрофе. После аварии стоимость компании снизилась на 37 процентов (до 91 миллиарда евро) (см. [15]). Кроме того, репутация компании значительно ухудшилась, ее рейтинг понизился, она вынуждена была продавать активы для покрытия затрат на ликвидацию экологического ущерба. Компания создала фонд для выплаты компенсаций размером около двадцати миллиардов долларов. К концу осени 2010 года суммарные убытки BP, связанные с аварией на платформе, оценивались уже приблизительно в сорок миллиардов долларов (см. [16]).
Похожая ситуация складывается в России - компании терпят убытки из-за прио-
становленных по требованию общественности проектов (например подъем уровня Чебоксарского водохранилища компанией «РусГидро» или разработка месторождений никелевых руд Уральской горнометаллургической компанией в Воронежской области).
Для ликвидации пробелов в методическом обеспечении стоимостной оценки экологического ущерба целесообразно следующее:
• разработать алгоритмы стоимостного измерения различных видов экологического ущерба;
• показывать экологические риски, определенные в стоимостном выражении на основе оценок экологического ущерба;
• включать в расчеты экологического ущерба последствия от негативного воздействия на здоровье людей.
В целом внесенные авторами настоящей статьи предложения требуют более детального рассмотрения, в том числе изучение опыта компаний, готовящих интегрированную отчетность, и осмысления ввиду неразработанности темы и незначительного количества исследований.
При проведении исследований по стоимостной оценке ущерба было бы целесообразным опираться на работы таких ведущих российских ученых в этой сфере, как А.А. Гусев (см. [17, 18]), А.Л. Новоселов (см. [19]) и А.С. Тулупов (см. [20]).
ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ИСТОЧНИКИ
1. Васильева А. В. Гапеенкова Р. А., Степанов А. Ю. Лучшая практика корпоративного управления // Акционерное общество. 2017. № 3 (154). URL: http://www.ey.com/ Publication/vwLUAssets/EY-article-march-2017/$FILE/EY-article-march-2017.pdf/
2. ISO 26000:2010. Guidance on social responsibility (Руководство по социальной ответственности). URL: http://docs.cntd.ru/ document/gost-r-iso-26000-2012
3. Юлкин М. Раскрытие информации
о выбросах парниковых газов становится обязательным. URL: http://yaremontiveri. ucoz.ua/news/raskrytie_informacii_o_vybro sakh_parnikovykh_gazov_stanovitsja_objaza telnym/2017-10-04-254
4. Международный стандарт интегрированной отчетности (ИО), 2013. URL: http://integratedreporting.org/wp-content/ uploads/2015/03/13-12-08-THE-INTERNA TIONAL-IR-FRAMEWORK.docx_en-US_ru-RU.pdf
5. Насколько в действительности популярна отчетность устойчивого развития на Западе? URL: http://www.gaap.ru/articles/ Naskolko_v_deystvitelnosti_populyarna_otch etnost_ustoychivogo_razvitiya_na_Zapade
6. Creating Value with Integrated Thinking. The Role of the Professional Accountant. Nov 03, 2015. 20 Pages. URL: https://www.ifac.org/ publications-resources/creating-value-integrat ed-thinking
7. Международный стандарт интегрированной отчетности. URL: http://ir.org.ru/attach ments/article/94/13-12-08-THE-INTERNA TIONAL-IR-FRAMEWORK.docx_en-US_ru-RU.pdf
8. Выручаева А. Особенности интегрированной финансовой отчетности // Актуальная бухгалтерия. 2013. № 10. URL: http:// gaap.ru/articles/Osobennosti_integrirovan noy_finansovoy_otchetnosti/ 03.10.13
9. Алексеев Э. С. Современное состояние и перспективы развития интегрированной отчетности в России. URL: http://xn-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/16071
10. Аверченков А. А. Семинар. Игры без климатических изменений: Углеродная программа Сочи 2014 и Зеленое наследие Олимпиады 29 октября 2013 г. URL: http:// greening-sochi2014.isedc-u.com/docs/sove shania/after/6Razviti3-ugl3rodnoy-otch3tnos ti_av3rch3nkov_ru.pdf/
11. Об утверждении Концепции развития публичной нефинансовой отчетности и плана мероприятий по ее реализации : распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 мая 2017 года № 876-р. URL: http:// www.consultant.ru/law/hotdocs/49565.html
12. Цели в области устойчивого развития. URL: http://www.un.org/sustainabledevel opment/ru/sustainable-development-goals/
13. Минэкономразвития инициирует разработку законопроекта о нефинансовой отчетности. URL: http://www.e-disclosure.ru/ vse-novosti/novost/3481
14. Титов А. Цена углерода. URL: http://cli materussia.ru/politika-i-finansy/cena-ugleroda
15. BP подешевела на €54 млрд после аварии в заливе. URL: http://www.tehno progress.ru/lenta/news85198.html
16. BP finally seals leaking Gulf of Mexico oil well // BBC News, 19.09.2010.
17. Гусев А. А. Об экономической оценке природных ресурсов и ее использовании в народном хозяйстве // Экономическая наука современной России. 2017. № 2 (77).
18. Гусев А. А., Новоселова И. Ю, Новоселов А. Л., Плямина О. В. Моделирование
«зеленой» экономики. Теория и практика.
* *
М. : Экономика, 2017.
19. Новоселов А. Л. Экономическая оценка прошлого ущерба с учетом неопределенности исходных данных // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. № 10-1.
20. Тулупов А. С. Методологические вопросы оценки ущерба от загрязнения окружающей среды // Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 9 (47).
21. Об оценочной деятельности в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-Ф3.
22. Пресс-релиз Международного совета по стандартам оценки к проекту 9-й редакции Международных стандартов оценки. URL: www.ivsc.org
23. Декларация об укреплении финансовой системы. URL: https://books.google.ru/ books?isbn=5040207506
УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!
Предлагаем вашему вниманию издание
Фонда «Институт экономики города» «ГОРОДСКОЙ АЛЬМАНАХ: ВЫПУСК 7»
Выход альманаха был приурочен к проведению Конференции ИЭГ «Новая повестка развития российских городов» 15 сентября 2017 года и посвящен наиболее актуальным вопросам городской экономики и муниципального управления в том числе жилищной политике в коммунальной сфере, секторе жилищного строительства и градоустрой-ства территорий.
Выпуск 7 подготовлен и опубликован за счет средств целевого капитала Фонда «Институт экономики города» и реализуется бесплатно. Электронная версия альманаха доступна на странице Конференции ИЭГ по ссылке: www.urbaneconomics.ru/ press/Conference2017
Для получения «Городского альманаха: выпуск 7» в печатном виде направьте заявку через форму обратной связи на сайте ИЭГ.
О приобретении, распространении, взаимодействии с авторами альманаха и другие вопросы вы можете задать по телефону: +7-963-655-60-06 (Ала Лифанова) или направить по адресу: [email protected]